Территория хазарского каганата: Хазарский каганат — урок. История, 6 класс.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И НАРОДЫ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В 7–10 ВЕКАХ • Большая российская энциклопедия

Ха­зар­ский ка­га­нат. В сер. 7 в. в Да­ге­ста­не, в зем­ле са­ви­ров, уси­ли­лось объ­е­ди­не­ние тю­рок-ха­зар, пра­ви­те­ли ко­то­рых бы­ли в род­ст­ве с ка­га­на­ми Аши­на. Ха­за­рам уда­лось раз­гро­мить бол­гар, часть ко­то­рых ото­шла из При­азо­вья на Дон, при­знав власть Ха­за­рии; бол­гар­ская ор­да во гла­ве с ха­ном Ас­па­ру­хом в 681 пе­ре­се­ли­лась на ниж­ний Ду­най, где бол­га­ры вме­сте со сла­вя­на­ми соз­да­ли го­су­дар­ст­во Бол­га­рия (т. н. Ду­най­скую Бол­га­рию). Тре­тья груп­па бол­гар от­ко­че­ва­ла в Сред­нее По­вол­жье, где к кон. 1-го тыс. н. э. сло­жи­лось го­су­дар­ст­во Волж­ско-Кам­ская Бул­га­рия, пер­во­на­чаль­но за­ви­си­мое от Ха­за­рии.

Под­чи­нив ала­нов и др. на­ро­ды Се­вер­но­го Кав­ка­за и По­до­нья, ха­за­ры рас­про­стра­ни­ли свою власть не толь­ко на сте­пи Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья, но ста­ли пре­тен­до­вать на ви­зан­тий­ские и гот­ские вла­де­ния на Бос­по­ре Ким­ме­рий­ском и в Кры­му. Им под­чи­ня­лись Фа­на­го­рия, Та­ма­тар­ха (Тму­та­ра­кань), Керчь (Пан­ти­ка­пей) и др. го­ро­да. Под вла­стью ха­зар ока­за­лась часть сла­вян­ских пле­мён, жив­ших ме­ж­ду Сред­ним По­днеп­ровь­ем и По­донь­ем (по ле­то­пи­си, дань ха­за­рам пла­ти­ли ки­ев­ские по­ля­не, се­ве­ря­не, ра­ди­ми­чи и вя­ти­чи). Ха­за­ры пре­тен­до­ва­ли так­же на власть над бур­та­са­ми, волж­ски­ми фин­на­ми (вплоть до морд­вы-эр­зи и ма­рий­цев) и др. К кон. 7 в. сло­жил­ся Ха­зар­ский ка­га­нат, пре­тен­до­вав­ший на ге­ге­мо­нию в Вос­точ­ной Ев­ро­пе и вклю­чив­ший­ся в борь­бу ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Ви­зан­ти­ей в За­кав­ка­зье.

В 1-й тре­ти 8 в. ха­за­ры столк­ну­лись с араб­ской экс­пан­си­ей на Кав­ка­зе, ка­ган по­тер­пел по­ра­же­ние и пе­ре­нёс став­ку из Да­ге­ста­на в Ниж­нее По­вол­жье, в г. Итиль. Ара­бы не удер­жа­ли всех заво­ё­ван­ных тер­ри­то­рий, их фор­по­стом в Да­ге­ста­не ос­та­вал­ся Дер­бент. Ха­за­рам уда­лось вос­ста­но­вить власть над б. ч. Се­вер­но­го Кав­ка­за и При­чер­но­морь­ем. В ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии ка­ган из­брал иу­да­изм (ев­рей­ские об­щи­ны с на­чала н. э. оби­та­ли в го­ро­дах Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья): иу­да­изм как ре­ли­гия, ос­но­ван­ная на Свя­щен­ном Пи­са­нии, при­зна­вал­ся и ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми, и гре­ка­ми-хри­стиа­на­ми – со­пер­ни­ка­ми Ха­за­рии. Иу­да­изм при­ня­ла толь­ко ха­зар­ская вер­хуш­ка; осн. часть на­се­ле­ния Ха­за­рии – бол­га­ры и ала­ны – со­хра­ни­ла тра­ди­ци­он­ные язы­че­ские ве­ро­ва­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет и сал­то­во-ма­яц­кая ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра, рас­про­стра­нив­шая­ся в 8–9 вв. на тер­ри­то­рии Ха­зар­ско­го ка­га­на­та.

В 9–10 вв. сфор­ми­ро­ва­лась сеть ха­зар­ских кре­по­стей в бас­сей­не До­на (в т. ч. по­стро­ен­ный ви­зан­тий­ца­ми Сар­кел, Ма­яц­кое го­ро­ди­ще) и Се­вер­ско­го Дон­ца (с. Верх­нее Сал­то­во), в При­ку­ба­нье (го­ро­ди­ще Ху­ма­ра) и Да­ге­ста­не (Чир-Юрт). В го­ро­дах (Итиль, Се­мен­дер) со­су­ще­ст­во­ва­ли раз­ные эт­но­кон­фес­сио­наль­ные об­щи­ны – ха­зар­ско-иу­дей­ские, му­суль­ман­ские, хри­сти­ан­ские, язы­че­ские. Од­но­вре­мен­но про­дол­жа­лись ин­тен­сив­ные ми­гра­ци­он­ные про­цес­сы как в сте­пи, так и в лес­ной зо­не Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Кон­флик­ты с но­вы­ми ко­че­вы­ми ор­да­ми Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья – тюр­ко­языч­ны­ми пе­че­не­га­ми и уг­ра­ми (венг­ра­ми) – ос­лаб­ля­ли ка­га­нат. На пе­ри­фе­рии ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­лись цен­тро­беж­ные про­цес­сы. Во 2-й пол. 9 в. венг­ры бы­ли вы­тес­не­ны пе­че­не­га­ми за Кар­па­ты на Ду­най. Этот кон­фликт по­зво­лил рус. князь­ям уп­ро­чить свою власть в Сред­нем По­днеп­ро­вье.  С нач. 10 в. ос­во­бо­дить­ся из-под вла­сти Ха­за­рии стре­ми­лись ала­ны Се­вер­но­го Кав­ка­за, ори­ен­ти­ро­вав­шие­ся на со­юз с Ви­зан­ти­ей и при­няв­шие хри­сти­ан­ст­во; в гор­ном Да­ге­ста­не скла­ды­ва­лось гос. объ­е­ди­не­ние Са­рир, со­юз­ное ала­нам; ха­ны Волж­ско-Кам­ской Бул­га­рии при­ня­ли ис­лам. На се­ве­ре фор­ми­ру­ет­ся Древ­не­рус­ское гос-во, стре­мя­щее­ся объ­е­ди­нить вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли и под­чи­нить дан­ников Ха­за­рии. В 960-е гг. Ха­зар­ский ка­га­нат гиб­нет под уда­ра­ми Ру­си и на­тис­ком огу­зов (гу­зов) из за­волж­ских сте­пей.

Кувшины из Копёнского чаатаса (Хакасия). Золото. 8–9 вв. Исторический музей (Москва).

Тюр­ки Юж­ной Си­би­ри в 8–10 вв. Огу­зы (гу­зы) – об­щее на­име­но­ва­ние двух круп­ных объ­е­ди­не­ний тюр­коя­зыч­ных пле­мён. Объ­е­ди­не­ние то­куз-огу­зов сфор­ми­ро­ва­лось ещё в со­ста­ве Тюрк­ско­го ка­га­на­та. До­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в объ­е­ди­не­нии за­ни­ма­ли уй­гу­ры, ко­то­рые по­сле рас­па­да в сер. 8 в. Тюрк­ско­го ка­га­на­та соз­да­ли Уй­гур­ский ка­ганат, под­чи­нив се­бе тюр­коя­зыч­ное на­се­ле­ние Ту­вы, раз­би­ли со­юз­ных ему ени­сей­ских кыр­гы­зов и кар­лу­ков, на вос­то­ке, в Мон­го­лии, – мон­го­лоя­зыч­ных та­тар. Власть Уй­гур­ско­го ка­га­на­та про­сти­ра­лась от Мон­го­лии до Ту­вы и Фер­га­ны. Уй­гур­ский ка­ган при­нял от мис­сио­не­ров из Со­гда ма­ни­хей­ст­во ­как гос. ре­ли­гию, ма­ни­хей­ские об­щи­ны, наря­ду с буд­дий­ски­ми, рас­се­ли­лись в Цен­траль­ной Азии, рас­про­стра­ни­лось сог­дий­ское пись­мо. При по­мо­щи со­г­дий­ских и ки­тай­ских ар­хи­тек­то­ров в ка­га­на­те строи­лись го­ро­да и зам­ки из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. В 840 ени­сей­ские кыр­гы­зы раз­гро­ми­ли Уй­гур­ский ка­га­нат и соз­да­ли Кыр­гыз­ский ка­га­нат во гла­ве с ка­га­ном Яг­ла­ка­ром. Сре­ди тюрк­ских объ­еди­не­ний Вос­точ­ной Си­би­ри древ­ни­ми ис­точ­ни­ка­ми упо­мя­ну­ты ку­ры­ка­ны (кит. гу­ли­гань) на Ан­га­ре, ко­то­рым при­пи­сы­ва­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ская ку­рум­чин­ская куль­ту­ра 6–10 вв. в При­бай­ка­лье и знаме­ни­тые па­мят­ни­ки на­скаль­но­го ис­кус­ст­ва – Лен­ские пи­са­ни­цы. Ми­гра­ции тю­рок на се­вер Вос­точ­ной Си­би­ри со­ста­ви­ли ос­но­ву эт­ноге­не­за яку­тов.

Часть то­куз-огу­зов от­ко­че­ва­ла по­сле раз­гро­ма Уй­гур­ско­го ка­га­на­та в При­ара­лье и При­кас­пий. В 9 в. воз­ник­ло их объ­е­ди­не­ние во гла­ве с ки­ма­ка­ми, пра­ви­тель ко­то­рых при­нял ти­тул ка­га­на. Ки­мак­ский ка­га­нат на ру­бе­же 9– 10 вв. вклю­чал зем­ли от Ир­ты­ша до Вол­ги. В При­ара­лье сло­жи­лось др. объ­е­ди­не­ние гу­зов со сто­ли­цей в Ян­ги­кен­те на Сыр­да­рье, раз­ви­вав­шее­ся под силь­ным влия­ни­ем Хо­рез­ма. Гу­зы кон­тро­ли­ро­ва­ли тор­го­вые пу­ти, ве­ду­щие в Вос­точ­ную Ев­ро­пу и уг­ро­жа­ли Хо­резму и Ха­за­рии. Пе­че­не­ги бы­ли вы­тес­не­ны ими из При­ара­лья в При­чер­но­мор­ские сте­пи. В кон. 10 в. от­де­лив­шая­ся от гу­зов ор­да во гла­ве с Сель­джуком от­ко­че­ва­ла в ни­зо­вья Сыр­да­рьи (кре­пость Дженд), где при­ня­ла ис­лам (так на­ча­лись сель­джук­ские за­вое­ва­ния в Пе­ред­ней Азии и За­кав­ка­зье), часть гу­зов втор­глась в Вос­точ­ную Ев­ро­пу, где ста­ли из­вест­ны под име­на­ми узов и тор­ков.

Даль­ний Вос­ток и Край­ний Се­вер. На Даль­нем Вос­то­ке ки­тай­ское и тюрк­ское влия­ния ока­за­ли воз­дей­ст­вие на эт­ни­че­ские про­цес­сы у тун­гу­со-мань­чжур­ских пле­мён. Об­щее на­зва­ние тун­гус­ских пле­мён в ки­тай­ских хро­ни­ках – мо­хэ; им бы­ло из­вест­но плуж­ное зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, ре­мёс­ла. В 698 они соз­да­ли го­су­дар­ст­во Бо­хай, вклю­чав­шее зем­ли При­мо­рья, Се­ве­ро-Вос­точ­но­го Ки­тая и Се­вер­ной Ко­реи. В сре­де зна­ти мо­хэ рас­про­стра­ни­лись буд­дизм, не­сто­ри­ан­ст­во. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Бо­хай – ос­тат­ки го­ро­дов, кре­по­стей и буд­дий­ских хра­мов – из­вест­ны в При­аму­рье (до­ли­на р. Раз­доль­ная). В 926 Бо­хай бы­ло за­воё­ва­но ки­да­ня­ми и во­шло в со­став их го­су­дар­ст­ва. Пред­по­ла­га­ют, что ми­гра­ции тю­рок спо­соб­ст­во­ва­ли рас­се­ле­нию тун­гус­ских пле­мён. Ки­тай­ские хро­ни­ки со­об­ща­ют о жи­ву­щих в За­бай­ка­лье оле­не­во­дах увань, ко­то­рых сбли­жа­ют с са­мо­на­зва­ни­ем эвен­ков и эве­нов. Эс­ки­мо­сы соз­да­ли в 1-м тыс. н. э. раз­ви­тую куль­ту­ру (ар­хео­ло­ги­че­ская древ­не­бе­рин­го­мор­ская куль­ту­ра) со спе­ци­фи­че­ски­ми ти­па­ми ко­жа­ных ло­док-кая­ков, ору­дий охо­ты, де­ко­ра­тив­ным ис­кус­ст­вом (резь­ба по кос­ти). Позд­нее оле­не­вод­ст­во бы­ло за­им­ст­во­ва­но у се­вер­ных тун­гус­ских на­ро­дов (эве­нов) чук­ча­ми и ко­ря­ка­ми.

Средневековые государства и Великий Волжский путь: Хазария

На юге Волжский путь начинался в крупнейших городах арабского мира. Сухопутными караванными путями товары оттуда доставлялись на южный берег Каспийского моря. Так как перемещение грузов по воде было в сотни раз дешевле, чем по суше, далее товары перемещались по воде уже почти на всем протяжении пути.

Одним из первых государств на пути торгового каравана с юга на север в эпоху раннего средневековья был Хазарский каганат. Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их – «алхазар», армяне называли их – «хазирк», в русской летописи они названы – «козаре». В современном русском языке этот народ называется – «хазары».

Карта Хазарского каганата

Это государство сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке — в составе других тюркских племен — они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский хан

Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В первой четверти VII века сложилось самостоятельное Хазарское государство.

В 660-х годах хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя — кагана — находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

Письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту

Столицей каганата был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль — на Нижней Волге.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них избираемый – главный царь, каган, всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю — каган-беку.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы.

Хазары в низовьях Волги

Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии — Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

Столица Итиль обнаружена археологами в Астраханской области.

Территория собственно Хазарии — Западно-Прикаспийские степи между р. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но не все города найдены археологами.

Хазарский каганат населяли кочевые племена, поэтому основным занятием населения Хазарии было кочевое скотоводство.

Система социальной организации называлась «вечный эль», центром ее была орда — ставка кагана, который «держал эль», т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы — родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и «русов».

Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. «Заместитель» кагана — шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе — его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII — нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм.

Хазарские купцы-иудеи

Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар, буртасов, обложить данью славянские племена полян, северян, вятичей и радимичей. Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег. В кон. IX в. в Северное Причерноморье прорвались печенеги, постоянными набегами ослаблявшие Хазарию. Хазарский каганат был окончательно разгромлен в 964-965 гг. киевским князем Святославом. К кон. X в. Хазария пришла в упадок. Остатки хазарских племен обосновались в Крыму, где впоследствии смешались с местным населением.

Разгром Хазарии Святославом

Жилища хазарских городов напоминали юрты. В хазарских городищах находят поясные наборы, украшения, детали конской сбруи, инструменты ювелира, оружие. Многие предметы выполнены из золота и серебра.

Что касается религии то она также была довольно традиционна для тюрских народов и состояла из определенного количества тюрских ритуалов. Важными особенностями таких ритуалов было подчинение Богу Тенгри, а также возвеличивание кагана. При этом следует отметить довольно большую толерантность хазар к другими религиями. Именно поэтому в их общество довольно стремительно продвигались идеи таких религий как христианство и ислам. При этом часть хазар, включая также и правящий род перешли в иудаизм.

Тенгири

Многие современные народы ведут происхождение от хазар. Хазария была уникальным государством для своей эпохи. В ней существовало терпимое отношение ко многим религиях и этносам. Собственно, хазарами и считалась совокупность народов разного этнического происхождения.

Вы познакомились с девятой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!

Вы познакомились с девятой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Восточные города Великого Волжского пути. Дербент». До новых встреч!

Самая процветающая древняя нация, о которой вы никогда не слышали

В список вымерших стран входят такие известные страны, как СССР (метко названный Рональдом Рейганом «Империей зла») и Югославия, а также сотни других, почти забытых стран как Маджапахит, Ассирия, Вавилония, Бургундия и Османская империя. На самом деле давно исчезло гораздо больше стран, чем 195 на карте сегодня. Как любитель истории, я еще не встречал страны, жизнь жителей которой была бы лишена интересных фактов и уроков.

Возьмем, к примеру, Хазарию. Он длился более 300 лет (с 650 по 965 год нашей эры) и охватил большую территорию, чем все скандинавские народы нашего времени вместе взятые. Он охватывал восточную половину современной Украины, степи Волго-Донской области современной России, весь Крымский полуостров и Северный Кавказ. Его южная часть занимала большую часть берегов трех морей: Черного, Каспийского и Аральского.

Мой тезис состоит в том, что для того, чтобы страна была «успешной» в течение значительного периода времени (здесь успех определяется как экономически процветающая, политически стабильная и защищённая в военном отношении), она должна обладать значительным ТТД. К сожалению, это непроизносимая аббревиатура, но она означает 9.0007 торговля, толерантность и децентрализация .

Каждый из этих трех критериев успеха заслуживает томов обсуждений, но вот суть: когда существуют экономическая свобода и частная собственность, торговля процветает. А торговля — это то, чем мирные люди занимаются для удовлетворения потребностей и улучшения материального благосостояния. Откажитесь от него, и уровень жизни резко упадет. Толерантность — это знак того, что люди ценят преимущества, связанные с разнообразием личного выбора. Нетерпимые люди лишают себя того, что могут предложить другие, и тратят время и ресурсы на борьбу вместо сотрудничества. Децентрализация сохраняет богатую идентичность местных сообществ и препятствует концентрации власти с ее неизбежной коррупцией. Рассеянная сила — это сила прирученная.

Итак, успешная страна та, которая может похвастаться большим количеством ТТД. Он поощряет обмен, прославляет разнообразие и избегает политического командования и контроля сверху вниз. Почти каждое «несостоявшееся государство» в истории поступало прямо противоположным образом, подавляя торговлю; разжигание расовой, этнической или национальной ненависти; и/или установление диктатуры.

Хазария, к ее большой чести, практиковала замечательные меры торговли и терпимости, а также достаточную децентрализацию, чтобы не допустить, чтобы ее правительство саботировало любую из них. В конце концов, он встретил свою гибель не из-за внутреннего распада, а из-за внешнего нападения.

Торговля

Тюркский народ, хазары, отстаивали свою независимость от ослабленной Западной Турецкой империи в середине 7 века. Построенные ими сухопутные маршруты соединялись со знаменитым «Шелковым путем», который, в свою очередь, связывал Европу с Азией. Географическое положение Хазарии давало уникальные экономические преимущества, которые с энтузиазмом восприняли ее жители, подобно тому, как растет небольшой город, когда в нескольких милях от него открывается новая автомагистраль между штатами. Хазария стала мостом между Востоком и Западом, а это означало, что ее жители не только могли легко торговать с другими в любом направлении, но и стали свидетелями множества экзотических товаров и путешественников, перемещающихся по региону.

Хазария обеспечивала безопасный проход и облагала торговцев минимальными налогами, что делало страну одним из процветающих торговых перекрестков средневекового мира. Арабы на юго-западе высоко ценили хазарские меха и одежду. Хазары обменивали свои серебряные монеты на зеркала из Китая. Игра в шахматы, вероятно, возникла в Хазарии, откуда она экспортировалась в Европу. Археологи нашли свидетельства того, что хазарские торговцы добирались до Швеции. Книга по географии X века, написанная на персидском языке, Худуд аль-Алам («Области мира») сказал о Хазарии: «Это очень приятная и процветающая страна с большими богатствами».

Если вы путешествовали по Хазарии в качестве торговца, возя товары в такие соседние юрисдикции, как Византия или современный Иран или Россия, провинциальный хазарский правитель облагал вас налогом в пункте выезда в размере 10 процентов от стоимости товара . Неплохо, если учесть, что вы наслаждались гостеприимством и защитой хазар во время долгого и опасного путешествия.

К 19 веку ученые начали использовать фразу Pax Khazarica (Хазарский мир) для описания правления хазар над регионом и его важными торговыми путями. Некоторые интересные фотографии и зарисовки хазарских артефактов можно посмотреть здесь.

Допуск

Что насчет допуска? Судя по всему, хазары практиковали его и извлекли из этого огромную пользу. В очерке 1835 года русский историк Василий В. Григорьев писал:

.

Хазары были явлением необычным для Средневековья. Окруженные дикими и кочевыми племенами, они имели все преимущества развитых стран: структурированное правительство, обширную и процветающую торговлю, постоянную армию. В то время, когда великий фанатизм и глубокое невежество оспаривали их господство над Западной Европой, хазарское государство славилось своей справедливостью и терпимостью. Гонимые за веру люди стекались в Хазарию отовсюду. Сверкающей звездой он ярко сиял на сумрачном небосклоне Европы.

Религиозные и этнические тирании унесли неисчислимые легионы жизней в бесконечных войнах средневековой эпохи, но Хазария создала многоязычное общество, состоящее из множества религий и народов.

Статья Ричарда А. Э. Мэйсона в зимнем выпуске 1995 года The Ukrainian Quarterly «Религиозные верования хазар», раскрывает,

Сближение народов и культур привело… к расцвету как материальной, так и духовной культуры у хазар. Он также лег в основу замечательного симбиоза различных систем религиозных верований и практик, господствовавших и формировавших столь уникальную характеристику хазарского государства на протяжении всей его истории, сопровождая его вплоть до его трагического падения. Религиозные верования, распространенные среди жителей Хазарского государства, были столь же многочисленны и разнообразны, как и сами эти народы.

Либеральность хазар была особенно приятной новостью для евреев того времени, которые регулярно подвергались преследованиям в христианской Европе и на исламском Ближнем Востоке. Описывая Хазарию как «маяк надежды» для евреев, Кевин Алан Брук отмечает:

еврея смогли процветать в Хазарии благодаря терпимости хазарских правителей, которые приглашали византийских и персидских еврейских беженцев поселиться в их стране.

Из-за влияния этих беженцев хазары сочли еврейскую религию привлекательной и приняли иудаизм в большом количестве.

В своей книге 1996 года « Хроники еврейского народа » Раймонд Шейндлин высказал мнение, что, хотя евреи в раннем средневековье были подчиненными людьми повсюду и часто подвергались преследованиям:

Хазария была единственным местом в средневековом мире, где евреи фактически были сами себе хозяевами… Для угнетенных евреев всего мира хазары были источником гордости и надежды, ибо их существование, казалось, доказывало, что Бог не полностью покинул Свой народ.

Терпимость хазар, хотя и известная для своего времени, зашла слишком далеко. Как практически любая другая страна в мировой истории, Хазария не была застрахована от соблазнов рабства и работорговли. С одобрения правительства некоторые хазары захватывали соседних славян и соплеменников на севере, а затем продавали их на прибыльных мусульманских невольничьих рынках в Персии и на Ближнем Востоке.

Что касается вопроса о рабстве, то любой объективный историк должен, так сказать, ставить нации «по кривой», иначе провалятся все, кроме горстки. Хазария, вероятно, должна получить четверку, потому что рабство там, по-видимому, гораздо менее распространено, чем среди ее соседей.

В общем, для страны, находящейся в периоде, который некоторые историки называют Средневековьем, Хазария была оазисом просвещенной терпимости.

Децентрализация

Доказательства децентрализации существуют, но менее убедительны. Мы многое знаем: писцы того периода — как местные, так и иностранные — не писали о стране так, как будто жизнь вращалась вокруг политически могущественных. В Хазарии сохранялась монархия, но довольно своеобразная двойная, с «каганом» и «беком», разделявшим власть наверху.

Верховный суд в составе семи членов в хазарской столице Атиле был «образцом терпимости и мирного сосуществования», согласно Броку в его , два христианина и один язычник. Обеспечение того, чтобы ни одна религия не доминировала в судебной системе, является формой децентрализации.

Сбор налогов и таможенных пошлин входил в обязанности не центрального правительства в Атиле, а губернаторов провинций. Городами руководил хазарский эквивалент избранных мэров. Они были известны как «бабагук», что означает «отец города».

Несколько сотен лет спустя инки Перу установили, пожалуй, самый централизованный режим в мировой истории. Как объясняется в книге Ричарда Эбелинга «Инки и коллективистское государство», правители этого общества обладали тотальной, неоспоримой властью, поскольку они «практически во всем навязывали обязательный эгалитаризм». Ничего подобного никогда не приживалось в гораздо более либеральной Хазарии.

Есть достаточно оснований полагать, что TTD— торговля, толерантность и децентрализация — процветал в относительном изобилии в течение трех столетий в ныне забытой Хазарии.

К сожалению, конец Хазарии был жестоким, внезапным и тотальным. Полный решимости подчинить себе Константинополь, русский военачальник князь Святослав знал, что должен устранить Хазарию как геополитическое препятствие. В 960-х годах он возглавил массовое вторжение, которое стерло Хазарское государство с лица земли и разрушило его столицу так же полностью, как римляне уничтожили Карфаген более тысячи лет назад. Говорили, что разрушение Атиля было настолько абсолютным, что «не осталось ни винограда, ни изюма, ни листа на ветке». Только в 2008 году археологи обнаружили, где вообще находился город, на северо-западном берегу Каспийского моря.

Да здравствует дух Хазарии!

Для получения дополнительной информации см.:

  • Евреи Хазарии Кевин Алан Брук
  • «Введение в историю Хазарии» Кевина Алана Брука
  • Хроники еврейского народа Раймонда П. Шейндлина
  • Хазары: иудео-турецкая империя в степях Михаила Жирохова и Давида Николя

Извините, похоже, ваш браузер блокирует JavaScript для fee.org.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Или | Хазарский каганат: кусочек истории Ближнего Востока в…

05 апреля 2022

по
Алессандро Джули

Краткая история Хазарского каганата Алессандро Джули

В культурогенезе российско-украинского конфликта заложен интересный и наглядный фрагмент ближневосточной истории. Джорджио Челла, молодой исследователь в области институтов и политики Миланского католического университета, дает блестящий обзор этого в своем последнем эссе под названием «История и геополитика украинского кризиса — от Киевской Руси до наших дней», опубликованном Carocci в рамках его Сборник исторических исследований. Один из разделов исследования посвящен загадочной турецко-еврейской «Средней империи»: Хазарскому царству или каганату, возникшему между 6–9 вв. 0132-й -й и 7-й -й века и процветали до 10-го -го -го века. Она охватывала обширную территорию от степных земель Причерноморья до границы с областями Средней Азии, на которой господствовала мощная конфедерация полукочевого тюркского населения с отдаленным гуннским происхождением, населенного славянскими, кавказскими, персидскими и крымские греческие общины. Хазарское наследие посеяло некоторые свои семена в регионах и государствах Дагестана, Черкесии, Грузии, Чечни, Центрально-Восточного Крыма и юга России, Азербайджана и части Казахстана.

Плавильный котел людей, поначалу преданных шаманизму, со склонностью к торговле и космополитизму, хазары представляли собой своего рода защиту Запада от проникновения исламских армий — сначала Омейядского халифата, а затем Аббасидского халифата. Византийская империя воспользовалась ситуацией и своим Basileus Константин V женился на хазарской принцессе Цитак, позже известной как Ирина Хазарская. Роль Хазарского царства как бастиона против ислама совпала с победоносными сражениями Карла Мартелла при Пуатье и Туре и Льва III Исавриана под Константинополем, де-факто представляя не менее важную естественную опору против исламского наступления в арабо-хазарской битве при Баланджар (650 г.

н.э.). В последующие десятилетия, от Армении до Азербайджана, столкновения между хазарскими и исламскими армиями множились, пока в 723 году нашей эры не победил Марван II, последний халиф Омейядского халифата.

Целла определяет Хазарский каганат как «уникальную евразийскую империю», чье постепенное обращение к монотеистическому культу не помешало Киевской Руси при Святославе I вторгнуться и разрушить ее столицу Итиль (961 г. н.э.). Считается, что религиозное обращение хазар произошло между концом 7 -го года и началом 8 -го века и, как сообщается, было плодом преднамеренного решения, принятого в авраамическом мире, который сделал выбор в пользу главенства евреев над крестом или полумесяцем, чтобы обозначить четкое различие между христианским Западом, с одной стороны, и Востоком, который в то время находился на пути к исламизации, с другой.

Этот выбор был основан на стратегических соображениях в сочетании с родственными связями и включением еврейских купцов-раданитов и мешанины других участников из разных широт: от Египта до Малой Азии, от Сирии до Иудеи, вплоть до Персии и Месопотамии. Однако это не мешало каганату при необходимости задействовать мусульманские наемные войска.

Обращение в основном подтверждается « Sefer ha-kazari » (или «Книгой хазар»), написанной на арабском языке андалузским раввином Иегудой Ха-Леви. Решение принять иудейскую религию было принято царем того времени (Булан, 737-760 гг. н.э.) и основывалось на личной беседе со священником, муллой и раввином. Это решение подкрепляется двумя «обоснованными инстинктами», имеющими определенное значение. Первый относится к «константиновской» геополитической реальной политике, которой позже будет следовать Владимир Великий с христианизацией Киевской Руси (9).88 г. н.э.) – модель, вдохновленная хазарской склонностью к «активному нейтралитету» (хотя и не обязательно мирному) между монотеистическими религиями. Не менее интересно, что второе совпадает с желанием создать в Хазарии максимально возможное сообщество из еврейской диаспоры, особенно из Византийской империи.

Полюс притяжения экономических, военных и культурных интересов, убежище для беженцев и преследуемых людей, Хазарское царство располагалось в самом сердце Шелкового пути (его экспорт, включая значительную работорговлю, был связан с Китаем и Индией).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *