Что думали о смерти жители Древней Греции, Египта и Индии?
В день своей смерти писатель, режиссер и поэт Жан Кокто сказал: «С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь». Надо сказать, что его крайне интересовала тема смерти, и он оставил о ней немало красивых и образно ярких афоризмов. В центре его, пожалуй, самого известного фильма «Орфей» — смерть и победа над ней. С самых своих первых дней человечество размышляет о смерти, пытается смириться с ней и борется, пытается обмануть и отсрочить ее приход. Мифология народов мира соткана из историй о смерти, но подход к ее изображению и анализу у каждого свой. В этом материале мы расскажем об отношении к смерти, которые сложились в мифологии Древнего мира.
Исследователи древней культуры не раз говорили, что мифы, которые объясняют природу смерти, стали основой для возникновения религиозных верований и обрядов. То есть феномен смерти напрямую повлиял на формирование свода религиозных правил. Как писал Виктор Муравьев, в религиях к мертвым относятся так, как если бы они продолжали жить.
«Конечно, их бытие отличается от жизни живых, поскольку есть разные виды бытия, соответствующие особым уровням предметности. Есть особые формы существования материальных предметов, общественных отношений, этических норм, религиозных идей, художественных произведений, слов, снов, галлюцинаций. Образ умершего, пришедшего ночью в гости, нельзя потрогать руками, но этот образ существует и может оказывать на жизнь живых большее влияние, чем постоянно видимые и осязаемые предметы», — уверен философ.
По мнению Эдварда Тайлора, древние люди считали смерть чем-то вроде сна, поэтому и заботились об умершем, как о человеке, который просто уснул. Ему могли выделить специальное огороженное место в пещере, приносить туда еду и какие-то вещи, необходимые в повседневной жизни. Разумеется, со временем происходил необратимый процесс разложения тела, и людей начинал пугать и вид, и запах. Возможно, отсюда и возникли обычаи и даже ритуалы похорон, вызванные банальным желанием изолировать тело от живых.
Древняя Греция
Античная культурная традиция относилась к смерти как к злу, но в то же время люди четко понимали, что бессмертие дано богам и близким к ним героям вроде Геракла. Смерть древние греки окружали большим количеством ритуалов и мифов о загробной жизни. Из самых известных ритуалов — обязательные две монеты, положенные на глаза, чтобы было чем заплатить Харону, когда он будет перевозить душу через реку Стикс. Загробный мир не был разделен только на рай и ад, древние греки придумали более интересную систему. Во-первых, был отдельный бог смерти — Аид. Он следил за порядком в загробном мире и в то же время следил за живыми, чтобы они соблюдали все обычаи и достойно провожали усопших.
Считалось, что бытие таких душ становилось лучше, если о них вспоминали их близкие или проводили приношения в честь умерших. И, наконец, самое страшное место — Тартар, в котором находились грешники, не почитавшие богов и совершавшие недостойные поступки. В Тартаре люди жестоко страдали, искупая свои земные грехи, и это очень похоже на те страшные истории об аде, которые нам транслирует современная культура.
«Харон перевозит души через реку Стикс», А.Д. Литовченко, 1861
Раз смерть была злом для древних греков, логично, что философы через некоторое время попытались переосмыслить отношение к ней, говоря, что зло не смерть как таковая, а именно страх перед ней. Но и он бессмысленен, ведь, если верить Эпикуру, то смерть уничтожает не только тело, но и душу человека, которая без физического пристанища рассыпается в пустоте. Философ писал: «…самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Раз нет Аида, Стикса и Тартара, то бояться смерти неразумно.
Платон, однако, считал иначе: для него смерть была отделением бессмертной души от смертного тела.
«Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и — вместе с душой — от собственной порочности», — писал Платон в диалоге «Федон».
Получается, что Платон был согласен с устоявшейся системой загробного мира, но с некоторыми поправками. Так, грешники и преступники однозначно отправляются в Тартар, пока не получат прощения от своих жертв. Обычные люди, не грешники и не благочестивые граждане, некоторое время находятся в царстве Аида, после чего переселяются в другие тела и получают шанс на новую и лучшую жизнь. Больше всего повезло мудрецам, которые будут жить в «божественном мире идей», потому что они и на земле жили разумом, а не телесными вожделениями, еще при жизни отделив свою душу от тела. Таким образом, первичное отношение к смерти как к неизбежному злу было со временем преодолено античными философами.
«Главный императив античной философии и морали состоит в том, чтобы выработать презрение к смерти. «Презирай смерть! — проповедовал Сенека. — Кто ушел от страха смерти, тому ничто не печалит душу», — объяснял Виктор Муравьев.
Древний Египет
Ни одна другая мифология не может похвастаться таким богатым багажом текстов, обрядов и ритуалов, связанных со смертью, как древнеегипетская. Смерть — центральная тема мифологических и религиозных текстов Древнего Египта, и отношение к ней разительно отличалось от того, что проповедовали античные люди. Если сравнивать культуру Древнего Египта с культурой Древней Месопотамии, мы увидим, что вторая была ориентирована на институт семьи и его сохранение. А Древний Египет — цивилизация, «основанная на пакибытие». Пакибытие — это новое бытие и возрождение, переход в иное состояние, проще говоря.
Даже в сознании современного человека Египет связан с двумя вещами — пирамидами, что есть великолепные гробницы фараонов и мумиями — забальзамированными телами усопших. Когда культура Древнего Египта стала популярной в Европе в XIX веке, излюбленным светским развлечением стало разворачивание мумий. Сохранились приглашения на подобные мероприятия, вроде: «Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего».
Приглашение на разворачивание мумии /UCL Institute of Archaeology
Исследователи считают, что пристальное внимание древних египтян к смерти было не чем иным, как желанием продлить земное существование, не омрачая его при этом бессмысленной боязнью смерти. Так, умершего не просто хоронили: гробница была для него новым домом- туда складывали нужные в обиходе предметы быта и любимые вещи усопшего. Поэтому жрецы в первую очередь проводили обряд «открытия рта и глаз» мумии, чтобы усопший мог в своем новом состоянии говорить, есть и слышать. Кроме того, умершему приносили еду, а для богатых египтян в гробницах устраивали специальные комнаты для жертвоприношений, в которых делалась специальная щель — так усопший аристократ мог наблюдать за обрядом.
Теме смерти древние египтяне посвятили огромный сборник текстов — так серьезно они подходили к загробной жизни. Это сборник называется «Книга мертвых», и в него входят гимны и религиозные тексты. По преданию, эту книгу также помещали в гробницу, чтобы покойный успешно преодолел все опасности, который поджидают его в загробном мире. Итак, после смерти и при успешной мумификации умерший проходил «Суд Осириса», на котором решалось, достойна ли душа блаженства полей Иалу (снова прообраз рая). На суд умершего в его лучшей одежде (это важно) приводил бог Анубис. На одну чашу весов клали сердце усопшего, на другую — перо, после чего произносилась оправдательная речь.
«Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду обнаженному. Я не причинил зло ни одному человеку. Я спас увечного человека от того, кто был его сильнее. Я рассудил двоих к их общему удовлетворению. Я был почтительным к своему отцу, предупредительным к моей матери. Я не взял ни одной вещи, принадлежащей другому человеку. Никогда и ни о ком я не злословил. Я говорил правду, я исполнял правосудие».
Воскрешение Осириса. Рельеф в храме Сети I в Абидосе
Если сердце оказывалось таким же легким, как и перо, душу человека ожидало радостное будущее. В противном случае сердце съедало чудовище Аммат, и грешник не мог надеяться на бытие в долине Иалу.
Маргарет Мюррей в книге «Величие Древнего Египта» рассказала об одном интересном обычае, который сильно отличался от привычных серьезных обрядов, окруженных ореолом таинственности. Маргарет Мюррей писала, что среди древних египтян было заведено говорить добрые пожелания усопшему — это делали его родственники.
Подчеркивая центральное место в культуре Древнего Египта, исследовательница напомнила, что самым важным культом для египтян был культ Осириса, который распространялся на все слои общества — и высшие, и низшие. Напомним, Осирис — владыка мертвых и царь загробного мира, который судит усопших и воздает им по заслугам.
«Возможно, это самый удачный примеры веры, найденной в большом количестве стран. Бог, который при жизни кормил людей своим изувеченным телом, а после смерти открывал перед ними надежду на вечное блаженство в загробном мире, естественно, занимал в сознании верующих главенствующее место, поэтому неудивительно, что культ Осириса затмил в Египте культы всех других богов», — объясняла Мюррей.
Древняя Индия
Тема смерти была одной из ведущих тем культуры Древней Индии, но все же она не была ориентирована на смерть, как Древний Египет. Ее не обставляли столь драматично и пышно, хотя о ней много писали и думали. Например, в религиозном тексте «Законы Ману» говорится: «Не следует желать смерти, не следует желать жизни». В соответствии с этим высказыванием и посмертные обряды у жителей Древней Индии были гораздо скромнее, чем у египтян. Но с развитием цивилизации менялись и представления индийцев о загробной жизни. Так, в «Ведах» говорится, что если умершие при жизни почитали богов, то после смерти они попадают в что-то наподобие райской обители — в высшие слоя неба. В «Ригведе» есть предположения о посмертном суде, на котором боги оценивают земные поступки усопшего. В «Брахманах» рассказывают о похожем на египетский обычае взвешивать хорошие и плохие поступки умершего, и оценивать, что перевесит. Но конкретно об аде стали говорить в «Махабхарате».
«Отделившись от тела, душа не погибает; зря говорят невежды, что она умирает. Душа переходит в иную телесную оболочку… Добрые деяния приводят ее к богам, смешанные — к людям, нечестивые — к животным, а греховные — в ад».
В тексте также говорилось о том, что часть грешников наказывают под землей, где течет река крови и огня. Других провинившихся погружают в раскаленный песок, либо они горят в огне, либо их подвешивают на деревьях, у которых шипы вместо листьев. Так души грешников очищаются, и они освобождаются от последствий своих неправедных поступков. Они даже получают шанс, достаточно пострадав и очистившись, попасть туда, где отдыхают праведники и занять место среди них.
Голова Будды. Национальный музей Индии
Однако культура Древней Индии сегодня не представляется без доктрины переселения душ или реинкарнации. В законченном виде ее можно встретить в текстах «Упанишады» и «Бхагавад-Гита». Именно там описывается действие знакомого современному человеку закона кармы, когда поступки человека напрямую сказываются на его будущих жизнях и перерождениях. Древние индийцы верили, что душу, как и богов и время, нельзя уничтожить, но ее формы могут меняться. Кроме того, душа обладает некоторыми материальными качествами. Так, согласно индийским религиозным текстам, ее едят, она может страдать от боли и так далее. Также души можно измерить — частичка души размером пример с одну десятитысячную кончика волоса.
«Души индивидуальны. В них сохраняется самосознание умершего, его Я, личность. При новом рождении, обретении очередного тела образы прошлой жизни исчезают из сферы сознания. Сохраняется лишь страх будущей новой смерти, обусловленный опытом пережитых прошлых смертей. У тех, кто достигает успехов в медитации, воспоминания о прошлых жизнях начинают всплывать в памяти», — говорил Виктор Муравьев.
Однако главная цель человека Древней Индии — не удачно переродиться, а выйти за пределы круговорота рождения и смерти (сансары). Это раскрытие границ называется нирвана, и на самом деле никто точно не знает, что она собой представляет, кроме тех, кто ее достигает.
«Понятие нирваны предполагает полное угасание дхарм, полное освобождение от всего, привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров, несопоставимость нирванического состояния с любым другим, поддающимся описанию.
<…> Это состояние высшего блаженства (где последнее абсолютно лишено, разумеется, каких бы то ни было признаков чувственного)», — цитировал Вадима Касевича исследователь Владимир Сабиров.
Нирвана приносит конец страданию, которое есть главное зло жизни. В Древней Индии считали страданием весь жизненный путь человека от его рождения до физической смерти. Значит, чтобы избавиться от страдания, надо избавиться от самой жизни — и рождения, и смерти.
Для достижения нирваны человек должен пройти «Благородный восьмеричный путь»:
1) праведное воззрение;
2) праведное устремление;
3) праведная речь;
4) праведное поведение;
5) праведный образ жизни;
6) праведное усердие;
7) праведная память;
8) праведное самоуглубление.
Смерть в культурах Древнего мира — невероятно обширная тема, про которую можно написать не то что несколько статей, а именно объемных книг, и все равно будет мало. В одном только Древнем Египте можно найти массу интересных религиозных гимнов, сказок, мифов, которые объединяет тема смерти. Поэтому мы только указали направление, чтобы вы могли самостоятельно изучить тему смерти, и понять, почему она остается такой важной частью мировой культуры.
Читайте также:
Вопрос генам: стоит ли верить телегонии?
Мария Рыбакова: «Жизнь полна тайн, и писательство отражает эти тайны, так что ты начинаешь больше о них думать»
Maria Rybakova: «Life is very mysterious, and writing elucidates those mysteries, so you start to think about them more»
Читай нас в Инстаграм и Телеграм
почему мы так мало знаем об интеллектуалках Древнего Египта — Нож
Божественный треугольникСтатус женщин в Древнем Египте был удивительно высоким, если сравнивать с их статусом в других цивилизациях, включая современные. Древнеегипетские законы предоставляли женщине равные с мужчиной права, хотя женщины и были заняты в основном семьей и домашним хозяйством. В отличие от древнегреческой женщины, находящейся под мужским патронажем, древнеегипетская была юридически независимой и не нуждалась в одобрении мужчин для принятия решений и совершения деловых операций. Женщины владели землей и собственностью, управляли ей, покупали, продавали и передавали по наследству. Как пишет египтолог Барбара Уоттерсон:
Женщина Древнего Египта могла выбирать себе мужа, заключать брачное соглашение, предохраняться и контролировать рождаемость, разводиться, заключать повторный брак, хотя предпочтительнее был брак без развода — и однажды заключенный союз в идеале продолжался не только до конца жизни, но и в вечном путешествии после земного существования.«Вся собственность на землю переходила по женской линии от матери к дочери, возможно, исходя из предположения, что материнство — это факт, а отцовство — дело мнения».
Читайте начало цикла статей о женщинах и точном знании
Астрономки, поэтессы, жрицы. Женщины и точное знание в Древней Месопотамии
Женщины были фармацевтами, врачами, ткачами, пекарями, поварами, варили пиво и плели корзины. Они получали образование и профессии, в том числе такие, которые требовали грамотности, чтобы хотя бы разбирать рецепты и медицинские тексты, и математических навыков.
Представление о положении женщины соотносилось с древнеегипетской мифологией. По убеждению египтян, в начале времен Осирис и Исида управляли миром в справедливости. И когда Исида одаривала людей, она преподнесла им в том числе равенство между мужчинами и женщинами. На рельефах и рисунках можно увидеть мужчин и женщин, которые вместе обрабатывают землю, танцуют, едят, пьют рядом друг с другом. Вообще понятие равновесия и гармонии — маат — было чрезвычайно важным для древних египтян, оно порождало определенные модели как в распределении гендерных ролей в обществе, так и в искусстве, архитектуре и религиозных ритуалах.
Понятия брака и семьи также были закреплены в мифологии с оттенком математики. Фигуру брака представлял «божественный треугольник» со сторонами 3, 4 и 5, который мы назвали бы наименьшим целочисленным пифагоровым треугольником. Он возникает и в пропорциях храма Аменхотепа на острове Элефантина, построенного в XVI веке до н. э. Греки называли этот треугольник «египетским».
Плутарх, повествуя о браке Исиды и Осириса, называл его самым красивым из треугольников:
«…имеет катет из трех частей, основание — из четырех и гипотенузу — из пяти, причем сила ее равна силе двух других сторон. Таким образом, катет можно считать мужским началом, основание — женским, а гипотенузу — отпрыском обоих. Также Осириса можно считать началом, Исиду — вместилищем, а Гора — исходом».
В храмах Древнего Египта служили и мужчины-жрецы, и женщины-жрицы. При этом храмы не были местом отправления культа.
Религиозные ритуалы совершались во время праздников, а храмы служили для практических дел, для подношений божествам и испрашивания советов в толковании снов.Самый известный из храмов, специализирующийся на толковании снов, где посетитель мог провести ночь, чтобы услышать голоса богов и умерших родственников, — храм богини Хатхор в Дендере. Жрицы помогали посетителям понять неясные речения богов и мертвых — исходя из движения звезд, астрологии и астрономии. В сохранившихся фрагментах древнеегипетских текстов толковательницы снов назывались «мудрыми женщинами».
В истории Египта были и женщины-фараоны, самая известная из которых, Хатшепсут (1479–1458 годы до н. э.), до восхождения на престол носила титул Божественной жены Амона, удостоверяя свой высокий статус в человеческом обществе браком с божеством. Титул возник в Среднем царстве и стал играть значительную роль с началом Нового царства (с XVIII династии в 1550 году до н. э.).
Содержание титула со временем менялось. Вначале Божественная жена Амона в реальности была женой и матерью фараона, так что наследник рождался от брака женщины с божеством и сам обладал божественной сущностью. Таким образом Амон подтверждал благоволение к народу Египта. Правящий фараон был администратором, божественным исполнителем воли божества на земле. Позднее титул Божественной жены Амона стала носить незамужняя дочь фараона как посвященная божеству верховная жрица, которая руководила свитой жриц и управляла храмом божества в Фивах в Верхнем Египте. Во время правления Хатшепсут к этому титулу прибавился титул Божественной обожательницы Амона, также относящийся к дочери правителя, верховного жреца или жрицы Амона и к самой верховной жрице Амона.
Хатшепсут не только сама правила Египтом, но и дала прекрасное образование своей дочери Неферуре. Доказательство тому — статуи «дочери Хатшепсут Неферуре вместе с Сененмутом, ее наставником». Выросшая Неферуре участвовала в управлении государством и носила титулы Госпожи Верхнего и Нижнего Египта, Владычицы Земли и Божественной жены Амона. В ее обязанности не входило исполнение ритуала священного брака со жрецом как персонификацией божества. Неферуре запечатлена вместе со жрецом разве что в совместной операции уничтожения имен врагов.
Женские технологииБожеством мудрости и письменности в Древнем Египте была женщина — богиня Сешат, покровительница измерений, письма, счета, литературы и истории. Сешат обычно ассоциируется со своим супругом, лунным богом Джути, он же Тот.
Сешат изображалась с головной повязкой, над которой сияла семи- или девятиконечная звезда с ее именем, и с перевернутыми рогами, изображавшими месяц, или пальмовым листом, представлявшим ход времени. Пальмовый стебель без листьев, на который наносились зарубки для подсчетов, служил древним египтянам знаком года.
Может быть интересно
Община всех общин. Как доколониальная Африка обходилась без государств
Сешат наблюдала за движением звезд и планет по небосклону. Такие наблюдения велись в Древнем Египте на протяжении веков. На юге пустыни Сахара, недалеко от Набты в Нубийской пустыне, расположены остатки самого древней обсерватории, сооруженной, предположительно, в VI тысячелетии до н. э. «Календарный круг» состоит из колец камней и плоских плит и указывает приблизительное направление восхода солнца во время летнего солнцестояния, а также направления на яркие звезды. Наблюдения за небесными явлениями, за солнечными и лунными затмениями позволяли предсказывать их и трактовать как вмешательства богов. На современном языке жрецов, практикующих эти занятия, можно назвать астрономами, а саму практику — астрономией, хотя она и была слита с астрологией, но, с другой стороны, требовала знаний математики и диктовалась «философией» — любовью к знаниям.
Развитие знания древних египтян следовало их практическим нуждам. Жрецы и жрицы египетских храмов занимались «измерением небес» и «натягиванием веревки», чтобы определить календарь посевов, поливов и сбора урожая, а также выбрать место и ориентацию обелисков и храмов в соответствии с расположением звезд. И здесь богиня Сешат играла решающую роль, помогая фараону в ориентации основания храма по сторонам света. В ряде египетских папирусов изображены фараон и жрица, олицетворяющая Сешат, проводящие «натягивание веревки». Этот ритуал понимают, по древнегреческим источникам, как зарождение геометрии — измерение земли. На одной из стен храма Амона-Ра в Карнаке находится изображение фараона Тутмоса III (середина XVI века до н. э.), натягивающего веревку, чтобы выставить ось храма.
Сама церемония заключалась в следующем: чтобы определить расположение храма, жрица и фараон отправлялись в определенный день в выбранное место, держа золотые молотки и два колышка, соединенные шнуром. «Сешат» забивала колышек в выбранную точку, а фараон выравнивал направление от нее на север, глядя через звездную головную повязку Сешат, по звезде Спика и египетскому созвездию Нога Быка, соответствующему Большой Медведице, на звезду «копыта» Быка, Бенетнаш. Определив нужное направление, фараон вбивал свой колышек, устанавливая направление оси будущего храма. В результате храм Амона-Ра в Фивах ориентирован на восход солнца в момент зимнего солнцестояния с очень высокой точностью. Для древних египтян в ритуале отражалась роль фараона как посредника между богами и людьми, управляющего народом Египта в соответствии с законами неба. И вместе с фараонами эту операцию проводили жрицы, искусные в математике.
К Сешат обращались также строители при возведении зданий. Их инструментом был меркхет, используемый с XXVII века до н. э. Он состоял из шнура с гирькой, служившей отвесом, на деревянной или костяной планке с прицельным механизмом из пальмового стебля, срезанного сверху и соотносящегося с богиней Сешат. Отвес помогал выровнять планку горизонтально по отношению к земле. Для ориентации по сторонам света требовалось два меркхета. Наблюдатели располагались на большом расстоянии друг от друга вдоль оси север — юг с инструментами в руках. Зубцы пальмового листа служили решеткой наблюдения, через которую отмечали расположение звезд и их передвижение через меридиан. Считается, что именно благодаря этому инструменту пирамиды настолько точно ориентированы по сторонам света: ошибка отклонения пирамиды Хеопса составляет всего три угловые минуты.
Меркхет был очень точным инструментом, который использовался для измерения расстояний на земле, для астрономических наблюдений и определения времени ночью. С помощью меркхетов составлялись карты звездного неба. Занимались этим древнеегипетские жрецы и жрицы, вероятно, в первую очередь жрицы — как олицетворения Сешат.
Как посредницы между богами и людьми, жрицы Египта обладали огромным влиянием на власть. Инструментом этого влияния было знание ими астрономии, а самое известное упоминание женщины, возможно, занимавшейся астрономией, относится к началу Среднего царства (XX–XVIII века до н. э.). Это принцесса Атирта (Атиртис, Атиртида), дочь Сесостриса I (в другом написании: Сенусерта I), победителя и завоевателя, основателя XII династии фараонов (1971–1926 годы до н. э.). Правители XII династии взяли под контроль Северную Нубию, усмирив бедуинов в пустынях к востоку и западу от долины Нила, и построили там огромные крепости, чтобы защитить торговые пути от набегов бедуинов. Во времена этой династии местный бог неизвестного происхождения Амон стал главным богом древнеегипетского пантеона.
Единственное достоверное упоминание Атирты в классических текстах — это слова Диодора, рассказывающего о Сесострисе:
«И когда он взошел на престол после смерти своего отца, то, побуждаемый своими прежними свершениями, задумал подчинить себе весь обитаемый мир.
Некоторые говорят, что его побудила ко всемирному господству его дочь Аѳиртида, причем, одни говорят, будто она, отличаясь умом от прочих, научила отца, как легче осуществить поход, а другие, что она владела искусством гадания и умела предсказывать грядущее как на основании [вещих] снов, полученных в храмах, так и на основании небесных знамений».
Атирта здесь описывается как «мудрая женщина», прорицательница, толковательница снов, а также как астроном (и астролог). Это позволяет воспринимать ее как астронома и политика, влияющего на геополитическую повестку древнеегипетского царства.
Другие исследователи ставят под вопрос само существование Сесостриса, а точнее — рассказы Геродота и Диодора об этом правителе, и видят в его фигуре собирательный фольклорный образ предка — владыки мира. Тогда Атирта превращается в персонификацию богини Ратхор, покровительницы завоеваний за пределами Египта. Тем не менее генеалогия Сесостриса-Сенусерта и его деяния детально описаны в истории Древнего Египта, и если Геродот и Диодор опирались на недостоверные фольклорные источники, сам Сесострис несомненно существовал. Можно ли из этого предположить, что Атирта — также реальное лицо, принцесса, жрица, которая специализировалась на сновидческих практиках, астроном и астролог? Четыре тысячи лет спустя доказать это невозможно.
Читайте также
Зороастрийцы, самаритяне, мандеи: как религии Древнего мира смогли сохраниться до наших дней
Ирти-Рау, служившая главе жриц АмонаКак и в Древнем Вавилоне, одной из самых уважаемых профессий в Древнем Египте была профессия писца. Писцов нанимали для описи имущества, составления генеалогий, судебных разбирательств, налоговых отчетов, завещаний и других юридических договоров, а также заклинаний, медицинских рецептов и описания процедур. В Древнем Египте происходило очень мало событий, в которых не участвовал бы, в той или иной форме, регистрирующий их писец.
Профессия писца высоко стояла в иерархии древнеегипетских профессий. Как записано в папирусах, «писец ведет всех, и его работа не облагается налогом» и «это больше, чем любая другая работа, и нет ничего равного ей во всей стране». Иероглифический язык был очень сложным, он состоял из более чем семисот уникальных знаков, которые комбинировались для придания тексту различных смыслов. Для письма использовались тростниковые палочки, чернила и папирус. Чертить по папирусу было легче, чем выдавливать штрихи на глине, как делали в Древнем Вавилоне, потому египетские иероглифы были более детальными и разнообразными, зато записи — менее долговечными, чем вавилонские глиняные таблички.
Обучение искусству писца занимало годы. Ученики изучали иератические и демотические (примерно с 400 года до н. э.) иероглифы и математику («дена»). Должности писцов обычно передавались по наследству. Большинство учеников составляли мальчики из семей среднего или высшего класса, но есть свидетельства, что мальчики из бедных семей и девочки тоже учились писать. И всё же профессия писца считалась мужской.
Письменных свидетельств математического знания древних египтян немного: это так называемые папирус Ринда, Московский папирус и Берлинский папирус. Имя писца стоит только на первом из них — Ахмес. Это слишком ограниченные данные, чтобы по ним судить о числе женщин среди писцов-математиков Древнего Египта. Папирус недолговечен, так что рассчитывать, что сохранились специальные записи, написанные специальными писцами, вообще говоря, не приходится.
Другое дело — прочная, каменная гробница, украшенная орнаментами.
Среди имен древнеегипетских писцов, высеченных на гробницах, обнаруживается женщина: в фиванской гробнице TT390 на западном берегу Нила, напротив Луксора, похоронена Ирти-Рау, служившая главе жриц Амона, Божественной обожательнице Амона Нитокрис I, дочери фараона Псамтика I, основавшего XXII династию.Нитокрис I носила титул и занимала позицию верховной жрицы на протяжении шестидесяти лет — 656–586 до н. э.
Ирти-Рау сама была дочерью жреца, Божественного отца Амона по имени Ипвер. Известны имена ее матери, ее деда, тоже жреца Амона, ее мужа, визиря, или чати, или премьер-министра в правительстве фараона Тахарки. Сын Ирти-Рау тоже был визирем. Таким образом, Ирти-Рау была высокопоставленным и высокообразованным администратором при верховной жрице Амона. Можно только представить, сколько записей она составила и какие научные знания при этом задействовала. К сожалению, эти записи не сохранились и их содержание неизвестно. Однако наличие гробницы определенно доказывает существование женщин-писцов высокого класса в Новом царстве Древнего Египта.
Может быть интересно
Мумия! Зачем и как на протяжении истории люди мумифицируют людей
С учетом Ирти-Рау гендерная пропорция известных по именам писцов становится примерно 1:30. Эта оценка может возрасти, если учесть, что пол писцов в ряде случаев не определен и полагается мужским изначально.
По-видимому, вместе с социальными правами в Древнем Египте существовала и некоторая гендерная вариативность, так что имена и маскулинный характер древнеегипетских статуй не обязательно соответствовали биологическому гендеру.Определяющей была роль в обществе — как в случае Хатшепсут, которая сложила с себя титул Божественной жены Амона, когда стала править Египтом, и передала его дочери, — хотя с XIX по XII века до н. э. среди правителей Египта было пять женщин, человек, занимающий трон фараона, не мог носить «женский титул». Потому Хатшепсут изображали с бородкой, как и маленькую Неферуре, сидящую на коленях Сененмута.
Если и профессия писца считалась мужской, то можно представить женщин, определявших себя как мужчин, исходя из того, что они работали в этой должности. Не исключены также случаи гендерной неопределенности. Так можно интерпретировать случай писца Рамоса (XIII века до н. э.), известного как мужчина, который состоял в браке с женщиной, однако у пары не было детей и они были вынуждены усыновить ребенка, чтобы передать ему профессию и богатое наследство писца. Статуя Рамоса считается нетипичной — писец стоит, сложив руки, без пишущих инструментов, одежда закрывает тело от плеч до локтей и лодыжек, ступни не детализированы, в отличие от кистей рук, пупка и отчетливой груди. В контексте гендерной неопределенности сам вопрос о женщинах-математиках древности должен быть переосмыслен, и это может стать задачей отдельного исследования.
К сказанному хочется добавить царицу Египта Беренику II, в которой, возможно, соединились субъект, инструмент и объект нашего изучения. Береника (266–221 годы до н. э.) носила божественный титул Благодетельницы (Theoi Euergetai) и участвовала в управлении царством вместе с мужем Птолемеем III Эвергетом. В сочинении «Астрономия» древнеримского писателя Гая Юлия Гигина рассказывается, что, дожидаясь мужа из военного похода, Береника срезала свои косы и принесла их на алтарь храма на мысе Зефириум в Александрии, так же как Исида срезала волосы, скорбя по Осирису. По легенде, на другое утро волосы исчезли с алтаря, а придворный астроном провозгласил, что на небе появилось новое созвездие. Это созвездие и скопление галактик известно теперь как Волосы Вероники.
Имя Береника (Βερονίκης), женское среди пяти сотен мужских, возникает также в списке константинопольского патриарха Фотия I, рассказывающего об авторах, которыми вдохновлялся Иоанн Стобей (V век н.
А Жиль Менаж отрицает, что «мудрой женщиной» в списке Фотия могла быть носящая это имя царица Египта.
И пока не проведены гендерно ориентированные исследования древнеегипетских математических (геометрических, астрономических, астрологических и прочих) документов, этим более чем кратким перечнем исчерпываются сведения о женщинах-математиках Древнего Египта.
Что почитать по теме:
- Книга Бартела ван дер Вардена «Пробуждающаяся наука», классика истории математики, открывается главой, посвященной науке Древнего Египта. Показывая египтян как «изобретателей геометрии», автор подробно объясняет техники счета, которые применяются в базовых арифметических операциях и сложных вычислениях объемов. Разбираемые задачи взяты из математического папируса Ринда, написанного писцом Ахмесом около 1800 года до н.
э.
- Барбара Уоттерсон в книге Women in Ancient Egypt показывает различные занятия и профессии женщин Древнего Египта, от верховных властительниц до обыкновенных египтянок, имеющих по закону равные права с мужчинами. Исследование основано на множестве документальных свидетельств — росписей, скульптур, материалов гробниц и надгробий. В результате складывается картина полноценного участия женщин в жизни общества.
- В статье Women in Ancient Egypt Джошуа Дж. Марк показывает, как принцип равновесия и гармонии — маат — определял гендерные роли в древнеегипетском обществе, от версий сотворения мира и баланса богов и богинь до юридических прав обычных женщин, включая их права в браке, вплоть до контроля рождаемости.
- На сайте South Asasif Conservation Project представлены материалы из гробницы египетской женщины-писца Ирти-Рау, а также история создания и обнаружения гробницы и фото с различных ракурсов.
- «Библиотека» патриарха константинопольского Фотия I представлена на сайте, посвященном средневековым греческим и латинским сочинениям, на языке оригинала и в переводе на французский.
На этой странице можно познакомиться с описанием «Антологии» Стобея, включающим имя Береники.
Древнеегипетские боги
За исключением короткого периода времени, когда Эхнатон пытался привить монотеистическое посвящение одному богу, Египтом правили многочисленные боги и богини. Древнеегипетская религия была политеистической, то есть древние египтяне поклонялись многим богам (известно около 2000 богов и богинь).
Боги играли важных ролей в повседневной жизни древних египтян. Было два уровня богов: местные боги и национальные боги. Люди обращались к богам за помощью во всем, от рождения детей до безопасного путешествия в загробную жизнь. Были ежедневные ритуалы заботы о богах и праздники, посвященные конкретным богам.
Некоторые из самых важных египетских богов и богинь
Амон был богом-творцом, который стал национальным богом после того, как фараоны перенесли свою столицу в город Фивы. Позже он был объединен с Ра, который был богом солнца, богом-творцом и царем богов. Люди видели в Амон-Ра творческую силу, стоящую за существованием всего живого. В первую очередь он считался богом фараонов и олицетворял ветер, плодородие и секреты.
Ра — древнеегипетский бог солнца. Он отец богов и обычно изображается с телом человека и головой сокола.
Хатор была богиней коров и космической богиней. Она вскормила все живое своим молоком, и ее имя означало «Дом Гора». Некоторые легенды называют Хатор супругой Гора, и она сформировала Триаду с ним и их сыном Ихи.
Гор был богом солнца и царем богов. «Живой Гор» был одним из титулов фараона и подчеркивал его право править Египтом, как Гор правил богами. Его эмблемой был сокол, и он был одним из пяти богов Осириса наряду с Осирисом, Исидой, Сетом и Нефтидой. Одним из самых известных символов, связанных с Египтом, является Глаз Гора, который символизировал силу.
Исида была богиней плодородия и богиней-матерью. Богиня с 10 000 имен был одним из ее титулов, подчеркивающих ее многочисленные роли и имена. Она была сестрой-женой Осириса и матерью Гора. Одна из самых известных легенд связана с тем, что Исида снова собрала тело своего мужа после того, как он был убит Сетом, оплодотворила себя его телом и родила их сына Гора.
Маат было представлением морального и физического закона. Некоторые ученые считают ее самой важной богиней Древнего Египта. Поклонение Маат распространилось по всему Египту, потому что она помогала судить мертвых.
Осирис был богом мертвых и воскресения. Он был правителем Туата, и люди обращались к нему с просьбой позаботиться об их усопших предках. Осирис был царем богов, пока его не убил брат.
Сет (он же Сет, Сетеш, Сутех или Сетех) был богом зла и тьмы. Он был противником Гора и всего хорошего. За исключением красной короны, люди считали красный цвет злым цветом из-за его связи с Сетом. Он ассоциировался с войной и силой, бурями и пустынями.
Анубис — бог смерти и умирания. Он также считается богом подземного мира. Его образ часто рассматривается как хранитель гробниц и тел, содержащихся в них.
Собек бог-крокодил обычно рассматривается либо как полный крокодил, либо как комбинация человеческой формы и крокодила, символизирующая силу египетских фараонов.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть список 30 самых известных древнеегипетских богов…
© Мэри Харрш — Статуя Анубиса
Внешний вид и роли богов
Боги исполняли роли, которые имели значение для прихожан, и многим божествам поклонялись только в одном месте. Например, женщины поклонялись Изиде, потому что она была матерью, и они хотели, чтобы она благословляла их и помогала им. Эти роли помогли создать связь между людьми и богом.
У многих богов Древнего Египта было уникальных образов , но были и некоторые общие черты. Большинство изображений изображают богов в человеческом обличии или в виде людей с головами животных. В этих изображениях также использовались повторяющиеся символы. Может быть трудно отличить некоторых богов, потому что они используют одни и те же символы.
© Стивен Цукер — Изображения богов в Книге мертвых Хунефера
Список общих символов
© Мэри Харрш — Сокол, представляющий Гора ее роли (например, ястребиные головы для богов солнца)
Легенда о сотворении мира
Сначала не существовало ничего, кроме Нун, небесных вод . Ра возник из Нун со словами на устах, и эти слова создали первый небосвод. Затем он создал свою дочь Тефнут из своей слюны и своего сына Шу из своего дыхания. Они жили вместе, пока Тефнут и Шу не ушли, и Ра по ним не скучал. Он вырвал себе глаз и послал его на поиски своих детей. Затем Ра создал себе новый глаз, чтобы он мог видеть своих детей.
© kairoinfo4u — Потолок храма Дендера, описывающий сотворение мира
Старый глаз нашел Тефнут и Шу и вернул их Ра, который плакал от радости. Его слезы упали и создали первых людей . Старый глаз завидовал новому глазу Ра, поэтому Ра превратил старый глаз в первую кобру и носил его на лбу. Тефнут и Шу смешались и породили Геб и Нут. Шу разделил своих детей, чтобы образовать небо, Нут, и землю, Геб. Ра стал огненным шаром и перекатился по Нут, создав узор дня и ночи. После этого возникли все другие существа и все растения.
Значение богов в повседневной жизни Древнего Египта
Ежедневные ритуалы , посвященные заботе о богах, проводились в местных храмах, которые проводил царь или первосвященник. В рамках ритуала царь или жрец омывал изображение определенного бога, одевал его в свежие одежды и давал ему еду. Трапеза состояла из различных видов мяса и овощей, которыми священник делился со служителями храма после ритуала. Всесожжения были редкостью в Древнем Египте.
Фестивали были временем, когда все поклонялись богам и богиням Древнего Египта. Образы богов путешествовали по городу на барке, маленькой лодке. Простые люди собирались во внешнем дворе храма и приносили подношения. Люди предлагали цветы, потому что они олицетворяли жизнь, а также еду и питье. Священники раздавали порции приношений простым людям. По всему Египту проходило множество праздников в честь божеств, которые были государственными праздниками.
© Daniel DeCristo — Рельеф Птолемея II с ритуальной погремушкой
Частные лица служили богам разными способами. Во многих частных домах было святынь, где семья поклонялась домашним богам. Эти боги защищали дом и его обитателей. Простые люди также приносили обетные подношения богам в своих местных храмах. Вотивные подношения представляли собой статуэтки, стелы или резные таблички с молитвой богу или гимном, восхваляющим божество. Верующие разместили эти подношения в главном дворе храма. Когда священникам нужно было больше места для их размещения, они закапывали вотивные приношения в ямы. Эти ямы предоставили ученым информацию о поклонении простых людей. Приношения по обету показывают рост личного благочестия среди людей древнего Египта.
Другая важная часть поклонения включала подношений умершим . Родственники предлагали богу Осирису хлеб, пиво, волов, птиц и одежду. К этим подношениям они прикладывали молитвы, чтобы бог поделился ими со своими умершими родственниками. Были специальные алтари, предназначенные для принятия этих подношений.
Люди также общались с богами через оракулов, молитв и гимнов . Во время шествий древнеегипетских богов люди писали вопрос на глиняной посуде или папирусе. Человек ставил вопрос перед образом бога. Бог заставлял жрецов, несущих барку, двигаться вперед или назад, чтобы показать ответ «да» или «нет». Люди писали молитвы богам, чтобы попросить защиты или почтить богов. Гимны чтили богов, восхваляя их деяния или красоту.
Конкретные люди провели религиозных церемоний в храмах. На многих настенных рисунках изображен царь, ухаживающий за изображением бога и проводящий церемонии. В записях говорится, что король проводил церемонии, но не мог служить каждому божеству. Первосвященник храма проводил церемонии вместо царя. Во времена 21-й династии роль «божьей жены Амона» стала влиятельной жрицей. Со временем эти женщины стали приносить подношения богам и проводить церемонии.
Религия и духовность: Несчастные боги Египта
Тела человека и двух лошадей, пострадавших от чумы скота, лежат на переднем плане этого J.M.W. Картина Тернера под названием Пятая чума в Египте (1800 г.). Тот факт, что Моисей (внизу справа на переднем плане) с распростертыми руками насылает град и огонь на Египет, предполагает, что более подходящим названием могло бы быть «Седьмая казнь египетская».
Весна 2014
Религия и духовность
Дэвид Хьюм
«В книге Исход Яхве показывает, что боги Египта — величайшая политическая и военная сила того времени — были пустым ничтожеством».
Египтяне поклонялись тысячам богов, хотя только около 1500 известны по именам. С другой стороны, еврейские предки детей Израиля знали только одного Бога. Из-за этого контраста во время прелюдии к Исходу их порабощенные потомки в Египте стали свидетелями власти одного истинного Бога над любым другим.
Определение египетских богов и богинь как идолов означало, что Израиль будет выделяться среди всех других народов, которым они будут поклоняться. В конце концов, достигнув горы Синай на пути из Египта в Землю обетованную, они получат Десять заповедей в кодифицированной форме, две из которых относятся к другим богам. Первая Заповедь говорит об исключительных отношениях между Богом и Его народом: «Да не будет у вас других богов пред лицем Моим» (Исход 20:3). Это запрещает отношения с любым другим (чужим) богом. Вторая заповедь запрещает создавать изображения таких «богов» или поклоняться им, независимо от того, где они происходят: на земле, в море или в небе (стихи 4–5). Израильтяне не должны были ни создавать, ни падать ниц перед такими изображениями или идолами.
Хотя идея идолопоклонства должна была быть им чужда, ко времени Исхода они веками жили в египетском обществе, окруженные многочисленными божествами. Не поэтому ли они так скоро после того, как оставили Египет под рукой Бога, легко уговорили даже Аарона построить им металлического идола? Нам говорят, что в отсутствие Моисея в течение примерно шести недель, когда он получил Десять заповедей, люди «развратились. . . . Они сделали себе золотого тельца и поклонились ему» (Исход 32:7–8, английская стандартная версия). Несмотря на то, что после отливки «литого тельца» последовал праздник, посвященный Яхве (стихи 4–5, Новая американская стандартная Библия), было ли это быстрым знакомством людей со многими божествами Египта, что способствовало этому внезапному падению?
«[Египтяне] верили во множество разных богов.
. . и что исключительность в религии была глупостью; мудрец пытался понять и извлечь пользу из поклонения как можно большему количеству богов, которых он мог познать».
Поскольку большая часть природы могла быть проявлением божественного, множественность богов, возможно, была неизбежна в языческом обществе Египта. Однако, согласно Богу-Творцу, зависимость от объектов поклонения, являющихся копиями сотворенного мира, бесполезна. Во время освобождения детей Израиля Яхве разъяснил разницу между поклонением творению и поклонением Творцу. Нанеся десятую и последнюю казнь, Бог сказал: «Над всеми богами Египта совершу суд: Я Господь» (Исход 12:12).
Рассматривая, какие из известных египетских богов могут быть связаны с каждой из казней, мы можем начать понимать, как свершился Божий суд. Была поставлена под сомнение вера египтян в само существование их богов. Тот факт, что боги не могли изменить ход любой из казней, доказывает, что они были несуществующими божествами и что Бог — единственный верный Своему слову: «Я — Господь».
1. Вода превратилась в кровь (Исход 7:14–25)
Центральное значение Нила для жизни и процветания Египта объясняет комментарий древнего историка Геродота: «Египет — это дар Нила». С рекой ассоциировались разные боги: Хапи считался божественной силой реки; Хнум был хранителем истока Нила; и Осирис был ответственен за ежегодное наводнение, которое принесло плодородную почву. Другие боги были связаны с речной рыбой и крокодилами. Хотя маги фараона могли произвести аналогичный кровавый эффект с помощью воды, Своим вмешательством Бог евреев сигнализировал о неполноценности этих богов.
2. Лягушки (Исход 8:1–15)
Богиня Хекет, супруга Хнума, явилась то ли в образе лягушки, то ли в образе женщины с лягушачьей головой. Она была связана с формированием ребенка в утробе матери, присутствием акушерок при родах и плодородием. Опять же, она ничего не могла сделать, чтобы предотвратить чуму.
3. Вши (Исход 8:16–19)
Еврейское слово kinnim по-разному переводится как «вши», «комары» или «комары». Геб (или Себ) был богом земли; тот факт, что «прах земной» превратился в бесчисленных надоедливых насекомых, был бы для него большим смущением, но он был бессилен обратить вспять чуму. Это коснулось бы даже священников: скрупулезная чистота — частое омовение, а также сбривание тела всех волос, чтобы предотвратить именно такого рода заражение — было обязательным условием для выполнения их священнических обязанностей, но это не помогло. Таким образом, они не могли даже войти в храмы и умолять своих богов положить конец чуме.
4. Мухи (Исход 8:20–32)
Поскольку еврейское слово аров встречается в Писании только здесь, природа этой чумы неясна. Это может означать «смесь» и, по мнению некоторых, указывает на рой мух — возможно, на собачьих мух, переносящих сибирскую язву, обитающих в субтропических регионах. Если это так, то это могло бы объяснить, почему израильтяне в средиземноморском климате Земли Гошен не пострадали. Конечно, египетские боги были бессильны контролировать разрушительные рои.
5. Гибель скота (Исход 9:1–7)
По крайней мере, четыре бога были связаны с домашними животными: бык Апис бога Птаха; Мневис, священный бык бога Ра; богиня Хатор с головой коровы; и Хнум, бог барана. Никто не мог остановить уничтожение египетского скота инфекционными болезнями или ящуром.
6. Фурункулы (Исход 9:8–12)
Богиня с головой львицы Сехмет была причиной и защитницей от эпидемий, а Имхотеп был богом медицины. Самая важная богиня Египта, Исида, почиталась за ее магическую силу защищать и исцелять. Тем не менее, с этой чумой не произошло предотвращения заражения и содействия исцелению.
7. Радуйся (Исход 9:13–35)
Шу и Нут были богом воздуха и богиней неба; ни они, ни бог и богиня, связанные с земледелием, Осирис и Исида, не могли защитить созревающие посевы от разрушения, бесконтрольно падавшего через атмосферу.
8. Саранча (Исход 10:1–20)
Точно так же Осирис и Исида не смогли отвратить опустошительную саранчу от поедания того, что осталось на полях после опустошительного града.
9. Тьма (Исход 10:21–29).)
С этой чумой были связаны несколько богов солнца: Ра, Хепре, Харахте, Атон, Гор и Атум. Бог луны Тот, а также божества неба и воздуха Нут и Шу были замешаны в том, что не удалось положить конец трем дням густой тьмы.
10. Смерть первенца (Исход 11:1–10; 12:29–30)
Мин, бог продолжения рода; Исида, великая богиня-мать, целительница и защитница, якобы способная возвращать мертвых к жизни; богиня деторождения Хатхор; и священный бык Апис, который, согласно мифологии, сам был первенцем — ничто не могло предотвратить массовую смерть первенцев людей и животных. Хотя сам фараон считался божеством, его домочадцев не пощадили: умер и его первенец.
Израиль не помнил о связи между идолопоклонством и казнями в Египте. Как уже отмечалось, вскоре они вылепили тельца из золота. Интересно, что за это Бог наслал чуму на из (см. Исход 32:35).
Когда автор Послания к Евреям размышлял об уходе Моисея из Египта во время Исхода, он отметил, что его вера заключалась в невидимом Боге.
Вера Моисея
«Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, потому что видели они, что дитя прекрасно; и они не убоялись повеления царя .
«Верою Моисей, придя в совершеннолетие, отказался называться сыном дочери фараоновой, предпочитая лучше страдать с народом Божиим, чем наслаждаться преходящими греховными наслаждениями, почитая поношение Христово большим богатством, нежели сокровища в Египте; ибо он ждал награды.
«Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царя; ибо он был тверд, как бы видя Невидимого. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, чтобы истребитель первенцев не коснулся их.
«Верою они прошли Красное море, как по суше, тогда как египтяне, пытаясь сделать это, потонули».
Это контрастировало с видимыми богами Египта, чьи храмы, статуи и изображения были повсюду. Однако эти боги ничего не добились для своих последователей.
Проблема поклонения и служения твари, а не Творцу, является общечеловеческой проблемой. Боги и богини Египта существовали еще долго после того, как Израиль оставил свое рабство. В греко-римском мире апостола Павла храмы были посвящены Исиде и Серапису (греческое смешение египетских богов Осириса и Аписа). Он писал о людях своего времени: «Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Римлянам 1: 22–23).
Это, по его словам, привело к падшему интеллекту (стих 28) и ко многим разрушительным характеристикам, которые мы наблюдаем в современном мире. Он перечислил следующие человеческие пороки: «всякая неправедность, блуд, лукавство, любостяжание, злонамеренность; полный зависти, убийства, ссоры, обмана, злобы; они клеветники, злоречивые, богоненавистники, жестокие, гордые, хвастливые, изобретатели зла, родителям непослушные, неразумные, ненадежные, нелюбящие, непрощающие, немилосердные» (стих 29).–31).
Когда Бог показал свою власть над богами Египта, Он в равной степени продемонстрировал необходимость для всех людей признать, что идолопоклонство ведет к испорченному разуму, неспособному к истинным божественным ценностям.
Избранные ссылки
- Джон Дж. Дэвис, Исследования Исхода: Моисей и боги Египта (1971, 1986).
- Джон И. Дарем, Word Biblical Commentary, Vol. 3: Исход (1998).
- Арнольд Г. Фрухтенбаум, Сборник мессианских исследований Библии (1983).
- Раввин сэр Джонатан Сакс, Исход: Книга искупления (2010).
- Наум М. Сарна, Комментарий к Торе JPS: Исход (1991).
- Дуглас Стюарт, «Исход, Книга», в Lexham Bible Dictionary, под редакцией Джона Д. Барри (2012).
- Патрисия Тернер и Чарльз Рассел Коултер, Словарь древних божеств (2001).
- Ричард Х. Уилкинсон, Полное собрание богов и богинь Древнего Египта (2003).
Сопутствующее содержимое
- Закон, Пророки и Писания, часть 8: Народ в рабстве
- Закаленное сердце фараона
- Против всех богов Египта.