Скифы. Что мы знаем о них
В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это — «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории — порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы.
История их изучения (а в текущем году ей насчитывается ровно 250 лет) служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов.
Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. (Однако надо заметить: в истории ещё с XVIII века скифских вождей стали называть царями. Это некая условность, принятая наукой.) Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…
Наука и жизнь // Иллюстрации
Золотая диадема VII века до н.э. (крупнее показана её деталь). Мельгуновский (Литой) курган, Северное Причерноморье. (Раскопки А. П. Мельгунова 1763 года.)
Наука и жизнь // Иллюстрации
Такими скифы показаны на электровой вазе из кургана Куль-Оба, расположенного в Крыму. IV век до н.э.
Меч в золотых ножнах и с золотой рукояткой VII века до н.э., найденный в Мельгуновском кургане.
И нижняя часть ножен.
Ножны этого меча украшают золотые пластины с изображением оленя и крылатых чудовищ с луками.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Серебряный с позолотой сосуд со сценами охоты скифских всадников на льва и на фантастическое существо — рогатую львицу.
На фрагменте: один из действующих лиц этой охоты. Начало IV века до н.э. (Курган Солоха, раскопки Н. И. Веселовского 1913 года.)
Бородатый скифский вождь с луком и молодой скиф изображены на серебряном сосуде, найденном в 1911 году (раскопки С. Е. Зверева) в кургане № 3 из группы «Частых курганов» под Воронежем. IV век до н.э.
Парадная секира с золотой обкладкой, в оформлении которой уже видны и скифские, и ближневосточные элементы. Золотая обкладка секиры с фигурой вождя или жреца явно восточного типа.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Золотая рукоять персидского (ахеменидского) меча конца VI — начала V века до н.э. Приднеп-ровье. Возможно, это трофей, полученный скифами после разгрома войск Дария I. «Царский» курган Чертомлык. (Раскопки И. Е. Забелина 1863 года.)
‹
›
Открыть в полном размере
Какими они были
Мы — те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.
А. Я. Брюсов, 1916 год
Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…
Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.
Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200—400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу».
Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова — губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.
И в наши дни, как в России, так и в главной хранительнице древностей европейских скифов — Украине, продолжаются скифские изыскания (после распада СССР и появления на политической карте мира суверенной Украины основная часть скифских памятников осталась в её границах).
А в России скифские курганы и поселения встречаются только на Среднем и Нижнем Дону* (Воронежская, Белгородская, Ростовская области), в Ставропольском и Краснодарском краях. Сравнительно недавно скифские захоронения найдены на юге Сибири, в Туве.От горных хребтов Алтая и Тувы до полноводного Дуная широкой полосой раскинулись бескрайние евразийские степи. В начале I тысячелетия до н.э. здесь обитали многочисленные кочевые племена скотоводов, — они принадлежали к индо-европейской семье народов и говорили на различных диалектах древнеиранского языка.
По мнению уже цитированного А. Ю.Алексеева, «скифы» — общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.
Появление скифов на исторической арене по времени совпало с двумя эпохальными событиями, сыгравшими огромную роль в мировой истории. Первое из них: было освоено и стало широко распространяться железо — теперь основной материал для изготовления орудий труда и оружия. (Предшественники скифов — среди них и киммерийцы — пользовались ещё бронзовыми инструментами и предметами вооружения.) Второе важнейшее историческое событие: возникновение кочевого скотоводства. Господствовавшие в скифском обществе кочевники, прежде всего «скифы царские», подчинили себе земледельческие нескифские племена степной Скифии и лесостепи. Кочуя, скифы завязывали торговые, политические и культурные отношения с греческими городами-колониями Северного Причерноморья.
Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами…» — этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они — типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины — потомки родственных скифам сарматов).
А вот к славянам скифы не имеют никакого отношения, да и не было между ними непосредственного контакта. Если последние скифы окончательно исчезают в Восточной Европе в III веке уже новой эры, после готского набега и погрома, то первые упоминания о славянах появляются в письменных источниках не ранее середины I тысячелетия от Рождества Христова.
Скифы одевались в кожаную, льняную, шерстяную и меховую одежду. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, которые носили заправленными в мягкие кожаные сапоги либо навыпуск, и курток (или кафтанов), подпоясанных кожаным поясом. Дополняли костюм кожаная шапка конической формы и войлочный башлык. О женской одежде известно гораздо меньше. Знаем только, что она состояла из длинного платья и верхней накидки. Мужчины отпускали длинные волосы, имели усы и бороду.
Правда, внешняя благостность дошедших до наших дней скифских мужских изображений не должна вводить в заблуждение. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: то был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, его воины снимали скальпы с поверженных врагов.
Происхождение
Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. Обилие и противоречивость существующих точек зрения поражают. Однако большинство учёных так или иначе склоняются к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез. Первая из них — так называемая автохтонная — наиболее подробно обоснована известным российским скифологом Б. Н. Граковым. Он считал: прямыми предками скифов были племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья, в том числе и киммерийцы. Такое проникновение происходило очень медленно с середины II тысячелетия до н.э. А упоминаемая Геродотом миграция скифов «из Азии» (для античных географов «Азия» начиналась сразу же за Доном-Танаисом) — лишь одна из волн этого проникновения, скорее всего последняя**.
Мигранты-«срубники» в степях Восточной Европы встретились с более ранними переселенцами из тех же областей, и слияние этих родственных друг другу групп сложилось в этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племён, испытавшая значительные изменения при переходе от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному кочевому, легла, по мысли Б. Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры.
Совершенно иначе подходит к проблеме А. И. Тереножкин — признанный лидер группы специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры. По его мнению, между населением доскифского и скифского времени в Северном Причерноморье не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.
Представленные гипотезы по-разному трактуют и вопрос о киммерийцах — предшественниках скифов в северопричерноморских степях, о которых сообщают древневосточные и греческие письменные источники. Тереножкин настаивает на полном культурном и этническом отличии скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежали самые поздние памятники местной срубной культуры. (По Б. Н. Гракову, напомню, и скифы и киммерийцы — прямые потомки «срубников» и поэтому имеют общую культуру. Скорее всего, они родственны этнически.)
По-разному говорят о происхождении скифов и античные авторы. Здесь и «первочеловек» Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), прародитель всех скифов. И Геракл, сотворивший от связи с местной змееногой богиней, жившей в устье Днепра (Гилее), трёх сыновей — Скифа, Агафирса и Гелона. Однако «отец истории» Геродот замечает: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс (Сыр-Дарью) и удалились в Киммерийскую землю».
Важным для решения проблемы происхождения скифов стало открытие кургана Аржан*** в Туве, в котором нашли погребение вождя IX—VIII веков до н.э. «В этом погребальном памятнике <…>, — пишет историк В. Ю. Мурзин, — были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля. Эти находки вполне укладываются в схему А. И. Тереножкина, согласно которой сложение собственно скифской культуры происходило в глубинных районах Азии несколько ранее VII века до н.э.».
Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды ираноязычных кочевников-скифов именно из Азии.
Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.
А. Ю. Алексеев, подвергнув тщательному анализу весь список черт архаической скифской культуры, приходит к интересным выводам:
1. «Оленные камни» (каменные стелы) имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение (в Восточной Европе они появляются на рубеже VIII—VII веков до н.э.).
2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200—700 годов до н.э. в Синьцзяне (Северный Китай).
3. Бронзовые литые котлы также явно азиатского происхождения — их ранние образцы находили в Минусинской котловине и в Казахстане. А в Северном Причерноморье они впервые появляются не ранее середины VII века до н.э. (Келермесский могильник в Прикубанье).
4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Северном Китае ещё с XII—VIII веков до н.э.; анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, выявил в нём сплав, характерный для Монголии и Северного Казахстана.
5. Прорезные бронзовые навершия от погребальных повозок также имеют центральноазиатские аналогии (например, Корсуковский клад в Прибайкалье VIII века до н. э.).
6. Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII — начале VI века до н.э., а источник их происхождения находился в Средней Азии и в Северном Китае эпохи Чжоу.
7. Биметаллические клевцы (то есть сделанные из сплава железа и бронзы) хорошо известны с VII века до н.э. в Средней Азии и в Южной Сибири.
То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство — все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.
Итак, в многолетнем споре двух гипотез о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).
Скифы и мировая история
Скифы появились в Восточной Европе, если верить письменным источникам, в VII веке до н. э. В то время главная арена мировой истории находилась совсем в ином месте — на Ближнем Востоке и в Греции. И останься скифы в своих диких восточноевропейских степях, о них бы ещё не скоро узнали в тогдашнем цивилизованном мире. Но конные скифские орды из завоёванных земель Северного Причерноморья вскоре двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций. В богатых царствах их ждала сказочная добыча.
Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.
Восстановить историю скифов в Передней Азии довольно трудно, поскольку имеющиеся письменные документы дают о том лишь отрывочные сведения. Обычно это наиболее яркие эпизоды войн или военные столкновения, связанные со взаимоотношениями «цивилизованных» народов древности с «варварами». Из них известно, что в 70-х годах VII века до н. э. скифы во главе с царём Ишпакаем объединились с мидийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Однако ассирийский царь Асархаддон (680—669 годы до н.э.) сумел заключить со скифами сепаратный мир. Более того, он даже согласился отдать за другого царя скифов свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот шаг, следует помнить, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой Ближнего Востока.
Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием.
И тем не менее скифские походы на юг надо признать крупномасштабным явлением, оказавшим разностороннее влияние на судьбы и культуру народов Кавказа и Передней Азии. Прежде всего, участвуя в политической борьбе и в войнах древневосточных государств, скифы склоняли чашу весов то в одну, то в другую сторону. А нарушая своими опустошительными набегами и тяжёлой данью местную экономическую жизнь, они выступали как некая непредвиденная разрушительная сила, «кара божия». (Не о том ли повествуют и библейские пророки?) Однако с активными военными действиями скифы повсюду распространяли передовые формы скифского вооружения — луки и стрелы, мечи и копья, боевые топоры и конское снаряжение.
Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы — орлы, олени, хищники из семейства кошачьих — появились в украшениях предметов восточного типа — налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях. Но и образы местного искусства стали использовать при отделке скифских вещей, пример того — меч и секира, обнаруженные в Келермесском кургане на Северном Кавказе.
Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.
Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Заметно усиливаются Мидия и Вавилония. В 612 году до н.э. их объединённая армия штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию и дотла разрушает её. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.
Затем пришёл черёд рассчитаться со скифами за все прошлые обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.
Дарий I: его поход в Скифию
Следующий пласт информации о прошлом Скифии связан с драматическими событиями конца VI века до н.э. Тогда персидский царь Дарий I Гистасп из династии Ахеменидов решил во главе огромной армии вторгнуться с запада, через Дунай, в Северное Причерноморье. Цель — «наказать» воинственных кочевников-скифов за прошлые (почти двухвековой давности) «грехи», то есть за бесчинства в Мидии и в других ближневосточных областях, о которых говорилось. Во всяком случае, именно такой повод для начала войны выбрал, согласно свидетельству Геродота, владыка Персидской империи.
Современные историки, однако, считают, что персидский монарх преследовал более реальные причины для развязывания широкомасштабной военной кампании. Попытка Дария I покорить воинственных скифов, видимо, стала подготовкой к тотальной войне с материковой Грецией. К тому времени персы уже овладели эллинскими городами в Малой Азии, частью островов Эгейского моря и планировали вторжение на Балканский полуостров, включая греческий Пелопонесс. Напомню, что европейская Скифия раскинулась по Северному Причерноморью от Дуная до Дона.
Ход скифо-персидской войны подробно описан в IV книге Геродотовой «Истории». Накануне решающего поединка с вольнолюбивой Элладой персидский царь — опытный политик и полководец — решил отрезать греков от их сырьевого «тыла», Северного Причерноморья, откуда широким потоком в эллинские владения шли зерно, солёная и вяленая рыба, мёд, кожи и многое другое, столь необходимое на каменистых холмах их родины.
Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек — пёстрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересёк Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье — в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.
Скифы, хорошо осведомлённые о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании: избегать больших сражений; заманивать врага в глубь своей территории; нападать на его пути снабжения; уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды. Отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность — степные травы, служившие кормом для скота.
Армия Дария с её громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию. Эта война не только принесла скифам славу непобедимого народа, но и небывало повысила авторитет Скифии в окружающем мире.
Сам факт персидского похода на скифские земли в 512 году до н.э. вряд ли подлежит сомнению, — это событие потрясло весь тогдашний мир. Но есть ли у нас помимо рассказа Геродота какие-нибудь материальные доказательства пребывания армии Дария в Северном Причерноморье? Оказывается, есть.
Украинский археолог Е. В. Черненко предполагает, например, что найденный в «царском» кургане Чертомлык уникальный меч ахеменидского типа с золотой рукояткой (сам курган датируется 340—320 годами до н.э.) — это трофей, добытый в конце VI века до н.э. на полях сражений с персами и хранившийся долгие годы в сокровищнице скифских царей. А харьковский археолог А. В. Бандуровский упоминает о персидском бронзовом шлеме, случайно обнаруженном в Алешкинских песках на Херсонщине. Он очень близок по форме шлему из Олимпии, попавшему в Грецию в качестве трофея после победы эллинов над персами в битве при Марафоне.
(Окончание следует.)
Комментарии к статье
* В журнале «Наука и жизнь» № 7, 2007 г. опубликована моя статья «Скифы на Среднем Дону: новые находки и открытия». В ней речь шла о великолепных находках Донской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук за 15 лет полевых исследований.
** Культура оседлых земледельческо-скотоводческих племён степной и лесостепной зон Евразии — от Урала до Днепра, живших в эпоху позднего бронзового века (середина — конец II тысячелетия до н.э.). Названа по типу захоронений в курганах: могилу часто облицовывали деревом, словно делая «сруб».
*** См. «Наука и жизнь» № 5, 2010 г., статья Н. Домриной «Прикосновение к источнику. В диалоге с археологами — любителем и профессионалом…».
Происхождение скифов связали с алтайскими народами
Исследователи показали, что скифы и сарматы, в том числе, произошли от древних алтайских народов, говорится в Current Biology. В их геномах нашли более высокий процент алтайского генетического «наследства», чем у их предшественников и у сменивших их племен. По мнению авторов работы, распространение скифской культуры было связано не только с распространением технологий, но и с миграцией народов.
Евразийская степь была ареной перемещений многочисленных племен и народностей. После миграции в Понтийско-Каспийскую степь представителей ямной культуры в эпоху ранней бронзы (4,3-6 тысяч лет назад), в раннем железном веке (2,2-2,8 тысяч лет назад) здесь формируется скифская культура. Скифские племена жили на огромной территории от Центральной Азии до Центральной Европы. Во II веке нашей эры их сменили представители черняховской культуры.
Происхождение скифов до сих пор изучено недостаточно. Непонятно, насколько распространение скифской культуры было обязано миграции народов, или оно происходило только за счет заимствования технологий и идей. Недавние исследования показали (1, 2), что скифы представляли собой конгломерат генетически непохожих друг на друга племен. При этом масштабных миграций с востока на запад ученые не выявили. Ранее исследователи предполагали, что предками скифов могли быть представители срубной общности, жившие между Днепром и Уралом 3,2-3,8 тысяч лет назад, однако недавняя работа опровергла эту гипотезу.
Коллектив ученых из России, Украины и Эстонии под руководством Ричарда Виллемса (Richard Villems) из Тартуского университета попытался прояснить вопрос о происхождении скифов. Исследователи секвенировали геномы 31 жителя Евразийской степи, скифов и родственных им сарматов, а также живших до их появления и после их исчезновения народов. Для сравнения они использовали геномы как современных евразийцев, так и представителей ямной культуры, срубной общности, киммерийцев, саков.
Авторы обнаружили пять групп, отличавшихся друг от друга как генетически, так и по времени проживания в степи, и таким образом подтвердили результаты предыдущих исследований (1, 2). Ученые выделили людей, живших на территории современной Украины в бронзовом веке, живших позднее там же скифов, и представителей черняховской культуры; скифов и сарматов, живших на Южном Урале, и восточных скифов с территории современного Казахстана.
В геномах всех пяти групп исследователи обнаружили три основных генетических компонента, распределенных в разных пропорциях: европейских охотников-собирателей, натуфийцев (натуфийская культура существовала на территории Леванта 11,5-13,5 или 9,5-14 тысяч лет назад) и древних жителей Алтая.
При этом с одной стороны, чем западнее жили древние кочевники, тем меньше у них было алтайского генетического «наследства». С другой стороны, у скифов и сарматов эта географическо-генетическая корреляция не работала. Процент алтайского «наследства» у них был выше, чем у их предшественников, живших в бронзовом веке, и у сменивших их представителей черняховской культуры. Единственным исключением были западные скифы, жившие на территории современной Венгрии; у них алтайского генетического компонента практически не было.
По мнению авторов исследования, полученные ими результаты свидетельствуют о том, что скифская культура распространялась не только, как заимствование технологий и идей. Миграция восточных народов на запад тоже имела место.
Скифы были кочевниками, поэтому неудивительно, что они, как выяснилось, были хорошими коннозаводчиками. Они вывели лошадей с полезными чертами, которые востребованы и в современных породах, например, долго обходиться без воды и быть способными к спринтерскому бегу.
Екатерина Русакова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Знакомство со скифами | Британский музей
Скифы (произносится как «SIH-thee-uns») представляли собой группу древних племен воинов-кочевников, которые изначально жили на территории современной Южной Сибири. Их культура процветала примерно с 900 г. до н.э. примерно до 200 г. до н.э., к тому времени они распространили свое влияние на всю Среднюю Азию – от Китая до северного Причерноморья.
С сентября 2017 года вы сможете познакомиться с этими грозными воинами и их культурой на специальной выставке в Британском музее. Но перед этим узнайте некоторые ключевые факты и поразите своих друзей в пабе своими новообретенными скифскими знаниями.
1. Они были грозными воинами
Золотая бляшка конного скифа. Причерноморье, ок. 400–350 гг. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
До 1700-х годов многое из того, что мы знали о скифах, было собрано воедино из ряда древних источников — ни один из них не был написан самими скифами, поскольку они не «делали» письменности. Так что у нас был сборник рассказов, написанных греками, ассирийцами и персами — и они обычно были напуганы (хотя часто и впечатлены).
Греческий историк Геродот в своей книге « историй » (Книга 4, V век до н. э.) писал: «Никто, кто нападает на них, не может убежать, и никто не может поймать их, если они не хотят, чтобы их нашли». Ассирийские надписи 7 века до н.э. также относятся к борьбе со скифами, в одной из них упоминается мирный договор, заключенный путем выдачи замуж ассирийской принцессы за скифского царя.
Когда скифы не были чемпионами по играм в прятки или обманом с иностранными принцессами, они даже разработали новый мощный лук, который был сделан из разных слоев дерева и сухожилий. Он был намного мощнее обычного деревянного лука, так как различные слои увеличивали силу и энергию при отпускании тетивы.
Золотая пришивная аппликация на одежду в виде двух скифских лучников.
В битвах скифы использовали большое количество высокомобильных лучников, которые могли выпустить сотни смертоносных стрел за несколько минут. Еще в 6 веке нашей эры один византийский писатель описал смертоносный эффект конных лучников следующим образом: «Они не сдаются, пока не достигнут полного уничтожения своих врагов». Если это не было достаточно ужасным, некоторые классические авторы утверждают, что скифы макали свои стрелы в яд!
Скифские наконечники стрел. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Когда скифы сражались пешком, их излюбленным оружием был боевой топор с длинным узким заостренным лезвием (как узкая кирка). Этот тип боя был личным и лицом к лицу — контрольные следы от уколов оружия были обнаружены на головах раскопанных человеческих останков.
В общем, довольно страшно.
2. Они были кочевниками
Скифы с лошадьми под деревом. Табличка с золотым поясом. Сибирь, 4–3 вв. до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Блестяще названный «псевдо-Гиппократ» писал, что: «Скифы… не имеют домов, а живут в повозках. Они очень маленькие с четырьмя колесами. Другие с шестью колесами покрыты войлоком; такие фургоны используются как дома, по двое или по трое, и обеспечивают укрытие от дождя и ветра… Женщины и дети живут в этих фургонах, но мужчины всегда остаются верхом».
Кочевые народы, как правило, не оставляли после себя многого в плане городов или литературы – того, что раньше называлось «цивилизацией». То, что мы знаем о скифах, во многом благодаря раскопкам курганов ( курганов ) и образцам наскального искусства. Именно из этих останков у нас есть археологические доказательства, чтобы увидеть, были ли правы древние писатели, такие как Геродот, или они придумывали это на ходу.
На самом деле, наш старый друг Геродот думал, что тот факт, что они были кочевниками, означал, что они были очень страшными:
Ибо, когда у людей нет ни городов, ни крепостей, а все домохозяева и конные стрельцы, живущие не обработкой земли, а скотоводством и переноской жилищ на повозках, то как не быть им непобедимым и неприступным?
(Истории, Книга 4)
Быть кочевником, конечно же, означало иметь надежное портативное имущество. Предметы, которые скифы хоронили вместе со своими умершими, обычно были небольшими или легкими, например, небольшие фляги и деревянные чаши. О мебели и речи быть не может — несколько уцелевших столов низкие и разваливаются. Однако толстые напольные покрытия были необходимы — в гробницах были найдены овчины, войлочные коврики и даже импортный ворсовый ковер.
3. Они любили своих лошадей
Представление художника о скифе на коне. Реконструкция Д.В. Позднякова.
Сибирь огромна. Он простирается на восемь часовых поясов и граничит с Европой, Китаем, Тихим океаном и Северным полярным кругом. Он состоит из трех основных экологических зон: ледяной тундры на севере, густого леса в центральной части и смешанной лесной и травянистой степи на юге. Этот последний участок образует широкий травяной коридор богатых пастбищ от Монголии и Китая до Черного моря. Именно здесь скифы начали разрабатывать более эффективные способы верховой езды, что означало, что они могли перемещать большие стада на новые пастбища на большие расстояния.
Скифы вывели коневодство и верховую езду на новый уровень. Они были опытными наездниками и не использовали шипованные удила или намордники. Скифское конское снаряжение (седла, уздечки, удила и т. д.) также было высокоразвитым и функциональным, прочным и легким. Мы знаем это, потому что большие курганы содержат большое количество принесенных в жертву лошадей. К ним прилагались недоуздки, уздечки и седла, а иногда и кнуты, мешочки и щиты.
Верховые лошади были похоронены в очень сложных костюмах, включая головные уборы с грифонами или рогами, седельные чехлы, украшенные боевыми сценами, и длинные подвески.
Головной убор лошади. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
За скифскими лошадьми хорошо ухаживали – многие из них были в возрасте от 15 до 20 лет, когда их положили в могилу. Почти все захороненные лошади были убиты одним и тем же способом – сильным ударом остроконечного боевого топора в середину лба. Хотя сегодня это считается «гуманным» методом, в обществе, которое ценило лошадей, убийство лошадей, должно быть, произвело глубокое впечатление.
4. Им нравилось напиваться и кайфовать!
Золотые бляшки с изображением пьющих скифов. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Как и многие народы, скифы злоупотребляли алкоголем и накуривались. Пиры были важной частью скифских погребальных церемоний, они также были важны для социальных связей между людьми и племенами. Первоначально известные как «пьющие молоко», скифы переняли употребление вина у греков и персов. Вскоре они приобрели репутацию любителей чрезмерного употребления неразбавленного вина (греки смешивали вино с водой). Затем греческие авторы отмечали, что скифы, как и персы, любили чрезмерно пить. Вы можете привести лошадь (человека) к воде (но он, видимо, предпочтет вино).
Геродот также описывает, как у скифов был ритуал, связанный с кайфом от конопли в своего рода передвижной «сауне с травкой»:
Мазают и моют головы; что касается их тел, то они поставили три шеста, прислоненные к одному концу, и покрыли их шерстяными циновками; затем, в столь огражденном изо всех сил месте, они делают в центре яму под жердями и циновками и бросают в нее раскаленные камни. .. Затем скифы берут семя этой пеньки и, проползая под маты, бросают на раскаленные камни; и, брошенный таким образом, он тлеет и испускает столько пара, что никакая греческая паровая баня не может его превзойти. Скифы воют от радости в паровой бане. Это служит им вместо омовения, ибо они никогда не моют свои тела водой.
(Истории, Книга 4)
Скифы осознали болеутоляющее действие марихуаны, которое, без сомнения, пригодилось, если бы они были в аварии на лошадях или в ожесточенном сражении.
5. Они были татуированы
Фрагмент мумифицированной кожи со скифской татуировкой. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.Все замороженные тела скифов, исследованные до сих пор в разных местах, сильно татуированы. Узоры покрывали руки, ноги и верхнюю часть туловища. Они включают в себя фантастических животных, сцепившихся в бою, ряды птиц и простые точки, напоминающие современную акупунктуру.
Штриховые рисунки татуировок на скифе.Как, кроме татуировок, выглядели скифы? У некоторых женщин светлые волосы и голубые глаза, но у мужчин крепкое телосложение и рыжие или темные волосы.
6. Им понравилось немного побрякушек
Золотой торк с бирюзовыми вставками. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Скифские мастера умели отливать металл. Они работали с золотом, бронзой и железом, используя такие методы, как литье, ковка и инкрустация другими материалами. Ни одно из них не требовало большого количества оборудования, а Сибирь богата металлическими рудами, но требовало навыков. На выставке будет много изысканных образцов скифской металлоконструкции.
7. Они мумифицировали своих умерших
Впечатление художника от кургана. Акварельная иллюстрация, 18 век. Архив Института археологии РАН, Санкт-Петербург.
В высокогорном Алтайском районе у границ России, Казахстана, Китая и Монголии из-за мерзлых недр органические останки скифов, погребенных в гробницах, исключительно хорошо сохранились в вечной мерзлоте.
Скифы приложили огромные усилия, чтобы сохранить внешний вид мертвых, используя форму мумификации. Они удалили мозговое вещество через отверстия, прорезанные в голове, разрезали тела и удалили как можно больше мягких тканей, прежде чем заменить их сухой травой и зашить кожу.
Деревянный гроб. Конец 4 – начало 3 века до н.э. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин.
Как уже отмечалось, кочевники не оставляют много следов, но когда скифы хоронили своих умерших, они заботились о том, чтобы снабдить труп всем необходимым, по их мнению, необходимым для вечных странствий по загробной жизни. Обычно выкапывали глубокую яму и сооружали на дне деревянную конструкцию. Для важных персон они напоминали бревенчатые избы, обитые и покрытые темным войлоком, а крыши покрыты слоями лиственницы, бересты и мха. В гробнице тело было помещено в гроб из бревенчатого сундука вместе с некоторыми из их ценных вещей и другими предметами. За пределами гробницы, но все еще внутри могильной шахты, они клали убитых лошадей лицом на восток.
ВАУ! Пока достаточно…
Хотя скифская культура остается относительно неизвестной, новые открытия происходят постоянно. Следите за обновлениями блога и других наших каналов в социальных сетях, чтобы узнать больше об этих очаровательных воинах-кочевниках, и забронируйте билеты прямо сейчас, чтобы увидеть их культуру на нашей специальной выставке.
Выставка BP Скифы: воины древней Сибири проходит в Британском музее с 14 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. При поддержке BP.
Кем были скифы? | Живая наука
Скифская табличка в виде оленя, датируемая 400 г. до н.э. до 300 г. до н.э. (Изображение предоставлено Кливлендским художественным музеем; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0)«Скиф» — это термин, используемый для обозначения разнообразной, но культурно связанной группы кочевников, которые занимали большую часть пастбищ или степей. , который простирался от севера Черного моря до Китая. Иногда также известные как саки или скифы, название «скифы» было придумано древними греками.
«Скифская культура процветала в степях примерно с 800 г. до н. новая вкладка)» (Princeton University Press, 2014), рассказал Live Science.
Скифы были известны многим древним цивилизациям, сказала она, включая древних греков, персов, римлян и китайцев, и они усовершенствовали искусство стрельбы из лука верхом — даже без использования стремян или седел. Они славились свирепостью в бою и мастерами тактики боя «бей-беги».
Происхождение скифов и их империи
Существует много споров о происхождении скифов. Согласно V веку до н.э. Греческий историк Геродот, скифы изначально населяли Азию, но были вытеснены на запад враждебным племенем. В конце концов они достигли Причерноморья и восточных окраин Европы, откуда, в свою очередь, вытеснили существующих жителей. Напротив, греческий писатель Диодор Сицилийский , писавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что скифы двинулись на север в степной регион с юга, возможно, из современной области Армении или даже южнее по западному граница с Индией.
В другой и гораздо более причудливой истории происхождения Геродот рассказывает, как скифы были потомками могущественного героя Геракла и существа, которое было наполовину женщиной-наполовину змеей. В этой истории Геракл столкнулся с существом во время путешествия по землям к востоку от Греции. Похитив лошадей Геракла, существо потребовало, чтобы, если он хочет их вернуть, ему пришлось бы остаться и спариться с ней. От союза родилось трое сыновей, одного из которых назвали Скифом, ставшим родоначальником скифской знати.
Современные историки, однако, использовали археологические и генетические данные, чтобы реконструировать происхождение скифов.
«Похоже, то, что мы называем скифской культурой, возникло более 2500 лет назад как сочетание сибирской, восточноазиатской и ямно-евразийской групп », — сказал Майор Live Science. «Подобно тому, как в районе древней Скифии было много разных языков, большое этническое разнообразие также обнаруживается в скифской родословной, особенно по материнской линии. Все исследования до сих пор подтверждают, что скифы не были единой однородной группой».
Хотя генетические исследования многое говорят о составе различных народов земель, некогда известных как Скифия, полная история еще не известна и до сих пор обсуждается, отметил Мэр.
Социальная организация и захоронения
Открытые пастбища степей — среда обширных равнин и низких холмов — были выгодны для скотоводства, и на протяжении тысячелетий люди в этом ландшафте пасли большие стада скота. Скифы не были исключением. Согласно Геродоту, они пасли стада крупного рогатого скота и лошадей, и большинство людей бродило по степям, а не селилось в постоянных жилищах. Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифы передвигались по местности в повозках, запряженных волами. Некоторые из этих фургонов были большими и сложными, с несколькими комнатами. Когда несколько повозок ехали вместе, нагромождение напоминало город или большое поселение.
Скифы были организованы в племена, которые не были объединены политически, но имели общий язык, культуру, стиль одежды и стиль искусства. В определенные периоды, например, во время войны или проведения ритуальных мероприятий, различные племена объединялись, образуя более крупные политические единицы или конфедерации. Неясно, были ли в скифском обществе резкие социальные разделения, такие как наследственные элиты, но во многих отношениях они кажутся относительно эгалитарными, сказал Майор, особенно в отношении гендерных ролей.
Исторические и археологические данные указывают на то, что скифские женщины пользовались значительной автономией и привилегиями, с которыми не могли соперничать до наших дней, согласно Энциклопедии всемирной истории . Например, многие скифские женщины служили вместе с мужчинами конными лучниками (подробнее об этом ниже) и могли занимать руководящие должности в скифском обществе. Более того, многочисленные скифские захоронения показывают, что женщин часто хоронили с такими же изысканными подношениями, как и мужчин. В 2019 году, например, было обнаружено захоронение с четырьмя женщинами, в котором были подношения, обычно предназначенные для мужчин, в том числе оружие и золото, сообщает Smithsonian Magazine .
Фрагмент скифского золота, найденный на территории современного Киева, Украина. (Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)Геродот упомянул о существовании скифских «царей» , используя термин «царские скифы» для обозначения этой группы. Он указал, что они были отдельным племенем и жили на территории нынешней южной части Украины, непосредственно к северу от древнегреческих городов, сгруппированных вокруг Черного моря. Геродот указал, что они обладали значительной политической и военной властью и что они были наследственной элитой, но неясно, каково их отношение к другим скифским племенам.
Когда царственный скиф умирал, готовилась большая могила, состоящая из «большой четырехугольной ямы в земле», и тело человека помещалось внутрь, согласно Геродоту . Человек был похоронен со своими «наложницами, виночерпием, поваром, конюхом, оруженосцем и посыльным, кроме лошадей, начатков всего остального и золотых кубков», — писал Геродот (в переводе с древнегреческого). Затем вассалы короля засыпали могилу землей и возвели насыпь, «ревностно соперничая друг с другом, чтобы сделать ее настолько великой, насколько это возможно».
Археологи раскопали несколько высокопоставленных гробниц, которые называются курганами. Один из них, найденный в южной Сибири, датируется 2800 лет назад и был шире, чем длина футбольного поля, ранее сообщал Live Science. Он содержал захоронение мужчины и женщины и был заполнен золотыми украшениями, оружием, богато украшенными чашами (некоторые со следами наркотиков, таких как опиум) и другим погребальным инвентарем.
Скифская одежда, татуировки и произведения искусства
Несколько классических писателей упоминают отличительную одежду скифов, описывая мужчин как одетых в остроконечные шапки, красочные туники и, что наиболее характерно, в длинные брюки до щиколоток. Скифы любили сложные узоры, замысловатую вышивку и смелые цвета. Мужчины и женщины носили сапоги, которые, как и скифская одежда в целом, были красочными и украшены множеством рисунков и узоров. Один из них, женский ботинок, был найден в горах Алтая в Центральной Азии и датируется примерно 2300 лет назад, сообщает ZME Science .
Скифы славились своей практикой нанесения татуировок. Изображения реальных и мифических животных, многие из которых выполнены в виде очень стилизованных узоров, были особенно заметны на руках и ногах. По данным The Siberian Times , мумия молодой женщины, получившей прозвище Принцесса Укока, была найдена в 1993 году; она продемонстрировала серию сложных татуировок, в том числе изображения оленя, пантеры и грифона. Другие татуированные мумии были найдены по всему древнему скифскому региону.
Во многих древних источниках упоминается любовь скифов к золотым произведениям искусства и украшениям. В курганах были найдены многочисленные предметы скифского искусства, в том числе подвески, застежки, броши, ожерелья, гребни и колье, известные как горжеты. Подобно скифской татуировке, эти изделия отличаются замысловатым орнаментом и стилизованным орнаментом. Есть свидетельства того, что греческие купцы могли быть ответственны за создание некоторых из этих золотых монет и что, согласно 9, между греками и скифами существовала оживленная торговля.0165 Realm of History , с несколькими предметами, импортированными из материковой Греции. Как и скифские татуировки, эти произведения искусства часто изображают животных.
2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Республике Алтай в России. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей. (Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)Скифская религия
Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифская религия представляла собой смесь греческой религии, которую скифы, возможно, приняли в результате контакта с далеко раскинувшимися греческими колонистами, и древней шаманской элементов, таких как поклонение животным. Ученые до сих пор в основном не знают специфики скифской религии, хотя то немногое, что известно, исходит в основном от Геродота. Он утверждал, что скифы, как и многие древние народы, были политеистами, то есть поклонялись множеству божеств. Геродот упомянул восемь богов, составляющих скифский пантеон, и у каждого из них были греческие аналоги. Сюда входили два главных бога: Табита, богиня огня и домашнего очага, наиболее тесно связанная с греческим божеством Гестией, и Папей, бог неба, напоминавший греческого бога Зевса. Среди других скифских божеств были Гетосирус (Аполлон), Аргимпаса (Афродита), Апи (Мать-Земля) и еще три бога, которых Геродот не называет, но связывает соответственно с Аресом, Гераклом и Посейдоном.
Одним из самых почитаемых божеств в скифском пантеоне был Арес, греческий бог войны . «У них есть практика делать изображения, алтари и святилища для Ареса, но не для какого-либо другого бога», — писал Геродот . Скифы часто приносили в жертву богам животных, таких как овец , коз и крупный рогатый скот, обычно используя удавку (железный ошейник или шнур), чтобы задушить зверей. Однако Аресу скифы приносили в жертву как животных, так и людей. В Книге IV Геродот описал, как Аресу иногда приносили в жертву военнопленных; это произошло в святилище со встроенным мечом, символом Ареса. Сообщается, что во время человеческих жертвоприношений заключенных убивали этим оружием. «Они обливают мужчин головы вином и перерезают им горло над сосудом, затем они несут кровь на кучу палок и льют ее на [меч]» 9.0165 Геродот написал (откроется в новой вкладке).
Древние элементы скифской религии демонстрируются через умилостивление животных и шаманизм. Геродот описал класс шаманов у скифов, используя термин «гадатели». Он описал их как наследственных и обладающих способностью предсказывать будущее — дар, данный им их богиней, подобной Афродите, Аргимпасой. Однако, если предсказание не сбывалось, прорицателя могли предать смерти, обычно путем сожжения. Эти прорицатели также имели возможность лечить с помощью трав и различных лекарственных растений.
Скифские воины и оружие
Геродот писал о военной доблести скифов, подробно описывая этот аспект их жизни и классифицируя их как «непобедимых и неприступных». Скифские воины могли достичь высокого статуса благодаря мастерству в бою. «[Скифский воин] нес своему царю головы всех, кого он убил в бою, ибо он получает свою долю добычи, если принесет голову, но не иначе», — писал Геродот (перевод с древнегреческого).
Скифы были особенно известны своим умением конных лучников.
«Скифские конные лучники, мужчины и женщины, вызывали восхищение и страх у греков, римлян, персов и китайцев, чья Великая Стена была построена для защиты от них», — сказал Майор.
Основным оружием скифов был составной лук , сделанный из дерева, рога и сухожилий. Это было удивительно прочное и точное оружие. Скифские воины также несли множество другого оружия, такого как топоры, мечи, копья и булавы. Их военное мастерство было признано многими окружающими их цивилизациями, а скифские воины часто служили наемниками в иностранных армиях, например, в Персидской империи и войсках греко-персидского царя Митридата VI . вкладку).
Скифские женщины и миф об амазонках
Скифы часто ассоциируются с легендой об амазонках — свирепых женщинах-воительницах, занимающих видное место в древнегреческой мифологии. Диодор Сицилийский был одним из древних писателей, утверждавших выдающуюся военную роль скифских женщин. «Ибо у этих народов женщины готовятся к войне так же, как и мужчины, и в актах мужественной доблести ничуть не уступают мужчинам. Следовательно, выдающиеся женщины были авторами многих великих дел», — писал он (открывается в новом tab) (перевод с древнегреческого).
Мэр исследовал связь между мифом и реальностью этих стойких женщин-воинов.
«Греческие писатели, такие как Геродот, Платон, Страбон и Павсаний, связывали мифических амазонок с реальными женщинами из плоти и крови среди воинственных скифских кочевников степей», — сказала она. «Теперь, благодаря недавним захватывающим археологическим открытиям более 300 древних женщин, некоторые с боевыми ранениями, похороненных вместе с оружием и лошадьми в древней Скифии, мы знаем, что греческая литература и искусство об амазонках находились под сильным влиянием жизни степных кочевников. конные лучники».
Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры. (Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)Сумерки скифского мира война между скифами и персами при Дарии I из династии Ахеменидов . Это началось в 513 г. до н.э. когда Дарий вторгся в скифские земли, намереваясь подчинить себе живших там людей и подчинить их персидскому игу. Но кампания оказалась катастрофической; Измученная скифской конницей, утомленная долгими переходами и безжалостной необъятностью земель, которые они пытались завоевать, персидская армия в конце концов повернула назад. Это поражение позволило скифам расширить свое влияние, двигаясь на запад, в северную Грецию и Фракию.
А вот скифам несколько веков спустя не так повезло. Их власть ослабла, когда они потерпели ряд военных поражений, сначала от рук Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского) в 339 г. до н.э. а затем сарматами, народом, культурно и лингвистически родственным скифам, в затяжном конфликте, который длился с четвертого века до н.э. до второго века нашей эры, согласно «Британнике» . Они также потерпели крупное военное поражение во втором веке до нашей эры, когда Митридат VI, царь Понта в северной Анатолии, нанес решительное поражение скифским войскам и включил скифских воинов в свою армию.
Тяжелый удар по скифскому обществу и политической гегемонии был нанесен в четвертом веке нашей эры, когда скифы были опустошены гуннами, конными воинами-кочевниками из Евразии, которые под предводительством своего правителя Аттилы вторглись в Европу в пятом веке нашей эры. век н.э. Согласно Энциклопедии всемирной истории , в это время скифы могли быть ассимилированы готами. Некоторые ученые считают, что осетины , населяющие части юга России и Кавказского горного региона, могут вести свою родословную от скифов.
Мэр, однако, предупредил, что рассказы об окончательной гибели культуры могут ввести в заблуждение.
«Хотя древняя скифская культура, какой их знали древние греки, римляне и персы, увяла с потрясениями в Средние века, вымиранием или интеграцией с другими племенами и подъемом ислама — и несмотря на современную историю непрерывных завоеваний, перемещений, притеснений и других бурных событий — скифские традиции никогда не исчезали», — сказала она. «Скифские обычаи и навыки конной стрельбы из лука сохранились у парфян, монголов и других, а скифские навыки верховой езды и стрельбы из лука, а также эгалитарные ценности сохраняются в некоторых кочевых и полукочевых группах, живущих сегодня в Центральной Азии».
Дополнительные ресурсы
- Посмотрите видео о скифах (откроется в новой вкладке) историка Барри Канлиффа, автора книги «Скифы: воины-кочевники степи».
- Прочитайте статью Discover Magazine о женщинах-воительницах древней Скифии (откроется в новой вкладке).
- Узнайте о древних скифах в Британском музее .
Первоначально опубликовано 10 февраля 2022 г. Обновлено 18 марта 2022 г.
Библиография
Чикагский университет, «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга II: 35–60». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/diodorus_siculus/2b*.html (открывается в новой вкладке)
Одна Земля, «Понтийская степь». https://www.oneearth.org/ecoregions/pontic-steppe/ (открывается в новой вкладке)
Энциклопедия всемирной истории, «Скифы». https://www.worldhistory.org/Scythians/ (открывается в новой вкладке)
Чикагский университет, «Геродот, глава 4:46–82». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Herodotus/4C*.html (открывается в новой вкладке)
ZME Science, «Безупречный 2300-летний скифский женский ботинок найден в замерзших горах Алтая.» https://www.zmescience.com/science/scythian-boots-0532/
The Siberian Times, «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки». https://siberiantimes.com/culture/others/features/siberian-princess-reveals-her-2500-year-old-tattoos/ (открывается в новой вкладке)
Царство истории, «Мастерство вне войны: Скиф» парадокс в золотых артефактах». https://www.realmofhistory.com/2015/09/07/workmanship-beyond-warfare-the-scythian-paradox-in-gold-made-artifacts/ (открывается в новой вкладке)
Энциклопедия всемирной истории, «Скифская религия». https://www.worldhistory.org/Scythian_Religion/ (открывается в новой вкладке)
Исторический хит: «Почему скифский лук был так эффективен?» https://www. historyhit.com/why-was-the-scythian-bow-so-efficient/ (открывается в новой вкладке)
Энциклопедия всемирной истории, «Дарий I». https://www.worldhistory.org/Darius_I/ (открывается в новой вкладке)
Британика, «Скифы: древние люди». https://www.britannica.com/topic/Scythian (открывается в новой вкладке)
Энциклопедия всемирной истории, «Митридат VI». https://www.worldhistory.org/Mithridates_VI/ (открывается в новой вкладке)
Британника, «Северная Осетия-Алания». https://www.britannica.com/place/North-Ossetia-Alania#ref95738 (открывается в новой вкладке)
Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз. Его работы публиковались во множестве печатных и онлайн-изданий, в том числе в «Monterey Herald», «San Jose Mercury News», «History Today», «Sapiens.