Скифы блок поэма: . . . (« — . — , , …»).

«Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 53.

Обновлено 5 Апреля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 53.

Обновлено 5 Апреля, 2021

Сложная политическая обстановка в России, царившая в начале ХХ столетия, нашла своё отражение в стихотворении Александр Александровича Блока. Примечательно, что оно стало последним произведением, написанным поэтом. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Скифы», который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

История написания – Стихотворение написано в январе 1918 года под влиянием изменений в стране, которые принесла с собой Октябрьская революция.

Тема стихотворения – Призыв к миру и согласию.

Композиция – Стихотворение условно можно поделить на три части: в первой Россия представлена сдерживающим барьером между Западом и Востоком, вторая часть является предупреждением Старому Свету, в третьей автор призывает к миру и единению.

Жанр – Революционно-патриотическая ода; поэма.

Стихотворный размер – Разностопный ямб.

Метафоры – «крылами бьёт беда», «братский пир труда и мира».

Эпитеты – «раскосые и жадные очи», «в тяжёлых, нежных лапах», «варварская лира».

Олицетворения – «жадными очами», «(старый мир)томишься мукой».

Сравнения – «как послушные холопы», «премудрый, как Эдип».

История написания

Стихотворение «Скифы» было написано Блоком в январе 1918 года в рекордные сроки – всего за два дня. 1918 год подарил поэту прилив творческих сил и вдохновения.

За один месяц он успел написать несколько произведений, в числе которых было и стихотворение «Скифы».

Толчком к написанию “Скифов” для Александра Александровича стала сложная политическая обстановка в стране. Россия переживала последствия грандиозного переворота – Октябрьской революции, и во всех сферах жизни чувствовалось всё нарастающее напряжение. Поэта особенно огорчил срыв переговоров между Советской Россией и западными державами в Брест-Литовске в январе 1918 года.

Результатом его душевных переживаний за отчизну стало стихотворение «Скифы», где главным героем является сама Россия в лице свободолюбивых скифов (скифы – древний кочевой народ). Произведение было напечатано в газете «Знамя труда» уже через неделю после его написания. Блок неоднократно читал его на публике, неизменно вызывая фурор.

Примечательно, что «Скифы» стало последним стихотворением в творческой биографии Александра Александровича. Вплоть до смерти в 1921 году им не было написано ни строчки.

Тема

Центральные темы этого крупного произведения – историческая роль России, патриотизм, национальный русский характер, а также призыв к миру, согласию и единению. Пережитые потрясения стали слишком серьезным испытанием для страны, и в каждой своей строчке автор призывает к мирному решению всех назревших вопросов между Россией и западными странами.

Поэт полагал, что у русского народа особый путь в мировой истории, который коренным образом отличается от путей как европейских, так и азиатских народов. Судьба России – объединить весь мир в едином братстве. На протяжении долгих столетий страна служила барьером между двумя великими цивилизациями – западной и восточной, не допуская развития серьёзных конфликтов между ними.

Несмотря на то что главенствующей является антивоенная тема, Блок не забывает упомянуть о силе и мощи своей державы, которая в случае необходимости может стать опасным противником.

Но к чему развязывать испепеляющие войны, если все проблемы можно решить цивилизованно, не прибегая к насилию? Компромисс между Западом и Россией должен помочь забыть ссоры и распри.

Композиция

Произведение состоит из девятнадцати строф, имеет эпиграф из стихотворения философа Владимира Соловьёва. От его идеи “панмонголизма” и отталкивается Блок.

Стихотворение по смыслу можно условно разделить на три части:

  • в первой части автор представляет нашу страну как некий рубеж между двумя культурами – Западом и Востоком, Россия служит буфером между ними, сдерживает взаимную агрессию;
  • вторая часть является своеобразным предупреждением – Россия сильна и способна в случае необходимости дать мощный отпор обидчику;
  • в третьей части поэт призывает к миру и единению, решению всех конфликтных вопросов исключительно мирным путем.

Жанр

Произведение наполнено искренней любовью к родине, своему народу. В нём присутствуют патриотические и исторические темы, говорится о геополитическом положении России и её роли в мире, затрагиваются социальные вопросы. Это даёт основание исследователям называть произведение поэмой, а также отнести к жанру революционно-патриотической оды.

«Скифы» написаны разностопным ямбом, что придаёт произведению особое, чёткое и выверенное звучание.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует всевозможным средствами художественной выразительности. Блок использует метафоры крылами бьёт беда», «братский пир труда и мира»), эпитеты раскосые и жадные очи», «в тяжёлых, нежных лапах», «варварская лира

»), олицетворение жадными очами», оксюморон «жар холодных числ»), сравнения как послушные холопы», «премудрый, как Эдип»).

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Селезнева

    8/8

  • Ангелина Горелова

    8/8

  • Semen Suhov

    8/8

  • Григорий Фияло

    8/8

  • Людмила Кузнецова

    7/8

  • Андрей Шитихин

    8/8

Рейтинг анализа

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 53.


А какую оценку поставите вы?

«Скифы», анализ стихотворения Блока

Произведение Александра Блока «Скифы» — это революционно-патриотическая ода, которая состоит из 12-ти строф (76 строк). Стихотворение написано

разностопным ямбом; стопа – двухсложная с ударением на втором слоге. Исследователи склонны поставить это произведение Блока в один ряд с такими могучими русскими произведениями, как «Последнее Новоселье» Лермонтова и «Клеветникам России» Пушкина. Стиль стихотворения – публицистический, автор обращается к многочисленным собеседникам: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы».

Лирическое стихотворение «Скифы», как и знаменитая поэма «Двенадцать», были одними из последних трудов А. Блока. Написанное буквально за два дня (29-30 января 1916 года), стихотворение отражает наступление в истории России одного из самых тяжелых и напряженных периодов – начала становления нового государственного порядка, последовавшего после Великой Октябрьской революции. По мнению исследователей творчества писателя, немалое влияние на суть этого стихотворения оказали и новости о готовящемся наступлении на якобы ослабленную переворотами Германию.

Стихотворение «Скифы» основной своей идеей имеет откровенные призывы всего народа к миру и согласию. Каждой строкой в своем произведении поэт словно кричит о том, что после перенесенных потрясений наступила пора, наконец-то, объединиться или хотя бы сесть за стол переговоров.

Автор указывает так же на то, что Россия уже достаточно перенесла и по собственной воле не собирается ввязываться в новые войны Старого Света. Кроме того у молодой страны на первом плане теперь иные интересы, именно поэтому, на взаимоуничтожение Запада и Востока, она «своими раскосыми глазами» будет наблюдать со стороны.

«Скифы» переполнены антивоенной интонацией. Отождествляя скифов со страной, Блок, однако, отмечает, что, несмотря ни на что, у нее еще хватит сил дать отпор любому врагу, который посмеет вторгнуться на ее территорию:

«А если нет – нам нечего терять, И нам доступно вероломство!». Поэт открыто выражает собственную точку зрения на самобытность России, отводя ей особенное место в мире.

На протяжении многих и многих веков Россия была, по мнению Блока, «щитом», который разделял Европу и Азию и предотвращал их прямое столкновение. Во все времена европейцев манили богатства азиатских стран, привлекали тайны и загадки Востока. Но Россия всегда сдерживала открытое наступление и захват. Стране отводится роль миротворца. Этим автор подчеркивает особую роль страны во все времена, наделяя ее неким высоким, сакральным смыслом. Но в тоже время, он не ограничивается лишь призывами к миру и взаимопониманию.

Стихотворение  проникнуто глубокой патриотической направленностью. Автор как бы призывает все-таки одуматься, еще раз все взвесить и прийти именно к миру, а не к ужасам очередных войн, которые грозят глобальными разрушениями, тому, что так долго и упорно строилось веками.

Своим произведением, написанным, в один из переломных периодов в истории России, Александр Блок пытается донести мысль о том, что даже несмотря на все потрясения и ужасы, которые сотрясали страну, ей все равно отводится особое место на мировой арене; несмотря ни на что, она сможет в случае необходимости дать отпор захватчикам, но при всем при этом, остается «мудрым Сфинксом», готовым в любой момент прийти на помощь и дать совет.

Заканчивается стихотворение гуманистическим призывом, полным патриотических, миролюбивых настроений: «В последний раз – опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!»

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
  • «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

По произведению: «Скифы»

По писателю: Блок Александр Александрович


Александр Блок (1880-1921).

Скифы. Дойч и Ярмолинский, сост. 1921. Современная русская поэзия
Select SearchWorld FactbookRoget’s Int’l ThesaurusBartlett’s QuotationsRespectfully QuotedFowler’s King’s EnglishStrunk’s StyleMencken’s LanguageCambridge HistoryThe King James BibleOxford ShakespeareGray’s AnatomyFarmer’s CookbookPost’s EtiquetteBrewer’s Phrase & FableBulfinch’s MythologyFrazer’s Golden BoughAll VerseAnthologiesDickinson, E.Eliot, T.S.Frost, R.Hopkins, G.M.Keats, J.Lawrence, D.H.Masters, Э. Л. Сандберг, К. Сассун, С. Уитмен, У. Вордсворт, У. Йейтс, У. Б. Вся документальная литератураГарвардская классикаАмериканские очеркиОтносительность ЭйнштейнаГрант, США Рузвельт, история Т. УэллсаПрезидентские инаугурацииВся художественная литератураПолка фантастикиИстории о привиденияхРассказыШоу, Г.Б.Штайн, Г.Стевенсон, Р.Л. HG
. > Современная русская поэзия
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  
СОДЕРЖАНИЕ · БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
Дойч и Ярмолинский, сост. Современная русская поэзия. 1921.
 
The Scythians
By Alexander Blok (1880–1921)
 
         “Pan-Mongolism—though слово странное,
Мое ухо отзывается гонгами.

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ.

ВЫ миллионы, нас множество

И множество и множество.
Давай, сражайся! Ага, мы скифы,
Ага, азиаты, косоглазый, жадный выводок.
 
Для вас: века; для нас: один час.         5
Словно рабы, повинующиеся и вызывающие отвращение,
Мы были щитом между расами
Монгхорде Европы.
 
Веками твои древние молоты ковали
И заглушали гром далекой ненависти.         10
Вы слышали, как дикие фантастические сказки
Внезапные судьбы старого Лиссабона и Мессины.
 
Да, так любить, как может любить наша горячая кровь
Давно уже разлюбили; вкус
Вы забыли о любви         15
Что жжет, как огонь, и как огонь опустошает.
 
Все, что мы любим: четкие цифры – обжигающий холод,
Тайное цветение экстаза.
Все, что мы знаем: галльский свет
И рождающий германский мрак. 20
и мы помним все: парижские ады,
Far Fragrance of Vensice S Lagoon И расколотые луны тусклого Кёльнского собора.
 
И мясо, которое мы любим, его цвет и его вкус,         25
Его тяжелый, сырой запах смерти.
И разве мы виноваты, если ваши кости
Могут треснуть под нашей мощной гибкой лапой?
 
Мы привыкли ловить диких жеребят в игре:
Они встают и бессильно трясутся         30
Дикие гривы — мы сокрушаем их могучие крупы.
И сварливых рабынь мы приручаем или ломаем.
 
Приди к нам с черных путей войны,
Приди в наши мирные объятия и покойся.
Товарищи пока не поздно         35
Вложите в ножны старый меч. Да будет благословенно братство.
 
Если нет, то нам нечего терять.
Мы также знаем старых вероломных.
Больными потомками будешь ты
Проклятым на века и века.         40
 
Чтобы приветствовать красивую Европу, мы будем распространять
И рассыпаться в запутанном пространстве
Наших широких чащ. Мы обратим
К вам наше чуждое азиатское лицо.
 
Веками ваши глаза были обращены на Восток.         45
Наш жемчуг вы копили в своих сундуках,
И насмешливо предвещали день0003 Когда ты мог целиться из своей пушки в нашу грудь.
 
Время пришло! Бедствие бьет крыльями.
С каждым днем ​​обиды растут.         50
Пробьет час, и без правды
Ваши гордые и бессильные Пестумы будут повержены.
 
О, пауза, старый мир, пока жизнь еще бьется в тебе.
О усталый, о усталый, о мудрый!
Остановитесь здесь, как однажды сделал dipus         55
Перед загадочными глазами Сфинкса.
 
Да, Россия — это Сфинкс. Ликуя, скорбя,
И потея кровью, она не может насытиться
Ее глаза смотрят, смотрят и смотрят
У тебя с каменными губами любовь к тебе и ненависть.         60
 
Отправляйтесь все в уральские крепости,
Холодный номер формирующий пушки из стали
Где свирепые монгольские полчища в исступлении льются.
 
Но мы, мы больше не будем вашим щитом. 65
, но, небрежный из битвы,
должен наблюдать за смертельным дуэлем,
Элиуф, с индикационными и узкими глазами.
Мы не будем двигаться, когда свирепый HUN
Despoils The Topse и оставит его голым, 70
.0005
И запах жареной белой плоти наполняет воздух.
 
В последний раз, старый мир, мы приглашаем вас прийти,
Братский пир в наших стенах.
Чтобы разделить наш покой и сияющий труд         75
Лишь раз зовет варварская лира.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ · БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
33
  НАЗАД СЛЕДУЮЩИЙ  

Шекспир · Библия · Струнка · Анатомия · НОВОЧЕСКАЯ ЛИТИКА · Ссылка · БАПИКА · ПЕРЕКТИЯ · ПЕРЕКЛ. · Темы · Заголовки · Авторы · World Lit · Бесплатные эссе · Настройки файлов cookie
 

Долой старое: смерть Александра Блока

Пост отмечен наградой редакции «Красная звезда».

Памятник царю Александру III, Петроград. Победивший пролетариат не стал сносить памятник тирану, а вместо этого начертал на постаменте следующие стихи поэта Демьяна Бедного:
Страшила
Их заслуженный палачский гонорар
Мой сын и отец получили. Но я,
Призрак древнего рабства,
Проедет через всю вечность,
Высмеивается человечеством.

 

После того как большевикам удалось установить контроль над Россией в условиях «диктатуры пролетариата», им еще предстояло пройти долгий путь к социализму. Следующим шагом было изменение культуры России.

 

Александр Блок был одним из ведущих поэтов интеллигенции позднеимперского периода. Он, как и большинство представителей интеллигенции, происходил из богатой буржуазной семьи и благодаря своему образованию пришел на сторону революции. У некоторых представителей образованного высшего класса было общее чувство долга, что они должны были освободить рабочий класс, потому что они извлекали выгоду из несправедливых условий на фабриках.

Однако, когда представители интеллигенции действительно увидели насилие революции, энтузиазма было меньше. Блок написал « скифов » в январе 1918 года. В поэме он обращается к «Старому миру», прося его быть «мудрым, как Эдип перед древней загадкой Сфинкса». Аллюзия, используемая здесь, связана с историей древнегреческой легенды о встрече Эдипа со Сфинксом, когда он возвращался от оракула в Дельфах. Сфинкс задал ему загадку: «Что одноголосое, что четвероногое, что двуногое, что трехлапое?»

Все, кто шел по дороге до Эдипа, не ответили правильно на загадку и были съедены зверем заживо. Эдип ответил «Человек», что было правильно, и в результате Сфинкс покончила с собой, спрыгнув со скалы. Эта иллюзия помогает понять работу Блока, потому что он просит буржуазию и интеллигенцию, ныне лишенную власти, набраться терпения и использовать свое передовое образование, чтобы перехитрить сфинкса русского пролетариата, который затем погибнет.

Вывод, к которому Блок пришел, увидев революцию, заключался в том, что она была слишком жестокой, поэтому он сравнил ее со сфинксом, пожирающим все, что есть в старой культуре. Он даже говорит ближе к концу поэмы, что «жестокие гунны» будут «шарить в карманах трупов, жечь города, загонять скот в церкви и жарить мясо наших белых братьев!» Эти жестокие образы показывают, что чувства Блока изменились после его смерти. Он больше не поддерживал революцию и хотел, чтобы старый мир ждал своего шанса вернуть себе власть. В этих последних строках он также намекает на войну между красной большевистской армией и белой монархической армией.

Со смертью Блока в 1921 году закончилась эпоха буржуазного искусства. Прошли те времена, когда всем заправляла интеллигенция. Вместо этого литературная и художественная сцена все больше принадлежала формирующейся пролетарской культуре, которую поддерживало государство. Ленин призывал к акценту на пролетарских ценностях и искусстве в мандате, принятом Пролеткультовским съездом в 1920 году, и перед своей смертью в 1924 году призывал к Культурной революции, которая потрясла бы страну с 1928-1932.

Победите белых красным клином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *