Скиф что это: СКИФ | это… Что такое СКИФ?

Содержание

Скифы. Кто они и откуда пришли?

Скифские воины. Эта деталь изображения на чаше из кургана Гайманова Могила наглядно демонстрирует европеоидный тип скифов. IV век до Р. X.

Фрагмент золотых ножен парадного меча. В их убранстве заметно сильное влияние ассиро-урартского искусства — результат походов скифов в Переднюю Азию. Курган Литой (Мельгуновский). Конец VII века до Р. X.

Костяной псалий, оформленный в «зверином стиле». Среднее Поднепровье. VI век до Р. X.

Бронзовое навершие. Ульский курган (Прикубанье). VI век до Р. X.

Бронзовый конский налобник. Прикубанъе. V век до Р. X.

Серебряный сосуд со сценой охоты. Курган Куль-оба. IV век до Р. X.

Бронзовая курильница. Курган Чертомлык. IV век до Р. X.

Такие котлы — неотъемлемый атрибут быта кочевников. Нижнее Поднепровье. V—IV века до Р. X.

«Пантера». Бронзовая бляха из кургана Аржан (Тува). Предположительно VII век до Р. X. Находки, которые принесли раскопки кургана Аржан, позволили некоторым ученым именно в Центральной Азии помещать родину искусства «звериного стиля».

Коневодство — основа хозяйства кочевых скифов. Скиф с конем. Деталь декора серебряной амфоры из кургана Чертомлык. IV век до Р. X.

Открыть в полном размере

Среди многих народов, некогда населявших территорию нынешней России, а затем исчезнувших с исторической арены, скифы, обитавшие в I тысячелетии до Р.Х. в степях Причерноморья, Приазовья и Предкавказья, стоят несколько особняком и привлекают, пожалуй, наибольшее внимание. Это определяется давно сложившимися представлениями об особой исторической связи между Скифией и Россией.

Унаследованная от далеких исторических эпох, эта романтическая версия долгое время жила в нашей литературной традиции. «Мои отдаленные предки!» — обращался к скифам в своих стихах Валерий Брюсов. И уж практически каждому знакомы строки Александра Блока:

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Представление о «раскосых очах» скифа — откровенный анахронизм в устах поэта. Еще в первой трети XIX века, когда в древних погребениях Причерноморья впервые были найдены достоверные изображения скифов, наука получила бесспорное свидетельство того, что этот народ принадлежал к числу европеоидных. Одна из самых первых и наиболее интересных находок — знаменитый электровый (из природного сплава золота и серебра) сосуд. Его обнаружили в 1830 году при случайных раскопках скифского кургана Куль-оба в окрестностях современной Керчи (ныне он хранится в Особой кладовой Государственного Эрмитажа). Лица семи изображенных на этом сосуде персонажей исполнены безымянным эллинским мастером с исключительной тщательностью. Стоит лишь взглянуть на них, чтобы обнаружить полную несостоятельность представлений о скифе как обладателе «раскосых очей».

Что же стало причиной именно такого восприятия скифа в сознании поэта? Видимо, устойчивый образ причерноморской степи — этого своеобразного коридора, по которому на Европу одна за другой накатывались волны азиатских завоевателей.

Многие из них и в самом деле принадлежали к монголоидной расе. И хотя история этих племен относится к значительно более позднему времени, чем скифская эпоха, это заставляло, тем не менее, и скифов воспринимать как одну из этих волн. Тем более, что на такую идею «работала» не только аналогия с эпохой средневековья, но и достаточно многочисленные прямые свидетельства античных авторов о происхождении скифов.

На исторической сцене скифы появились в VII веке до Р.Х. Именно тогда античный мир, которому мы обязаны большинством сведений об этом народе, вступил в реальное соприкосновение со скифами. Причем это соприкосновение произошло практически одновременно на двух разных «исторических дорогах». Именно в том столетии греческие колонисты, проникавшие в поисках удобных для заселения земель в самые различные области Южной Европы и Западной Азии, начали осваивать северное и северо-восточное побережье Понта Евксинского — Черного моря. Здесь они селились в непосредственной близости от скифов.

Память об этой колонизации хранят развалины древнегреческих городов Причерноморья — Ольвии (вблизи современного Очакова), Тиры (в низовьях Днестра), Пантикапея (на месте современной Керчи) и других. При раскопках этих городов обнаруживаются разнообразные следы контактов их населения со скифами. Но, с другой стороны, в то же самое время скифы, совершая воинственные набеги на страны Ближнего Востока, достигли Малой Азии и оказались в поле зрения жителей эллинских городов ее западного побережья — Ионии. К этому времени и относятся первые сведения о скифах, зафиксированные в греческой литературе.

По мере того как эллины обживали Северное Причерноморье, древняя Греция знакомилась с другими восточноевропейскими народами и их восточными соседями. Но скифы так и остались в представлении античного мира своеобразным символом северной части обитаемой земли. Некоторые древние авторы — к примеру, историк IV века до Р.Х. Эфор, — описывая эту землю, представлял ее как своего рода четырехугольник, каждая сторона которого связана с одним из наиболее известных народов: северные области, согласно нарисованной им картине, заселены скифами, тогда как южные, западные и восточные — соответственно эфиопами, кельтами и индами. По этой причине имя скифов в античном мире обрело обобщающее значение и зачастую прилагалось к самым разным народам Северной и Северо-Восточной Евразии. Греческие и римские авторы иногда именовали Скифией все пространство, лежащее между областью обитания реальных, исторических скифов в Причерноморье и страной мифических гипербореев, якобы населяющих побережье Северного океана.

В античной географии существовало представление о Европейской (причерноморско-приазовской) Скифии и о Скифии Азиатской, простирающейся от Гирканского (Каспийского) моря до пределов Серики (Китая). Таким образом, те, кто в наши дни говорит об особом евразийском характере Российской державы, оперируют, по существу, теми же географическими категориями, которые для античного мира стояли за названием «Скифия».

Ученые средневековой Европы, во многом опиравшиеся на традиции античности и пользовавшиеся ее терминами, продолжали именовать земли, лежащие к северу от Черного моря, Скифией, хотя реальные скифы к этому времени уже сошли с исторической сцены. Естественно, что этим именем часто называли и наиболее заметное государственное образование этой территории — Древнюю Русь. Да и сами древнерусские книжники порой оказывались под влиянием такого отождествления. Вот пример. Раннехристианское предание, согласно которому один из учеников Иисуса — апостол Андрей Первозванный — проповедовал «среди скифов», то есть на берегах Черного моря, в русских летописях превратилось в рассказ о том, как Андрей со своей проповедью побывал в окрестностях нынешнего Киева и доходил даже до Новгорода, иначе говоря — до главных центров Древней Руси.

Когда в России начала складываться собственная школа отечественной истории, она на первых порах была под сильным влиянием той же древней традиции. Например, М.В. Ломоносов, обращаясь к поискам «древних родоначальников нынешнего российского народа», полагал, что среди них «скифы не последнюю часть составляли». С развитием исторической науки в эту концепцию были внесены уточнения. Особенно важным здесь оказалось открытие лингвистов, сумевших проанализировать скудные остатки скифского языка, сохранившиеся до наших дней в передаче тех же античных авторов и в древних греческих и латинских надписях.

Преимущественно это личные имена и географические названия. Выяснилось, что по языку скифы принадлежали к народам иранской ветви индоевропейцев, в древности расселявшимся по гораздо более обширным территориям, чем теперь. Следовательно, прямой этногенетической связи между скифами и восточнославянским населением Древней Руси (и его прямыми потомками — русскими и украинцами) не существует, что, впрочем, ни в коей мере не отрицает права этих народов числить скифов среди своих культурных предшественников.

Наиболее подробные и ценные сведения о скифах — их истории, быте, традициях — сохранил для нас греческий историк V века до Р.Х. Геродот. Он сообщает, что кочевые племена скифов некогда жили в Азии, но затем, теснимые народом массагетов, перешли реку Аракс и вторглись в области Северного Причерноморья, до того заселенные киммерийцами. При приближении скифов, рассказывает Геродот, киммерийцы покинули свою страну (здесь историк приводит некоторые красочные подробности этого события, видимо, восходящие к устным эпическим сказаниям обитателей Причерноморья) и через Кавказские горы бежали в Переднюю Азию.

Преследуя их, скифы оказались на территории государств Ближнего Востока, на которые в течение многих лет наводили страх своими набегами и побором дани. Но затем, после нескольких военных и иных неудач, они вернулись в причерноморские степи. Здесь их государство простиралось от нижнего течения Истра (современный Дунай) до Азовского моря (в древности оно именовалось Меотидой) и Танаиса (Дона).

Не менее интересен рассказ эллинского историка Диодора Сицилийского. Он жил в I веке до Р.Х., но в своих сочинениях широко использовал источники более ранних авторов. Диодор тоже утверждает, что скифы некогда жили у реки Аракс. Были они тогда слабым и немногочисленным народом, презираемым за свое бесславие. Но затем они обрели силу и завоевали земли вплоть до Кавказских гор и реки Танаис. Позже скифы, по словам Диодора, распространили свое владычество и на области к западу от Танаиса вплоть до Фракии (северо-восток Балканского полуострова), затем вторглись в Переднюю Азию, доходили даже до берегов Нила.

Отдаленные отрывочные сведения, перекликающиеся с рассказанным, находим мы и у других античных авторов.

Приведенные факты, взятые в совокупности, на первый взгляд рисуют достаточно связную, логичную и полную картину. Однако внимательный анализ историка обнаруживает в ней множество белых пятен, а то и откровенных неувязок.

Одним из самых неясных остается вопрос о том, где именно следует искать ту прародину скифов, откуда некогда началось их продвижение в причерноморские степи, в землю киммерийцев. Слова, что она «находилась в Азии», — слишком общи, особенно если учесть, что для древних греков Азия начиналась сразу за Доном. Не очень помогает и замечание Геродота и Диодора, что область первоначального обитания скифов находилась у реки Аракс. Неясно, какая именно река имеется в виду. Совершенно очевидно, что речь идет не о той закавказской реке, которая носит это название в наши дни, — ведь все древние авторы единодушны в том, что к югу от Кавказа скифы проникли лишь на следующем этапе своей миграции, преследуя киммерийцев.

У современных исследователей нет единого мнения о том, какая же река скрывается у греческих авторов под именем Араке. Одни считают, что это Амударья, другие отождествляют с Сырдарьей, наконец, третьи называют Волгу. Каждая из точек зрения опирается на свои аргументы, но ни одна из них пока не может считаться вполне доказанной.

Рассказ Геродота о начале скифской истории порождает и другие вопросы. Например, если поверить, что до скифского вторжения киммерийцы населяли те земли, которые позже стали именовать причерноморской Скифией, то непонятно, как могли киммерийцы, убегая от двигавшихся с востока скифов, пересечь Кавказский хребет. Ведь в таком случае получается, что бежали киммерийцы по существу навстречу своим преследователям.

Чем больше подобных неясностей обнаруживалось в рассказах античных авторов о происхождении скифов, тем очевиднее становилось, что свидетельства эти требуют серьезной проверки. Не следует к тому же забывать, что большинство этих рассказов появилось на свет значительно позднее тех событий, о которых они повествуют. Тот же Геродот относит приход скифов в Причерноморье и последовавшее за ним вторжение их в Переднюю Азию к тем временам, когда в Мидии — одном из древневосточных государств, пострадавших от скифских набегов, — правил царь Киаксар. Следовательно, речь может идти о последних десятилетиях VII и самом начале VI века до Р.Х. От зпохи самого Геродота интересующие нас события отстоят не менее чем на полтора столетия, а уж от Диодора — и вовсе почти на шестьсот лет.

Иными словами, все перечисленные авторы черпали сообщаемые ими сведения об интересующих нас событиях из каких-то более ранних источников, возможно и устных преданий. Этим и объясняется острая необходимость проверки меры достоверности античных сведений о ранней истории скифов.

Какие же способы позволяют осуществить такую проверку?

Очень ценные сведения удалось обнаружить современной науке в древневосточных клинописных текстах, в первую очередь ассирийских. В них много раз упоминаются военные отряды, состоящие из представителей народов гимирри и ишкуза, в которых легко угадываются уже знакомые нам киммерийцы и скифы. Эти сообщения не только подтвердили достоверность рассказов античных авторов о вторжениях этих народов в Переднюю Азию, но позволили несколько уточнить датировку этих событий. Так, древнейшее упоминание киммерийцев в ассирийских текстах относится не ко второй половине VII века до Р.Х., а к 714 году, а скифов — к 670-м годам до Р.Х. Судя по всему, античные авторы несколько «спрессовали» во времени интересующие нас события, рисуя многочисленные походы, занявшие чуть ли не полтора столетия, как единовременное вторжение.

К сожалению, сохранилось очень мало клинописных текстов, содержащих информацию о скифах. Восстановить по этим случайным отрывкам реальную историю пребывания скифов в Передней Азии невозможно. Нет никаких сообщений и о том, откуда они пришли. Необходимы новые материалы. Их можно ждать главным образом от археологии, роль которой в освещении интересующих нас вопросов трудно переоценить. Однако, к сожалению, и археология здесь не всесильна.

Скифы, как известно, были в основном кочевым народом, почти не имевшим постоянных поселений, тем более городов. Поэтому большинство находок скифских древностей сделано при раскопках погребений. До наших дней в степях Причерноморья и Предкавказья возвышаются курганы — искусственные холмы, насыпанные в древности над могилами. Первые раскопки скифских курганов относятся еще ко второй половине XVIII века. Так, в 1763 году в окрестностях города Елисаветграда был раскопан курган, вошедший в историю под названием Литого. Называют его также Мельгуновским — по имени генерала А. П. Мельгунова, инициатора этих раскопок.

Уже первые эти раскопки принесли достаточно разнообразный набор древних предметов, в том числе драгоценных, по которым удалось определить, что погребение принадлежит вождю или военачальнику скифской эпохи. Для исследователей особенно интересно то, что среди находок из Мельгуновского кургана есть вещи, выполненные в древневосточном стиле. Таким образом, скифская археология с самых первых своих шагов дала в руки исследователей подтверждение сообщений античных авторов о походах скифов в Переднюю Азию. Впоследствии число подобных подтверждений существенно умножилось.

На протяжении XIX — начала XX веков был раскопан целый ряд так называемых царских курганов — погребений представителей скифской знати. Находки из них составляют гордость российских и украинских музеев. Уже в нашем столетий стали систематически раскапывать и многочисленные могильники рядовых скифов, и теперь можно утверждать, что культура скифов Причерноморья известна нам достаточно детально (правда, абсолютное большинство исследованных погребений относится ко времени наибольшего расцвета Скифского царства — к IV веку до Р.Х.). Опираясь на находки из этих погребений, археологи смогли вычленить и памятники более ранних периодов — VII—V веков.

Что представляла собой материальная культура причерноморских скифов? Особой известностью пользуется так называемая скифская триада: вооружение, атрибуты конского убора и своеобразное искусство, получившее название скифского «звериного стиля» — яркий набор весьма специфических предметов.

По определению Геродота, «каждый скиф — конный стрелок», и находки археологов подтверждают это. Почти в каждом погребении обнаруживаются остатки лука и бронзовые наконечники стрел (двухлопастные в ранних могилах, трехлопастные или трехгранные в более позднее время). Характерным предметом вооружения скифа был и акинак — короткий меч с рукоятью особой формы. Знали скифские воины и длинные мечи, из которых самые, пожалуй, известные найдены в уже упоминавшемся Мельгуновском кургане и в одном из курганов Келермесского могильника в Прикубанье. Оба эти меча украшены в древневосточном, ассиро-урартском стиле и относятся как раз ко времени вторжения скифов в Переднюю Азию, где местные мастера изготовили эти мечи, вероятно, по специальному заказу для скифских вождей. Пользовались скифские воины и железными копьями, и боевыми топорами — оружием, фигурирующим даже в скифской мифологии в качестве символа воинского сословия.

Другой элемент скифской триады — предметы конского снаряжения. На протяжении скифской эпохи они существенно менялись. Важнейшие детали скифской конской узды — удила и псалии (специальные стержни, располагавшиеся по сторонам от рта лошади и служившие для соединения удил с ремнями оголовья и с поводьями). Поначалу конский убор скифов был бронзовым (псалии, впрочем, делали и костяные), позже на смену пришла железная узда. Форма конского убора — достаточно четкий хронологический показатель, позволяющий более или менее точно датировать каждое скифское погребение, содержащее эти предметы.

Но, пожалуй, самым ярким элементом скифской триады — да и всей культуры скифов в целом — является так называемое искусство звериного стиля. Скифы не знали монументального искусства, за исключением каменных изваяний, которые они устанавливали на вершине кургана. О мастерстве скифских художников мы можем судить лишь по произведениям малых форм, по тому, что в наше время называют декоративно-прикладным искусством. По причинам, еще не вполне ясным для исследователей, в скифском декоративном искусстве почти нет изображений человека, а встречаются в основном изображения зверей. При этом как набор воплощаемых персонажей, так и их позы и способы изобразительной трактовки были строго каноничными, отсюда и термин — «звериный стиль».

Это и в самом деле весьма специфическая художественная манера. Ее излюбленные мотивы — олень (в меньшей степени — иные копытные), хищники (преимущественно из породы кошачьих) и хищная птица. Ими украшали оружие, конское снаряжение, предметы ритуального назначения, детали одежды. Материалом для произведений «звериного стиля» служили золото, бронза, кость.

Что еще характерно для скифской материальной культуры? Большие бронзовые котлы — атрибут кочевого быта и так называемые навершия, венчавшие ритуальные столбы, использовавшиеся при совершении различных обрядов. Навершия делали из бронзы или железа, украшали скульптурными изображениями в «зверином стиле».

По мере того как историки накапливали все больше материала о скифской культуре, росло стремление решить загадку, которую оставили нам античные авторы: определить, где же была прародина скифов и уточнить время их движения в Восточную Европу. Казалось бы, ответить на эти вопросы не так трудно. Археологические исследования, в самом деле, показали, что предметы, похожие на скифские, были в то время в широком ходу по всему пространству евразийского степного пояса — как в западной (европейской), так и в восточной (азиатской) его частях. Такое культурное единообразие, прослеживаемое на огромной территории, породило даже специальный термин — «скифо-сибирское культурно-историческое единство». В этих условиях археологи видели свою задачу в том, чтобы, сравнив даты памятников этого круга, выявить, где же именно такая культура появилась ранее всего, и таким образом локализовать прародину скифов. А поскольку свидетельства античных авторов говорят о приходе этого народа из Азии, то представлялось очевидным, что наиболее ранние следы этой культуры следует искать где-то на востоке евразийских степей.

В разное время на роль прародины скифов претендовали различные места изучаемого пространства. В 1960-х годах замечательные находки в курганных могильниках Тагискен и Уйгарак в низовьях Сырдарьи породили гипотезу о формировании скифской культуры именно в этих, западных областях Средней Азии. К середине 1970-х годов, после сенсационных находок в царском кургане Аржан (территория современной Тувы), внимание археологов привлекла Центральная Азия. Сложилась даже целая археологическая школа, представители которой полагают, что именно в глубинах Центральной Азии зародилась та скифская культура, которая затем распространилась на всем протяжении евразийских степей и уже в готовом виде была принесена в Причерноморье и Предкавказье.

К сожалению, и первая, и вторая, и многие другие гипотезы вызывают серьезные возражения. Самое существенное: скифо-сибирское культурно-историческое единство при ближайшем рассмотрении отнюдь не столь однородно, как это может показаться на первый взгляд. Племена, населявшие обширную территорию Евразийских степей, несомненно отличаются известным культурным единообразием. Но внимательный анализ обнаруживает между ними и существенные различия. Та же «скифская триада», характерная для всех, на разных территориях имеет и свои, сугубо самобытные особенности. По существу, мы имеем право говорить не о единой «скифской культуре» на всем этом огромном пространстве, а о нескольких самостоятельных культурах, вступавших во взаимодействие, влиявших друг на друга, но при этом сохранявших своеобразие.

Особенно показателен в этом отношении «звериный стиль» скифской эпохи. Как и иные элементы триады, он получил распространение в самых разных культурах той эпохи. Но ни в одной области Евразии мы не найдем памятников, которые можно было бы считать видом искусства, знакомого нам по находкам из Причерноморской Скифии. Это же относится и к находкам из кургана Аржан, даже если они в самом деле по времени предшествуют причерноморским.

В последнее время появилась еще одна гипотеза о возникновении скифской культуры, основанная как раз на критике предыдущих. Ее сторонники полагают, что культура эта сформировалась не где-то на востоке Евразии, откуда в готовом виде была принесена в Европу, а складывалась на юге Восточной Европы в эпоху скифо-киммерийских вторжений в Переднюю Азию. Причем под сильнейшим воздействием древневосточных культур, в соприкосновение с которыми скифы в это время вступили. Именно так возник, в частности, тот вариант звериного стиля, который принадлежит скифам Предкавказья и Причерноморья. Другие характерные для культуры скифов элементы сложились в это время на местной восточно-европейской основе. Зоной формирования этой раннескифской культуры были по преимуществу степи Предкавказья, откуда и шли вторжения скифов в страны Ближнего Востока.

Примерно тогда же происходило оформление и иных культур скифо-сибирского единства. Сходство же между всеми этими культурами можно объяснить не столько наличием какого-то общего центра, сколько теснейшими контактами между обитателями разных областей евразийской степи. В условиях кочевого быта такие контакты приводили к очень быстрому распространению разных культурных явлений по всему степному поясу.

Что же касается античных преданий о приходе скифов из Азии, то, очевидно, это переселение состоялось, но происходило оно, когда сложившейся скифской культуры еще попросту не существовало. Проследить это переселение археологическими методами очень трудно. Ведь это было передвижение племен в пределах зоны распространения достаточно однородных культур рубежа бронзового и железного веков. В ту пору такие перемещения в междуречье Дона и Волги были весьма частыми. Память об одном из них, видимо, и сохранило скифское предание, позже воспринятое и записанное античными историками.

Такова картина на сегодняшний день. Может быть, завтра нам удастся прочитать новые страницы такой отдаленной во времени, но столь притягательной для нас отечественной истории.

Что известно о российском синхротроне СКИФ

Сосновая аллея, высокие ступени — из бесчисленных институтов новосибирского Академгородка самое парадное крыльцо у Института ядерной физики, знаменитого ИЯФа. Подсветка изображает столкновение встречных пучков частиц. У входа барельеф — академик Будкер, основатель института, автор первого в мире исследования на коллайдере. В 1957-м, в год рождения Академгородка, он приехал сюда строить в тайге гигантские супермашины — коллайдеры и генераторы плазмы.

О новых институтах здесь уже полвека никто не заговаривал: прошло время титанов. Зато продолжают создавать новые мегамашины. В ИЯФ я иду расспрашивать об одной из них — будущем синхротроне СКИФ (Сибирский Кольцевой Источник Фотонов), который вот-вот начнут возводить в городе Кольцове под Новосибирском. Это один из семи объектов класса megascience, строительство которых в России предусматривает нацпроект «Наука»: токамаки, ускорители, ядерные реакторы.

7 физических терминов, знание которых не повредит читателю

Ускоритель — устройство, разгоняющее с помощью электромагнитного поля поток заряженных частиц.

Коллайдер — ускоритель, в котором сталкиваются два потока частиц. Задача физиков — придать им как можно больше энергии и посмотреть, что получится в результате столкновения.

Синхротрон — ускоритель, в котором частицы движутся по кольцу в вакууме почти со скоростью света, а мощные электромагниты придают им энергию и задают траекторию движения.

Электрон — элементарная частица с отрицательным зарядом. Атомы любого вещества состоят из положительно заряженного ядра и электронных оболочек вокруг него.

Фотон — элементарная частица, не имеющая массы и заряда, мельчайшая порция (квант) света и любых других видов электромагнитного излучения.

Рентгеновское излучение — разновидность электромагнитного излучения с более высокой энергией фотонов и меньшей длиной волны, чем у света.

Сверхновая — явление, в ходе которого излучение звезды резко возрастает на несколько порядков, а потом постепенно затухает. Неизбежная часть жизненного цикла тяжёлых звёзд-гигантов.

Мечта и кошмар

Но в институте обнаруживается, что строить собираются не только установку. Совсем как во времена академика Будкера, здесь мечтают о целом новом институте. Правда, разговор начинается не с мечты.

— Иногда мне снится кошмар — что мы наконец построили СКИФ. Потрясающий, суперсовременный, с невероятными характеристиками. И все, кто работал на стареньких ускорителях здесь, в ИЯФе, ушли туда. Некому стало обслуживать коллайдеры, и не стало сибирской физики частиц.

Заместитель директора ИЯФа по научной работе, главный строитель СКИФа Евгений Левичев очень боится принести старый институт в жертву новому. Новый же неизбежно вырастет вокруг СКИФа. И чтобы он не обескровил ИЯФ, его нужно заселить новыми людьми. Физиками, которые сегодня ещё учатся в университетах, а может, даже готовятся к ЕГЭ. Только как заманить молодёжь в Сибирь? СКИФу потребуется много учёного народа, резерва Новосибирского университета точно не хватит.

— Идеальная наука — это когда учёным дают возможность заниматься тем, чем хочется, и не требуют ничего взамен. В таких условиях получаются потрясающие вещи! Но в современной науке это, к сожалению, уже невозможно. Везде давно навели скучный порядок, всё взвешено, измерено и указано в толстом отчёте. Это по-своему хорошо… Но мне кажется, что под этим грузом гибнет творческая мысль. Нам же для СКИФа больше всего нужны творческие идеи, — сетует Левичев.

Обещаю в ответ, что эту статью с призывом ехать в Академгородок прочитают студенты Москвы и других мегаполисов — и, чем чёрт не шутит, загорятся идеей. А мне рассказывают, что СКИФ сможет предложить молодым, кроме самого себя.

Наука по-деревенски

Образец для подражания у строителей СКИФа — Швеция. Там под городом Лунд четыре года назад заработал синхротрон MAX IV. Вокруг «Макса» построили городок (шведы скромно зовут его научной деревней, science village). Там учёные живут, отдыхают, совещаются, проводят маленькие семинары и большие конференции. А ещё по-скандинавски ответственно используют энергию. Теплом, отведённым от ускорителя, греют водопроводную воду.

Эксперименты длятся неделями, иногда месяцами. За это время можно успеть перезнакомиться со всей деревней, обсудить науку, получить совет, завести связи. Если всё получится, то вокруг СКИФа вырастет что-то похожее.

Стоит отметить, что если такую зелёную деревню-институт и создавать, то именно вокруг источника синхротронного излучения, а не какой-нибудь другой научной машины. Коллайдеры, например, нужны лишь физикам-теоретикам. Детекторы нейтрино интересуют только астрофизиков и физиков частиц, реакторы — ядерщиков. А синхротрон нужен всем: от вирусологов до историков.

Самый яркий в мире фонарик

Представьте, что вы ищете иголку на полу в комнате с тусклым освещением. Трудно найти? Намного проще будет с мощным фонариком: яркий свет отразится от иголки, и по блику вы её запросто найдёте.

Синхротронное излучение как фонарик, только светит не обычным светом, а рентгеновским. В таком свете видны крошечные объекты: живые клетки и их органеллы, молекулы и даже отдельные атомы. Рентгеновские волны такие короткие, что по сравнению с ними самые мелкие частички материи кажутся большими.

Синхротронное излучение состоит в основном из рентгеновских лучей, очень мощных и сконцентрированных, — могут просветить что угодно. Чем больше рентгеновских фотонов излучается с единицы поверхности вещества, тем выше яркость излучения. Чем больше яркость, тем чётче картина и тем быстрее её можно увидеть. Так вот, в мире нет источника синхротронного излучения с яркостью больше, чем будет у СКИФа.

Сверхновая на Земле

Синхротронное излучение испускают заряженные частицы, летящие по кругу со скоростью, близкой к световой. Сами по себе частицы летают по прямой, но в магнитном поле искривляют траекторию — и на вираже отдают энергию в форме электромагнитного излучения. В природе синхротронное излучение рождается только в космических катаклизмах.

Классический пример — Крабовидная туманность, остатки взорвавшейся семь тысяч лет назад сверхновой. В центре туманности находится нейтронная звезда — объект по земным меркам совершенно безумный. Шар из самой плотной во Вселенной материи 20 километров в поперечнике бешено крутится, выплёвывая в пространство потоки частиц, которые летят почти со скоростью света. Колоссальное магнитное поле звезды искривляет их траектории и заставляет испускать синхротронное излучение.

На Земле ничего подобного не происходило до тех пор, пока учёные не начали строить кольцевые ускорители частиц. Сперва излучение было побочным продуктом работы ускорителей, которые создавали для изучения самих частиц. Но скоро стало понятно, что иметь у себя ручную сверхновую, сияющую в рентгене, очень удобно. В восьмидесятые по всему миру принялись строить специализированные источники синхротронного излучения — ускорители, предназначенные исключительно для добычи рентгеновских лучей.

Кино в рентгене

Как получить синхротронное излучение? Нужно всего лишь запустить электроны по кругу на околосветовой скорости.

— Для электрона путешествие по кольцу — это сплошные расходы, — объясняет с экрана старший научный сотрудник ИЯФа Вячеслав Каминский. Говорит он очень просто. Оно и понятно: лекция в инстаграме, для неспециалистов. В ИЯФе вообще не любят секретничать, с публикой общаются часто, журналистов запросто пускают в институт без обычных в таких местах проверок безопасности. А для тех, кто не может прийти сам, снимают популярные видео. — С синхротронным излучением энергия электрона быстро тратится. Если он будет летать долго, то скорость упадает — и больше никакого излучения. Чтобы этого избежать, вместе с поворотными магнитами вдоль кольца ускорителя расставляют мощные акселераторы — они компенсируют электронам энергетические затраты. Пока акселераторы работают, пучок электронов крутится в кольце почти со скоростью света. За секунду он успевает облететь полукилометровое кольцо сотни миллионов раз.

Пролетая мимо отходящего от кольца канала, пучок электронов отправляет туда порцию излучения — сотни миллионов раз в секунду. Ни одна кинокамера не снимает с такой частотой. Имея на конце рукава соответствующую оптику, в рентгене можно снимать не только статичные картинки, но и «кино» (правда, выглядит оно как графики с пляшущими кривыми). Такой кинематограф — важнейшее из искусств для учёных, которые хотят разобраться в неуловимо быстрых процессах. Помогла же кинокамера в своё время понять, в какой последовательности передвигает ноги скачущая лошадь! Сейчас, конечно, речь идёт о гораздо более быстрых процессах.

— Допустим, вы химик и хотите сделать новый катализатор — дожигатель, который будет превращать выхлопные газы в безвредные, — рассказывает один из разработчиков СКИФа Яков Ракшун. — Работать такому веществу придётся в заведённом моторе. Там горячо, там высокое давление и атмосфера — смесь токсичных газов. Чтобы проверить, как ваш дожигатель поведёт себя в этих условиях, вы помещаете образец в камеру, где на короткое время создаёте очень похожие условия, и направляете на камеру синхротронное излучение. Тогда вы увидите ход химической реакции, взаимодействие молекул. И всё это как в настоящем двигателе!

На СКИФе можно будет снимать рентгеновское кино в невероятном качестве. Сюжеты могут быть любыми, тут каждый исследователь сам себе режиссёр. В Академгородке уже успели на старых источниках синхротронного излучения рассмотреть такие неуловимые процессы, как сокращение мышечных клеток и взрывы. Но старых машин хватает не на всё. Так, например, в тайную жизнь вирусов можно будет заглянуть только с яркостью СКИФа.

Где еще пригодилось синхротронное излучение

Внутри клетки. Синхротронное излучение позволило установить структуру рибосомы — «фабрики» живой клетки. Кстати, кристаллограф Ада Йонат, получившая за эту работу в 2009 году Нобелевскую премию по химии, приехала прочитать лекцию на Фестиваль NAUKA 0+ в этом году. На синхротронах изучают и отдельные биомолекулы: структуру 70% изученных белков «рассмотрели» именно на этих установках.

Внутри опухоли. Разбивая пучок синхротронного излучения на много маленьких «иголок» толщиной в несколько тысячных миллиметра, его можно использовать, чтобы облучать раковые опухоли — так, чтобы здоровые клетки получали гораздо меньшую дозу радиации и оставались живы.

На картине. В 2001 году талибы взорвали гигантские статуи Будды, украшавшие храм в афганском городе Бамиане. За развалинами обнаружились росписи VII века н. э. Анализ росписей, сделанный на французском синхротроне ESRF, показал, что их нанесли масляными красками. А ведь когда-то считалось, что масляные краски изобрёл голландский художник Ян ван Эйк, живший на семь столетий позднее древних афганских мастеров.

В микрочипах. Луч синхротрона позволяет просветить микропроцессор и узнать, все ли детали собраны правильно, а ещё — не встроен ли в него секретный чип-шпион. Без синхротрона это можно сделать, лишь разобрав чип на отдельные детали, размер которых иногда не превышает нескольких нанометров.

Вирусы в движении

Синхротроны успели внести свою лепту даже в борьбу с пандемией ковида. В феврале — марте 2020 года британский синхротрон третьего поколения Diamond Light Source помог быстро расшифровать структуру поверхностного белка коронавируса SARS-CoV-2 и начать поиск лекарства, которое бы этот белок блокировало.

Исследование начали ещё раньше в Китае, но из-за эпидемии закончить не смогли и перепоручили дело британским коллегам. Те вырастили белковый кристалл и за пару недель работы на синхротроне получили его трёхмерную модель, которую затем отправили в центр разработки лекарств.

Можно было бы управиться и быстрее — львиную долю времени британские вирусологи потеряли, выращивая кристалл. Экспериментировали с соотношением белка и растворителя, температурой. Из тысяч образцов более-менее подходящими оказались только несколько. И даже это можно считать везением: некоторые белки нельзя кристаллизовать вообще, а без кристалла синхротроны прошлых поколений бесполезны.

Но только не синхротроны четвёртого поколения, только не СКИФ! По словам Александра Рыжикова, вирусолога из научного центра «Вектор», источники синхротронного излучения четвёртого поколения позволяют изучать белки и другие биомолекулы без кристаллизации. Яркий пучок рентгеновского излучения способен показать структуру вирусной частицы в нормальных условиях, а главное — показать вирус и его белки в динамике.

Кто последний на синхротрон?

На стройплощадку СКИФа журналистов пока не зовут: нечего смотреть. Сейчас там только строительная техника и времянки. Но скоро начнётся стройка — будут вбивать мощные сваи для фундамента. Он должен быть очень устойчивым, ведь любое колебание изменит траекторию электронов, и эксперимент пойдёт наперекосяк.

— Приборы у синхротронов такие чувствительные, что регистрируют любые сотрясения в радиусе десятков километров. Недалеко от СКИФа проходит железная дорога — мы легко сможем по своим данным узнать расписание электричек. От этого не спастись, поэтому придётся делать поправки на поезда, грузовики и погоду, — рассказывает Левичев.

Пока в ИЯФе готовили проект ускорителя и расставляли сооружения на плане, на СКИФ успела выстроиться длинная очередь. Источников синхротронного излучения очень не хватает. В России есть всего два места, куда можно приехать поработать на синхротроне: это подмосковная Дубна и Академгородок. На огромную страну этого мало, и российские учёные ездят за рубеж.

Но и в мире таких установок маловато, всего несколько десятков. Рабочее время на них расписано на год вперёд. Да и шанс занять место в очереди мал, особенно у начинающих учёных, которые пока плохо знакомы с нюансами научной бюрократии. К тому же не так-то много времени выделяют нашим учёным на заграничных синхротронах. И хорошо еще, если вы собираетесь изучать, например, горную породу. А если вы биолог и везёте нежные или опасные препараты? Тогда вам предстоит ещё и масса приключений в международных аэропортах.

Поэтому рождения СКИФа ждет множество народа. Случайные знакомые в Академгородке, чуть заходит разговор, тут же припоминают друзей, которые бы с радостью поставили там эксперимент. И в компании фитогенетиков я встречаю радостный отклик — кто-то из них собирается посмотреть рентгеновское кино о том, как соки путешествуют по стеблям…

Только вот археологи или ботаники, с нетерпением ожидающие запуска СКИФа, вряд ли найдут время, чтобы разобраться в тонкостях работы синхротрона. Одних только методов использования излучения существует несколько десятков, и в каждом своя математика. Одни лучше подходят для съёмки взрывов, другие — для изучения структуры белков, третьи — для пока не поставленных задач. Знать все нюансы и постоянно придумывать новые станет задачей физиков-синхротронщиков. Тех, которым ещё предстоит здесь работать.

Археологический детектив

Даже старые, неспециализированные источники излучения в ИЯФе успели принести науке пользу, иногда в самых неожиданных местах. Однажды они, например, помогли алтайским археологам разгадать загадку двухтысячелетней давности. В то время на Алтае жили люди, умевшие ткать ковры, плавить железо и хоронившие своих мёртвых под высокими курганами. Они известны как люди пазырыкской культуры. В одном из курганных комплексов археологи обнаружили захоронения людей, умиравших подозрительно рано — раньше, чем их соседи. Что было причиной, историки не догадывались, пока не обратились в ИЯФ.

В институте с помощью синхротронного излучения исследовали химический состав останков. Оказалось, что в волосах некоторых людей из курганов было аномально много меди. В волосах детей и собачьей шерсти она содержалась в нормальных количествах, и только у взрослых меди было опасно много. Медь и навела историков на догадку. Взрослые представители пазырыкской культуры проводили особые ритуалы — воскуривали в медных чашах травы и дышали дымом. Соединения меди через лёгкие попадали в организм, копились и с годами всё сильнее разрушали его.

P. S.: Сестра, здесь белки!

Этот текст я написала не только для «Кота Шрёдингера», но и для моей младшей сестры. Она учится на третьем курсе МФТИ и пока не знает, какой областью науки ей выпадет заниматься. Лера, твоя светлая голова может пригодиться здесь! Тут сосны и рыжие белки, а памятники ставят учёным и зверям. Говорят, что тут слишком много работы… Но иногда это не так уж и плохо.

Кем были скифы? | Живая наука

Скифская табличка в виде оленя, датируемая 400 г. до н.э. до 300 г. до н.э. (Изображение предоставлено Кливлендским художественным музеем; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0)

«Скиф» — это термин, используемый для обозначения разнообразной, но культурно связанной группы кочевников, которые занимали большую часть пастбищ или степей. , который простирался от севера Черного моря до Китая. Иногда также известные как саки или скифы, название «скифы» было придумано древними греками.

«Скифская культура процветала в степях примерно с 800 г. до н. э. по 300 г. н. э.», — Эдриенн Майор, фольклорист и историк из Стэнфордского университета, автор книги «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц в древнем мире» (открывается в новая вкладка)» (Princeton University Press, 2014), рассказал Live Science.

Скифы были известны многим древним цивилизациям, сказала она, включая древних греков, персов, римлян и китайцев, и они усовершенствовали искусство стрельбы из лука верхом — даже без использования стремян или седел. Они славились свирепостью в бою и мастерами тактики боя «бей-беги».

Происхождение скифов и их империи

О происхождении скифов ведется много споров. Согласно V веку до н.э. Греческий историк Геродот, скифы изначально населяли Азию, но были вытеснены на запад враждебным племенем. В конце концов они достигли Причерноморья и восточных окраин Европы, откуда, в свою очередь, вытеснили существующих жителей. Напротив, греческий писатель Диодор Сицилийский , писавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что скифы двинулись на север в степной регион с юга, возможно, из современной области Армении или даже южнее по западному граница с Индией.

В другой и гораздо более причудливой истории происхождения Геродот рассказывает, как скифы были потомками могущественного героя Геракла и существа, которое было наполовину женщиной-наполовину змеей. В этой истории Геракл столкнулся с существом во время путешествия по землям к востоку от Греции. Похитив лошадей Геракла, существо потребовало, чтобы, если он хочет их вернуть, ему пришлось бы остаться и спариться с ней. От союза родилось трое сыновей, одного из которых назвали Скифом, ставшим родоначальником скифской знати.

Современные историки, однако, использовали археологические и генетические данные, чтобы реконструировать происхождение скифов.

«Похоже, то, что мы называем скифской культурой, возникло более 2500 лет назад как сочетание сибирской, восточноазиатской и ямно-евразийской групп », — сказал Майор Live Science. «Подобно тому, как в районе древней Скифии было много разных языков, большое этническое разнообразие также обнаруживается в скифской родословной, особенно по материнской линии. Все исследования до сих пор подтверждают, что скифы не были единой однородной группой».

Хотя генетические исследования многое говорят о составе различных народов земель, некогда известных как Скифия, полная история еще не известна и до сих пор обсуждается, отметил Мэр.

Социальная организация и захоронения

Открытые пастбища степей — среда обширных равнин и низких холмов — были выгодны для скотоводства, и на протяжении тысячелетий люди в этом ландшафте пасли большие стада скота. Скифы не были исключением. Согласно Геродоту, они пасли стада крупного рогатого скота и лошадей, и большинство людей бродило по степям, а не селилось в постоянных жилищах. Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифы передвигались по местности в повозках, запряженных волами. Некоторые из этих фургонов были большими и сложными, с несколькими комнатами. Когда несколько повозок ехали вместе, нагромождение напоминало город или большое поселение.

Скифы были организованы в племена, которые не были объединены политически, но имели общий язык, культуру, стиль одежды и стиль искусства. В определенные периоды, например, во время войны или проведения ритуальных мероприятий, различные племена объединялись, образуя более крупные политические единицы или конфедерации. Неясно, были ли в скифском обществе резкие социальные разделения, такие как наследственные элиты, но во многих отношениях они кажутся относительно эгалитарными, сказал Майор, особенно в отношении гендерных ролей.

Исторические и археологические данные указывают на то, что скифские женщины пользовались значительной автономией и привилегиями, с которыми не могли соперничать до наших дней, согласно Энциклопедии всемирной истории . Например, многие скифские женщины служили вместе с мужчинами конными лучниками (подробнее об этом ниже) и могли занимать руководящие должности в скифском обществе. Более того, многочисленные скифские захоронения показывают, что женщин часто хоронили с такими же изысканными подношениями, как и мужчин. В 2019 году, например, было обнаружено захоронение с четырьмя женщинами, в котором были подношения, обычно предназначенные для мужчин, в том числе оружие и золото, сообщает Smithsonian Magazine .

Фрагмент скифского золота, найденный на территории современного Киева, Украина. (Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)

Геродот упомянул о существовании скифских «царей» , используя термин «царские скифы» для обозначения этой группы. Он указал, что они были отдельным племенем и жили на территории нынешней южной части Украины, непосредственно к северу от древнегреческих городов, сгруппированных вокруг Черного моря. Геродот указал, что они обладали значительной политической и военной властью и что они были наследственной элитой, но неясно, каково их отношение к другим скифским племенам.

Когда царственный скиф умирал, готовилась большая могила, состоящая из «большой четырехугольной ямы в земле», и тело человека помещалось внутрь, согласно Геродоту . Человек был похоронен со своими «наложницами, виночерпием, поваром, конюхом, оруженосцем и посыльным, кроме лошадей, начатков всего остального и золотых кубков», — писал Геродот (в переводе с древнегреческого). Затем вассалы короля засыпали могилу землей и возвели насыпь, «ревностно соперничая друг с другом, чтобы сделать ее настолько великой, насколько это возможно».

Археологи раскопали некоторые из этих высокопоставленных гробниц, которые называются курганами. Один из них, найденный в южной Сибири, датируется 2800 лет назад и был шире, чем длина футбольного поля, ранее сообщал Live Science. Он содержал захоронение мужчины и женщины и был заполнен золотыми украшениями, оружием, богато украшенными чашами (некоторые со следами наркотиков, таких как опиум) и другим погребальным инвентарем.

Скифская одежда, татуировки и произведения искусства

Несколько классических писателей упоминают отличительную одежду скифов, описывая мужчин как одетых в остроконечные шапки, красочные туники и, что наиболее характерно, в длинные брюки до щиколоток. Скифы любили сложные узоры, замысловатую вышивку и смелые цвета. Мужчины и женщины носили сапоги, которые, как и скифская одежда в целом, были красочными и украшены множеством рисунков и узоров. Один из них, женский ботинок, был найден в горах Алтая в Центральной Азии и датируется примерно 2300 лет назад, сообщает ZME Science .

Скифы славились своей практикой нанесения татуировок. Изображения реальных и мифических животных, многие из которых выполнены в виде очень стилизованных узоров, были особенно заметны на руках и ногах. По данным The Siberian Times , мумия молодой женщины, получившей прозвище Принцесса Укока, была найдена в 1993 году; она продемонстрировала серию сложных татуировок, в том числе изображения оленя, пантеры и грифона. Другие татуированные мумии были найдены по всему древнему скифскому региону.

Во многих древних источниках упоминается любовь скифов к золотым произведениям искусства и украшениям. В курганах были найдены многочисленные предметы скифского искусства, в том числе подвески, застежки, броши, ожерелья, гребни и колье, известные как горжеты. Подобно скифской татуировке, эти изделия отличаются замысловатым орнаментом и стилизованным орнаментом. Есть свидетельства того, что греческие купцы могли быть ответственны за создание некоторых из этих золотых монет и что, согласно 9, между греками и скифами существовала оживленная торговля.0045 Царство истории (открывается в новой вкладке), с несколькими предметами, импортированными из материковой Греции. Как и скифские татуировки, эти произведения искусства часто изображают животных.

2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Республике Алтай в России. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей. (Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)

Скифская религия

Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифская религия представляла собой смесь греческой религии, которую скифы могли принять в результате контакта с далеко раскинувшимися греческими колонистами, и древней шаманской элементов, таких как поклонение животным. Ученые до сих пор в основном не знают специфики скифской религии, хотя то немногое, что известно, исходит в основном от Геродота. Он утверждал, что скифы, как и многие древние народы, были политеистами, то есть поклонялись множеству божеств. Геродот упомянул восемь богов, составляющих скифский пантеон, и у каждого из них были греческие аналоги. Сюда входили два главных бога: Табита, богиня огня и домашнего очага, наиболее тесно связанная с греческим божеством Гестией, и Папей, бог неба, напоминавший греческого бога Зевса. Среди других скифских божеств были Гетосирус (Аполлон), Аргимпаса (Афродита), Апи (Мать-Земля) и еще три бога, которых Геродот не называет, но связывает соответственно с Аресом, Гераклом и Посейдоном.

Одним из самых почитаемых божеств в скифском пантеоне был Арес, греческий бог войны . «У них есть практика делать изображения, алтари и святилища для Ареса, но ни для какого другого бога», Геродот писал . Скифы часто приносили в жертву богам животных, таких как овец , коз и крупный рогатый скот, обычно используя удавку (железный ошейник или шнур), чтобы задушить зверей. Однако Аресу скифы приносили в жертву как животных, так и людей. В Книге IV Геродот описал, как Аресу иногда приносили в жертву военнопленных; это произошло в святилище со встроенным мечом, символом Ареса. Сообщается, что во время человеческих жертвоприношений заключенных убивали этим оружием. «Они обливают мужчин головы вином и перерезают им горло над сосудом, затем они несут кровь на кучу палок и льют ее на [меч]» 9.0045 Геродот написал (откроется в новой вкладке).

Древние элементы скифской религии демонстрируются через умилостивление животных и шаманизм. Геродот описал класс шаманов у скифов, используя термин «гадатели». Он описал их как наследственных и способных предсказывать будущее — дар, данный им их богиней, подобной Афродите, Аргимпасой. Однако, если предсказание не сбывалось, прорицателя могли предать смерти, обычно путем сожжения. Эти прорицатели также имели возможность лечить с помощью трав и различных лекарственных растений.

Скифские воины и оружие

Геродот писал о военной доблести скифов, подробно описывая этот аспект их жизни и классифицируя их как «непобедимых и неприступных». Скифские воины могли достичь высокого статуса благодаря мастерству в бою. «[Скифский воин] нес своему царю головы всех, кого он убил в бою, ибо он получает свою долю добычи, если принесет голову, но не иначе», — писал Геродот  (перевод с древнегреческого).

Скифы были особенно известны своим умением конных лучников.

«Скифские конные лучники, мужчины и женщины, вызывали восхищение и страх у греков, римлян, персов и китайцев, чья Великая Стена была построена для защиты от них», — сказал Майор.

Основным оружием скифов был составной лук , сделанный из дерева, рога и сухожилий. Это было удивительно прочное и точное оружие. Скифские воины также несли множество другого оружия, такого как топоры, мечи, копья и булавы. Их военное мастерство было признано многими окружающими их цивилизациями, а скифские воины часто служили наемниками в иностранных армиях, например, в Персидской империи и войсках греко-персидского царя Митридата VI . вкладку).

Скифские женщины и миф об амазонках

Скифы часто ассоциируются с легендой об амазонках — свирепых женщинах-воительницах, занимающих видное место в древнегреческой мифологии. Диодор Сицилийский был одним из древних писателей, утверждавших выдающуюся военную роль скифских женщин. «Ибо у этих народов женщины готовятся к войне так же, как и мужчины, и в актах мужественной доблести ничуть не уступают мужчинам. Следовательно, выдающиеся женщины были авторами многих великих дел», — писал он (открывается в новом tab) (перевод с древнегреческого).

Мэр исследовал связь между мифом и реальностью этих стойких женщин-воинов.

«Греческие писатели, такие как Геродот, Платон, Страбон и Павсаний, связывали мифических амазонок с реальными женщинами из плоти и крови среди воинственных скифских кочевников степей», — сказала она. «Теперь, благодаря недавним захватывающим археологическим открытиям более 300 древних женщин, некоторые с боевыми ранениями, захороненных вместе с оружием и лошадьми в древней Скифии, мы знаем, что греческая литература и искусство об амазонках находились под сильным влиянием жизни степных кочевников. конные лучники».

Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры. (Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)

Сумерки скифского мира война между скифами и персами при Дарии I из династии Ахеменидов . Это началось в 513 г. до н.э. когда Дарий вторгся в скифские земли, намереваясь подчинить себе живших там людей и подчинить их персидскому игу. Но кампания оказалась катастрофической; Измученная скифской конницей, утомленная долгими переходами и безжалостной необъятностью земель, которые они пытались завоевать, персидская армия в конце концов повернула назад. Это поражение позволило скифам расширить свое влияние, двигаясь на запад, в северную Грецию и Фракию.

А вот скифам несколько веков спустя не так повезло. Их власть ослабла, когда они потерпели ряд военных поражений, сначала от рук Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского) в 339 г. до н.э. а затем сарматами, народом, культурно и лингвистически родственным скифам, в затяжном конфликте, который длился с четвертого века до н.э. до второго века нашей эры, согласно «Британнике» . Они также потерпели крупное военное поражение во втором веке до нашей эры, когда Митридат VI, царь Понта в северной Анатолии, нанес решительное поражение скифским войскам и включил скифских воинов в свою армию.

Тяжелый удар по скифскому обществу и политической гегемонии был нанесен в четвертом веке нашей эры, когда скифы были опустошены гуннами, конными воинами-кочевниками из Евразии, которые под предводительством своего правителя Аттилы вторглись в Европу в пятом веке нашей эры. век н.э. Согласно Энциклопедии всемирной истории , в это время скифы могли быть ассимилированы готами. Некоторые ученые считают, что осетины , населяющие часть юга России и Кавказского горного региона, могут вести свою родословную от скифов.

Мэр, однако, предупредил, что рассказы об окончательной гибели культуры могут ввести в заблуждение.

«Хотя древняя скифская культура, какой их знали древние греки, римляне и персы, увяла с потрясениями в Средние века, вымиранием или интеграцией с другими племенами и подъемом ислама — и несмотря на современную историю непрерывных завоеваний, перемещений, притеснений и других бурных событий — скифские традиции никогда не исчезали», — сказала она. «Скифские обычаи и навыки конной стрельбы из лука сохранились у парфян, монголов и других, а скифские навыки верховой езды и стрельбы из лука, а также эгалитарные ценности сохраняются в некоторых кочевых и полукочевых группах, живущих сегодня в Центральной Азии».

Дополнительные ресурсы

  • Посмотрите видео о скифах (откроется в новой вкладке) историка Барри Канлиффа, автора книги «Скифы: воины-кочевники степи».
  • Прочитайте статью Discover Magazine о женщинах-воинах древней Скифии (откроется в новой вкладке).
  • Узнайте о древних скифах в Британском музее (откроется в новой вкладке).

Первоначально опубликовано 10 февраля 2022 г. Обновлено 18 марта 2022 г.

Библиография

Чикагский университет, «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга II: 35–60». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/diodorus_siculus/2b*.html (открывается в новой вкладке) 

Одна Земля, «Понтийская степь». https://www. oneearth.org/ecoregions/pontic-steppe/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Скифы». https://www.worldhistory.org/Scythians/ (открывается в новой вкладке) 

Чикагский университет, «Геродот, глава 4:46–82». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Herodotus/4C*.html (открывается в новой вкладке) 

ZME Science, «Безупречный 2300-летний скифский женский ботинок найден в замерзших горах Алтая.» https://www.zmescience.com/science/scythian-boots-0532/  

The Siberian Times, «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки». https://siberiantimes.com/culture/others/features/siberian-princess-reveals-her-2500-year-old-tattoos/ (открывается в новой вкладке) 

Царство истории, «Мастерство вне войны: Скиф» парадокс в золотых артефактах». https://www.realmofhistory.com/2015/09/07/workmanship-beyond-warfare-the-scythian-paradox-in-gold-made-artifacts/ (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Скифская религия». https://www.worldhistory.org/Scythian_Religion/ (открывается в новой вкладке) 

Исторический хит: «Почему скифский лук был так эффективен?» https://www.historyhit.com/why-was-the-scythian-bow-so-efficient/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Дарий I». https://www.worldhistory.org/Darius_I/ (открывается в новой вкладке) 

Британика, «Скифы: древние люди». https://www.britannica.com/topic/Scythian (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Митридат VI». https://www.worldhistory.org/Mithridates_VI/ (открывается в новой вкладке)

Британника, «Северная Осетия-Алания». https://www.britannica.com/place/North-Ossetia-Alania#ref95738 (открывается в новой вкладке) 

Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз. Его работы публиковались во множестве печатных и онлайн-изданий, в том числе в «Monterey Herald», «San Jose Mercury News», «History Today», «Sapiens.org», «Science.com», «Current World Archeology» и многих других. Он также писатель, чей первый роман «Поля разума» (открывается в новой вкладке) недавно был опубликован на сайте Open-Books.com (открывается в новой вкладке).

Кем были скифы? | Живая наука

Скифская табличка в виде оленя, датируемая 400 г. до н.э. до 300 г. до н.э. (Изображение предоставлено Кливлендским художественным музеем; Фонд закупок Северанса и Греты Милликин, 1985.77; CC0 1.0)

«Скиф» — это термин, используемый для обозначения разнообразной, но культурно связанной группы кочевников, которые занимали большую часть пастбищ или степей. , который простирался от севера Черного моря до Китая. Иногда также известные как саки или скифы, название «скифы» было придумано древними греками.

«Скифская культура процветала в степях примерно с 800 г. до н. э. по 300 г. н. э.», — Эдриенн Майор, фольклорист и историк из Стэнфордского университета, автор книги «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц в древнем мире» (открывается в новая вкладка)» (Princeton University Press, 2014), рассказал Live Science.

Скифы были известны многим древним цивилизациям, сказала она, включая древних греков, персов, римлян и китайцев, и они усовершенствовали искусство стрельбы из лука верхом — даже без использования стремян или седел. Они славились свирепостью в бою и мастерами тактики боя «бей-беги».

Происхождение скифов и их империи

О происхождении скифов ведется много споров. Согласно V веку до н.э. Греческий историк Геродот, скифы изначально населяли Азию, но были вытеснены на запад враждебным племенем. В конце концов они достигли Причерноморья и восточных окраин Европы, откуда, в свою очередь, вытеснили существующих жителей. Напротив, греческий писатель Диодор Сицилийский , писавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что скифы двинулись на север в степной регион с юга, возможно, из современной области Армении или даже южнее по западному граница с Индией.

В другой и гораздо более причудливой истории происхождения Геродот рассказывает, как скифы были потомками могущественного героя Геракла и существа, которое было наполовину женщиной-наполовину змеей. В этой истории Геракл столкнулся с существом во время путешествия по землям к востоку от Греции. Похитив лошадей Геракла, существо потребовало, чтобы, если он хочет их вернуть, ему пришлось бы остаться и спариться с ней. От союза родилось трое сыновей, одного из которых назвали Скифом, ставшим родоначальником скифской знати.

Современные историки, однако, использовали археологические и генетические данные, чтобы реконструировать происхождение скифов.

«Похоже, то, что мы называем скифской культурой, возникло более 2500 лет назад как сочетание сибирской, восточноазиатской и ямно-евразийской групп », — сказал Майор Live Science. «Подобно тому, как в районе древней Скифии было много разных языков, большое этническое разнообразие также обнаруживается в скифской родословной, особенно по материнской линии. Все исследования до сих пор подтверждают, что скифы не были единой однородной группой».

Хотя генетические исследования многое говорят о составе различных народов земель, некогда известных как Скифия, полная история еще не известна и до сих пор обсуждается, отметил Мэр.

Социальная организация и захоронения

Открытые пастбища степей — среда обширных равнин и низких холмов — были выгодны для скотоводства, и на протяжении тысячелетий люди в этом ландшафте пасли большие стада скота. Скифы не были исключением. Согласно Геродоту, они пасли стада крупного рогатого скота и лошадей, и большинство людей бродило по степям, а не селилось в постоянных жилищах. Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифы передвигались по местности в повозках, запряженных волами. Некоторые из этих фургонов были большими и сложными, с несколькими комнатами. Когда несколько повозок ехали вместе, нагромождение напоминало город или большое поселение.

Скифы были организованы в племена, которые не были объединены политически, но имели общий язык, культуру, стиль одежды и стиль искусства. В определенные периоды, например, во время войны или проведения ритуальных мероприятий, различные племена объединялись, образуя более крупные политические единицы или конфедерации. Неясно, были ли в скифском обществе резкие социальные разделения, такие как наследственные элиты, но во многих отношениях они кажутся относительно эгалитарными, сказал Майор, особенно в отношении гендерных ролей.

Исторические и археологические данные указывают на то, что скифские женщины пользовались значительной автономией и привилегиями, с которыми не могли соперничать до наших дней, согласно Энциклопедии всемирной истории . Например, многие скифские женщины служили вместе с мужчинами конными лучниками (подробнее об этом ниже) и могли занимать руководящие должности в скифском обществе. Более того, многочисленные скифские захоронения показывают, что женщин часто хоронили с такими же изысканными подношениями, как и мужчин. В 2019 году, например, было обнаружено захоронение с четырьмя женщинами, в котором были подношения, обычно предназначенные для мужчин, в том числе оружие и золото, сообщает Smithsonian Magazine .

Фрагмент скифского золота, найденный на территории современного Киева, Украина. (Изображение предоставлено Андреасом Волоховым через Shutterstock)

Геродот упомянул о существовании скифских «царей» , используя термин «царские скифы» для обозначения этой группы. Он указал, что они были отдельным племенем и жили на территории нынешней южной части Украины, непосредственно к северу от древнегреческих городов, сгруппированных вокруг Черного моря. Геродот указал, что они обладали значительной политической и военной властью и что они были наследственной элитой, но неясно, каково их отношение к другим скифским племенам.

Когда царственный скиф умирал, готовилась большая могила, состоящая из «большой четырехугольной ямы в земле», и тело человека помещалось внутрь, согласно Геродоту . Человек был похоронен со своими «наложницами, виночерпием, поваром, конюхом, оруженосцем и посыльным, кроме лошадей, начатков всего остального и золотых кубков», — писал Геродот (в переводе с древнегреческого). Затем вассалы короля засыпали могилу землей и возвели насыпь, «ревностно соперничая друг с другом, чтобы сделать ее настолько великой, насколько это возможно».

Археологи раскопали некоторые из этих высокопоставленных гробниц, которые называются курганами. Один из них, найденный в южной Сибири, датируется 2800 лет назад и был шире, чем длина футбольного поля, ранее сообщал Live Science. Он содержал захоронение мужчины и женщины и был заполнен золотыми украшениями, оружием, богато украшенными чашами (некоторые со следами наркотиков, таких как опиум) и другим погребальным инвентарем.

Скифская одежда, татуировки и произведения искусства

Несколько классических писателей упоминают отличительную одежду скифов, описывая мужчин как одетых в остроконечные шапки, красочные туники и, что наиболее характерно, в длинные брюки до щиколоток. Скифы любили сложные узоры, замысловатую вышивку и смелые цвета. Мужчины и женщины носили сапоги, которые, как и скифская одежда в целом, были красочными и украшены множеством рисунков и узоров. Один из них, женский ботинок, был найден в горах Алтая в Центральной Азии и датируется примерно 2300 лет назад, сообщает ZME Science .

Скифы славились своей практикой нанесения татуировок. Изображения реальных и мифических животных, многие из которых выполнены в виде очень стилизованных узоров, были особенно заметны на руках и ногах. По данным The Siberian Times , мумия молодой женщины, получившей прозвище Принцесса Укока, была найдена в 1993 году; она продемонстрировала серию сложных татуировок, в том числе изображения оленя, пантеры и грифона. Другие татуированные мумии были найдены по всему древнему скифскому региону.

Во многих древних источниках упоминается любовь скифов к золотым произведениям искусства и украшениям. В курганах были найдены многочисленные предметы скифского искусства, в том числе подвески, застежки, броши, ожерелья, гребни и колье, известные как горжеты. Подобно скифской татуировке, эти изделия отличаются замысловатым орнаментом и стилизованным орнаментом. Есть свидетельства того, что греческие купцы могли быть ответственны за создание некоторых из этих золотых монет и что, согласно 9, между греками и скифами существовала оживленная торговля.0045 Царство истории (открывается в новой вкладке), с несколькими предметами, импортированными из материковой Греции. Как и скифские татуировки, эти произведения искусства часто изображают животных.

2400-летняя мумия принцессы Укок, или Принцессы Алтая, была найдена в 1993 году в кургане в Республике Алтай в России. «Ледяная дева» имеет сложные татуировки и является редким примером одинокой женщины, получившей полную церемониальную деревянную гробницу в пятом веке до нашей эры, в сопровождении шести лошадей. (Изображение предоставлено CPA Media Pte Ltd / Alamy Stock Photo)

Скифская религия

Согласно Энциклопедии всемирной истории , скифская религия представляла собой смесь греческой религии, которую скифы могли принять в результате контакта с далеко раскинувшимися греческими колонистами, и древней шаманской элементов, таких как поклонение животным. Ученые до сих пор в основном не знают специфики скифской религии, хотя то немногое, что известно, исходит в основном от Геродота. Он утверждал, что скифы, как и многие древние народы, были политеистами, то есть поклонялись множеству божеств. Геродот упомянул восемь богов, составляющих скифский пантеон, и у каждого из них были греческие аналоги. Сюда входили два главных бога: Табита, богиня огня и домашнего очага, наиболее тесно связанная с греческим божеством Гестией, и Папей, бог неба, напоминавший греческого бога Зевса. Среди других скифских божеств были Гетосирус (Аполлон), Аргимпаса (Афродита), Апи (Мать-Земля) и еще три бога, которых Геродот не называет, но связывает соответственно с Аресом, Гераклом и Посейдоном.

Одним из самых почитаемых божеств в скифском пантеоне был Арес, греческий бог войны . «У них есть практика делать изображения, алтари и святилища для Ареса, но ни для какого другого бога», Геродот писал . Скифы часто приносили в жертву богам животных, таких как овец , коз и крупный рогатый скот, обычно используя удавку (железный ошейник или шнур), чтобы задушить зверей. Однако Аресу скифы приносили в жертву как животных, так и людей. В Книге IV Геродот описал, как Аресу иногда приносили в жертву военнопленных; это произошло в святилище со встроенным мечом, символом Ареса. Сообщается, что во время человеческих жертвоприношений заключенных убивали этим оружием. «Они обливают мужчин головы вином и перерезают им горло над сосудом, затем они несут кровь на кучу палок и льют ее на [меч]» 9.0045 Геродот написал (откроется в новой вкладке).

Древние элементы скифской религии демонстрируются через умилостивление животных и шаманизм. Геродот описал класс шаманов у скифов, используя термин «гадатели». Он описал их как наследственных и способных предсказывать будущее — дар, данный им их богиней, подобной Афродите, Аргимпасой. Однако, если предсказание не сбывалось, прорицателя могли предать смерти, обычно путем сожжения. Эти прорицатели также имели возможность лечить с помощью трав и различных лекарственных растений.

Скифские воины и оружие

Геродот писал о военной доблести скифов, подробно описывая этот аспект их жизни и классифицируя их как «непобедимых и неприступных». Скифские воины могли достичь высокого статуса благодаря мастерству в бою. «[Скифский воин] нес своему царю головы всех, кого он убил в бою, ибо он получает свою долю добычи, если принесет голову, но не иначе», — писал Геродот  (перевод с древнегреческого).

Скифы были особенно известны своим умением конных лучников.

«Скифские конные лучники, мужчины и женщины, вызывали восхищение и страх у греков, римлян, персов и китайцев, чья Великая Стена была построена для защиты от них», — сказал Майор.

Основным оружием скифов был составной лук , сделанный из дерева, рога и сухожилий. Это было удивительно прочное и точное оружие. Скифские воины также несли множество другого оружия, такого как топоры, мечи, копья и булавы. Их военное мастерство было признано многими окружающими их цивилизациями, а скифские воины часто служили наемниками в иностранных армиях, например, в Персидской империи и войсках греко-персидского царя Митридата VI . вкладку).

Скифские женщины и миф об амазонках

Скифы часто ассоциируются с легендой об амазонках — свирепых женщинах-воительницах, занимающих видное место в древнегреческой мифологии. Диодор Сицилийский был одним из древних писателей, утверждавших выдающуюся военную роль скифских женщин. «Ибо у этих народов женщины готовятся к войне так же, как и мужчины, и в актах мужественной доблести ничуть не уступают мужчинам. Следовательно, выдающиеся женщины были авторами многих великих дел», — писал он (открывается в новом tab) (перевод с древнегреческого).

Мэр исследовал связь между мифом и реальностью этих стойких женщин-воинов.

«Греческие писатели, такие как Геродот, Платон, Страбон и Павсаний, связывали мифических амазонок с реальными женщинами из плоти и крови среди воинственных скифских кочевников степей», — сказала она. «Теперь, благодаря недавним захватывающим археологическим открытиям более 300 древних женщин, некоторые с боевыми ранениями, захороненных вместе с оружием и лошадьми в древней Скифии, мы знаем, что греческая литература и искусство об амазонках находились под сильным влиянием жизни степных кочевников. конные лучники».

Битва между амазонками и греками, изображенная на саркофаге римского периода, датируемом началом третьего века нашей эры. (Изображение предоставлено: PHAS/Universal Images Group через Getty Images)

Сумерки скифского мира война между скифами и персами при Дарии I из династии Ахеменидов . Это началось в 513 г. до н.э. когда Дарий вторгся в скифские земли, намереваясь подчинить себе живших там людей и подчинить их персидскому игу. Но кампания оказалась катастрофической; Измученная скифской конницей, утомленная долгими переходами и безжалостной необъятностью земель, которые они пытались завоевать, персидская армия в конце концов повернула назад. Это поражение позволило скифам расширить свое влияние, двигаясь на запад, в северную Грецию и Фракию.

А вот скифам несколько веков спустя не так повезло. Их власть ослабла, когда они потерпели ряд военных поражений, сначала от рук Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского) в 339 г. до н.э. а затем сарматами, народом, культурно и лингвистически родственным скифам, в затяжном конфликте, который длился с четвертого века до н.э. до второго века нашей эры, согласно «Британнике» . Они также потерпели крупное военное поражение во втором веке до нашей эры, когда Митридат VI, царь Понта в северной Анатолии, нанес решительное поражение скифским войскам и включил скифских воинов в свою армию.

Тяжелый удар по скифскому обществу и политической гегемонии был нанесен в четвертом веке нашей эры, когда скифы были опустошены гуннами, конными воинами-кочевниками из Евразии, которые под предводительством своего правителя Аттилы вторглись в Европу в пятом веке нашей эры. век н.э. Согласно Энциклопедии всемирной истории , в это время скифы могли быть ассимилированы готами. Некоторые ученые считают, что осетины , населяющие часть юга России и Кавказского горного региона, могут вести свою родословную от скифов.

Мэр, однако, предупредил, что рассказы об окончательной гибели культуры могут ввести в заблуждение.

«Хотя древняя скифская культура, какой их знали древние греки, римляне и персы, увяла с потрясениями в Средние века, вымиранием или интеграцией с другими племенами и подъемом ислама — и несмотря на современную историю непрерывных завоеваний, перемещений, притеснений и других бурных событий — скифские традиции никогда не исчезали», — сказала она. «Скифские обычаи и навыки конной стрельбы из лука сохранились у парфян, монголов и других, а скифские навыки верховой езды и стрельбы из лука, а также эгалитарные ценности сохраняются в некоторых кочевых и полукочевых группах, живущих сегодня в Центральной Азии».

Дополнительные ресурсы

  • Посмотрите видео о скифах (откроется в новой вкладке) историка Барри Канлиффа, автора книги «Скифы: воины-кочевники степи».
  • Прочитайте статью Discover Magazine о женщинах-воинах древней Скифии (откроется в новой вкладке).
  • Узнайте о древних скифах в Британском музее (откроется в новой вкладке).

Первоначально опубликовано 10 февраля 2022 г. Обновлено 18 марта 2022 г.

Библиография

Чикагский университет, «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга II: 35–60». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/diodorus_siculus/2b*.html (открывается в новой вкладке) 

Одна Земля, «Понтийская степь». https://www. oneearth.org/ecoregions/pontic-steppe/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Скифы». https://www.worldhistory.org/Scythians/ (открывается в новой вкладке) 

Чикагский университет, «Геродот, глава 4:46–82». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Herodotus/4C*.html (открывается в новой вкладке) 

ZME Science, «Безупречный 2300-летний скифский женский ботинок найден в замерзших горах Алтая.» https://www.zmescience.com/science/scythian-boots-0532/  

The Siberian Times, «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки». https://siberiantimes.com/culture/others/features/siberian-princess-reveals-her-2500-year-old-tattoos/ (открывается в новой вкладке) 

Царство истории, «Мастерство вне войны: Скиф» парадокс в золотых артефактах». https://www.realmofhistory.com/2015/09/07/workmanship-beyond-warfare-the-scythian-paradox-in-gold-made-artifacts/ (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Скифская религия». https://www.worldhistory.org/Scythian_Religion/ (открывается в новой вкладке) 

Исторический хит: «Почему скифский лук был так эффективен?» https://www.historyhit.com/why-was-the-scythian-bow-so-efficient/ (открывается в новой вкладке)

Энциклопедия всемирной истории, «Дарий I». https://www.worldhistory.org/Darius_I/ (открывается в новой вкладке) 

Британика, «Скифы: древние люди». https://www.britannica.com/topic/Scythian (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Митридат VI». https://www.worldhistory.org/Mithridates_VI/ (открывается в новой вкладке)

Британника, «Северная Осетия-Алания». https://www.britannica.com/place/North-Ossetia-Alania#ref95738 (открывается в новой вкладке) 

Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *