Ооо «тид «Русское слово рс»
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.М., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 336 с. СОДЕРЖАНИЕ Примерное планирование уроков литературы в 9 классе ………………………………………… 5 Введение Урок 1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы. ……………………………………. 8 Литература Древней Руси Урок 2. Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве». …………………………………………………… 11 Урок 3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы — «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. …………15 Урок 4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос, ![]() метафорический пейзаж. ……………………………………………………………………………. 17 Урок 5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к сочинению. ……………….19 Литература ХVIII века Урок 6. Общая характеристика литературы ХVIII в. Понятие о классицизме. Русский классицизм. ……………………………………………………. 20 М.В. Ломоносов Урок 7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»). ……………………………………………. 23 Урок 8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). ……………………………………………..25 Г.Р. Державин Урок 9. Урок 10. Три памятника в русской литературе. ………………………………………………… 32 Д.И. Фонвизин Урок 11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии. ………………………………………………………………. 34 Урок 12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. …………………………………………………………………………… 36 Урок 13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина. ………………………………………………………………… 38 Урок 14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». ……………… 40 А.Н. Радищев Урок 15. А. творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани»). ……………………………………………………………………… 43 Урок 16. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм. ……………………… 45 Н.М. Карамзин Урок 17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. ……………………………………….. . 49 Урок 18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести. ………………………………………………………………. 50 В.А. Жуковский Урок 19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского. ………………………………………… … 53 Урок 20. Элегии и баллады В.А. Жуковского. ……………………………………………………. 55 Урок 21. Самостоятельная работа по творчеству В.А. Литература первой половины ХIХ в. Урок 22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в. Литературные течения этого периода. …………………………………………………………… 57 А.С. Грибоедов Урок 23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления. ………………………………………………………………………… 61 Урок 24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. ………………. 67 Урок 25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии. ………………………………….. 70 Урок 26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии. …………………………. 75 Урок 27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии. ………………………. 79 Урок 28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение. …………………… 83 Урок 29. Урок 30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция. …………………………………………………………….. .. 92 Урок 31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии. ………………………………………………………. 97 Урок 32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин. ………………. 104 Урок 33. Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». ……………………………………………………………… 107 Урок 34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». …………………………… 110 А.С. Пушкин Урок 35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.). ……………………………………………………… … 113 Урок 36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». ………………………. 118 Урок 37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». ……………………………… …… 121 Урок 38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Мадонна». …………………………………………………………………… … 124 Урок 39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина. …………………………………………… . 128 Урок 40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». …………………………………………… …… 129 Урок 41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети ХIХ в. Роль посвящения. ……………………………………………………… …. — Урок 42. Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. ………………………………………………… ……. Урок 43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. ……………………………………………………………………… …… ….. 134 Урок 44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина, значительность личности героини. ………………………………………………………………. 138 Урок 45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны. ……………… ……… 139 Урок 46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта. …………….. 143 Урок 47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью. …………………………………………. 146 Урок 48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». ………………………………….. 148 Урок 49. Урок 50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. ………… 152 Уроки 51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». ………. 154 М.Ю. Лермонтов Урок 53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. …………………… 156 Урок 54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал». ………………………………………………………………… … 159 Урок 55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума». ……………… ………. 163 Урок 56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…», « Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…». ………………………………………………………… 165 Урок 57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет. («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»). ……………………………………………………….. 170 Урок 58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. ………………………….. 173 Урок 59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». …………………………………………………………………………. 175 Урок 60. Анализ повести «Бэла». ………………………………………………………………… 177 Урок 61. Анализ повести «Максим Максимыч». ……………………………………………… . 179 Урок 62. Анализ повести «Тамань». ……………………………………………………………… 182 Уроки 63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. ……………………………… ….. 186 Урок 65. Анализ повести «Фаталист». …………………………………………………… .…… 191 Уроки 66-67. Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь Урок 68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор». ………………… 199 Урок 69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности — центральная тема произведения. ……………………………………………………………… … 202 Урок 70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. …………………………. 206 Урок 71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести. …………………………. 209 Урок 72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Уроки 73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». ……………… ..224 Урок 75. Губернский город в поэме «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х. ……………………………………………………………………. 230 Урок 76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы. ……………………………………………………. 235 Урок 77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги. ………………………………….. 239 Урок 78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души». …………………………………… 242 Урок 79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. …………………………… 244 ПРЕДИСЛОВИЕ Цель предлагаемого пособия — помочь учителю-словеснику найти правильные ориентиры в сложной ситуации, связанной с переходом на концентрическую программу по литературе, рекомендованную Министерством образования с 2000/01 учебного года. В книге представлены разработки 80 уроков литературы в 9 классе. В центре внимания — анализ текстов произведений древнерусской литературы, классической русской литературы ХVIII и первой половины ХIХ в. Остальные 22 урока (из 102 программных часов по литературе) учитель по своему усмотрению может посвятить обзорному знакомству с литературой второй половины ХIХ и ХХ вв. (по концентрической программе) или изучению зарубежной литературы, а также внеклассному чтению (по линейной программе). Книгу можно использовать и при подготовке уроков в 10 классе, т.к. некоторые темы (по А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю) рассмотрены подробнее, чем рекомендуется по концентрической программе 9 класса. Предложенные уроки содержат богатый информационный дополнительный материал как для учителя, так и для учащихся с разным уровнем подготовки и могут быть вариативно использованы в соответствии с потребностями конкретного класса и интересами учителя. Привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть авторскую позицию и способы ее воплощения, аргументированно интерпретировать текст произведения — таковы основные задачи уроков, представленных в данном пособии. Выражаем надежду, что предложенные нами методические рекомендации, отражающие опыт многолетней работы в школе, будут полезны учителям-словесникам и станут в определенном смысле отправной точкой в их собственном творчестве. Желаем УСПЕХА! Авторы ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ 1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 2. Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве». 3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы — «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. 4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной поэзией, метафорический пейзаж. 5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. 6. Общая характеристика литературы ХVIII в. Понятие о классицизме. Русский классицизм. М.В. Ломоносов 7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»). 8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). 9. Г.Р. Державин. Судьба и поэзия. 10. Три памятника в русской литературе. 11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии. 12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. 13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина. 14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 15. А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность, творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани»). 16. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм. 17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. 18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести. 19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского. 20. Элегии и баллады В.А. Жуковского. 21. Самостоятельная работа по творчеству В. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. 22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в. Литературные течения этого периода. А.С. Грибоедов 23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления. 24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. 25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии. 26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии. 27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии. 28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение. 29. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии. 30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция. 31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии. 32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин. 33. 34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.). 36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». 37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». 38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Мадонна». 39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина. 40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». 41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети ХIХ в. Роль посвящения. 42. Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. 43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. 44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина, значительность личности героини. 45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны. 46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта. 47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью. 48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». 49. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе. 50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. 51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов 53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. 54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал». 55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума». 56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…», « Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…». 57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»). 58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. 59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 60. Анализ повести «Бэла». 61. Анализ повести «Максим Максимыч». 62. Анализ повести «Тамань». 63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. 65. Анализ повести «Фаталист». 66-67. Развитие речи. Сочинение по роману М. Н.В. Гоголь 68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор». 69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности — центральная тема произведения. 70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. 71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести. 72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ I главы. 73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». 75. Губернский город в поэме «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х. 76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы. 77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги. 78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души». 79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. УРОК 1 ВВОДНЫЙ УРОК. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья… И.А. Бунин. «Слово» ХОД УРОКА 1. Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания? Слово учителя Иногда дата написания произведения неизвестна, но ее можно более или менее точно вычислить, опираясь на содержание текста. Так, мы не знаем конкретного времени создания величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», но из летописей нам известно, что поход Игоря, о котором идет речь в произведении, состоялся 23 апреля 1185 г. Какие еще текстовые «ориентиры» могут подсказать время написания произведения? — Былина «Садко»; — «После бала» Л.Н. Толстого; — «Бородино» М.Ю. Лермонтова; — «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; — «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина; — «Песня о Соколе» М. Горького. 3. На какие основные вопросы отвечает история литературы? (Что из себя представляет данное произведение? Почему, в каких условиях возникло? Каким потребностям общества отвечало? Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? Какое значение для общества и литературы имело и имеет?) 4. Чем постижение жизни с помощью художественной литературы отличается от научного познания? В процессе лекции в тетрадях заполняется следующая таблица:
Каталог: download -> version Скачать 0,7 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова
Меню статьи:
- Происхождение и род деятельности
- Символичность фамилии
- Цель жизни
- Молчалин и Софья Фамусова
- Чацкий и Молчалин
- Молчалин и Лиза
- Характер Молчалина
В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.
Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Фамусова в комедии А.
Грибоедова “Горе от ума”.
Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.
Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.
Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.
Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.
Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.
В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.
Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.
До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.
Символичность фамилии
Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.
Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.
Цель жизни
В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.
Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.
Молчалин и Софья Фамусова
Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.
Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.
Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.
Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.
Предлагаем сравнить монологи Чацкого и Фамусова в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.
В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.
В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.
Чацкий и Молчалин
Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.
Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.
Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.
Молчалин и Лиза
Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).
Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.
К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.
Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.
Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.
Характер Молчалина
Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.
Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.
Автор: Виктория Давыдова
Глава 12
Резюме
Выйдя из дома, Диммсдейл идет к эшафоту, где семь лет назад стояла Эстер Принн со своим позорным знаком и держащая Перл. Теперь, во влажном прохладном воздухе пасмурной майской ночи, Димсдейл поднимается по ступенькам, пока город спит. Осознавая насмешку над тем, что он может стоять там сейчас, в безопасности и незамеченным, там, где он должен был стоять семь лет назад перед горожанами, Диммсдейл охвачен такой ужасной ненавистью к себе, что заставляет его громко плакать в ночи.
Эстер и Перл, которые возвращаются со смертного одра губернатора Уинтропа, поднимаются на эшафот, и все трое стоят рука об руку, Эстер и Диммсдейл связаны Перл. Дважды Перл спрашивает Димсдейла, будет ли он стоять там с ними в полдень следующего дня; министр говорит, что будет стоять там с ними в «великий судный день». Пока он говорит, странный свет в небе освещает эшафот и его окрестности. Подняв голову, Димсдейл как бы видит в небе тусклый красный свет в форме огромной буквы 9.0009 А . В то же мгновение Димсдейл понимает, что Перл указывает на Роджера Чиллингворта, который стоит рядом и мрачно улыбается трем людям на эшафоте. Охваченный ужасом, Диммсдейл спрашивает Эстер об истинной личности Чиллингворта. Вспоминая свое обещание Чиллингворту, Эстер хранит молчание.
После утренней проповеди пономарь пугает священника, возвращая ему одну из его перчаток, найденную на эшафоте. («Сатана уронил его туда, как я понимаю, с намерением оскорбительно пошутить над вашим почтением». ) Пономарь также спрашивает о большой красной букве 9.0009 , появившийся в небе прошлой ночью.
Анализ
Эта глава, вторая из трех важнейших сцен на эшафоте, появляется ровно в середине романа. И снова Хоторн собирает всех своих главных персонажей в одном месте — на этот раз в главе, столь зловещей, столь убедительной по своей психологии и столь богатой по своему символизму, что она, несомненно, является одной из самых сильных в романе.
В своем описании действий Диммсдейла в одиночестве на эшафоте Хоторн демонстрирует свое мастерство психологического реализма. Внезапные перемены в настроении, которые происходят в утомленном уме священника, самоосуждение за свою трусость, почти безумный крик и его импульс поговорить с мистером Уилсоном, — все это развито убедительно. Первая сцена на эшафоте произошла в полдень и была сосредоточена на вине и наказании Эстер. Эта вторая сцена, происходящая в полночь, помещает обоих «грешников» на эшафот и концентрируется на вине и наказании Диммсдейла. Все основные персонажи первой сцены снова присутствуют. Город, хотя и присутствует, спит или иным образом не знает о действии.
Ранее мы видели, как сознательный разум Диммсдейла пытался разобраться в проблеме скрытой вины. Напротив, в этой главе мы видим измученную работу его подсознания, которая является настоящим источником его агонии. Когда повторяющийся вопрос Перл вынуждает Димсдейла раскрыть проблему, его страх перед признанием все еще доминирует над его подсознательным желанием признаться. Так же, как раньше город спал и не было «опасности открытия», теперь он снова отступает. Два его отказа публично признать свои отношения с Эстер и Перл предполагают, возможно, первые два отречения Петра от Христа.
Талант Хоторна к готическим деталям демонстрируется в появлении захватывающего, странного света и поразительном откровении дьявольского Роджера Чиллингворта, который стоит возле эшафота. Однако, хотя обе детали имеют эффект сверхъестественных явлений, Хоторн старается дать естественное объяснение каждой из них. Свет, говорит Хоторн, «несомненно, был вызван одним из тех метеоров, которые так часто могут наблюдать ночные наблюдатели, сгорая дотла».
Конечно, метеор представлялся тем, кто его видел, иначе: «В те дни не было ничего более распространенного, чем истолковывать все метеорные явления… как множество откровений из сверхъестественного источника». И вопрос о том, появился ли вообще зловещий красный A , неоднозначен. Хотя пономарь ссылается на письмо, Хоторн предполагает, что A мог появиться только в воображении Диммсдейла: «Мы приписываем это… исключительно болезни в его собственных глазах и сердце, что министр, глядя вверх, в зенит увидел там появление огромного письма». Хоторн также указывает, что значение находится в уме смотрящего: Пономарь видит это как для ангела, потому что губернатор Уинтроп недавно стал ангелом. Точно так же появление Чиллингворта, хотя и предполагает его знание местонахождения Диммсдейла, логически объясняется тем, что он посещал умирающего губернатора Уинтропа.
Как и в первой сцене с эшафотом, эта глава изобилует как основными, так и второстепенными символами: сами эшафот; Димсдейл стоит на нем; трое потенциальных наблюдателей, представляющих церковь, государство и мир зла; «электрическая цепь» Хестер, Перл и Диммсдейл; обращение Перл к Димсдейлу; открывающий свет с небес; и вариация на букву А .
Глоссарий
бич кнут для порки.
искупление искупление; заплатить штраф за что-л.
Женевский плащ черный плащ, который носили священники-кальвинисты.
риза облачение, которое носят священники для определенных церемоний. Здесь все, что закрывает, например, балдахин, балдахин или небо.
непристойный вульгарный, непристойный, оскорбительный.
Губернатор Уинтроп Джон Уинтроп (1588–1649), первый губернатор колонии Массачусетского залива.
Феномен второй жертвы: суровая реальность медицинских профессий
В отчете Института медицины о врачебных ошибках, Человеку свойственно ошибаться, описывается удивительное количество предполагаемых смертей в результате предотвратимых медицинских ошибок в системах здравоохранения. (1) Расследования непредвиденных клинических событий часто выявляют опытных, благонамеренных клиницистов, окруженных сложными клиническими условиями, плохо спланированными процессами и неадекватными моделями общения. (2)
В то время как основное внимание в области безопасности пациентов уделялось улучшению систем ухода, такие системы включают в себя реальных людей, и события, связанные с безопасностью, могут иметь эмоциональные последствия. Часто клиницисты пересматривают медицинские ошибки и понимают, что произошло, реагируя с соответствующей грустью и беспокойством. Такие ошибки иногда приводят к интенсивному периоду профессиональных и личных страданий даже среди «самых сильных» опекунов.
Публикации, описывающие этот опыт, первоначально появились в литературе как личные анекдоты, описывающие сильное чувство вины, некомпетентности или неадекватности после врачебной ошибки. второй феномен жертвы, первоначально Ву. (7) Как только этот феномен был выявлен, стало ясно, что в большинстве медицинских учреждений у лиц, осуществляющих уход, нет никого, к кому они могли бы обратиться за поддержкой и/или советом перед лицом ужасного, непредвиденного, клинический результат или врачебная ошибка, часто приводящая к молчаливым страданиям.
Вскоре власти начали подчеркивать важность различных форм поддержки для оказания помощи в здоровом выздоровлении для страдающих клиницистов. (8-14) Уайт, например, подчеркивал необходимость институциональных обязательств для удовлетворения потребностей вторых жертв и предположил, что большинство учреждений не используются. внутренние ресурсы, которые могли бы поддерживать клиницистов. (15) Денхэм предложил формализовать «права» второй жертвы после непредвиденного клинического события, чтобы стимулировалась автоматическая реакция учреждения, и клиницист знал, чего ожидать. (16)
В системе здравоохранения Университета Миссури (MUHC) исследования событий, связанных с безопасностью пациентов, убедили нас в том, что наши клиницисты испытывают огромные профессиональные страдания в результате этих непредвиденных клинических событий. Чтобы количественно оценить распространенность феномена второй жертвы в MUHC, в 2007 г. мы добавили два вопроса к внутреннему опросу о культуре безопасности пациентов. (17) Почти каждый седьмой сотрудник (175/1160) сообщил, что сталкивался с инцидентом, связанным с безопасностью пациентов в медицинском учреждении. прошлый год, который вызвал личные проблемы, такие как тревога, депрессия или опасения по поводу способности выполнять свою работу. Тревожные 68% этих клиницистов сообщили, что они не получали институциональной поддержки.
В результате этих тревожных находок мы собрали исследовательскую группу, чтобы глубже понять опыт, который один опытный клиницист MUHC назвал «самым мрачным часом своей профессиональной карьеры». Цель качественного исследования состояла в том, чтобы изучить феномен второй жертвы среди различных специалистов. Исследовательская группа использовала следующее определение для выявления потенциальных вторых жертв для проекта:
«Вторые жертвы — это поставщики медицинских услуг, которые вовлечены в непредвиденное неблагоприятное событие для пациента, в медицинскую ошибку и / или травму, связанную с пациентом, и становятся жертвами. в том смысле, что поставщик травмирован этим событием. Часто эти люди чувствуют личную ответственность за исход пациента. Многие считают, что они подвели пациента, сомневаясь в своих клинических навыках и базе знаний» (18) 9.0068
Мы провели 31 качественное интервью с лицами, идентифицированными как потенциально страдающие от второго опыта жертвы в течение 4 лет. В исследовании приняли участие 10 врачей, 10 медицинских работников и 11 дипломированных медсестер. Профессиональный стаж варьировался от 6 месяцев до 36 лет (в среднем = 13,5 лет). Промежуток времени с момента непредвиденного клинического события варьировался от 3 недель до 44 месяцев (в среднем = 14 месяцев). Невероятно, но многие из участников исследования предоставили подробные отчеты о своих событиях. Некоторые смогли указать точную дату события, в то время как другие предоставили конкретные детали события, такие как цвет халатов, которые были надеты, когда произошло событие. Одним из самых поразительных результатов стало то, что каждая вторая жертва, участвовавшая в проекте, описала свое непредвиденное клиническое событие как событие, изменившее жизнь, которое произвело на них неизгладимое впечатление. Один клиницист описал свой второй опыт жертвы как «эмоциональное цунами», не похожее ни на что, с чем он когда-либо сталкивался в своей профессиональной карьере.
Многочисленные переменные повлияли на серьезность второй реакции жертвы. Пациент, который «связал» врача со своей семьей (например, пациент с таким же именем, возрастом или физическими характеристиками, как у любимого человека), отношения между пациентом и опекуном, продолжительность профессиональных отношений, случаи, которые участвовали педиатрические пациенты, и прошлый клинический опыт клинициста повлиял на серьезность реакции второй жертвы на событие безопасности.
Хотя участники исследования развили индивидуальные навыки преодоления трудностей, они описали довольно предсказуемую траекторию восстановления. В ходе повторного анализа мы выделили шесть стадий, описывающих второй процесс восстановления жертвы: (i) хаос и реакция на несчастный случай, (ii) навязчивые размышления, (iii) восстановление личной неприкосновенности, (iv) выносливость дознания, (v) получение эмоционального первого помощь и (vi) двигаться дальше. (18) Шестая стадия была уникальной в том смысле, что она приводила к одному из трех возможных результатов: прекращению учебы, выживанию или процветанию. Таблица иллюстрирует шестиэтапную траекторию восстановления, а также характеристики этапов и рекомендуемые институциональные интервенционные стратегии выживания. Чтобы подтвердить эти выводы, мы провели фокус-группы с участниками оригинального исследования. Участники рассмотрели предложенную траекторию восстановления и подтвердили, что они действительно прошли указанные этапы. Затем участники предложили свои рекомендации относительно желаемой или идеальной институциональной поддержки для каждого этапа.
Участники исследования рассказали о сложном феномене второй жертвы. Хотя опыт каждого клинициста уникален, их история вызванных реакций в некоторой степени предсказуема, что может привести к мысли, что стереотипная программа поддержки будет эффективной. Тем не менее, отдельные врачи имеют уникальные потребности в поддержке, и наш опыт научил нас тому, что ни одно вмешательство не удовлетворит все потребности в поддержке.
Кроме того, многие вторые жертвы рассказали о стигматизации, которую они испытали после того, как обратились за помощью; они часто чувствовали, что другие рассматривают их попытки обратиться за помощью как признак профессиональной/личной слабости и уязвимости. Важно разработать инфраструктуру с многочисленными вариантами поддержки для удовлетворения этих потребностей (например, программы помощи сотрудникам [EAP], духовенство, социальные работники, клинические психологи или консультанты). В дополнение к предложению меню вариантов поддержки, мы также пришли к выводу, что надежная инфраструктура поддержки вторых жертв будет включать круглосуточную доступность 7 дней в неделю с немедленным доступом к поддержке (19,20), присутствие/поддержка руководства и возможности для отдельных лиц внести свой вклад в организационное обучение на мероприятии, а также принять участие в любых выявленных усилиях по модернизации системы.
Как это работает на практике? Допустим, медсестра в вечернюю смену причиняет вред пациенту, вводя ему не то лекарство. В традиционном медицинском учреждении менеджер отделения будет уведомлен о событии, и отчет будет введен в систему отчетности об инцидентах больницы для рассмотрения отделом управления рисками. Сотрудник опрашивается и анализируются результаты расследования. Планируется анализ основных причин (если указано). Однако в системе здравоохранения, которая сосредоточена как на расследовании инцидентов с пациентами, так и на особых потребностях второй жертвы, по мере развития непредвиденного клинического события происходит наблюдение в режиме реального времени за всеми лицами, осуществляющими уход, лицами, специально обученными феномену второй жертвы. Эмоциональная группа быстрого реагирования первой помощи для клинициста мгновенно развертывается для удовлетворения потребностей второй жертвы с немедленной поддержкой и руководством. (21)
Итак, в нашем учреждении сегодня, в вышеупомянутом случае ошибки приема лекарств, начальник дома или, возможно, коллега по отделению, обученный идентификации второй жертвы, заранее выявлял сотрудника, нуждающегося в поддержке, и немедленно предлагал руководство. Члены второй группы поддержки жертв системы здравоохранения Университета штата Миссури целенаправленно работают каждую смену в клинических зонах с высоким риском (таких как отделения интенсивной терапии или операционные), а также в клинических бригадах с высоким риском (таких как группы быстрого реагирования, кодируйте синие команды и бригады паллиативной помощи). Кроме того, надзиратели домов прошли обучение по выявлению вторых жертв, а быстрые направления к равным сторонникам осуществляются путем активации круглосуточного пейджера, который доступен для клиницистов независимо от должности. Конечная цель нашей команды — гарантировать, что клиницист не пойдет домой после непредвиденного клинического события, чтобы страдать в одиночестве. Клиницисты, получившие серьезную травму и нуждающиеся в услугах профессионального консультанта, также могут воспользоваться ускоренным процессом направления к клиническим психологам, консультантам, священнослужителям, социальным работникам или EAP.
Важно признать, что клиническая поддержка — это функция, полностью отдельная от функции расследования события. Один человек обеспечивает коллегиальную поддержку, в то время как другой человек (либо эксперт по безопасности пациентов, либо менеджер по управлению рисками) выступает в качестве руководителя расследования и анализа клинического события. Мы обнаружили, что первоначальная поддержка второй жертвы, за которой следует традиционное расследование событий, обеспечивает более эффективное расследование дела назначенным следователем. Если указано RCA, наше учреждение решило пригласить вторую жертву для участия в рассмотрении дела, чтобы помочь решить выявленные системные проблемы и разработать планы действий для предотвращения будущих инцидентов. По нашему опыту, участие в этих дискуссиях без вины способствует исцелению и выздоровлению клинициста после опыта второй жертвы. Участие как во встрече RCA, так и в поддержке второй жертвы является добровольным процессом.
Осведомленность о феномене второй жертвы и упреждающее планирование институциональных ответных действий являются важными шагами в защите и поддержке будущих клиницистов от эмоциональной травмы, которую так часто испытывают клиницисты после непредвиденных клинических событий или медицинских ошибок. (22) Когда происходит серьезное событие, здоровье Система медицинской помощи с сильной культурой безопасности немедленно реагирует не только на поддержку пациентов и членов их семей, но и оказывает поддержку своим врачам. Для этого требуется участие руководства, готовность и мощная инфраструктура для поддержки врачей. (23)
Susan D. Scott, RN, MSN Координатор по безопасности пациентов, Университет Миссури по здравоохранению Докторант, Школа медсестер Sinclair Университета Миссури, Колумбия
Ссылки , Дональдсон М.С., ред. Человеку свойственно ошибаться: создание более безопасной системы здравоохранения. Вашингтон, округ Колумбия: Комитет по качеству здравоохранения в Америке, Институт медицины. Издательство национальных академий; 2000. ISBN: 9780309068376.
2. Кумар С. Fatal Care: выжить в системе здравоохранения США. Миннеаполис, Миннесота: IGI Press; 2008. ISBN: 9780977712113.
3. Хилфикер Д. Признавая свои ошибки. N Engl J Med. 1984; 310:118-122. [перейти в PubMed]
4. Левинсон В., Данн П.М. Часть ума. Борьба с ошибкой. ДЖАМА. 1989:261;2252. [перейти в PubMed]
5. Хилфикер Д. Исцеление ран: врач смотрит на свою работу. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Пантеона; 1985. ISBN: 978-0394559063.
6. Ошибка, которую я никогда не забуду. Уход. 1990;20:50-51. [перейти в PubMed]
7. Ву А.В. Врачебная ошибка: вторая жертва. Врачу, совершившему ошибку, тоже нужна помощь. БМЖ. 2000;320:726-727. [перейти в пабмед]
8. Ву А.В., Фолкман С., Макфи С.Дж., Ло Б. Учатся ли чиновники на своих ошибках? ДЖАМА. 1991;265:16;2089-2094. [перейти в PubMed]
9. Christensen JF, Levinson W, Dunn PM. Сердце тьмы: влияние предполагаемых ошибок на врачей. J Gen Intern Med. 1992;7:424-431. [перейти в PubMed]
10. Ву А.В., Фолкман С., МакФи С.Дж., Ло Б. Как сотрудники дома справляются со своими ошибками. Уэст Дж. Мед. 1993; 159:565-569. [перейти в PubMed]
11. Ньюман М. Эмоциональное влияние ошибок на семейных врачей. Арх Фам Мед. 1996;5:71-75. [перейти в PubMed]
12. Вольф З.Р., Серембус Дж.Ф., Сметцер Дж., Коэн Х., Коэн М. Реакция и озабоченность медицинских работников в связи с ошибками в лечении. Clin Медсестра Спец. 2000;14:278-287. [перейти в PubMed]
13. Энгель К.Г., Розенталь М., Сатклифф К.М. Реакция жителей на врачебную ошибку: преодоление трудностей, обучение и изменение. акад. мед. 2006;81:86-93. [перейти в PubMed]
14. West CP, Huschka MM, Novotny PJ, et al. Ассоциация предполагаемых медицинских ошибок с резидентным дистрессом и сочувствием: проспективное продольное исследование. ДЖАМА. 2006;296:1071-1078. [перейти в PubMed]
15. Уайт А.А., Уотерман А., Маккоттер П., Бойл Д., Галлахер Т.Х. Поддержка медицинских работников после врачебной ошибки: соображения для руководителей здравоохранения. Управление результатами J Clin. 2008;15:240-247.
16. Денхэм, ЧР. ДОВЕРИЕ: 5 прав второй жертвы. J Пациент Саф. 2007;3:107-119. [Доступно по телефону]
17. Опросы по культуре безопасности пациентов. Rockville, MD: Агентство медицинских исследований и качества; 2011. [Доступно по адресу]
18. Скотт С.Д., Хиршингер Л.Е., Кокс К.Р., Маккойг М., Брандт Дж., Холл Л. Естественная история выздоровления для поставщика медицинских услуг «второй жертвы» после неблагоприятных событий пациента. Квалифицированное здравоохранение Saf. 2009 г.;18:325-330. [перейти в PubMed]
19. Scott SD, Hirschinger LE, Cox KR, et al. Забота о своих: развертывание второй системы быстрого реагирования пострадавших. Jt Comm J Qual Patient Safe. 2010;36:233-240. [перейти в PubMed]
20. Скотт С.Д., Хиршингер Л.Е., Кокс К.Р. Разделение нагрузки. Спасение целителя после травмы. РН. 2008;71:38-40, 42-43. [перейти в PubMed]
21. Скотт С.Д., Хиршингер Л.Е., Маккойг М.М., Кокс К.Р., Хан-Кавер К., Холл Л.В. Вторая жертва. В: ДеВита М.А., Хиллман К., Белломо Р., ред. Учебник систем быстрого реагирования.