Сказка о рыбаке и рыбке
Время чтения: 6 мин.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила,
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Сказка о медведихе — Александр Пушкин, читать онлайн
Время чтения: 2 мин.
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
Ах вы детушки, медвежатушки,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику …. выем.
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-от он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.
«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».
Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя чернобурого,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Чернобурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, богатый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка бедненькой, зайка серенькой.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.
Сказки Пушкина для детей — читать онлайн
Коллекция всех сказок Пушкина для детей: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.
Сказки Пушкина читать
О сказках Пушкина
Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.
Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.
Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.
Сказки Пушкина список
Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:
- Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
- Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.
Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.
Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин
А.С. Пушкин
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила,
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Сказки Пушкина читать онлайн — сказки Александра Сергеевича Пушкина
Сказки Пушкина. Нет в этом бескрайнем мире уголка, в котором бы хоть раз не слышали о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине, человеке которого признали гением еще при жизни, и о тонком мастере чей талант не только завораживает, но и помогает понять такую таинственную русскую душу. Писатель-прозаик и писатель-поэт – это весьма редкое сочетание для творческого человека, но именно это одна из отличительных черт характера всеми любимого Пушкина.
Название сказки | Источник | Рейтинг |
---|---|---|
У Лукоморья дуб зеленый | Пушкин А.С. | 1124955 |
Сказка о царе Салтане | Пушкин А.С. | 884216 |
Сказка о рыбаке и рыбке | Пушкин А.С. | 830353 |
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Пушкин А.С. | 479434 |
Сказка о золотом петушке | Пушкин А.С. | 339323 |
Несмотря на огромное наследие, которое оставил нам этот гений, особое место в его творчестве занимают сказки. И если большинство писателей пишут сказки для детей, то этот неординарный человек сумел написать сказки для взрослых, которые полюбили и оценили дети. Каждая из немногочисленных, а их всего то у поэта-прозаика не больше десяти, это не только яркая и поучительная история, но и образец литературного русского языка, основателем которого был автор. Но самое главное, то, что каждая из его сказок – это возвращение к фольклору и забытым временам, будь, то былины или, же простая реальная жизнь простого народа о которой принято не только не говорить, но и делать вид, что ее не существует.
Гений А.С. Пушкин
Свои самые первые сказки юный гений услышал в раннем детстве от своей любимой няни, которая была светочем в жизни поэта. Ведь именно благодаря ее историям сердце гения было отдано русской земле и людям, которые на ней живут, и это стало одной из отличительных черт писателя. Открыв, любую из сказок поэта вы попадете в мир, где, несмотря на все трудности и перипетии добро, честность и отвага побеждают и вознаграждены, и все это подано под исключительным слогом, поэтикой и не с чем несравнимой подачей историй и приключений.
Разве можно хоть раз, прочитав или же прослушав истории о рыбаке и рыбке, золотом петушке, царе Салтане или же о царевне и семи богатыря, не только позабыть их, но и не прикипеть, душой к этим характерны персонажам. Каждая сказка Пушкина – это целая Вселенная, которая не только учит, увлекает и развлекает, но это еще и мир, который дает понятие о великом и могучем русском языке. И познакомить своего ребенка с этим миром – это приучить его не только к хорошей литературе с малых лет, но и дать ему основу и крепкий фундамент, на котором он построит здание своей жизни.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина читать онлайн
Хотя Александр Сергеевич Пушкин, чего греха таить, был не особо нежен со своими детьми, он за свою жизнь написал несколько детских сказок в стихах. Все они сейчас изучаются в школьной программе и каждый уважающий себя человек должен их прочитать и знать, о чем идет речь в этих сказках.
Список сказок А.С.Пушкина
Вы можете прочитать все эти сказки Пушкина на нашем сайте, перейдя по ссылкам:
Сказки Арины Родионовны
У Александра Сергеевича Пушкина в детстве и юности была няня — Арина Родионовна. Она-то и рассказала ему множество народных сказок и приданий, которые легли в основу сказок Пушкина в зрелом возрасте. Няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича», опекала его. Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил больше, чем родительскую. Он даже называл ее не только «няня», но и «матушка».
До своего поступления в лицей Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Особенно теплыми стали отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву:
До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю.
Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях. Все это поэто бережно собрал воедино и воплотил в свои известные на весь мир сказки.
Александр Сергеевич Пушкин, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом своей няне. Возможно, поэтому великий поэт говорил:
Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка.
О сказках Пушкина
Но не только няня была вдохновительницей поэта. Большим собирателем русского фольклора в то время считался В.И. Даль, который и стал источником, откуда черпал Пушкин сюжеты и мотивы для своих сказок. Сюжет «Сказки о попе и о работнике его Балде» взят из народной сказки «Батрак Шабарша», сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» был дан Пушкину в дар непосредственно Далем и очень напоминает сюжет английской народной сказки и сказки братьев Гримм. Сюжет «Сказки о царе Салтане» являлся якобы переработкой народной сказки, записанной Пушкиным в двух версиях, однако сюжет ее имеет известные параллели с «Рассказом о Констанце» из сборника «Кентерберийских рассказов» Чосера. Аналогичным образом дело обстояло и с известным произведением Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», сюжет которой якобы был почерпнут из русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Однако связь сказки Пушкина с сюжетом народной сказки довольно отдаленная и больше соответствий находит в сюжете сказки братьев Гримм «Белоснежка». Схема сюжета передана полностью, и перенесена, и интегрирована Пушкиным с использованием чисто славянских мотивов.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» написана поэтом в Болдино 13 сентября 1830 года и при жизни поэта не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года Пушкин впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе. Позднее Гоголь писал: «сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила“, но совершенно русские» и конкретно об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». «Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В.А. Жуковскому. Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Оригинал, выпущенный под редакцией П.Е. Ефремова увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений. В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») была создана и впервые издана в 1832 году. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Так же известно, что «Сказка о царе Салтане» — это вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах, однако не следовал в точности ни одному из них, свободно экспериментировал с сюжетом, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. «Сказка о царе Салтане» написана четырехстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена это был распространенный способ «подражания» народной поэзии.
«Сказка о рыбаке и рыбке» написана 14 октября 1833 года, а напечатана в журнале «Библиотека для чтения», в мае 1835 года. В рукописи есть интересная помета: «18 песнь сербская». Это означает, что Александр Сергеевич Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян». О родственных мотивах с произведениями этого цикла говорит его стихотворный размер. Сюжет основан на русской народной сказке «Жадная старуха» и перекликается с померанской сказкой «О рыбаке и его жене» из сборника сказок Братьев Гримм. Из-за того, что в конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой, в первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в селе Болдино. В основе её русская сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Вновь сюжет сказки сильно перекликается с «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.
«Сказка о золотом петушке» последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству.
Данные произведения были новаторскими, т.к. впервые вводили в литературу подлинную народную поэзию, то есть не только занимательные, романтические приключения героев или лирические переживания «красной девицы» и «доброго молодца», к чему были читающее дворянство того времени совершенно не имело привычки. В пушкинских сказках рассматривается тема социальной несправедливости (о жадном и глупом попе и батраке, наказавшем его с помощью нечистой силы ), затрагиваются моральные идеалы народа («Сказка о рыбаке и рыбке») и т. п. Пушкин, играя с формами воплощения поэзии в текстовом пространстве, записывает свои произведения в стихах, тогда как в народе сказки как правило «ходили» в прозаическом варианте.
Сказки Пушкина можно условно разделить на два типа. В сказках первого типа («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух и образы народного творчества, но и народные формы стиха (поговорки, песни, просторечия), что является очень смелым и новым шагом для литературы того времени. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Пушкин экспериментирует: сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» — стихом, близким по своему строению к некоторым формам народного стиха, созданным самим Пушкиным. В этих сказках не найти ни одного слова, ни одного оборота, чуждого подлинно народной поэзии. Сказки второго типа («О царе Салтане…», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным, равномерным стихом, а именно четырехстопным хореем. Тем не менее, по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
Сказки Арины Родионовны ли, или западные ли сказки легли в основу сказок Александра Сергеевича Пушкина, все равно ничто не умаляет способности великого поэта донести их до нас красивым стихотворным языком.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Список произведений
Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Список произведений
Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.
Пушкин Александр Сергеевич
/1799, Москва — 1837, Петербург/
Читаем сказки Пушкина. Полный список произведений
Руслан и Людмила
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Песнь о Вещем Олеге
У лукоморья дуб зелёный
Сказка о царе Салтане
Сказка о медведихе
Царь Никита и сорок его дочерей
Перейти в раздел «Народные сказки»
Пушкин. Жизнь
Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года.
Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.
Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира.
Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом.
Произведения Пушкина – великое наследство русского народа
С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.
Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко.
Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку.
Пушкин для детей
Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор.
И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.
Сказки Пушкина
Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека.
Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста. Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним:
«Жених».
«Сказка о медведихе».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».
«Сказка о золотом петушке».
«Царь Никита и сорок его дочерей».
«Амур и Гимней».
Вдохновение и сказки
Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе.
Александр Сергеевич Пушкин очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.
———————————————-
Сказки Пушкина.
Читаем бесплатно онлайн
Читать сказки других известных авторов
Проект MUSE — Источники сказок Пушкина
I
Вопрос об источниках литературного произведения всегда чрезвычайно важен. Его значение не ограничивается филологией, но неизменно, если вопрос поставлен правильно, он приобретает социальное измерение. Анализ источников не только позволяет разглядеть историю литературного произведения и определить, как устроены его составные элементы, но также помогает объяснить творческое происхождение и отправные точки автора.Чем значительнее работа, тем важнее и существеннее проблема определения ее источников. А в некоторых случаях проблема приобретает первостепенное значение, поскольку сам факт обращения автора к конкретному источнику раскрывает способы, которыми он намеревался обратиться и действительно решил стоящие перед ним творческие задачи. С этой точки зрения вопрос об источниках автора на самом деле является вопросом его социального положения.
Проблема первоисточника как раз имеет первостепенное значение для анализа сказок Пушкина.Этот цикл сказок, написанных с 1831 по 1834 год, начиная с «Повести о царе Салтане» и кончая «Сказкой о золотом петушке», занимает особое место в творчестве Пушкина, так как знаменует важный поворотный момент в творчестве Пушкина. его карьера. Мы знаем из биографии Пушкина, что он проявлял живой интерес к народной поэзии, особенно к сказкам, в период ссылки в Михайловское с 1824 по 1826 год. Сохранилось письмо этого периода к брату Льву, в котором он пишет: «Знаете, как я провожу дни? Большую часть дня я пишу заметки, потом поздно обедаю; после этого езжу верхом, а вечером слушаю сказки — и этим компенсирую недостатки проклятого воспитания.Какое наслаждение эти сказки! Каждая из них — эпическая поэма ». Непосредственным источником сказок обычно считается Арина Родионовна, но, кроме того, Пушкин разыскивал и слушал певцов и сказочников на рынках и ярмарках, и среди его бумаг сохранились многочисленные краткие изложения услышанных им сказок. Однако непосредственные отголоски этого материала в его творчестве в то время были не особенно яркими. В качестве примеров такого прямого отражения экскурсии Пушкина [End Page 5] в устную традицию можно упомянуть только пролог к Руслану и Людмиле, первый вариант которого был написан в 1824 году, и, возможно, баллада «Жених.Последнее утверждение носит предварительный характер, поскольку его источник не установлен полностью: его сюжетная линия отсутствует среди тех, что записал Пушкин. Помимо этого, можно также отметить несколько случайных фрагментов фольклора в различных других произведениях этого периода.
Новый период фольклорного творчества начинается в 1831 году. На этот раз мы имеем дело не со случайным эпизодом или отдельными резонансами, а со всей ветвью, отдельным сегментом его творчества. В 1831 году Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о попе и работнике его Балде»; в 1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне»; в 1834 г. «Сказка о золотом петушке»; Неоконченная сказка о медведице тоже относится к 1830-м годам.
На этот раз идеологические мотивы и конкретные источники Пушкина были другими. Начало 1830-х годов в целом ознаменовалось глубоким интересом к фольклору. Начало работы Пушкина над сказками совпало с его знаменитым соревнованием с Василием Жуковским в 1831 году, но это не было единичным и единичным событием: в том же году « вечеров на хуторе у Диканьки ». появилась коллекция, пропитанная народными легендами; на следующий год последовали сказки Владимира Даля, а в 1834 году — «Конек-Горбунок» Петра Ершова.«В начале 1830-х гг. Многие люди занимались сбором и каталогизацией русских народных песен. Сам Пушкин предложил издать сборник русских песен, и Сергей Соболевский усилил его …
Сказание о царе Салтане, о его сыне, о славном и могучем рыцаре князе Гвидоне Салтоновиче и о прекрасной царевне-лебедеАлександра Пушкина Иллюстрации: I.Билибин Три прекрасные девушки, поздней ночью, При этих словах дверь их камеры Тогда царь выступил вперед, и все двинулись в путь. Это были тревожные дни войны. При этих словах королевский сир Обратно посыльный ехал быстро, Звезды мерцают в синем небе, Сын и мать, снова свободны, Как только он подошел к берегу, Затем птица-лебедь улетела из поля зрения. Бризы над океаном играют, Весело поет ветерок, Задумчиво Гвидон еще раз Бриз над океаном play Низко склонившись перед ним, они покинули Гвидон и отплыли. Весело поет ветерок, По синему морю он ходит, Он бодро повиновался ей, Низко склонившись перед ним, они Весело поет ветерок, У моря теперь ходит князь, Бризы над океаном играют, Весело поет ветерок, Нетерпеливый царь Салтан Теперь показался дворец, |
Сказка о золотом петушке Пушкина
Сказка о золотом петушке
Александра Сергеевича Пушкина, 1834
Где-то в царстве трижды девять, в государстве трижды десять жил великий царь Дадон.В юности он был смелым и безжалостным и вел ужасные войны против правителей соседних королевств, но в старости он хотел отдохнуть от войны и построить мирную жизнь. Тогда соседние правители начали нападать на старого короля так же злобно, как и раньше. Чтобы охранять границы своего королевства, ему приходилось содержать огромную армию. Его офицеры очень старались, но у них ничего не получалось — если бы они ждали врага с юга, армии бы появились с востока.Если бы они были организованы против нападения на сушу, дикие злоумышленники появились бы с моря. Царь Дадон не мог уснуть; он плакал от ярости. Жизнь становилась невыносимой. Поэтому он обратился за помощью к чародею и астрологу; он послал гонца, умоляя его явиться в суд.
Колдун подошел к трону Дадона и вытащил из сумки золотого петушка. «Возьми эту птицу, — сказал он царю, — и поставь на вершину самой высокой вершины. Мой петушок будет преданно охранять тебя — пока все будет мирно, он будет молча сидеть на шпиле».Но если существует угроза войны с какой-либо стороны, или силы, сосредоточенные для атаки, или неожиданная опасность, петушок в мгновение ока поднимает свой гребень, расправляет крылья и громко кукарекает, а также поворачивает свой шпиль лицом к направлению. откуда исходит опасность ».
Царь пришел в восторг от колдуна и дал ему обещание. «В обмен на эту услугу, — сказал он, — я исполню ваше первое желание, каким бы оно ни было, как если бы оно было моим собственным».
Петушок наблюдал за королевством со своего высокого шпиля.Всякий раз, когда виднелась опасность, верный часовой просыпался, как ото сна, расправлял крылья и, обращаясь к опасности, кричал: «Петушок! Царь с миром, царь!» А соседние правители замолчали и не осмелились вступить в войну, потому что царь Дадон теперь мог отбиваться от них со всех сторон.
Год, а затем другой, прошли с миром. Петушок сидел молча. И вот однажды царя Дадона разбудил ужасный шум: «Царь, ваше величество!» крикнул командир: «Сэр, проснитесь, пожалуйста!»
«В чем дело?» — зевая, спросил Дадон.»Кто там — в чем дело?» Командир сказал ему: «Петушок кукарекает; весь город наполнен страхом и хаосом». Царь подошел к окну — он увидел, что петушок повернул шпиль лицом на восток. Не было времени терять. «Быстро! Мужчины — на коня! Быстрее — быстрее!» Царь послал армию на восток во главе со своим старшим сыном. Петушок утих, крик утих, и царь снова успокоился.
Прошло восемь дней, а с войны не было вестей.Никто не знал, произошла ли битва, и Дадон не получил гонца. Потом петушок снова закричал. Царь призвал другую армию, и на этот раз послал младшего сына на помощь старшему. Петушок молчал.
И снова никаких новостей. И снова прошло восемь дней. Жители города провели дни в ужасе … потом петушок снова завизжал. Царь призвал третью армию и сам повел их на восток, не зная, что они найдут.
День и ночь они шли; это становилось невыносимым. Они не нашли ни следов убийства, ни лагеря, ни места захоронения. Прошла уже неделя, и царь вел своих людей в горы. Вдруг среди самых высоких пиков они увидели шелковую палатку. В узком горном перевале лежали тела побежденной армии; мужчины стояли вокруг палатки в безмолвном изумлении. Царь Дадон бросился вперед — какое страшное зрелище! Перед ним два его сына лежали мертвые, без доспехов, их мечи пронзали друг друга.Их лошади бродили по раздавленной и залитой кровью траве. Царь заплакал: «Сыновья мои, сыновья мои! Оба моих гордых сокола попали в одну сеть! Я умру от горя!» Народ стал оплакивать своего царя. С тяжелым стоном эхом отозвались глубины холмов, и сердце гор задрожало у основания
Внезапно шелковая палатка распахнулась, и девушка, принцесса Шамахана, сияющая красотой, как рассвет, вышла навстречу царю. Как птицы в ночи перед солнцем, царь замолчал.Увидев ее, он забыл о смерти своих сыновей. Она улыбнулась Дадону — и, слегка поклонившись, взяла его за руку и повела в свою палатку. Там она усадила его во главе стола и накормила роскошной едой, а он лежал на парчовой ложе. Прошла неделя, а Дадон оставался с ней в полном восторге, завороженный.
Наконец, Дадон отправился в путь домой со своими войсками и молодой принцессой. До них неслись слухи, распространяя как факты, так и вымысел. Горожане встретили их у городских ворот шумным приемом.Все бежали за Дадоном и его принцессой в королевской карете, и Дадон всех поприветствовал. Затем в городе он увидел своего старого друга колдуна, чья голова в тюрбане поднималась в толпе, как голова седого лебедя. «Привет, старик», — позвал царь. «Подойди сюда и скажи мне, что тебе нужно». «Царь, — ответил мудрец, — ты помнишь? Ты обещал мне, что в обмен на мою милость к тебе, ты дашь первое, о чем я прошу. Так что, пожалуйста, позволь мне получить девушку, шамаханскую принцессу.«
«Что!» — в ужасе воскликнул Дадон. «Либо дьявол вселился в вас, либо вы потеряли рассудок. О чем вы можете думать? Конечно, я дал вам свое обещание, но все должно иметь свои пределы. И помните, кто я — скорее попросите у меня сундук золота, или дворянский титул, или лошадь из королевских конюшен — попросите половину моего королевства! »
«Я не хочу ничего из этого. Позвольте мне взять шамаханскую принцессу», — ответил мудрец. Царь яростно плюнул: «Какой злой человек! Нет, ничего не получишь! Ты навлек на себя беду, старик — утащи его!»
Старик хотел возразить в свою защиту, но с некоторыми людьми лучше не спорить.Царь Дадон ударил его посохом по лбу; старик упал на землю и умер. Вся толпа содрогнулась от ужаса, но принцесса разразилась громким смехом. Царь, хотя и сильно испугался, улыбнулся ей. Затем, когда Дадон продвигался в город, послышался внезапный легкий звук, и собравшиеся горожане наблюдали, как петушок спрыгнул с шпиля, полетел к экипажу и приземлился на голову царя. Он расправил крылья, клюнул царя в голову и взмыл в небо… и Дадон выпал из кареты, один раз вздохнул — и умер. И принцесса исчезла, как будто ее никогда и не существовало …
Это неправда, но в ней есть намек; урок для всех молодых и безжалостных.
(Сказки Пушкина 1834 г.)
Полная проза Александра Пушкина Александра Пушкина, пер. с русского — Ричард Пивер и Лариса Волохонская. Кнопф, 30 долларов США (496 пенсов) ISBN 978-0-307-95962-1
Александр Пушкин, пер.с русского — Ричард Пивер и Лариса Волохонская. Кнопф, 30 долларов США (496 пенсов) ISBN 978-0-307-95962-1
Пушкин (1799–1837), возможно, величайший поэт России, находит достойных переводчиков в Певеаре и Волохонском, которые составили необходимое издание всей прозы мастера. Здесь проявляются большие амбиции, острое любопытство и обширный кругозор Пушкина, начиная с незаконченного «Мавра Петра Великого» — исторической беллетристики о дедушке писателя, африканском придворном царевиче.История России также фигурирует в рассказе «Капитанская дочка», действие которого происходит во время кровавого крестьянского восстания 18 века, когда молодой офицер в осажденной сельской крепости заводит странные дружеские отношения с казачьим главнокомандующим восстанием. В «Дубровском» молодой аристократ попирает закон после того, как ему несправедливо отказано в наследстве. Всегда помня о своей позиции по отношению к европейской литературе, Пушкин одновременно черпает романтизм и высмеивает его; в рассказе «Пиковая дама» рациональный молодой инженер Германн начинает верить в мистический секрет азартных игр и в своем стремлении узнать секреты разрушает несколько жизней, включая его собственную.Пушкин с большой легкостью переходит от скучающей, вспыльчивой петербургской аристократии к пасторальным грешкам деревенских помещиков и лишениям крестьянской жизни («Сказки покойного Ивана Петровича Белкина») и даже дальше, к экзотическим пейзажам Кавказ («Путешествие в Арзрум»). Рассказчик Пушкин остроумен и сострадателен, панорамен и точен. Хотя он наиболее известен в Штатах своими стихами, в этом тщательно аннотированном, синтаксически верном издании читатели откроют для себя еще одну грань потрясающего таланта. (ноябрь)
|
Сказка о золотом петушке
Александр Пушкин Когда-то давным-давно,
год в царстве, о котором вы не знали,
жил царь Дадон Славный
, который начал свое правление печально известным
способом, вторгаясь в своих соседей,
разрушая их дома и их труды.
Но позже, приближаясь к старости,
его жизнь вступила в новую фазу,
и царь хотел мира.
Но теперь его враги нанесли
шквал собственных атак.
Царь с трудом мог расслабиться
, прежде чем ему нужно было защищать свои границы
от армий и мародеров.
Прекрасная военная машина, он сохранил
, и его генералы послужили бы
ему хорошо, но теперь ему понадобится
проницательная стратегия, чтобы добиться успеха.
Видите ли, если его армия охраняла юг,
противник выбрал восточный путь.
Защитите этот фланг, и следующий гость
выйдет из моря. Никогда не отдыхай!
Наедине царь плакал, ущемляя его достоинство и его сон.
В таком страхе это вряд ли жизнь,
поэтому обратился за советом к другому.
Он вызвал старого прорицателя,
евнуха, астролога,
и послал курьера за этим человеком.
Вскоре прибыл евнух и с большим энтузиазмом
вынул из мешка золотого петуха.
Царю вот что он сказал:
«На высоком шпиле поместите эту птицу
, чтобы его можно было увидеть и услышать.
Вот мой петушок, золотой от головы до хвоста,
обязательно поможет защитить город.
Если на расстоянии около
миль будет тихо, петух будет сидеть тихо, без звука.
Но если нежеланные незнакомцы действительно появятся,
Если ужасы войны приблизятся,
тогда птица оценит силы врага,
и наметит свой предполагаемый курс.
Смело вскрикнет петух
, взмахнет
крыльями, укрепит свой красный гребешок,
взгляд устремлен на опасность, вдали от дома ».
Царь в приподнятом настроении попрощался с мудрецом,
пообещав исполнить
любое желание человека.
Мудрец был тих, назовем его смекалистым,
, поскольку он ждал, пока разворачиваются события,
, мечтая о невыразимых состояниях.
И так петушок со своего высокого насеста,
врага старательно искал.
В ту минуту, когда он почувствовал опасность,
, как заслуживающий доверия фермерский петух,
на рассвете, он ожил. Поворачивая
в том направлении, подтверждая
свои подозрения, он кричал: «Кири-ку-ку!
Осторожно, они идут за тобой!»
Вскоре враги день и ночь
утратили желание сражаться.
Их силы, независимо от количества,
Дадон были разорваны на части.
Два года прошли в мире,
и петушок остановился.
Потом царя разбудили
громкие голоса и шаркающие ноги.
«Сэр! Отец нашей нации!»
начал генеральское восклицание.
«Сэр, проснитесь! Беда!»
«Что это, люди?»
— сказал царь, прерывая зевок.
«Что случилось? Что случилось?»
«Сэр, в центре внимания птицы — угроза.
Он сообщает нам
, что дуют злые ветры.
Люди на грани, наша судьба не ясна ».
Царь посмотрел на взволнованную птицу,
, и увидел, что она направлена на восток.
«Спешите, не теряйте времени!
К вашим лошадям! Спешите!»
Царь послал войско на восток,
он решил возглавить своего старшего сына.
Петушок вскоре тихо встал,
и Дадон терпеливо ждал
в торжественном городе. Скоро наступил восьмой день,
год по-прежнему не было новостей о судьбе армии.
Если бы произошла жестокая битва,
услышал бы он?
Потом петушок снова вскрикнул,
и царь собрал еще людей.
Он послал своего другого сына — у него было всего два —
, чтобы исследовать и, возможно, спасти
его первое храброе подразделение. Петушок
снова притих, а время проползло
по городу следующие восемь дней,
человек волновались, их мысли заблудились.
Потом петух снова вскрикнул.
Царь приказал третью группу людей
и сам повел их на восток,
не зная, сможет ли он хоть немного помочь.
Путешествуя днем и ночью,
его армия быстро устала. Ни битвы,
, ни лагерей, ни полей сражений, ни
, ни курганов на холмах
не встретили Дадон и его войска.
«Что происходит?» он бы задавался вопросом.
Шел восьмой день впереди,
год, и армию повели в холмы.
Между двумя величественными холмами,
зеленый луг казался слишком тихим.
Далее была видна шелковая палатка.
А в узком овраге …
лежали первые две царские армии, погибли.
К палатке Дадон бросился
и стал свидетелем страшного зрелища:
у дверей, двое его дорогих сыновей,
без шлемов и доспехов,
лежал неподвижно, ни единого шевеля.
Каждый вонзил смертоносное лезвие
в другое. Между тем их лошади на поляне,
, бродили по вытоптанной траве,
— по окровавленной траве, мимо которой они проезжали.
Царь вопил: «О ужас!
Мои сыновья! Оба моих воина
попали в ловушку. О, несчастье!
Смерть скоро придет ко мне!»
Все горевали за царем.
Холмы и долины, близкие и дальние,
казалось, с задержанными
горестью тоже стонал. Вдруг палатка
открылась … и перед глазами предстала потрясающая красота.
Ее звали Царица Шамаха.
Ее сияние, как рассвет нового дня,
тихо окутало Дадона.
Как пение ночной птицы заглушается восходом солнца,
царь молчал, глядя ей в глаза.
Именно здесь он сразу забыл
о трагической гибели двух своих сыновей.
Она ввела царя внутрь шатра
из шелка.Сладкий аромат ее кожи,
ее чарующая улыбка, очарование ее фигуры,
были ниспосланы небесами, царь был уверен.
Она усадила его за стол,
лучшая еда, которую она подавала.
Он отдыхал на парчовой кровати,
был захвачен ее красотой,
арестован ее чарами. В течение недели ровно
он полностью принадлежал ей, видимо,
находился под чарами девушки.
И он тоже пировал, как король!
Однако в конце концов ему нужно было вернуться в
год в свое королевство.Итак, с целой армией,
они вернулись в свое более знакомое убежище,
вместе с прекрасной молодой девушкой.
Истина и ложь были распространены
, когда город перед ними ожил.
В своих экипажах Дадон и царица
следовали за толпой. Какая сцена!
Дадон всех поприветствовал,
даже бросил в толпу несколько монет. Затем он заметил
человека в странной шляпе.
Это был евнух. «Добро пожаловать, царь Дадон!»
Его Величеству взревел мудрец.
«Ах, привет, дорогой мой, — ответил царь
, — что скажешь?
Могу я немного подбросить тебя?»
«Да, сэр», — ответил мудрец.
«В самом деле, пора решить все, что в наших силах.
Помните, вы сказали, что приобретете
и дадите мне все, что я пожелаю.
Что ж, я кое-что видел.
Я хочу ее, Королеву Шамахи! »
Царь был потрясен.
«Вы, конечно, шутите», — издевался он.
«Дьявол до тебя дошел?
Как такие мысли
могли зародиться в твоей голове ?! Даю слово,
конечно, но такой чуши я никогда не слышал.
Ваш запрос должен соответствовать разумному.
А почему девица?
Это какой-то тест?
От вас я приму практически любую просьбу.
Возьми деньги или дворянский титул.
Возьмите лошадь из королевской конюшни.
Возьми половину моей империи.
«Мой дорогой царь, все, что я желаю
, — это девушка, которую я видел,
царица Шамаха».
Царь с отвращением сплюнул.
«Такое зло, это вряд ли уместно. Хватит!
Ничего не получишь,
грешник, кроме разве что страдания.
Пошли! Убери старую козу.
Тебе повезло, что ты еще жив ».
Старик начал спорить,
но таких поступков не совершишь
с царем, который ударил его посохом
по губам; евнух упал плашмя
Он умер на месте, перед тем как весь город содрогнулся. Но красавица
, казалось, хихикала над всем этим;
судьба мудреца ей было наплевать.
Царь, хотя и потрясенный,
любовно посмотрел на девушку.
Они направились в сторону города,
когда сверху послышался слабый звук.
Вся столица смотрела на
, когда петушок направлялся к Дадону.
Как выстрелом он полетел,
приземлился на царскую корону.
Дико трепыхался, клюнул в голову,
и улетел … Можно сказать
, что с кареты царь упал.
Никто не мог сказать, что именно убило его.
Таинственным образом королева исчезла.
Как будто ее никогда не было.
предыдущая | следующий
Воплощая сущность Пушкина, почитаемый поэт, убитый на дуэли по адресу 37
Печальный факт, что во многих англоязычных художественных произведениях XIX века людей смешанной расы регулярно представляют как злодеев-двойников или дьявольских сирен. .Поэтому приятно вспомнить, что два гиганта мировой литературы, Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров», и Александр Пушкин, самый почитаемый поэт России, по праву гордились своим черным наследием: отец Дюма, сын гаитянина. раб, ставший одним из наполеоновских генералов, а прадед Пушкина, слегка выдуманный, — романтический герой «Мавра Петра Великого».
«Романы, сказки, путешествия: полная проза Александра Пушкина» Александра Пушкина, перевод Ричарда Пивера и Ларисы Волохонской (Кнопф)Этот рассказ — так и не законченный — открывает «Романы, сказки, путешествия: полная проза» Александр Пушкин », недавно переведенный Ричардом Пивером и Ларисой Волохонской, на вид неутомимой парой, которая уже принесла нам современные английские версии Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова.Надо ли добавлять, что в результате получилась замечательная книга?
Можно, однако, немного поспорить с его названием, поскольку Пушкин опубликовал всего один очень короткий исторический роман «Капитанская дочка». Действие происходит в 18 веке, и в нем смешаны комедия, мелодрама и ужасы в русской манере. По пути к провинциальному форпосту молодой армейский офицер отдает свое дополнительное пальто дрожащему незнакомцу без гроша в кармане. Этот простой поступок доброты позже спасет ему жизнь и жизнь женщины, которую он любит, когда казаки-отступники поднимают восстание против царя.
[«Эпоха Цезаря»: свежий взгляд на ключевых игроков во время исторических волнений]
В то время как словесная музыка стихотворного романа Пушкина «Евгений Онегин» считается непереводимой, несмотря на впечатляющие попытки на английском языке Чарльз Джонстон и Джеймс Э. Фален — его рассказы обычно изложены в простом, прямом стиле, который почти напоминает Хемингуэя. Как отмечает Пивер, пять «Сказаний Белкина» «настолько непоэтичны, насколько это возможно чисто повествовательные. У них нет ни комментариев, ни психологии, ни идей, ни полетов риторики, ни авторских отступлений.Они представлены как анекдоты местного значения и рассказываются так просто и бесхитростно, что поначалу почти не замечаешь тонкости их композиции, сдвигов во времени и точек зрения, переворота ожиданий, элементов пародии, двусмысленности их решений. . »
Рассмотрим, например, «Выстрел», действие которого начинается в захолустном городке, где группа скучающих армейских офицеров долгими вечерами играет в карты. Их хозяин — тихий 35-летний гражданский со скромным достатком, посвятивший свои дни стрельбе из пистолета.Сильвио стал настолько опытным, что теперь целится в жужжащих мух, которые приземляются на стену его комнаты. Он никогда не промахивается.
Однажды пьяной ночью из-за недоразумения при игре в карты недавно прибывший офицер оскорбляет этого снайпера. К всеобщему удивлению, Сильвио не вызывает его на дуэль. Почему нет? Оказывается, шестью годами ранее, находясь в армии, он поссорился с богатым аристократическим товарищем-офицером, и ничто иное, как пистолеты на рассвете, могло уладить это оскорбление. В необычном отрывке Сильвио вспоминает, что его противник опоздал на встречу.Наконец, «Я увидел его вдалеке. Он шел пешком, его куртка висела на сабле. . . Он подошел, держа шапку, полную вишен ». Этот хладнокровно-беспечный отпрыск знати выигрывает право на первый выстрел, но промахивается. Потом «настала моя очередь. Его жизнь, наконец, была в моих руках; Я посмотрел на него с жадностью, пытаясь уловить хоть тень беспокойства. Он стоял лицом к моему пистолету, собирал спелые вишни из своей шапки и выплевывал камни, которые падали к моим ногам ».
Сильвио отказывается стрелять.Кажется бессмысленным убивать человека, который так мало ценит свою жизнь. Тем не менее, признает любительница вишен: «Ваш выстрел остается за вами; Я всегда готов быть к вашим услугам ». Вот уже шесть лет Сильвио ждал подходящего момента, чтобы сделать этот снимок. Пока его месть не завершена, он не смеет рисковать своей жизнью на других дуэлях. Но теперь, говорит он рассказчику, время пришло: его враг собирается жениться на молодой и красивой девушке. «Посмотрим, примет ли он смерть перед свадьбой с таким же равнодушием, как когда он ждал ее за вишнями.«Вам нужно будет прочитать« Выстрел », чтобы узнать, что будет дальше.
[В новом переводе, продолжение «Трех мушкетеров» как никогда свежо]
Самым известным прозаическим произведением Пушкина, несомненно, является классика фантастических фильмов ужасов «Пиковая дама». В то время как молодые петербургские бездомные играют в карты на маленькие состояния, бедный и бережливый Герман просто наблюдает. Но однажды ночью молодой инженер слышит странную историю: графиня Анна Федотовна, теперь капризная, суетливая старушка, в молодости была прославленной красавицей.Во время пребывания в Париже она регулярно играла в фару и однажды ночью проиграла огромную сумму. В отчаянии «Московская Венера» обратилась к своему поклоннику, таинственному графу Сен-Жермену, который открыл ей каббалистический секрет, гарантирующий успех в игре. Чтобы заполучить этот секрет, ключ к богатству, Германн бессердечно решает ухаживать за простой и многострадальной опекой графини.
Опять же, больше ничего не скажу. Пушкин, однако, сам тоже соблазняет, поскольку многие из его самых многообещающих рассказов существуют только в виде фрагментов.Одно, например, начинается с упоминания о том, что Клеопатра, когда скучно, проводила ночь с любым мужчиной, желающим быть казненным на следующее утро.