Творчество Гайдна – кратко — Русская историческая библиотека
Йозеф Гайдн (см. его краткую биографию на нашем сайте) написал до 125 симфоний (из них первые были рассчитаны на струнный оркестр, гобои, валторны; последние же, кроме того, на флейту, кларнеты, фаготы, трубы и литавры). Из оркестровых сочинений Гайдна известны еще «Семь слов Спасителя на кресте» и свыше 65 «дивертисментов», «кассаций» и т. п. Кроме того Гайдн написал 41 концерт для самых разнообразных инструментов, 77 струнных квартетов, 35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 33 трио для других инструментальных комбинаций, 175 пьес для баритона (любимый инструмент графа Эстергази), 53 фортепианных сонаты, фантазии и т. п., и множество других инструментальных произведений. Из вокальных сочинений Гайдна известны: 3 оратории, 14 месс, 13 офферторий, кантаты, арии, дуэты, трио и т. п. Гайдн написал еще 24 оперы, большая часть которых предназначена была для скромного домашнего театра графа Эстергази; их исполнения в других местах не желал сам Гайдн.
Портрет Йозефа Гайдна. Художник Т. Харди, 1791
Значение Гайдна в истории музыки основывается главным образом на его симфониях и квартетах, не потерявших и в наши дни живого художественного интереса. Гайдн явился завершителем того процесса отделения инструментальной музыки от вокальной, который еще задолго до него начался на почве танцевальных форм и главными представителями которого до Гайдна были С. Бах, сын его Эм. Бах, Саммартини и др. Сонатная форма симфонии и квартета, как она была выработана Гайдном, послужила основой инструментальной музыки для всего классического периода.
Йозеф Гайдн. Лучшие произведения
Велика также заслуга Гайдна и в развитии оркестрового стиля: он первый положил начало индивидуализации каждого инструмента, выделению его характерных, оригинальных свойств.
(Очерки о других великих музыкантах – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»)
- Назад
- Вперёд
Симфоническое творчество гайдна.
Создателем
жанра симфонии является Й.
Гайдн. Симфония
– высшая форма инструментальной музыки,
представляющая композитору широкий
простор для воплощения самых грандиозных
тем. Важнейшая особенность симфонической
музыки в том, что идейный замысел
произведения – глубокий и значительный
– раскрывается в широком и многообразном
развитии, подчас конфликтном,
противоречивом, напряжённо-драматическом.
Конфликтность, энергетика и концепционность
первой части симфонии уравновешивается
в целом двумя способами: либо через
принципиальный контраст «лёгкого –
сложного» (после сонатного allegro –
танцевальная часть менуэт или
жизнерадостное рондо), либо через
исчерпывающее развитие конфликта.
На протяжении более трети века он создавал симфонии (с конца 50-х до середины 90-х гг.). 28 симфоний Гайдна программные.
Гайдн
создавал свои симфонии от конца 50-х до
середины 90-х годов. Первые симфонии
Гайдна относятся к периоду становления
европейского классического симфонизма,
— и они явились важным звеном в процессе
формирования стилистических основ
зрелого симфонизма венской школы.
Поздние симфонии Гайдна были написаны,
когда уже существовали все симфонии
Моцарта и молодой Бетховен вырабатывал
принципы своего симфонического мышления
в фортепианных сонатах и камерных
ансамблях, приближаясь к созданию своей
первой симфонии. Поздние симфонии Гайдна
демонстрируют зрелый классический
симфонизм.
Эволюция
симфонического творчества Гайдна
представляет интерес не только для
изучения творческого пути великого
композитора, но и для понимания
формирования и развития классического
симфонизма XVIII века вообще. Ранние
симфонии Гайдна еще ничем по существу
не отличаются от камерной музыки (которую
он писал одновременно) и почти не выходят
из рамок обычных для той эпохи
развлекательно-бытовых жанров. Лишь в
70-е годы появляются произведения,
выражающие более глубокий мир образов
(«Траурная симфония», «Прощальная
симфония» и некоторые другие). Постепенно,
по мере творческой эволюции композитора,
его симфонии насыщаются более глубоким
драматическим содержанием. Если многие
ранние симфонии Гайдна мало отличались
от сюиты с ее несколько внешним контрастным
расположением частей, преимущественно
танцевального характера, то постепенно
в симфонических произведениях происходит
процесс преодоления сюитности.
«Лондонские» симфонии. За исключением одной ( до-минорной ) все «Лондонские» симфонии Гайдна написаны в мажорных тональностях. Хотя мажорный или минорный лад сам по себе не может быть критерием для определения содержания музыкального произведения, в данном случае мажорность подавляющего большинства произведений Гайдна является важным показателем их оптимизма, светлого и радостного жизнеощущения.
Каждая
из «Лондонских» симфоний Гайдна (за
исключением до-минорной ) начинается
кратким медленным вступлением
торжественно-величавого,
глубокомысленно-сосредоточенного,
лирически-задумчивого или
спокойно-созерцательного характера
(обычно в темпе largo или adagio).
Значительное развитие получили в симфониях Гайдна разработки, которые строятся путем мотивного вычленения. От темы главной или побочной партии отделяется короткий, но наиболее активный отрезок и подвергается довольно длительному самостоятельному развитию (непрерывные модуляции в разные тональности, проведение у различных инструментов и в различных регистрах). Это придает разработкам динамический и устремленный характер.
Медленные
части.
Вторые (медленные) части имеют
различный характер: иногда
задумчиво-лирический, сосредоточенный,
иногда песенный, в некоторых случаях и
маршеобразный. По форме они также бывают
различны. Чаще всего встречаются сложная
трехчастная и вариационная формы.
Менуэты. Третьи части «Лондонских» симфоний всегда называются Menuetto (менуэт). Но менуэты Гайдна отличаются от чопорно-галантных придворных менуэтов, под звуки которых танцующие пары совершали поклоны и реверансы. Многие менуэты Гайдна имеют характер деревенских танцев с их несколько тяжеловатой поступью, размашистой мелодией, неожиданными акцентами и ритмическими сдвигами, создающими часто юмористический эффект. Трехдольный размер традиционного менуэта сохраняется, но образно-смысловое содержание музыки меняется: менуэт утрачивает свою аристократическую изысканность и становится демократическим, крестьянским танцем.
Финалы.
В финалах симфоний Гайдна обычно
привлекают внимание жанровые образы,
также восходящие к народно-танцевальной
музыке.
Весело и непринужденно несется
в быстром темпе музыка финала, завершая
всю жизнерадостную и по существу
жанрово-танцевальную по своему образному
строю симфонию.
Форма финалов чаще всего бывает сонатная или рондо-соната. В некоторых финалах «Лондонских» симфоний Гайдна широко используются приемы вариационного и полифонического (имитационного) развития, еще более подчеркивающие стремительное движение музыки и динамизирующие всю музыкальную ткань.
Оркестр
в симфониях Гайдна состоит из обычного
парного состава: 2 флейты, 2 фагота, 2
валторны, 2 трубы, пара литавр, струнный
квинтет. Тромбоны впервые в симфонической
музыке были использованы лишь в финалах
некоторых симфоний Бетховена. Из
деревянных духовых инструментов далеко
не во всех симфониях Гайдна употребляются
кларнеты. Кларнет, изобретенный в XVII
веке, практически начали вводить в
симфонии композиторы мангеймской школы.
Например, в соль-мажорной («Военной»)
симфонии они участвуют только во второй
части. Лишь в партитурах двух последних
«Лондонских» симфоний Гайдна № 103 и 104
имеются два кларнета наряду с двумя
флейтами, гобоями и фаготами.
Гайдн
является создателем жанра классической
симфонии. Длительный путь развития
прошла симфония и в творчестве Гайдна.
И лишь его зрелые симфонии получили
наиболее совершенную, классическую
форму — четырёхчастный цикл с определённой
последовательностью частей.
Многие симфонии Гайдна имеют собственные заголовки: «Утро», «Полдень», «Вечер и буря». Своими названиями симфонии Гайдна обязаны чаще всего вторым частям, где композитор любит чему-нибудь подражать: так возникла «Военная» симфония, где во второй части слышатся военные фанфары, так возникла симфония «Часы», где вторая часть начинается с «тиканья»… Есть еще симфония «Медведь», симфония «Охота» и симфония «Курица».
Первая
часть Симфонии № 48, 1773, названная в честь
австрийской императрицы «Мария-Терезия»,
прекрасно передает приподнятую атмосферу
музыки Гайдна, ее неизменную бодрость
и остроумие. «Прощальная» симфония
(№ 45, 1772). Гайдна получила свое название
благодаря финалу. Во время исполнения
музыканты один за другим постепенно
покидают сцену. Так Гайдн намекнул
своему покровителю князю Николаю, что
музыканты заждались отъезда из летнего
поместья Эстергази в теплый Айзенштадт,
и на следующий же день после премьеры
отъезд был назначен. Финал «Прощальной»
симфонии явно демонстрирует характерные
черты музыки «галантного века».
12 лондонских симфоний завершают симфоническое творчество Гайдна. В 1793-94 годах, когда они создавались, Гайдн был увенчан славой, обласкан вельможами, но продолжал как всегда неустанно работать. Он совершил все, к чему был призван: Лондонские симфонии излучают довольство и покой, радость и свет. Они выражают философский оптимизм и постоянное стремление к действию, столь характерные для века Просвещения.
Симфония № 100, 1792, «Военная», I часть. Сонатное allegro наилучшим образом отображает контрасты и изменчивость бытия, выражает театральность и действенность эпохи Просвещения.
Симфония № 103, Es-dur, начинается с тремоло литавр, за это и получила своё название. Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер.
Сюрприз Симфония | произведение Гайдна
Симфония-сюрприз , название Симфония № 94 соль мажор , оркестровое произведение австрийского композитора Йозефа Гайдна, названное так в честь «сюрприза» — поразительно громкого аккорда, — который прерывает мягкий и нежный аккорд.
течение второго движения. Отличительная черта не появилась в оригинальной партитуре. Скорее, он был добавлен композитором по прихоти к лондонской премьере пьесы 23 марта 1792 года и сохранен в более поздних исполнениях.
Большую часть своей карьеры, которая охватила в основном вторую половину 18-го века, Гайдн был музыкальным руководителем при дворе венгерской семьи Эстерхази. Со смертью принца Миклоша Йожефа Эстерхази в 1790 году Гайдн, наконец, получил возможность путешествовать и отправился в Англию по приглашению Иоганна Петера Саломона, скрипача и импресарио немецкого происхождения, который дал шесть месяцев концертов в Лондоне. каждый год. Зная о популярности произведений своего австрийского друга, Саломон очень хотел представить Гайдна и его музыку на концерте.
Гайдн прибыл в Лондон в день Нового 1791 года и оставался в городе полтора года. Тысячи лондонцев пришли посмотреть, как он проводит премьеры своих новых работ, и критики, и публика были щедры на похвалу.
В своих дневниковых записях во время этих туров Гайдн ликовал о своей местной знаменитости, посещаемости его концертов, частых приглашениях на ужин и впечатляющих доходах от концертов. Он вернулся во второй 18-месячный визит в 1794–1795 годах.
Среди произведений, услышанных на этих концертах, были 12 новых симфоний, последние из когда-либо написанных Гайдном, в том числе неизменно популярная Симфония № 94 соль мажор . Пьеса приобрела известность, когда сам композитор, будучи дирижером, импульсивно изменил динамику второй части. Было много предположений о причине изменения. Согласно одному сообщению, Гайдн уже дал пессимистичный такт, чтобы начать движение, когда нежный храп посетителя в первом ряду пробудил его чувство юмора. Он и его музыканты продвигались вперед с небольшой темой, пока не достигли ее финального аккорда, для которого Гайдн дал огромное фортиссимо (громкий тон), поставив сонливого покровителя на ноги. Каковы бы ни были мотивы Гайдна, этот эпизод в конечном итоге принес произведению бессмертное прозвище 9.
0013 Surprise Symphony — на английском языке. По-немецки она известна как симфония mit dem Paukenschlag , то есть «с барабанным ударом», столь же удачное прозвище.
Помимо таких красочных анекдотов, симфония из четырех частей следует структуре, которая в то время все еще считалась новой: она начинается с в целом живой части, которая предлагает несколько контрастирующих мелодий; вторая часть протекает в более мягком темпе, хотя и с моментом «внезапности»; а третья часть имеет танцевальный оттенок и особенно напоминает популярный в то время менуэт, предшественник вальса. Последняя часть — самая живая из всех, с быстрыми и суетливыми идеями, которые приводят пьесу к энергичному завершению. Такой образец стал нормой для симфоний в последующие десятилетия, во многом благодаря инициативе и статусу самого Гайдна. Он был пионером этой структуры, и его популярность была такова, что другие композиторы, в том числе Моцарт и Бетховен, выбрали его произведение в качестве модели того, как должна быть написана симфония.
Бетси Шварм
Йозеф Гайдн | Биография, сочинения и факты
Йозеф Гайдн
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 31 марта 1732 г. Австрия
- Умер:
- 31 мая 1809 г. (77 лет) Вена Австрия
- Известные работы:
- «Немецкая песня» «Императорская четверка» «Gott erhalte Franz den Kaiser» «Лондонские симфонии» «Военная симфония» «Парижские симфонии» «Реквием» «Сюрприз-симфония» «Сотворение» «Времена года»
- Известные члены семьи:
- брат Михаэль Гайдн
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему Йозеф Гайдн важен?
Йозеф Гайдн был австрийским композитором, который был одной из самых важных фигур в развитии классического стиля в музыке в 18 веке. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.
Чем известен Йозеф Гайдн?
Гайдн был чрезвычайно плодовитым композитором, и некоторые из его самых известных произведений включают Лондонские симфонии, The Creation , Концерт для трубы и Концерт для виолончели № 2 ре мажор .
Его композиции часто характеризуют как легкие, остроумные и элегантные.
Какой была семья Йозефа Гайдна?
Гайдн был вторым сыном скромных родителей: его отец был колесным мастером, а мать до замужества была кухаркой. Его младший брат Михаил тоже стал композитором и пользовался большим уважением за свою церковную музыку. Гайдн женился на Марии Анне Келлер в 1760 году, но у пары не было детей.
Какое образование получил Йозеф Гайдн?
Когда Гайдн был ребенком, он получил базовое музыкальное образование у своего двоюродного брата. Позже он служил певчим в соборе Святого Стефана в Вене, где получил практические музыкальные навыки, но мало теоретических знаний. После того, как его исключили из-за того, что у него изменился голос, Гайдн в основном учился сам, изучая музыкальные произведения.
Как умер Йозеф Гайдн?
Гайдн мирно скончался в своем доме в Вене в 1809 году.
в возрасте 77 лет.
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Йозеф Гайдн , полностью Франц Йозеф Гайдн , (род. 31 марта 1732, Рорау, Австрия — умер 31 мая 1809, Вена), австрийский композитор, одна из важнейших фигур в развитии Классический стиль в музыке 18 века. Он помог установить формы и стили для струнного квартета и симфонии.
Первые годы
Гайдн был вторым сыном скромных родителей. Его отец был колесным мастером, а мать до замужества работала кухаркой у помещиков. Гайдн рано обнаружил необычные музыкальные способности, и двоюродный брат, который был директором школы и хормейстером в соседнем городе Хайнбург, предложил взять его к себе домой и обучить. Гайдн, которому еще не исполнилось шести лет, ушел из дома, чтобы никогда не возвращаться в родительский коттедж, за исключением редких кратких визитов.
Молодой Гайдн пел в церковном хоре, научился играть на различных инструментах и получил хорошие базовые музыкальные знания.
Но его жизнь круто изменилась, когда ему исполнилось восемь лет. Музыкальный руководитель собора Святого Стефана в Вене заметил мальчика во время визита в Хайнбург и пригласил его служить певчим в самой важной церкви австрийской столицы. Родители Гайдна приняли предложение, и в 1740 году Гайдн переехал в Вену. Он оставался в хоровой школе девять лет, приобретая огромные практические знания в области музыки благодаря постоянным выступлениям, но, к его разочарованию, мало обучаясь теории музыки. Ему пришлось много работать, чтобы выполнять свои обязанности певчего, и когда у него изменился голос, его исключили и из соборного хора, и из хоровой школы.
Без денег и с небольшим имуществом Гайдн в 17 лет был предоставлен самому себе. На какое-то время он нашел убежище на чердаке у коллеги-музыканта и «мизерно» зарабатывал себе случайными музыкальными заработками. Тем временем он прошел трудный курс самообразования, изучая музыкальные произведения, особенно Карла Филиппа Эмануэля Баха, и ведущие руководства по теории музыки.
По счастливой случайности на него обратил внимание итальянский композитор и педагог по пению Никола Порпора, который принял его аккомпаниатором на уроки пения и исправил сочинения Гайдна.
С настойчивостью и энергией Гайдн добился прогресса. В конце концов его познакомили с любящим музыку австрийским дворянином Карлом Йозефом фон Фюрнбергом, в доме которого он играл камерную музыку. Для инструменталистов там он написал свои первые струнные квартет.
По рекомендации Фюрнберга в 1758 году Гайдн был назначен музыкальным руководителем и камерным композитором богемского графа Фердинанда Максимилиана фон Морцина. Гайдн был назначен руководителем оркестра из примерно 16 музыкантов, и для этого ансамбля он написал свою первую симфонию, а также многочисленные дивертисменты для духового оркестра или для духовых инструментов и струнных. Эти ранние музыкальные сочинения носили еще условный характер, но определенная свежесть мелодической изобретательности и искристость отмечали в них работу будущего мастера.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Гайдн недолго пробыл у фон Морзина, так как финансовые трудности вынудили его покровителя уволить оркестр. Вскоре Гайдн был приглашен на службу к принцу Палу Анталу Эстерхази. Эстерхази были одной из самых богатых и влиятельных семей Австрийской империи и могли похвастаться выдающимся послужным списком поддержки музыки. У принца Пала Антала хорошо оборудованный оркестр регулярно выступал в его замке в Эйзенштадте, небольшом городке примерно в 30 милях (48 км) от Вены. Поскольку его престарелый музыкальный руководитель был болен, принц назначил относительно неизвестного Гайдна помощником дирижера в 1761 году. В то время как музыкальный руководитель курировал церковную музыку, Гайдн дирижировал оркестром и тренировал певцов на почти ежедневных репетициях, сочиняя большую часть необходимой музыки. и занимал должность начальника музыкального персонала. Гайдн прекрасно справлялся со своими обязанностями, проявляя такт, добродушие и умение обращаться с людьми.
В своих первых симфониях, написанных для Эстерхази, Гайдн в полной мере продемонстрировал свой характерный добрый юмор и остроумие, а также надежную свежесть своих музыкальных идей, хотя полная зрелость наступила гораздо позже. Его работа в семье Эстерхази оказалась решающей для его карьеры, и он оставался у них на службе до самой смерти.
В 1766 году Гайдн стал музыкальным руководителем при дворе Эстерхази. Он повысил качество и увеличил размеры княжеских музыкальных ансамблей, назначив многих избранных инструменталистов и певцов. Его амбициозные планы поддержал князь Миклош, который после смерти своего брата в 1762 году стал главой семьи Эстерхази. Он смог оценить музыкальный вклад Гайдна и создал атмосферу, способствующую развитию и созреванию искусства Гайдна. Помимо сочинения опер для двора, Гайдн сочинял симфонии, струнные квартеты и другую камерную музыку. Принц был страстным исполнителем на баритоне, и Гайдн предоставил своему покровителю более 150 композиций с использованием этого ныне устаревшего виолончельного инструмента.
Гайдн служил принцу Миклошу почти 30 лет. Он часто посещал Вену в свите принца, и во время этих визитов между ним и Вольфгангом Амадеем Моцартом завязалась тесная дружба. Два композитора были вдохновлены творчеством друг друга. Моцарт заявил, что научился у Гайдна сочинять квартеты, и посвятил превосходный набор из шести таких произведений своему «любимому другу». Музыка Гайдна также свидетельствует о влиянии его юного друга. Зрелый композитор ни в коем случае не был на своем пути; он был гибок и восприимчив к новым идеям.
В 1760-х годах слава Гайдна начала распространяться по всей Европе. Австрийские и чешские монастыри много сделали для распространения его церковной музыки, а также его симфоний, дивертисментов, сонат и концертов. Аристократические покровители в южной Германии, Италии и Австрийской империи усердно собирали его музыку, и их библиотеки в конечном итоге стали важными источниками копий его произведений.
Период с 1768 по 1774 год знаменует собой период зрелости Гайдна как композитора.
Музыка написана тогда, с Stabat Mater (1767 г.) до крупномасштабного Missa Sancti Nicolai (1772 г.) было бы достаточно, чтобы поставить его в число главных композиторов той эпохи. Многие оперы, которые он написал за эти годы, во многом укрепили его собственную репутацию и репутацию двора Эстерхази. Среди других его важных произведений этого периода — струнные квартеты Opus 20, Соната для фортепиано до минор и симфонии в минорных тональностях, особенно так называемая Trauersymphonie in E Minor 9.0014, № 44 («Траурная симфония», названная так потому, что ее медленная часть, являвшаяся особым фаворитом композитора, была исполнена на панихиде по Гайдну) и «Прощальная» симфония , № 45. Для по причинам, не имеющим исторической основы, этот период стал известен как период Гайдна Sturm-und-Drang («буря и напряжение») в честь литературного движения, возникшего несколько позже; каким бы исторически неуместным ни был этот термин, он действительно описывает характер многих из этих работ и фактически стал обозначать напыщенный стиль, который они так часто демонстрируют.
Следующие полтора десятилетия принесли еще больше славы Гайдну. Его оперная деятельность продолжалась до 1785 года, несмотря на разрушение оперного театра Эстерхази пожаром в 1779 году. Однако его аудитория все чаще находилась за пределами двора его работодателя. В 1775 году он написал свою первую масштабную ораторию, Il ritorno di Tobia , для Общества музыкантов в Вене; по неизвестным причинам отношения между Гайдном и венскими музыкантами через несколько лет значительно охладились. Однако к началу 1780-х ситуация, казалось, значительно улучшилась, и венская фирма Artaria опубликовала шесть его квартетов Opus 33. Эти важные работы быстро установили новый стандарт для жанра, оставив многих его конкурентов на этом все более прибыльном рынке. (Моцарт был заметным исключением, но даже ему потребовалось несколько лет, чтобы закончить свой собственный сборник из шести квартетов.) В 1784 году Гайдн исправил 9 квартетов.0013 Tobia для другого венского выступления, с добавлением хоровых номеров и сокращением некоторых расширенных структур да капо, явный признак того, что он хорошо знал об изменении чувств.
