Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий | |
1629-1680 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Симеон ПолоцкийСимеон Полоцкий (до пострижения в монахи — Петровский-Ситнианович, Самуил
Емельянович) (1629 — 25. Е. В. Чистякова. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969. Сочинения:Избранные сочинения, М.-Л., 1953. Литература:История рус. литературы, т. 1, М.-Л., 1958. Вернуться на главную страницу Симеона
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Симеон Полоцкий как сторонник православной монархии
ГЛАВА t. ИДЕИ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВА
Во
второй половине XVII в. продолжали набирать
силу ранее
возникшие тенденции:
превращение сословно-представительной
монархии
в абсолютную, ослабление русской
православной церкви
и секуляризация*
общественной жизни. Проходившие в этот
период
процессы подготовили и в
известном смысле сделали неизбежными
реформы
Петра I. Важнейшим фактором, определившим
формиро-
вание светской культуры в
России, стало европейское Просвеще-
ние,
в ходе которого наука и искусство
освобождались от опеки со
стороны
церкви. Европейское влияние на развитие
отечественного
образования, науки
и искусства вызывало негативную реакцию
в
консервативной части правящего
класса (особенно в церковной сре-
де).
Так, острую полемику вызвал вопрос о
языке, на котором сле-
довало вести
обучение: на греческом или латыни (на
ней писались
научные трактаты и
велось образование в Европе). За этой,
казалось
бы, частной проблемой по
существу стояли мировоззренческие
и
церковно-политические разногласия
о путях будущего развития
России.
Одним из ведущих деятелей партии латинистов был Симеон По- лоцкий, в миру Самуил Емельянович (по некоторым данным — Гав- рилович) Петровский-Ситнианович (1629 — 1680) — белорусский и русский общественный и церковный деятель, поэт, драматург,
* Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский), здесь — освобождение культуры, индивидуального и общественного сознания от влияния церкви.
7
переводчик. Родился в г. Полоцке, учился в
Киево-Могилянской
коллегии (крупнейшее
образовательное учреждение России
того
времени), затем — в Виленской
иезуитской коллегии. Его духовное
развитие
проходило на границе нескольких культур
(белорусской,
русской, польско-литовской)
и конфессий (католичество, право-
славие),
что сказалось на его биографии: сначала
он вступил в Бази-
лианский орден
доминиканцев (организация
монахов-католиков),
затем в 1656 г. стал
монахом православного Богоявленского
мона-
стыря в Полоцке (отсюда его
прозвище — Полоцкий).
Важнейшую
роль в биографии Симеона сыграла встреча
с царем
Алексеем Михайловичем,
который в 1656 г. посетил Полоцк по слу-
чаю
его освобождения от власти Речи
Посполитой. Писателю уда-
лось лично
поднести царю приветственные «Метры»
(стихи) своего
сочинения, в которых
воспевалась идея воссоединения русского
и
белорусского народов. По приглашению
царя Алексея Михайлови-
ча он в 1664
г. переселяется в Москву, где поначалу
ему поручили
обучать латинскому
языку молодых подьячих Приказа тайных
дел.
Богословские познания и литературные способности Симеона были востребованы на процессе против патриарха Никона, который попытался противопоставить власть патриарха власти царя. Его бо- гословский трактат «Жезл правления», направленный против па- триарха Никона и вождей раскола, был принят Церковным собором 1666 — 1667 гг. в качестве официального документа.
С
1667 г. положение Симеона существенным
образом меняет-
ся: он назначается
учителем царевича Алексея (а после его
смер-
ти — царевичей Федора и Петра
и царевны Софьи) и фактически
становится
придворным поэтом, что приблизило
монаха к царско-
му двору, сделало
его весьма влиятельным царедворцем.
Западни-
ческая ориентация Симеона,
пропаганда им европейских источни-
ков
по богословию, философии, литературе
вызывала откровенную
враждебность
у иерархов Русской православной церкви,
которые
неоднократно обвиняли
придворного монаха в тайной связи с
ие-
зуитами. В тех исторических
условиях за выдвижением подобного
обвинения
обычно следовал конец карьеры, ссылка
в отдаленный
монастырь, а то и просто
насильственная смерть.
Служба Симеона Полоцкого при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче — деятельность просветителя, который внес заметный вклад в развитие отечественного образования и культуры. В 1680 г. по поручению царя он разработал устав первого в стране общеобразовательного учебного заведения. Учебный план будущей академии предусматривал полный набор дисциплин, преподавав- шихся в европейских университетах: от грамматики и пиитики (по- этическое искусство) до философии, богословия и юриспруденции. Предполагалось изучение четырех языков: славянского, греческого,
8
латинского
и польского. Академия должна была стать
учебным за-
ведением, где могли
получить образование все способные
молодые
люди независимо от их
сословной принадлежности. В 1687 г.
ака-
демия (ее позднее название —
Славяно-греко-латинская академия)
была
открыта, но под руководством деятелей
грекофильского на-
правления. Лишь
в 1701 г. после соответствующего указа
Петра I
проект Симеона Полоцкого был
реализован.
Ученый монах немало сделал для развития книгоиздательского дела в России. В 1678 г. с разрешения царя Федора Алексеевича он организовал в Кремле типографию, где ему удавалось печатать кни- ги без благословения (т.е. без разрешения) патриарха. Он отличался любовью к книгам, его библиотека была одной из самых полных в Москве.
Симеон Полоцкий стоял у истоков русской поэзии и драматур- гии. Он — основоположник силлабического стихосложения*, кото- рое господствовало до 40-х годов XVIII в. Силлабическим стихом пользовались Феофан Прокопович, Кантемир и другие деятели русской культуры.
Литературное
наследие придворного поэта велико,
хотя до
нас дошла лишь малая часть
им написанного. «Вертоград много-
цветный»
(1678) — собрание стихов нравственного,
религиозного,
общественно-политического,
семейно-бытового и научно-популяр-
ного
содержания. «Рифмологион» — приветственные
и поздрави-
тельные стихи царям
Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу
и
их ближайшим родственникам. Перу Симеона
принадлежат две
пьесы: «Комидия о
блудном сыне» и «О навходоносоре царе,
о теле
злата и о триех отроцех, в пещи
не сожженных». Он также написал
проповеди
(«Обед душевный» и «Вечеря душевная»),
выполнил
полный рифмованный перевод
«Псалтыри царя и пророка Дави-
да»
(одна из книг Ветхого завета), имевшей
большую популярность
весь XVIII в.
Философско-методологические
основы творчества Симео-
на Полоцкого
— православная догматика и томизм
(учение Фомы
Аквинского). Политико-правовые
взгляды ученого монаха — часть
его
религиозных представлений о мире.
Философия, полагает он,
делится на
три вида: «разумительная» (логика),
«естественная»
(натурфилософия),
этика. В свою очередь этика включает в
себя:
«монастику» (учение о добродетелях
индивидов), экономику (се-
мейные
добродетели и хозяйственные отношения
внутри семьи),
политику (учение о
государстве).
Несмотря на приведенную им классификацию, никакой систе- мы в его собственных взглядах нет. Представления Симеона о по-
* От лат. syllaba — слог; основной принцип силлабического стихосло- жения — равносложность: поэтическая речь организуется закономерным чередованием равносложных стихотворных строк.
9
литике, государстве и праве разрозненны, зачастую излагаются в иносказательной форме, их надо специально отыскивать, давать им соответствующую интерпретацию и приводить в систему. Один из излюбленных способов монаха развивать свои политико-правовые идеи — брать примеры из древнеримской, древнегреческой или би- блейской истории и пересказывать их в форме назидания или со- ветов монархам.
Важнейшая
тема, поднимаемая Симеоном, —
политическое
могущество Российского
государства и русского православного
царя.
Для придворного поэта русский царь и
русское государ-
ство — единое целое. Царь — символ российской державы,
персо-
нификация его мощи, что звучит
и в обращении к нему: «великий
государь
и великий князь всея Великия и Малыя и
Белыя России
самодержец». Перенимая
опыт французского двора, где Людови-
ка
XIV именовали «король — солнце», Симеон
также сравнивает
русского царя с
солнцем, его правление — свет, в котором
нужда-
ются подданные. С помощью
гипербол природно-космического
характера
(солнце, луна, небо, ночь) поэт стремится
обосновать
идею великодержавия:
«Царствуй, пресилен, преславен повсю-
ду,
/ Где солнца запад и встает откуда».
Поэт выражает уверен-
ность, что
русский царь «да победитель будет всего
мира».
Сила
и величие российского государства
напрямую связывается
поэтом с
православием, источником и носителем
которого является
отнюдь не церковь
или патриарх, а русский царь. Симеон
называ-
ет царя солнцем еще и потому,
что от него исходит свет христовой
веры.
Православие дает царю мудрость Соломона
и силу Александра
Македонского. Деятельность русского царя осеняет
Христос, что
накладывает на царя
обязанность быть добродетельным,
укрощать
народные мятежи, расшатывающих
государственное единство, ис-
треблять
церковный раскол, быть верным стражем
существующего
общественного строя
и правопорядка. Русский православный
царь
отличается чистотой сердца,
любовью к Богу и к своим подданным,
ведет
христианскую жизнь, что открывает ему
путь в Царство Бо-
жие. В отличие от
других правителей, которые окружают
себя бо-
гатством и роскошью, русский
царь возвышает себя богоугодными
делами.
Великодержавность
России и величие русского царя
предпола-
гает, по мнению Симеона
Полоцкого, проведение активной
внешней
политики, идеологическим
обоснованием которой является
защита
православия. На русского царя
возложена историческая миссия —
расширять
влияние православия, защищая тем самым
православ-
ную церковь и православную
веру. Поэт выступает за освобождение
всех
славянских народов от турецкого ига,
а сами турки называются
им общим
врагом христианства. К врагам православной
веры (а зна-
чит и российского
государства) он относит крымского хана
и «ляхов
прегордых». Одна из насущных
задач России — обеспечить воссо-
10
единение русского и белорусского народов, защитить белорусский народ от нового польского завоевания.
Симеон
Полоцкий — один из тех, кто формировал
идеологию
просвещенного абсолютизма
в России. Славословие в адрес русских
царей
— не просто лесть царедворца, Симеон
таким способом пыта-
ется создать
образ идеального правителя, сформулировать
принци-
пы надлежащего властвования
и побудить монархов следовать им.
Власть,
с его точки зрения, — универсальное
качество человеческого
общества.
Поскольку душа всякого человека покорна
Богу, подчи-
нение власти — неотъемлемое
свойство человека. Власть призвана
творить
добро, она должна быть сильной, действенной
и не заме-
няться словами. Исполнение
властью и подвластными своих обя-
занностей
следует воспринимать как религиозное
послушание и не
роптать. Подвластным
надо бояться власть точно также, как
власть
боится Божьего суда. Правитель,
являясь хранителем благочестия,
стоит
на страже божеских законов, являет
собой смирение перед
Богом. Он знает
цену материальным богатствам, справедливо
счи-
тая их тленом. Подлинное богатство
правителей — не рабы и золото,
а
друзья, которые говорят правду. Идеальный
правитель спрашива-
ет совета у
других, в чем нет никакого унижения.
Власть должна не презирать своих подданных, а любить, жить их интересами и делами. Царю следует быть деятельным и честно выполнять свой долг перед подданными. Идеальный правитель го- тов погибнуть за своих подданных, как отец за своих детей. Царь своей деятельностью побуждает подданных к благим делам, будит в них кротость и потребность в просвещении. В то же время власть должна быть строгой, т.к. строгость и наказания с ее стороны — бла- годеяние для подвластных.
Противоположность
идеальному правителю — тиран,
который
заботится не об интересах
подданных, а о своих собственных. Си-
меон обращает внимание, что
различие между царем и тираном
установил
еще Аристотель, труды которого он
рекомендует изучать.
Тиран жесток
и мстителен, несправедлив и своеволен,
обременяет
население непосильными
налогами, в своих действиях уподобля-
ется
разбойнику. Тиран — проявление гнева
Божьего, горе бывает
стране, где он
правит.
В православной монархии, утверждает Симеон, должен господ- ствовать закон, что укрепляет царство и восстанавливает правду. Подданным следует слушать начальство, а начальству — почитать закон. Закон не просто должен быть написан и храниться, он дол- жен применяться. Цари обязаны строго следовать законам, им сами- ми установленными, даже если речь идет о самом царе и его детях. Симеон выступает за равный и справедливый для всех суд, осужда- ет жестокие наказания.
Симеон одним из первых затронул проблему европейского вли- яния на русское общество, которая впоследствии нашла свое ши-
11
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В статье раскрываются поэтические грани творческой многогранной личности Симеона Полоцкого, видного общественного деятеля и писателя XVII века. Симеон Полоцкий – основоположник поэтического и драматического жанров в русской литературе. С творчеством Симеона Полоцкого часто связывают появление в русской литературе хвалебных слов и басен, барочной силлабической системы стихосложения, поэтического исполнения Псалтири. Его стихи часто поучительны и воспитательны в стремлении как можно яснее передать знания. В его стихах отражены многие личные переживания и жизненные события царской семьи, ведь он был учителем царских детей. Патриотические чувства Симеона Полоцкого в связи с современными ему историческими событиями отразились и в его стихах. Важнейшей задачей он считал прославление могущества и славы Российского государства. В своей издательской деятельности большое внимание уделял реформированию литературного языка, переводя его на живой разговорный язык. Симеон Полоцкий боролся за воцерковление культуры и считал, что объединение славянских народов может и должно быть единой православной религией. Он был первым русским писателем, взявшим на себя роль «советника царей», влияющего на идеологию и политику.
Творчество писателя Симеона Полоцкого воспринимается как личное и нравственное достижение. Подобно тому, как Бог сотворил мир Словом, писатель в своем поэтическом мире творит мир искусства. Благодаря Симеону Полоцкому книга просветительская и слово занимает более высокое место в народном общественном сознании. Его разностороннее литературное творчество и начинания в поэзии явились мощным толчком к дальнейшему развитию отечественной культуры на духовной основе.
Ключевые слова:
творческая многосторонняя личность, начинания в поэзии, родоначальник жанров, воспитание народа, русская культура, духовная основа.
Личность и творчество выдающихся людей неразрывно связаны между собой. Творчество является одной из основных сфер проявления направленности личности в жизненном цикле. Творчество требует значительных душевных сил и часто становится одним из важнейших для личности. Эта проблема относится к более широкой и классической проблеме смысла жизни и творчества. В процессе творческого самовыражения человек занимает по отношению к миру особое целостное положение, переживая онтологический союз, обладание всем в мире. Это выражение личности, осуществляемое в определенном направлении.
В процессе научной деятельности личность играет важную роль, хотя законченная научная концепция не так ярка, как в художественном проявлении личности. Личностные особенности проявляются прежде всего в процессе создания творческого «продукта» в стиле, специфике подачи. Однако в гуманитарных науках сила личности сравнима с произведениями искусства. Гуманитарные науки ближе к искусству и более красноречиво, чем наука, свидетельствуют о самобытности субъекта научной деятельности.
Так проявляется ценностный аспект научного творчества, особенно в обращении к творчеству такой многогранной личности, как Симеон Полоцкий.
Биографический подход к личности и творчеству позволяет комплексно рассматривать личность и творчество, обращаясь к их проявлениям на протяжении всей жизни, связанной с образом жизни, мировоззрением. Биографический метод можно рассматривать шире как особое направление исследований, оспаривающее целостное познание жизни во временной протяженности. В целом биографический подход дает уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость индивидуального поведения во времени и в разных ситуациях.
Удобство биографического метода заключается в возможности изучения обширного автобиографического творческого наследия (письма, дневники, заметки, автобиографическая проза и стихи) как следствие богатого внутреннего мира, зрелой рефлексии. Такой подход был реализован в ряде наших исследований о многогранных личностях русской культуры [3], [4], [5]. В данной статье на примере личности Симеона Полоцкого мы также можем увидеть, что человек с духовным зрением может глубоко проникать в суть явлений [2].
Личность Симеона Полоцкого (1629-1670) — яркое, самобытное явление русской культуры XII века. Помимо своей выдающейся церковной и светской общественной деятельности, в том числе богословской и педагогической, Симеон Полоцкий известен своей литературной деятельностью.
Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович родился в 1629 году в Полоцке, получил образование в Киево-Могилянской академии. Всю свою жизнь он оставался верным учеником и последователем Лазаря Барановича (с 1657 г. епископа Черниговского), своего наставника в Киево-Могилянской академии. В 1656 году он принял монашество в православном Полоцком Богоявленском монастыре и дидаскале сестринского училища в Полоцке, проучившись восемь лет. Симеон по обычаю в те годы слушал дополнительные лекции в западных иезуитских вузах, но остался верен православию. Он написал известную русскую печатную книгу XVII века «Жезл управления, одобрения, наказания и казни» для опровержения оснований раскола [7].
У Симеона Полоцкого много блестящих начинаний. Он обладает поэтическим даром и стал основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. Он видел свое призвание в литературе и считал себя «искателем слова». Будучи белорусом по происхождению, он стал первым писателем-профессионалом в русской литературе, чье имя приобрело европейскую известность. Его обширное поэтическое наследие стало настоящей школой для таких выдающихся русских поэтов просвещения, как Мардарий Хоныков, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Антиох Кантемир, М. В. Ломоносов. Святитель Димитрий Ростовский, митрополит Стефан Яворский относился к нему с большим уважением.
Художественное наследие Симеона Полоцкого обширно: книги проповедей «Духовная трапеза» и «Духовная вечеря», богословский труд «Венец православно-католической веры», сохранившиеся только в рукописях книги «Ритмология» и «Духовная вечеря». Многоцветный Вертоград», включающий более тысячи стихотворений. События жизни царской семьи нашли отражение в «Ритмологии»; в эту же книгу вошел посвященный царю «Русский орел, представленный на солнце».
После царской смерти Симеон Полоцкий написал стихи «Драматическая элегия», в которых сам царь перед смертью обращается к Богу и ведет в Царство своего наследника, князя Федора Алексеевича, и всех членов Царской семьи, Патриарха и всех его подданных, а также двенадцать «Плачей» о короле. Сборники стихов по скромности остались неопубликованными; впоследствии напечатаны из них только отрывки. Многие его произведения были опубликованы только после его смерти – несмотря на свое высокое положение и влияние, он претендовал на литературные почести.
Симеон был одним из основоположников русского «библейского театра», написав несколько пьес, стихов и прозы («Комедия о блудном сыне, притча», трагедии «О царе Навуходоносоре», «О золотом идоле» и «Трех отроках в горниле не сожженных»). ‘ и т. д.). Первые стихи он написал еще в годы учебы. С творчеством Симеона Полоцкого часто связывают вопрос о появлении в русской литературе стиля барокко, характеризующегося высокой эмоциональностью, любовью к контрастам, красочным и смелым образам, аллегориям, вниманием к воспроизведению жизненных явлений. Симеон внес в русскую литературу силлабическую систему стихосложения с организующим принципом, равным числу слогов в рифмующихся строках. Это было необычно для его времени и привлекало внимание.
Активная издательская деятельность Симеона Полоцкого способствовала популяризации богословских идей, формированию новых жанров произведений, реформированию литературного языка путем приведения его к живой разговорной речи и была направлена на повышение сознательности русского общества.
Одним из творческих порывов Симеона стала его жизнь при дворе и воспитание царских детей. Первоначально царя привлекала его поэзия. С царем Алексеем Михайловичем он познакомился в 1656 году в Полоцке, когда царь посетил Полоцк в связи с началом русско-шведской войны, и приветствовал императора стихами, написанными по этому поводу. В 1660 году Симеон с младшими братьями посетил Москву и еще раз прочитал стихи перед царем, благосклонно отнесшимся к ученому монаху из Полоцка. В 1664 году, когда Полоцк отошел к Польше, Симеон переехал в Москву, где получил поддержку царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа. При дворе он был признан мудрейшим богословом, философом, поэтом и оратором. Царь поручил ему учить своих детей, а Патриарх дал указания по составлению документов и богословских сочинений [6]. В 1667 г. ему было поручено воспитание и образование царских детей — князя Алексея, а после его смерти — Федора (будущего царя Федора Алексеевича) и царевны Софьи. Он учил Петра I. Царь и дети слушались его наставлений.
Традицией московской высшей школы того времени было приглашать для домашнего обучения детей приглашенных ученых ученых [1]. Обладая высоким уровнем образования, Симеон хорошо владел педагогическими приемами, облегчающими усвоение знаний, – хороший учитель, облекающий науку в привлекательную форму. Действительно, мы находим отражение обширных знаний Симеона в его поучительных и воспитательных стихах.
Это стихи, в которых представлены основы математики, знания о чувствах, являющихся дверями познания мира. Заметно, что Симеон стремится открыть разные двери познания – он обращается к чувствам и разуму читателя.
Более того, для повышения эффективности своих книг Симеон стремился к разнообразию и выразительности даже их внешнего убранства. Известно, что он сотрудничал с великим русским художником Симоном Ушаковым в Верхней типографии и консультировал его в относительно редком способе печати гравюр с медных пластин (офортов).
Его стихи часто представляют собой поэтическую форму уроков. Имея недюжинный литературный талант, Симеон скромно считал, что в литературе главное не талант, а знания. В стихах Симеона Полоцкого не только даются определенные знания, но и закладываются основы духовно-нравственного и патриотического воспитания. Симеон поручает царским наследникам управлять государством и лечить подданных:
Вот как надо делать голову —
Жить интересами граждан,
Не презирать, не считая собак
Но любить, как своих детей.
Он развивает в своих королевских учениках политическое сознание:
Как горожане живут в благополучии
Правители должны знать .
Забота Симеона о читателях проявлялась даже в сохранении телесного здоровья, что выражается и в поэтической форме. Именно стремление как можно яснее передать знания прежде всего обусловило особый стиль Симеона Полоцкого. Сложные формы стиха использовались только в написании придворной поэзии и панегирических стихов. Он использовал свои знания для изложения нравственных и доктринальных истин, применяя смелые сравнения и аналогии с миром природы, который, как и человек, создан Богом. Образно излагая современные научные идеи, он делал это ради воспитательного эффекта. Симеон Полоцкий стремился обобщить всю книжную мудрость и обучить как можно более широкую аудиторию, тем самым значительно способствуя развитию отечественного образования. Он хотел воспитать образованного и набожного читателя, как и другие его замечательные соотечественники – Лаврентий Зизаний, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода. Подобные приемы Симеон также использовал в своих ярких и убедительных проповедях. Он считал, что совершенный человек прежде всего обладает высокими нравственными качествами. Поэтому необходимо учить детей прежде всего благочестию, чем знанию, подобно телу без души.
Одним из нововведений Симеона является развитие жанра Панегирика. Он писал поздравления с Рождеством, именинами и днями рождения членов королевской семьи. Симеон на четверть опередил появление в русской моде басни: он переработал басни древних писателей, так впервые в русской литературе появилась поэтическая басня.
В те времена была очень популярна астрология, но Симеон Полоцкий в своих стихах подчеркивает, что звезды не определяют продолжительность жизни человека. Есть Промысел Божий, а есть свободная воля человека, выбирающая между добром и злом.
Симеон первым в России сделал поэтический перевод Псалтири («Псалтирь рифмованная»), которая стала первым поэтическим произведением, изданным отдельным изданием в России. В конце Псалтири он вставил в свои стихи весь годовой календарь имен святых.
«Рифмованная псалтырь» стала одним из лучших и популярных изданий этого периода и была напечатана в 1680 году в типографии, построенной Симеоном. В 1685 году дьякон Василий Титов положил на музыку «Стихотворную Псалтирь». М. В. Ломоносов называл «Рифованную Псалтирь» вратами своего учения и свое первое представление о красоте и величии поэзии, заимствованное из «Рифованной Псалтири» Полоцкого [6]. Исследователи Симеона Полоцкого М. А. Робинсон и Л. И. Сазонов выразили удивление по поводу убеждения, что Симеон якобы был переведен с польского языка «Псалмами Давида» Яном Кохановским, настолько отчетливо проявляется различие поэтических подходов двух переводчиков (цит. по [8 ]).
Жизнь Симеона Полоцкого, полная драматизма, озаренная духовным устремлением, отразилась в его поэтических произведениях: борьба с несправедливыми наветами, трагические события – жестокое и смертельное избиение стрельцами его брата Исаака, тоже иеромонаха, в 1674 или 1675 г., и отступление от православной веры его брата Луки, вероятно, ученого философа и филолога. Его стихи становятся обобщенной формой выражения личных переживаний. Такова рубрикированная композиция стихотворения «Тройная смерть», дающая глубокое понимание природы и смысла человеческой жизни и смерти:
Смерть бывает трех видов:
Первый отделяет душу от тела.
Второй убивает душу,
Лишение благодати Божией.
Третий произойдет в день суда
Когда душа и тело будут наказаны.
Первая смерть ужасна, но не имеет вреда.
Вторая смерть тяжелая, но лечится покаянием.
Третья смерть страшна из-за мук вечного огня.
Патриотические чувства Симеона Полоцкого в связи с современными ему историческими событиями отразились и в его стихах. Важнейшей задачей он считал прославление могущества и славы Российского государства.
Он выступал против завоевательных войн, «несправедливых злоупотреблений» и в поддержку оборонительных военных действий, а также религиозного просвещения и пропаганды православной веры, считал необходимым сосредоточить государственную власть в руках царя, что будет способствовать устранению неразберихи и установить мир. Царя он называл «светом веры» и даже его присутствие на белорусской земле считал большим благом:
Лети, милый Алексей, под небом,
Надежда России среди монархов.
Славный победитель, который из милосердия
Все делать во славу Божию.
Симеон Полоцкий подчеркивал, что главная цель русского царя, «великого борца за веру Христову», в войнах с Польшей и Швецией — миссионерская деятельность и забота о чистоте веры. Тема войны и мира была важна для него на протяжении всей жизни, многие его поэтические сочинения посвящены военному делу. Славу России он видел и в расширении границ познания, в развитии образования, сокрушаясь о непонимании его современниками:
…Россия расширяет свою славу
Не только мечом,
Но и по книгам о вечном.
Но таковы нравы!
Мы предпочитаем уничтожить
чем творить честным трудом.
Не хочу, чтобы солнце светило миру
И предпочитаю оставаться во тьме невежества.
Он прекрасно понимал, что развитие книгопечатания принесет России славу «больше, чем сокровища».
Симеон Полоцкий оказался на перекрестке культур. Много лет писал стихи на трех языках – польском, старобелорусском и старославянском. Он горячо относился к польскому, белорусскому, русскому и украинскому народам, считая, что объединение славянских народов может и должно быть единой православной религией. Так книги Симеона Полоцкого были очень популярны в Украине. Известно, что они были присланы по просьбе днепровских казаков. Действительно, «Умная вечеря» помещена в «Слове о Православии и христианстве Войска Запорожского» по случаю внесения в полки иконы святителя Алексия, митрополита Киевского. Благодаря яркой и амбициозной личности Симеона Полоцкого сократился разрыв между Церковью и культурой. Однако он решительно боролся за чистоту веры и выступал за церковную культуру, противостоящую секуляризации Церкви.
Он был первым русским писателем, взявшим на себя роль «советника царей», наставляющего правительство и русское общество, влияющего на идеологию и политику. За ним последовали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. И. Солженицын.
Творчество писателя Симеона Полоцкого воспринимается как личное и нравственное достижение. Подобно тому, как Бог сотворил мир Словом, писатель в своем поэтическом мире творит мир искусства. Благодаря Симеону Полоцкому книга просветительская и слово занимает более высокое место в народном общественном сознании. Его разностороннее литературное творчество и начинания в поэзии явились мощным толчком к дальнейшему развитию отечественной культуры на духовной основе.
Онлайн-проект на портале Президентской библиотеки рассказывает о книгах, которые читал российский император
К 350-летию со дня рождения Петра Великого Президентская библиотека и Библиотека Российской академии наук (БАН) представляют электронная выставка «Библиотека Петра Великого», подготовленная совместно учреждениями.
Коллекция рукописей, книг и графики, собранная при жизни императора, легла в основу созданной им первой публичной библиотеки нашей страны. Сегодня пользователи портала Президентской библиотеки имеют возможность ознакомиться с отдельными уникальными экземплярами из этой коллекции.
Библиотека Питера условно разделена на две части. Первая – это книги, доставшиеся ему в наследство: от отца, царя Алексея Михайловича, братьев и сестер. Второй – это собственные книги государя, которые, в свою очередь, также можно разделить на книги, сделанные по заказу Петра (прежде всего переводы), покупные издания и дары (подаренные экземпляры).
Книги, принадлежавшие ближайшим родственникам Петра, представлены в рамках электронной выставки в разделе Рукописи. Среди них произведения Симеона Полоцкого «Русский орел» и «Вертоград разноцветный», «Привет» Кариона Истомина, рукопись «Ярчайшая звезда» и другие издания XVII века. Среди рукописных книг, подаренных Петру, — «Трактат о военном деле» Доротео Алимари, написанный в Венеции в 169 г.9, или Приветствие Петру I в случае Полтавской победы (1709 г.) с красочными изображениями триумфальных ворот.
Для царя-реформатора книга была прежде всего источником знаний. В разделе «Книги» среди многочисленных изданий по мореплаванию и кораблестроению отмечен экземпляр Морского словаря, изданного в Амстердаме в 1702 г. — на гравюрах изображено 88 флагов, в том числе три московских. Книги по зодчеству занимали особое место в библиотеке Петра. Например, в коллекции есть замечательный экземпляр «Архитектуры», изданный в Венеции в 16 веке. Автор книги Леон-Батист Альберти — итальянский ученый, один из крупнейших теоретиков искусства 15 века.
Император понимал важность проведения картографических и гидрографических работ для осуществления своих планов во внешней и внутренней политике. В Библиотеке Академии наук имеется коллекция рукописных карт и планов XVIII века. Около 900 единиц хранения составляют карты из личной коллекции царя. Некоторые из них размещены в отдельном разделе в рамках электронной выставки «Библиотека Петра Великого».
Коллекция книг Петра I поступила в Библиотеку Академии наук сразу после его смерти в 1725 году.