АНТЕЙ ᐉ Бог силы в древней Греции
Антей – в древнегреческой мифологии могущественный великан, порождение Геи и Посейдона. В старинных легендах присутствуют сказания о смелых героях, всемогущих богах и их детях. Одним из самых интересных персонажей был гигант, славящийся своей неуязвимостью. Считалось, что никто из смертных не могу нанести вреда мифическому созданию, поскольку его сила затмевала все сущее на Земле.
Писания о необычных созданиях, титанах и провидцах отражали представления людей об обустройстве мира. Они верили, что судьбы простых смертных находятся во власти высших сил. Именно они вяжут нить их жизни, предрекают важные события и дают душам переродиться.
Древнегреческий великан, сын Посейдона и Геи- Антей (Ἀνταίος) — в древнегреческой мифологии могущественный великан.
- Мать: Гея — богиня Земли.
- Отец: Посейдон — бог всех морей и океанов.
- Внешность бога: прямой нос, черные вьющиеся волосы, крепкая, мускулистая фигура; рослость; высокий рост, довольно большие глаза и пухлые губы
- Супруга: Тингис.
- Дети: Суфакс и Ифиноя.
Содержание:
Антей бог чего в греческой мифологии
В Элладе было создано огромное количество легенд, мифов и иных произведений искусства. Придуманный античными авторам пантеон богов до сих пор считается жемчужиной культурного наследия и передается из одного поколения в другое. Согласно древним источникам, некогда на нашей планете обитали могущественные боги, каждый из которых отвечал за определенную сферу деятельности. Одними из самых почитаемых олимпийцев были Посейдон и Гея – мать Антея.
Бог океанов и водных источников славился своим необузданным и часто вздорным характером. Среди любовниц Посейдона были не только смертные женщины, но и небожительницы. Особенное место в жизни морского царя занимала Гея, считавшаяся матерью Земли. Именно они породили бога Антея – неуязвимого великана.
Гея — мать Антея и богиня всего живого Посейдон — отец Анте и бог морей, океанов, источников, землетрясений и штормовФакт! Великан был настоящим любимцем своей матери, она всегда выделяла его среди прочих детей, поскольку считала самым сильным и могущественным.
Антей любил родителей, поэтому даже во взрослом возрасте почитал их и преподносил им щедрые дары. Гея и Прометей также защищали своего сына, покровительствовали ему и помогали.
Геракл и Антей миф
Древняя мифология гласит, что некогда на территории Ливии. Свою силу Антей получил от матери Геи. Каждый раз, когда он прикасался к земле, становился неуязвимым для любого оружия. Ему были нипочем мечи, камни, копья и ножи. Ради собственной забавы великан вызывал всех прохожих на заведомо предрешенный поединок.
Геракл сумел одолеть царя ЛивииТогда Геракл решил прибегнуть к хитрости. Он поднял великана в воздух, после чего раздавил до смерти в объятиях. Миф об Антее был излюбленным у древних греков. Впоследствии он оказал большое влияние на развитие скульптуры.
Поскольку борьба всегда происходила на поверхности земли, Антей сразу же поваливал противника и тем самым вырывал столь желаемую победу. Никому не удавалось вырваться из лап гиганта живым. Каждый, кто соглашался помериться силой с могущественным созданием, навсегда оставался бездыханным.
Факт! Из черепов проигравших Антей возвел своему отцу Посейдону величественный храм.
Однажды монстра заметил Геракл, который направлялся к Садам Гесперид. В те времена герой служил царю Эврисфею. Чтобы получить долгожданную свободу, он должен был совершить 12 подвигов. Как и остальные, Геракл решил испытать удачу и принял предложение незнакомца о поединке. Во время боя сын Зевса понял, что не сможет одолеть Антея. Раз за разом он опрокидывал героя, не давая ему вырвать первенство.
Внешний облик Антея бога Древней Греции
До наших времен практически не сохранилось изображений, посвященных Антею. Как правило, его представляли в облике огромного, сильного и высокого мужчины. Его тело было слегка прикрыто набедренной повязкой или куском ткани. При этом великан практически полностью отображал внешний вид обычного человека. Единственное, что его отличало – это рост.
Черты, присущие могучему Антею:
- крепкая, мускулистая фигура;
- рослость;
- высокий рост.
У великана были вполне стандартные для грека черты – прямой нос, черные вьющиеся волосы, довольно большие глаза и пухлые губы. Половина его лица была прикрыта густой бородой. На некоторых полотнах голову Антея украшает лавровый венок. Посмотреть фото гиганта можно в интернете.
Внешний облик АнтеяХарактер Антея в мифологии
Доподлинно неизвестно, каким именно характером обладал Антей. Считается, что свое поведение он перенял от отца Посейдона. Как известно, морской царь был довольно взбалмошным и неконтролируемым. Его часто описывали как мстительного бога, настроение которого могло поменяться всего за несколько секунд.
Бог силы в Древней ГрецииНа заметку! Согласно мифам, Посейдон достаточно длительное время преследовал Одиссея, который посмел оскорбить его.
Если кому-то удавалось разгневать Посейдона, он практически обрекал себя на верную гибель. Именно таким же был и его сын Антей. При этом у великана была супруга по имени Тингис. В этом браке у них родилось несколько детей:
- Сын Суфакс;
- Дочь Ифиноя.
Считается, что после победы над Антеем Геракл познакомился с его семьей и впоследствии вступил в связь с Ифиноей, которая родила от него дочь Палемона. Помимо этого, герой повлиял и на геополитическую карту Ливии. После битвы с Атлантом там пролегли Атласские горы и был построен город Танжер. Таким образом становится понятно, каким был бог силы в Древней Греции.
Воплощение в культуре
Антей – это один из самых известных гигантов древнегреческой мифологии. Легенда о сражении великана с Гераклом легла в основу многих других повествований, картин, скульптур. Благодаря созданным произведениям можно более детально изучить образ данного персонажа.
Антей в греческой мифологииКинематограф
Образ великана в кинематографеК сожалению, образ Антея не фигурирует в каких-либо фильмах или сериалах. Тем не менее в интернете можно найти видеообзоры на великана. Все они находятся в открытом доступе:
- «Антей мифы»;
- «Миф об Антее у древних авторов»;
- «Антей в греческой мифологии»;
- «Золотые Яблоки Гесперид.
Атлант, Антей и Бусирис.Свобода Прометея».
Благодаря обзорам можно понять, бог чего Антей и какое место он занимал на Олимпе.
Литература
Имя великана не раз упоминается в произведениях литературы:
- «Схолиасты о Пиндаре»;
- «Схоли«Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера»;асты о Пиндаре»;
- «Древнегреческие мифы», др.
Особенное внимание Антею уделяли филологи и исследователи.
Образ великана в литературеЖивопись
Свои произведения искусства сыну Посейдона и Геи уделяли античные художники. Зачастую его иллюстрировали в облике сильного, высоко мужчины. Его тело слегка прикрывала набедренная повязка или кусок ткани. В своих работах живописцы использовали разные тона. Практически все из существующих картин отображают сражение Антея с Гераклом.
Художники:
- Ханс Бальдунг;
- Антонио дель Поллайоло, др.
Помимо этого, существует огромное количество скульптур Антея.
Бог силы в представлениях художников ТатуировкаДревнегреческие мифы с течением времени легли в основу многих произведений и перекочевали в искусство татуировок. В портфолио мастеров можно встретить и иллюстрации Антея. Подобные рисунки всегда несут в себе определенную смысловую нагрузку, например, отображают характер человека или какие-либо черты его характера.
На заметку! В некотором роде татуировки представляют собой продолжение человека, поэтому к их выбору необходимо подходить особенно и внимательно.
Как правило, татуировки Антея отображают любовь человека к истории или древнегреческой мифологии. Помимо этого, они могут указывать на взбалмошность носителя, его непокорность и стремление к поединкам. Общая концепция тату должна быть гармоничной. При желании ее можно дополнить какими-либо другими элементами.
Заключение и картинки Антея
Эллада – это удивительное место, ставшее колыбелью современной культуры. Здесь было создано огромное количество мифов, картин и скульптур. Довольно интересной была легенда об Антее, могущественном порождении Посейдона и Геи. Великан славился своей силой, которую брал от самой земли. Согласно преданиям, они был царем Ливии и надежно защищал границы города от чужаков.
Всех попутчиков Антей вызывал на сражение, из которого неизменно выходил победителем. Однажды на пути гиганта встал Геракл, который в те времена служил у царя и выполнял 12 подвигов. Хитростью герою удалось убить бога силы Антея и прервать его полосу везения.
Картинки Антея
Часто задаваемые вопросы по теме
Антей бог чего в Древней Греции?
В древнегреческой мифологии Антей был богом силы.
Кем были родители великана?
Родителями гиганта была Посейдон – бог морей и океанов, а также Гея – богиня земли.
Кто сумел одолеть царя Ливии?
Одолеть неприступного Антея смог Геракл, сын Зевса, великий древнегреческий герой.
Была ли у гиганта семья?
Да, у великана была супруга и двое детей.
Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Telegram
Share on pinterest
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Пожалуйста оцените статью!
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средний рейтинг 5 / 5. Подсчет голосов: 1
Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит!
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Мишулин А.

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделу Греческий мир
Мишулин А.В.Миф об Антее у древних авторов
(Очерк из античной мифологии)
Вестник древней истории, 1938, № 1.
[93] — конец страницы.
Греческая мифология представляет собой богатейший арсенал образов, созданных эпическим творчеством народов древней Греции. Образы олимпийских богов, в которых персонифицируются стихии природы, образы славных героев (Тезей, Геракл, Антей), в которых народное творчество греков воплощало человеческую мощь и доблесть, наконец, бесчисленный мир мелких божеств (муз, дриад и т.
К числу интереснейших мифологических сюжетов, которые завещаны эпосом древней Греции в наследство мировой литературе, является миф об Антее.
С этим мифом мы столкнулись вновь в связи с подробным приведением его в речи товарища Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г.
Легенда об Антее в тех или иных вариантах сложилась очень давно и может быть прослежена в мифологии у самых различных народов древности. В древней Вавилонии, у греков и римлян, в былинном эпосе древних славян (Илья Муромец, Микула Селянинович), у народов Средней и Восточной Азии был свой Антей, свой мифологический «сын земли». Но нигде, как у древних греков, не была столь систематизирована мифология, столь художественно разработаны отдельные сюжеты из жизни богов и героев, «людей неба и земли». Вот почему и миф об Антее, хотя и кратко, но более образно и законченнее оказался переданным нам от древних греков.
Антей — народный герой. Происхождение имени Антея современная лингвистика еще недостаточно изучила. До сих пор считали, что Антей — это «противоборец», и производили имя этого героя от греческого слова αντάω, что значит: противостою, нахожусь в борьбе. Такая внешняя интерпретация, конечно, недостаточна и мало что дает нам. Дальнейшее изучение происхождения слова Антей должно идти по линии раскрытия его семантики, установления, из каких условий народной жизни, из каких корней древнегреческих понятий выросло и сложилось имя Антей. Древние греки миф об Антее не дали в отдельном, изолированном сюжете. Он был включен в эпопею подвигов Геракла, другого героя классической древности. О Геракле, как известно, слагалось много легенд, и различные [93] писатели древности передали нам двенадцать его знаменитых подвигов, среди которых на одиннадцатом месте стоит единоборство Геракла с Антеем. Только в связи с этими подвигами Геракла передается известный миф об Антее.
Знаменитый одиннадцатый подвиг приводит нас к мифу об Антее. Геракл отправляется на Дальний Запад, где на берегу океана росло дерево, приносившее золотые яблоки. Дерево это находилось в душистом саду Атланта, исполина, на плечах своих державшего свод небесный. За этим деревом ухаживали дочери исполина, нимфы Геспериды. Гераклу предстояло достать три золотых яблока с этого чудесного дерева. И вот, прежде чем Геракл сумел обмануть Атланта и достать яблоки Гесперид, ему предстояло испытать ряд приключений. Направляясь к Атланту, он должен был проехать через древнюю Ливию (север Африки). Там встретил его исполин Антей, который и вызвал его на борьбу. Этот сын Земли обладал неодолимой силой, ибо, пока Антей прикасался к матери Земле, он становился непреодолимым. Но Геракл охватил руками его, высоко поднял над Землей, согнул и лишил жизни. Оторванный от Земли сын ее потерял свою мощь и поэтому не мог больше сопротивляться. Так погиб великий исполин, о котором потом слагали различные легенды в народном эпосе.
В этой краткой форме, как выше мы передали сказание об Антее, оно дошло до нас от Аполлодора (II в. до н.э.). Этот автор написал дошедшую до нас «Мифологическую библиотеку», в которой он старался изложить греческую мифологию, пользуясь данными логографов о древнейших теогониях до Тезея. Хотя Аполлодор и является одним из самых ранних писателей из тех, которые в законченном виде передают нам миф об Антее, но писатель этот излагает миф слишком официально, без деталей и, главное, почти целиком подчиняет его мифу о Геракле. Это заставляет нас обратиться к другим источникам, хотя и более позднего времени, но вскрывающим более подробно детали мифа об Антее. Данные других авторов и их анализ, как мы покажем ниже, определенно устанавливают, что, вопреки версии Аполлодора, об Антее ходили различные другие сказания. Миф этот был весьма популярен в народном эпосе, но Аполлодор особенно им не интересовался. Ему нужен был всего лишь один сюжет в связи с проводимым им восхвалением подвигов Геракла.
Об Антее писали многие авторы древности до Аполлодора, однако их данные до нас не дошли. О популярности мифа об Антее среди писателей древности, в особенности логографов, говорит «Мифологическая библиотека», располагавшая тогда различными древними произведениями на эту тему со включением и мифа об Антее. О популярности сказания об Антее говорят и дошедшие до нас краткие свидетельства по различным поводам двух авторов задолго до Аполлодора: Пиндара и Платона.
Пиндар в двух своих одах передал нам некоторые детали сведений об Антее. В девятой истмийской оде, посвященной победителю в состязаниях на Коринфском перешейке Мелиссу, Пиндар сообщает любопытные отдельные сведения об Антее. Последний, по свидетельству поэта, царствовал в Ливии, в стране, обильной пшеницей. Царствовал там Антей, имея прекрасные чертоги, а «храм Посейдона покрыл он черепами странников», вторгавшихся в эту страну извне (Пиндар, Истм. оды, IV, 9, 5). В этом сообщении интересны, следовательно, два момента, на которых поэт и фиксирует свое внимание. Это, во-первых, богатство царства Антея, [94] обилие пшеницы, что в глазах грека, представителя малоплодородной страны, представляется как нечто, являющееся источником изобилия.
В другом свидетельстве Пиндара, в честь Телесикрата Киренского (Пиндар, Пифич. оды, IX, II, 9) сообщается другая интересная деталь, связанная с внутренней семейной жизнью Антея. Царь Ливии столицей своей имел город Ирассу; там находилась резиденция его и его семьи. В этом городе однажды было организовано известное в древности беговое состязание, в котором принимали участие и греческие герои. По примеру Даная в Аргосе это состязание затеял Антей в связи с замужеством его дочери. «Кудревласая дщерь Антея», говорит Пиндар, славилась знаменитой своей красотой. Известные герои из соплеменников и из греков добивались ее руки. Антей решил дать свою дочь тому, кто на состязаниях первым придет к финишу и коснется руки его дочери.
К восстановлению мифа об Антее мы здесь получаем сведения о столице мифического царства Ливии и о некоторых, правда, второстепенных, но не лишенных интереса, с точки зрения античных отношений, элементах внутренней жизни этого царства.
Если Пиндар, автор VI в. до н.э., рассказывает об Антее, то, очевидно, этот миф был известен задолго до него. Использование его в поэзии говорит даже о том, что он был широко популярен в народе. Об этой популярности образа Антея в целом говорит и краткое свидетельство Платона, который в диалоге «Феэтет» (Платон, Феэтет, 169b., пер. Карпова) диалектические способности своего учителя Сократа сравнивает с неотразимостью Антея. Так, словами математика Феодора из Кирены Платон следующее говорит о Сократе: «Ты поступаешь скорее подобно Антею: подошедшего к тебе не отпускаешь, пока не принудишь его раздеться и сразиться с тобой на словах».
Но если у нас мало исторических данных от ранних писателей древности для восстановления мифа об Антее, по возможности в различных его деталях, то сохранившиеся свидетельства поздних авторов уже римской, по преимуществу, эпохи позволяют более обстоятельно восполнить картину и восстановить ее в деталях.
Об Антее разбросан ряд замечаний в «Собрании греческих эпиграмм» (Палатинская антология), у Квинта Смирнского, у географа Страбона (XVII, 82, § 9), Овидия (Метаморфозы, IX, 183), Павсания (IX, 11, 6). Полнее сведения у Диодора Сицилийского, Плутарха, Каллистрата. У других писателей и поэтов древности, как, например, у Лукана в «Фарсалиях» (IV, 590), Стация в «Фиваиде» (VI, 893), Гигина (в отрывках) эти замечания об Антее весьма фрагментарны и порою, как у Овидия, сводятся к упоминанию всего лишь в одну строку. Весь этот список поздних авторов интересен с той стороны, что в мифологических версиях поздней античности Антей не терялся, твердо сохранял свое место и через ранние писания или современные, державшиеся в народе, сказания передавался в памяти [95] поколений, как незабываемый образ античного героя. Как Прометей или Спартак, Геракл или Тезей, так и Антей являлись в народной молве хорошо понятными, яркими образами и сохранившимися в литературе до самого конца античности.
Мы не будем перебирать все эти упоминания об Антее. Некоторые из них носят просто случайный характер. Остановимся только на двух-трех авторах, сведения которых ценны тем, что они дают нам действительно материал для восстановления античного мифа об Антее. С этой точки зрения интересны прежде всего сообщения Диодора Сицилийского, который в первой книге своей «Исторической библиотеки» дает два экскурса в связи с Антеем. По мнению этого автора (Диодор, Hist. bibl., Ι, 17, 3), царство Антея было основано египетским богом Озирисом, который Геракла сделал владыкой Гераклеи, Бусирида — стран, лежащих в сторону Финикии, а Антея сделал царем Ливии и Эфиопии (των δε κατα την Αιθιοπίαν και Λιβύην Άνταιον).
В другом месте этой книги (I, 17, 5) Диодор сообщает, что в классической древности известно было поселение Антея, названное в честь одноименного героя, погибшего в битве с Гераклом во времена Озириса (по Диодору). В восточной мифологии это поселение Антея находилось в Аравии, очевидно, недалеко от Египта, и было известно тем, что здесь был, согласно Диодору, похоронен верховный бог Египта Озирис, убитый злодейски своим братом (της νυν Ανταίοσ κώμης … την προσηγορίαν δ’ειχεν από του κολασθέντος υφ’ ‘Ηρακλέους ‘Ανταίου, του κατα την ‘Οσίριδος ηλικίαν γενομένου).
Что касается упоминания Диодора еще в другой книге (IV, 23, 3), то оно не так интересно, поскольку здесь повторяется уже известная версия о гибели Антея. Приведенные замечания Диодора интересны в той связи, что они намечают некоторую связь античного мифа об Антее с каким-то известным в эпоху этого писателя подобным сюжетом из восточной мифологии. Весьма вероятно, хотя это остается еще до сих пор неисследованным, что этот миф имелся и у народов Египта и, что еще более реально, в Вавилонии (например, в мифе о Гильгамеше). Изучение мифологического материала в народном эпосе древности должно будет вскрыть более детально различные черты образа Антея у отдельных народов.
Остановимся теперь на интересном сообщении Плутарха. Об Антее он оставляет свои замечания в биографии Сертория. «Серторий, — говорит Плутарх, — осадил г. Тингис (ныне Танжер. — А.М.)… по африканским преданиям, здесь находилась могила Антея. Не веря рассказам туземцев о его высоком росте, Серторий приказал разрыть его могилу. Говорят, что он нашел труп в шестьдесят локтей длиной. В изумлении он принес жертву и велел зарыть могилу, чем увеличил уважение к Антею и его известность. Тингисцы рассказывают легенду, что после смерти Антея жена его Тингида вышла замуж за Геракла (την γυναικα Τίγγην ‘Ηραχλει συνελθειν…). Сын их Софак сделался царем в этой стране и основал город, назвав его в честь своей матери. Сын Софака Диодор царствовал над многими африканскими народами, так как в его распоряжении находилось греческое войско, набранное из поселенных здесь Гераклом ольвийцев и микенцев. Обо всем это сообщает нам, — заключает Плутарх, — историк Юба» (Плутарх, Серторий, 9).
В этом сообщении для нас интересны и те замечания об «уважении к Антею и его известности» в древности, еще более увеличенном Серторием, как и те данные, которыми восполняется судьба рода Антея после смерти [96] последнего. Характерно, что сведения об образовании после гибели Антея новой столицы Ливийского царства в Тингисе, на севере Мавритании, сохранил нам только Плутарх, пользовавшийся данными историка Юбы. Косвенные свидетельства об этом дает и Страбон, который в своей «Географии», опираясь на римского историка Габиния, говорит, что гробница Антея действительно находилась в Мавритании. Правда, он говорит о гробнице «подле г. Линга» (Геогр., XVII, 3, § 8), но это и должно указывать на Тингис, который был в действительности недалеко от Линга. Надо признать интересными и сведения Плутарха о продолжении рода Антея в его царстве, так как это приоткрывает генеалогию нумидийских царей. Ведь, согласно Страбону, как раз род нумидийских царей и восходит к роду Антея. После мифических Софака и Диодора идут ведь как раз те нумидийские цари, с которыми Рим имеет дело посредством своего оружия. Таким образом, потерянные данные историка Юбы, частично переданные Плутархом в биографии Сертория, позволяют рассматривать миф об Антее, как восточный миф, причем нумидийского происхождения. Во всяком случае, в эпоху Юбы и Плутарха в литературе широко было распространено возведение генеалогии нумидийских царей к роду Антея, как и римских императоров к роду Энея-Юла. Наконец, одно из полных и законченных описаний мифа об Антее дается у представителя греческой риторической литературы II—III вв. — Филострата старшего. Этот автор, наряду с Филостратом младшим и Каллистратом, оставил нам интереснейшее описание произведений греческого искусства и, главным образом, картин. Каллистрат в этом отношении пошел дальше и дал даже описание произведений скульптуры. В своем искусстве, как мы знаем, древние греки отражали весьма полно различные мифологические сюжеты.
В вазовой живописи, остатки которой дошли до нас, по преимуществу, только в описаниях, в скульптуре и орнаментации, всюду можно проследить комплекс греческих представлений на мифологические темы о богах и героях.
Для нас сейчас особый интерес представляет Филострат старший, который оставил нам описание картины «Антей». Мы не можем в настоящее время решить вопрос, действительно ли такая картина существовала в древности или она предстает перед нами в художественно-литературных красках самого Филострата. Из дошедших до нас памятников материальной культуры видно, что тема об Антее интересовала многих художников, занесших сюжет этого мифа на вазы, живопись которых, в частности, об Антее, частично сохранилась. Возможно, что на эту тему писались и целые картины. Но если описываемой у Филострата картины и не было никогда в действительности, то ее, пускай только литературно-художественное, описание творческой фантазией искусного ритора имеет не меньшее значение, чем любая картина. По этому описанию мы в состоянии будем установить весь арсенал тех мифологических представлений и фантастических понятий, которые автор черпал из народного эпоса, из жизни, из обыденных житейских представлений, чтобы своими собственными руками нарисовать литературный портрет Антея.
Описание «картины» Антея у Филострата столь живо и увлекательно передается и в то же время столь законченно и подробно, что его придется привести более детально, как не имеющее себе равного описания интересующего нас мифологического сюжета.
Антей, — говорит Филострат, — «похож на какого-то дикого зверя; еще немного, и он был бы подобен ему как длиною своего тела, так и его [97] шириной; шея у него вросла в плечи, рука у него заведена назад, а также и плечи, обозначая тем силу. Грудь и живот у него как бы выкованы из железа; его кривые, противные ноги хотя дают нам понятие о силе Антея, показывают еще, как грубо сколочен он, и что нет у него ни искусства, ни изящества формы. Кроме того, Антей еще черный, так как солнце своими лучами окрасило его в этот цвет (ετι και μέλας ‘Ανταιος κεχωρηκότος αυτω του ηλίου ες βαφήν)».
«Таков вид обоих борцов (Геракл описан ранее. — А.М.) Ты видишь их уже в борьбе, вернее, кончивших эту борьбу, и Геракла ты видишь уже победителем. Он его задушил, подняв над землею, так как земля помогала Антею в борьбе, выгибаясь и как рычаг поднимая его, когда он падал на землю. Не зная, что ему делать с землей, Геракл схватил Антея посредине туловища, повыше подвздоха, там, где ребра; положил его прямо на бедро и, скрестивши обе руки, локтем вдавил его мягкий живот, там, где дыхание; он выдавил из него весь дух и убил, направив на его печень его же острые ребра. Ты видишь, как Антей жалобно кричит и смотрит на землю, которая ни в чем уже не может ему помочь, а Геракл в сознании своей силы улыбается, радуясь тому, что он совершил» (Филострат, II, 21, 5).
Интересно, что, по сообщению Филострата, боги наблюдали за происходившей борьбой и симпатизировали не Антею, а Гераклу.
«Эта вершина горы, смотри, она изображена не напрасно, но можешь себе представить, что на ней сидели боги, смотря на эту борьбу; вот изображено и золотое облако, которым прикрытые, думаю я, сидели они. И Гермес, вот этот, идет к Гераклу, чтобы его увенчать венком за то, что он так отлично провел перед ним борьбу». (Филострат, II, 21, 6),
Если обычно миф об Антее на этом заканчивается, то у Филострата это не так. Он его продолжает, чтобы как-то показать отмщение Гераклу за смерть Антея. Он рисует другую картину под названием «Геракл среди пигмеев», где показывается испытание Геракла после смерти Антея.
Описание этой картины столь художественно и интересно, что мы его также приведем подробно.
«Когда Геракл спал в Ливии после своей победы над Антеем, на него напали пигмеи, говоря, что хотят отомстить за Антея; они утверждают, что они родные братья Антея, одного с ним рождения; не атлеты они, в борьбе с ним не равны, но так же, как он, землей рождены, и вообще они сильные существа: когда выходят они из земли, как волны волнуется с самого низу песок»… «Но что за смелость у них? Они решили напасть на Геракла и убить его, когда он спит, а ведь они должны были бояться его, даже когда он не бодрствует. Геракл спит на мягком песке, так как усталость охватила его, и всей грудью он дышит во время сна открытым ртом, весь исполненный сна. Сам сон стоит около него в человеческом виде, ставя себе в великую честь, что свалил Геракла. Лежит здесь и Антей, но искусство художника сумело изобразить Геракла живым и теплым, а Антея же мертвым, застывшим, показывая, что в таком лишь виде он был отдан земле. Войско пигмеев окружило Геракла, одна их фаланга идет войной на левую его руку, два другие отряда нападают на правую, более сильную, а обе его ноги осаждены стрелками и толпой пращников, пораженных ужасом при виде геракловых икр. Те же, кто идут войной на его голову, пододвигают машины, как будто к какой-нибудь крепости, к волосам прикладывают огонь, а к носу, думаю, двери, так, чтобы Геракл [98] даже не мог и дышать, когда будет захвачена его голова. Вот что они делают около спящего» (Филострат, II, 22, 1-4).
Дальнейшее описание этой картины, напоминающей нам во многом Гулливера и лилипутов, сводится к концу, прямо обратному тому, что имеется в сатире знаменитого Свифта.
Филострат показывает далее пробуждение Геракла, который встает и смеется над пигмеями и, наконец, расправляется с ними, собрав их всех в свою львиную шкуру.
Таков финал картины занимающего нас мифа об Антее в описании Филострата. Из всего этого детального описания картин, связанных с Антеем, бросаются в глаза как те новые, отсутствующие у других писателей об Антее моменты, так и те старые, которые в передаче Филострата позволяют вскрыть первоначальное античное сказание об этом герое. В частности, и Филострат говорит об Антее, как о восточном герое, жителе Ливии, черной от солнца кожей отличавшемся от Геракла. В этом косвенно также сквозит восточное происхождение самого мифа, что заставляет нас искать первоначальный образ Антея в восточной мифологии.
Нельзя не отметить в античной историографии особой тенденции поднять Геракла над Антеем, несмотря на все безыскусственное уважение к последнему. Антей — герой, но Геракл его побеждает.
Так получается в античной мифологии потому, что Геракл стоит на службе богов, он с ними связан и в конце концов за свои подвиги он и обожествляется. Антей же представляет собой силы, скорее противоречащие богам, подобно тому, как противостояли им гиганты (титаны). Недаром Антей, как и гиганты, рожден Геей — богиней земли. Весьма вероятно поэтому, что в борьбе Антея и Геракла сквозит отзвук мифологических сказаний о борьбе богов и гигантов, что представляет собой уже большой и самостоятельный сюжет из античной мифологии, подлежащий отдельному рассмотрению.
Античная историография часто была крайне тенденциозной и, конечно, в описании богов и гигантов занимала позицию официальной религии и культа олимпийских богов.
И при всем этом миф об Антее не третировался; он часто описывался и, очевидно, сильно поддерживался в народных сказаниях. По народным представлениям, даже могила Антея была окутана священным ореолом. Древние сказания передают об обычае разрыхлять землю на могиле Антея, чтобы вызвать дождь в слабо орошаемой Мавритании. Следует еще раз подчеркнуть, что в искусстве древних греков Антей находил свое отражение. Нельзя не сказать, что, по сообщению Павсания, на фронтоне храма в Фивах красовалось изображение Антея, борющегося с Гераклом, причем это было сделано знаменитым Праксителем, который, изображая двенадцать подвигов Геракла» вместо одного из них (очищения Элейской страны) дал борьбу его с Антеем (Paus., IX, 11, 6). {Не ваять же выгребание навоза, в самом деле? — OCR}
Задачей науки является сведение воедино всех тех данных искусства и литературы древних, которые позволяют нам восстановить миф во всей его полноте.
Другой задачей науки является изучение того, как образ Антея передавался в литературе веков, в особенности в новое время. Ведь интересно, что такие образы, как Прометей, Спартак и Антей, были наиболее популярными со времен Французской буржуазной революции. По литературе начала XIX в. можно проследить, что если античный образ Спартака [99] имел значение призыва к революционной борьбе, то образ Антея являлся символом неодолимой мощи, неисчерпаемой силы масс, связанных с матерью землей.
Дальнейшей задачей в разработке мифа об Антее является, таким образом, разрешение, во-первых, проблемы восточного происхождения этого мифа или, по крайней мере, связи его с восточной мифологией, во-вторых, проследить, как он изображается в мифологических представлениях «сына земли» у народов СССР, и, наконец, какое отражение нашел этот миф в позднейшей художественной литературе.
Выступление товарища Сталина, использовавшего в своей исторической речи образ Антея, должно заставить нас, историков, разработать этот полузабытый миф и воскресить образ того героя античности, который в памяти человечества является лучшим символом неодолимой силы матери земли.
Написать нам: halgar@xlegio.ru
|
Антей | Злодеи Вики | Фэндом
в: Мифологические Злодеи, Мужчина, Умерший,
и еще 7
Посмотреть исходник Антей был злодеем в греческой мифологии.
Биография
Антей был гигантским сыном морского бога Посейдона и богини Земли Геи. Живя в Ливии, он регулярно вызывал прохожих на борцовские поединки. Из-за того, что он был сыном Геи, он набирал силу каждый раз, когда его противник бросал его на землю. Затем Антей убивал их и использовал их черепа, чтобы построить храм Посейдону.
Греческий герой Геракл встретил Антея на пути к дракону Ладону. Приняв вызов Антея, он вскоре совершил ошибку, повалив Антея на землю, что позволило ему стать сильнее. Однако сам Геракл был божественного происхождения, будучи сыном Зевса, поэтому Антей не смог победить его, и битва продолжалась. В конце концов Геракл понял, что Антей получил свою силу от Земли и поднял его в воздух, чтобы отделить его от источника энергии. Затем он раздавил скелет Антея и бросил его труп на землю.
Навигация
Известные легенды Легенды демонологии Страницы значений Боги и духи Фоморы Боги Ханаана Боги Египта Боги Месопотамии Боги Олимпа Титаны Йотунн Другие божества Духи: Диббук | Эль Сильбон | Получить | Хиннагами | Хендрик Ван дер Декен | Ла Йорона | Ла Сайона | Ла Виуда | Ла-Санта-Компанья| Маккензи Полтергейст | Мокой | Майлинг | Полтергейсты | Слуа | Скупой Джек | Умибодзу | Неблагой Двор Страницы значений Люди и гуманоиды Монстры, животные и антропоморфные существа Общие легенды Криптиды Современные легенды Одержимые предметы См. |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Антей в греческой мифологии — Греческие легенды и мифы
Антей был одним из великанов, о которых говорится в греческих мифологических сказках, и великаном, с которым столкнется Геракл.
Антей, сын Геи
Антей был назван сыном Геи (Земля) и Посейдона. Антея называли великаном, но в древних источниках не было дано его физического описания, а то, что в греческой мифологии называли великаном, не обязательно делало их гигантскими по росту. Например, Gigantes были названы великанами за их огромную силу, а не обязательно за их рост. При этом многие из сыновей Посейдона были высокими, в том числе Алоадов . |
В одном историческом отчете говорится, что Антей был ростом 60 локтей (85 футов), но это происходит не из мифологического рассказа, а из отчетов об экспедиции Квинта Сертория в Северную Африку. В этом рассказе Серторий, как говорят, видел курган Антея с костями мертвого великана внутри.
Антей из Ливии
Говорят, что Антей жил в пустынной местности Ливии. Для древних греков Ливия была большой территорией, протянувшейся через Северную Африку от побережья Атлантического океана до реки Нил. Однако Антей, похоже, был связан с местами в современном Марокко, включая Танжер и реку Ликсос.
Одни называют Антея защитником Ливии, другие видят в нем всего лишь разбойника, охотящегося на неосторожных.
Антей был известен тем, что вызывал тех, кто проходил через Ливию, на борцовский поединок, поединок, в котором Антей неизменно побеждал, а его противники оставались мертвыми. Также было сказано, что Антей использовал черепа тех, кто умер, при строительстве храма, посвященного Посейдону.
Антей и Геракл
Во время путешествия в Сад Гесперид , чтобы собрать золотые яблоки для своего одиннадцатого подвига, Геракл путешествовал по Ливии и, конечно же, пересекался с Антеем. Таким образом, каждый раз, когда Геракл бросал или прижимал Антея, великан возвращался таким же сильным, как прежде. | Битва Геракла с Антеем — Франсиско де Сурбаран (1598–1664) — PD-art-100 |
Тогда богиня Афина посоветовала Гераклу поднять Антея ввысь, чтобы он больше не касался земли. Это сделал Геракл, и, оторвав ноги Антея от земли, Геракл сломал ему ребра, убив его.
Тингис и Ифиное
В более поздних сказаниях говорится о том, что Геракл спал с Тингей, женой Антея, после того, как греческий герой убил ее мужа; Тинге был эпонимом Тингис (Танжер). От этих отношений родился сын Софакс, который стал защитником Ливии после смерти своего отца и, как говорят, был предком многих берберских королей. |