Список царей Шумера и Аккада
Список царей Шумера
Содержание
|
Ранний Династический I
(ок. 2750 — 2615 до н. э.)
Допотопные цари
Срок правления нижеследующих царей измеряется в шумерских числительных единицах известных как «шар» (3600 лет), «нер» (600 лет), и «сосос» (60 лет).[1]
Ранний Династический II
Первая Династия Киша
29 (XXIX) век до н. э. — 27 (XXVII) век до н. э.
Главенство переходит к Уруку
Первая династия Урука
29 (XXIX) век до н. э. — 26 (XXVI) век до н. э.
Главенство переходит к Уру
Первая династия Ура
26 (XXVI) до н. э. — 24 (XXIV) век до н. э.
Ранний Династический III
Первая Династия Лагаша
Первая династия Лагаша не упоминается в Царском списке, однако хорошо известна из других письменных памятников
2500 до н. э. — 2312 до н. э.
- начало XXV века до н.
э. : Ур-Нанше - 1-я пол. XXV века до н. э. : Акургаль
- ок. 2450 — 2425 до н. э. : Эанатум
- конец XXV века до н. э. : Энаннатум I
- ок. 2360 — 2340 до н. э. : Энтемена
- ок. 2340 — 2334 до н. э. : Энаннатум II
- ок. 2334 — 2328 до н. э. : Энентарзи
- ок. 2328 — 2319 до н. э. : Лугальанда
- ок. 2319 — 2311 до н. э. : Уруинимгина
Династия Авана
Главенство переходит к Кишу
Вторая династия Киша
25 (XXV) век до н. э.
Главенство переходит к Хамази
Династия Хамази
ок. 2400 до н. э.
Главенство переходит к Уруку
Вторая династия Урука
2400 до н. э. — 2336 до н. э.
Главенство переходит к Уру
Вторая династия Ура
Главенство переходит к Адабу
Династия Адаба
Главенство переходит к Мари
Династия Мари
Главенство переходит к Кишу
Третья династия Киша
24 (XXIV) век до н.
э. — 23 (XXIII) век до н. э.
Главенство переходит к Акшаку
Династия Акшака
2500 до н. э. — 2315 до н. э.
Главенство переходит к Кишу
Четвертая династия Киша
Потомки Ур-Забабы продолжали править и при аккадских царях, видимо подчиняясь им лишь номинально. «Царский список» также называет ещё пять царей, владевших Кишем вплоть до 2250 года до н. э.
Главенство переходит к Уруку.
Династия Уммы
Третья династия Урука
2336 — 2311 до н. э.
Главенство переходит к Аккаду
Династия Аккада
2316 до н. э. — 2170-х до н. э.
Главенство переходит к Уруку
Четвертая династия Урука
2150 до н. э. — 2120 до н. э.
Из «Царского списка» известно, что 4-я династия Урука состояла из пяти царей, которые правили Уруком в годы, когда на территории Междуречья и собственно в самом городе Уруке господствовали племена гутиев. Кроме имен правителей иных сведений о них ничего неизвестно.
Возможно правили только в южном Междуречье, современники Династии Аккада.
Главенство переходит к гутиям
Гутии
22 (XXII) век до н. э.
Главенство переходит к Уруку
Вторая Династия Лагаша
(одновременно с гутиями). ок. 2136 до н. э. — ок. 2109 до н. э.- ок. до н. э. — до н. э. : Лугаль-ушумгаль
- ок. до н. э. — до н. э. : Пузур-Мама
- ок. до н. э. — до н. э. : Ур-Мама
- ок. до н. э. — до н. э. : Ур-Нинсун
- ок. 2155 — 2142 до н. э. : Ур-Баба
- ок. 2142 — 2116 до н. э. : Гудеа
- ок. 2116 — 2111 до н. э. : Ур-Нин-Нгирсу
- ок. 2111 — 2110 до н. э. : Какуг
- ок. 2110 — 2109 до н. э. : Лу-Баба
- ок. 2109 — 2108 до н. э. : Лу-Гула
- ок. 2108 — 2104 до н. э. : Наммахани
- ок. 2104 — 2097 до н.
э. : Ур-Аба - ок. 2097 — 2096 до н. э. : Урнгар
- ок. 2096 — 2076 до н. э. : Пиригме
- ок. 2069 — 2063 до н. э. : Лукани
- ок. 2063 — 2057 до н. э. : Ур-Лама
Пятая Династия Урука
2112 — 2104 до н. э.
- ок. 2112 — 2104 до н. э. : Утухенгаль
Главенство переходит к Уру
Третья Династия Ура
2112 до н. э. — 2003 до н. э.
- 01. ок. 2112 — 2094 до н. э. : Ур-Намму
- 02. ок. 2094 — 2046 до н. э. : Шульги
- 03. ок. 2046 — 2038 до н. э. : Амар-Суэн (или Бур-Син I)
- 04. ок. 2037 — 2028 до н. э. : Шу-Суэн
- 05. ок. 2028 — 2003 до н. э. : Ибби-Суэн
Главенство переходит к Иссину
Первая Династия Исина
(ок. 2017 — 1794 до н. э.) правила 223 года
- 01. ок. 2017 — 1985 до н.
э. : Ишби-Эрра - 02. ок. 1985 — 1975 до н. э. : Шуилишу
- 03. ок. 1975 — 1954 до н. э. : Иддин-Даган
- 04. ок. 1954 — 1935 до н. э. : Ишме-Даган
- 05. ок. 1935 — 1924 до н. э. : Липит-Иштар
- 06. ок. 1924 — 1896 до н. э. : Ур-Нинурта
- 07. ок. 1896 — 1874 до н. э. : Бур-Син II
- 08. ок. 1874 — 1869 до н. э. : Липит-Эллиль
- 09. ок. 1869 — 1861 до н. э. : Эрра-имитти
- 10. ок. 1861 — 1837 до н. э. : Эллиль-бани
- 11. ок. 1837 — 1834 до н. э. : Замбия
- 12. ок. 1834 — 1831 до н. э. : Итер-пиша
- 13. ок. 1831 — 1828 до н. э. : Урдулькуга
- 14. ок. 1828 — 1817 до н. э. : Син-магир
- 15. ок. 1817 — 1794 до н. э. : Дамик-илишу I
Династия Ларсы
(ок. 2025 — 1763 до н. э.
- 01. ок. 2025 — 2005 до н. э. : Напланум
- 02. ок. 2005 — 1977 до н. э. : Эмициум
- 03. ок. 1977 — 1942 до н. э. : Самиум
- 04. ок. 1942 — 1933 до н. э. : Забайя
- 05. ок. 1933 — 1906 до н. э. : Гунгунум
- 06. ок. 1906 — 1895 до н. э. : Абисарихи
- 07. ок. 1895 — 1866 до н. э. : Суму-Эль
- 08. ок. 1866 — 1850 до н. э. : Нур-Адад
- 09. ок. 1850 — 1843 до н. э. : Син-иддинам
- 10. ок. 1843 — 1841 до н. э. : Син-эрибам
- 11. ок. 1841 — 1836 до н. э. : Син-икишам
- 12. ок. 1836 — 1835 до н. э. : Цилли-Адад
- Кудурмабуг
- 13. ок. 1835 — 1823 до н. э. : Варад-Син
- 14. ок. 1823 — 1763 до н. э. : Рим-Син
См. также
- Син-кашид
Литература
- Сычев Н.
Книга Династий.— М.:Издательство АСТ,2005.—С.960.—ISBN 5-17-032495-2
Примечания
- ↑ Christine Proust, Numerical and Metrological Graphemes: From Cuneiform to Transliteration, Cuneiform Digital Library Journal, 2009, ISSN 1540-8779
- ↑ Harriet Crawford, Sumer and the Sumerians, Cambridge University Press, 2004, ISBN 978-0-521-53338-6
- ↑ 1 2 [1] Gilgameš and Aga Translation at ETCSL
- ↑ Chronicle of the É-sagila
- ↑ Chronicle of É-sagila
- ↑ Эти эпитеты или имена включены не во все версии «Царского списка»
- ↑ Эти эпитеты или имена включены не во все версии «Царского списка»
- ↑ Эти эпитеты или имена включены не во все версии «Царского списка»
Шумерский список царей — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э. в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в промежутке времени 2100-1900 гг.
до н.э. был оформлен и записан интересный литературный памятник, который можно считать псевдоисторическим источником. По своей структуре он несколько напоминает хронику. Этот произведение получило название в шумерологической науке «Царского Списка».
Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, на месте некогда процветающих шумерских городов, лишь немногие могут сравниться с этим списком. В древним манускриптом, изначально написанным на шумерском языке, где указаны цари Шумера (древнего государства на юге современного Ирака) из собственно шумерских и соседних династий, их предположительные сроки правления и месторасположение «официальной» монархии. Уникальность данного артефакта заключается в том, что он объединяет по-видимому мифических додинастических правителей с правителями, чье историческое существование было подтверждено.
Первый фрагмент этого редкого и уникального текста на 4000-летней клинописной табличке был найден в начале двадцатого века немецко-американский ученым Германом Хильпрехтом на месте древнего Ниппура и опубликован в 1906 году.
Со времени находки Хильпрехта, были обнаружены, по крайней мере, еще 18 других экземпляров Списка царей, большинство из которых относятся ко второй половине династии Исина (ок. 2017-1794 гг. до н.э.). Ни один из этих документов не является копией другого. Тем не менее, есть достаточное количество общего содержания во всех вариантах списка, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что они связаны с одним общим «стандартным» изложением шумерской истории.
Давайте узнаем подробнее про этот артефакт:
Шумер (иногда также называемый Шумерией) является местом самой ранней из известных цивилизаций и расположен в самой южной части Месопотамии между реками Тигром и Евфратом, в области, которая позже стала Вавилонией, а в настоящее время является югом Ирака, простираясь от окрестностей Багдада до Персидского залива.
К 3-му тысячелетию до н.э., Шумер был областью, где располагались, по крайней мере, двенадцать отдельных городов-государств: Киш, Урук, Ур, Сиппар, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-тибра и Ларса.
Каждое из этих государств представляло собой окруженный стеной город с близлежащими деревнями и землями, в каждом таком городе-государстве поклонялись собственному божеству, чей храм был центральным строением города. Политическая власть первоначально принадлежала гражданам, но, по мере обострения соперничества между различными городами-государствами, был принят институт царской власти.
Согласно записям «Списка царей Шумера», восемь правителей царствовали до великого потопа. После Потопа, различные города-государства с их царскими династиями временно брали верх и устанавливали свое господство над другими.
Среди всех экземпляров «Списка царей Шумера», призма Вельда-Бланделла, входящая в клинописную коллекцию Музея Ашмола в Оксфорде, представляет собой наиболее объемную по содержанию версию, а также наиболее полную копию Списка царей.
Призма высотой в 8 дюймов имеет четыре стороны с двумя колонками на каждой стороне. Считается, что изначально она была снабжена деревянным стержнем, проходящим через ее центр, чтобы ее можно было вращать и читать со всех четырех сторон.
Призма содержит список правителей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.).
Список представляет огромную ценность, поскольку он отражает очень древние традиции, одновременно являясь важной хронологической шкалой, ссылающейся на различные периоды царствования в Шумере, и даже демонстрирует замечательные совпадения с содержанием Книги Бытия.
Мифическое прошлое Шумера
«Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес». Правители самых ранних династий царствовали фантастически долгие сроки:
«После сошествия царствия с небес, монархия располагалась в Эридуге. Царем там стал Алулим, который правил 28 800 лет. Затем Аллалгар правил в течение 36 000 лет. 2 царя; они правили в течение 64 800 лет.»
Некоторые из правителей, упомянутых в раннем списке, например, Этана, Лугальбанда и Гильгамеш, являются мифическими или даже легендарными персонажами, чьи героические деяния стали сюжетами целого ряда шумерских и вавилонских сказаний.
В раннем списке упомянуты восемь царей, которые в общей сложности правили 241 200 лет с момента, когда царская власть «снизошла с небес» и до времени, когда волна «Потопа» прокатилась по земле, и еще раз «царствие было спущено с небес» после Потопа.
«Царский список», однако, не последовательная хроника, где хронологически изложены события, а всего лишь перечень разных правителей, которые якобы поочерёдно и последовательно правили от начала мира в разных городах Междуречья. При этом вероятность того, что династия правившая раньше другой могла быть помещена позже довольно высока. Правители, которые правили подряд в одном и том же городе, условно составляли одну «династию», но при этом они необязательно состояли в родственных отношениях. Надо иметь в виду и то, что ряд царей «династией» мы назвваем довольно условно. Т.е. как правило это правители из одного города-государства правившие посменно, пока это город-государство не приходило в упадок или не было завоёвано извне.
В этот самый список попали, как и исторические (т.е. существовавшие в действительности), так и мифические легендарные персонажи. Большая часть упомянутых в «Списке» правителей носили титулы эн-жрецов (шум. en), лугалей или «больших людей», «военных вождей! (шум. lú-gal) или энси – жрецов-строителей, жрецов-градоначальников (ensí).<См. Jacobsen 1939.>
В Раннединастическую эпоху даже не существовало титула «царя» (лугаль), да и некоторые династии упомянутые в «Списке» правили не поочерёдно друг за другом, а синхронно друг другу.<ИДВ I, 163> «Лугаль» в понятии именно как «царь» стал использоаваться лишь в эпоху династии Аккада, а затем и в эпоху III династии Ура, когда «лугаль» уже не был простой градоправитель или выборный военный вождь, а царь, которому подчинались десятки или даже сотни ранее независимых городов, ранее управляеумые «энами» или «энси». Однако, этот коренной перелом в государственной идеологии пришёлся на отрезок времени 2300 по 2000 до н.э., когда и были созданые первые древневосточные деспотии с деспотическими, могучие царства с неограниченными во всём монархами во главе.
И этими царствами были: царство Аккада (2334-2154), основанное Саргоном Древнем, а затем и царство III династии Ура (2112-2004), также называемое часто Новошумерским царством.
В «Списке» упомянуты как легендарные полумифологические цари Шумера живщие до потопа такие как Энмедуранна или Зиусудра, так и реальные исторические лица как Эн-Мебарагеси, Лугальзагеси или Саргон Древний. Сам текст «Списка» пропогандисткого толка. Его составители (видимо, новошумерские или первые иссинские цари) ставили своей целью показать преемстевнность и легитиность своих династий от предыдущих. По словам И.М.Дьяконова «целью состовления «Списка» было внушение мысли, будто единая царская власть, осущесвлавшаяся над всей страной обожествлёнными царями III династии Ура (2111-2003 гг. до н.э.), божественного происхождения, что она якобы в начале времён спустилась с неба как некая эманация и, через непрерывную последовательность династий, каждая из которых была всякий раз единственной, перешла в конце концов к тому царю при котором и был составлен «Список».
<ИДВ I, 163> «Список» начинается словами о царсвенности, которая спустилась с небес:
1-3. После того как царственность спустилась с Небес, была царственность в Эриду, в Эриду царём был Алулим
Условно «Список Царей» можно разделить на две части. 1.) первая часть повестувет мифических правителях и династиях, которые якобы правили Шумером до Потопа. 2.) Во второй части речь идёт о тех правителях и династиях что правили уже после Потопа, сюда на ряду с легендарными правителями (ранними) попал и целый ряд исторических личностей – правителей, которые действительно правили в Шумере в Раннединастическую эпоху (2900/2800-2330 гг до н.э.), эпоху династии Аккада (2330-2150), кутийскую и новошумерский период (22-21 вв. до н.э.).
Нас в данном очерке интересуют не столько «допотопные цари», а именно «исторические личности», а также такие легендарные цари как Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш – герои шумерский эпических сказаний, легендарные цари I династии Урука жившие веротяно ок.
2700 г. до н.э, а также и такие правители Киша как Эн-Мебарагеси и его сын Акка, и цари Аккада как Саргон и Нарам-Су’эн .
Вторая часть списка и начинается с первой послепотопной династии и эта династия получила наименование в научной литератруе I династии Киша, к которой относились среди других Эн-Мебарагеси и его сын Акка. Эн-Мебарагеси – первый исторические засвидетельстовавнный правитель Ближнего Востока, от которого сохранились и его собственные надписи.<См. например FAOS 5, 213-214> От Акки надписей у нас нет, но он тоже, скорее всего, историческая личность. В эпической песне «Гильгамеш и Акка» он назван сыном Эн-Мебарагеси и передстаёт царём Киша и главным оппонентом Гильгамеше в борьбе за гегемонию над Шумером. <См. Muinasaja kirjanduse antoloogia 2005, 49-53>
В «Царский Список» попали и цари разных других городов и царств таких как Аван, Ур, а также цари Аккада, кутийские завоеватели, новошумерские правители. Но по идеологическим причинам состовители «Списка» специально не включили правителей царства Лагаша, как будто бы древний Лагаш и вовсе не существовал.
Тому есть своё логическое объяснение. И.М.Дьяконов объясняет это политическими мотивами – так как имело место вражда Ура и Лагаща в начале правления III династии Ура, но нам ничего неизвесто о причинах.<ИДВ I, 164>
Однако, «Царский Список» был составлен на «пустом месте» а, видимо, писец или писцы записавшие его в новошумерскую эпоху, базировались на ранние письменные свидетельства откда они и почерпнули имена раннединастических правителей. Видимо, основой «Списка» послужили более древние надписи из Ура, Ниппура, и прочих городов, храмовых архивов при святилищах, а также составитель «Списка» мог базироваться на списки «датировочных формул».< ИДВ I, 164> <Датировочная формула – формула, точнее короткая надпись аналогичная первичной летописи, была введена в эпоху РД III в некоторых шумерских городах для датировки деловых документов по наиважнейшему событию, которое имело место в том или ином году. Пример датировочной формулы их эпохи Саргона Древнего: «В год, после того как Саргон Уру`a разрушил»(D-2.
Sargon 2a) . Это значит, что в этот год Саргон разрушил Уру`a и этот год был датирован по этому событию. Если в следующем году Саргон например завоевл город N, то датировочная формула звучалы бы примерно так «В год когда Саргон N город завоевал», однако, если в этом году ничего значительного не происходило, писец мог просто записать так: «На следующий год, после того как Саргон Уру`a разрушил».>
Версии объяснения долгих сроков правления
Поразительно долгие сроки правления ранних царей вызвали многочисленные попытки толкования. Одной крайней точкой зрения является полное неприятие столь астрономических значений, как «абсолютно надуманных», и утверждение о том, что они недостойны серьезного рассмотрения. Другой крайностью является убеждение, что цифры имеют-таки реальные основания, и что ранние цари были и в самом деле богами, способными жить гораздо дольше, чем обычные люди.
Между этими двумя крайностями лежит гипотеза, что цифры являются относительными значениями, отражающими степень могущества, торжества или важности конкретного правления.
Например, в древнем Египте, фраза «он умер в возрасте 110» относилась к тем, кто жил наполненной жизнью, и кто внес важный вклад в развитие общества. Аналогичным образом, невероятно длительные периоды правления ранних царей могут быть истолкованы, как имеющие огромную степень важности в глазах народа. Это, однако, не объясняет, почему в более позднее время сроки правления сократились до вполне реалистичных.
В том же русле лежит и убеждение, что хотя существование ранних царей исторически не подтверждено, это не исключает возможности того, что они имели отношение к историческим правителям, которые позднее превратились в мифических персонажей.
И наконец, некоторые специалисты искали объяснения этих значений через применение математических методов и представлений (например, Гаррисон, 1993).
Отношение к Книге Бытия
Некоторые ученые (например, Вуд, 2003) обратили внимание на тот факт, что имеются весьма примечательные совпадения между «Списком царей Шумера» и сюжетами Книги Бытия.
Например, в Книге Бытия повествуется о «великом потопе» и усилиях Ноя по спасению всех земных животных видов от гибели. Точно так же, в «Списке царей Шумера» мы находим обсуждение великого потопа: «волна потопа прокатилась по земле».
В «Списке царей Шумера» фигурируют восемь царей (в некоторых версиях 10), которые стояли у власти в течение длительных промежутков времени перед потопом, от 18 600 до 43 200 лет. Это напоминаем нам о Книге Бытия 5, где перечислены поколения от сотворения мира до потопа. Примечательно, что между Адамом и Ноем мы насчитываем восемь поколений, точно так же, как имеется восемь царей между зарождением царствований и потопом в «Списке царей Шумера».
Применительно ко времени после потопа, в Списке царей фигурируют правители, чьи сроки правления были значительно более короткими. Таким образом, «Список царей Шумера» повествует не только о великом наводнение в начале человеческой истории, но он еще и отражает ту же самую схему убывающего долголетия, как и в Библии — люди жили поразительно долго до потопа и значительно меньше после него (Вуд, 2003).
Говорят, что «Список царей Шумера» поистине является великой загадкой. Зачем надо было шумерам объединить в одном документе мифических правителей с личностями реальных исторических царей? Почему имеется так много общего с Книгой Бытия? Почему древним царям приписываются тысячелетние сроки правления? Таковы лишь некоторые из вопросов, которые все еще остаются без ответа после более чем столетия исследований.
Но скорее всего на самом деле все очень банально, вот одна из версий объяснения этого списка:
Задавась вопросом об аутентичности и историчности «Царского Списка» мы прежде всего должны иметь в виду cледующие моменты:
1.) Создатели «Списка» не были «историками», ни тем более летописцами в прямом понимании этих слов, каким позднее были например древнгреческие логографы или историки такие как Геродот, Фукдидил или Ксенофонт. Они в отличие от греческих писателей, не «создавали» историю Шумера и их целью конечно же не было описать исторические события и изложить их в хронологическом порядке.
Создатели «Списка» преследовали иную цель, идеологически-религиозную – они стремились легитимизировать правящую династию – III династию Ура, а затем и I династию Иссина, которая считала себя наследницей Ура, а также хотели показать «преемственность» царственности, что царская власть – это некая божественная субстанция, явившая с небес, это данность богами и что она может находиться зараз лишь только в одном царстве. А если таким царством и было новшумерская держава Ур-Намма, Шульги и их потомков, которые назвали себя «царями вселенной», «царями четырх сторон света» и «богами», то все параллельно существующие царства как бы объявлялись вне закона, ибо у них не было той божественной царственности нам-лугаль, которая была сначала у династии Ура, а затем и у Иссина и царственность эта очень древняя, сотни тысяч лет передовавшаяся из одного государства другое по воле богов.
2.) Кроме того, в «Список» попали как реально существовавшие цари, но наряду с ними и фантанистические и мифические правители и мудрецы допотопного Шумера, кроме того, и ряд послепотопных царей такие как Гильгамеш, стали позднее легенадрными и правили довольно долго.
Гильгамеш правил например по «Списку» аж 126 лет, хотя, скорее всего, он уже был реально существовашей линостью. Начиная примерно со второй половины Раннединастической эпохи – с сына Гильгамеша Ур-Лугаля правители правят уже правдоподобное количество лет. Однако, последовательность их правления порой сильно нарушена и царь Авана например правивший параллельно другому правителю из Мари мог быть помещён за или после правителя Мари, да и годы правления опять-таки далеко не всегда достоверны.
3.) В «Список» по идеолого-политическим соображениям не был включён важный, ключевой южношумерский город-государство Лагаш и его правители, хотя, тут же был включён Мари, который никогда не был шумерским городом и отстоял от самого дальнего шумерского города Киша примерно 420 км к северо-западу и там обитали восточные семиты.
[источники]
источники
http://dostoyanieplaneti.ru/articles/spisok-tsariei-shumiera-privodit-v-zamieshatielstvo-uchienykh-dazhie-poslie-tsielogho-stolietiia-iegho-izuchieniia
http://www.
philology.ru/literature4/afanasyeva-83.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D0%90%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0
http://www.tvz.org.ee/index.php?page=277
Давайте вспомним еще несколько тем про артефакты: вот например говорили, что В Москве нашли болт, которому 300 миллионов лет ? ,а вот например тайна диска САБУ или например знаменитый Антикитерский механизм. Первый компьютер в мире. Тут пытались ответить на вопрос, где находится Ноев Ковчег. А вот загадочная «Дама зубчатого трона» Ну а уже про ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПА вы наверное и так все знаете …
Tags: Древности
Список шумерских царей — Ливий
Список шумерских царей — ЛивийСписок шумерских царей : список правителей древнего Шумера, используемый в качестве основы для изучения месопотамской хронологии.
Известно шестнадцать копий (обозначенных как A, B, C.
.. P) этого текста, все они написаны на шумерском языке, хотя некоторые из них явно демонстрируют аккадское влияние. Текст, по-видимому, был составлен в конце третьего тысячелетия до нашей эры (период Ура III) и позже был обновлен. Последовательность городов идентична Генезису Эриду.
Текст, представленный здесь, основан на версии G, восьмиугольной призме из Ларсы.
Перевод
После того, как царство спустилось с небес, царство осталось в Эриду.
|
Затем Эриду пал, и царство перешло к Бад-Тибире.
|
Затем пал Бад-Тибира, и царство перешло к Лараку.
|
Затем Ларак пал, и королевская власть перешла к Сиппару.
|
Затем Сиппар пал, и царство перешло к Шуруппаку.
|
Пять городов; восемь королей правили 385 200 sic лет.
|
После того, как пронесся Потоп и царская власть спустилась с небес, царская власть находилась в Кише. Энме-нуна правил 660 лет. Мелем-Киш, сын Энме-нуна, правил 900 лет. Барсал-нуна, сын Энме-нуна, правил 1200 лет. Самуг, сын Барсал-нуна, правил 140 лет. Тизкар, сын Самуга, правил 305 лет. Илку’у правил 900 лет. Илта-садум правил 1200 лет. Энмен-барагеси, уничтоживший оружие Элама, стал царем; он правил 900 лет. Агга, сын Энмен-барагеси, правил 625 лет. Двадцать три царя правили 23 310 лет, 3 месяца и 3 1/2 дня.
|
Затем Киш был побежден, и королевская власть перешла к Эанне. Гильгамеш, чей отец был невидимым существом, владыкой Кулабы, правил 126 лет. Ур-Нунгал, сын божественного Гильгамеша, правил 30 лет. Удул-калама, сын Ур-Нунгала, правил 15 лет. Ла-Башер правил 9 лет. Эннун-дара-ана правил 8 лет. Меше, кузнец, правил 36 лет. Мелем-ана правил 6 лет. Лугаль-ки-ГИН правил 36 лет. Двенадцать королей правили 2310 лет.
|
Затем Урук был побежден, и царство перешло к Уру.
|
Затем Ур был побежден, и царство перешло к Авану.
|
Затем Аван потерпел поражение, и царство перешло к Кишу.
|
Затем Киш потерпел поражение, и царство перешло к Хамази.
|
Затем Хамази был побежден, и царство перешло к Уруку.
|
Затем Урук был побежден, и царство перешло к Уру.
|
Затем Ур был побежден, и царство перешло в Адаб.
|
Затем Адаб был побежден, и царство перешло к Мари.
|
Затем Мари потерпела поражение, и царство перешло к Кишу.
|
Затем Киш потерпел поражение, и царство перешло к Акшаку.
|
Затем Акшак был побежден, и царство перешло к Кишу.
|
Затем Киш потерпел поражение, и царство перешло к Уруку.
|
Затем Урук был побежден, и царство перешло к Агаде.
|
Затем Агаде потерпел поражение, и царство перешло к Уруку.
|
Урук потерпел поражение, и царство перешло к армии Гутиума.
|
Тогда войско Гутиума было разбито, и царство перешло в Урук. |
Затем Урук был побежден, и царство перешло к Уру.
|
| Тогда Ур потерпел поражение. Царство перешло к Исину. В Исине Ишби-Ирра стал королем; он правил 33 года. (2018-1985) Божественный Шу-илишу, сын Ишби-Ирры, правил 20 лет. (1985-1975) Иддин-Даган, сын Шу-илишу, правил 21 год. (1975-1954) Ишме-Даган, сын Иддин-Дагана, правил 20 лет. (1954-1935) Липит-Иштар, сын Ишме-Дагана, правил 11 лет. (1935-1924) Божественный Ур-Нинурта правил 28 лет. (1924-1896) Бур-Син, сын Ур-Нинурты, правил 21 год. (1896-1874) Липит-Энлиль, сын Бур-Сина, правил 5 лет. (1864-1869) Божественный Ирра-имитти правил 8 лет. (1869 г.-1861) Божественный Энлиль-бани правил 24 года. (1861-1837) Божественная Замбия правила 3 года. (1837-1834) Божественная Итер-пиша правила 4 года. (1834-1831) Урдукуга правил 4 года. (1831-1828) Син-магир правил 11 лет. (1828-1817) Дамик-илишу, сын Син-магира, правил 23 года. (1817-1794) Тринадцать sic царей правили 213 лет. |
| Рука Нур-Ниншубур. |
Приложение
После этого табличка B из Ниппура добавляет некоторые итоги:
Всего тридцать девять царей правили 14409+N лет, 3 месяца и 3½ дня; четыре династии в Кише.![]() |
| Всего двадцать два царя правили 2610+N лет, 6 месяцев и 15 дней; пять династий в Уруке. |
| Всего в Уре правили двенадцать царей 396 лет, 3 династии. |
| Три короля правили 356 лет; одна династия в Аване. |
| Всего один король правил 420 лет; одна династия в Хамази. |
| Всего один король правил 90 лет; одна династия в Адабе. |
| Всего шесть королей правили 136 лет; одна династия в Мари. |
| Всего шесть королей правили 99 лет; одна династия в Акшаке. |
| Всего одиннадцать королей правили 197 лет; одна династия в Агаде. |
| Всего двадцать один царь правил 125 лет и 40 дней; одна династия в Гутиуме. |
| Всего одиннадцать королей правили 159 лет; одна династия в Исине. |
Одиннадцать королевских городов. Всего их: 134 короля. Итого: 28 876+N лет, N месяцев, N дней. |
Другое приложение
Табличка из Ниппура (CM 2) является дополнением к Шумерскому списку царей. Он слишком поврежден, чтобы в нем что-то было.
| (…) […] правил 4+N лет. Ир[…]; Ур[…], сын человека, имя которого неизвестно, правил 8 лет. Сумуабум правил 8 месяцев. Икун-пи-Иштар стал королем; он правил […] лет. Всего N королей правили 125+n лет; шесть династий […] а. |
Эта страница была создана в 2006 году; последнее изменение: 24 сентября 2020 г.
ANE TODAY — 201611 — Список шумерских царей или «История» царствования в ранней Месопотамии
https://www.asor.org/anetoday/2016/11/sumerian-king-list-sistory-kingship-arly-mesopotamia/
.
Ноябрь 2016 г.
Том. IV, No. 11
Шумерский список царей или «История» царствования в ранней Месопотамии
Джанни Маркези
Конечно, шумерского царского списка не существует.
Текст, обычно называемый «Списком шумерских царей» (SKL), представляет собой нечто среднее между литературным текстом и собственно списком, в котором рассматривается история царствования в Вавилонии с начала времен до первых веков второго тысячелетия до нашей эры. до н.э. Но то, что он действительно отражает, является чем-то более важным, месопотамским восприятием правильного порядка политики и мира.
На самом деле местное название этой композиции было просто «Царство», после первого слова нам-лугал .
нам-лугал ан-та е 11 -да-ба / Киш.КИ лугал-ам 3 / Киш.КИ-а ГИС.УР 3 -е /
му 600×3+60×6 i 3 -na
Когда царство сошло с небес, (город) Киш был суверенным; в Кише Гушур осуществлял (царствование) 2160 лет.
Так начинается древнейший манускрипт СКЛ, который датируется временем Шульги (ок. 209 г.).3-2046 г. до н.э.), второй царь Третьей династии Ура (также называемого Ур III). Более поздние составители, по-видимому, чувствовали себя неловко из-за того, что город Киш занимает видное место, и положили новое начало композиции, придумав предшествующее происхождение царской власти в шумерском городе Эриду.
Однако в оригинальной версии Киш, скорее всего, был первым престолом короля. В том городе царствовал сотни и сотни лет некий Гушур («Ствол Дерева»?). Точно так же цари-долгожители Киша правили до тех пор, пока город не был побежден и царская власть не перешла в Урук, или, скорее, в Эану, священную территорию Урука.
Различные короли сменяли друг друга в Эане, пока Урук также не был побежден и королевская власть не перешла в другой город. Одна и та же история повторяется много раз; согласно SKL, королевская власть продолжала переходить из одного города в другой. В этом повествовании все правители, якобы имевшие суверенитет над всей Вавилонией, перечислены один за другим без перерыва, за исключением одного перерыва — времени политической неразберихи и анархии, во время которого не было ясно, кто был царем.
Помимо этого, SKL предоставляет нам непрерывную последовательность королей, которые осуществляли королевскую власть. Некоторые из них правили сотни или даже тысячи лет; другие правили в течение более «человеческих» периодов времени.
За легендарными королями далекого прошлого последовали короли, известные из исторических источников; это напрямую связало мифологический мир с политическим порядком настоящего.
Некоторые рукописи содержат краткие биографические заметки об особо выдающихся личностях. Нам говорят, что до того, как стать королем, некоторые люди были пастухом, рыбаком, кузнецом, валяльщиком, лодочником, кожевником, священником низшего ранга и так далее. Кажется, даже хозяйка таверны занимала королевское положение, и ненадолго!
Другие примечания относятся к «историческим» событиям, таким как успешный военный рейд или основание города. Анекдоты и фрагменты исторических преданий попали в СКЛ вместе с намеками на малоизвестные мифы и легенды, вероятно, передаваемые только устно.
Таким образом, шумерский список царей — это не просто список царей и династий: это сложное и составное литературное произведение с долгой редакционной историей, но по своей сути политическое. Самый древний источник относится к Уру III, но у нас есть несколько ключей к существованию более ранней версии, относящейся к саргонскому периоду (ок.
2350–2200 гг. до н. э.) и, возможно, написанной на аккадском языке.
Очевидно, что SKL претерпел ряд изменений с течением времени. Некоторые из этих изменений были случайными, просто из-за ошибок и неточностей в процессе передачи. Другие были результатом преднамеренных манипуляций или вставок других текстовых источников. Но что это говорит нам об истории?
Хотя обстоятельства, при которых был создан СКЛ, до сих пор неизвестны, вполне вероятно, что СКЛ изначально служил для узаконивания господства царей Аккада над всей Вавилонией. SKL анахронично и вымышленно проецирует политическую ситуацию саргонического периода, когда вся земля Шумера и Аккада впервые объединилась, в далекое прошлое. В любое время, утверждает SKL, существовало только одно законное место правления и только один законный король, власть которого распространялась на всю страну. Так было с незапамятных времен.
Конечно, политическая реальность региона до прихода Аккадской династии была совсем другой.
Раннединастическая Вавилония была разделена на несколько территориально-политических образований — так называемых городов-государств, каждое из которых имело собственного политического лидера, которого называли по-разному: en, , lugal или ‘ensi 2 ’ . Однако SKL не интересует историческая действительность. Как только он стал «авторитетной» частью месопотамской традиции, его снова и снова использовали вавилонские правители или близкие к ним политические круги в своих собственных идеологических и политических целях. Один царь, правивший всей Месопотамией, был идеалом, хотя и далеким от реальности.
SKL представляет собой документ, представляющий исключительный интерес: он предоставляет нам уникальную реконструкцию истории ранней Вавилонии, сделанную самими вавилонянами. Отсутствие какого-либо божественного участия в SKL также заслуживает внимания и является уникальным для шумерской литературы. Ни одно божество не играет роли в многочисленных династических сменах; королевская власть переходит от города к городу только вследствие военных событий.
Единственной божественной сущностью в SKL является само царство, которое, в силу своего нисхождения с небес, концептуализировалось как божественное учреждение.
С другой стороны, история, рассказанная SKL, по большей части носит вымышленный и мифический характер. Признавая этот факт, ученые в прошлом в значительной степени полагались на данные списка для реконструкции династий и хронологии Месопотамии третьего тысячелетия. Самым активным защитником исторической ценности информации, которую предоставляет SKL, был ее редактор, шумеролог 20 века Торкильд Якобсен.
Торкильд Якобсен, список шумерских царей
Вера Якобсена в общую историческую достоверность SKL привела его к тому, что он произвольно исправил текст или восстановил сломанные части с именами королей, известными из исторических источников, и предложил маловероятное прочтение некоторых королевских имен, чтобы приблизиться к имена известных исторических государей. Якобсен считал, что фактические материалы, из которых был построен SKL (такие как имена королей и продолжительность правления), представляют собой «исторический источник высокой ценности, из которого только некоторые преувеличенные царствования, происходящие с самыми ранними правителями должны быть разделены».
Подобно Якобсену, поступили и другие ученые. Но очень немногие из королевских имен, упомянутых в SKL, действительно засвидетельствованы в источниках раннединастического периода. Их имена даже не встречаются в шумерских и аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры. Одни только эти факты говорят об исторической достоверности СКЛ. Более того, правление, приписываемое тем немногим царям, которые встречаются в раннединастических источниках, либо совершенно нереальны, либо явно искусственны. На самом деле их всего семь, включая знаменитого Пабилгамеса («Гильгамеша») из Урука, древнего царя и героя различных легендарных сказок (среди которых так называемый «Эпос о Гильгамеше»), который, как говорят, правил 126 лет.
Шумерский список царей мало что может предложить нам для реконструкции исторической хронологии раннединастического периода. Любая такая реконструкция должна основываться только на раннединастических источниках. Но сопоставление текста с реальностью соперничающих и воюющих царей дает нам представление о месопотамской традиции и ее политических устремлениях к единству.


э. : Ур-Нанше
э. : Ур-Аба
э. : Ишби-Эрра
Книга Династий.— М.:Издательство АСТ,2005.—С.960.—ISBN 5-17-032495-2
Меш-киаг-гашер вошел в море и исчез. 
(1975-1954) 
Всего их: 134 короля. Итого: 28 876+N лет, N месяцев, N дней.