Шуберт когда родился: Франц Шуберт биография, краткое содержание и самое важное, интересные факты о композиторе

Содержание

31 января 1797 года родился Франц Шуберт

Франц Шуберт. Акварель – Вильгельм Август Ридер, 1825

Франц Шуберт — австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму, — одна из наиболее трагичных фигур в истории мировой музыкальной культуры.

Жизнь его, недолгая и безрадостная, небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Великий музыкант умер, не услышав большей части своих сочинений. Во многом трагически сложилась и судьба его музыки: бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Некоторые пропали безвозвратно, судьба других неясна.

Современник Бетховена, переживший его только на один год, Шуберт, тем не менее, принадлежит к совершенно иному поколению. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплотило в себе ее героику и идеалы, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости. В его время уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Самым важным представлялось сохранить честность, душевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, названное романтизмом. Это — искусство, в котором впервые центральное место занял человек, отдельная личность с ее неповторимостью, с ее исканиями, сомнениями и страданиями.

Произведения романтиков часто становятся своеобразным лирическим дневником, героем их оказывается сам художник, в них отчетливо выявляются черты автобиографичности. Творчество Шуберта — рассвет музыкального романтизма. Шуберт преимущественно лирик. Причем лирик как в новом, им самим введенном в круг «высших» жанров музыки виде — песне, так и в симфонии, квартете и сонате.

При жизни композитор не имел того признания, которого заслуживал. Порой его называли «композитор песен», подчеркивая этим, что в «серьезных» жанрах он ничего существенного не создал. А между тем творческое наследие Шуберта огромно. Он стал величайшим новатором в симфоническом жанре, создав принципиально иной, по сравнению с классическим, тип симфонии.

Фортепианные сочинения Шуберта, в числе которых прекрасные, отмеченные глубоким своеобразием сонаты, его струнные квартеты и другие камерно-инструментальные произведения, мессы, кантаты, оратории, вокальные ансамбли составляют богатство, которое по-настоящему стало осваиваться только в XX веке.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены, в семье учителя народной школы одного из самых бедных кварталов. Вокруг жили ремесленники, поденщики, рабочие появлявшихся как грибы мануфактур. Школьный учитель был почти таким же бедным, как родители его учеников: в год рождения будущего композитора семья, в которой родилось двенадцать детей (из них выжило лишь четверо), ютилась в квартире, состоявшей из комнаты с кухней. В 1801 году Шуберту-старшему удалось купить небольшой домик, который, однако, служил не только жильем, но и школой.

Уже в раннем детстве будущий композитор проявил незаурядные музыкальные способности.

«На восьмом году жизни я привил ему основы скрипичной игры и добился того, что он вполне прилично исполнял легкие дуэты. Затем я направил его на уроки пения г-на Михаэля Хольцера — лихтентальского регента. Последний не раз со слезами на глазах уверял меня, что ему еще ни разу не встречался такой ученик»,

— вспоминал отец Франца.

Девяти лет мальчика отдали в конвикт — школу-интернат, где обучались мальчики-хористы императорской Придворной капеллы, а также осуществлялась подготовка к поступлению в университет. Там учили пению, игре на фортепиано и скрипке. Позднее юный Шуберт начал заниматься дирижированием. В школьные годы проявился и его композиторский дар. Он много сочинял, еле успевая записывать, страдая от недостатка бумаги.

Отдавая сына в конвикт, отец вовсе не имел в виду его музыкальное будущее. Напротив, он готовил себе смену, желая видеть сына школьным учителем — человеком уважаемым. Учитель, который занимался с детьми не только общими предметами, но и музыкой, часто бывший одновременно органистом или регентом в приходской церкви, играл важную роль в жизни своего квартала. В богатых приходах, в центре крупного города его жизнь была вполне достойной, а в бедных местечках или городских пригородах учитель еле сводил концы с концами, но все же являлся значительным лицом.

Дисциплина в конвикте отличалась строгостью. Ученикам запрещалось покидать здание иначе как группами и под присмотром надзирателя. Наказания так и сыпались на непослушных, позднее Шуберт назвал это учреждение тюрьмой. Однако обучение было поставлено прекрасно. Поощрялось музицирование в свободные часы, и тогда звучала камерная музыка — песни, квартеты. Из учеников, хорошо владевших инструментами, был составлен оркестр, и каждый вечер звучали симфонии Гайдна, Моцарта и даже Бетховена. Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель.

Выделявшийся музыкальными способностями юный Шуберт скоро стал концертмейстером, а затем и помощником руководителя ученического оркестра Венцеля Ружички. Опытный музыкант, придворный органист и альтист театрального оркестра, Ружичка вполне оценил Шуберта и часто разрешал ему заменять себя.

Стремление мальчика к сочинению заметил наблюдавший за музыкальными занятиями в конвикте Антонио Сальери и начал заниматься с ним контрапунктом. По свидетельству современников, он был доволен учеником. Более того, Шуберт поражал его. Так, познакомившись с оперой своего 16-летнего ученика «Увеселительный замок сатаны», Сальери воскликнул:

«Да ведь он все может; это гений! Он сочиняет песни, мессы, оперы, струнные квартеты, короче, все, что угодно».

Поскольку Шуберта, несмотря на начавшуюся мутацию голоса, оставили в конвикте, это могло означать только одно: к его дарованию относятся серьезно. И отец был вынужден с этим смириться, хотя в мечтах видел сына своим преемником. Юноше было семнадцать лет, когда состоялась его первая премьера — 16 октября 1814 года в связи со столетием лихтентальской церкви в ней исполнялась месса Фа мажор Шуберта. Автор дирижировал, один из его братьев сидел за органом, а партию первого сопрано исполняла Тереза Гроб — юношеская любовь композитора.

«Счастлив тот, кто находит истинного друга. Ещё счастливее тот, кто найдет его в своей жене»,

— записал он в своем дневнике.

Франц Шуберт и Тереза Гроб

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила её без отца. Отец Терезы владел маленькой шелкопрядильной фабрикой. Умерев, он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то, чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И ещё более естественно, что Шуберт не устроил её. Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживешь.

По-видимому, расцветавшая любовь вдохновляла: еще до начала 1816 года появились такие шедевры совсем еще юного композитора, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», многие песни на стихи Гёте и других немецких поэтов.

«Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Поразительна история создания этого шедевра.

«Однажды, мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова»,

— вспоминает Йозеф фон Шпаун.

Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности.

В стенах конвикта была написана и Первая симфония, которую автор посвятил его директору. На последней странице партитуры Шуберт написал: «Finis et fine» — «Окончание и конец», имея в виду конец своего пребывания в конвикте, откуда он буквально сбежал в 16 лет, не в силах более выносить его казарменных порядков.

Скоро Шуберт стал центром кружка любителей музыки, в который входили представители самых разных социальных слоев — дворяне, дети зажиточных бюргеров, чиновников, ремесленников. Слух о необычайно одаренном юноше расходился по Вене. Свои сочинения молодой музыкант писал в расчете на любительское исполнение, бывшее, однако, достаточно хорошим.

Так следующие симфонии, со Второй по Шестую (Первая была создана в неполных 17 лет), сочинялись для любительского оркестра, собиравшегося на квартире его руководителя — скрипача и дирижера О. Хатвига. Для исполнения в своей семье сочинялись квартеты. С 1812 по 1817 год Шуберт написал их 12, причем сам играл на альте, братья на скрипках, а отец на виолончели. К сожалению, существовало обстоятельство, серьезно осложнявшее жизнь музыканта: ему грозила четырнадцатилетняя военная служба, и спасти от нее могла только педагогическая работа.

Шуберту пришлось стать шестым помощником учителя в отцовской школе. Очень скоро работа стала его тяготить. Она была тяжелой, утомительной, подчас унизительной и к тому же обеспечивала лишь нищенское существование. Чтобы как-то сводить концы с концами, Шуберту пришлось давать уроки музыки. Все это отвлекало от сочинения.

Он попытался получить место учителя музыки в общественной музыкальной школе Лайбаха (ныне Любляна, Словения), где открылась вакансия. Заручился даже рекомендацией Сальери. Но предпочтение было отдано другому претенденту. Не удались попытки издать песни. Осталось без ответа и письмо Шуберта Гёте, которым сопровождалась посланная великому поэту тетрадь песен на его стихи. Единственным успехом первых трудных лет стало исполнение написанной по заказу кантаты «Прометей», которая прозвучала в 1816 году.

В 1818 году юноша решил, наконец, оставить работу, которая отнимала силы, изматывала душу. Отец предоставил ему годичный отпуск. Шуберт поехал в Венгрию: граф Эстергази фон Галант предложил ему давать уроки пения и фортепиано своим двум дочерям.

«Здесь я свободен от каких бы то ни было забот… Наконец-то я чувствую, что живу: слава Богу, пора уже, иначе я погиб бы как музыкант»,

— пишет он.

Трое друзей – Иоганн Батист Энгер, Ансельм Хюттенбреннер и Франц Шуберт. Литография Й. Тельчера, 1827

Но в конце ноября Шуберт уже в Вене: его тянет к друзьям, к обществу людей, близких по духу, так же любящих искусство, как он сам. В дом отца он не хочет, да и не может возвратиться, так как вызывает его гнев отказом вернуться на прежнюю работу. Начались годы жестокой нужды, которые стали, однако, годами свободы и интенсивнейшего творчества. Шуберт создает поразительное количество произведений — песен и вокальных циклов, симфоний и квартетов, фортепианных пьес и танцев, опер и месс. Сочиняет он удивительно быстро и легко. О нем говорят, что он не создает музыку сам, а лишь записывает «наития свыше».

Недаром некоторые авторы воспоминаний о нем употребляют определение «ясновидец». Он пишет всегда и повсюду: в кафе, у друзей, во время прогулки — на любых клочках бумаги. Однако такой поистине фантастический труд не спасает композитора от нищеты. Часто он живет впроголодь, иногда — на средства знакомых, его бескорыстно поддерживающих. У него нет постоянного жилища, и он скитается, то снимая жалкую комнатушку, то ютясь у кого-нибудь из друзей.

Довольно скоро песни Шуберта находят достойного интерпретатора — певца Придворной оперы Михаэля Фогля. Первоначально отнесшийся к музыке никому неизвестного молодого человека с предубеждением, Фогль вскоре становится горячим поклонником композитора и немало способствует распространению его песен. Приобретают популярность некоторые фортепианные сочинения композитора, рассчитанные на домашнее музицирование: марши, танцы, пьесы для игры в четыре руки. Появляются и первые заказы на музыку для театра. Но театральные жанры не были сильной стороной композитора.

“Шубертиада”. Франц Шуберт в резиденции графини Каролины Эстерхази. Мориц фон Швинд,1868

Постепенно среди друзей Шуберта сложилась традиция «шубертиад» — регулярных встреч с композитором. Группируется кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом (Что он может? — таким вопросом встречали каждого новичка). Участники «шубертиад» становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка.

Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы — таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы — уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева.

Все члены кружка были молоды, и вечерние собрания их тоже были молоды по духу. Это отнюдь не означало, что жизнь текла беззаботно. Шуберт составил четкий график, который позволял писать колоссально много. С утра его никто не смел беспокоить: первая половина дня всегда отдавалась сочинению. Иногда в день появлялось до восьми песен. Полный список его сочинений насчитывает около тысячи номеров, из них 600 — песни, а ведь жизни ему было отпущено немногим больше тридцати лет!

 «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую…»

Маленького роста, некрасивый, с непропорционально большой головой, он избегал светских салонов, настороженно относился к новым знакомствам. Его личная жизнь не складывалась. После трехлетнего ожидания Тереза Гроб вышла за другого. Это было ударом для Шуберта.

«… Я искренне любил, и она меня тоже. Она была… несколько моложе меня и чудесно, с глубоким чувством пела соло сопрано в мессе, которую я написал. Красивой назвать ее было нельзя — оспа оставила следы на ее лице, но душа у нее была чудесная. Три года она надеялась, что я на ней женюсь, но я никак не мог найти службу, которая обеспечила бы нас обоих. Тогда она, следуя желанию своих родителей, вышла замуж за другого, что причинило мне большую боль. Я и теперь люблю ее, и никто мне с тех пор не нравился так, как она. Но верно нам не суждено было быть вместе».

Графиня Каролина Эстергази

Но через несколько лет возникло новое чувство, еще более безнадежное: он полюбил свою ученицу, Каролину Эстергази, представительницу одной из самых знатных венгерских фамилий. Вместе с подорванным постоянной нуждой здоровьем это вызывало самые мрачные мысли. Не удивительно, что его вокальные шедевры так часто проникнуты не только печалью, но и подлинным трагизмом.

Песни Шуберта по мере их написания издаются, как и наиболее популярные у публики танцы. Однако гонорары издателей вопиюще несправедливы и дают возможность лишь еле сводить концы с концами. Так, известно, что за песни «Зимнего пути» — пожалуй, лучшего вокального цикла во всей истории этого жанра, — издатель заплатил остро нуждавшемуся композитору по гульдену за песню. Крупные же произведения, не пользовавшиеся коммерческим спросом, не издавались вовсе.

В 1822—1823 годах Шуберт вновь обращается к опере. «Альфонсо и Эстрелла» — уже девятый его опыт в этом роде. Но дирекция театра, которой композитор предложил свое сочинение, отвергла его. Состоялась постановка лишь пьесы «Розамунда» с его музыкой. В постоянных оперных неудачах Шуберта виновата была не только косность театральных деятелей. Его преследовали неудачи с либретто: все они были «жалкой, мертворожденной, неумелой работой», как охарактеризовал их один из друзей композитора. Зато в эти же два года рождаются два шедевра композитора — Неоконченная симфония и вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи В. Мюллера.

Летом 1824 года Шуберт снова поехал в имение графов Эстергази Желиз. В первое свое пребывание там Шуберт жил и столовался вместе со слугами, теперь же ему была предоставлена комната в барском доме, он сидел за столом с семьей графа. Однако, хотя это и было свидетельством возросшего уважения к нему как художнику, завоевавшему авторитет, он чувствовал себя стесненно и в письмах жаловался на то, что «сидит один в глуши венгерской земли… и нет со мной даже одного человека, с которым я мог бы обменяться разумным словом».

Все же, пребывание на свежем воздухе укрепило его здоровье. В Вену он вернулся с новыми силами и поселился у отца, с которым ему удалось помириться, но в феврале 1825 года вновь уехал от него. Лето этого года знаменательно поездкой с Фоглем в Верхнюю Австрию, которая продолжалась целых пять месяцев. Есть сведения, что именно там он писал симфонию До мажор, которую в письмах называл Большой. Шуберта вдохновляла величественная и прекрасная природа мест, где довелось побывать.

«Эта поездка меня чрезвычайно радует, потому что я увижу красивейшие местности, а на обратном пути мы посетим Зальцбург, славящийся своим чудесным местоположением и окрестностями…»,

— пишет он отцу.

Не прекращались попытки Шуберта вести жизнь более оседлую и упорядоченную. При всей любви к друзьям, жизнь сообща с кем-то из них его утомляла. И весной 1826 года Шуберт предпринял еще одну отчаянную попытку получить материальную независимость. Он подал прошение на имя императора о предоставлении ему, в связи с уходом Сальери на пенсию, должности придворного вице-капельмейстера. Несмотря на то, что к его заявлению было приложено свидетельство самого Сальери, написанное еще в 1819 году, в должности ему отказали.

Гнетущее впечатление произвела на Шуберта смерть Бетховена в марте 1827 года. Он был в числе тех, кто провожал великого композитора в его последний путь. После похорон он с несколькими друзьями зашел в ресторан, где, помянув сначала усопшего, второй бокал поднял «за того из присутствующих, кто первым последует за Бетховеном». Быть может, он уже чувствовал, что этим первым будет он сам.

Франц Шуберт

Летом 1827 года Шуберт едет в Штирию — из ее столицы Граца он получил приглашение от пианистки М. Пихлер, которая высоко ценит его искусство. Год заканчивается большим творческим взлетом. Появляются вторая часть «Зимнего пути», фортепианное трио, Немецкая месса, Фантазия для скрипки с фортепиано. Однако ни колоссальная работоспособность, ни все растущее признание ничего не меняют в жизненных обстоятельствах Шуберта.

Издатели обирают его беззастенчиво и безбожно. Не удивительно, что временами композитором овладевает отчаяние. Он мечтает снова посетить Грац летом 1828 года, но его материальные возможности позволили провести только несколько дней в Бадене, да и то лишь потому, что его пригласил туда издатель одной из венских газет. Осенью он побывал в Эйзенштадте на могиле Гайдна. В конце года планировался его авторский концерт в Пеште. Это было огромным событием для композитора, отнюдь не избалованного подобными вещами. Однако концерту не суждено было состояться. Быстро прогрессировавшая болезнь в несколько недель унесла Шуберта.

Он скончался 19 ноября 1828 года. Похороны состоялись 21 ноября. Отпевание было совершено в церкви св. Йозефа в предместье Вены Маргаретен. Предполагалось похоронить композитора на местном кладбище. Но брат Шуберта, вспомнив, что в один из последних дней жизни, в бреду, композитор произнес слова:

«Нет, неправда, Бетховен лежит не здесь»,

усмотрел в них желание покоиться рядом с Бетховеном. Поэтому после панихиды гроб был перенесен в церковь св. Лаврентия, где состоялась вторая панихида, и Шуберт был похоронен неподалеку от могилы Бетховена.

Но и это не стало последним упокоением: дважды, в 1863 и в 1888 годах, останки Шуберта были потревожены. Второй раз их захоронили на Центральном кладбище Вены, рядом с могилой перенесенного туда Бетховена, неподалеку от памятника Моцарту, могил Глюка, Брамса, Г. Вольфа и И. Штрауса.

Л. Михеева

На эту тему:

Франц Шуберт. Биография и музыкальный язык

Учеба в католическом пансионе, шубертиады, единственный концерт-бенефис, болезнь и ранняя смерть — вспомним главные факты биографии Шуберта.

🥺 Шуберт прожил 31 год. Чтобы лучше понять эту цифру, представьте себе композитора Верди, написавшего только оперу «Набукко», или Чайковского — автора двух симфоний и фортепианного концерта, или Бетховена, написавшего одну-единственную симфонию.

👪 Шуберт родился в 1797 году, он старше Пушкина на 2 года, младше Россини на 5 лет, Бетховену на тот момент было 27. Семья была простой: один дед — моравский крестьянин, второй — замочных дел мастер, мама — бывшая горничная, отец — учитель.

🎓 В 5 лет начал заниматься на фортепиано с братом, потом — с органистом церкви венского предместья, где он родился; играл на альте в семейном квартете, пел в церковном хоре. В 11 он сдал экзамены в

Stadtkonvikt — престижный католический пансион, где учили музыке, а также автоматически зачисляли в хорошую общеобразовательную гимназию. Дети в Конвикте учились за счет государства. Шуберт попал туда из-за красивого мальчишеского голоса и музыкальности.

🤝 В Конвикте Шуберт прикасается к серьезной музыке, а также находит друзей. Дружба, как и для Пушкина, будет играть в жизни композитора колоссальную роль. Мятежный, веселый, творческий круг, немного похожий на пушкинский лицейский, заменит ему семью и в будущем окажется средой, в которой будет разворачиваться его талант. Известность Шуберта была культовой — внутри узкого круга, а не широкой, как у Бетховена.

👨🏼‍🏫 В 16 Шуберт ушел из Конвикта. Он уже начал сочинять: написана 1 симфония, позже десятками стали появляться его лучшие песни. Отец хотел, чтобы сын шел по его стопам, и недолго Шуберт работал учителем младших классов, очень от этого страдая. В 21 он пытался устроиться в другую школу — в Лайбахе (ныне Любляна), но получил отказ.

С этого момента он более никогда не будет искать регулярного трудоустройства.

💃 Конец 10-х и 20-е годы — время так называемых шубертиад: домашних концертов, на которых собирались молодые приятели Шуберта. Среди танцев, возлияний, разговоров об искусстве, политике и любви звучала его музыка. К тому же времени относятся его оперные мытарства: один за другим оперные проекты Шуберта отменяются или не удаются по разным причинам.

⚰️ В начале 20-х становится понятно, что Шуберт болен сифилисом. Его здоровье в какой-то момент ухудшается настолько, что 23-летнего юношу кладут в больницу. Затем наступает улучшение, но мысли о неизбежной смерти начинают занимать его все сильнее. Середина 20-х — время появления лучших, зрелых (написанных в 25 лет!) работ.

👏 Последние 18 месяцев жизни Шуберта — особое время, когда его музыкальный язык начал резко меняться

. В марте 1827 года он участвует в погребальных церемониях памяти Бетховена; самому ему остается жить полтора года. Незадолго до смерти состоялся первый и последний в его жизни концерт-бенефис, прошедший успешно. Он постепенно набирает композиторский вес, больше издается и очень много пишет. 11 месяцев 1828 года — время, уникально продуктивное в смысле появления важнейших работ: не только в жизни Шуберта, но вообще в музыкальной истории.

🖤 В начале ноября 1828 года Шуберт заразился предположительно брюшным тифом. Около двух недель он жестоко страдал, переехав в дом своего брата Фердинанда. 19 ноября 1828 года он скончался: сейчас эту маленькую светлую квартиру в Вене можно посетить как мемориальную.

🙄 История не знает сослагательного наклонения, но невозможно не думать о том, что было бы, проживи Шуберт дольше. Ему было бы всего 50 на момент появления первых революционных опер Вагнера.

В статусе патриарха столичной музыкальной жизни он мог бы встретить в Вене молодого Брамса и Чайковского. Какую музыку он писал бы в 1850-е? Какими были бы эти встречи? Была бы музыка других героев 19 века иной, услышь они «старого Шуберта»? Жаль, что мы никогда не узнаем.

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Рептилии: правда или вымысел?

Кодовые имена секретных служб 11 президентов США

Что такое внезапное наводнение? Объясняет инженер-строитель 

Дом в Вене, где родился Шуберт — Шуберт: 20 фактов о великом.

.. Дом в Вене, где родился Шуберт — Шуберт: 20 фактов о великом… — Classic FM

Подробнее Schubert last

Чемпион мира по легкой атлетике в прыжках в длину также классический пианист, увлекающийся Шопеном и Шубертом

Откройте для себя музыку

Пианист продолжает играть Шуберта «Экспромт», поскольку российская полиция срывает концерт украинской музыки

Откройте для себя музыку

Почему «Аве Мария» Шуберта? Объяснение саундтрека к Бэтмену

Откройте для себя музыку

Сопрано удивляет вокзал захватывающим исполнением «Аве Мария» Шуберта

Каков текст песни «Ave Maria» и кто ее написал?

Композиторы-романтики оживают в гиперреалистичных 3D-портретах художника

Брамс

Оперный певец исполнил песню Шуберта во время операции на головном мозге

Искусственный интеллект завершил «Неоконченную» симфонию Шуберта

Узнать больше Лучшая классическая музыка

10 произведений классической музыки, которые на 100% изменят вашу жизнь

Откройте для себя музыку

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Откройте для себя музыку

15 самых известных мелодий классической музыки

Откройте для себя музыку

25 лучших пианистов всех времен

Откройте для себя музыку

15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете

Откройте для себя музыку

Последнее на Классическом FM

Лиззо плачет от радости, когда герой-флейтист Джеймс Голуэй играет ей рождественскую песнь.

Сэр Джеймс Голуэй

«Талант один раз в поколении» – 12-летний малакаи Байо поет «Walking in the Air» с Аледом Джонсом

Алед Джонс

Из чего состоит идеальная рождественская песнь? Мы попросили легенду хорового сочинения Джона Раттера…

Rutter

Служба рождественских гимнов принцессы Уэльской: какая музыка будет и кто исполняет?

Рождество

Снеговик: пел ли Алед Джонс «Walking in the Air» и кто написал музыку?

Откройте для себя музыку

The Classic FM Puzzle Book – Relax: Внимательные головоломки, чтобы расслабиться и отдохнуть

Алед Джонс поет «O Holy Night» со звездой, 12-летней звездой, в рождественском дуэте.

Алед Джонс

Кэтрин, принцесса Уэльская, бывшая пианистка с хорошей музыкальной теорией на 5 баллов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *