К 900-летию паломничества в Святую Землю игумена Даниила
https://ria.ru/20070329/62765718.html
К 900-летию паломничества в Святую Землю игумена Даниила
К 900-летию паломничества в Святую Землю игумена Даниила — РИА Новости, 07.06.2008
К 900-летию паломничества в Святую Землю игумена Даниила
«Житие и хождение Даниила, игумена русской земли» стало не только выдающимся памятником литературы XII века, дошедшим до нас в более чем ста списках, но и послужило документальной базой для других странников. Игумен Даниил заложил основы русского паломничества в святые места, и уже в конце XII века оно становится массовым явлением.
2007-03-29T01:30
2007-03-29T01:30
2008-06-07T08:41
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/62765718.jpg?1212813668
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»

2007
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество
Общество, Религия
МОСКВА, 29 мар — РИА Новости, Ольга Липич. В Москве в четверг откроются международная конференция и выставка, посвященные 900-летию «хождения в Святую Землю» игумена Даниила, оставившего первое описание палестинских святынь на русском языке и заложившего основы русского паломничества.
Как сообщили РИА Новости в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, международная научно-церковная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107 — 2007)» пройдет 29-30 марта в Паломническом центре Московского патриархата.
В форуме примут участие историки, филологи, архиереи и богословы из России, Белоруссии, Германии, Польши, Италии, Греции, Великобритании, Украины и других стран. В их числе председатель ОВЦС митрополит Кирилл.
Организаторами конференции выступили ОВЦС, Императорское православное палестинское общество, Паломнический центр и научный совет РАН «Роль религий в истории».
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в четверг вечером откроется выставка, посвященная 900-летию паломничества игумена Даниила, под названием: «И то все видел своими очами. ..».
В экспозицию вошли около 150 предметов, связанных с посещением русскими людьми святынь Палестины. Это иконы, рукописи, старопечатные книги, карты, гравюры с видами Святой Земли и, конечно же, уникальные паломнические реликвии. Среди экспонатов, в частности, древнейший список (копия) «Хождения» игумена Даниила, датируемый XIII веком.
Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем дневнике.
«Житие и хождение Даниила, игумена русской земли» стало не только выдающимся памятником литературы XII века, дошедшим до нас в более чем ста списках, но и послужило документальной базой для других странников. Игумен Даниил заложил основы русского паломничества в святые места, и уже в конце XII века оно становится массовым явлением.
О значимости «хождения» Даниила свидетельствует и тот факт, что Иерусалимский король Балдуин принял игумена как посланца русских князей.
Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня «от всей Русской земли».
По существующему в Иерусалиме преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня при схождении Благодатного огня в канун православной Пасхи, символизирует именно ту «лампаду Даниила».
Юбилейные торжества в честь игумена Даниила начались в 2006 году — в рамках программы Фонда Андрея Первозванного по принесению к Пасхе в Москву Благодатного огня из Иерусалима. А 2007 год фонд начал с организации паломничества «По стопам игумена Даниила» на Крещение (16-20 января), в котором приняли участие около 70 россиян, в том числе депутаты, сенаторы, общественные деятели и журналисты.
На международной конференции, посвященной 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю, обсуждались проблемы современного паломничества
Москва, 29 марта 2007 г. Международная конференция «Дабы не в забыть
было то, что показал мне Бог»: хождение
игумена Даниила в истории Русской Церкви и
культуры (1107-2007)» открылась 29 марта в
Паломническом центре Московского Патриархата,
сообщает
Благовест-инфо. Форум проходит в рамках
программы мероприятий, посвященных 900-летию
древнейшего из дошедших до нас русских
описаний паломничеств во Святую Землю, одного
из ярчайших произведений древнерусской
литературы — «Хожения Даниила, Русской земли
игумена».
Глава Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата, митрополит Смоленский
и Калининградский Кирилл зачитал приветствие
Патриарха Алексия II к участникам конференции.
В послании говорится о значении древнего
литературного памятника не только для истории
и культуры, но и для современных паломников,
которые «вслед за игуменом Даниилом и многими
поколениями православных богомольцев имеют
возможность своими глазами зреть святыни
Палестины».
«Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого огня, чтобы принести его на Русь», — начал свой доклад митрополит Кирилл. Он отметил, что «Хождение» Даниила, к которому обращались на протяжении веков, стало не только «образцом для всей последующей паломнической литературы», но и своеобразным «путеводителем — не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры».
Время игумена Даниила — рубеж XI-XII веков —
это время крестовых походов, когда Европа в
лице крестоносцев впервые соприкоснулась со
Святой Землей, продолжил докладчик. В отличие
от рыцарей, русские паломники «никогда не
облачались в военные доспехи, отправляясь в
Святую Землю как странники».
Русско-палестинские связи оказали влияние не
только на духовную жизнь Руси, но и влияли на
«государственную, державную инициативу»,
отметил глава ОВЦС.
Специальный раздел доклада был посвящен
«богословию паломничества» как особого явления
в духовной жизни. Митрополит Кирилл отметил,
что для того, чтобы святые места имели
«благодатное воздействие на душу», паломнику
необходимо верное понимание «символизма»
православного богослужения. К этому пониманию
не приближает «схоластическое» толкование,
согласно которому каждое литургическое
действие «что-то означает». «Литургия — не
театр, она не изображает, но являет нам
события евангельской истории, и мы силой
Святого Духа становимся участниками этих
событий», — сказал митрополит Кирилл. По его
словам, «по-настоящему приобщиться к духовному
опыту православия можно только пройдя святые
места крестным ходом». Докладчик затронул
также вопрос о соотношении «духовной
реальности евангельских святынь» и их
археологической основы. Осознавая, что за
столетия вырос культурный слой, что, «целуя
камни Крестного пути Спасителя, вы
прикасаетесь к камням сегодняшней мостовой»,
православному паломнику важно понимать: «мы
поклоняемся в Духе» священным местам, где
происходили евангельские события, и в ответ на
это поклонение паломнику «дается благодать».
Довольно длительное пребывание игумена Даниила
в Иерусалиме (он жил в православном монастыре
преп. Саввы Освященного 16 месяцев) позволяет
обсуждать описанные им «церковно-исторические
реалии», и, в частности, взаимодействие
православных и католиков в Святой Земле. По
словам митрополита Кирилла, Даниил упоминает
об «исключительно доброжелательном отношении к
нему крестоносных рыцарей», и, в свою очередь,
сам проявляет дружелюбие по отношению к
католическому духовенству. Более того, Даниил
упоминает о совместном служении православных и
католиков в храме Гроба Господня. По
предположению докладчика, это можно объяснить
тем, что, несмотря на схизму 1054 г., реальное
разделение Церкви не происходило
«одномоментно», и люди на Востоке и на Западе
еще долго осознавали себя «членами одной
Церкви». Настоящий же «цивилизационный раздел»
произошел, по словам иерарха, после захвата
Константинополя крестоносцами в середине XV
в.
Свидетельство «столь тесного и единодушного единения христиан», оставленное игуменом Даниилом 900 лет назад, не потеряло своей актуальности и сегодня. По словам докладчика, современные паломники, будучи в иной конфессиональной ситуации, могут вспоминать опыт Даниила и «знать, что напряженность между христианами разных конфессий — это ненормальность, это явление греха», которое чрезвычайно отвлекает от подлинных целей паломничества — стяжания благодати. В заключение митрополит привел слова архимандрита Августина (Капустина), который призывал воспитывать в себе «терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского».
Заместитель председателя ИППО Николай Лисовой
в докладе о личности игумена Даниила не
разделил наблюдений митрополита Кирилла о
молитвенном единении католиков и православных
в начале XII в. на Святой Земле. Историк
заметил, что «полного сослужения у католиков и
православных не было и тогда», о чем
свидетельствует то, что Даниил просил о
молитвенном поминовении русских князей не в
храме Гроба Господня, который тогда
принадлежал католикам, а в православном
монастыре. Докладчик также отметил
принципиальное отличие в подходе к
паломничеству: Католические паломники, по его
словам, издавна были озабочены тем, чтобы
«уволочь к себе» реликвии со Святой Земли,
тогда как русские странники, напротив, не
только «никогда ничего не увезли из
Иерусалима», но «приносили свою душу», строя
храмы, больницы, школы на Святой Земле. Еще
одна важная особенность, отмеченная Н.
Лисовым, — ни в одном из западных описаний
паломничеств не встретить упоминания о том,
что человек молился «за всю страну», например,
«за прекрасную Францию», тогда как Даниил
осознает себя как представитель всей Русской
земли, что связано с особой «восточной
парадигмой отношений Церкви и государства».
«Русский православный человек всегда
представитель России, частица русского
присутствия в мире, круговой обороны, которую
мы до сих пор держим», — отметил Н. Лисовой.
Далее с докладами выступили профессор Гелиан Прохоров (Санкт-Пертербург), осуществивший научное издание древнейшей рукописи «Хождения» Даниила, историк Александр Назаренко и другие. Всего в программе конференции было означено 35 докладов, в том числе — ученых их Германии, Италии, Польши и других стран.
Делегация настоятелей и братии монастырей УПЦ в паломничестве к общехристианским святыням Египта / Новости / Патриархат.ру Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II делегация настоятелей и братии монастырей Украинской Православной Церкви находилась с визитом в Египте.
В составе делегации:
- Митрополит Святогорский Арсений, игумен Святогорской Успенской Лавры — глава делегации;
- епископ Гостомельский Тихон, игумен монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на Церковщине;
- епископ Ладанский Феодосий, игумен Благовещенского Нежинского монастыря;
- архимандрит Варлаам (Озимок), игумен Кирилловского монастыря в Киеве;
- архимандрит Владимир (Гапонюк), наместник Крестовоздвиженского Чарторыйского монастыря;
- архимандрит Марк (Куштан), настоятель Воскресенского монастыря в Ужгороде;
- иеромонах Варнава (Шкурдод), настоятель Свято-Николаевского монастыря, с.
Холмовка, Бахчисарайского района;
- архимандрит Лазарь (Терещенко) и иеромонах Иосиф (Георгица), иноки Святогорской Успенской лавры;
- архимандрит Агафон (Опанасенко) и иеромонах Феофил (Кошовенко), иноки Успенской Киево-Печорской лавры;
- архимандрит Дамаскин (Лебедь), заведующий библиотекой Киевской духовной академии и семинарии;
- игумен Гермоген (Мельник), инок Свято-Духова скита Почаевской Успенской лавры;
- Протоиерей Николай Данилевич, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.
Делегацию сопровождали секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); Иеромонах Дауд эль-Антоний, представитель Коптской Церкви в России, и доктор Антоний Милад, представитель Коптского Патриархата.
Целью визита было совершение паломничества к общехристианским святыням Египта и развитие отношений между представителями украинского и коптского монашества в рамках работы Комиссии по диалогу между двумя Церквами.
25 марта делегация прибыла в Каир. По благословению коптского патриарха Тавадроса II в аэропорту их встретил митрополит Маркос Дамиеттский и Кафр-аш-Шейх, который должен был сопровождать делегацию во время поездки.
Делегация сделала первую остановку в монастыре святой мученицы Дамианы на севере Египта. Этот женский монастырь был основан на месте, где в конце 3-го — начале 4-го веков подвизались святой Дамиана и сорок дев, чтобы прославить Бога своей мученической кровью. Дамиана происходила из богатой семьи. Ее отец был губернатором римской провинции Северный Египет; он воспитал ее в христианской вере. Вступив в супружеский возраст, она отказалась выйти замуж и попросила отца устроить ей обитель вдали от города, где она могла бы жить жизнью, целиком посвященной Богу. Там к ней присоединились сорок дев. По благословению местного епископа там был основан женский монастырь, настоятельницей которого стала Дамиана. Считается, что это первый монастырь, возникший во всем христианском мире.
В начале 4 века император Диоклетиан начал гонения, во время которых Марк, отец Дамианы, отрекся от Христа и принес жертву идолам. За это его пристыдила дочь, сказавшая, что лучше бы он принял смерть как мученик за Христа, чем жил бы на земле слугой сатаны. Вдохновленный ее словами, Марк отправился к императору и открыто признался, что он христианин, за что и был обезглавлен. Диоклетиан также узнал, что мученичество Марка было вдохновлено его дочерью, и отправил в монастырь Дамианы сотню воинов. Несмотря на угрозы и многие испытания, которым подверглась святая женщина, она не отреклась от Христа, и каждый раз приходил ангел Господень, чтобы исцелить ее раны. Многие воины, вдохновленные ее мученической смертью и проповедью, обратились ко Христу. В конце концов, Дамиана и сорок девственниц были обезглавлены. Вскоре после этого египетские христиане нашли их нетленные тела и торжественно похоронили.
Украинские паломники поклонились могиле святых мучениц и прославили их. Гости также осмотрели другие святыни монастыря и некоторые сооружения на его территории, в том числе две церкви, воздвигнутые в IV веке равноапостольной царицей Еленой во время ее визита в Египет именно на том месте, где совершила свой подвиг мученица Дамиана. . В одной из этих церквей есть небольшой баптистерий. Он также датируется IV веком. Это показывает, что уже в то время в христианской церкви существовала практика крещения младенцев. На главных иконах храма изображены святые мученицы, облаченные не в монашеские одежды, а в белые одежды, символизирующие невинность и целомудрие, поскольку это был первый христианский монастырь, в который принимали исключительно девственниц. Гости также увидели ферму монастыря и мастерские, в которых выполняют свои обязанности сегодняшние послушники. В соборном храме монастыря делегация поклонилась святым мощам святых мучениц.
В этот же день делегация посетила город Саха, расположенный недалеко от монастыря Святой Дамианы. Это место является одной из первых остановок, сделанных Святым Семейством по пути в Египет. Как известно из Евангелия, Пресвятой Богородице, праведному Иосифу-Невесте и Божественному Младенцу Христу, стремясь избежать гонения Ирода, пришлось бежать в Египет, где они скрывались более трех лет. Сначала они шли по северу Синайского полуострова, а затем через дельту Нила, чтобы остановиться в маленьком городке Саха. В отличие от других таких остановок (всего их было восемнадцать), где, по традиции, Святому Семейству оказали радушный прием, здесь они не встретили подобного приема, так как никто не дал им даже воды. Но Божественный Младенец и Пресвятая Дева явили чудо: Мария, утомленная путешествием, большую часть пути носила Спасителя на руках, положила Своего Сына на каменную землю, и из нее вылетел родник. . На камне есть отпечаток стопы Божественного Младенца, который благоговейно оберегается египетскими христианами и хранится сегодня в коптском храме, построенном на этом месте и посвященном Пресвятой Богородице. Украинские паломники поклонялись этой великой святыне. Митрополит Арсений передал церкви в дар икону с изображением отпечатка стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, отметив, что история этого чудесного явления очень похожа на то, что произошло две тысячи лет назад на египетской земле.
Утром 26 марта делегация посетила монастырь великомученика Мины Котуанского, расположенный в пустыне Мариут близ Александрии. Это один из современных монастырей коптской церкви. Он построен на месте, где с IV века существует храм посвящения этому человеку Божию. Сегодня святой Минас является одним из наиболее любимых коптским народом небесных заступников. Его имя дается детям при Крещении и монахами при принятии ими монашеского пострига, а приходские храмы строятся в честь его угодника Божия. Раньше почитание его как одного из первых мучеников Христины также было особенно популярно на землях исторической Руси, в том числе и в пределах сегодняшней Украины.
Гостей торжественно встречала братия монастыря во главе с настоятелем епископом Кириллом. Делегация приложилась к мощам великомученика и другим святыням, среди которых часть мощей святого Марка и многих общехристианских святых первых веков. По просьбе настоятеля и братии митрополит Арсений оставил запись в книге почетных гостей. В завершение гости посетили могилу одного из выдающихся коптских патриархов Кирилла VI (1959-1971), ныне прославленного Церковью как святого, и место древнего городища имени великомученика Менаса (Абу Менас), где когда-то была построена одна из посвященных ему ранних церквей и хранились его честные мощи.
В этот же день делегация УПЦ отправилась в пустыню Натрун (Вади Эль Натрун), место зарождения христианского монашества.
Монастырь Святого Макария Великого был первым, который посетила делегация в пустыне Натрун. Он ведет свою историю с 360 года и насчитывает сегодня около ста сорока монахов. Именно там преподобный Макарий скончался блаженной смертью.
Гости из Украины приложились к честным мощам одного из основоположников египетского и в целом христианского монашества и мощам других святых старцев, подвизавшихся здесь позже и носивших имя Макарий. Приложились также к нетленным останкам преподобных Пафнутия Великого, Пимена Великого и частям мощей пророков Елисея и Иоанна Крестителя.
В Свято-Макарьевом монастыре находятся также мощи преподобного Иоанна Колобова и 51 мученика, живших в V веке. Сорок девять из них были той братией монастыря вместе со своим игуменом, которые добровольно отказались бежать от напавших на монастырь варваров и избрали смерть за Христа. Вместе с ними созрели два мирянина. Это были паломники из Константинополя — вельможа императорского двора и его 9-летний сын. По преданию, мальчик чудесным образом увидел ангелов, спустившихся с небес и возложивших на мучеников сияющие венки, и, пожелав совершить такой же подвиг, побудил своего отца уйти в монастырь и разделить участь мучеников. У мощей 51 мученика были многочисленные случаи чудесного исцеления монахов и других молящихся возле этих мощей.
Делегация осмотрела монастырскую библиотеку — хранилище тысяч древних рукописей, написанных монахами Натрунского скита. Митрополит Арсений и члены делегации побеседовали с братией (в 2018 году трагически погиб игумен монастыря епископ Епифаний).
Особенно примечательным было посещение близлежащего знаменитого скита, где первые христианские монахи вели монашескую жизнь как отшельники. Как известно, устав, составленный преподобным Макарием, носил отшельнически-общежительный характер и предназначался для монахов Натрунской пустыни и скита, которые вели преимущественно уединенную жизнь и собирались по субботам и воскресеньям для общей молитвы и Божественная Литургия. Позднее слово «скит» проникло во многие языки мира и стало нарицательным. В одной из отшельнических келий паломники встретились с одним из сегодняшних отшельников — 92 года, Абба Менас.
27 марта делегация посетила и другие монастыри Натрунского скита, а именно: монастыри римлян (аль-Барамус), монастырь сирийцев (ас-Суриани) и монастырь св. Паисия Великого (Анба). Бишой).
Монастырь римлян, основанный около 335 года святым Макарием Великим, является первым мужским монастырем в христианском мире. Он был назван в память Максима и Домиция, сыновей римского императора Валентиниана, которые подвизались здесь под руководством этого великого подвижника. Сегодня в нем проживает более ста ценобитов. Паломники приложились к частям мощей преподобных Моисея Мурина и Исидора, некогда живших здесь отшельнической жизнью. Этот монастырь воздает особую честь святому Арсению Великому, жившему в нем. Будучи видным вельможей императорского двора и воспитателем детей императора, он отказался от мирской славы и удалился в египетскую пустыню, чтобы заняться иноческим подвигом. В дальней части монастырского храма стоит колонна, за которой смиренно стоял преподобный Арсений и молился, чтобы его не узнала братия. Позже он стал одним из самых известных подвижников Натрунского скита и был вынужден покинуть это место, стремясь спастись от славы вокруг своих подвигов и от тех, кто устремился к нему. Он нашел блаженный покой на территории, которая сегодня известна как Каир, желая избежать заслуженного погребения. Поэтому достоверных сведений о месте упокоения его честных мощей нет.
Митрополит Арсений с делегацией помолился у колонны преподобного Арсения Великого, увидел трапезную монастыря IV века, в которой первые христианские монахи проводили агапы, общие трапезы после литургии, а затем удалились в их клетки. В этой комнате сохранились каменный стол и лавки, а также каменный помост, с которого настоятель читал Священное Писание во время трапезы. Среди монастырских построек наиболее заметной является типичная для древних монастырей Египта цитадель, служившая монахам защитой от многочисленных нападений бродячих мародеров.
После этого делегация посетила Монастырь Сирийцев (ас-Суриани), основанный в конце IV века учениками Паисия Великого на месте, где располагались их отдаленные кельи и названный в память о монахах из Сирии, использовавших остаться там на несколько столетий. Самым известным из них был преподобный Ефрем Сирин, приехавший туда для встречи с преподобным Паисием Великим. На территории монастыря можно увидеть дерево, которое и по сей день плодоносит. Он вырос из воткнутого в землю посоха святого Ефрема – живое свидетельство встречи двух великих подвижников. Украинские паломники также увидели келью, в которой молился святой Паисий, и фрески VIII-XVII веков и произнесли в монастырском храме великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина с 16 поклонами. Они побеседовали с настоятелем и братией монастыря, которых сегодня около двухсот пятидесяти. Монахи тепло встретили паломников и разъяснили особенности устава монастыря. Как правило, они соблюдают прочные традиции отшельнической жизни. В V-VII веках монашеская община в целом была рассеяна по кельям пустыни и собиралась только на воскресные и праздничные богослужения. Эта практика отчасти сохранилась до наших дней: сегодня монастырь насчитывает десять отшельников и его устав не предусматривает общей трапезы в будние дни.
Затем делегация посетила монастырь св. Паисия Великого, основанный этим святым около 257 года. Он всегда играл немалую роль в жизни египетского христианства: еще в IV веке в нем проживало до 5 000 человек. в ней и с тех пор никогда не прерывалась там монашеская работа. Монастырь произвел много иерархов для Коптской церкви; среди них сегодняшний Патриарх Тавадрос II. Здесь также находится одно из административных зданий Коптского Патриархата, в котором проходило множество исторических мероприятий, а также заседания Совместной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Церквами и регулярные заседания Священного Синода Коптской Церкви. Гости приложились к лежащим в монастыре мощам многочисленных древних святых и посетили могилу коптского патриарха Сфеноидала III (19 г.71-2012) похоронен там.
В воскресенье, 3 марта, в завершение пребывания делегации в Свято-Паисиевом монастыре, митрополит Арсений в сопровождении членов делегации совершил Божественную литургию. После службы паломники отправились в Каир, сделав остановку в пригороде Гизы. Здесь гостей торжественно приветствовал генеральный епископ Гизы Феодосий, ответственный за пастырское окормление коптских общин в канонических пределах Московского Патриархата. На территории собора был дан торжественный прием в честь высоких гостей от Украинской Православной Церкви. Наряду со священнослужителями и прихожанами делегацию приветствовали участники молодежных организаций Коптской церкви, собравшиеся по этому случаю в Гизе.
29 марта гости посетили величайшие святыни в историческом центре египетской столицы: грот, в котором, по преданию, нашли приют Божественный Младенец и Его Пресвятая Матерь и святой Иосиф; церковь, построенная в гроте в 58 г. — одна из самых первых построенных в христианской церкви, и церковь мучеников Сергия и Вакха, в которой хранятся части их святых мощей. В том же месте находится баптистерий 4 века. Среди мест, посещенных паломниками, были храм великомученицы Варвары, в котором часть ее мощей хранится вместе с частями мощей мучениц Иулиании, Дамианы и Филоманы Римских; знаменитая коптская «висячая церковь»; Мяллакский монастырь великомученика Георгия Победоносца (Мар Гиргис) и монастырь мученика Меркурия Филопатра (Абу Сейфен). Делегацию Украинской Православной Церкви торжественно встретили в этих монастырях их настоятельницы и сестры.
Делегация также посетила храм Пресвятой Богородицы в районе Маади. Он был построен на том месте, где Святому Семейству удалось оторваться от преследователей в их скитаниях по Египту, перейдя на другой берег Нила. Есть уцелевшее метро, которым пользовалось Святое Семейство. В ХХ веке в этом месте произошло чудо, когда речная волна выбросила на берег Библию, открытую на странице со словами: «Благословен Египет, народ мой» (Ис. 19:25). По преданию, однажды в том же месте дочь фараона вытащила из воды корзину с младенцем Моисеем. Паломники посетили также пещерную церковь св. Симона Кожевника под сводами горы Мокаттам, которая, согласно коптскому преданию, чудесным образом перемещалась в воздухе с одного места на другое, что сделало тогдашнего халифа Египта аль-Му’ izz публично признать истинность христианской веры.
В монастыре мученика Феодора Стратилата (амира Тадроса) делегацию тепло встретили игумения Едросис и сестры монастыря. Игуменья с особой теплотой вспоминала о своих визитах в Россию вместе со Святейшим Патриархом Тавадросом II в ноябре 2014 года и в составе коптских настоятельниц и игумений в сентябре 2019 года и рассказывала о многочисленных чудесах, связанных со строительством ее женского монастыря, расположенного в небезопасная часть египетской столицы. Настоятельница передала в дар Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию написанную сестрами икону небесного покровителя монастыря Святителя Онуфрия Великого, пользующегося особым почитанием в монастыре. Однажды, по заступничеству этого человека Божия, чудесным образом открылся источник воды, существующий до сего дня. В монастыре гости также приложили часть мощей святой мученицы Марины и мироточивую икону великомученика Феодора Стратилата.
В этот же день делегация прибыла в Восточную (Аравийскую) пустыню у Красного моря, чтобы увидеть Лавру св. Антония Великого и монастырь св. Павла Фивейского.
30 марта гости посетили Монастырь святого Павла Фивейского. У ворот монастыря их радушно встретил настоятель епископ Даниил, глава Комиссии Коптской Церкви по делам монастырей и монашества, неоднократно посещавший Московский Патриархат в составе монашеских делегаций (в июне 2017 г. 2019).
Гости посетили церковь св. Павла, чтобы приложиться к его могиле, стоящей на месте, где львы, чудесным образом явившиеся из пустыни, вырыли могилу для умершего старца. Высокопреосвященнейший Даниил познакомил украинских паломников с историей монастыря, показал его святыни – древнюю мельницу и старинную трапезную, а также источник Святого Павла, который спускается с 300-метровой высоты прямо с холма и ежедневно дает братии около 4 кубометров воды.
31 марта украинская делегация прибыла в монастырь Святого Антония Великого. Там они поднялись на гору к пещере Святого Антония, в которой отпраздновали благодарение. У подножия горы их встретил настоятель монастыря епископ Юстус, который показал им новую пещерную церковь, посвященную Кресту Господню и Воскресению Христову, построенную специально для тех паломников, которые не могут подняться на гору из-за немощи и источник Святого Антония, который берет начало на высоте более 400 метров и ежедневно приносит в монастырь от 80 до 100 кубометров воды.
В сопровождении настоятеля митрополит Арсений и сопровождающие его лица совершили обход обширной территории лавры, ознакомившись с ее многочисленным хозяйством, посетив монастырские храмы с их святынями и историческими достопримечательностями. Среди них сохранившийся настенный автограф известного начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского), посетившего это место в середине позапрошлого века.
1 апреля делегация вернулась в Каир для встречи с коптским патриархом Тавадросом II. На встрече присутствовал епископ Даниил, глава комиссии Коптской церкви по делам монастырей и монашества. Приветствуя гостей, Его Святейшество Тавадрос, в частности, сказал: «Я очень рад видеть делегацию Украинской Православной Церкви с визитом в Египте. Вы впервые посещаете наши монастыри и монастыри и наши храмы. Наша Церковь осуществляет свое служение Иисусу Христу, опираясь на три основы. Первая основа – это правильное христианское учение и воспитание наших верующих. Второе основание, на котором стоит наша Церковь, – это наши многочисленные мученики, проливающие свою кровь за Церковь. Мы называем Коптскую Церковь Церковью мучеников, и как она производила мучеников в первые века и производила их на протяжении всей своей истории, так и теперь она произведет много мучеников. Первым монахом был египтянин, и первый в мире монастырь был основан на египетской земле. И мы очень рады и счастливы, что вы смогли посетить наши монастыри».
Святейший Патриарх Тавадрос также рассказал о нынешнем состоянии и жизни Коптской церкви. В частности, Патриарх сообщил, что сегодня в Египте проживает более 15 миллионов египетских христиан (коптов) и еще два миллиона живут в диаспоре, где насчитывается около 500 приходов Коптской церкви.
Предстоятель Коптской Церкви просил передать теплые приветствия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и главе Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону.
Глава делегации Украинской Православной Церкви митрополит Святогорский Арсений, приветствуя Патриарха Тавадроса, рассказал о впечатлениях, полученных от паломничества: «Мы с детства читаем Жития отцов Египта. В эти дни мы своими глазами видели места их подвигов. Посещая монастыри в Египте, один из наших братьев сказал, что мы чувствуем духовную перезагрузку, духовное обновление. Мы цитируем св. Макария и св. Арсения Великого; мы привыкли с детства читать Павла Фивейского и Антония Великого. Его Высокопреосвященство отметил, что замечал большое количество верующих в египетских храмах и горячее рвение к монашеству среди египетской христианской молодежи, что свидетельствует о духовном здоровье народа. Митрополит Арсений также рассказал о жизни и нынешнем состоянии Украинской Православной Церкви и привел статистические данные о количестве монастырей и приходов.
После беседы с Патриархом Тавадросом украинская делегация посетила собор Святого Марка, в котором поклонилась его мощам и мощам святого Афанасия Александрийского.
Рано утром 2 апреля делегация вылетела обратно в Киев.
Служба связи ОВЦС/ Патриархия.ру
Паломничество по святым местам Мерсии и Северного Уэльса — Новости и объявления
21 февраля 2022 года группа прихожан во главе с благочинным епархиального округа протоиереем Стефаном Платтом Центральной Англии, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде, начал паломничество по святыням неразделенной Церкви в Мерсии (Центральная Англия) и Северном Уэльсе.
Первым пунктом паломничества было посещение Собора в Личфилде, где паломники молились у могилы святого Чада, епископа Личфилдского (+672). Далее паломники проследовали к колодцу Святого Чада, где святой каждую ночь молился, стоя в ледяной воде.
Следующей остановкой был Честерский собор, где группу встретил протоиерей Павел Эллиот (РПЦЗ), настоятель храма великомученицы Елизаветы в Уолласи, отец Павел провел экскурсию по собору и присоединился к общему молебну, который отслужили у гробницы св. Вербурга Честерского (+700).
Вечером того же дня паломники прибыли в Холивелл, где поселились в гостевом доме католической монашеской общины сестер Бриджиттин. После размещения состоялась встреча с настоятелем храма Всех валлийских святых в Блайнау Ффестиниог игуменом Даниилом (Дэвисом). Отец Даниил рассказал о святынях Уэльса, подвижниках валлийской земли, показал слайды и фотографии мест, которые посетят паломники во время путешествия по Уэльсу.
На следующий день паломники продолжили свое путешествие по Северному Уэльсу. Утром было совершено посещение самого известного из множества святых источников Уэльса — источника святого мученика Уайнфрида Уэльского (7 век), места паломничества многих поколений христиан с 6 века. Источник воды бил из того самого места, где была обезглавлена святая мученица и где ее дядя, святой Беуно, вернул к жизни святую Уайнфрид. После молебна у источника и окропления святой водой паломники приложились к частице мощей св. Вайнфрида, хранящейся в соседнем католическом храме.
Во второй половине дня паломники продолжили путь по полуострову Ллин, где посетили несколько христианских церквей и святых источников, в изобилии сохранившихся до наших дней. Во время остановок отец Даниил подробно рассказывал о каждом святом месте. К вечеру паломники достигли крайней точки полуострова, где им был виден остров Бардсей, расположенный в Ирландском море и известный как «остров 20 тысяч святых».
Последний день паломничества начался с Божественной литургии, которая была отслужена в церкви Всех Святых Уэльских в Блейнау Ффестиниог.