Школа философии стоики: Философская школа стоиков

1.8. Философские школы стоиков, скептиков, циников, эпикурейцев: сходство и различия.

Для начала, рассмотрим что же представляет из себя каждая из этих школ в отдельности.

Стоики.

Одной из самых популярных философских школ в Древней Греции, а позже и в Древнем Риме была школа стоицизма. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до н.э.). Идеалом для стоиков становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное. Истинное благо для стоика – добродетель и разумность, все остальное же должно быть отвергнуто, как недостойное человека. Все, кроме добродетели, может быть хорошо лишь по своему отношению к ней, поскольку оно ей способствует.

Однако чуть позже стоики разделили «безразличные» предметы на «предпочтительные», «нежелательные» и собственно «безразличные». Так например здоровье и богатство – безразличные в нравственном смысле предметы, но отвергать их в пользу бедности и болезни не стоит.

Скептики.

Основателем скептицизма был житель города Элиды в Пелопоннесе Пиррон (365-275 гг. до н.э.). В новейшее время Энезидем (Шульце) дает такое определение: «скептицизм есть ничто иное как утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого познания».Само слово «скептицизм» переводится как «исследую, сомневаюсь». Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений. Ибо, по его мнению, человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не может взволновать или огорчить. Ничего в этом мире не может быть ни прекрасного, ни ужасного, не может быть ни правды, ни лжи и все относительно.

Циники.

Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни.

Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл «непородистым псом». Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». Цивилизация рассматривались как явление, противоречащее природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.).

Эпикурейцы.

Основатель – Эпикур. Вначале он становится последователем Демокрита, а с 310 г. выдвигает свою философскую концепцию. «Пусты слова того философа, который не врачует никакое страдание человека», — писал он, — как от медицины никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души».

Главной проблемой человечества Эпикур считал страх, и поэтому его философия была направлена в первую очередь на борьбу с ним. Многочисленные поклонники философа покупают для него в Аннах участок земли, где разбивают роскошный сад, который становится маленьким островком того, о чем проповедовал философ. Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений.

Общее во всех чертырех философских школах древней Греции то, что они пытались создать новую философскую концепцию, если можно так сказать «инструкцию» к тому, как жить дальше в новом мире, в котором не осталось богов, когда центром мироздания становится человек.

Стоики. История философии. Античная и средневековая философия

Стоики. История философии. Античная и средневековая философия

ВикиЧтение

История философии. Античная и средневековая философия
Татаркевич Владислав

Содержание

Стоики

Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем идеалистическим системам, которые сформировались в предыдущее время. Стоики занимались всеми философскими проблемами, но особый акцент в духе времени был сделан на этике. Стоическая школа была основана Зеноном приблизительно в 300 г. до н. э. и просуществовала пять столетий.

Предшественники. Стоицизм в своей строгой этике и в своей эмпирической логике унаследовал взгляды киников, в частности, он перенял у них взгляд самодостаточности добродетели и никчемности того, что добродетелью не является; через них он воспринял сократический дух и традиции. В то же время в физике, которой киники не занимались, стоики возобновили традиции ионийских натурфилософов, особенно Гераклита.

Стоическая школа вышла непосредственно из кинической: основатель школы изначально принадлежал к киникам, затем создал собственную теорию и основал свою школу.

Философская позиция стоиков была принципиально отличной от позиции Аристотеля, однако они считались с его взглядами, наиболее совершенными из тех, которые дала Греция. Стоики систематизировали их в той же мере, в какой сам Аристотель некогда использовал взгляды Платона. Эти три философские системы — Платона, Аристотеля и стоиков — выстраивались в такой ряд, когда в каждом последующем учении уменьшалась доля идеальных факторов во взглядах на мир за счет усиления материалистических подходов.

Основатели. Стоическая философия появилась в III в. до н. э. в Афинах. С самого начала ее существования — в так называемой «старой стоической школе» — была разработана стоическая доктрина, которую начал создавать Зенон, а систематизировал Хрисипп.

Зенон из Китиона на Кипре (жил около 336–264 гг.) не был чистокровным греком. Китион, где он родился, был финикийским поселением. В 314 г. Зенон приехал в Афины, где в этот период с энтузиазмом воспринимался культ Сократа, превознесенного работами Платона и Ксенофонта. В Афинах он слушал многих эпигонов Сократа, которые были выходцами из Мегарской школы. Киник Кратет показался ему наиболее близким к Сократу, и Зенон примкнул к кинической школе; ее духом были проникнуты его первые работы. Однако позднее он модифицировал этические позиции, дополнив их новыми теоретическими положениями, и приблизительно в 300 г. основал свою школу. Она размещалась в афинском «Пестром портике» (от греч. Stoa — портик) — зале, где собирались стоики; по названию этого зала школа и получила свое название. Зенон руководил ею около 35 лет.

Затем его сменил Клеанф из Асса (руководил школой в 264–232 гг. до н. э.). В этот период некоторые члены школы вернулись в лоно кинизма, а доктрина стоиков стала предметом критики со стороны скептиков и академиков.

Клеанф был самоучкой, развивал чувственные и религиозные истоки стоицизма, однако не мог защитить его научные позиции.

Ситуация изменилась, когда во главе школы стал Хрисипп (род. около 280 г., руководил школой с 232 до 205 г.). Он был человеком необыкновенной эрудиции, диалектиком, способным к систематизации и обладающим писательскими способностями. Он сумел своими умными замечаниями защитить стоицизм от скептиков. Хрисипп развил школьную доктрину в систему, дал ее наиболее точные формулировки и создал канон школы, который с минимальными отклонениями был законом до конца ее существования. «Без Хрисиппа не было бы Стой», — говорили в древности. Удивительно, что свои философские взгляды он разработал настолько основательно, что его последователям почти ничего не осталось. Хрисипп оставил после себя более семисот работ.

СТОИКИ[130]

СТОИКИ[130] Зенон-стоик[131] и Хрисипн[132]<Мироздание>Стобей Eclog. I 25, 3. Зенон говорит, что солнце, луна и каждое из других светил обладают разумом, умом и творческим огнем; имеются же два рода огня: один — лишенный творчества, превращающий в себя то, чем он питается; другой —

Стоики

Стоики Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем

Стоики

Стоики Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической, аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем

1. Стоики

1. Стоики а) Само собой разумеется, что вся философская система стоиков есть не что иное, как учение о гармонии. Поэтому весьма нетрудно сделать и соответствующие выводы специально о гармонии из общеонтологического учения стоиков. Однако все же нельзя не считать

1. Стоики

1. Стоики В отношении проблемы подражания стоики заняли небывалую позицию. Поскольку они впервые в античности заговорили о правах индивидуального субъекта, мы поставили своей задачей формулировать ту особенность человеческого мышления, которая резко отличалась бы от

1. Стоики

1. Стоики Что касается раннего эллинизма, то из нескольких сот фрагментов, собранных у Арнима, имеется только один текст, в котором говорится о катарсисе. Этот текст (II, frg. 598) гласит, что очищение возникает тогда, когда сгорает один космос и из этой гибели появляется новый

1.

Стоики

1. Стоики а) Изучаемая нами сейчас структуральная терминология тоже представлена у стоиков не очень значительно. Правда, здесь имеются и свои оригинальные особенности. Так, в связи с общим стоическим учением о напряженности (ИАЭ V 147 – 149) у ранних стоиков читаем, например,

1. Стоики

1. Стоики а) То, что элемент у стоиков – это прежде всего универсальный принцип, это ясно само собой. Что из этого принципа появляется решительно все и в нем решительно все растворяется и что он пронизывает собою решительно все и руководит всеми сперматическими логосами –

1. Стоики

1. Стоики а) Необходимо со всей решительностью констатировать полный переворот представлений о природе, который в античности произошел в результате деятельности уже ранних стоиков. Переворот этот заключался в том, что природа стала теперь пониматься не просто как

§5.

Эллинизм. Стоики

§5. Эллинизм. Стоики Стоические тексты и необходимый их анализ можно найти у нас выше (ИАЭ V 157 – 164), куда необходимо присоединить также и общеисторическую характеристику стоицизма (87 – 91, 114 – 121, 138 – 153). Это избавляет нас сейчас от необходимости воспроизводить стоическую

4. Стоики

4. Стоики а) Со стоиками мы внедряемся уже в совершенно новый период античной культуры, а именно в период эллинизма. Этот послеклассический период, в противоположность эллинской классике, характеризуется, как это уже нам хорошо известно, выдвижением на первый план

2. Стоики

2. Стоики Из эллинистических мыслителей понятием хаоса оперировали стоики. Но, кажется, они не вышли за пределы классического определения этого понятия. Можно указать два типа стоического понимания хаоса. Одно – вполне натуралистическое, когда он объявлялся,

1. Стоики

1. Стоики а) Стоические тексты о красоте и прекрасном приводились у нас в своем месте (ИАЭ V 153 – 157). В отличие от более строгих и более холодных определений красоты в период классики у стоиков мы находим, прежде всего, космическую красоту в виде универсального живого

3. Стоики

3. Стоики Стоики важны нам потому, что из всех античных авторов учение о первичности тела у них проводится наиболее последовательно и с античной точки зрения наиболее неопровержимо. Дело в том, что, как мы уже видели выше (ИАЭ V 145 – 148), стоики понимают все мироздание как

8. Стоики

8. Стоики Различные варианты в целом фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики. Судьба как управляющее и господствующее начало (hegem-onikon) — это, согласно стоикам, одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в

Статья 1 | Стоическая школа

Стоицизм — это образ жизни, которому учит стоическая школа. Человек, живущий по стоицизму, — стоик.

Стоицизм преподает вас:

  1. , чтобы найти наибольшее счастье в жизни
  2. , чтобы иметь здоровые отношения с другими
  3. , чтобы понять науку
  4. , чтобы улучшить мир.

Школа стоиков зародилась в 300 г. до н.э. С самого начала Школа изучала науку, чтобы узнать, как люди и города могут работать в гармонии с природой. Естественно, изучение науки учило стоиков физическому миру, но их самые удивительные открытия были связаны с человеческими эмоциями, мышлением и отношениями.

На протяжении более 2300 лет стоицизм был лучшим способом вести счастливую жизнь для людей и сообществ всех национальностей, этнических групп, полов и возрастов. Одна из самых интересных частей стоицизма заключается в том, что сейчас он важнее, чем был в прошлом. Современные технологии, меняющиеся социальные ценности и огромное количество информации в Интернете могут вызвать замешательство. Однако стоицизм учит людей, как систематизировать информацию, как узнать, какие социальные ценности приносят пользу или вред, и как решить, какие технологии сделают вашу жизнь проще или сложнее.

Стоицизм также многому учит, как справляться с жизненными проблемами, которые вы не можете контролировать. К таким вещам относятся финансовые неудачи, предательство, проблемы со здоровьем, клевета и т. д. Неважно, что в вашей жизни вы не можете изменить, стоицизм дает вам силы и душевное спокойствие в трудные времена.

Стоицизм — это не просто теория о том, как вы можете принести пользу себе; это было испытано и подтверждено в течение 2300 лет. Этот образ жизни также надежен; оно давало силу и душевный покой многим во времена величайших страданий, которые только может испытать человек. Образ жизни, который помог людям с такими чувствами и потребностями, как вы, преодолеть торговлю людьми, зависимости, пытки, бедность, голод и другие тяжелые испытания, может также принести пользу вам во время любого кризиса в вашей жизни.

Одной из частей стоицизма, вызывающей большой интерес, является его учение о космополитизме. Чему школа стоиков учит о космополитизме, так это тому, что все люди связаны между собой. Это означает, что существует только одна человеческая семья. Хотя стоицизм учил этому на протяжении многих веков, ученые смогли подтвердить это учение только в наше время, составив карту генома человека и научно изучив ДНК человека по всему миру. И митохондриальная ДНК, и ядерная ДНК в клетках человека подтверждают родство всех людей. Для стоицизма это всегда означало, что каждый имеет достоинство и ценен по-своему. Каждый человек и каждая этническая группа могут объединиться во имя лучшего мира.

Ключ к глобальной гармонии начинается с человека. Стоицизм учит, что люди должны сначала познать себя, особенно то, что приносит им наибольшее счастье. После этого люди могут познакомиться с другими. Тогда люди смогут узнать, как лучше всего достичь гармонии с другими.

Следующая статья объяснит, как познать себя.

 

Философы стоической школы – Дональд Дж. Робертсон

Copyright © Дональд Робертсон, 2013-2018. Все права защищены.

В третьем веке нашей эры Диоген Лаэртский описал древнюю философскую «преемственность», начавшуюся с Сократа и прошедшую через главных фигур киниковой традиции вплоть до стоической школы, закончившейся Хрисиппом. Диаграмма на этой странице иллюстрирует его описание этой философской линии. Ниже приведен список некоторых из наиболее важных фигур стоической традиции, включая основных предшественников киников. Я выделил менее известные или второстепенные фигуры. Ссылки ведут на страницы Википедии, но вы также можете найти навигационное меню Википедии для стоицизма. В некоторых случаях трудно определить точный хронологический порядок, поэтому я следовал приблизительной хронологии, помещая вместе имена исторически связанных личностей.

Преемственность циников

Сократ, ок. 469 г. до н.э. — 399 г. до н.э., выдающийся греческий философ. Он представил применение диалектики к этическим вопросам, особенно к определению главных добродетелей и философскому образу жизни. Есть некоторые свидетельства того, что некоторые стоики считали себя в конечном счете последователями Сократа. Точно так же Эпиктет упоминает его в два раза чаще, чем Зенона, основателя Стоа.

Антисфен, 445–365 гг. до н. э., друг и ученик Сократа, который основал небольшую секту после его смерти и (возможно, сомнительно) считался окончательным основателем школы киников.

Диоген Синопский, 412/404 – 323 гг. до н.э., основатель философской традиции киников; он, вероятно, никогда не встречался с Антисфеном, хотя, возможно, его сочинения вдохновляли его.

Фивские ящики, 365–285 гг. до н. э., самый известный последователь Диогена и самый важный учитель Зенона из Китиума.

Зенон из Китиона, ок. 334 г. до н.э. — ок. 262 г. до н.э., начал свою философскую карьеру как последователь Кратеса и явно принял образ жизни киников, очевидно, в течение двадцати лет, прежде чем основать свою собственную школу, Стоа.

Диоген Лаэртский утверждает, что стоики были частью более широкой ионийской философской традиции, восходящей к досократическим философам Фалесу и Анаксимандру. На них явно повлиял Гераклит, который придерживается этой традиции, хотя, что любопытно, Диоген Лаэртский почему-то не упоминает его как главного предшественника стоицизма. Зенон, по общему мнению, написал книгу под названием О пифагореизме , и влияние многих неопифагорейских идей можно увидеть в работах Эпиктета и Сенеки в период римской империи. Однако наиболее важным предшественником стоицизма, вероятно, был Сократ. Нам говорят, что это было желание подражать его примеру, о котором он читал в 9-й книге Ксенофонта.0079 Памятные вещи , вдохновившие Зенона на изучение философии. Затем Зенон провел двадцать лет, изучая философию в Афинах, присоединившись к трем основным сектам Сократа:

  • Киникам, чья философия оказала на него первое и наиболее важное влияние после того, как он стал последователем Ящика из Фив.
  • Мегарская школа, которая специализировалась на логике и диалектике, но придерживалась моральной философии, в чем-то сходной с киниками; Зенон учился у Стильпона, главы школы, вероятно, самого популярного философского учителя своего времени, а также у членов секты «диалектиков», связанных с этой школой, в частности у Диодора Кроноса.
  • Академия Платона, где Зенон учился у ученых Ксенократа, а затем у его преемника Полемо; Ксенократ был учеником Платона, основателя школы.

Афины того времени были полны мыслителей, находившихся под влиянием Сократа. Зенон был пропитан этой сократовской атмосферой. Он познакомился с учением Сократа через эти три основные школы, которые Диоген Лаэртский относит к линии, восходящей к ближайшему кругу учеников, окружавших Сократа. Он утверждает, что преемственность киников была основана Антисфеном, в то время как мегарская школа, основанная Евклидом, а Академия — Платоном, означает, что эти школы произошли от трех соратников самого Сократа. Предположение может заключаться в том, что разные школы развивали разные аспекты первоначального учения Сократа, которые позже были воссоединены стоической школой.

Четвертое влияние Сократа оказал Ксенофонт, еще один друг Сократа. Хотя его небольшая школа к этому времени уже прекратила свое существование, Зенон был вдохновлен своими произведениями, изображающими Сократа как выдающегося мудреца. Следует также отметить, что стоики проявляют больший интерес к поэзии и драме, чем представители других философских школ. Они часто цитируют, в частности, Гомера и Еврипида, и такие сочинения явно оказали на них некоторое влияние, возможно, главным образом в виде примеров трагических фигур, которые они считали патологически привязанными к богатству или репутации, хотя иногда они также были источником положительных высказываний и Примеры. Между прочим, известное предание гласило, что некоторые пьесы Еврипида были написаны в соавторстве с Сократом, так что очевидный интерес к ним стоиков, возможно, может быть еще одним свидетельством их приверженности сократовской традиции.

Ранняя Стоя (Афины)

Зенон из Китиона, ок. 334 г. до н.э. — ок. 262 г. до н.э., как мы видели, был основателем Стоа. Это некоторые из его самых известных последователей, в том числе несколько, которые, похоже, в какой-то степени откололись от школы стоиков.

Филонид из Фив, названный Диогеном Лаэртским как ученик Зенона. Зенон отправил его вместе с Персеем в качестве советника при дворе царя Антигона.

Каллипп Коринфский, названный Диогеном Лаэртским как ученик Зенона. Больше о нем ничего не известно.

Посидоний Александрийский, названный Диогеном Лаэртским учеником Зенона. Больше о нем ничего не известно.

Афинодор из Соли, названный Диогеном Лаэртским учеником Зенона. Он был братом поэта Арата Солийского. Они делят свой родной город с Хрисиппом.

Зенон Сидонский, названный Диогеном Лаэртским как ученик Зенона.

Аристотель Хиосский, ок. 320–250 гг. до н.э., самый важный «неортодоксальный» стоик, упомянутый Диогеном Лаэртским, был соратником Зенона, который настаивал на этической философии, напоминающей цинизм, и отвергал важность изучения логики и физики. Диоген Лаэртский сказал, что Аристо ввел стоическое учение о безразличных вещах.

Герилл Карфагенский, эт. 260 г. до н.э., важный «неортодоксальный» стоик, упомянутый Диогеном Лаэртским, по-видимому, учеником Зенона, который стал критиковать его, определил цель жизни как знание, а все, что между добродетелью и пороком, — как «безразличное».

Дионисий Гераклейский, прозванный «Ренегатом», 330–250 гг. до н. э., еще один важный «неортодоксальный» стоик, упомянутый Диогеном Лаэртским, отказавшийся от стоицизма в пользу киренейской школы, рассматривавшей удовольствие как главное благо в жизни.

Арат, 315/310 – 340 г. до н.э., древний поэт-философ, учившийся у Зенона, его дидактическая поэма по натурфилософии под влиянием стоиков Феномены сохранилась до наших дней и была процитирована Святым Павлом в Деяния Апостолов , выступая перед аудиторией философов-эпикурейцев и стоиков в Греции.

Персей из Китиона, 307/306 – 243 гг. до н.э., любимый ученик Зенона, который был послан вместо него в качестве придворного советника царя Македонии Антигона II Гоната и стал наставником его сына Халкионея.

Царь Антигон II Гонат, правитель Македонии, который интересовался философией, в частности цинизмом, по общему мнению, посещал лекции Зенона, а позже у него был ученик Персей в качестве придворного советника. Похоже, он очень восхищался Зеноном, хотя неясно, считал ли он себя стоиком.

Клеанф Ассосский, ок. 330 г. до н.э. — ок. 230 г. до н.э., был вторым схоластом. Он не был известен как великий интеллектуал. Сохранились отрывки из его Гимна Зевсу, и они, возможно, предполагают упор на фатализм и благочестие.

Сфер Борисфенский, ок. 285 г. до н.э. — ок. 210 г. до н.э., был важным учеником Зенона и Клеанфа. В какой-то момент он жил в Спарте и был советником царя Клеомена III. Позже, когда Хрисипп отказался, Клеанф отправил Сфера жить при дворе египетского царя Птолемея IV Филопатера, которого он обучал стоической философии.

Аполлофан Антиохийский, эт. 250 г. до н.э., философ-стоик, ученик и друг Аристотеля Хиосского, хотя позже он написал книгу, критикующую его любовь к удовольствиям.

Хрисипп Солийский, ок. 279 г. до н.э. — ок. 206 г. до н.э., был третьим схоластом. Его обычно противопоставляли Клеанфу, потому что он был известен как один из величайших интеллектуалов древнего мира. По общему мнению, он написал более 700 книг и был очень занят теоретическим развитием стоицизма.

Аристокреон, эт. 200 г. до н.э., был племянником Хрисиппа и его учеником.

Зенон из Тарса, эт. 200 г. до н.э., был четвертым схоластом.

Диоген Вавилонский, ок. 230-150/140 г. до н.э., пятый ученый, посетил Рим в составе важной посольской делегации в 155 г. до н.э. вместе с академическим скептиком Карнеадом и аристотелевцем Критолаем. Он был учителем Антипатра. Это вызвало интерес римлян к философии, особенно к стоицизму.

Аполлодор Селевкийский, эт. 150 г. до н.э., важный ученик Диогена Вавилонского, который, возможно, оказал влияние на продвижение кинико-стоической преемственности, о которой сообщил Диоген Лаэртский (см. Выше). Он сказал, что образ жизни киников — это кратчайший путь к добродетели.

Архедем Тарсийский, эт. 140 г. до н.э., важный стоик, упомянутый Цицероном, Сенекой и Эпиктетом, который, по общему мнению, покинул Афины, чтобы основать школу стоиков в Вавилоне. Эпиктет упоминает его в связи с Антипатром как одного из главных авторов, которых, по-видимому, читали его ученики.

Кринис, гр. 2 век до н.э., учитель-стоик, упоминаемый Диогеном Лаэртским и Эпиктетом. Мы не знаем, когда он жил, хотя считается, что Эпиктет подразумевает, что он жил в то же время или вскоре после Архедема.

Диотимус, эт. в. 100 г. до н.э., стоик, признанный виновным в подделке писем, якобы написанных Эпикуром, в попытке дискредитировать его.

Боэт Сидонский, ученик Диогена Вавилонского, который отрицал, что космос был одушевленным существом, и написал четыре тома комментариев к Арату.

Ящики Маллуса, эт. 2 век до н.э., естествоиспытатель-стоик, создавший первый известный глобус Земли.

Базилидес, эт. 2 век до н.э., о котором мы мало что знаем.

Антипатр Тарсийский, ум. 130/129 г. до н.э., был шестым схолархом, учеником Диогена Вавилонского и учителем Панэция. Часто упоминается Эпиктетом в одном ряду с Архедемом, также из Тарса.

Гераклид из Тарса, эт. 2 в. до н.э., был другом и учеником Антипатра, знал Афинодора Ханаанского и оба утверждали, что нравственные проступки не равны, но имеют степени.

Средняя Стоя (Римская республика)

В этот переходный и политически хаотичный период ученый Панетий ездил в Рим читать лекции, и стоицизм стал становиться все более популярным за пределами Греции, особенно среди важных государственных деятелей и деятелей культуры в Римской республике. . В то же время ключевые стоики начали ассимилировать элементы платоновской и аристотелевской философии, что, возможно, способствовало окончательному исчезновению формального института Стоа и расселению его оставшихся учеников и учителей.

Панетий Родосский, ок. 185 – ок. 110/09 г. до н.э., был седьмым и последним ученым афинской Стои, после его смерти формальный институт Стои явно распался и в конце концов исчез. Он много сделал для распространения интереса к стоицизму среди римской элиты посредством своих лекций на Родосе и членства в кружке Сципиона.

Дардан Афинский, ок. 160 г. до н.э. — ок. 85 г. до н.э., был учеником Диогена Вавилонского и Антипатра Тарсийского, упомянутого Цицероном как одного из глав оставшейся стоической школы в Афинах (95 г. до н.э.) вместе с Мнесархом, после того как основная школа, по-видимому, переместилась на Родос. К этому времени школа, возможно, распалась после смерти Панэция.

Мнесарх Афинский, ок. 160 – ок. 85 г. до н.э., был учеником Антипатра из Тарса, который, по-видимому, был одним из лидеров остаточной стоической школы в Афинах после смерти Панэция.

Гекато из Родоса, эт. 100 г. до н.э., известный философ-стоик и ученик Панэция.

Гай Блоссий Кумский, эт. 2 век до н.э., итальянский ученик Антипатра из Тарса, который консультировал Тиберия Гракха.

Круг Сципионов, группа интеллектуалов, собравшихся вокруг Сципиона Эмилиана, включая философа-стоика Панэция.

Сципион Младший, Сципион Эмилиан Африканский, 185–129 гг. до н. э., влиятельный римский государственный деятель и полководец, возглавивший окончательное разрушение Карфагена, сформировал Сципионовский кружок, в который вошел ученый-стоик Панэций.

Гай Лелий Сапиенс, р. в. 188 г. до н.э., прозванный «Мудрым», римский государственный деятель, изучавший стоическую философию, близкий друг Сципиона Младшего; Цицерон написал от его имени диалог о стоическом взгляде на дружбу.

Квинт Элий Туберо, эт. 2 век до н.э., член кружка Сципиона, философ-стоик, ученик Панэция. Он был племянником Сципиона, а также зятем стоика Катона из Утики.

Публий Рутилий Руфус, эт. 2 век до н.э., римский государственный деятель, оратор и историк, ставший стоиком, обучаясь у Панэция и член кружка Сципиона.

Квинт Муций Сцевола Авгур, римский политик и член кружка Сципиона, изучавший стоицизм под руководством Панэция.

Гай Фанниус, эт. 2 век до н.э., римский государственный деятель, изучавший стоицизм у Панэция на Родосе и ставший членом Круга Сципиона.

Луций Элий Стило Преконин, ок. 154 г. до н.э. – 74 г. до н.э., римский всадник, стоик и учитель Цицерона и Варрона.

Посидионий Родосский, ок. 135 г. до н.э. — 51 г. до н.э., был самым известным учеником Панэция и, возможно, возглавлял стоическую школу, переехавшую на Родос, хотя, возможно, в конечном итоге он полностью отказался от стоицизма.

Ясон из Нисы, I век до н.э., внук Посидония и философ-стоик. Сменил Посидония на посту главы стоической школы на Родосе.

Асклепиодот Тацит, I век до н.э., ученик Посидония, цитируемый Сенекой в ​​«Естественных вопросах». Он написал работу под названием Quaestionum Naturalium Causae , а его короткая работа о военной тактике сохранилась до наших дней.

В 87 г. до н.э., в течение года, когда Посидоний, по-видимому, возглавлял Стою, римский диктатор Сулла разграбил Афины и большинство формальных философских школ закрылись, возможно, бежав, чтобы сохранить свои драгоценные основополагающие тексты, перенеся их в безопасное место других места.

Через пару лет после смерти Посидония, в 49-45 гг. до н.э., произошла Великая римская гражданская война, в ходе которой тиран Юлий Цезарь сверг Римскую республику и утвердился в качестве диктатора. Катон (стоик) и Цицерон (академик) были главными политическими противниками Цезаря. В итоге Катон возглавил остатки республиканской армии в их последнем противостоянии Цезарю в Утике в Северной Африке. Племянник Сенеки, поэт-стоик Лукан позже описал события Гражданской войны в своей эпической поэме 9.0079 Pharsalia , который (как это ни парадоксально) изображает Катона Младшего настоящим (моральным) победителем, хотя и побежденным Цезарем, и высшим стоическим героем римского мира.

Марк Туллий Цицерон, 106 г. до н.э. – 43 г. до н.э., римский государственный деятель и философ, не стоик , но академик, испытавший большое влияние стоицизма и один из наших главных источников для обсуждения стоических идей, друг и соперник Катона; на него особенно повлиял более эклектичный стоицизм Панэция.

Диодот Стоик, умер в 59 г. до н.э., был философом-стоиком и другом Цицерона, который жил в его доме и обучал Цицерона доктринам стоиков, особенно логике.

Катон Младший, 95–46 гг. до н. э., римский государственный деятель, философ и военачальник, отдавший жизнь в конце Гражданской войны вопреки Юлию Цезарю, не писал и не учил, но Цицерон называет его «полным стоиком». », и он почитался последующими поколениями как стоический герой.

Порция Катонис, ок. 70 г. до н.э. — 43 г. до н.э., дочь Катона Младшего и жена Брута, возможно, была стоиком, как и ее отец. Плутарх явно намекает, что она была стоиком.

Антипатр Тирский, ум. в. 45 г. до н. э., философ-стоик и друг Катона Младшего, который познакомил его со стоической философией.

Афинодор Кордилион из Тарса, эт. 1 век до н.э., философ-стоик и хранитель библиотеки в Пергаме, где он якобы удалил отрывки из текстов Зенона, по-видимому, намекающие на более спорные аспекты цинизма; Катон убедил его стать его постоянным философом, и он переехал в Рим.

В постреспубликанский период последовала серия гражданских войн, и в конце концов была основана Римская империя, когда Октавиан стал первым римским императором и был назван Августом в 27 г. до н.э. Таким образом, следует период римской империи.

Поздняя Стоя (Римская империя)

К периоду Римской империи формальному институту Стоа, похоже, пришел конец, но лекторы-стоики все еще существуют, по крайней мере, еще два века, и Марк Аврелий является последним известным Стоики, о которых мы знаем. Трех наиболее важных стоиков этого периода можно рассматривать как принадлежащих к одной и той же ветви стоицизма: Мусония Руфа, Эпиктета и Марка Аврелия. В этот период у стоицизма не было ортодоксального центра учения, и он стал несколько фрагментированным, хотя, похоже, также было некоторое желание вернуться к ортодоксальным учениям основателей школы, в частности, путем внимательного изучения текстов Хрисиппа.

Афинодор Ханаанитский, ок. 74 г. до н.э. — 7 г. н.э., философ-стоик, ученик Посидония и первый наставник стоицизма Октавиана, ставшего Августом, первым императором и основателем Римской империи.

Арий Дидим Александрийский, эт. конец I в. до н.э. – начало I в. н.э., стоик, воспитатель Октавиана (впоследствии императора Августа).

Нестор Тарсийский, эт. I век нашей эры, по словам Люциана, был стоиком и наставником императора Тиберия.

Марк Антистий Лабеон, ум. 10-11 гг. н.э., влиятельный римский юрист, находившийся под влиянием стоиков.

Фрасилл из Мендеса или Александрии, эт. 1 век до н.э., друг и наставник императора Тиберия, который, согласно речам Фемистия, увлекся от него стоицизмом. Он служил придворным астрологом, но по профессии был литературным комментатором и редактировал произведения Платона и Демокрита. Неизвестно, что он сам стоик, но, похоже, познакомил Тиберия со стоицизмом.

Страбон, 64 или 63 г. до н.э. – ок. 24 г. н.э., был греческим географом, историком и философом, другом и учеником учителя-стоика Афинодора Ханаанита. По некоторым сведениям, Афинодор оказал значительное влияние на его мысли. Однако его лучше всего было бы описать как эклектичного мыслителя, возможно, под влиянием стоицизма, а не философа-стоика как такового.

Гораций, 65–8 г. до н. э., ведущий римский лирический поэт времен правления Августа, находился под влиянием эпикуреизма, но в своих более поздних произведениях все больше и больше стоицизма.

Квинт Секстий Старший, эт. 50 г. до н.э., римский философ, сочетавший стоицизм, цинизм и неопифагорейство, которым очень восхищался Сенека, учившийся у своего последователя Сотиона. Основал первую римскую философскую школу под названием «Школа Секстиев», которая, по словам Сенеки, не любила называть себя «стоической», но, по его оценке, была в основном стоической.

Сотион, эт. I век нашей эры, философ, объединивший неопифагорейство и стоицизм, учитель Школы Секстиев, обучавший Сенеку.

Маркус Манилиус, эт. 1 век нашей эры, автор книги Astronomica , которая сохранилась до наших дней, как правило, считается, что на нее в основном повлияли стоицизм, а также пифагорейство и платонизм.

Атталус, эт. 25 г. н.э., философ-стоик и учитель Сенеки, которым он очень восхищался и часто цитировал.

Сенека Младший, ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э., не был учителем-стоиком, но, вероятно, был в центре внимания небольшого неформального круга друзей-стоиков и наставником императора Нерона.

Лукан, 39–65 гг. н.э., племянник Сенеки, поэт, находившийся под влиянием стоиков, и автор «Фарсалии», в которой Катон изображен как стоический мудрец

Персий, 34–62 гг. н.э., поэт-стоик и друг Лукана , несколько из которых сатир под влиянием стоиков сохранились

Cornutus, fl. 60 г. н.э., философ-стоик и учитель, его Компендиум греческого богословия сохранился до наших дней.

Херемон Александрийский, эт. I век нашей эры, смотритель части Александрийской библиотеки. Поехал в Рим, чтобы обучать молодого Нерона. Написал текст о египетской религии, истолковав его как серию метафор поклонения природе.

Гай Валерий Флакк, умер в 90 г. н.э., римский поэт, написавший на латыни Argonautica , на который обычно оказал влияние стоицизм, особенно на первую книгу. Сегодня он сохранился только в неполном виде.

Рубеллий Плавт, 33–62 гг. н.э., политический соперник Нерона, потомок Марка Антония. Его критики утверждали, что он был последователем стоицизма. В 60 г. н.э. Нерон изгнал Плавта и его семью в свое поместье в Азии, и его сопровождал учитель-стоик Мусоний Руф. После того, как стали распространяться новые слухи о том, что Плавт планировал восстание против Нерона, он был обезглавлен. Рубеллий Плавт, Барея Соранус и Тразея Пэтус иногда известны как стоические мученики.

Публий Клодий Тразея, ум. 66 г. н.э., римский сенатор и стоический мученик, известный своей принципиальной оппозицией императору Нерону. Он был связан браком с Персиусом. Он предстал перед судом вместе с Гельвидием и Агриппином и казнен Нероном, остальные получили меньшее наказание. Марк Аврелий относится к нему с восхищением.

Бареа Соранус, умерла в 65 или 66 году нашей эры. Римский сенатор и мученик-стоик, был другом Рубеллиуса Плавта и был обвинен в подстрекательстве к восстанию против Нерона в Азии. Эгнатий Целер, его учитель-стоик, настроил против него доносчика после того, как Нерон подкупил его. Он был приговорен к смертной казни и покончил жизнь самоубийством. Он был дальним родственником Марка Аврелия.

Гельвидиус Приск, эт. I век нашей эры, римский сенатор и философ-стоик, зять Фразеи. Он восхищался Брутом, убийцей Цезаря. Казнен императором Веспасианом. Эпиктет и Марк очень уважали его.

Фанния, эт. 100 г. н.э., была женой Гельвидия Приска и известной римской женщиной. Неизвестно, была ли она стоиком, как ее муж, но, похоже, ведет себя как стоик. Она была частью политической оппозиции Нерону.

Геренний Сенецио, умер 93 г. н.э., был частью стоической оппозиции Домициану, при котором он был казнен. Он написал биографию, посвященную жизни Гельвидия Приска.

Паконий Агриппин, эт. I век нашей эры, римский сенатор и философ-стоик, обвинен вместе с Фразеей и отправлен в изгнание. Эпиктет очень высоко ценил его.

Арулен Рустик, ок. 35–95 г. н.э., еще один римский сенатор и последователь Фрасеи. Предок Юния Рустика, наставника Марка Аврелия. Казнен Домицианом за публичную речь, восхваляющую Фразею.

Публий Эгнатий Целер, эт. в. 60 г. н.э., стоический учитель Бареи Сорана, позже обвиненный другим стоиком, Мусонием Руфом.

Мусоний Руф, ок. 20/30 г. н.э. — 79/101 г. н.э., был выдающимся учителем-стоиком периода римской империи, главой важной школы, но не официальным ученым Стоа. Фронто писал в письме Марку Аврелию: «Что в нашем собственном воспоминании о Евфрате, Дионе, Тимократе, Афинодоте? Что насчет их господина Мусония?», предполагая, что все вышеперечисленные были учениками Мусония Руфа.

Дион Златоуст, ок. 40–115 гг. н.э., философ-эклектик, сочетавший элементы стоицизма, платонизма и цинизма, в основном известный как ритор. Тем не менее, есть возможная ссылка на него в «Медитациях » Маркуса , и Фронто, кажется, называет его учеником Мусония. Он дружил с Евфратом из Тира.

Евфрат, гр. 35 — 118 г. н.э., философ-стоик и друг императора Адриана, есть несколько противоречивых утверждений о месте его рождения. Плиний Младший встретил его в Сирии. Маркус упоминает его вскользь ( Meditations , 10.31), как и Эпиктет. Фронто, кажется, намекает на него как на ученика Мусония Руфа.

Эпиктет, 55–135 гг. н. э., был самым влиятельным учеником Мусония и начал читать лекции в своей стоической школе в то же время, что и его учитель.

Арриан из Никомедии, ок. 86 – с. 160, ученик Эпиктета, записавший Беседы и Справочник . Повышен при Адриане до консула и губернатора Каппадокии. Фемистий называет его «философом», а Лукиан называет его «учеником» Эпиктета.

Афинодот, эт. II век нашей эры, философ-стоик и ритор, учившийся у Мусония Руфа, мимоходом упоминается Марком Аврелием в «Размышлениях» , был другом и учителем Фронто, упоминается в его письмах.

Тимократ из Гераклеи, эт. 2 век нашей эры, философ-стоик и ритор, упомянутый Люцианом как учитель Демонакса Циника, и , по-видимому, , упомянутый Фронто как ученик Мусония Руфа.

Иерокл, эт. 2 век нашей эры, философ-стоик, автор Элементы этики

Демонакс, c. 70–170 гг. н.э., знаменитый философ-киник (а не стоик как таковой). Однако он был одновременно учеником Эпиктета и современником Марка Аврелия, пользовался большим уважением у афинян и похвалил своего ученика Лукиана.

Аполлоний Халкидонский, эт. 2 век нашей эры, в юности был стоическим наставником императора Марка Аврелия. Также преподавал в Афинах, прежде чем был отозван в Рим, чтобы обучать Маркуса.

Секст из Хероны, эт. 160 г. н.э., лектор-стоик, обучавший Марка Аврелия, был племянником Плутарха.

Юний Рустик, ок. 100–170 гг. н.э., выдающийся философ-стоик и личный наставник Марка Аврелия, который предоставил Марку свой экземпляр лекций (вероятно, дискурсов ) Эпиктета. Он был потомком Арулена Рустика, видного члена стоического круга Тразеи.

Клавдий Максимус, эт. 2 век нашей эры, был наставником Марка Аврелия. Он был назначен легатом при Адриане, а затем проконсулом Африки при Антонине Пие. Апулей, автор Золотой осел , упоминает о его суровых (стоических) убеждениях и обширной военной службе. Вероятно, он умер около 158 г. н.э.

Цинна Катулус, эт. 2-й век нашей эры, неизвестный за пределами Медитации и Истории Августа , где нам говорят, что он был стоическим наставником Марка Аврелия.

Марк Аврелий, 121–180 гг. н.э., был римским императором и изучал стоицизм, посещал лекции учителей-стоиков, но, похоже, больше всего на него повлияло его прочтение Эпиктета Беседы , хотя и не встречались. Маркус был дальним родственником Бареи Соранус, одного из членов стоической оппозиции, замученной при Нероне.

Марка, Эпиктета и Мусония, возможно, можно рассматривать как представителей одной традиции римского стоицизма, возможно, отличной от той, которую представляет Сенека, их предшественник, о котором никто из них не упоминает в сохранившейся литературе. Лекции Мусония и Эпиктета были переведены на греческий язык, на котором Маркус сочинял Медитации . Однако Сенека, как и Цицерон, его предшественник, писал только на латыни.

Мы мало слышим о стоиках после смерти Марка Аврелия. Таким образом, стоицизм постепенно вытеснялся неоплатонизмом, главным пионером которого был Плотин, 205–270 гг. н.э., который, в свою очередь, в конечном итоге затмился христианством. Некоторые раннехристианские и гностические авторы, по-видимому, в той или иной степени испытали влияние стоицизма.

Тертуллиан, ок. 155–240 гг. н.э., был отцом церкви, родившимся в Карфагене, который явно опирался на определенные аспекты стоической метафизики, хотя он также очень критически относился к стоицизму и философии в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *