Соня Мармеладова | описание героя
Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф “Преступление и наказание”. 1969
Соня Мармеладова – самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.
В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.
Описание героя
Внешность
Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.
В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»
Характер Сони
Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.
Биография
Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник Д. Шмаринов
Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.
Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.
Грехопадение
После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.
Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.
Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.
«Новое» жилье Сони Мармеладовой
После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.
Вера и любовь Сони
Соня. Актриса Т. Бедова. Х/ф “преступление и наказание”. 1969
Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.
Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.
Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»
Соня и Раскольников
Соня и Раскольников. Кадр из х/ф “Преступление и наказание”. 1969
Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.
О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.
Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.
По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.
Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.
В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха. Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.
В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.
Роль героя в произведении
На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.
Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».
Развитие героя по мере сюжета
Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.
Отношение автора к герою
Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.
Прототипы
В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.
Экранизации героя
Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в Российской Империи, в 1909 году. Роль Сони Мармеладовой сыграла актриса Александра Гончарова. К сожалению, посмотреть этот фильм в настоящее время не представляется возможным – оригинал и копии кинопленки были утеряны. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль святой грешницы Сони исполнила Мэриэн Марш. В 1956 году французские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Сони досталась известной актрисе Марине Влади.
Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.
В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.
Литература
- Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003.
— (Русские писатели).
- Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
- Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. – М.: Грамотей, 2007.
- Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 8.4k | Оценить:
Соня Мармеладова — биография, внешность и характер
История персонажа
Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. Достоевский приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.
Преступление и наказание
Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.
Федор ДостоевскийИзначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.
В 1864 году автор пишет повесть под названием «Пьяненькие». Это произведение не издается отдельно, но становится литературной основой для семьи Мармеладовых, в том числе и для Сонечки.
Роман «Преступление и наказание»Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:
«Православное воззрение, в чем есть православие.Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».
Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня — олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с Раскольниковым переживает за судьбу девушки:
«…Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
Биография и сюжет романа
Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки — пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.
Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.
Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:
«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.
Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:
«…дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».
Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.
Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой — непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.
Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.
В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:
«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел…»
Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно — господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.
Соня Мармеладова и Родион РаскольниковНо желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.
В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат — Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.
Экранизации
Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.
Мэриэн Марш в роли Сони МармеладовойВ 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла Марина Влади, но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.
В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины — Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.
Татьяна Бедова в роли Сони МармеладовойВ 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила Полина Филоненко.
Полина Филоненко в роли Сони МармеладовойМногосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия — Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.
Интересные факты
- Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
- В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом.
Точный адрес Сони — набережная канала Грибоедова, 63.
- Рэп-исполнитель Гнойный использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
- В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.
Цитаты
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…»
«…И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»
Характеристика героя Сонечка Мармеладова, Преступление и наказание, Достоевский. Образ персонажа Сонечки Мармеладовой. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Что символизирует образ Сони Мармеладовой
бессмертный образ
Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким получился образ Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание». На ее примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и бескорыстно верить в Бога.
Знакомство с героиней
Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда уже совершено страшное преступление, погибли два человека, а Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, что ничего в его жизни нельзя исправить. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
Впервые о Соне мы слышим из рассказа о несчастном пьянице Мармеладове. На исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
Соня — сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени она жила со своей семьей. Ее мачеха Катерина Ивановна, больная, несчастная женщина, изнемогала, чтобы дети не умерли с голоду, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья остро нуждалась. От безысходности больная женщина часто раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, упрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до того, как он лично познакомился с героиней.
Портрет Сони Мармеладовой
Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она, словно безмолвный призрак, появляется на пороге родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не решалась войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешевый, но яркий наряд указывал на ее род занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое лицо» и весь вид выдавал кроткую, робкую натуру, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была маленькая, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с чудесными голубыми глазами». Такой она предстала перед глазами Раскольникова, такой ее видит читатель впервые.
Черты характера Мармеладовой Софьи Семёновны
Внешность человека часто обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая, слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с порядочными женщинами. Она стесняется сесть рядом с матерью Раскольникова, не может пожать руку его сестре, боясь их обидеть. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или хозяйки. Беззащитная перед высокомерием и грубостью окружающих людей, она не способна постоять за себя.
Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» состоит из анализа ее поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетаются в нем с большой силой духа. Любовь лежит в основе ее существования. Из любви к отцу она отдает ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям он продает свое тело и душу. Ради любви к Раскольникову он следует за ним на каторгу и терпеливо переносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повести. Соня не держит зла на мачеху за увечную жизнь, не смеет осуждать отца за слабость характера и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет на свете несчастнее тебя, — говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих вас людей, вы должны быть очень сильным и цельным человеком.
Откуда у слабой, хрупкой, униженной девушки столько терпения, выдержки и неиссякаемой любви к людям? Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой стоять на своем и протягивать руку помощи другим. «Кем бы я был без Бога?» — искренне недоумевает героиня. Не случайно измученный Раскольников обращается к ней за помощью и рассказывает ей о своем преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в убийстве, затем искренне раскаяться, поверить в Бога и начать новую счастливую жизнь.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе
Главным героем романа Ф.
Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей девушки, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Федора Михайловича Достоевского является воплощением его сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.
Художественный тест
Достоевский упоминает о ее уродливой внешности и лице, но акцентирует внимание на ее глазах. Глаза Сони, оживляясь, делали ее лицо добрее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню «тонким и маленьким существом». У нее было детское лицо, олицетворявшее невинность и чистоту.
Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими красками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлекать будущих «клиентов». Она часто носила забавную соломенную шляпу.
Персонаж Соня Мармеладова
Характер Сонечки полон противоречий. Она считает себя грешницей, которая не может находиться в одной комнате с другими хорошими женщинами. Другие отзываются о ней как о доброй и трудолюбивой девушке. Героиня не может за себя постоять, ее постоянно унижают окружающие люди.

Рис. 2. «Преступление и наказание». Николай Каразин. 1893 Героиня воспитывала силу духа благодаря вере в Бога, и здесь снова возникает противоречие. Сонечка постоянно говорит о необходимости жить по закону божьему, но все равно делает непристойности. Она не принадлежит себе, Соня полностью зависит от окружения. Самопожертвование — ее главная цель в жизни, она привыкла жить в зависимости от кого-то. Даже мачеха Сони, Катерина Ивановна, говорит, что Соня готова отказаться от своего последнего платья и остаться босиком, если это нужно человеку.
История Сони Мармеладовой в романе
Соня Мармеладова рано потеряла мать, ее воспитывали отец, чиновник Семен Захарович Мармеладов, и мачеха, Катерина Ивановна. Мачеха была очень строга с маленькой Соней, но девочка проявляет к ней милосердие, не держит на нее зла. Долгое время Соня работала швеей, однако дохода это не приносило. Семен Захарович теряет работу из-за пьянства, а его дочь вынуждена ходить на работу «по желтому билету». Из-за непристойной работы она живет отдельно от семьи. Работа приносит ей деньги, на которые она содержит отца, мачеху и троих детей Катерины Ивановны. Софья никогда не упрекает родственников в том, что они не работают, и даже дает деньги отцу, чтобы тот сходил в кабак.
Рис. 3. «Преступление и наказание». Николай Каразин. 1893 г. Все усилия Сони становятся напрасными, когда Семен Захарович попадает под лошадь и умирает, Катерина Ивановна умирает от чахотки, а детей увозят в приют. Героине не для кого жить, а в это время ее возлюбленный Родион Раскольников отправляется на каторгу. Мармеладова следует за ним, и ее жизнь снова обретает смысл. На каторге она вспоминает профессию швеи и зарабатывает не только деньги, но и покровительство некоторых значимых в городе людей. Благодаря знакомым Сони, Родиону Раскольникову дается легкая работа. Софья Мармеладова становится популярной в городе.
Важно! Софья Семёновна становится модисткой, то есть мастерицей по изготовлению шляп, платьев и нижнего белья.![]()
София старается угодить всем:
- Помогала осужденным отвечать на письма родственников, угощала пирогами и булочками, проявляла сострадание.
- Молодым девушкам она шила вечерние наряды, а дамам постарше давала советы по хозяйству.
Роль Сони Мармеладовой в романе
Софья Семёновна Мармеладова — противопоставление главному герою романа Родиону Раскольникову. Она считает, что никто, кроме Бога, не имеет права лишать человека жизни, что противоречит теории о «тварях трепещущих и имеющих право».
Рис. 4. «Преступление и наказание». Николай Каразин. 1893 г. Достоевский первоначально отводил Соне второстепенную роль, но после развития сюжета через Соню опровергает теорию Раскольникова. Именно ее образ становится бессмертным, она воплощает мысли автора о христианской религии, человеческой доброте и духовной целостности. Через героиню Раскольников понимает, что его теория не соответствует действительности, и что благодаря любви к другим людям можно обрести счастье.
Соня Мармеладова
СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака пьяницы, потерявшая место чиновника, замученная упреками обезумевшей от бедности и чахотки мачехи, принужденная идти в коллегию для поддержки пьяница своего отца и его семьи. «Это было «…» худощавое и бледное лицо, несколько неправильное, какое-то острое, с острым носиком и подбородком. Ее даже нельзя было назвать хорошенькой, но ее голубые глаза были так ясны, а когда они ожили, выражение ее сделалось таким добрым и простодушным, что невольно привлекло ее. Для Раскольникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь и она «преступила» абсолютную заповедь («не прелюбодействуй»), «убила» себя. Но С.М. не один. Она жертвовала собой ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милость Божию никогда не покидали ее. Она читает евангельские строки Раскольникову о воскресении Лазаря Христом, надеясь на чудо в своей жизни. «Окурок давно потух в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странным образом сошедшиеся вместе за чтением вечной книги». Это ей, С. М., Раскольников сознается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «принять страдания и искупить себя ими», затем незаметно сопровождает его в полицейский участок, а после суда — в Сибирь, где он терпеливо переносит свое равнодушие.
Другие осужденные относятся к ней с нежностью и лаской. Беззаветная любовь С. окончательно оживляет сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь». Наряду с образом С. Достоевский предпринял ряд попыток создать «положительно красивых» людей: князя X. («Неточка Незванова»), Ростанев («Деревня Степанчико-во…»), князя Мышкина ( «Идиот»), старец Тихон («Бесы»), Макар Долгорукий («Подросток»), старец Зосима, Алеша Карамазов и другие, — в дальнейшем все больше связывая их с церковью.
Букв. см. статью «Раскольников».
Все характеристики в алфавитном порядке:
— — — — — — — — — — — — — —
Образ непорочного и в то же время грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал настоящая сенсация для публики. открыл для читателей другую сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от обычных литературных персонажей. Ее преступность, покорность и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.
Преступление и наказание
Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, но было достаточно времени для бесед со ссыльными и их родственниками. Поэтому образы главных героев романа носят собирательный характер.
Изначально роман задумывался автором как рассказ-исповедь. Повествование велось от первого лица, и главной задачей Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду растерянного человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная история превратилась в роман.
Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но после нескольких правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:
«Православный взгляд, в котором есть Православие. В комфорте нет счастья, счастье покупается страданием. Человек не рожден для счастья. Человек заслужил свое счастье, и всегда страданием.
Анализ работы свидетельствует о том, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня – олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини раскрывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский вместе с заботами о судьбе девушки:
«… Ах да Соня! Какой колодец, однако, они успели вырыть! И наслаждаться! Это потому, что они используют его! И привык к этому. Мы плакали и привыкли к этому. Подлец ко всему привыкает!
Биография и сюжет романа
Софья Семёновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки — пожилой мужчина, который мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девочку воспитывает мачеха. Новая жена отца испытывает к падчерице смешанные чувства. Всю неудовлетворенность неудавшейся жизнью Катерина Ивановна вымещает на невинной девушке. При этом женщина не испытывает ненависти к младшей Мармеладовой и старается не обделять девушку вниманием.
Соня не получила образования, так как, по словам отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в Бога и безропотно служит интересам Мармеладовых и детей мачехи от первого брака.
Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: светлые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:
«Ее даже нельзя было назвать хорошенькой, но голубые глаза были так ясно, и когда они оживлялись, выражение ее лица становилось таким добрым и простодушным, что невольно привлекало ее».
Семья живет в российской глубинке, но после потери постоянного дохода отца Мармеладовы переезжают в Санкт-Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро ее теряет. Власти не готовы мириться с пьянством сотрудника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.
Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход — бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родственников, снимает комнату у знакомого портного:
«…моя дочь Софья Семеновна была вынуждена получить желтый билет, и по этому поводу она не могла остаться с нами.Ведь хозяйка, Амалия Федоровна, не хотела этого допустить.
Девушка легкого поведения получила от правительства «желтый билет» — документ, доказывающий, что барышня продавала свое тело. Даже позорная работа не спасает семью Мармеладовых.
Семен Захарович погибает под копытами ломовой лошади. В суете происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой — о непростой судьбе Сони во всех подробностях рассказал Родиону старец Мармеладов.
Финансовая помощь от незнакомца (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) умиляет девушку. Соня идет благодарить мужчину. Так начинаются непростые отношения главных героев.
В процессе организации похорон молодые люди проводят много времени за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, за которой прячется главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:
«Он внезапно изменился; его высокомерный и бессильно вызывающий тон исчез.Даже голос вдруг ослабел…»
Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье его мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и Соне остается заботиться о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно — Господин Свидригайлов устраивает малышек в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее.Таким страшным образом устроилась судьба Сони.
Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать узника в ссылку. Девушка не боится, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить бредовую теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и самоотверженность исцелят и направят Родиона на верный путь.
В Сибири, куда отправляется главная героиня, Соня устраивается швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность юноши, Соня остается верна Родиону. Терпение и вера девушки приносят свои плоды — Раскольников понимает, как сильно ему нужна Мармеладова. Наградой двум израненным душам стало совместное счастье, наступившее после искупления грехов.
Экранизации
Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, был снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий фильма не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свою версию трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мариан Марш.
В 1956 году французы показали свой взгляд на драму растерянного человека. Она сыграла роль Сони, но в экранизации имя главной героини было заменено на Лили Марселин.
В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер фильма — Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Фильм был включен в программу Венецианского кинофестиваля.
В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором воплотился образ главной героини.
Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Главная претензия состоит в том, что Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не коснулось сердец главных героев.
- Первенца Достоевского назвали Соней. Девочка умерла через пару месяцев после рождения.
- В Петербурге героиня жила в здании бывшей казенной палаты. Это настоящий дом. Точный адрес Sony — набережная канала Грибоедова, дом 63.
- В качестве псевдонима рэп-исполнитель использует имя главного героя «Преступления и наказания».
- В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но безупречной любви Лужина.
Цитаты
«Ты отошел от Бога, и Бог поразил тебя, предал тебя дьяволу!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что нужно…»
«…И скажи всем вслух: «Я убил!» Тогда Бог снова пошлет вам жизнь. Ты пойдешь? Пойдешь?..»
«Что ты такое, что сделал это с собой! Нет, несчастнее тебя нет теперь на всем свете!
Федор Достоевский по праву считается непревзойденным знатоком человеческой души. Этот писатель, как никто другой, осознавал, что каждый человек – это отдельный мир страстей, верований и надежд. Именно поэтому его герои составляют палитру самых ярких и разнообразных образов не только русской, но и мировой литературы. Одна из них Соня Мармеладова. Данная статья посвящена характеристике и анализу героини величайшего психологического романа.
Уникальный женский образ
Семья Мармеладовых занимает особое место в романе Достоевского. Каждый из ее участников переживает свою трагедию. Тема «униженного и обиженного» раскрывается и в этом произведении, однако образ главного героя несравним по силе страдания ни с каким другим даже в творчестве великого русского писателя. Именно поэтому он уникален в литературе.
История жизни
Кто такая Соня Мармеладова? Ее характеристика сводится к следующим качествам: искренность, милосердие, доброта. Сила каждого из них необыкновенна. И только обладательница лучших человеческих качеств способна пережить трагедию, постигшую ее судьбу, и при этом не очерстветь душой, не утратить моральных устоев.
Главный герой романа однажды встречает в трактире подвыпившего, забитого мужчину, рассказы которого вызывают смех у окружающих. Соня Мармеладова – дочь этого человека. История жизни этих людей поражает Раскольникова. И встретив девушку, студент-идеалист уже не в силах оставаться в стороне от несчастья, постигшего эту семью. Бедность — не порок, но бедность — другое дело. Она унижает человека и заставляет его совершить преступление против нравственности. В этом трагедия Мармеладова. Его дочь пошла в бар, чтобы прокормить семью. В это время он где-то «валялся пьяный». И с этого времени он стал пить еще яростнее, почти до безумия, приводя в бешенство больную и измученную жену и раня и без того страдающее сердце дочери. Но у девушки необычайно любвеобильная и открытая душа. Иначе невозможно пережить мучения, которые испытала Соня Мармеладова.
Характеристика
Падшие женщины в обществе вызывают презрение. Не избежала этой участи и Соня Мармеладова. Никого не интересует тот факт, что проституция стала для нее единственно возможным способом прокормить отца, мачеху и их маленьких детей. И мало кто способен постичь всю глубину чужого страдания. Для этого нужно иметь либо отстраненный идеализм Раскольникова, либо любящее сердце отца. Сестра главного героя тоже испытывает симпатию к Соне. Однако такие неприглядные личности, как Лужин и Лебезятников, способны только на осуждение. И надо сказать, что эти персонажи — собирательные образы. Таких людей хватает во все времена. Но они оба, как и сама Соня Мармеладова, понимают, что она совершила величайший грех, преступила закон нравственности. И ей будет непросто смыть следы страшного порока.
Раскольников
Образ Сони Мармеладовой удивителен тем, что, несмотря на свое горе и презрение окружающих, она способна на настоящую любовь. Речь идет не о том земном чувстве, которое больше напоминает корыстную страсть, а о другом, истинном, христианском. Девушка не утратила способности сочувствовать. Может быть, дело в том, что она недолго находилась на дне социального общества? Или в том, что ничто не может убить благородные душевные качества? Автор указывает на другую причину.
В тот вечер, когда Раскольников признается Соне в преступлении, она решает разделить с ним свою судьбу. Но сначала он должен покаяться и прийти к следователю с повинной. А перед отъездом Родион Романович получает от девушки крест, принадлежавший когда-то Лизавете. Того самого, чья жизнь по воле случая оказалась на совести честолюбивого студента, убийство которого разбило и без того несостоятельное представление о «праве тех, кто имеет право». И из этого поступка можно сделать вывод, что вера дала Соне силы выстоять и не потерять себя. Только христианская идея может спасти человечество. Только она имеет право на существование.
В эпилоге
В конце произведения становится окончательно ясной роль, которую Соня Мармеладова сыграла в судьбе Раскольникова. «Преступление и наказание» — роман, который не заканчивается признанием главного героя в совершенном преступлении. Ведь это все-таки не детектив, а произведение, имеющее глубочайший смысл, актуальное во все времена.
Раскольников во всем признается. Но даже на каторге он долгое время винит себя только в том, что не смог реализовать свои грандиозные планы. Соня сопровождает его. Она вызывает сочувствие у заключенных, а странная ученица — только неприязнь. Его душа наполнена страданием за собственную неудавшуюся судьбу. Ее любовь к нему. И наступает день, когда Раскольников осознает свою вину, понимает до конца смысл слов, которые она когда-то сказала ему. До релиза еще семь долгих лет. Но со дня покаяния Раскольникова начинается новая история — «постепенное обновление человека».
Примечания к ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Sophie’s Choice
Sophie’s Choice
На протяжении всего действия C
и P религиозное послание Достоевского состоит в том, что Раскольников должен следовать
путь Сони к спасению, а не путь Свидригайлова к
погибель. Некоторое время после того, как Свидригайлов убивает себя, Раскольников кажется
себя на грани самоубийства. В конце концов, с помощью некоторых
Серьезный толчок в ребра со стороны своего создателя Достоевского, Раскольников кажется
выбрать — в эпилоге романа — Сони путь самопожертвования и
отказ от эго.
Один из центральных религиозно-философских вопросов книга — вопрос, который Раскольников задает Соне (часть 5, гл. 5). «Если у тебя есть выбирать, кому умереть, Лужину или Катерине Ивановне, кого бы ты выбирать?» Соня отвечает, что это божье дело: «Кто поставил меня судьей над мои собратья?» Конечно, Раскольников уже рассудил и выбрал кого убить, уже разыграл бога, когда совершил убийство. Соня рассказывает ему, что люди не имеют права делать такой выбор.
Но в каком-то смысле Достоевский напрашивается здесь на вопрос, поскольку
Соню заставляют выбирать только гипотетически; ее не заставляют выбирать
между мертвым Лужиным и мертвой Катериной Ивановной. На самом деле вопрос
не так легко разрешается, как предполагает Достоевский. В фильме «Семь красавиц»
немецкий кинорежиссер Лина Вертмюллер немецкая женщина-комендант в тюрьме
лагерь заставляет итальянского заключенного Паскуалини выбрать шестерых своих товарищей по заключению.
быть расстрелянным. Если он откажется выбрать шесть, то весь барак будет расстрелян.
Что бы сделала Соня?
Отказываясь от выбора, вы можете быть одновременно делая выбор. Это центральный вопрос двадцатой книги Уильяма Стайрона. Роман века Выбор Софи . Примечание что женские персонажи в этом романе и в С и Р носят одно и то же имя: Софья. Соня это русское прозвище. для Софьи, а полное имя персонажа — Софья Семёновна Мармеладова. В выбирая это имя для своей главной героини, Стайрон непременно должен был иметь Соню Мармеладова и вопрос, поставленный перед ней Раскольниковым.
Софи Стайрона прибывает со своими двумя детьми, мальчиком и
Девушка в немецком концентрационном лагере во время Второй мировой войны.