Сфинкс бог: Недопустимое название | Mythological Creations

Сфинкс: описание, мифы, факты | Мифолог

Сфинкс в мифологии

Сфинкс в древнегреческой мифологии

Первые упоминания Сфинкса, как персонажа, дошли до нас из древнегреческой мифологии. Согласно ей, Сфинкс был порождением Тифона и Ехидны, а выглядел и вовсе ужасающе. Греки изображали его как существо, обладающее женской головой, лапами и телом льва, крыльями орла (грифона) и хвостом быка.

Согласно легенде, Сфинкс был демоном разрушения, ниспосланным Герой в Фивы, за непослушание царя Лаия и за его преступления. Мифология гласит, что Сфинкс узнала одну хитрую загадку от Муз, после чего, по наущению Геры, спустилась на землю и обосновалась на Фикейской горе. Сфинкс подстерегала путников и задавала им хитроумную загадку, которая дошла и до наших дней:

«Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».

Всех, кто не смог правильно ответить на загадку – Сфинкс съедала заживо. Единственный, кто сумел разгадать хитрость ужасного создания – Эдип. Ответ на загадку таков:

«Это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.»

По легенде, Сфинкс не смогла поверить, что простой смертный смог разгадать загадку, ответ на которую знали далеко не все боги. От ужаса, чудовище сбросилось в пропасть и погибло, а Эдип был признан царем Фив, за свой подвиг.

Позднее историю со Сфинксом у греков переняли римляне. Только у них Сфинкс вернул себе мужской облик, и обладал уже не красивым женским лицом, а стандартным римским мужским профилем.

Сфинкс в индийской мифологии

Очень немногий процент людей знает, что Сфинкс присутствует и в индийской мифологии. Пурушамрига – вот одно из существ, с телом льва и головой человека. Однако, в каждом из направлений индуизма присутствуют подобные существа. Нрисимхадевы – вот, как именовались эти существа.

Правда, в отличие от той же греческой мифологии, такие существа считались воплощением Вишну, верховного бога Индийской мифологии. Считалось, что он, в этом образе, помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия на духовном пути. Он великодушно помогает изгонять из сердца все оскорбления, воплощенные в образе демона Хираньякашипу, которого он уничтожил. Он уничтожает демонов в сердце — таких, как вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия и безумие.

Сфинкс в других мифологиях

Вполне вероятно, что Сфинкс был увиден древними путешественниками, которых настолько впечатлила статуя, что они решили незамедлительно перенять идею и придумать с ней какую-либо историю. Так, например, Сфинкс упоминается в арабских сказках тысячи и одной ночи.

Наряду с индуизмом, Сфинкс, только переименованный, упоминается в местных легендах Юго-Восточной Азии.

Очень часто Сфинкс изображался на картинах и в скульптурах великих европейских держав, таких как Франция и Италия. Особенно популярным был Сфинкс во времена «эпохи возрождения».

Сфинкс в египетской мифологии

В отличие от мифологий других народов, о египетском Сфинксе, как о персонаже историй практически не имеется сведений. Что касается статуи Большого Сфинкса, то значение ее изменяется в зависимости от трактовки ее происхождения. И вот тут действительно всплывает все самое интересное, ибо чем больше времени проходят, тем больше загадочных и удивительных теорий выдвигают ученые, касающиеся происхождения Сфинкса и его значения.

Происхождение Большого Сфинкса, официальная версия

А вот тут – действительно все самое интересное, но для начала давайте разберемся, что вообще из себя представляет статуя Сфинкса в Египте. Как мы уже сказали ранее –это статуя, высеченная из монолитной известняковой скалы. Статуя изображает существо с телом льва и головой человека.

Собственно, голова сфинкса обладает невероятным сходством с фараоном Хефреном, отчего пошла легенда о том, что Сфинкс был построен одновременно с великими пирамидами Гизы. В длину статуя достигает 73 метров, а в высоту – 20. Считалось, что между передними лапами Сфинкса находилось святилище, относящееся к культу Ра.

Официальная версия гласит, что статуя изображала сила власти фараона, т.к. издавна считалось, что лев – это воплощение силы бога солнца. До сих пор в гробницах находят изображения фараонов в виде льва, истребляющего своих врагов. Долгое время скульптура была посвящена именно богу Ра, однако впоследствии, ее стали отождествлять с Хоремахетом. Впоследствии, Аменхотеп 2 посвятил Сфинксу особый храм, находящийся недалеко от комплекса пирамид.

Сфинкс – это греческое слово, означающее в переводе душительницу. Как на самом деле звали загадочное существо – до сих пор неизвестно, ибо до сих пор мы не знаем, как на самом деле звучал древнеегипетский язык.

Что касается значение Большого Сфинкса, то и тут все не ясно. Пока официальная наука может только с точностью утверждать, что статуя имела больше психологическое и ритуальное значение. Люди верили, что Сфинкс должен охранять покой в долине фараонов Египта, покой пирамид. Считалось, что в своем каменном обличии он просто спит, и просыпается всякий раз, как кто-то нарушает покой гробниц фараонов.

Между лапами Сфинкса находится гранитная стела, рассказывающая интересную историю. Известно, что от полного разрушения Сфинкса спасли только пески, засыпавшие его. И стела гласит, что фараону Тутмосу 4, когда он еще только был царевичем, во время охоты приснился сон. В нем божество сообщило ему о нахождении своего тела, скрытое под песками пустыни, и попросило его откопать.

Взамен божество обещало Тутмосу заветную корону и трон фараона. Тутмос выполнил просьбу божества. Более того, вокруг статуи он возвел кирпичную стену, участки которой были найдены только в 2010 году. До сих пор непонятно, насколько большой была стена, однако археологи раскопали участок, длиной в 132 метра.

Происхождение Большого Сфинкса, теории

Однако многие моменты происхождения статуи совсем не стыкуются в официальную версию. Например, проводя анализ материала скалы, ученым удалось выяснить, что Сфинкс старше пирамид, по меньшей мере, на полторы тысячи лет. Соответственно, он никак не мог изображать лицо Хефрена, т.к. до рождения последнего должно было пройти поколений 30 фараонов.

Кроме того, принято считать, что и пирамиды построили совсем не люди. Если принять теорию о том, что 3 великие пирамиды имитируют расположение звезд в поясе Ориона, то вполне логично представить, что сам Сфинкс изображал созвездие Льва, в котором и находится пояс Ориона.

А самое интересное – если сопоставить даты и откатить время назад, то Сфинкс и пирамиды в точности изображают вышеизложенное, но только в положении, в котором они находились в 10500 году до нашей эры. Один из ученых выдвинул теорию, что изначально Сфинкс обладал головой льва, и лишь только впоследствии, по приказу одного из фараонов, из нее была высечена голова человека.

Мы уже упоминали стелу, стоящую между лапами Сфинкса. На ней, помимо истории о Тутмосе, находится надпись: «я нахожусь здесь с начала времен», что относится ко временам, когда Египтом правил бог Ра, т. е. во времена «золотого века».

Известно, что у статуи отсутствует нос, но также у него была еще и бородка. Стандартная заплетенная египетская бородка, которая уже стала символом древних египтян. Это уже больше походит на правду, однако возникает другой вопрос – каким образом люди, 12 тысяч лет назад, смогли создать такое величественное творение, если по официальной истории, они лишь недавно только начали создавать инструменты?

Сфинкс и НЛО

Все это говорит о том, что Сфинкс был построен отнюдь не людьми, либо людьми, но с привлечением иноземных технологий, либо технологиями предыдущих цивилизаций. Одна из теорий гласит, что Сфинкса создали при помощи инопланетных технологий, как раз-таки пришельцев, прибывших из созвездия Льва, с пояса Ориона.

Это одна из теорий, которая хоть и звучит как бред умалишенного, тем не менее, она вполне правдоподобно дает ответы на вопросы:

  1. Как люди могли построить такое изваяние много тысяч лет назад?
  2. Как удалось построить монумент таким образом, что он остался целым и по сей день?
  3. Откуда древние люди могли знать расположение небесных тел?
  4. Каким образом люди смогли настолько точно повторить положение небесных тел?
  5. При помощи каких устройств создавался Сфинкс и пирамиды?

Есть еще очень много вопросов, на которые теория о пришельцах дает ответы. Ибо объяснить появление статуи при помощи официальной истории – попросту невозможно.

Другие легенды гласят, что Сфинкса создали выходцы из легендарной Атлантиды. В принципе, эта теория практически ничем не отличается от пришельцев, т.к. по многим легендам и сами Атланты были выходцами с Марса или Венеры.

Сфинкс, как одно из творений природы

По одной из теорий, Сфинкс был создан непосредственно природой. Путешествуя по Ливийской пустыне, ученым удалось заметить невероятные вещи. Дело в том, что и там они обнаружили большие известняковые холмы. А самое невероятное – внешне они до безумия напоминают того самого Сфинкса, из комплекса Гизы.

Конечно, вполне вероятно, что Сфинкс был создан именно ветрами, которые разрушали огромный кусок известняка в правильной форме, а после – статуя была отреставрирована, и фараоны Хефрен и Хеопс лишь только отреставрировали его. Это еще одна теория, которая более-менее объясняет происхождение статуи. Не зря говорят: «ломать – не строить».

И эта поговорка отлично подходит под данную ситуацию, ведь одно дело – изготавливать статую с нуля, и совсем другое – отправить десятки тысяч работ слегка подровнять статую. Первое – практически невыполнимо, тогда как второе – вполне реально и возможно, даже 5000 лет назад.

Сколько же на самом деле лет Большому Сфинксу

Тут мы опять упираемся в теории происхождения Сфинкса. Однако дат не так уж и много, как могло бы показаться на первый взгляд. Т.е., официальная история гласит, что Сфинкс был создан примерно в 2500 году до н.э., вместе с пирамидами Гизы.

И если брать в расчет теорию самопроявления Сфинкса, и то, что Хефрен и Хеопс лишь только корректировали статую, то это вполне вероятно. Отчасти это объясняет и следы эрозии, ведь если Сфинкс изначально был создан при помощи пустынных ветров, то вполне вероятно, что как заготовка он стоял долгие тысячелетия, затем, 5000 лет назад, его просто слегка подкорректировали.

Однако, есть одна деталь, которая напрочь отвергает данные представления. Дело в том, что на боках статуи обнаружены следы водной эрозии. Это говорит о том, что Сфинкс уже был создан во времена, когда в Египте погода не была пустыней, а дожди проходили регулярно. А если судить по истории, подобная погода была в Египте, по меньшей мере, 7-12 тысяч лет назад.

Кроме того, некоторые ученые и вовсе выдвигают теории, что Сфинкс находился в комплексе еще даже во времена Всемирного потопа. И сторонники этой теории по-своему правы. Дело в том, что некоторые ученые напрочь отвергают эту теорию, говоря, что к подножию Сфинкса египтяне попросту прорыли канал Нила. Но эта теория лишь только отчасти отвечает на вопросы.

Дело в том, что если бы действительно к Сфинксу был прорыт канал, то и след от воды был бы примерно один. А их – очень много, на 20-метровой статуе. Это говорит о том, что было время, когда Сфинкс чуть ли не полностью был покрыт водой. Постепенно она оседала, оставляя все новые и новые следы на статуе. И если верить этой теории, то Сфинксу больше 35 тысяч лет.

Если же верить в инопланетную теорию, то она также подтверждает более древний срок постройки Сфинкса. Официально история Египта начинается с додинастического периода, в 5-6 тысячелетии до нашей эры. Кроме того, в египетской мифологии упоминается золотое время правления бога Ра, и точно известно, что оно было задолго до объединения Египта. Так что вполне вероятно, что Сфинкс был построен около 10000 лет до н.э.

Кстати, в теорию об НЛО также вписывается и то, что и сами инопланетяне, в лице богов Древнего Египта, могли воспользоваться известняковой заготовкой, чтобы воссоздать из него полноценное изображение Сфинкса, в теперешнем его виде.

Малоизвестные факты о Сфинксе

Само собой, что такая удивительная статуя будет вызывать массу вопросов, теорий и всевозможных предположений, и с самыми популярными из них мы сейчас и познакомим вас, в нашей статье.

Погребенный в песке

Долгое время считалось, что от Сфинкса осталась одна только голова. Предположительно, что случилось это после раздробленности единого Египта и последующими завоеваниями страны новыми покорителями. Лишь только в 1925 году Сфинкс был полностью очищен от песка, а Наполеон, прибывший в Египет в 1798 году, видел только его голову. По легенде – именно по его приказу был сбит нос фигуры, выстрелом из пушки.

Лишение носа

Все мы знаем, что современный Большой Сфинкс – безносый. Изначально данное деяние приписывалось Наполеону, однако многие источники говорят о том, что Сфинкс потерял свой нос задолго до французского императора.

По одной из легенд, нос у Сфинкса отвалился попросту, в результате естественных природных процессов и эрозии, однако существует легенда, по которой один безумец, видя, как египтяне приносят дары Сфинксу, изуродовал его нос при помощи молотка и долота. И действительно, на лице статуи действительно имеются следы от вбитых кольев, в районах ноздрей, будто бы кто-то на самом деле пытался искусственно лишить статую носа.

Сфинкса не строили, его вырезали

Не многие знают, но на самом деле Сфинкса не строили также, как и пирамиды. Его вырезали из цельного, огромного куска известняка. Тем не менее, это не умаляет величия его строителя, кем бы они не были.

Тайный зал под лапой статуи

Если вы увлекаетесь мистикой, предсказаниями и паранормальными явлениями, то наверняка вам знакомо имя Эдгара Кейси, знаменитого провидца из США. Много сбылось его предсказаний, однако одно из ник до сих пор остается загадкой, и касается оно именно Великого Сфинкса. Кейси утверждал, что под передней лапой сфинкса скрыта библиотека, в которой хранятся данные выходцев из Атлантиды.

Если верить Кейси, то Сфинкс был построен в 10500 году до нашей эры именно атлантами. И, если верить его видениям из будущего, то найденные архивы атлантов навсегда изменят человеческий мир и наше представление о нем. Если верить легенде, то в нём собраны эзотерические знания и полная история с начала времен, рассказанная спасшимися атлантами.

В 1997 году Джо Джахода и д-р Джозеф Шор провели сейсмологические исследования и получили умопомрачительные результаты. Они действительно обнаружили пустые комнаты ровно в том месте, на которое указал Кейси. При этом, несмотря на все доводы египетских властей, они ничуть не поверили в то, что эти комнаты были природного происхождения. Да и бывают ли пещеры с идеальными углами в 90 градусов?

Схема сфинкса

Однако египетские власти запретили им, а впоследствии и всем другим ученым-археологам проводить какие-либо раскопки в районе Сфинкса, обуславливая это тем, что он и без того рушится из-за природных условий и выхлопных газов, доходящих к нему из Каира. Действительно ли это так, или египетские власти говорят меньше, чем знают – мы уже, наверное, не узнаем, как не узнаем и того, что сокрыто в комнатах под лапами Сфинкса.

Сфинкс изначально обладал головой животного

Мы уже упомянули об этом в статье, однако рассказали вам не все. Дело в том, что различные источники говорят о разных вещах. Например, что изначально статуя обладала головой шакала, той самой, которой в мифологии обладает Анубис. И такая статуя куда больше вписывается в реальное положение вещей, т.к. положение лап Сфинкса больше напоминает положение собаки или шакала.

Также источники гласят, что Сфинкс изначально обладал головой скорпиона, символизирующего бога Ра в ночное время суток. Ну а другие источники говорят о том, что Сфинкс изначально был создан львом, с отсылкой на одноименное созвездие в космосе.

Могила Осириса

Осирис – это один из самых почитаемых богов гелиопольской девятки, однако его принято считать мифическим персонажем. Однако, некоторые легенды гласят, что Сфинкс охраняет могилу, в которой покоится никто иной, как сам Осирис. Если верить современной истории – могила имеет чисто символическое значение, однако для этого пришлось осушить очень много воды, затопившей шахты и что интересно, до сих пор осушили не все.

Поклонники иноземных теорий верят, что Осирис был одним из пришельцев, получивших на земле статус бога, и что в его шахтах находится портал в их мир.

Сфинкс на Марсе

Еще одну монетку в копилку любителей иноземных теорий бросает и фотографии, сделанные в 1976 году, в ходе операции Viking 1.

Но тут все еще более запутанно и интересно. Из года в год фотография лица получается все менее и менее отчетливой.

Если верить в теории заговора, то правительство скрывает следы инопланетной цивилизации на Марсе и искусственно заметает следы, а также обрабатывает фотографии таким образом, что изображение лица становится все менее и менее четким.

Вот такой он Сфинкс, таинственный и загадочный, величественный и несокрушимый, персонаж многих легенд, сказаний и мифов, хранитель тайных знаний и страж в мир мертвых. На этом мы заканчиваем нашу статью. Надеемся, что вам будет также интересно ее читать, как нам было интересно ее делать. До новых встреч.

Часто задаваемые вопросы

Почему египетские власти не дают археологам проводить раскопки вблизи Сфинкса?

Сфинкс упоминается во многих мифологиях мира, на свой манер, но кто же родоначальник легенды?

Сколько лет на самом деле Сфинксу?

Символизм Сфинкса

Различные виды сфинксов известны с древнейших времен. Великий Сфинкс, расположенный в Гизе на западном берегу Нила, — самая старая из сохранившихся на земле монументальных скульптур. Как этот, так и другие египетские сфинксы имеют тело льва. Наиболее распространенными являются «андросфинксы», лица которых сделаны человеческими. Они часто изображали конкретных фараонов, в честь которых возводились. Наряду с ними в древнем Египте можно встретить «иеракосфинкса» с головой сокола (в честь бога Гора, обычно изображаемого с соколиной головой), а также «криосфинкса» с головой барана (в честь бога Амона).

Традиционная версия приписывает создание Великого Сфинкса фараону из IV династии — Хафре (в греческом произношении Хефрену), который правил Египтом около 24 лет в 26-м веке до н. э. Впрочем, единства среди историков по этому вопросу нет — некоторые считают, что это массивное сооружение было создано еще в додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.), а наиболее фантастические теории отводят ему более десяти тысяч лет.

В древних восточных цивилизациях лев, как правило, всегда означал власть Солнца или кого-то из солнечных богов. Само имя фараона Хафра несет в себе имя солнечного бога Ра и означает «подобный Солнцу» или «воплощающий в себе Солнце». Возможно, для древнего человека сама морда льва, окруженная пышной гривой, чем-то напоминала солнечный диск, испускающий во все стороны от себя золотистые лучи. Как бы то ни было, солнечный символизм льва имеет глубочайшие корни и сохраняется до нашего времени — например, в астрологии, где зодиакальный знак Льва считается «обителью» Солнца (т. е. когда Солнце находится в этом знаке, его астрологическое влияние усиливается и, как правило, приобретает более благотворный характер).

Однако, само слово «сфинкс» — не египетского, а греческого происхождения. Как назывались существа с львиным телом и человеческой головой в Древнем Египте, с достоверностью сказать невозможно. По-видимому, греки, которые с большим интересом изучали египетскую цивилизацию, переняли идею сфинкса в свою собственную мифологию, параллельно углубив и развив этот образ. Косвенно об этом может свидетельствовать и тот факт, что согласно греческой легенде сфинкс терроризировал жителей города Фивы в Беотии. Отметим, что город с таким же названием существовал и в Египте и долгое время был столицей этого древнего государства.

Слово «сфинкс» означает «душительница». Оно связано с легендой об Эдипе, который освободил фиванцев от этого грозного проклятия. Богиня Гера наслала сфинкса в наказание за преступление царя Лая. Сфинкс задавал загадки и убивал всех, кто не мог их отгадать. Главная его загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответом на это служит слово «человек». На вульгарном уровне это объясняют так: «утро» означает младенчество, когда ребенок еще не научился ходить, но ползает на четвереньках; «день» — зрелый возраст, когда человек ходит на двух ногах; «вечер» — старость, когда он опирается на трость (третья «нога»). Впрочем, как мы увидим далее, существует и более глубокое понимание ответа на эту загадку.

В отличие от своего египетского аналога, греческий сфинкс изображается с крыльями. Обычно его описывают как синтетическое существо, несущее в себе части четырех животных. Он имеет львиное тело и лапы, бычий хвост, орлиные крылья и человеческую голову (в других вариантах тело у него бычье, а львиные — только лапы).

В дальнейшем для философов-герметиков такой сфинкс обозначал синтез четырех священных животных из видения пророка Ихезкеля (в христианской традиции — Иезекииля). Трактаты, приписываемые легендарному мудрецу древности — Гермесу Трисмегисту, стали широко известны в Европе в эпоху Ренессанса. Ими занимались философы, алхимики и каббалисты. Алхимия видела в символах различных животных определенные силы природы, влияющие на материальный мир. Они также соответствовали душевным качествам людей — их добродетелям и порокам.

У самого Ихезкеля мы читаем следующее (глава 1, 4-10): «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него — подобие четырех живых существ… И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у четырех, и лицо быка — слева у четырех, и лицо орла у четырех».

Комментаторы обычно объясняют это видение так, что каждое из четырех живых существ обладало всеми четырьмя лицами, совмещая в себе льва, быка, орла и человека. На символическом уровне они представляли то же, что и греческий сфинкс — синтез четырех духовных сил. Эти же силы представлены и в Новом Завете, в Откровении Иоанна (глава 4, 2-7): «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, а четвертое животное подобно орлу летящему».

Почему древние приписывали такое огромное значение именно этим четырем существам? Важность человеческого образа или лица вполне очевидна — мы сами, будучи людьми, ассоциируем и изображаем духовное по аналогии с самими собой. Но что делает человек в компании двух зверей и птицы? Возможно, отчасти свет на это прольет взгляд в астрологию.

Знаки Зодиака были известны с древнейших времен. Когда-то они соответствовали созвездиям, которые получили свои имена по героям мифов и легенд (в дальнейшем в результате прецессии знаки Зодиака и одноименные созвездия разошлись). Если посмотреть на зодиакальный круг, мы обнаружим на нем знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, образующие между собой крест. Это так называемый «фиксированный» крест у астрологов (который существует наряду с «кардинальным» и «мутабельным» крестами).

Здесь мы видим знак Тельца в северо-восточной части эклиптики и знак Льва — в северо-западной. Водолей очевидным образом представляет собой человека и занимает юго-восточную сторону. Остается Скорпион на юго-западе. Казалось бы, он здесь совершенно лишний — в образе сфинкса ничто ему не соответствует. Однако, не будем спешить. Если внимательнее изучить карту звездного неба, мы обнаружим созвездие Орла недалеко от Скорпиона. Можно предположить, что у народов древности Орел когда-то играл ту роль, которая позже перешла к Скорпиону. Это созвездие могло служить четвертым углом фиксированного креста для астрологов.

Традиционно эти же знаки Зодиака связываются с силами четырех элементов, или стихий. Лев представляет огонь (и потому он хорошо служит символом Солнца — источника света и тепла для нашей планеты), а Телец — землю. Образ Водолея у любого читателя с первого раза легко ассоциируется с водой, тогда как Орел, будучи летающим существом, должен обозначать воздух. Однако, в астрологии они меняются местами: Водолей соответствует воздуху, а Орел (точнее Скорпион) — воде. Это связано с общим правилом в порядке следования знаков Зодиака, в которое мы здесь не будем вдаваться.

А раз уж речь зашла о четырех элементах, неудивительно, что и человеческие душевные качества подчиняются той же схеме. Огню (и льву) соответствуют холерики, воздуху (и человеку) — сангвиники, воде (и орлу) — флегматики, а земле (и тельцу) — меланхолики. Такую классификацию можно встретить еще у античных авторов. И хотя она довольно упрощенная и не в силах отразить все хитросплетения человеческой души, ее до сих пор используют в психологии.

Все это и многое другое означал сфинкс для философа, заглядывающего под внешний покров и стремящегося глубже постичь его тайны. В оккультизме с каждым из четырех животных связываются определенные достоинства или добродетели, которые должен был взрастить в себе адепт, идущий по пути Магии. «Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом; орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты; бока быка, чтобы обрабатывать глубины; львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево», — писал Элифас Леви в 19-м веке в своей книге «Учение и ритуал высшей магии».

Наконец, и сама загадка сфинкса вместе с ответом на нее с эзотерической точки зрения несет в себе гораздо большую глубину. Она отражает процесс, лежащий в основе творения. Еврейский каббалист увидит в ней последовательность миров — Акудим, Некудим и Брудим (сами термины заимствованы из книги Берешит 31:10), о которых говорит его учение. Для пифагорейца это будет переход между кватернером, бинером и тернером. Каждый выразит это своими словами, но суть в том, что начальный этап творения привел к устойчивому и чистому состоянию — число 4 (в эзотерике — символ устойчивости, прочности). В дальнейшем в творении раскрываются корни зла, что приводит к кризису — число 2 (символ противоборства двух сторон). Наконец, кризис разрешается числом 3, которое примиряет в себе враждующие силы, возвращая их к единству.

И человек на своем пути проходит такую же историю. Каббала показывает это на примере первого человека — Адама. Четверка — это Адам до греха, живущий в раю. Это его символическое младенчество, или утро. Двойка — Адам в грехопадении, борющийся за свое выживание и «в поте лица» добывающий себе хлеб. Это зрелый возраст, или день. Наконец, пройдя через горнило страданий и исправив себя служением Богу, является Адам восстановленный — вернувшийся к своей первоначальной божественной славе. Это число 3 — вечер, или последний этап жизненного цикла. Неудивительно, что ответом на загадку сфинкса было это таинственное и великое слово — «Человек»!

7 интересных фактов о Великом Сфинксе Египет

Великий Сфинкс, возраст которого оценивается в 4500 лет, является одним из немногих сохранившихся Семи Чудес Древнего Мира. Он расположен на плато Гизы, на западном берегу реки Нил, примерно в получасе езды к западу от Каира. При высоте 240 футов (73 м) и длине 240 футов (73 м) это самая большая сохранившаяся статуя древнего мира. В течение многих лет египетские правители поклонялись этому таинственному сфинксу как могущественной форме бога солнца. Хотите узнать больше? Спорим, вы не слышали некоторые из этих интересных фактов о Великом Сфинксе Египта.

Если вы планируете посетить Великого Сфинкса в Египте или просто заинтригованы страной, вот 7 интересных фактов

1. Он основан на мифологическом существе

лев и голова человека, известные в египетской, азиатской и греческой мифологии. В Египте сфинкса часто изображали в виде мужчины с головным убором фараона. В отличие от древнеегипетского сфинкса, азиатский и греческий сфинкс имеет орлиные крылья и обычно является самкой.

Древние египтяне никогда не называли статую «Великим Сфинксом». В текстах примерно 1400 г. до н.э. она упоминается как «статуя Хепи». В течение многих лет после этого Великий Сфинкс оставался погребенным под песком. Позже Тутмос IV по незнанию заснул на нем, и ему приснилось, что бог по имени Хорем-Акхет Хепри-Ре-Атум сказал ему освободить Сфинкса из-под песка, и он станет правителем. После этого сфинкс стал «Хорем-Ахет». Следующее упоминание о нем относится к периоду Средневековья, когда его называют «балхиб» и «билхау».



2. Мы до сих пор не знаем, кто его построил

На протяжении веков это озадачивало историков и археологов. Наиболее распространенная теория состоит в том, что он был построен во время правления Хефрена, поскольку голова льва напоминает лицо Хефрена. Это означает, что статуя родилась около 2500 г. до н.э. Это также тот же фараон, который построил пирамиду Хефрена, второй по величине памятник в некрополе Гизы. Однако некоторые ученые утверждают, что она была создана Джедефре, который пытался узурпировать трон после смерти короля Хуфу, создателя пирамиды.



3. Когда-то он был довольно красочным

Он не всегда был восхитительно-коричневого цвета, как сегодня. На самом деле считается, что когда-то у Большого Сфинкса основное небо было окрашено в красный, синий и желтый цвета комиксов. Лицо, вероятно, было красновато-коричневым, а головной убор, скорее всего, был канареечно-желтым. Вы все еще можете видеть остатки красной краски на одном из ушей Сфинкса.



4. И он был высечен из одного огромного куска камня

Было бы справедливо предположить, что Сфинкс, такой высокий и широкий, собирался по частям. На самом деле он был вырезан из цельного куска известняка, оставшегося в карьере, который использовался для строительства пирамид. Передние лапы тоже были построены из отдельных блоков известняка.

Египтолог Марк Ленер подсчитал, что около 100 рабочих понадобилось примерно три года, чтобы закончить монумент, используя долота и молотки. Исследователи также обнаружили наборы инструментов, брошенные рядом с стройплощадкой, и большие каменные блоки, которые не были обработаны, что указывает на то, что на самом деле они должны были быть больше, чем сегодня. Невероятно, но некоторые остатки обеда — мясо крупного рогатого скота, овец и коз — также доказывают, что рабочие ушли в спешке.



5. Наполеон не имеет никакого отношения к своему носу

Одной из самых отличительных черт Сфинкса, помимо его размера и зрелищности, является отсутствие носа. В какой-то момент элегантное лицо носило метровый нос. Давно распространенный миф гласит, что войска Наполеона стреляли в него из пушки, когда они вторглись в Египет в 1798 году. Теперь это было дискредитировано благодаря серии рисунков 18-го века, которые предполагают, что он был без носа в течение довольно долгого времени. Вполне вероятно, что нос был отрезан около 300 лет назад, возможно, мусульманином-суфием во время акции протеста.



6.

Он тщательно побрился

Великий Сфинкс тоже когда-то носил привлекательную бороду, но большую ее часть он потерял из-за эрозии. Увидеть остаток от бороды можно в Британском музее, в Музее египетских древностей в Каире.

Некоторые теоретики, в том числе французский археолог Добрев, утверждают, что борода на самом деле была более поздней модификацией – с этой гипотезой согласен и Британский музей. Судя по всему, если бы она была построена в то же время, то ущелье получило бы значительно больший ущерб. Некоторые предполагают, что он был добавлен как часть великого проекта реставрации Тутмоса IV.



7. Возможно, у него не всегда была маленькая голова.

Один из самых необычных аспектов Большого Сфинкса — его непропорциональная голова. Некоторые исследования подтверждают теорию о том, что сфинкс несколько раз переделывался разными фараонами с момента его создания, чтобы не отставать от модной эстетики. Некоторые даже утверждают, что оригинальная голова могла быть бараном или ястребом. Это может поддержать теорию о том, что Великий Сфинкс намного старше, чем мы думаем.


Значение Великого Сфинкса Гизы в Египте

Что бы это ни было, Великий Сфинкс определенно не является хранителем давно утраченных знаний или древних технологий, как широко сообщалось на протяжении многих лет. Наверняка между его лапами или где-либо еще нет скрытых комнат, хранящих секреты Атлантиды. То, чем является Великий Сфинкс на самом деле, достаточно грандиозно. Это монументальный символ древнеегипетского царствования, вероятно, связанный с поклонением солнцу.

К середине 4-й династии, когда Хафра принял царство, в Египте возникла тенденция к колоссальной каменной архитектуре. Эта тенденция продолжалась более века, когда к власти пришел Хефрен, но он пошел еще дальше. Он начал с того, что использовал в своих храмах блоки из известняка весом в сотни тонн, но его мастера также создали более двухсот известных нам статуй из твердого камня. Двадцать две из них были по крайней мере в три раза больше, чем в натуральную величину, но считается, что самой большой статуей из всех является Большой Сфинкс в Гизе недалеко от Каира.

Он остался бы уникальным как по своим размерам, так и по тому, что был высечен прямо из живой скалы.

Вокруг Великого Сфинкса возникло много споров, в том числе о том, был ли он на самом деле вырезан во времена 4-й Династии, что неудивительно, учитывая, что он появился внезапно и без особых прецедентов. Хотя он оставался классическим изображением царской власти на протяжении всей древней истории Египта, не было непрерывного развития его формы до появления Великого Сфинкса на плато Гизы. Скорее, полная форма появляется в Гизе целиком, хотя отдельная голова Джедефре в Лувре предполагает, что форма была выполнена в камне несколькими годами ранее. Это, конечно, не тот способ, которым пирамиды были разработаны в Египте путем многих проб и ошибок.

Примечателен тот факт, что это самое раннее сверхколоссальное изображение царя представляло собой смешанную форму животного и человека. В смешанных формах именно голова передает основную идентичность, а с шарфом немес на голове Великого Сфинкса он должен быть изображением короля.

Но, как Генри Фишер связывает прикрепление головы к телу льва, это «намек на изменение формы, метаморфозу, которая соответствует королю, который является уникальным связующим звеном между человечеством и богами и постоянно стоит на вершине». порог этих двух миров».

Тем не менее, мы должны также обратиться к некоторым древнейшим изображениям Древнего Египта, а также в других местах. Лев был солнечным символом более чем в одной древней ближневосточной культуре. Это также распространенный архетип королевской власти. Еще в додинастический период мы находим вырезанные на предметах роскоши, вероятно, царского происхождения сцены, изображающие фантастических животных, смешивающихся с дикими, реальными животными. Их можно найти на церемониальных сланцевых палитрах, бляшках из слоновой кости и рукоятках ножей из слоновой кости, особенно найденных в Иераконполисе или в соседнем Накаде в Верхнем Египте. Большинство этих ранних изображений были крылатыми грифонами с головами соколов, леопардами с длинными извилистыми шеями и другими сопутствующими животными, которые, как обычно считается, косвенно вдохновлены моделями, найденными в Месопотамии.

Однако некоторые двухмерные изображения на грифельных палитрах Ранней династии период, примерно за три-четыре столетия до создания Большого Сфинкса, изображают царя в виде дикого льва или грифона, уничтожающего своих врагов.

Волшебная палочка из Древнего Египта с двуглавым Сфинксом

В древнейшие египетские времена люди видели и знали силу зверей и, кажется, завидовали им. Есть ощущение, что люди на заре цивилизации подчинялись более диким обитателям мира и, казалось, уступали им. Однако по мере того, как рос интеллект человека, а вместе с ним и его способность контролировать или, по крайней мере, защищаться от диких зверей, росла и его уверенность. Многие ученые считают, что смешанные изображения, такие как Сфинкс, символизируют господство человечества над дикими зверями и над самим хаосом. Такие образы, как Великий Сфинкс, вполне могут представлять животную силу, укрощенную человеческим разумом и таким образом преобразованную в божественное спокойствие.

Традиционно смешанные или составные изображения почти всегда считались божественными. Так или иначе, что может быть более опасным и могущественным, или более самоуверенным, чем король джунглей с разумом человеческого короля?

Однако, говоря конкретно о Большом Сфинксе, Алан Гардинер предположил, что египетская фраза shesep ankh Atum, означающая «Живой образ Атума», которая в более поздние времена ассоциировалась со сфинксами, означала фараона в форме первобытное солнце и бог-творец. Слово Шесеп анх, используемое для обозначения статуи, возможно, определенного типа, известно со времен Древнего Царства. Фишер предположил, что оно происходит от shesep, что означает «получать». Далее Фишер говорит, что такая статуя — это «тот, кто получает подношения и другие услуги».

Высеченный из живого камня Великий Сфинкс Гизы является подходящим символом бога Атума или царя в облике, особенно в аспекте Атума как хтонического бога-создателя. Джеймс Аллен указал, что имя Атума означает «завершенный» и что, согласно древним египтянам, весь физический мир произошел от Атума как «первобытной массы». На самом деле в «Текстах пирамид», «Текстах гробов» и «Книге Мертвых» есть неясное представление о том, что лев появляется из первозданной массы в первозданных водах раньше всех других животных, включая человечество. Кароль Мысливец указал на связь между рождением Атума и львом; что Атум появился на земле в образе льва. Согласно «Сокровищам пирамид» под редакцией доктора Захи Хавасса:

«Идея выражена в ассоциации между Атумом и Рути, богом-двойным львом, который чем-то похож на клетку, которая удвоила свои элементы и начала делиться до того, как произошло фактическое разделение. Двойной лев также намекает на Шу и Тефнут, первая дифференциация существа Атума. Но Рути говорит: «Я двойной лев, старше Атума», появляясь, таким образом, еще до фактического рождения следующего изначального поколения».

Египтяне династии видели в Сфинксе образ Атума. Однако, даже если Великий Сфинкс был изображением царя, согласно Текстам пирамид, царствование перешло от Атума через Шу, Геба и Осириса к Гору и, следовательно, к правящему царю Египта. В то время как структура пирамиды почти наверняка ассоциировалась с Атумом в его роли первобытного кургана и священного бенбен-тона Гелиополя, Великий Сфинкс также мог ассоциироваться с Атумом как первобытным царем в форме льва, появляющимся из бесформенной массы творения. с его царственной головой, возвышающейся прямо над земляной ямой.

Храм сфинкса также предполагает, что комплекс был связан с солнечным циклом, который включал бы не только Атума во время его захода, но и солнце в других его фазах, включая восходящее солнце, Хепри и солнце в зените. , Ре. Различные элементы в храме Старого Сфинкса кажутся связанными с солнцем, например, 24 колонны, которые, как считается, представляют 24 часа дня и ночи, которые поддерживают его крышу.

Похоже, что Сфинкс может быть связан с продвижением культа королевского солнца во время 4-й Династии. Джедефре, недолго правивший во времена Хефрена и Хуфу, был первым фараоном, принявшим титул «Сын Ра». Как Гор, подносящий подношения, Сфинкс мог олицетворять возвышение царской власти перед высшим божеством. В то же время Сфинксу не составило бы труда представлять и царя как Гора, и также отождествляться с богом солнца.

Мы также должны, наконец, взглянуть на Великого Сфинкса как на стража некрополя в Гизе от зла. Расположенный у самого входа на священное кладбище, Сфинкс, должно быть, был предупреждением опасным силам.

См. также:

  • Знакомство с Большим Сфинксом

  • Храмы Великого Сфинкса

  • Значение Большого Сфинкса

  • Консервация Большого Сфинкса

  • Эпоха Сфинкса

  • Сфинкс в картинках

Каталожные номера:

Титул

Автор

Дата

Издатель

Справочный номер

Атлас Древнего Египта

Бейнс, Джон; Малек, Яромир

1980

Ле Ливр де Франс

Не указано

Завершенные пирамиды (Разгадка древних тайн)

Ленер, Марк

1997

Темза и Гудзон, ООО

ISBN 0-500-05084-8

Полные храмы Древнего Египта,

Уилкинсон, Ричард Х.

2000

Темза и Гудзон, ООО

ISBN 0-500-05100-3

Словарь Древнего Египта, The

Шоу, Ян; Николсон, Пол

1995

Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство

ISBN 0-8109-3225-3

Энциклопедия древнеегипетской архитектуры,

Арнольд, Дитер

2003

Издательство Принстонского университета

ISBN 0-691-11488-9

Гиза Правда

Лоутон, Ян; Огилви-Геральд, Крис

2000

Вирджин Паблишинг Лтд.

ISBN 0-7535-0412-х

Иллюстрированный путеводитель по пирамидам,

Хавасс, Захи; Силиотти, Альберто

2003

Американский университет в Каире Press, The

ISBN 977 424 825 2

Памятники цивилизации Египта

Баркокас, Клаудио

1972

Мэдисон Сквер Пресс; Гроссет и Данлэп

ISBN 0-448-02018-1

Оксфордская энциклопедия Древнего Египта,

Редфорд, Дональд Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *