Великая Северная война 1700–1721 годов
В Петергофе есть фонтан со скульптурой «Самсон, раздирающий пасть льва». Он был установлен в честь 25-летия победы под Полтавой. Фигура Самсона появилась в связи c тем, что Полтавская битва состоялась в день Самсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны.
В ходе урока вы узнаете о начале Северной войны, Нарвском сражении и реформе русской армии, Полтавской победе, Прутском походе и Ништадтском мире.
В ноябре 1699 года Саксония и Россия подписали Преображенский договор. Его целью было создание Северного союза для борьбы со Швецией. Позже к союзу присоединилась Дания.
Однако уже в феврале 1700 года курфюрст Саксонии и польский король Август II осадил Ригу, город в Шведской Лифляндии. Он ожидал, что жители города воспримут его воинов как освободителей. Август II хотел опередить Россию в будущих территориальных приобретениях.
В августе 1700 года Дания вторглась на территорию Голштейн-Готторпского герцогства. А спустя несколько дней король Швеции Карл XII с армией высадился под Копенгагеном. Это стало неожиданностью для датчан. 7 августа Дания была вынуждена заключить со Швецией Травендальский мир и выйти из Северного союза.
Карл XII ввёл войска в Прибалтику и заставил Августа II снять осаду с Риги.
Пётр I был застигнут врасплох действиями шведского короля. Было ускорено подписание мира с Турцией. Константинопольский мир обеспечивал нейтралитет Турции и Пётр I мог вступить в Северную войну.
Целью русского правителя было возвращение исконно русских земель. По условиям Преображенского мира с Саксонией Россия должна была получить земли Ингерманландии. Между ними и Эстляндией находилась крупная шведская крепость Нарва, которая и стала мишенью для России.
Однако уже в самом начале похода на Нарву Пётр I столкнулся с трудностями:
не хватало фуража и провизии;
передвижение обозов было затруднено из-за дождливой погоды;
плохим было обмундирование солдат.
Карл XII направил своё войско в Нарву. Ему удалось заставить отступить русскую армию. Иностранные офицеры, служившие в войске Петра I, переходили на сторону противника. Русская армия понесла огромные человеческие и материальные потери. В том числе большую часть артиллерии.
После победы при Нарве Карл XII решил, что Россия откажется от участия в войне. Шведское войско было направлено в Речь Посполитую. Однако борьба с Августом II затянулась.
Россия не собиралась прекращать военные действия. В 1702 году была взята крепость Нотебург, позже переименованная в Шлиссельбург – «город-ключ». Она имела важное стратегическое значение, так как позволяла контролировать все движение по Неве. Позже русские получили контроль над устьем Невы. В мае 1703 года здесь была заложена Петропавловская крепость, положившая начало строительству Санкт-Петербурга.
Для преграждения входа в Неву кораблям противника был построен форт Кроншлот. Его название переводится как Коронный замок.
После нарвского поражения Пётр I осознал необходимость реформ в армии. Основой новой армии стали Семёновский и Преображенский полки.
Вообще преобразования в этой сфере Пётр I начал ещё в 1699 году. С этого времени армия стала регулярной. Стрелецкие полки были заменены полками нового строя. Солдаты имели единую форму. Зелёные кафтаны носила пехота, а синие кафтаны – кавалерия.
Единообразными были снаряжение и стрелковое вооружение.
С 1705 года армию стали формировать на основе рекрутской повинности. От каждого податного сословия выставлялось определённое количество рекрутов. Например, в 1705 году каждые 20 дворов должны были отправить одного рекрута на пожизненную службу.
Уже к 1708 году российская армия состояла из 113 тысяч вооружённых воинов.
Пётр I понимал необходимость создания военной экономики. Царь передал оружейнику Никите Демидову казённый Невьянский завод, находившийся на Урале. Позже Демидовы построили первые крупные металлургические заводы, работавшие на нужды армии.
Создавались и государственные мануфактуры, которые выпускали порох, оружие и сукно для мундиров.
Появились школы для обучения офицеров – артиллерийская, навигацкая, инженерная. Дворян отправляли за границу для обучения военному делу. Благодаря этому Пётр I смог отказаться от найма иностранных военных специалистов.
В 1716 году был издан Воинский устав, в котором определялись служба, права и обязанности военнослужащих.
Особое внимание Пётр I уделял строительству флота. Первым кораблём Балтийского флота стал фрегат «Штандарт», спущенный на воду в августе 1703 года.
Пока Пётр I укреплял свою армию, Карл XII вывел из войны Речь Посполитую и начал готовить нападение на Россию.
Летом 1708 года шведский король выступил в направлении Смоленска. Однако что-то заставило его отказаться от первоначального плана похода на Москву. Карл XII повернул армию в сторону Украины.
28 сентября 1708 года состоялась сражение у деревни Лесной. Русской армии удалось разбить корпус Левенгаупта, направлявшегося на помощь Карлу XII, и захватить обоз с провизией. Позже Пётр I назвал эту битву «матерью Полтавской победы». Шведы остались без боеприпасов, их силы были истощены. К тому же сражение при Лесной произошло ровно за 9 месяцев до Полтавского.Карлу XII оказал поддержку запорожский гетман Иван Мазепа. Также шведский король рассчитывал на помощь крымского хана и турецкого султана. Однако и эти надежды Карла XII не оправдались в полной мере. Мазепа смог привести только около пяти тысяч казаков. В то время как Пётр I объявил его предателем и привлёк на свою сторону большую часть казачества.
В апреле 1709 года шведы начали осаду Полтавы. Гарнизон крепости проявил небывалое мужество, сдерживая натиск врага. В середине мая русская армия подошла к Полтаве.
27 июня 1709 года русской армии был зачитан приказ Петра I: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь». Началось одно из самых известных сражений в истории России.
Кавалерия под командованием Меншикова отразила удар шведской конницы. Не принесла результата и пехотная атака противника. Совместные действия русской пехоты и артиллерии заставили врага отступать. Остатки шведской армии попытались переправиться через Днепр, но добраться до владений Османской империи удалось только Карлу XII.
Полтавская победа стала переломным моментом в Северной войне. Она укрепила военный престиж России.
После победы под Полтавой Дания и Польша возобновили союз с Россией. Позже к ним присоединилась Пруссия. В 1710 году русским удалось захватить Ригу, Ревель и Выборг. Восточное побережье Балтики было освобождено от шведов.
Карл XII убедил турецкого султана объявить войну России. В июле 1711 года турецко-крымская армия окружила русский лагерь на реке Прут. В это время там находился и Пётр I. Турки предприняли несколько атак, но все они оказались неудачными.
Находившийся в турецком окружении Пётр I дважды посылал переговорщиков с предложениями о мире. В результате дипломату Петру Шафирову удалось подписать Прутский мирный договор.
По его условиям Россия соглашалась возвратить Турции Азов;
разрушить крепость Таганрог;
не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию;
не держать войск в Речи Посполитой.
Турция со своей стороны освобождала русскую армию из окружения и сохраняла за ней знамёна и артиллерию.
Русские военные операции 1713 года принесли победы в Финляндии и Померании. Шведов удалось отбросить на Скандинавский полуостров. Однако у них всё ещё оставался сильный флот на Балтике. С ним и предстояло бороться Петру I.
27 июля 1714 года русским удалось разгромить шведов у мыса Гангут. Все участвовавшие в сражении шведские корабли были уничтожены. Королевский двор, опасаясь вторжения русских, спешно покинул Стокгольм. Гангутское сражение стало первой победой русского флота.
27 июля 1720 года у острова Гренгам русские одержали ещё одну победу над шведами. Этот успех России заставил Швецию вступить в мирные переговоры.
В августе 1721 года в Ништадте Россия и Швеция подписали мирный договор. По его условиям Россия возвращала Швеции Финляндию, кроме Выборга;
получала земли Балтийского побережья от Выборга до Риги.
Ништадтский мирный договор обеспечил России выход к морю, она превратилась в морскую державу.
Развитие получила внешняя торговля.
Также успешный исход войны изменил международное положение России. Она стала на одну ступень с ведущими державами, без участия России не принимались какие-либо международные решения.
Давайте подведём итоги.
В 1700 году началась Великая Северная война.
После поражения под Нарвой Пётр I осознал необходимость реформы русской армии.
28 сентября 1708 года состоялась сражение у деревни Лесной, завершившиеся победой России.
27 июня 1709 года произошла Полтавская битва.
В августе 1721 года в Ништадте Россия и Швеция подписали мирный договор.
Победа в Северной войне сделала Россию одной из великих европейских держав.
Конспект урока «Северная война 1700-1721 года»
Конспект урока на тему: « Великая Северная Война 1700-1721 года. Основные сражения Северной войны»
8 класс
Дата:____________
Цель урока:-обучающая: познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг. ; определить значении Северной войны для России; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне;
-развивающая содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
-воспитательная способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.
Оборудование: конспект урока, рабочие листы, портреты основных сражений.
План урока:
1.Причины войны
2.Основные сражения войны
3.Реформа армии
4.Итоги войны
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день ,ребята! Вы сегодня настроены на работу? ( ответы учащийся)
Актуализация полученных знаний . Проверка Домашнего задания
Опрос
1.Какие проблемы во внешней политике беспокоили Петра Первого?
2.Какие события произошли в 1 695, 1696 годах?
3.Для чего было сформировано Великое посольство?
Объяснение нового материала
Причины Северной войны
Учитель: Из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).
-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).
Учитель: можно выдели цели и причины Северной войны
Получение доступа к Балтийскому морю для развития внешней морской торговли с Европой
Возвращение Ингрии и Карелии, захват части Прибалтики
Ослабление господства Швеции
Повышение международного статуса России
В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.
Этапы войны (1700-1701)
Карл XII разбивает саксов, поляков и принуждает Данию выйти из войны, после чего перебрасывает войска под Нарву, которую русские войска, имея 34- тысячную армию, безуспешно осаждают уже два месяца.
— Как вы думаете, почему русские войска не могли взять Нарву?
В России нет дорог, устаревшая организация армии, устаревшее оружие. Русская артиллерия была больше опасна русским, чем врагам (пушки или не стреляли, или стреляли в другую сторону, часто пушку разрывало, убивая обслугу). Поэтому русские бомбардиры боялись стрелять из пушек. Петр был сам бомбардиром и собственным примером подбадривал людей, сам вытаскивал из болот возы с провиантом и боеприпасами. Энергии у него было много, силушкой Бог не обидел, но преломить ситуацию он не мог. С прибытием под Нарву Карла XII с войсками исход битвы был предрешён. Победа была настолько лёгкой, что торжествующий Карл XII позволил русским войскам уйти из-под Нарвы, оставив оружие.
В честь победы под Нарвой в Швеции была выбита медаль, на которой был изображен рыдающий Петр I, молящий на коленях Карла о пощаде.
Карл XII решил, что Россия вышла из войны, а Пётр понял, что ему необходимо проводить преобразования.
(Запись основных дат в тетрадь)
Битва Под Нарвою -1700 год Итог : поражение русской армии.
В итоге армия Петра в самом начале войны осталась без артиллерии.
Полагая, что с Россией покончено, Карл XII обрушился на войска Августа II и надолго «увяз» в Польше. Однако русские войска и не думали прекращать боевые действия. В 1702 г. они штурмом овладели крепостью Нотебург (до 1611 г. она называлась Орешек) в устье Невы. С учётом ключевой роли этой крепости в выходе на Балтику Пётр переименовал её в Шлиссельбург («город-ключ»).Шлиссельбургская крепость.
Весной 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Для преграждения входа шведским кораблям в Неву в восточной части Финского залива на острове Котлин был сооружён форт Кроншлот, а затем заложена морская крепость Кронштадт. Началось строительство русского Балтийского флота.
3.Реформа армии
Армия стала регулярной, служба в ней была практически пожизненной.
Вместо стрелецкого войска Пётр ввёл полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения.
Теперь армия формировалась на основе рекрутской повинности: каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов.
В 1701 —1704 гг. по указу Петра заводчиками Демидовыми на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы. Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для обмундирования. В результате завод Демидовых в Каменске-Уральском уже в 1703 г. дал почти 600 пушек — в 4 раза больше, чем Россия потеряла под Нарвой.
Особое внимание Пётр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат.
1716 г. царь принял «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставлений.
Физминутка
Полтавская битва
Летом 1708 г. шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царём дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов. Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии».
Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Против осаждавших выступила русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с прославленными полководцами Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным. Общее руководство войсками осуществлял Пётр I.
В Полтавской битве шведы потеряли более 9 тыс. убитыми и около 3 тыс. пленными, включая всех генералов. Потери русской армии были в 7 раз меньше. Полтавская «виктория» означала перелом в войне.
Прусский поход
В 1711 г. Турция объявила России войну. Это означало для Петра борьбу на два фронта. Летом 1711 г. огромная турецко-крымская армия (180 тыс. человек при 440 орудиях) окружила лагерь русских (38 тыс. человек при 120 орудиях) на реке Прут.
27 июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут (Ханко). Швеция лишилась всех судов, участвовавших в сражении.
Итоги Северной войны
Ништадтский мир
В 1721 г. в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (Ижорской земли).
Мирный договор закрепил решение той исторической задачи, которая стояла перед Россией со времён Ивана III, — обеспечение выхода к Балтийскому морю.
Закрепление материала
Работа с рабочими листами Рабочая тетрадь по Истории России с.12-16
Рефлексия
Я понял… Я узнал…
Подведение итогов Выставление оценок
Домашнее задание:
Гражданская война в США | История, сводка, даты, причины, карта, хронология, сражения, значение и факты
Битва при Геттисберге
Смотреть все медиа
- Дата:
- 12 апреля 1861 г. — 26 апреля 1865 г.
- Местонахождение:
- США
- Участники:
- Конфедеративные Штаты Америки Соединенные Штаты
- Основные события:
- Битва при Антиетаме Резня в форте Подушка Битва при Геттисберге Битва Монитора и Мерримака Битва при Монокаси
- Ключевые люди:
- Джеймс Бьюкенен Улисс С. Грант Роберт Э. Ли Абрахам Линкольн Ричард С. Юэлл
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что вызвало Гражданскую войну в США?
Гражданская война в США стала кульминацией борьбы между сторонниками и противниками рабства, которая началась с момента основания Соединенных Штатов. Этот групповой конфликт между северными штатами и рабовладельческими южными штатами был смягчен серией политических компромиссов, но к концу 1850-х годов вопрос о распространении рабства на западные штаты достиг точки кипения. Избрание Авраама Линкольна, члена Республиканской партии, выступавшей против рабства, президентом в 1860 году ускорило отделение 11 южных штатов, что привело к гражданской войне.
Кто выиграл Гражданскую войну в США?
Союз выиграл Гражданскую войну в США. Война фактически закончилась в апреле 1865 года, когда генерал Конфедерации Роберт Э. Ли сдал свои войска генералу Союза Улиссу С. Гранту в здании суда Аппоматтокс в Вирджинии. Окончательная капитуляция войск Конфедерации на западной окраине произошла в Галвестоне, штат Техас, 2 июня.
Сколько людей погибло во время Гражданской войны?
По оценкам, во время Гражданской войны в США погибло от 752 000 до 851 000 солдат. Эта цифра составляет примерно 2 процента населения Америки в 1860 году. Битва при Геттисберге, одно из самых кровопролитных сражений Гражданской войны, унесло около 7000 жизней и 51000 раненых.
Кто был самым важным деятелем Гражданской войны в США?
Важные люди во время Гражданской войны в США включали Авраама Линкольна, 16-го президента Соединенных Штатов, избрание которого привело к отделению южных штатов; Джефферсон Дэвис, президент Конфедерации; Улисс С. Грант, самый успешный и выдающийся генерал Союза; и Роберт Э. Ли, коллега Гранта в Конфедерации.
Почему символы Конфедерации вызывают споры?
Гражданская война в США , также называемая Война между штатами , четырехлетняя война (1861–1865 гг.) между Соединенными Штатами и 11 южными штатами, которые вышли из Союза и образовали Конфедеративные Штаты Америки.
Отделение южных штатов (в хронологическом порядке: Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас, Вирджиния, Арканзас, Теннесси и Северная Каролина) в 1860–1861 гг. кульминация десятилетий растущих разногласий по поводу рабства. Между 1815 и 1861 годами экономика северных штатов быстро модернизировалась и диверсифицировалась. Хотя сельское хозяйство — в основном небольшие фермы, полагавшиеся на бесплатную рабочую силу, — оставалось доминирующим сектором на Севере, там пустила корни индустриализация. Более того, северяне вложили значительные средства в обширную и разнообразную транспортную систему, которая включала каналы, дороги, пароходы и железные дороги; в финансовых отраслях, таких как банковское дело и страхование; и в крупной коммуникационной сети, в которой наряду с телеграфом были представлены недорогие, широко доступные газеты, журналы и книги.
Экономика Юга, напротив, основывалась в основном на крупных фермах (плантациях), производивших коммерческие культуры, такие как хлопок, и полагалась на рабов как на основную рабочую силу. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в фабрики или железные дороги, как это делали северяне, южане вкладывали свои деньги в рабов — даже больше, чем в землю; к 1860 84% капитала, вложенного в производство, вкладывалось в свободные (нерабовладельческие) государства. Тем не менее, южанам еще в 1860 году это казалось разумным деловым решением. Цена на хлопок, основную культуру Юга, резко возросла в 1850-х годах, и стоимость рабов, которые, в конце концов, были собственностью, выросла соразмерно. К 1860 году богатство белых южан на душу населения было вдвое больше, чем у северян, и три пятых самых богатых людей в стране были южанами.
Распространение рабства на новые территории и штаты было проблемой еще в Северо-Западном постановлении 1784 года. Когда в 1818 году рабовладельческая территория Миссури претендовала на статус штата, Конгресс два года вел дебаты, прежде чем прийти к Миссурийскому компромиссу 1820 года. Это была первая из серии политических сделок, возникших в результате споров между сторонниками и противниками рабства по поводу экспансии «особого института», как его называли, на Запад. Окончание мексиканско-американской войны в 1848 году и примерно 500 000 квадратных миль (1,3 миллиона квадратных километров) новой территории, которую Соединенные Штаты получили в результате войны, добавили спору новую актуальность. Все больше и больше северян, движимых чувством морали или интересом к защите свободного труда, в 1850-х годах пришли к выводу, что рабство необходимо искоренить. Белые южане опасались, что ограничение распространения рабства обречет этот институт на верную смерть. В течение десятилетия две стороны становились все более поляризованными, а политики все менее способны сдерживать спор путем компромисса. Когда Авраам Линкольн, кандидат явно выступавшей против рабства Республиканской партии, победил на президентских выборах 1860 года, семь южных штатов (Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас) осуществили свою угрозу и отделились, объединившись в Конфедерацию. Штаты Америки.
Викторина «Британника»
Войны на протяжении всей истории: правда или вымысел?
Гражданская война в США велась между Востоком и Западом? Норманны завоевали Англию в 1066 году? От Гессе до использования пенициллина, отделите факты от вымысла в этой викторине о войне.
Ранним утром 12 апреля 1861 года повстанцы открыли огонь по форту Самтер, у входа в гавань Чарльстона, Южная Каролина. Любопытно, что это первое столкновение с самой кровопролитной войной в истории Соединенных Штатов обошлось без жертв. После 34-часовой бомбардировки майор Роберт Андерсон сдал свое командование примерно 85 солдатами примерно 5500 осаждающим войскам Конфедерации под командованием P.G.T. Борегар. В течение нескольких недель еще четыре южных штата (Вирджиния, Арканзас, Теннесси и Северная Каролина) покинули Союз и присоединились к Конфедерации.
В связи с войной на земле президент Линкольн призвал 75 000 ополченцев служить в течение трех месяцев. Он провозгласил морскую блокаду штатов Конфедерации, хотя и настаивал на том, что они юридически не составляют суверенную страну, а вместо этого являются восставшими штатами. Он также поручил министру финансов выделить 2 миллиона долларов для помощи в наборе войск и приостановил действие судебного приказа о хабеас корпус сначала на восточном побережье, а затем и по всей стране. Правительство Конфедерации ранее санкционировало призыв 100 000 солдат на срок не менее шести месяцев, и вскоре эта цифра была увеличена до 400 000.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Дженнифер Л. ВеберМировая история Эра 8 | Public History Initiative
ПОЛУВЕКА КРИЗИСА И ДОСТИЖЕНИЙ, 1900-1945
Стандарт 1 : Реформы, революции и социальные изменения в мировой экономике начала века
Стандарт 2 : Причины и глобальные последствия Первой мировой войны
Стандарт 3 : Поиски мира и стабильности в 1920-е и 1930-е годы
Стандарт 4 : Причины и глобальные последствия Второй мировой войны
Стандарт 5 : Основные мировые тенденции с 1900 г. до конца Второй мировой войны
Зимним днем 1903 г. Экспериментальный летательный аппарат Орвилла и Уилбура Райтов оторвался от земли на двенадцать секунд. В последующие десятилетия воздушные перевозки были усовершенствованы, и все физические барьеры, препятствовавшие дальнему общению между группами людей, практически исчезли. Океаны, пустыни и горные хребты больше не имели большого значения, когда люди, живущие за тысячи миль друг от друга, были полны решимости встречаться, разговаривать, вести переговоры или вести дела. Северный полярный регион впервые в истории стал перекрестком международных путешествий, поскольку летчики искали кратчайшие пути между странами Северного полушария. Радио, а в середине века и телевидение произвели еще одну революцию в общении. Сообщения на дальние расстояния больше не нужно было доставлять из одной точки в другую на лодке или поезде или даже передавать по проводам или кабелям. Теперь сообщения, предназначенные для информирования, развлечения, убеждения или обмана, могли передаваться из одной точки миллионам слушателей или зрителей одновременно.
Эти и другие технологические чудеса выражали и способствовали растущей сложности и непредсказуемости человеческих дел. В некотором смысле народы мира стали более сплоченными, чем когда-либо прежде. Глобальная экономическая интеграция продвигалась вперед. Грамотность распространялась более широко. Сети исследований и знаний распространились по всему миру. Однако в других отношениях разногласия и конфликты умножались. Экономическое и территориальное соперничество между народами обострилось. Лаборатории и фабрики производили больше смертоносного оружия и в большем количестве, чем когда-либо прежде. Люди восстали против автократических правительств на всех континентах. Среди бурных тенденций эпохи наиболее заметными кажутся два события.
Тридцать лет 20-го века: Сила разрушения, которую веками накапливали технические и научные навыки, наделила людей, стала ужасающе очевидной в двух глобальных войнах 20-го века. В Тридцатилетней войне 1600-х годов, одном из самых разрушительных столкновений в Европе, могло погибнуть более 4 миллионов человек. Войны 1914-1945 годов, напротив, унесли 45 миллионов жизней. Поскольку Первая мировая война посеяла обильные семена второго конфликта, сложные связи причин и следствий за весь период делают интересной темой для студентов, изучающих всемирную историю. Хотя обе войны охватили Европу, земной шар является подходящим контекстом для их понимания. Воздушная мощь, особенно во время Второй мировой войны, означала, что границы ни одной страны не были безопасными, какими бы ни были расстояния. Кампании велись от середины Тихого океана до Западной Африки и от Сибири до Северной Атлантики. Бойцы прибыли из многих земель, в том числе тысячи из европейских колониальных владений. Однако первые пять десятилетий века не были полны насилия и мрака. В разгар войны и мировой депрессии изобиловали героизм и изобретательность. Вековые болезни были побеждены или поставлены под контроль. Демократия сохранилась во многих штатах, несмотря на повторяющиеся кризисы, и правительства с удивительной эффективностью реагировали на требования управления во время войны и обеспечения благосостояния.
Революция и протест: Стремление людей к демократическому правлению, национальной независимости и социальной справедливости впервые широко проявилось в человеческих делах в эпоху 1750–1914 годов. Эти стремления продолжали вдохновлять революции на протяжении всей первой половины 20 века. Наиболее драматические политические изменения произошли в России, Китае, Мексике и Турции. Во всех этих местах резкие сдвиги и потрясения в экономической жизни, как местной, так и международной, были причиной политических кризисов. Более того, во всех них быстро развернулась борьба между сторонниками либеральной парламентской демократии и сторонниками авторитарного или однопартийного государства как наиболее эффективного инструмента политических и экономических преобразований. Помимо революций, относительно мирные движения протеста и инакомыслия привели к расширению демократической базы, включая право голоса для женщин, в ряде стран. В европейских колониальных империях было мало насильственных восстаний между 19 и 19 вв. 00 и 1945. Однако колониального «золотого века» не было. Сопротивление, протест и призывы к реформам, в значительной степени основанные на либеральных и националистических идеалах, провозглашенных западными державами, преследовали имперские режимы по всей Африке и Азии.
Зачем изучать эту эпоху?
- Изучение первой половины 20-го века имеет особое значение, если учащиеся хотят понять обязанности, с которыми они столкнутся в конце тысячелетия. Две мировые войны были разрушительнее всего, что когда-либо испытывало человеческое общество. Если учащиеся хотят осознать как потери такого насилия, так и цену, которую иногда приходится платить в поисках мира, они должны понять причины и цену этой изменяющей мир борьбы.
- В эту эпоху идеологии коммунизма и фашизма, уходящие своими корнями в XIX век, широко применялись на практике в России, Италии, Германии и Японии. Оба движения бросили вызов либерально-демократическим традициям и использовали сложные формы авторитарных репрессий. Фашистское дело было дискредитировано в 1945 году, а коммунизм — в начале 1990-х. Тем не менее, оценка прогресса наших собственных демократических ценностей и институтов в этом столетии требует параллельного изучения этих двух альтернативных политических взглядов. Что они обещали? Как они работали в качестве социальных и экономических экспериментов? В каких условиях они могут найти новых приверженцев в будущем?
- Активные граждане должны постоянно пересматривать роль Соединенных Штатов в современных мировых делах. Между 1900 и 1945 годами эта страна поднялась до международного лидерства; в конце периода он стоял верхом на земном шаре. Как мы достигли такого положения? Как он изменился с середины века? Любое обоснованное суждение о нашей внешней политике и программах требует понимания нашего места среди наций с начала века.
- И в научной, и в культурной жизни эта эпоха открыла «модерн». Научные теории, а также эстетические и литературные течения, которые человечество считало столь воодушевляющими и тревожащими в первой половине века, продолжают оказывать огромное влияние на то, как мы видим окружающий мир.
Каждый стандарт был разработан с учетом стандартов исторического мышления. Соответствующие стандарты исторического мышления указаны в скобках [ ] ниже.
СТАНДАРТ 1
Реформы, революции и социальные изменения в мировой экономике начала века.
Стандарт 1A
Учащийся понимает мировую индустриальную экономику, возникшую в начале 20 века.
УРОВЕНЬ КЛАССА | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
7-12 | Сравните промышленную мощь Великобритании, Франции, Германии, Японии и США в начале 20 века. [Использовать визуальные и математические данные] |
5-12 | Проанализируйте влияние промышленного развития на культуру и трудовую жизнь людей среднего и рабочего класса в Европе, Японии и США. [Анализ причинно-следственных связей] |
7-12 | Объясните ведущие идеи либерализма, социального реформизма, консерватизма и социализма как конкурирующие идеологии в мире начала 20-го века. [Изучить влияние идей] |
9-12 | Объясните, как предприниматели, ученые, техники и городские рабочие в Африке, Азии и Латинской Америке участвовали в мировой торговле и индустриализации. [Использовать количественный анализ] |
9-12 | Проанализируйте, почему в начале 20 века европейские колониальные территории и страны Латинской Америки продолжали поддерживать в основном сельскохозяйственную и горнодобывающую промышленность. [Определить вопросы и проблемы в прошлом] |
Стандарт 1B
Учащийся понимает причины и последствия важных движений сопротивления и революционных движений начала 20 века.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
9-12 | Проанализируйте, в какой степени южноафриканская (англо-бурская) война была примером «тотальной войны». [Опросить исторические данные] |
7-12 | Объясните причины русского восстания 1905 г. и оцените его влияние на реформы в последующее десятилетие. [Анализ причинно-следственных связей] |
9-12 | Проанализируйте усилия революционного правительства младотурок по реформированию османского правительства и общества. [Опросить исторические данные] |
5-12 | Проанализируйте значение Мексиканской революции как первого движения 20-го века, в котором крестьяне играли заметную роль. [Цените исторические перспективы] |
7-12 | Оцените обещания и неудачи республиканской революции 1911 года в Китае для решения политических, экономических и социальных проблем страны. [Сравнить и сопоставить различные ценности и институты] |
Стандарт 2
Причины и глобальные последствия мировой войны I.
Стандарт 2A
Студент понимает причины мировой войны I.
.0166 | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
7-12 | Проанализируйте относительную важность экономического и политического соперничества, этнических и идеологических конфликтов, милитаризма и империализма как основных причин войны. [Анализ множественной причинности] |
9-12 | Проанализируйте, в какой степени классовые и другие социальные конфликты в Европе способствовали развязыванию войны. [Анализ множественной причинности] |
7-12 | Оцените, как народная вера в науку, технологии и материальный прогресс повлияла на отношение к войне среди европейских государств. [Сформулировать исторические вопросы] |
5-12 | Проанализируйте провоцирующие причины войны и факторы, приведшие к военному тупику. [Анализ причинно-следственных связей] |
Стандарт 2B
Учащийся понимает глобальные масштабы, результаты и человеческие жертвы войны.
УРОВЕНЬ КЛАССА | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Опишите основные поворотные моменты войны и основные театры военных действий в Европе, на Ближнем Востоке, в странах Африки к югу от Сахары, Восточной Азии и южной части Тихого океана. [Опросить исторические данные] |
9-12 | Проанализируйте роль национализма и пропаганды в мобилизации гражданского населения в поддержку «тотальной войны». [Исследуйте влияние идей] |
5-12 | Объясните, как массовое промышленное производство и инновации в военных технологиях повлияли на стратегию, тактику, масштабы и продолжительность войны. [Анализ причинно-следственных связей] |
9-12 | Объясните, как колониальные народы внесли свой вклад в военные действия как союзников, так и центральных держав, предоставляя вооруженные силы и припасы. [Оценить выполнение решения] |
7-12 | Проанализируйте, как революция в России и вступление США повлияли на ход и исход войны. [Анализ причинно-следственных связей] |
5-12 | Оцените краткосрочные демографические, социальные, экономические и экологические последствия беспрецедентного насилия и разрушений войны. [Сформулировать исторические вопросы] |
Стандарт 2С
Учащийся понимает причины и последствия русской революции 1917.
УРОВЕНЬ УРОВНЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Объясните причины русской революции 1917 года и проанализируйте, почему революционное правительство превратилось из умеренного в радикальное. [Анализ множественной причинности] |
9-12 | Объясните ленинскую политическую идеологию и то, как большевики приспособили марксистские идеи к условиям, характерным для России. [Опросить исторические данные] |
7-12 | Оцените влияние новой экономической политики на советское общество, экономику и правительство. [Анализ причинно-следственных связей] |
5-12 | Опишите приход Иосифа Сталина к власти в Советском Союзе и проанализируйте, как коллективизация и первая пятилетка разрушили и преобразовали советское общество в 1920-х и 1930-х годах. [Оценить выполнение решения] |
9-12 | Проанализируйте вызовы, которые революционная Россия бросила правительствам западных стран, и объясните влияние победы большевиков на мировое рабочее движение. [Опросить исторические данные] |
СТАНДАРТ 3
Поиски мира и стабильности в 1920-е и 1930-е годы.
Стандарт 3A
Учащийся понимает послевоенные усилия по достижению прочного мира и социально-экономического восстановления.
УРОВЕНЬ КЛАССА | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Опишите противоречивые цели и стремления участников конференции в Версале и проанализируйте реакцию крупных держав на условия урегулирования. [Рассмотреть несколько точек зрения] |
9-12 | Объясните, как распад Германской, Габсбургской и Османской империй и создание новых государств повлияли на международные отношения в Европе и на Ближнем Востоке. [Анализ причинно-следственных связей] |
5-12 | Объясните, как была основана Лига Наций, и оцените ее перспективы и ограничения как средства достижения прочного мира. [Анализ причинно-следственных связей] |
7-12 | Анализ целей и достижений женских политических движений в контексте Первой мировой войны и ее последствий. [Анализ причинно-следственных связей] |
9-12 | Проанализируйте, как правительства Великобритании, Франции, Германии и Италии отреагировали на экономические и политические вызовы послевоенного десятилетия. [Опросить исторические данные] |
7-12 | Оцените влияние изоляционистской политики США на мировую политику и международные отношения в 1920-е годы. [Оценить выполнение решения] |
Стандарт 3B
Учащийся понимает экономические, социальные и политические преобразования в Африке, Азии и Латинской Америке в 1920-х и 1930-х годах.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
7-12 | Проанализируйте борьбу между Гоминьданом и Коммунистической партией за господство в Китае в контексте политической раздробленности, экономических преобразований, японского и европейского империализма. [Опросить исторические данные] |
7-12 | Проанализируйте, как милитаризму и фашизму удалось подорвать парламентскую демократию в Японии. [Опросить исторические данные] |
5-12 | Объясните, как система мандатов изменила модели европейского колониального правления в Африке и на Ближнем Востоке. [Оценить выполнение решения] |
7-12 | Объясните цели и политику европейских колониальных режимов в Индии, Африке и Юго-Восточной Азии и оцените влияние колониальной политики на местные общества и экономику. [Анализ причинно-следственных связей] |
9-12 | Проанализируйте, как социальные и экономические условия колониального правления, а также идеалы либеральной демократии и национальной автономии способствовали возникновению националистических движений в Индии, Африке и Юго-Восточной Азии. [Анализ причинно-следственных связей] |
5-12 | Проанализируйте, как урегулирование Первой мировой войны способствовало подъему как панарабизма, так и националистической борьбы за независимость на Ближнем Востоке. [Сформулировать исторические вопросы] |
9-12 | Оцените вызовы демократическому правительству в Латинской Америке в контексте классового разделения, экономической зависимости и вмешательства США. [Анализ причинно-следственных связей] |
Стандарт 3C
Учащийся понимает взаимосвязь между научными или технологическими инновациями и новыми моделями социальной и культурной жизни в период с 1900 по 1940 гг.
Standard 3D
Учащийся понимает взаимодействие новых художественных и литературных течений с изменениями в социальной и культурной жизни в различных частях мира в послевоенные десятилетия.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
7-12 | Оцените влияние Первой мировой войны и ее последствий на литературу, искусство и интеллектуальную жизнь в Европе и США. [Опираться на визуальные и литературные источники] |
9-12 | Оцените значение и социальное влияние новаторских течений в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве, таких как кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, соцреализм и джаз. [Опираться на визуальные, литературные и музыкальные источники] |
7-12 | Оцените влияние новаторских движений в западном искусстве и литературе на другие регионы мира и влияние африканских и азиатских форм искусства на Европу. [Сравнить регионы] |
5-12 | Проанализируйте, как новые медиа — газеты, журналы, коммерческая реклама, кино и радио — способствовали развитию массовой культуры во всем мире. [Получить исторические данные из различных источников] |
Стандарт 3E
Учащийся понимает причины и глобальные последствия Великой депрессии.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
9-12 | Проанализируйте финансовые, экономические и социальные причины Великой депрессии и почему она распространилась на большинство частей мира. [Анализ множественной причинности] |
5-12 | Оцените человеческие жертвы Великой депрессии и сравните ее влияние на экономику и общество в разных странах и экономических регионах мира. [Сравните и сопоставьте различные ценности, модели поведения и институты] |
9-12 | Проанализируйте, как Депрессия повлияла на колониальные народы Африки и Азии и как она способствовала росту националистических движений. [Анализ причинно-следственных связей] |
7-12 | Проанализируйте, как Депрессия способствовала росту социалистического и коммунистического движений и как она повлияла на капиталистическую экономическую теорию и практику ведущих промышленных держав западных стран. [Анализ причинно-следственных связей] |
5-12 | Опишите, как правительства, предприятия, социальные группы, семьи и отдельные лица пытались справиться с невзгодами мировой депрессии. [Использовать количественный анализ] |
СТАНДАРТ 4
Причины и глобальные последствия Второй мировой войны.
Стандарт 4А
Учащийся понимает причины Второй мировой войны.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Объясните идеологию фашизма и нацизма и проанализируйте, как фашистские и авторитарные режимы захватили власть и получили массовую поддержку в Италии, Германии, Испании и Японии. [Анализ множественной причинности] |
7-12 | Проанализируйте относительную важность наследия Первой мировой войны, депрессии, этнических и идеологических конфликтов, империализма и традиционного политического или экономического соперничества как глубинных причин Второй мировой войны. [Анализ множественной причинно-следственной связи] |
5-12 | Объясните немецкие, итальянские и японские военные завоевания и стремление к империи в 1930-х годах. [Оценить основные дебаты среди историков] |
7-12 | Проанализируйте последствия неспособности Великобритании, Франции, США и других западных демократий эффективно противостоять фашистской агрессии. [Оценить основные дебаты среди историков] |
7-12 | Проанализируйте предпосылки войны и причины ранних побед Германии и Японии. [Анализ множественной причинно-следственной связи] |
9-12 | Проанализируйте мотивы и последствия заключения СССР пактов о ненападении с Германией и Японией. [Анализ причинно-следственных связей] |
Стандарт 4B
Учащийся понимает глобальные масштабы, результаты и человеческие жертвы войны.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Объясните основные поворотные моменты войны и опишите основные театры военных действий в Западной Европе, Восточной Европе, Советском Союзе, Северной Африке, Азии и Тихоокеанском регионе. [Опросить исторические данные] |
5-12 | Оцените, как политическое и дипломатическое руководство таких личностей, как Черчилль, Рузвельт, Гитлер, Муссолини и Сталин, повлияло на исход войны. [Объясните важность личности] |
5-12 | Проанализируйте, как и почему нацистский режим развязал «войну против евреев», и опишите опустошение, которому подверглись евреи и другие группы во время нацистского Холокоста. [Анализ причинно-следственных связей] |
9-12 | Сравните Первую и Вторую мировые войны с точки зрения влияния промышленного производства, политических целей, национальной мобилизации, технологических инноваций и научных исследований на стратегии, тактики и уровни разрушения. [Доказательства предшествующих обстоятельств] |
9-12 | Оцените последствия Второй мировой войны как тотальной войны. [Сформулировать исторические вопросы] |
СТАНДАРТ 5
Основные мировые тенденции с 1900 г. до конца Второй мировой войны.
Стандарт 5A
Учащийся понимает основные мировые тенденции с 1900 года до конца Второй мировой войны.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ | ПОЭТОМУ СТУДЕНТ МОЖЕТ |
---|---|
5-12 | Опишите основные сдвиги в мировой геополитике между 1900 и 1945 годами и объясните растущую роль Соединенных Штатов в международных делах. [Анализ причинно-следственных связей] |
7-12 | Оцените характер и степень военной, политической и экономической мощи Запада в мире в 1945 г. по сравнению с 1900 г. [Опросить исторические данные] |
7-12 | Сравните идеологию, политику и методы управления тоталитарных режимов 20-го века с современными демократиями и абсолютистскими государствами прошлых веков. [Сравнить эпохи] |
9-12 | Сравните идеологию, политику и методы управления тоталитарных режимов 20-го века с современными демократиями и абсолютистскими государствами прошлых веков. [Сравните эпохи] |
9-12 | Проанализируйте, почему экономика массового потребления развивалась в одних промышленно развитых странах мира, но не развивалась в других. [Использовать количественный анализ] |
5-12 | Объясните, как новые технологии и научные прорывы одновременно принесли пользу и опасность для человечества. [Сформулировать исторические вопросы] |
7-12 | Проанализируйте, как светские идеологии, такие как национализм, фашизм, коммунизм и материализм, бросали вызов или бросали вызов установленным религиям и этическим системам. [Сравните и сопоставьте различные наборы идей, ценностей и институтов] |
7-12 | Оцените относительное значение таких факторов, как мировая война, депрессия, националистическая идеология, рабочие организации, коммунизм и либерально-демократические идеалы, в появлении движений за национальное самоуправление или суверенитет в Африке и Азии. |