Серебряный век • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Аудиолекцииi
1/8
Читает Олег Лекманов
От декаданса до футуризма: русский Серебряный век и европейские влияния
Как русская культура на рубеже веков догнала западную
Читает Олег Лекманов
РасшифровкаПоделиться:
2/8
Читает Михаил Эдельштейн
Соловьев, Бердяев и другие: русская религиозная философия
Как интеллигенция перестала стесняться религии
Читает Михаил Эдельштейн
РасшифровкаПоделиться:
3/8
Читает Михаил Свердлов
Символизм в поэзии, музыке и живописи
Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину
Читает Михаил Свердлов
РасшифровкаПоделиться:
4/8
Читает Борис Кнорре
Народное богоискательство: толстовцы, хлысты и другие секты
Как простые люди пытались познать Бога без помощи церкви
Читает Борис Кнорре
РасшифровкаПоделиться:
5/8
Автор Галина Ельшевская, читает Евгений Бунтман
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
Как Щукины и Морозовы изменили путь русской живописи
Автор Галина Ельшевская, читает Евгений Бунтман
РасшифровкаПоделиться:
6/8
Читает Инна Скляревская
Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны
Как Бакст и Нижинский, Стравинский и Павлова, Фокин и Баланчин прославили русский балет на весь мир
Читает Инна Скляревская
РасшифровкаПоделиться:
7/8
Читает Ольга Купцова
Режиссерский театр: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд
Как русские режиссеры стали важнее актеров и драматургов
Читает Ольга Купцова
РасшифровкаПоделиться:
8/8
Читает Олег Лекманов
Первая мировая война и русская культура
Патриоты и пацифисты: как война изменила русских поэтов и художников
Читает Олег Лекманов
РасшифровкаПоделиться:
Ключевые образы Серебряного века
Где узнать больше про Серебряный век
Русская культура
Русская история
Западная культура
Западная история
Общий таймлайнГотовы проверить свои силы?
Сложный тест для тех, кто хочет проверить свои знания
Совместный проект
Древняя Русь
IX–XIV века
Истоки русской культуры
Куратор: Федор Успенский
Московская Русь
XV–XVII века
Независимость и новые территории
Куратор: Константин Ерусалимский
Петербургский период
1697–1825
Русская культура и Европа
Куратор: Андрей Зорин
От Николая I до Николая II
1825–1894
Интеллигенция между властью и народом
Куратор: Михаил Велижев
Серебряный век
1894–1917
Предчувствие катастрофы
Куратор: Олег Лекманов
Между революцией и войной
1917–1941
Культура и советская идеология
Куратор: Илья Венявкин
От войны до распада СССР
1941–1991
Оттепель, застой и перестройка
Куратор: Мария Майофис
ГусьгусьКандидат игрушечных наукИз чего сделан пластилин? Какое применение ему нашлось в профессиональном спорте? И главное: что делать, если он запутался в волосах? В новом эпизоде детского подкаста продолжаем рассказывать о химии с помощью популярных игрушек
Культура серебряного века: кратко о главном
Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.
Содержание:
История возникновения
Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.
Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.
Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.
Основные черты
Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.
Основными чертами серебряного века можно назвать…
- духовные и творческие поиски людей;
- разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
- Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
- Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.
Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.
Как проявился серебряный век?
В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.
В живописи
В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XX века объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.
В науке
В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.
Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом
В литературе
В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.
Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.
В театре
На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
В музыке
Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.
Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.
Автор: Михаил Сироткин
Серебряный век русской культуры (Антология) Карла Р. Проффера
Шон
794 отзыва232 подписчика
19 января 2018 г. Первоначально я запросил это через межбиблиотечный абонемент, потому что он содержал единственный перевод книги Лидии Зиновьевой-Аннибал » Тридцать три мерзости», рассказ о декадентской эпохе, который мне было интересно читать. Хотя у меня не было времени прочитать всю книгу, здесь много отличного материала — очерки той эпохи, много стихов и прозы, даже пьеса — от разных авторов, и все они переведены на английский язык. Это было бы прекрасным дополнением к «Книге Дедала о русском декадансе: извращенности, отчаянии и крахе».Некоторые из произведений здесь я уже читал в томе Дедала (Валерий Брюсов «Сейчас, когда я проснулся (Записки психопата)» и «Республика Южного Креста» — чтение подкаста которого я представил здесь ). «Ядовитый сад» Федора Сологуба — это, по сути, прямой пересказ «Дочери Рапаччини» Натаниэля Хоторна, перенесенный в современность и переосмысленный через призму декадентства/символизма. сад по соседству (очень приятная декадентская деталь — чрезмерно упорядоченный и точно разбитый сад ядовитых растений) в конце концов осознает, что она сама пропитана ядом, взращена с ним как часть своей естественной системы, чтобы использоваться в качестве агент мести богатым женихам со стороны ее отца-ученого, профессора Ботаника (мотивированного историей рабства и эксплуатации его семьи теми же богатыми классами). Но абсолютность ее красоты настолько завораживает, что студент все же выбирает смерть в любви, чем вообще никогда не любить ее. Декаданс, можно было бы возразить, это всего лишь поза романтизма, имеющая дело с реалиями, разочарованиями и вновь обретенными литературными свободами натурализма (неверные любовники, болезни, жадность, извращение, неизбежность смерти) — последние предсмертные вздохи романтизма. и она черпает свою силу, как здесь, в том, что уделяет почти болезненное внимание (или создает вымышленные ситуации, чтобы использовать) трения, возникающие из контрастов (молодость/возраст, красота/опасность, любовь/секс, рациональность/мистицизм, обыденность/прогрессивность). ).
«Адам» Андрея Белого более символичен и чем-то напомнил мне «Дневник сумасшедшего» Николая Гоголя, поскольку мы следуем за Адамом Антоновичем Корейшем, возвращающимся, чтобы восстановить силы на ферме своего отца в деревне после того, как он был разбит по городской жизни. Адам — ненадежный рассказчик, странный параноик, склонный к загадочным бредам, который все больше отрывается от реальности (например, его рассказ о своей первой ночи на ферме заканчивается тем, что он выезжает из комнаты на большой собаке только для того, чтобы читатель обнаруживает, что где-то там он заснул и погрузился в пьяный сон) и отводит себя и окружающих в символические и религиозные роли своего комплекса мессии, пытаясь справиться со своим бегством из современного мира «за черту». и «за границей», которые, по его мнению, подвели современного человека и которые вскоре приведут к «удалению символов» и концу света. Но, несмотря на неоднократные заверения в том, что «он знал, что делает» (милое маленькое пишущее устройство), Адам, кажется, становится все более и более параноиком и бредовым человеком, в конце концов сбегая обратно в город после того, как (возможно) сжег ферму своего отца. Интересное исследование молодежи, стремящейся спасти Россию от самой себя, но обезумевшей от мании религиозных преследований.
«Тридцать три мерзости» интересны как одно из первых представлений о лесбиянстве (те прогрессивные читатели, которые могут читать только прошлые изображения угнетенных групп, которые по необъяснимым причинам также являются совершенно современными и незапятнанными предубеждениями, должны, вероятно, просто пропустить эту историю) в Русская литература — в данном случае в модусе декадентов — таким образом, сосредотачивается на болезненных и навязчивых качествах отношений между Верой (актрисой) и рассказчиком (прекрасной юной инженю, готовящейся стать актрисой). Вера чересчур драматична и собственнически, а у молодого рассказчика интересный, почти отстраненный и прагматичный взгляд на события, когда Вера берет ее под свое крыло, и у них начинается страстный роман. Есть самоубийство (бывший любовник Веры, который также является женихом рассказчика) и резкие перепады настроения Веры, когда молодая актриса соглашается быть написанной «Обществом 33 художников» (Вера беспокоится, что запечатление ее образа на 33 портретах повредит юной актрисе в какой-то эстетической форме) и все заканчивается очередной смертью. Это было интересно, но в то же время очень расплывчато и временами трудно уследить.
С точки зрения литературы о сверхъестественном, «Ламия» Бориса Садовского примечательна декадентской интерпретацией вампирской темы, где молодого человека неоднократно посещает в его унылых покоях его мертвая возлюбленная, которая хочет только питаться кровью его грудь. История очень прямолинейна — слово «вампир» или любой родственный термин никогда не упоминается (кроме названия), а меланхолические, болезненные описания палат и скитаний молодого человека по заснеженным полуночным улицам очень эффектны. Я выкопал эту историю.
Зинаида Гиппиус (у которой были памятные «Луны-муравьи» в томе «Дедал») представлена здесь очерком и рассказом «Он сошел» о тайном сельском собрании религиозных раскольников, практикующих как экстатические формы танец дервишей и (после экстаза и пророчеств) анонимный, почти оргиастический групповой секс в темноте. Это не представлено непристойным или эксплуататорским способом — на самом деле очень прямолинейно и не описательно — и история сосредоточена на одной хорошей женщине, которая считает, что ее тайный любовник (хотя она знает, что это могло быть много мужчин) является ее духовным. жениха, назначенного небесами, и мучает желание узнать, кто это, и мучает ее потребность знать. Это не решено. Вероятно, представляет более глубокий интерес и проливает свет на тех, кто хорошо разбирался в религиозных движениях в России того времени (это заставило меня вспомнить «Последних мучеников» Брюсова из тома Дедала, рассказ о культе свободной любви и революции), но я нашел это интересно и без этих знаний.
«Летняя жара» Павла Нилуса — веселая и здоровая эротическая история о молодом человеке, резвящемся в летней жаре в беседках со своими тремя двоюродными сестрами, поскольку атмосфера и температура начинают пробуждать в них сексуальные чувства. Какой-то очаровательный, правда.
«Театр души» (одноактная монодрама с прологом) Николая Евреинова — короткая пьеса, действие которой происходит внутри человеческой души (декорации театра состоят из огромной грудной клетки и сердца, которое было бы создано, чтобы пульсировать). и вибрировать), когда Рациональная и Эмоциональная части души борются за такие понятия, как любовь и верность, пока Бессознательная душа спит. После появления в гостях идеализированных и деградированных версий послушной жены души и его юной танцовщицы-любовницы все заканчивается драматической дракой, убийством и самоубийством, а затем очаровательно причудливым уходом только что проснувшегося Подсознания. Прохладный! Как 1912 Русская версия HERMAN’S HEAD.
Здесь много поэзии, часть которой я читал, а часть пропустил (сноски, проходящие через «Поэму без героя» Анны Ахматовой, убедили меня, что у меня очень мало шансов уследить за ее рассказом). весь набросок круга художников и друзей, о котором она размышляла). «Двенадцать» Александра Блока предлагаются здесь в двух переводах лицом к лицу (я предпочел перевод Артура Клиффорда, а не Наташи Темплтон) и представляют собой приятный контраст слоев зимней ночи в городе (уличная жизнь, военные, юные влюбленные). и т. д.), но я не думаю, что моя русская история достаточно сообразительна, чтобы расшифровать окончательный образ Иисуса Христа, ведущего красную бригаду по снегу, преследуемого голодной собакой. «Соловьиный сад» Блока — прекрасное воплощение цикличности обольщения («на том месте, где когда-то стояла моя хижина, на тропу, которую я бороздил, стал спускаться рабочий с волом, гоняя перед собой очередного ослика») и его «За Анну Ахматову» очень сильно («Красота страшна, — скажут вам…»). Безымянное стихотворение, начинающееся со слов «Она появилась из захода солнца», имеет прямое воспоминание о декадентской роковой женщине (черные глаза и косы по сравнению со змеями). И хотя, как я уже сказал, я не брался за «Поэму без героя» Ахматовой, мне понравились многие из ее более коротких пьес здесь, а также другие предложенные.
Хорошая инвестиция (либо в деньгах — 12 долларов на букфайндере, либо во времени, потраченном на подачу заявки на межбиблиотечный абонемент) для тех, кто интересуется материалом.
- r-anth-dec-dno
Поэты Серебряного века
/ Алексей ЦукановМожет показаться, что с момента последнего обновления прошло много времени, но что такое год в большом зале, где отбивает чечетку история? Несколько нажатий? Эхо? Если второе, то, по крайней мере, это эхо несет с собой из русского модернистского (и футуристского) прошлого одно из наших самых больших обновлений! Итак, в нашем расширяющемся разделе «Поэты и их произведения» вы найдете свежие переводы произведений автора «Живаго» Бориса Пастернака, стихи лукавого прото-косплеера Шерлока Холмса Даниила Хармса, эпопею «Скользкий трамвай» Николая Гумилева, а также целый раздел, посвященный легендарному громоголосому иконоборцу Владимиру Маяковскому! Там вы найдете английские версии некоторых самых наглых стихотворных произведений из канализационной флейты Маяка, а также первую часть его жестко вытравленных эго-футуристских мемуаров «Я СЕБЯ»!
Во-вторых, мы с гордостью делимся с вами несколькими переводами с оцифрованного пера русско-американской поэтессы Даши Булатовой. В качестве нового голоса поэтов Серебряного века она в настоящее время дарит вам блестяще интерпретированные произведения Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Александра Блока. Так что не тратьте время на чтение этого прозаического маркетинга! Посмотрите ее работу!
Наконец, мы рады сообщить, что в этом году в выпусках Poetry International и журнала «Тройка» Калифорнийского университета в Беркли (который опубликовал наш перевод «Двенадцати» Александра Блока в последний раз) год).
Скоро будут новые обновления! В том, над которым мы сейчас работаем, будут стихи Велимира Хлебникова, Сергея Есенина, Владимира Набокова и других!
/ Алексей Цуканов/Алексей Цуканов
/ Алексей ЦукановКак и было обещано, выходит второе еженедельное обновление! На этот раз у нас для вас несколько стихотворений великого Максимилиана Волошина: влиятельного крымского поэта, живописца и колдуна дружных очагов, чей коктебельский дом когда-то служил своего рода круглогодичной причерноморской гостиницей для разношерстных сливок начала 20-х годов. русского искусства и литературы века, включая наших товарищей по Серебряному веку Цветаеву и Гумилева. Стихи под рукой, однако, совсем не уютные (за исключением, пожалуй, одного). Они эпичны, странны, мистически и даже апокалиптичны. Многое из того же можно сказать и о стихах, принадлежащих перу нашего любимого русского сюрреалиста в Париже Бориса Поплавского. Сегодня у нас есть еще несколько его лучших работ. Наслаждайтесь, согреваясь, с чашечкой черного чая или бутылкой вина!
/ Алексей Цуканов/Алексей Цуканов
/ Алексей ЦукановНаконец, мы обращаемся ко всем нашим читателям с просьбой следить за ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫМИ ОБНОВЛЕНИЯМИ В 2017 ГОДУ, поскольку мы обязуемся расширить наш сайт, чтобы он стал широко доступным ресурсом 21-го века для наслаждения и изучения русской модернистской поэзии на английском языке! И пишите на [email protected], если у вас есть конкретные вопросы, предложения, советы, редкие тексты, комментарии, идеи сотрудничества, если вы жаждете частых обновлений или просто хотите связаться!
/ Алексей Цуканов/
Алексей Цуканов
/ Алексей ЦукановВ честь загадочной императрицы Осени, которая неизменно приходит каждый год, вся в нежных календулах, гранатах, бронзе и медитативной меланхолии, мы пополнили нашу библиотеку поэзии русского Серебряного века свежепереведенными произведениями еще одного набора неподражаемо возвышенных старинных гениев.
Самая царственная среди них, конечно, великая Анна Ахматова, эта блистательно-скорбная мерцающая провидица. Мы также представили недавно переведенные произведения вечно юного русского мечтателя в Париже Бориса Поплавского, а также русского раннего модерниста Сергея Есенина. Просто зайдите в раздел «Поэзия и поэты» и нажмите на один из портретов знаменитых версификаторов в рамке, чтобы открыть соответствующие страницы. Грандиозные поэтические сердца, содержащиеся на этом сайте, находятся всего в нескольких кликах от этого поста! О, но это еще не все! Не на протоптанной версте! Наши разделы «Андрей Белый» и «Александр Блок» наконец-то готовы и содержат биографические/аналитические тексты об этих двух великих символистах (и знаменитых «заклятых врагах»), а также тщательные репрезентативные коллекции их наиболее почитаемых шедевров (в том числе Блока
Кроме того, вы можете потешить самолюбие своих гордых хозяев, заглянув в раздел «Оригинальная поэзия», расположенный во вкладке меню «Другие наши проекты». Теперь она заполнена многочисленными стихотворными произведениями вашего покорного слуги, как юношескими (даже темно-подростковыми, хотя вряд ли юношескими), так и более поздними и сморщенными. Между тем, раздел «Музыка и прочее» теперь содержит ссылки на наши звуковые и даже кинематографические работы, которые некоторым из вас могут очень понравиться!
Не будем скрывать, что даже сейчас у нас гораздо больше контента. Мы рады поделиться ими с вами, когда придет время. Мы не просим многого взамен: просто чтобы вы выделили нам крошечный уголок своей памяти и позволили ему напомнить вам, что если вы будете продолжать посещать наш сайт, вы обязательно будете находить все новые и новые интересные переводы, вдохновляющие или трагические истории, а также биографии (и мини-воспоминания!) великих русских версификаторов. Достаточно скоро вы также начнете находить недавно переведенные или написанные рассказы, больше загадочных старых картинок, больше свежих оригинальных стихов, песен и вообще всего, что заставляет некоторых из нас визжать и хихикать от глубокой радости взращивания наших сердец и умов! Наконец, если вам нравится то, что мы делаем, пожалуйста, не стесняйтесь и не пренебрегайте распространением информации о нас через социальные сети или репостом нашей работы для ваших друзей, членов семьи, партнеров, наставников и абсолютно всех остальных! Итак, почему бы вам не остаться с нами, когда мы расширяем наши горизонты в каждом уголке вечного Серебряного века России, а затем и далеко за его пределами?!
— Алексей Кальвин Цуканов