История россии с какого класса начинается: «В каком классе проходят историю?» — Яндекс Кью

традиции и инновации – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».

Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».

Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».

Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

  1. Содержание генерального плана «Ост».
  2. Сущность нацистского оккупационного режима захваченных территорий СССР.
  3. Характер нацистской пропаганды.
  4. Массовые преступления гитлеровцев против советских военнослужащих и мирных граждан.
  5. Этнические чистки на оккупированных территориях СССР.
  6. Трагедия военнопленных.
  7. Медицинские эксперименты над заключенными нацистских лагерей и гетто.
  8. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
  9. Угон советских людей в Германию.
  10. Холокост (тема обозначена особенно ярко).
  11. Партизанское движение.
  12. Националистические движения на оккупированных территориях.

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».

Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.


в российских школах будут преподавать историю с начальных классов — РТ на русском

Министерство просвещения РФ планирует ввести в школах преподавание истории с первого класса. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Кравцов. Он отметил, что изучение истории будет проходить в рамках уже существующих предметов, дополнительные уроки для этого вводить не планируется. Кроме того, министр рассказал, что с 1 сентября 2022 года в школах в начале учебной недели будет исполняться гимн и подниматься флаг России.

Изучение истории в российских школах будет вестись с первого класса. Об этом заявил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов на первом всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!».

«Мы сделаем всё, чтобы сохранялась историческая память. Мной принято решение, что историческое образование начнётся в школах с первого класса», — заявил Кравцов.

При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. По его словам, дети смогут «изучать историю своей семьи, своего региона» в рамках уже существующих предметов. А во внеурочное время школьники смогут посещать музеи и выставки, добавил Кравцов.  

Глава Минпросвещения РФ подчеркнул, что в начальной школе должно вводиться историческое просвещение, а полноценный курс истории будет, как и раньше, начинаться в 5-м классе.

«История изучается, она будет изучаться с 5-го класса. Но уже с начальной школы можно обсуждать в рамках предмета «окружающий мир» историю своей семьи, своего края, своего региона, малой родины. Посещать музеи, выставки — это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности», — рассказал он.

  • Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступает на Первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила — в правде!» в Музее Победы в Москве
  • РИА Новости
  • © Максим Блинов

Кроме того, Сергей Кравцов сообщил, что в федеральный закон об образовании может войти новая глава о воспитании.

«Важный шаг уже сделан, когда президентом был инициирован законопроект, который два года назад был принят, — это фактически возврат воспитания в школу. И следующий шаг — возможно, у нас появится глава отдельная в законе об образовании — глава о воспитании», — приводит слова министра ТАСС.

По словам руководителя ведомства, уже сейчас ведётся работа в этом направлении, а в школах введена должность советника директора учебных заведений по воспитанию.

«Нужно создать образовательную программу»

На заявление министра просвещения о введении изучения истории в начальной школе уже отреагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он предложил пригласить Сергея Кравцова в нижнюю палату парламента, чтобы обсудить с депутатами формат будущих уроков.

«Что будут преподавать, как будут преподавать — необходимо обсуждать. Но форма такая министром принята исходя из того, что мы с вами говорили о необходимости более глубокого знания своей истории. Давайте приглашать министра и тех, кто этими вопросами будет заниматься. Нам это небезразлично», — сказал он.

  • Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин
  • РИА Новости
  • © Пресс-служба Государственной Думы РФ

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова заявила, что преподавание истории в школах с первого класса должно происходить по специальным учебникам.

«Нужно создать образовательную программу, нужно выпустить учебник, методические материалы, обучить педагогов, которые будут готовы в первом классе такой курс вести. Для первого класса у нас не может использоваться учебник десятого класса: для каждого возраста есть своя образовательная программа, соответствующая этому возрасту», — пояснила депутат.

Также по теме

«Их отцы сражались за нашу общую Родину»: генерал Борис Громов предложил открыть суворовские училища для сирот Донбасса

Председатель Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов. ..

Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова положительно оценила идею преподавания истории в начальной школе, однако отметила, что данный вопрос должен рассматриваться системно.

«Идея правильная. Но её нужно рассматривать не в отрыве, а в системе общих мер, понимая, что мы делаем, какой у нас план и каких результатов мы хотим достигнуть», — рассказала сенатор в комментарии RT.

По её мнению, необходимо комплексно подходить к вопросу воспитания и преподавания как истории, так и других «предметов гуманитарного цикла».

В свою очередь, зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с RT предложила также ввести в 4-м классе патриотический курс рассказов об истории России.

«Изучение истории своей родины, безусловно, очень полезная и нужная вещь. Не знаю, как с 1-го класса, но очень хотелось бы, чтобы в 4-м классе (как предполагала концепция преподавания истории России, утверждённая в 2020 году) отдельным курсом на 34 часа преподавался патриотический курс рассказов об истории России. Ну а элементы истории России нужно преподавать с первого класса», — сказала сенатор.

Алтабаева отметила, что в начальной школе нужно также преподавать основы региональной истории.

  • РИА Новости
  • © Константин Чалабов

«И маленьким ребятам — уже в 1-м, 2-м, 3-м классе — надо преподавать яркие страницы истории своей родины. И нашей большой России, и той малой родины, где они родились и живут. Это очень нужно и полезно. Иначе нормальных людей не вырастишь», — заключила собеседница RT.

Прокомментировала введение изучения истории в начальных классах и первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она назвала данное решение правильной инициативой и отметила, что «изучение истории надо начинать как можно раньше».

«Но важно разработать соответствующую возрасту программу, чтобы предмет вызвал интерес у детей и был им максимально понятен. Это должны быть простые, захватывающие образы, подача через игровые моменты, просмотр фильмов и обязательно встречи с нашими героями, ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, пока они ещё живы. Нужно сделать всё, чтобы детей именно заинтересовать», — сказала депутат в беседе с RT. 

Под российским флагом

Ещё одной новацией в образовательной системе, о которой Сергей Кравцов рассказал в рамках форума «Сила в правде!», станет исполнение в школах в начале учебной недели гимна и поднятие государственного флага России. 

«С 1 сентября следующего учебного года уже в каждой школе будет исполняться гимн в начале учебной недели и (будет проводиться. — RT) поднятие государственного флага», — заявил Кравцов.

  • Школьники во время торжественной линейки, посвященной Дню знаний в школе №7 в селе Прохладное Приморского края
  • РИА Новости
  • © Виталий Аньков

Ранее на заседании общественного совета проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» Сергей Кравцов сообщил, что Минпросвещения планирует в 2022—2023 годах оснастить государственной символикой все школы.

«Сегодня по поручению президента РФ министерство ведёт работу по оснащению школ государственными символами. За 2022—2023 годы мы планируем оснастить все школы. Также мы разработали методические рекомендации по использованию государственных символов в обучении», — сказал Кравцов.

Также по теме

«С проблемами столкнулись многие»: почему российские студенты оставляют западные вузы

Студенты из России, которые учились за рубежом, переводятся в отечественные вузы. Многие за границей столкнулись с давлением из-за…

Стоит отметить, что рассмотреть вопрос об использовании в школах флага, герба и гимна России в октябре прошлого года предложил президент РФ Владимир Путин. 13 апреля 2022 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление.

По мнению члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, решение исполнять гимн в начале учебной недели отвечает сегодняшним реалиям.

«К сожалению, даже во взрослом возрасте далеко не каждый россиянин знает слова нашего гимна. И это очень прискорбно. Мы любим свою страну, но именно такого рода упущения не позволяют нам объединяться на уровне наших государственных символов. А ведь гимн, флаг — это то, что нас по-настоящему объединяет», — рассказала Бессараб в беседе с RT.

В свою очередь, Яна Лантратова отметила, что, согласно различным соцопросам, «не все россияне знают слова гимна страны, бывают и такие, кому незнакома даже его мелодия».

Она подчеркнула, что именно с детства необходимо прививать уважение к гимну.

«Объяснять детям, что это не просто слова, не просто песня, а отражение истории нашей страны, её ценностей и культуры», — заключила собеседница RT.

Открывая забытую главу в американо-российской истории

Преподаватель Бертран Патноуд (Массачусетс ’79, доктор философии ’87) не был уверен, чего ожидать, когда он поставил ящики, полные архивных материалов, перед каждым студентом в своем раннем курсе Советской России .

Перейдите на веб-сайт для просмотра видео.

Гарри Грегори

Студенты Стэнфорда углубляются в исторические архивы Гувера, чтобы найти забытую главу в американо-российской истории.

С тремя первокурсниками и тремя второкурсниками его занятия в зимней четверти 2023 года были посвящены американской миссии по оказанию помощи Советской России во время голода 19с 21 по 1923 год – трагедия, затронувшая от 25 до 30 миллионов человек, в том числе миллионы украинцев, унесшая жизни 6 миллионов человек. Регион столкнулся с голодом после потрясений, вызванных Первой мировой войной, русской революцией, гражданской войной в России, тревожной советской экономической политикой и сильной засухой.

Коробки, предоставленные студентам, содержали исторические документы из библиотеки и архивов Стэнфордского института Гувера. «Они открыли коробки и отправились на скачки», — сказал Патенауд, научный сотрудник Института Гувера. «Я сказал: «Если вы найдете что-то интересное, просто сообщите нам, и мы сможем собраться вокруг вас, и вы сможете показать нам, что вы нашли». проблемы с тем, чтобы заставить их закрыть коробки».

Экспериментальный формат курса Патенауда дал студентам гораздо больше, чем то, что они могли бы узнать в традиционном лекционном зале. Целевой курс проводился один раз в неделю в течение трех часов, когда студенты не только посещали мини-лекции, но и из первых рук изучали исторический материал, включая мемуары, фотографии и данные из Советской России начала 1920-х годов.

До того, как стать президентом США, Герберт Гувер возглавлял Американскую администрацию помощи (АРА), которая в то время раздавала еду и лекарства миллионам жителей Советской России. Документы ARA, которые были одной из основополагающих коллекций библиотеки и архивов Института Гувера, освещают почти забытую американскую спасательную операцию.

«Это сотни коробок, и, как я сказал студентам: это не просто сборник о голоде и помощи», — сказал Патеноуд. «Это американские гуманитарные работники, собирающие документацию по всем аспектам жизни советского общества, начиная с революции и вплоть до 1923 года».

В ознаменование столетия этого замечательного эпизода Библиотека и архивы Гувера запустили проект «Хлеб + медицина», включающий как физическую, так и онлайн-выставку, серию выступлений, курс направленного чтения в течение 2021-22 учебного года и в зимний квартал 2023 года курс, который познакомил студентов с архивными исследованиями в записях ARA. Сопутствующая публикация ожидается в июне.

Некоторые из исследований студентов теперь представлены в рамках онлайн-выставки «Хлеб + медицина», где представлены истории, которые они обнаружили, изучая операции ARA во время советского голода. В одной студенческой истории рассказывается об одинокой американской сотруднице АРА в Советской России; другой посвящен американским кораблям, которые доставляли продовольствие и медикаменты советским гражданам.

«Сто лет назад между американскими гуманитарными работниками, русскими и американской общественностью была особая связь, — сказал Патенауд.

Первокурсница Анна Пикарска, изучающая историю и философию в Стэнфорде, заглянула в дневник американского спасателя, работавшего в то время в Уральском районе. Она сказала, что страницы раскрывали точку зрения из первых рук, которая была честной, иногда критической, а иногда впечатляла то, что он видел.

«Обычно мы рассказываем истории через громкие имена, — сказала Пикарска. «Но мы часто забываем, что все дело в общении между людьми в конце дня. Это были рабочие, которые попали в эти очень суровые условия и которым приходилось каждый день видеть голодающее население».

На занятии также была возможность познакомить учащихся с тем, как работает архив, в том числе с тем, как обращаться с материалами, и с «магией работы с первичными документами», — сказал Патенауд.

«Этот класс был другим, потому что мы видели всю работу Института Гувера», — добавила Пикарска. «Итак, мы увидели разные отделы, такие как оцифровка и сохранение, а также то, как хранятся документы… почему они оцифровываются».

Второкурсница Эмма Барроса, изучающая международные отношения, сказала, что ей понравилось, как Патенауд сначала контекстуализировала то, что они читали, а затем позволила студентам взять на себя смелость листать документы самостоятельно.

«Это был отличный способ применить свои знания русского языка в новой среде», — сказал Барроса. «Теперь я чувствую себя намного увереннее, получая доступ к коробкам, доступ к архивам для будущих исследовательских работ».

Второкурсница по международным отношениям Линди Шредер сказала, что ей нравится больше узнавать о процессе сохранения истории и рассказывания историй.

«Думаю, это дает мне больше признательности за каждый прочитанный мной учебник или каждый раз, когда я подхожу к новым материалам в смысле: что я из этого узнаю?» — сказал Шредер.

Старшая Сорча Уитли провела большую часть младшего года, занимаясь исследованиями с Патенаудом в Архиве Гувера в рамках курса направленного чтения. Пара опубликовала выводы об особых усилиях, направленных на спасение российского искусства, в статье в Hoover Digest.

«Обычно в старших классах вы пишете эссе для занятий или, может быть, если вам повезет, вы вносите свой вклад в статьи, которые пишут преподаватели», — сказал Уитли, специализирующийся на международных отношениях. «Не многим студентам удается что-то создать и увидеть, как это публикуется для всеобщего потребления».

Исследование Уитли об американской танцовщице Айседоре Дункан, открывшей школу в Москве в 1921 году, представлено на онлайн-выставке.

Столетие оказания помощи и выставка проходят в интересное время, когда Соединенные Штаты и Россия вступают в новую эру сложных отношений.

«Работа в архивах открывает для вас гораздо более личный взгляд на период времени, чем вы могли бы получить, читая учебник», — сказал Уитли. «Поэтому полезно помнить, что страны — это не монолиты. Мы можем говорить о действиях правительства России. [Но] в то время в 1921, в Советской России были люди, которые нуждались в помощи и голодали — и АРА могла им помочь».

Выставка «Хлеб + Лекарство», расположенная в Башне Гувера, продлена до 22 мая. Онлайн-выставку можно посетить бесплатно. В июне Патенауд и Джоан Набсет Стивенсон (доктор философии 1984 г.) опубликуют сопутствующую книгу, в которой более подробно рассматриваются история и наука этой важной главы гуманитарной помощи 20-го века.

Как Владимир Путин использует историю Российской империи

загрузка..

Фильтр по

  • Курс Опиньо
  • Событие
  • В прессе
  • Работа
  • Новости
  • Страница
  • Человек
  • Публикация
  • Программа исследований
  • Услуга
  • Категория обучения
  • Учебный кейс
  • Учебные курсы

Результаты поиска для:

Загрузить следующий

Назад к обзору

Царь поражен

24 февраля Владимир Путин потряс мир, начав войну на Украине. В преддверии российского вторжения Путин произносил далеко идущие речи и написал статью, чтобы узаконить свои действия, наполненную интенсивной риторикой как об имперской, так и о советской истории.

Однако это не что-то новое. Путин последовательно использует историю для достижения своих политических целей с того дня, как стал президентом1 . На протяжении многих лет он все чаще и неоднократно обращался к истории Российской империи, о чем свидетельствует дискурсивный анализ более 500 его выступлений и других источников за эти годы2. .

Путин изначально вдохновлялся прошлым. Но в его руках история постепенно превращалась в оружие. Путин использовал этот риторический меч дома и за рубежом, чтобы оправдать свои действия и укрепить свою власть. Его легитимация нынешней военной операции на Украине является кульминацией этой стратегии.

Прочитать предупреждение полностью.

Посмотрите пояснительное видео.