ФЕОДАЛИЗМ • Большая российская энциклопедия
ФЕОДАЛИ́ЗМ (нем. Feodalismus, англ. feudalism, франц. féodalité), историко-социологич. понятие, применяемое к ряду обществ периода средних веков и Нового времени. Совр. наука выделяет три осн. трактовки этого термина: 1) характеристика взаимоотношений внутри господствующего класса, базирующаяся на понятиях: вассально-ленные отношения (см. Вассалитет), рыцарство, политич. раздробленность, замок как средоточие власти сеньора над территорией, юрисдикция сеньоров на вверенной им сюзереном территории, преобладание личных отношений над вещными и т. д. Предложена в нач. 18 в. франц. историком А. де Буленвилье, переосмыслена в сер. 20 в. бельг. медиевистом Ф. Л. Гансхофом; остаётся наиболее популярной в странах Зап. Европы; 2) определение Ф. как особого способа произ-ва, составляющего основу обществ. -экономич. формации. Эта концепция, разработанная К. Марксом, характеризует отношения между господствующим классом и зависимым населением (в осн. крестьянами) и связана с понятиями сеньории, или вотчины, серважем (см. Серв) и крепостным правом, земельной рентой зависимых держателей в пользу господ и внеэкономич. принуждением. Данная трактовка Ф. господствовала в сов. историографии, хотя сам Маркс не сводил Ф. к этому набору признаков. В большинстве европ. стран, исключая Великобританию и отчасти Испанию, понятие «Ф.» не применяется к этой стороне жизни ср.-век. общества. В др. странах принято говорить о сеньориальном, или вотчинном, строе; подчёркивается, что сеньориальные отношения существовали и там, где не сложились вассально-ленные отношения; 3) характеристика Ф. как целостной системы, включающей комплекс отношений внутри господствующего класса, мир сеньории, в расширит. смысле – также мир ср.-век. корпораций и массовых культурных представлений, охватывающих как рыцарство, так и зависимое население сеньории, отчасти и город. Такое понимание Ф. ввёл в историографию в 1939–40 в кн. «Феодальное общество» М. Блок. По ряду позиций это представление о Ф. близко взгляду Маркса и ряду его последователей (Р. Хилтон, Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич).
Совр. историч. знание признаёт ограниченность понятия «Ф.»; оно принадлежит прежде всего сфере социальных, политич., воен., правовых, в меньшей мере – экономич. отношений, идеологии и культуры, миру ср.-век. Церкви, но неприменимо к семье, технологиям, коммуникациям, денежному обращению, музыке, письму и мн. другим, более частным явлениям.
Некоторые исследователи (брит. медиевистка С. Рейнольдс и др.) в принципе отрицают возможность применения понятия «Ф. » для изучения Средневековья, настаивая на том, что феоды, вассалитет, оммаж (см. Вассальная присяга) и др. явления этого ряда образовывали обществ. систему только в историографии 18–20 вв., но не в реальном мире средних веков. Др. историки полагают, что понятие «Ф.» применимо лишь к сравнительно небольшой части стран Зап. и Центр. Европы, также к государствам крестоносцев в Вост. Средиземноморье в период 9–15 вв. Распространено также мнение, согласно которому «Ф.» как обществ. строй никогда не существовал или не играл важной роли в Скандинавии, Ирландии, гор. местностях Швейцарии и что во многих странах (Уэльс, Шотландия, Страна Басков, Корсика на западе, земли на восток от Германии и Италии) имели место лишь проявления отд. элементов Ф., привнесённых туда извне.
Из стран Зап. Европы только во Франции под Ф. понимается тот комплекс обычаев и взаимоотношений между сеньором и вассалом, который считается эталонным (классическим). Остальные нац. школы уделяют осн. внимание др. аспектам Ф. (в Германии это – взаимоотношения держателей ленов с государством; в Италии – проблема Ф. и города; в Испании – Реконкиста и Ф., в Великобритании – юрисдикция и воен. служба держателей феодов). Ключевой проблемой остаётся соотношение терминов «Ф.» и «сеньория», которые в трудах мн. авторов объединены только принадлежностью к одному хронотипу. В противовес им др. исследователи полагают, что система вассально-ленных связей обеспечивала правящей элите уровень военной, правовой, политич. и идеологич. сплочённости, необходимой для эксплуатации экономически самостоят. крестьянства, нуждавшегося в свою очередь в воен. защите, религ. поддержке и т. д.
Дискуссионным является вопрос о наличии или отсутствии Ф. в Византии, России, странах Азии и Африки. Применительно к этим странам Востока, отчасти и России, нередко говорят о слиянии в средние века земельной собственности и власти, о преобладании гос. форм эксплуатации. В Византии исследователи сталкиваются с почти полным отсутствием вассально-ленных отношений и господством государства в обществ. отношениях (исключая эпоху Палеологов, когда государство испытало на себе сильное зап. влияние). Все византийцы, независимо от статуса, считались людьми императора, частные владения не образовывали княжеств, практически отсутствовали замки и зависимость одних частных лиц от других. Франц. историк Э. Патлажан считала, что в истории Византии существовала тенденция усиления личных отношений между частными лицами в ущерб отношениям частных лиц и государства, и соответственно признавала т. н. визант. Ф. В сов. историографии стремление доказать наличие Ф. в Византии привело к созданию теории «гос. Ф.» (А. П. Каждан), согласно которой все знатные подданные василевса являлись его вассалами, держащими от него пронию – землю или должность, приносящую устойчивый доход. Противники этой теории, прежде всего Г. Г. Литаврин, доказывали, что частная собственность на землю, при всей своей специфике, была в Византии реальностью, ограничивавшей власть императора и не позволявшей развиться «гос. Ф.».
С 1950-х гг. теория «гос. Ф.» была взята на вооружение сов. историками (Л. В. Черепнин), отстаивавшими представление о возникновении Ф. в России «сверху», а не в результате разложения первобытного строя; утверждались «верховная собственность» государя на всю землю в государстве, решающая роль т. н. окняжения в подчинении государству свободных общинников, становление поместного строя посредством передачи части гос. полномочий частным лицам и Церкви. Несмотря на определённую критику, эта концепция остаётся доминирующей в отеч. историографии.
Стремление увидеть Ф. в странах Востока объясняется монистическим взглядом на историю и желанием истолковать реалии Востока в категориях европ. права и культуры. За феодальные часто выдаются черты, общие для всех докапиталистич. обществ (напр.: община; натуральное хозяйство; преобладание мелкого производства; зависимость большинства крестьян от крупных собственников; сословное неравноправие). При этом не принимаются во внимание принципиальные различия, напр. отсутствие на Востоке до прихода европейцев частной собственности, гарантий личных прав человека, глубоко укоренённое представление о социальном неравенстве, имеющем иногда (в Индии) даже религ. характер (касты), всевластие государя и т. д. Турция и Япония, в обществ. устройстве которых усматриваются отд. черты феод. типа (напр., культ верности господину), не могут быть признаны подлинно феодальными ввиду явного неравенства обязательств господина и его вассала и признания за вассалом, в сущности, одного бесспорного права – права достойно умереть за господина.
Сложным является вопрос о причинах возникновения у тех или иных народов феод. строя. Народы, в хозяйств. деятельности которых земледелие не играло ключевую роль, как правило, не знали феод. отношений (рядом исследователей предлагается, однако, понятие «кочевой Ф.», при котором аналогом феод. собственности на землю становится монопольное право распоряжаться кочевьями). Значит. препятствием на пути складывания феод. отношений могли стать также особенности социального строя (напр., клановая организация кельт. народов), сильная авторитарная государственность (Китай), особенности мировосприятия, подавлявшие или затруднявшие не только становление индивида и гражд. общества, но и само социально-экономич. развитие (Тибет), соседство кочевников, регулярно уничтожавших достижения значит. части материальной и духовной культуры и самой государственности оседлых обществ. Лишь в Зап. Европе на основе Ф. к концу средних веков в результате развития товарно-денежных связей, складывания гражд. общества и связанных с ним форм государства и местного самоуправления стали спонтанно формироваться капитализм и обусловленные им совр. формы политич. и культурной жизни.
Сущность классической феодальной сеньории и вассально-ленной системы
Феодальное государство было обществом с четко выраженной вертикальной иерархией. Иерархия эта, впрочем, носила весьма специфический характер. В ее основе лежали вассально-сеньориальные отношения, особый тип общественных отношений, характерный для Средневековья.
Вассально-сеньориальная иерархическая цепочка в своем классическом виде состояла только из двух человек. Сеньор, богатый землевладелец, давал одному из своих подданных земельный надел в пожизненное пользование, а за это требовал верной службы и личной преданности. Подданный (вассал) приносил сеньору клятву верности в момент получения этого надела, называвшегося в разных странах по-разному. В Германии это был лён, феод или бенефиций, во Франции – фьеф, но суть оставалась неизменной.
Ленная курия – совет, в который входили сеньор и все его вассалы. Курия решала различные вопросы, регулировавшие взаимоотношения вассалов и сеньора.
Феод был своего рода жалованьем, назначаемым за воинскую службу. Обязательная служба отнимала у вассала от полутора до двух месяцев в году, однако в случае военных действий он обязан был явиться ко двору сеньора в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд обученных и вооруженных воинов. Впервые раздачу земель королевским воинам в качестве обеспечения их службы провели франкские короли династии Каролингов, которые ввели бенефиции в широкий обиход. Поначалу бенефиции являлись временным даром, не умалявшим богатств короля – единственного, кто во всем государстве обладал правом давать бенефиции.
Королевский вассал, давая кому-то из своих подданных земельный надел в феодальную собственность, сам становился сеньором. Его вассалы приносили клятву верности только ему и никоим образом не подчинялись королю. «Вассал моего вассала – не мой вассал» – таков был основополагающий принцип вассально-сеньориальной иерархии. На практике это означало, что короли теряли контроль над подданными. Король не мог повелевать подданными своих вассалов, поскольку в этом случае его же вассал мог вступиться за своего вассала, исполняя клятву сеньора. Еще больше запутывало отношения между сеньорами и вассалами то, что вассал мог приносить клятву верности не одному господину, а нескольким, причем даже в разных странах.
В целом структура сеньориально-вассальной зависимости состояла из четырех уровней. Главой государства являлся король. Считалось, что ему принадлежит вся земля в королевстве, из которой он и раздает феоды своим подданным. Наряду с феодами, король владел и собственными земельными угодьями – королевским доменом, доходы от которого составляли основу его богатства. В масштабах всего государстве король обладал верховной властью в военных и судебных вопросах. Здесь его слово или слово его представителей было решающим, независимо от того, на чьей земле, например, вершился королевский суд. Король не являлся ничьим вассалом в своем государстве, однако нередко приносил клятву вассальной верности другому королю или императору, а подчас и папе римскому.
Ступенью ниже на иерархической лестнице стояли вассалы короля – герцоги и графы, владевшие обширными областями. В пределах своих феодов графы и герцоги обладали всей полнотой власти. Они, а не королевские слуги, собирали налоги и подати, вершили суд, чеканили монету, организовывали войско. К высшей светской знати были приравнены и духовные правители герцогств, княжеств и областей – архиепископы и епископы. В тех странах, где право назначения епископов принадлежало королю, они всецело подчинялись ему. Там же, где церковь обладала большей самостоятельностью, король лишь подтверждал назначение епископа. Духовную инвеституру – введение епископа в должность – осуществлял папа, вручая посох и кольцо, символы власти. Лишь после этого король проводил светскую инвеституру епископа, передавая ему горсть земли и ветку дерева.
Инвеститура (лат.) – юридический акт передачи феода, должности или сана, закреплявший феодальную зависимость. Церковная инвеститура осуществлялась сперва папой, назначавшим на церковную должность, затем светским правителем (графом или королем), который давал землю и вводил тем самым в сан..
Строго говоря, «рыцарями» с начала XI века назывались в средневековой Европе почти все знатные люди. Латинский термин “miles” («рыцарь») иногда подменял собой титул “nobilis” («знатный человек»), доставшийся Средневековью в наследство от римской эпохи. Означал он человека дворянского происхождения, получившего необходимую воинскую подготовку, имеющего собственное вооружение (желательно и коня) и прошедшего обряд посвящения в рыцари. Все рыцарство делилось на две категории – кастелянов, владельцев замков, и простых рыцарей. Кастеляны (от короля до герцога, а кое-где до барона) обладали практически неограниченной властью в своих феодах, вплоть до права чеканить свою монету. Единственным ограничителем воли вассала мог выступить его сеньор, но по мере того, как феоды становились наследственными владениями, власть сеньора над вассалом слабела.
Что же касается мелких рыцарей, многие из которых, помимо феода, имели еще и собственный аллод, то их положение на низшей ступеньке иерархической лестницы определялось не только бедностью, но и чисто социальными причинами.
При передаче феода земля переходила от сеньора к вассалу со всем, что на ней было, в том числе и с крестьянами, «прикрепленными» к этой земле. Таким образом, рыцарь не имел не только права, но и возможности обзаводиться собственными вассалами.
По мере того как различие между вилланами и сервами стиралось (вилланы в период становления феодализма были меньше привязаны к земле, чем сервы, находившиеся фактически на положении рабов) и обе категории крестьян переходили в разряд крепостных, их начинали именовать просто «обитателями» -manants.
В своей классической форме феодализм как общество с четко выраженной иерархией и общественными отношениями, основанными на личной верности вассала сеньору, просуществовал не так уж долго. Феодальное общество постоянно тяготело ко все большей раздробленности.
Оммаж – церемония, оформлявшая заключение вассального договора.
Практика передачи феода не во временную, а в наследственную собственность, не раз упоминавшаяся здесь, также разрушала саму основу феодальной верности. Вассал становился фактически не подвластен сеньору, потерявшему главный рычаг воздействия.
Кастелян – крупный феодал, обладавший правом на строительство собственного хорошо укрепленного замка и в значительной степени независимый от короля.
Senior Information & Support — город Альбукерке
Senior Information & Помощь Программа Senior Information and Assistance Program связывает вас с другими агентствами по всему городу Альбукерке и округу Берналильо. https://www.cabq.gov/seniors/about-senior-affairs/senior-information-line https://www.cabq.gov/seniors/images/2022-quick-guide-cover.jpg
Программа Senior Information and Assistance Program обеспечивает связь с другими агентствами в городе Альбукерке и округе Берналильо.
Для получения информации об услугах для пожилых людей в округе Берналилло звоните по телефону 505-764-6400 (TTY: 1-800-659-8331) с понедельника по пятницу, с 8:15 до 16:30. Субботние звонки будут перенаправляться на номер 311. В воскресенье услуги не предоставляются. Обратите внимание, что это возвращение к нашему обычному графику.
Каталог мероприятий по работе с пожилыми людьми
Скачать
Звоните по телефону 505-764-6400 (TTY: 1-800-659-8331) или по электронной почте [email protected], с понедельника по пятницу, с 8:15 до 16:30.
Информационные представители пожилого возраста лично помогут вам сориентироваться в лабиринте общественных услуг, доступных для пожилых людей, проживающих в городе Альбукерке и округе Берналильо. Мы соединяем вас, членов семьи и лиц, осуществляющих уход, со множеством ресурсов и услуг, которые облегчают поддержание здорового образа жизни и участие в жизни общества. Программа Senior Information and Assistance Program связывает вас с другими агентствами по всему городу Альбукерке и округу Берналильо.
Департамент по делам пожилых людей предлагает ряд услуг, предназначенных для активных взрослых и более слабых:
- Центры для пожилых
- Многопоколенческие центры
- Спортивные и фитнес-программы
- Места питания
- Возможности для волонтеров
- Координация ухода
- Доставка еды на дом
- Домашние работы, модернизация и мелкий ремонт
- Транспорт
- Справочная помощь, литература и многое другое…
Представители могут лично помочь вам с понедельника по пятницу с 8:15 до 16:30.
ЗВОНИТЕ СЕГОДНЯ!
(505) 764-6400
TTY: 1-800-659-8331
www.cabq.gov/seniors
[Электронная почта Protected]
A Personal Crach!
Краткое руководство по услугам для пожилых людей
Мы рады представить публикацию «Краткое руководство», в которой содержится обширная информация об основных услугах и ресурсах в нашем сообществе, которые полезны для пожилых людей и лиц, ухаживающих за членами семьи, во всем районе Альбукерке.
Посмотреть краткое руководство
Возрастные требования
Услуги, предлагаемые Департаментом по делам пожилых людей, как правило, предназначены для лиц в возрасте 50 лет и старше. Программы, финансируемые Законом о пожилых американцах и Местным агентством по проблемам старения (доставка еды на дом, транспорт и координация ухода), имеют минимальный возраст 60 лет. Некоторые занятия, поездки и услуги требуют оплаты. Другие услуги, включая обед в наших ресторанах, могут требовать пожертвования или символической платы; однако никому не отказывают в услугах за отказ от взносов.
Senior Meals — город Альбукерке
Информация о программах питания для пожилых людей в Альбукерке и округе Берналильо.
Для получения информации об услугах для пожилых людей в округе Берналильо звоните по телефону 505-764-6400 .
Программа питания для пожилых людей Департамента по делам пожилых людей способствует укреплению здоровья, поощряет общение, предотвращает недоедание и обеспечивает обучение правильному питанию. Обеденные меню отражают рекомендации по питанию для общего состояния здоровья и благополучия и включают местные фрукты, овощи, бобы, перец чили и мясо из штата Нью-Мексико. Senior Affairs предлагает недорогие завтраки и бесплатные обеды для пожилых людей в возрасте 60+ или недорогие обеды для взрослых старше 50 лет в центрах для пожилых людей и представителей разных поколений с понедельника по пятницу с 11:30 до 13:00. Позвоните в свой центр, чтобы получить дополнительную информацию или заказать обед за 24 часа.
Senior Affairs также предлагает доставку еды на дом пожилым людям , которые имеют физические, эмоциональные или другие ограничения, которые не позволяют им покидать свои дома самостоятельно. Если вы или кто-то из ваших знакомых подходите под это описание , позвоните на горячую линию информации и помощи для пожилых людей по телефону (505) 764-6400. + (Приветствуется пожертвование в размере 2 долларов США.) Для взрослых в возрасте 50–59 лет. , обед предлагается по сниженной цене 3,25 доллара США. Центры для престарелых Highland, Los Volcanes, Palo Duro и Bear Canyon также предлагают недорогие варианты меню на заказ в дополнение к обычной программе обедов для пожилых людей. Все сайты предлагают недорогую программу завтраков с понедельника по пятницу с 8:00 до 9:00.
Взрослые в возрасте до 50 лет приглашаются посетить два наших центра для представителей разных поколений и могут приобрести обед за 7,67 долларов США. Нашими центрами для представителей разных поколений являются Северный Доминго-Бака и Мансано-Меса.
Онлайн-пожертвования приветствуются и приветствуются.
Отделение по делам пожилых людей Пункты питания для пожилых людей и представителей разных поколений Адреса:
Barelas Senior Centre
714 Seventh St, SW 87107
505-764-6436
Bear Canyon Senior Centre
4645 Pitt St. 7-5955
Highland Senior Center
131 Monroe St. NE 87108
505-767-5210
Los Volcanes Senior Center
6500 Los Volcanes, NW 87121
505-767-5999
Manzano Mesa Multigenerational Center
501 Elizabeth, SE 87123
505-275-8731
North Domingo Baca Multeigerational Center
7521 Carmel Ave, NE 87113
505-764-6475
Старший центр North Valley
3825 4th ST, NW 87107
505-761-4025 3825 4th ST, NW 87107
505-761-4025 3825 4th ST, NW 87107
505-761-4025 96999025 9-й ST, NW 87107
505-761-4025 9025 9025 9011-4025 9-й. Center
5221 Palo Duro Dr. NE 87110
505-888-8102
Пожилые люди могут запросить транспортные услуги из дома в радиусе пяти миль до всех мест общественного питания города Альбукерке и округа Берналильо. Мы предлагаем транспорт в радиусе шести миль до Шепчущихся Сосен и Центра для пожилых людей Тихерас. Чтобы воспользоваться транспортными услугами пункта приема пищи, люди могут зарегистрироваться непосредственно на сайте своего центра.
Дополнительные места питания для пожилых людей обычно открыты с понедельника по пятницу с 8:30 до 15:00 и предлагают мероприятия, а также программу обеда для пожилых людей. Меню и календари мероприятий доступны на каждом месте питания. Питание предлагается бесплатно для взрослых в возрасте 60 лет и старше, однако пожертвования на питание принимаются и приветствуются.
Дополнительные пункты питания для пожилых людей
Дополнительные пункты питания для пожилых людей в городе Альбукерке и округе Берналильо, где подают бесплатные обеды лицам в возрасте 60 лет и старше, включают:
- Центр для пожилых Раймонда Г. Санчеса
- Рио Браво Старший центр
- Многоцелевой центр для пожилых в Южной долине
- Центр для пожилых людей Paradise Hills
- Центр для пожилых людей Whispering Pines
- Общественный центр Сезара Чавеса
- Общественный центр Лос-Дюранес
- Общественный центр Taylor Ranch
- Общественный центр Westgate (новое местоположение)
- Центр пожилых людей Тихерас
Дополнительные пункты питания для пожилых людей обычно открыты с понедельника по пятницу с 8:30 до 15:00 и предлагают мероприятия, а также обеденную программу для пожилых людей. Меню и календари мероприятий доступны на каждом месте питания. Бронирование необходимо за день до 12:00.
Raymond G. Sanchez Senior Centre | Whispering Pines # 6 Lark Road Tijeras, NM 87059 (505) 281-8003 | Paradise Hills * Центр для пожилых людей Paradise Hills будет закрыт на ремонт с 15 марта по 4 апреля 2023 года. | Embudo Towers 8010 Конституция NE 87110 (505) 764-6474 |
Центр престарелых Рио Браво 3910 Isleta Blvd SW 87105 (505) 314-0049 | Терраса Эда Ромеро 8100 Central Ave SE 87108 (505) 232-8880 | Encino Garden | Шалом Хаус 5500 Вайоминг NE 87109 (505) 823-1434 |
Терраса Энсино 609 Encino Place NE 87102 (505) 247-4185 | Многоцелевой центр для пожилых в Южной долине 2008 Larrazolo SW 87105 (505) 468-7604 | La Amistad 415 Fruit NE 87102 (505) 848-1395 | Общественный центр Taylor Ranch 4900 Kachina Street NW 87120 (505) 768-6006 |
Общественный центр Сезара Чавеса
| Общественный центр Los Duranes
| Tijeras Senior Centre
| Общественный центр Westgate |