Сеньоры и вассалы в средние века
Правящим сословием в средние века были дворяне-феодалы. Но, хотя они имели много привилегий по сравнению с крестьянами или горожанами, равными они не были. Между феодалами существовали строгие отношения службы и подчинения, называемые сеньориально-вассальными.
Формирование феодальной лестницы
Карл Мартелл первым начал системно раздавать земельные наделы-феоды лучшим воинам за несение службы; потом эту практику продолжил Карл Великий и другие европейские монархи. Но короли не могли сами заниматься устройством всех дворян страны – при отсутствии налаженной связи, хороших дорог и просто грамотных людей это было невозможно.
Феод – условное владение; получивший его феодал обязан нести военную службу и иначе помогать правителю, который ему феод дал. Однако, если феод велик, богатый феодал сам может выделить часть земли другим воинам – на тех же условиях. Они уже будут обязаны служить ему.
Так постепенно формировалась структура, называемая обычно феодальной лестницей. Король раздавал крупные феоды наиболее влиятельным из своих приближенных. Они обязывались служить ему и управлять доверенными им территориями. Эти феодалы раздавали часть земель в пользование другим, средней руки, а те – совсем небогатым. При этом каждый из феодалов (вне зависимости от размеров своих владений) был обязан служить тому, кто ему этот надел дал – это было обязательным условием пользования феодом.
Тот феодал, что наделял другого феодом, становился ему сеньором, то есть «высшим», «господином». Получивший феод становился вассалом, обязанным человеком. Крестьяне в эту систему не входили. Они просто «прилагались» к феоду, так как земля преимущественно принадлежала дворянам и крестьяне уже по этой причине были зависимы – ведь главное их «орудие производства» им не принадлежало!
Вассал приносил сеньору особую клятву – оммаж. Он включал обязательство сражаться за сеньора, помогать ему советом, поддерживать в случае каких-то несчастий. Сеньор тоже имел обязанности по отношению к вассалу – он должен был защищать его интересы перед более сильным, быть справедливым, не требовать более положенного, прислушиваться к мнению вассала и его советам.
Самым влиятельным сеньором в стране считался монарх, которого в свою очередь полагали вассалом бога. Далее шли крупные феодалы с широкими правами управления – герцоги, графы. Их вассалами были бароны и рядовые феодалы-рыцари. Бароны могли иметь и своих вассалов. Все вместе эти отношения службы и подчинения образовывали феодальную лестницу.
Сын вассала обычно наследовал феод отца. Но для этого ему приходилось самому приносить оммаж сеньору, и общая структура феодальной лестницы сохранялась. Также и сеньор не должен был лишать феода семью своего вассала без какой-то веской причины (например, нарушение вассалом оммажа или отказ наследника приносить вассальную клятву).
Иногда проблемы сеньориально-вассальных отношений вызывали настоящие исторические катастрофы. Так, одним из поводов для начала Столетней войны Англии и Франции было нежелание английского короля приносить оммаж королю французскому, которому английский монарх приходился вассалом в качестве владельца Гиени и Аквитании.
Вассал моего вассала – чей вассал?
Система феодальной лестницы четко указывала: вассал обязано подчиняться своему сеньору. Однако сеньор сам мог быть чьим-то вассалом. И возникал вопрос: а должен ли вассал подчиняться сеньору своего сеньора?
В разные исторические периоды на этот вопрос отвечали по-разному. На раннем этапе формирования средневековой государственности и в период феодальной раздробленности действовал принцип «вассал моего вассала – не мой вассал». В этих условиях, например, король не мог напрямую отдать приказ кому-то из баронов – ведь тот был вассалом не короля, а одного из графов или герцогов!
Такая система ослабляла центральную власть, приводила к многочисленным конфликтам внутри государств и к неудачам во внешних войнах. Поэтому по мере укрепления королевского авторитета система менялась на «вассал моего вассала – мой вассал». Постепенно все дворяне стали считаться вассалами исключительно короля, а система распределения феодов потеряла свое значение. Дворянин автоматически получал право наследовать земли предков и автоматически считался обязанным служить королю. А титулы, ранее указывавшие на положение феодала на феодальной лестнице, стали скорее почетными званиями, они давали понять, что род этого дворянина давно в милости у монарха, и что дворянин этот богат и влиятелен.
Система сеньориально-вассальных отношений просуществовала долго и отмирала медленно. Но уже к концу периода средневековья она превратилась в формальность. Укрепившаяся королевская власть стала единым сеньором для всех в стране, а все дворяне-воины – ее вассалами.
Добавить комментарий
Сеньоры и вассалы
Сеньоры и Вассалы
1. Новое устройство общества.
2. Сеньоры и вассалы.
XI век – складывание в Европе нового типа общества, разделенного на сословия , которые находились в зависимости друг от друга.
Причины появления сословий:
1. Имущественное неравенство вело к разрыву родоплеменных связей общества.
2. Появление знатных людей , в руках которых сосредоточилась власть и богатство в виде земли и военной силы.
1. Новое устройство общества
Захват Сантьяго-де-Компостелас арабскими войсками, мусульмане снимают колокола с христианских церквей, 997 год.
Набег викингов на
побережье
Франции
3. В обмен на защиту (войны с соседями, набеги норманнов или вторжение арабов) крестьяне вынуждены были подчиниться воле знатных людей .
Уборка урожая крестьянами
4. Крестьянин попадал в зависимость – он вынужден был отдавать часть урожая с земли знатному человеку – « сеньору » – старшему.
5. Появление феодального держания земли. Создание королями военных конных отрядов привело к появлению рыцарства , занятием которого была война.
Священнослужитель, рыцарь и крестьянин
Три сословия Сон короля Генриха I. Миниатюры XIII в.
6. Представления людей о Божественном устройстве общества. Бог разделил общество на три сословия:
— Молящиеся
(Духовенство) – забота о спасении души и объяснение смысла жизни верующим;— Воюющие (Аристократия и рыцарство) – защита общества от внешних врагов.
— Работающие (Крестьяне и ремесленники) – низшее сословие, которое кормит и обеспечивает всем необходимым общество.
1. В условиях частых войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим , которые владели большей частью главной ценности – земли.
2. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала богатство и власть.
3. Все общественные отношения строились вокруг земельного надела – феода . Владельца земли стали называть феодалом , а эпоху феодальной.
2. Сеньоры и вассалы
4. Для содержания конного войска, феодал делил свой феод на части и раздавал земли своим воинам тоже в качестве феодов.
5. В обмен на землю, воин приносил клятву верности феодалу – становился его вассалом .
Поместье феодала в Раннее Средневековье
Церемония оммажа –
вассального договора
Принесение присяги королю
6. Вассал имел право наделять землей верных ему людей и они становились его вассалами.
7. Феодал мог быть и сеньором и вассалом одновременно. В Англии и Германии все феодалы в какой-то мере подчинялись королю, то во Франции действовало правило: « Вассал моего вассала не мой вассал » .
Король
По отношению к другим феодалам он был сеньором, а они были его вассалами, т.к. получали от него землю.
Герцоги и Графы
Владельцы крупных земельных наделов. Их вассальной обязанностью было приводить с собой вооруженные отряды на королевскую службу.
Бароны
Владели 20-30 деревнями. Были вассалами Герцогов и Графов. Приводили отряд воинов на войну.
Рыцари
Воины на службе баронов.
Обязанности сеньора и вассала:
1. Вассал обязан был нести военную службу сеньора и помогать ему советом и деньгами (например выкупить сеньора из плена).
2. Сеньор был обязан защищать своего вассала и не лишать его феода без веской причины.
3. В случае конфликтов дело решалось судом пэров – равных друг другу вассалов этого же сеньора.
Номиноэ, правитель Бретани.
Король Арагона Хайме I в окружении вассалов
Домашнее задание:
1.
2. стр. 39 . Задание № 3 выполнить в тетради
MacDonald: Song of Roland — History 103
Отношения лорда и вассала изображаются как божественно установленные самим Богом и идеализируются и интернализируются всеми персонажами в The Song of Roland . Письмо Дхуды к ее сыну Уильяму дает нам другую точку зрения на отношения лорда и вассала. Это отношения, основанные на феодальной системе, которая управляла обществом в то время. Главной ценностью феодальной системы были отношения господина и вассала во главе с Христом. Король является прямым представителем Христа, а под ним стоят вассалы. Король Карл Великий — лорд, а Роланд — его вассал. В письме Дхуды ее муж Бернард — лорд, а их сын Вильгельм — вассал. Короче говоря, человек с более высоким положением в обществе является лордом, а человек с более низким положением — вассалом. Конечная миссия лорда и его вассала — способствовать Царству Христа. Тема обоих текстов сосредоточена вокруг неизбежной победы добра над злом, в основе которой лежит лояльность.
Чтобы углубиться в отношения лорда и вассала, мы рассмотрим три основных момента. Прежде всего, важность отношений сеньора и вассала будет изложена с обеих точек зрения. Письмо Дхуды будет использоваться, чтобы подчеркнуть отношения между родителями и вассалами. Во-вторых, оба текста написаны с христианской точки зрения, а язычники считаются злыми; Божьи слова используются/манипулируются, чтобы предполагать господство и победу. В-третьих, для вассала ужасно быть нелояльным, и поэтому мотивы должны быть переосмыслены, чтобы соответствовать ценностям отношений лорд-вассал. Это видно из Песня о Роланде с персонажем Ганелоном и в письме Дхуды, когда она рассказывает о падениях библейских персонажей по отношению к милости Бога.
Для вассала важнее всего верность своему господину. «Ради нашего короля мы должны быть готовы умереть. Помоги нам теперь поддерживать христианскую веру» ( The Song of Roland , стр. 65, строки 1128-1129). Роланд говорит о своем лорде Карле Великом. Он готов умереть за своего короля; на самом деле, это божественная честь. Кроме того, важно отметить, что продвижение и продвижение христианской веры является центральным компонентом отношений господина и вассала. В письме Дхуды к ее сыну ее муж Бернар является лордом. «Поэтому я еще раз призываю тебя, возлюбленнейший сын Вильям, прежде всего любить Бога, как я написал выше. Тогда люби, бойся и дорожи своим отцом. Имейте в виду, что ваше мирское состояние происходит от его» (с. 269).). Мы начинаем видеть идею о том, что служение своему господину приведет к тому, что вассал будет благословлен мирскими благами. Дхуда заявляет, что у ее сына будет поместье, основанное на его службе своему отцу / вассалу. В The Song of Roland вассал одержит победу, поскольку он назначен Богом.
В двух текстах есть контраст. В «Песне о Роланде» лорд покорно связан душой и сердцем со своим вассалом. «Если бы кто-нибудь мог вызвать смерть Роланда, Тогда Чарльз лишился бы правой руки от своего тела» (стр. 47., строки 59).6-597). Связь между лордом-вассалом не односторонняя; лорд потерян без своего назначенного Богом вассала. Связь глубже, чем верность, поскольку она вдохновлена Богом. Напротив, письмо Дхуды к ее сыну говорит только об обязанности Уильяма быть верным своему отцу. Она использует множество библейских примеров верности вассалов своим сеньорам, но не предлагает мирских примеров верности сеньора вассалу. Дхуда не упоминает о верности Бернарда Уильяму. На мой взгляд, Дхуда доказывает Уильяму, что Бог — высший повелитель, а подчинение отцу — это приказ. Читателю остается задаться вопросом о роли и чувствах Бернарда в отношениях лорда-вассала с его сыном.
В основе обоих текстов лежит роль христианской веры. На самом деле, нехристиане считаются злыми. Тем не менее, важно отметить, что отношения лорда и вассала также являются укоренившейся частью мусульманской религии. «Мухаммад стоит больше, чем святой Петр Римский; Если вы будете служить ему, победа будет за вами». ( Песня о Роланде , стр. 58, строка 920). Христиане и мусульмане не так уж и отличаются. На самом деле справедливо сказать, что главное отличие заключается в боге, которому они поклоняются. На странице 69в Песне о Роланде автор утверждает, что когда язычник умирает, сатана забирает его душу (стих 5041). Напротив, Оливер говорит: «Наша битва благородна» («Песнь о Роланде», стр. 60, строка 1274). В письме Дхуды она использует Священное Писание, чтобы представить Бернарду свой божественный случай верности. Дхуда обрисовывает в общих чертах библейских персонажей, чтобы подвести итоги; «Поэтому, мой сын Вильгельм, бойся аморальных людей и ищи достойных» (стр. 273). По сути, оба текста поддерживают христианство и определяют все остальные как злые и аморальные. Нехристианские лорды-вассалы обречены на провал. Напротив, неудача — не вариант для христианского лорда или вассала.
Очень интересно, что в обоих текстах предательство и нечестность настолько вопиющие, что вассал должен переформулировать свои мотивы, чтобы они соответствовали узам союза лорда и вассала. Например, Ганелон (отчим Роланда) плетет обманный план с вассалом короля Марсила Бланкадрином , чтобы оставить Роланда в арьергарде, где его наверняка убьют. План Ганелона был раскрыт и назван предательством, но он не позволил бы и не признал нарушения завета отношений лорда и вассала. «Роланд обидел меня из-за золота и богатства; По этой причине я искал его смерти и его страдания» (9).0003 Песня о Роланде , с. 148, стих 3758-3759). Ганелон говорит о мести и отвергает неверность; нет ничего хуже, чем действовать вне отношений лорд-вассал.
Точно так же в письме Дхуды к своему сыну она цитирует многих библейских персонажей, которые были одновременно грешными и верными Богу: Соломона и Авраама (стр. 268 и 270). Дхуда представляет всех библейских персонажей как высоких небесных существ и не упоминает об их недостатках. «Многие другие, которые были послушны Богу и помнили повеления преданного отца, были почитаемы и уважаемы в светском мире и благополучно достигли той небесной награды, за которую они боролись» (стр. 270). Короче говоря, непостижимо быть нечестным или нелояльным, если ты христианский вассал. Переформирование необходимо для того, чтобы сеньор-вассал оставался на своем божественно упорядоченном и идеализированном месте. Кроме того, вассалу необходимо поддерживать и представлять чистую и доблестную репутацию своего господина. «Теперь пусть каждый человек позаботится о том, чтобы нанести большие удары, Чтоб никто не мог спеть о нас позорной песни. Язычники ошибаются, а христиане правы. Обо мне никогда не будет рассказано ни одной бесчестной истории» («Песнь о Роланде», стр. 61, строки 1013–1016). Внешность — это все в отношениях сеньора и вассала.
Подводя итог, можно сказать, что отношения между лордом и вассалом представлены как вдохновленные Богом. Связь настолько важна, что Бог предопределил отношения и правила. Нелояльность между сеньором и вассалом хуже смерти, и ее нужно избегать или переписывать. Вассал с радостью умрет за своего господина. Лорд погибнет без своего вассала. Отношения идеализированы и напоминают фантастику и вымысел.
Отношения между уровнями — Феодализм Западной Европы
Отношения между уровнями
Создание заказа
Gallery4share.com
К Средневековью (около 1000 г. н.э.) феодализм был полностью развит, и европейцы извлекли из него выгоду. Феодализм установил сильный социальный порядок, который обеспечивал защиту и безопасность. При феодализме европейцы были связаны друг с другом обещаниями, которые помогали обеим сторонам, вверху и внизу в иерархии. Феодальная система была похожа на экосистему — без одного уровня вся система разваливалась. Иерархии состояли из 4 основных частей: монархи, лорды/леди (дворяне), рыцари и крестьяне/крепостные. Каждый из уровней зависел друг от друга в своей повседневной жизни.
узнать больше об иерархии!
Роль монархов
Средневековые монархи занимали место на вершине феодальной системы. Король / королева имели полную власть над всеми активами и определяли, сколько земли он предоставит своим лордам и вассалам. Ожидалось, что монархи помогут поддержать вассалов внизу и обеспечат им защиту/порядок. Чтобы оправдать это ожидание, монархи давали своим лордам деньги в обмен на лояльность и службу. Однако в некоторых местах раннего средневековья великие лорды стали очень могущественными и управляли своими феодами как независимыми государствами. В этих случаях монарх не имел большой власти над этими «государствами» и играл лишь роль символического правителя с меньшей властью, чем лорды. | listverse.com |
Роль лордов и леди
historyjk.blogspot.com
- Они должны были служить королевскому совету.
- Они должны были предоставить королю рыцарей, чтобы победить в любой войне.
- Они должны были обеспечить короля едой и другими предметами первой необходимости.
- Они должны были платить налоги и пошлины королю, если он в них нуждался.
Лорды выполняли важную работу по сдаче в аренду земли, которую они получили от своего монарха, также называемой феодами , своим вассалам. Эти феодальные владения были чем-то вроде обещаний между вассалом и сеньором, которые связывали их воедино: если вассал не выполнял своих обещаний, то земли вассала отнимались.
Теоретически только мужчины были частью феодальных отношений между сеньором и вассалами. Однако дамы также играли важную роль в феодальных отношениях. Однако дворянки нередко владели вотчинами и наследуют землю. За исключением боевых действий, у дам в основном были обязанности, которые были у лордов.
Роль рыцарей/вассалов
1aled.fotomaps.ru
Рыцари обычно были вассалами более могущественных лордов. Вассал был заместителем феодала. Они должны были прожить свою жизнь, следуя строгому кодексу поведения, называемому 9.0084 рыцарство
Отношения сеньора и вассала были очень важны в средние века. Как упоминалось выше, вассалы получали от своих лордов землю для наблюдения и контроля. Если вассалы и рыцари не выполняли свои обязанности и / или не придерживались своего рыцарства, они автоматически лишались своего положения и своей земли.
Роль крестьян
Поскольку большинство людей в Средние века были крестьянами, крестьяне составляли большую часть феодальной системы. Хотя у них не было отношений, как у вассалов и лордов, они были необходимы во всей феодальной структуре, помогая обрабатывать землю. Их труд освобождал лордов и рыцарей, чтобы тратить свое время на подготовку к войне или сражение. Им также не разрешалось жениться без разрешения их лордов. Было два типа крестьян: свободные и несвободные. Свободные крестьяне арендовали землю для ведения сельского хозяйства и были должны лорду только свою ренту. Несвободные крестьяне, также называемые крепостными, обрабатывали господские поля, и им не разрешалось покидать господскую усадьбу. |