Схоластика это в философии определение: СХОЛАСТИКА | это… Что такое СХОЛАСТИКА?

Схоластика | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая  беседа, школа) — средневековая  латинская теологическая  философия, разрабатывавшаяся и  преподававшаяся в придворных,  епископальных и монастырских  школах, а затем и в университетах  западной Европы; не является  специфически итальянской,  французской, английской или  немецкой, а представляет собой  общеевропейскую наднациональную философию, объединенную  христианским мировоззрением и общим языком науки и образования — латынью. Как правило,  философы-схоласты были докторами  теологии. В широком смысле к  схоластике помимо западной  (католической, латинской) относят также  восточную (православную, грекоязычную) схоластику, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин (675 — 753). Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и  патристике. Период формирования  западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Алкуина (730? или 735?—804) и Эриугены (810? — 877).

Яркий представитель  каролингского возрождения, Алкуин, являясь советником Карла Великого по  вопросам культуры и образования,  организовал придворную Академию и ряд школ, целью которых было  распространение знаний. Для нужд  образования им были написаны  философские трактаты и учебники по грамматике, риторике, математике, популярные в IX—XI вв. Для  Иоанна Скота Эриугены философия  является уже не просто знанием, а  средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем станет одной из характерных черт  схоластики. Опираясь на неоплатонизм, Августина и «Ареопагитики», он развил пантеистическое учение, не согласующееся с ортодоксальным христианским пониманием Бога, что послужило причиной его  осуждения церковью и последующего внесения его труда «О  божественном предопределении» в «индекс запрещенных книг» (1685).  Ранняя схоластика (XI—XII вв.)  испытывала на себе существенное влияние августиновского  платонизма. Она формируется в  условиях подъема феодальных  отношений, усиления папской власти и окончательного разделения христианской церкви на  западную и восточную ветви.
В этот период формулируются  основные проблемы схоластической философии — соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.  Характерные черты ранней схоластики — борьба с мистицизмом и  появление противоположных  направлений (реализма и номинализма) внутри схоластической  философии в результате дискуссии об универсалиях. Мистическое  учение о Боге, основанное на  приоритете чувства перед разумом, признающее непосредственную данность Бога в душе человека и отрицающее необходимость  рациональной теологии,  развивалось Сен-Викторской школой (основана в Париже при  аббатстве Сен-Виктор ок. 1110 Гильомом из Шампо (ок. 1068—1121). Ей идейно противостояла Шартрская школа, занимавшая позицию рационалистической теологии и развивавшая учение  классического платонизма (основана в г. Шартре в конце X в. епископом Фульбером). Крупнейший представитель ранней схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109)  рассматривал веру как предпосылку  рационального познания («верю,  чтобы понимать»).
Им было  сформулировано онтологическое  доказательство бытия Бога, согласно которому бытие Бога может быть доказано  исходя из понятия Бога как  абсолютного совершенства (понятие  абсолютного совершенства необходимо включает в себя признак  существования). Зрелая схоластика XIII в. («золотой век схоластики»)  строится на базе аристотелизма, ведет идейную борьбу с арабской  философией и латинским аверроизмом. В этот период складываются два  основных течения ортодоксальной схоластики — доминиканская и францисканская, развивавшиеся  соответственно в рамках  доминиканского и францисканского орденов. Сделанные Альбертом Великим (1193—1280) комментарии к  сочинениям Аристотеля заложили  основы перехода схоластической  философии на позиции аристотелизма и создания энциклопедической  систематики католического богословия. Последователь Альберта Великого и крупнейший представитель,  схоластики Фома Аквинский создал  всеобъемлющую систему теологии, подчинив разум вере. В основанном Ф. Аквинским направлении —  томизме — находит свое законченное выражение доминиканская  схоластика, постепенно вытеснившая августиновский платонизм и аверроизм.
Францисканское  направление схоластики в лице таких его представителей как Иоанн Дуне Скот (1266—1308)  противостояло томизму, по вопросу о  необходимости создания завершенной философско-теологической  системы, по вопросу о вере, которая основывалась не на умственном созерцании Бога, а на единении с Богом через акт воли. Учение Скота и его последователей  оказало влияние на формирование идей поздней схоластики. К  крупнейшим представителям поздней схоластики (XIV—XV вв.)  относится У.Оккам (1285—1349) — монах-францисканец, один из  самых значительных логиков  Средневековья и главный  представитель номинализма XIV в. Им был сформулирован принцип  познания, в дальнейшем известный как «бритва Оккама» — «сущности не следует умножать без  необходимости», означавший  требование устранения из научного  познания понятий, несводимых к интуитивному познанию (к  внешним восприятиям и  интроспекции) и непроверяемым в опыте. Оккам выступал за разделение философии и теологии,  рассматривая религиозные догмы как сверхразумные предписания,  относящиеся не к разуму, а к вере и воле, при этом воле отдавался приоритет перед разумом.
  Учение Оккама в XIV в. становится основным соперником томизма. Укоренение идеи о разделении  философии и теологии фактически  означало кризис схоластической  философии. Развитие схоластической философии, приостановленное в эпоху Ренессанса, продолжается в период Контрреформации XVI— XVII вв., главным образом в  Испании (Ф.Суарес, 1548—1617).  Философия нового времени и эпохи  Просвещения отодвинули схоластику на периферию интеллектуальной  жизни, однако схоластическая традиция вновь возрождается во второй  половине XIX—XX вв. в форме  неосхоластики.

  • Назад
  • Вперёд

пять недооцененных фигур. Главные особенности схоластики, монашеские ордена и первые институты

Что такое схоластика?

Историю средневековой философии традиционно разделяют на две половины 👇

1️⃣ Патристика — эпоха Отцов Церкви, со 2–7 века нашей эры.

2️⃣ Схоластика — эпоха школ, с 8–15 века.

🤓 Схоластика — в переводе с греческого «школьная философия». У древних греков школа — это свободное время, которое можно потратить на самого себя, свою душу, вложить силы в обучение и развитие своей личности. Школа — это важная часть жизни, которая предполагает особую, очень строгую внутреннюю дисциплину духа и ума.

Посмотрим на три метафоры, которые помогут нам понять, как в схоластическая философия видела мир 👇

⛪️ Мир как храм. Античность представляла мир, как большой дом, а человека как обитателя этого дома. Опирающаяся на христианское вероучение, средневековая схоластика призывала человека посмотреть на окружающий мир как на творение Бога, не хозяйничать в нем, а восхищаться и постигать божественный замысел. Для постижения мира недостаточно одного лишь разума, необходимы горячее сердце и вера. Возникает представление о том, что вера и разум должны вместе служить источниками познания божественного замысла. Разум не отрывается от веры, а выступает в качестве ее поддержки. Главные отношения человека к миру — это созерцание, понимание и молитва.

📜 Мир как текст. Схоластика — это по большей части философия в форме интерпретации текстов, прежде всего Священного Писания (Ветхий Завет и Новый Завет Библии), а также преданий — трудов Отцов церкви, которые жили в первые века новой эры и заложили базовые понятия христианского мировоззрения. В категорию Преданий для средневековых схоластов попадают и работы античных мыслителей, прежде всего Платона и Аристотеля. В сочинениях средневековых историков «Философ» с большой буквы — Аристотель, Платона называли «божественным» или «богом философов».

🔎 Работа с текстами — это особый вид духовного усилия. Он предполагает, с одной стороны, большую интеллектуальную скромность — нужно спрятать свое горделивое «Я» и вдумчиво несколько раз перечитывать работу автора, чтобы понять его ключевые идеи. С другой — чтение текстов тренирует внимание к деталям и аналитический склад ума. Схоластическая практика работы с текстами контрастирует, с одной стороны, с философией Нового времени, которая стремилась отыскать истину через эксперименты и опыты, работая с самими фактами, а, с другой — с мистикой, которая все время хотела схватить истину в экстатическом созерцании, через интуицию, без размышления и тщательной аналитической работы.

📝 Мир как школа. Средневековая схоластика утверждает, что мир в своей основе рационален, но одного лишь рассудка для его постижения недостаточно. Божественный замысел открывается только через соединение веры и разума. Чтобы постичь мир, нужно применять аналитические формально-логические методы, быть внимательным к деталям и точным в формулировках, а вторую половину работы должен сделать Бог — помочь с помощью озарения и правильной веры. Школа — это дисциплина и скромность, которая приучает человека развивать рассудок и напоминает, что не все зависит только от него.

История средневековой философии 109

История средневековой философии 109 СМК: История средневековой философии / Морис Де Вульф

109. Определение схоластики с помощью некоторых методов обучения. — Нет необходимости останавливаться на поверхностных прописных истинах, подчеркиваемых теми, кто определяет схоластику по используемому ею «перипатетическому» языку, {1} или культивируемой ею технической терминологии. {2} С таким же успехом мы могли бы определить греческую философию как философию, преподаваемую на греческом языке, или кантизм как философию, которую можно изучать только с помощью некоего специально составленного глоссария.

Другие считают схоластику просто методом , определенным научным способом открытия и распространения истины. Под методом понимают либо тот или иной отдельный прием, либо всю педагогическую систему во всех ее отраслях

(1) Схоластика есть подготовка (любой) науки к школьному обучению (Schulwissenschaft) , ее «начертанное» размещение в жестких и весьма искусственных отсеках средневековых школ, в отличие от хаотического беспорядок, в котором его материалы были оставлены Отцами Церкви. {3}

(2) Схоластику иногда определяют не как педагогическое устройство вообще, а как один особый тип такого устройства. Таким образом, мы находим его описанным как силлогистический метод. «делать выводы до бесконечности», {4} или снова как использование диалектики в защиту католической догмы.

Этим определениям присущ тот общий недостаток, что они касаются только формального устройства, не касаясь материала, самой доктрины схоластики. Педагогическая установка вообще и даже определенный, специфический метод могут быть применены к любой философии, к кантизму не менее, чем к томизму. При этом применение метода в средние века не ограничивалось философией: в соответствии с духом схоластической логики оно распространялось на все отрасли знания. Затем, что касается силлогизма, мы можем заметить, что он не был единственным приемом, применявшимся схоластами. Наконец, применение диалектики к разъяснению и защите догматов касается не философии, а исключительно схоластического богословия. Более полное изложение этих различных методов ниже проиллюстрирует эти несколько замечаний (9).0004 113, 114 и далее: Теологическое движение в XII веке ). {5} {1} FOUILLÉE, Hist. де ла филос. , с. 198 (Париж, 1883 г.). См. Дидро, «Схоластика — это не столько философия, сколько некая сухая и жесткая аргументация» ( Oeuvres comlètes , т. XIX, стр. 362).

{2} Мы могли бы классифицировать с помощью приведенных выше «определений по методу» представление о том, что схоластика является своего рода расплывчатым и плохо определенным менталитет , предубеждение или склонность или дух , свойственный всему интеллектуальному продукту Средневековья — менталитет, который почти всегда понимается в неблагоприятном смысле.

{3} Напр. , HUET, История исследований. и крит. sur la vie, les oeuvres et la доктрина Анри де Ганда (Гент, 1838), с. 95.

{4} ХОГАН, Делопроизводство , с. 67.

{5} См. УИЛЛМАНН, Гещ. д. Idealismus , II., § 67, nn. 2 и 4.

<< ======= >>

Схоластика

ВВЕДЕНИЕ

Схоластика впервые была использована в уничижительном смысле Дени Дидро (ум. 1784 г. н.э.), французским философом, который назвал ее величайшей чумой человеческого разума; и К. Августом Хойманом (1681-1764), немецким философом, который описал ее как философию, порабощенную папистским богословием, и отверг такую ​​школу мысли. См. Брэди, И. К., Некоторые думали, что схоластика — это свод доктрин, который дает ответы на все возможные проблемы, тогда как средневековая схоластика была интеллектуальным движением. Цель этих ученых состояла в том, чтобы найти ответы на вопросы или прийти к работоспособному, логичному решению проблемы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Схоластика: это метод критического мышления, который доминировал в обучении ученых средневековой эпохи. Схоласты средневековья были людьми, преданными учебе; следовательно, их называли учеными или схоластами, что означает «школьники». На латыни он описывается как «scholasticus», ученый, то, что относится к школам. А по-гречески это схоластик, тот, кто посвящен обучению. Кроме того, Рикаби утверждает, что схоластика — это философский метод преподавания и обучения; способ преподавания и обучения, который подчеркивает использование диалектики. Основная цель — найти ответ на вопрос или показать, что противоречие может быть разрешено. См. Рикаби Джозеф.

Схоластика — тип интеллектуальной жизни, преобладавший в позднем Средневековье. Это было в значительной степени ответственно за происхождение университетов. Схоластика породила обширную литературу, обладающую весьма отчетливыми собственными характеристиками.

Его цель была определенна, хотя и узка; его тематика ограничена; его метод острый и тонкий; его исход плодотворен в развитии определенных психических черт и способностей. Схоластика не характеризуется какой-либо группой принципов или убеждений, а представляет собой своеобразный метод или вид интеллектуальной деятельности.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ МЫСЛИ

Доминирующей чертой интеллектуальной жизни первой половины (5-10 вв.) Средневековья (5-15 вв.) была установка беспрекословного подчинения авторитету; восприимчивости ко всем доктринам, заявлениям или инцидентам, санкционированным Церковью; зависимости от формальных истин, догматически установленных; антагонизма к любому состоянию сомнения, вопрошания или исследования как неправильного и греховного само по себе. К XI веку потребовалось новое отношение. С разрушением средневековой изоляции возник новый тип мышления. Изучение диалектики стимулировало интерес к интеллектуальной деятельности и к логическому формулированию и утверждению религиозных верований. 9Крестовые походы (1095-1272 гг.) европейских народов с целью завоевания Иерусалима ничего особенного в военном отношении не принесли. Но они разрушили изоляцию и неотесанность людей Запада, соприкоснувшись с разнообразием знаний и верований Востока. Все эти изменения стимулировали новые интеллектуальные интересы и сделали необходимым изложение религиозных верований в новых формах.

Целью схоластики было привести разум в поддержку веры; укреплять религиозную жизнь и церковь развитием интеллектуальной силы. Он был направлен на то, чтобы заставить замолчать все сомнения и вопросы с помощью аргументов. Вера по-прежнему считалась выше разума. Церковные доктрины были давно сформулированы; их теперь предстояло проанализировать, определить, систематизировать.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ СХОЛАСТИКИ БЫЛИ:

·        Развить силу диспута

·        Систематизировать знания; дать индивидуальное овладение этой системой знаний. Учебное обучение было направлено на развитие способности формулировать убеждения в логическую систему, а также способности представлять и защищать такие утверждения убеждений от всех аргументов, которые могут быть выдвинуты против них.

Целью школьного образования было систематизировать знания и тем самым придать им научную форму. Но для схоластического ума знание носило прежде всего теологический и философский характер. Ценимой научной формой была дедуктивная логика.

·        Третий аспект образовательной цели схоластики заключался в том, чтобы дать индивидууму овладение этим знанием, теперь сведенным к предложениям и силлогизмам, систематизированным в логическое целое.

СОДЕРЖАНИЕ СХОЛАСТИКИ:

Схоластика была полным сведением религиозной мысли к логической форме. Поскольку эта организация была полностью обеспечена логическими трудами Аристотеля, схоластику часто определяют как союз христианских верований и аристотелевской логики. В схоластике преобладали религиозные интересы.

Задачей школьников было систематизировать схоластическую мысль и привести ее к соответствующей логической форме. Хотя большое значение придавалось необходимости обоснования верований церкви, преобладало некоторое отрывочное знание фундаментальных философских проблем, обсуждавшихся Платоном и Аристотелем.

Взгляды Платона на то, что Идеи, понятия, универсалии составляют единственную реальность, были приняты ортодоксальными схоластами под именем реализма. Взгляд на то, что универсалии — это только имена, а реальность состоит в индивидуальных конкретных объектах, в «видах» Аристотеля, получил название национализма. Конфликт между этими двумя школами метафизиков продолжался долго и громко, на протяжении четырех столетий — 850–1250 гг. н. э.

Образовательное содержание схоластики заключалось в наиболее известных из этих систематизированных схем обучения. Перед овладением такими сводками знаний схоластическое образование требовало овладения наукой логики или диалектики как подготовки к практике искусства.

В целом содержание схоластики и схоластических воспитательных идеалов было абстрактным и нематериальным; в то время как тенденция в современном образовании состоит в том, чтобы отвергнуть все предметы такого рода и иметь дело с тем, что является конкретным и материальным по своему характеру.

ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ:

В период схоластики логическая организация всех предметов обучения была закреплена за образованием на многие века. Следовательно, во вводных предметах, таких как грамматика, была принята наиболее формальная логическая схема. В схоластике господствовала систематизированная, логическая форма, почти исключавшая все остальные.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .

Как система и метод спекулятивного и практического мышления современная схоластика обладает семью общими характеристиками, которые являются результатом своеобразного сочетания традиционализма и современности как в философии, так и в теологии: (1) преемственность с прошлым; (2) ориентация философии на Слово Божие; (3) систематический реализм; (4) рациональный метод; (5) приспособление к современной науке и современной философии; (6) озабоченность идеологией; и (7) развития, характерные для различных религиозных орденов и протестантской схоластики. Иногда многие из этих положительных характеристик были чрезмерными; их часто высмеивали и неправильно истолковывали несхоласты, которые, используя термин схоластика в уничижительном смысле, раскрывали некоторые негативные характеристики системы, такие как ее антикварный характер и опора на авторитеты в философии в ущерб законным спекуляциям.

МЕТОД СХОЛАСТИКИ:

Методом схоластики был метод логического анализа.

На самом деле школьники, а также университеты использовали два разных метода:

·        Наиболее широкое одобрение получил аналитический. Весь предмет был разделен на соответствующие части, затем на главы, подзаголовки, подразделы и т. д. вплоть до конкретного предложения каждого предложения. Каждая тема рассматривалась самым тщательным образом в духе аристотелевской логики, под рубриками формальных, конечных, материальных и действующих причин; буквального, аллегорического, мистического и нравственного значения.

Таким образом, проанализировав текст и прокомментировав основу каждого раздела, студент был поражен множеством тонких метафизических различий.

·        Другим и более свободным методом было формулирование пропозиции, затем несколько возможных интерпретаций с окончательным выбором предпочтительной. В отношении определенных выводов и систематического расположения знаний этот метод уступал первому. Но по своему стимулу к мысли, к свободе исследования и к общей прогрессивности он был гораздо благотворнее по своему влиянию.

·        13 и 14 века составляют период полного господства схоластики. В этот период философия и богословие находились, по-видимому, в полной симпатии, самое широкое распространение получила философская мысль в ее христианском одеянии; богословские воззрения были выработаны в самые совершенные и сложные системы; разум и вера находились в полном согласии. Среди великих схоластов самым влиятельным был Фома Аквинский (1225–1274).

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБРАЗОВАНИЯ:

·        Первое большое ограничение школьников заключается в том, что они никогда не останавливались, чтобы узнать о достоверности материала. Их в основном интересовали аргументы, а не обоснованность выводов.

·        Второе и связанное с этим ограничение состоит в том, что материал, с которым они имели дело, был абстрактным и метафизическим и не был дополнен какими-либо знаниями о конкретном и физическом. Достигнутые ими истины имели лишь формальное значение. Характер их заключения был формальным.

·        Еще одним решительным ограничением схоластов был тот факт, что большая часть их рассуждений не обладала реальностью, не только нереальностью в конкретном мире повседневной жизни, но также и недействительностью мысли.

Но большая часть современной критики схоластической мысли была вызвана непониманием.

СОВРЕМЕННАЯ ИЛИ СРЕДНЯЯ Схоластика

Современная или средняя схоластика простирается примерно с 1530 по 1830 год. Ее можно удобно разделить на три периода: вторая схоластика (1530–1650), реакция и приспособление (1650–1750), перекресток и переходный (1750–1830).

Вторая схоластика . «Вторая схоластика» конца 16 — начала 17 веков была периодом возобновления активности после хаоса 14 века. В целом к ​​1500 г. различные богословские школы могли свободно занимать различные философские позиции и давать последовательные богословские интерпретации откровения и церковного учения, которые стали характерными для великих религиозных орденов. Несмотря на эти различия внутри школ, можно отметить следующее ядро ​​схоластической философской доктрины как общее для всех: (1) Мыслители соглашались, что мир воспринимается непосредственно как нечто иное, чем индивидуальный познающий ум, и что чувство и интеллект представляют собой два различных способа познания. . (2) Натурфилософия и психология характеризовались защитой плюрализма (в отличие от монизма), телеологического динамизма, действующего в мире природы, и свободы и ответственности в человеке, который считался имеющим бессмертную душу. (3) Признавалась возможность метафизики, а также возможности нормативной, а не только описательной этики, не автономной в рационалистическом смысле, а зависимой от закона и от законодателя, познаваемого человеком без помощи откровения. (4) Существование единого Бога, бесконечного в бытии и силе, свободного Творца, сохраняющего вселенную Своей всемогущей волей, считалось доказуемым. (5) Знания были разделены таким образом, что философский и теологический чины оставались формально разделенными, но при этом христианское откровение считалось незаменимым вспомогательным средством разума и нравственной целостности.

Реакция и настройка . С 1650 по 1750 годы множество школ, сочинений, изменений в формате и попыток объединить традиционное с современным нашли своего рода единство с появлением новых руководств, сначала под влиянием Суареса, а затем под влиянием Лейбница-Вольфа. разработки. С этим был связан рост протестантской схоластики и продолжающееся противостояние схоластики новой науке и современным реформам в философии.

Новые руководства. Под давлением широко распространенной полемики и отражающих современные изменения в методах четыре области, в которых обучались схоласты, становились все более специализированными. Богословы, несмотря на работу таких ученых, как бенедиктинцы Сен-Мора, использовали Писание и Отцов скорее диалектически, чем исторически. Тексты выдергивались для конкретной защиты постановлений Церкви или для «доказательства» схоластических тезисов в теологии. В результате этого появились автономные руководства и сборники по догматическому и нравственному богословию, вредившие целостному пониманию и практике веры.

Кроме того, подвергаясь нападкам как философы, схоластические учителя и писатели пытались контратаковать как философы, и у них было мало времени для тяжеловесных фолиантов предыдущих эпох. Одновременно возникло множество курсов, руководств и систематических диспутов, предназначенных для упрощения преподавания основных предметов и попыток включить то, что было полезно в новых науках. В некоторых из них можно обнаружить начало более радикального предприятия, исследования и объяснения откровения с точки зрения философии, не имеющей корней в греческой мысли. В то время как комментарии к учебникам пришли в упадок, работы, которые составляли целый курс философии или богословия или составляли неотъемлемую часть богословия, стали более многочисленными. Внешне эти руководства были уменьшены в размере с фолио до формата кварто или меньшего размера.

Перекресток и переход . Последний период современной или средней схоластики, примерно между 1750 и 1830 годами, можно охарактеризовать как период распутья и перехода. Примечательными в этот период были развитие вольфианских руководств, предшествовавшее возрождению томизма, забота об идеологии и картезианское влияние в схоластической традиции.

Руководства Wolffian. В 1720 году Кристиан ВОЛЬФ начал издавать в протестантском университете Галле, сначала на немецком, а затем на латыни, около 40 томов философии по новому методу и формату. Используя Евклида и его геометрический метод в качестве модели, он стремился систематически представить философию, сводя ее к ее принципам. Сначала он предложил новое разделение философии, основанное на различии между опытом и разумом, различии, которое позже расширилось до расходящихся потоков эмпиризма и рационализма и никогда не было закрыто в схоластических работах вольфовского происхождения. Для Вольфа философия принадлежит к царству разума, в отличие от царства опыта, и ее теоретическая или спекулятивная часть есть метафизика. Используя систематическую разбивку на род и вид, он делит метафизику на общую метафизику, или ОНТОЛОГИИ, и специальную метафизику, а последнюю, в свою очередь, на три части: КОСМОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и ТЕОДИКИЯ.

Определение философии Вольфом как cognitio rationis eorum quae sunt vel fiunt затем задает тон ее дальнейшему развитию, в котором особым образом используются принципы ПРОТИВОРЕЧИЯ и ДОСТАТОЧНОГО ПРИЧИНА. Поскольку ощущение коренным образом отличается от рационального познания и поскольку существование в этой концепции систематически бессмысленно, философия, понимаемая как наука о причинах или rationes , должна быть наукой о сущностях. Но сущность есть возможное, а возможное есть в конечном счете непротиворечивое. Таким образом, примат сущности для системы Вольфа практически эквивалентен примату логики.

Библиография:

См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *