Схоластика | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии
СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая беседа, школа) — средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах западной Европы; не является специфически итальянской, французской, английской или немецкой, а представляет собой общеевропейскую наднациональную философию, объединенную христианским мировоззрением и общим языком науки и образования — латынью. Как правило, философы-схоласты были докторами теологии. В широком смысле к схоластике помимо западной (католической, латинской) относят также восточную (православную, грекоязычную) схоластику, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин (675 — 753). Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и патристике. Период формирования западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Алкуина (730? или 735?—804) и Эриугены (810? — 877).




- Назад
- Вперёд
пять недооцененных фигур. Главные особенности схоластики, монашеские ордена и первые институты
Что такое схоластика?
Историю средневековой философии традиционно разделяют на две половины 👇
1️⃣ Патристика — эпоха Отцов Церкви, со 2–7 века нашей эры.
2️⃣ Схоластика — эпоха школ, с 8–15 века.
🤓 Схоластика — в переводе с греческого «школьная философия». У древних греков школа — это свободное время, которое можно потратить на самого себя, свою душу, вложить силы в обучение и развитие своей личности. Школа — это важная часть жизни, которая предполагает особую, очень строгую внутреннюю дисциплину духа и ума.
Посмотрим на три метафоры, которые помогут нам понять, как в схоластическая философия видела мир 👇
⛪️ Мир как храм. Античность представляла мир, как большой дом, а человека как обитателя этого дома. Опирающаяся на христианское вероучение, средневековая схоластика призывала человека посмотреть на окружающий мир как на творение Бога, не хозяйничать в нем, а восхищаться и постигать божественный замысел. Для постижения мира недостаточно одного лишь разума, необходимы горячее сердце и вера. Возникает представление о том, что вера и разум должны вместе служить источниками познания божественного замысла. Разум не отрывается от веры, а выступает в качестве ее поддержки. Главные отношения человека к миру — это созерцание, понимание и молитва.
📜 Мир как текст. Схоластика — это по большей части философия в форме интерпретации текстов, прежде всего Священного Писания (Ветхий Завет и Новый Завет Библии), а также преданий — трудов Отцов церкви, которые жили в первые века новой эры и заложили базовые понятия христианского мировоззрения. В категорию Преданий для средневековых схоластов попадают и работы античных мыслителей, прежде всего Платона и Аристотеля. В сочинениях средневековых историков «Философ» с большой буквы — Аристотель, Платона называли «божественным» или «богом философов».
🔎 Работа с текстами — это особый вид духовного усилия. Он предполагает, с одной стороны, большую интеллектуальную скромность — нужно спрятать свое горделивое «Я» и вдумчиво несколько раз перечитывать работу автора, чтобы понять его ключевые идеи. С другой — чтение текстов тренирует внимание к деталям и аналитический склад ума. Схоластическая практика работы с текстами контрастирует, с одной стороны, с философией Нового времени, которая стремилась отыскать истину через эксперименты и опыты, работая с самими фактами, а, с другой — с мистикой, которая все время хотела схватить истину в экстатическом созерцании, через интуицию, без размышления и тщательной аналитической работы.
📝 Мир как школа. Средневековая схоластика утверждает, что мир в своей основе рационален, но одного лишь рассудка для его постижения недостаточно. Божественный замысел открывается только через соединение веры и разума. Чтобы постичь мир, нужно применять аналитические формально-логические методы, быть внимательным к деталям и точным в формулировках, а вторую половину работы должен сделать Бог — помочь с помощью озарения и правильной веры. Школа — это дисциплина и скромность, которая приучает человека развивать рассудок и напоминает, что не все зависит только от него.
История средневековой философии 109
История средневековой философии 109 СМК: История средневековой философии / Морис Де Вульф 109. Определение схоластики с помощью некоторых методов обучения. — Нет необходимости останавливаться на поверхностных прописных истинах, подчеркиваемых теми, кто определяет схоластику по используемому ею «перипатетическому» языку, {1} или культивируемой ею технической терминологии. {2} С таким же успехом мы могли бы определить греческую философию как философию, преподаваемую на греческом языке, или кантизм как философию, которую можно изучать только с помощью некоего специально составленного глоссария.
Другие считают схоластику просто методом , определенным научным способом открытия и распространения истины. Под методом понимают либо тот или иной отдельный прием, либо всю педагогическую систему во всех ее отраслях
(1) Схоластика есть подготовка (любой) науки к школьному обучению (Schulwissenschaft) , ее «начертанное» размещение в жестких и весьма искусственных отсеках средневековых школ, в отличие от хаотического беспорядок, в котором его материалы были оставлены Отцами Церкви. {3}
(2) Схоластику иногда определяют не как педагогическое устройство вообще, а как один особый тип такого устройства. Таким образом, мы находим его описанным как силлогистический метод. «делать выводы до бесконечности», {4} или снова как использование диалектики в защиту католической догмы.
Этим определениям присущ тот общий недостаток, что они касаются только формального устройства, не касаясь материала, самой доктрины схоластики. Педагогическая установка вообще и даже определенный, специфический метод могут быть применены к любой философии, к кантизму не менее, чем к томизму. При этом применение метода в средние века не ограничивалось философией: в соответствии с духом схоластической логики оно распространялось на все отрасли знания. Затем, что касается силлогизма, мы можем заметить, что он не был единственным приемом, применявшимся схоластами. Наконец, применение диалектики к разъяснению и защите догматов касается не философии, а исключительно схоластического богословия. Более полное изложение этих различных методов ниже проиллюстрирует эти несколько замечаний (9).0004 113, 114 и далее: Теологическое движение в XII веке ). {5} {1} FOUILLÉE, Hist. де ла филос. , с. 198 (Париж, 1883 г.). См. Дидро, «Схоластика — это не столько философия, сколько некая сухая и жесткая аргументация» ( Oeuvres comlètes , т. XIX, стр. 362).
{2} Мы могли бы классифицировать с помощью приведенных выше «определений по методу» представление о том, что схоластика является своего рода расплывчатым и плохо определенным менталитет , предубеждение или склонность или дух , свойственный всему интеллектуальному продукту Средневековья — менталитет, который почти всегда понимается в неблагоприятном смысле.
{3} Напр. , HUET, История исследований. и крит. sur la vie, les oeuvres et la доктрина Анри де Ганда (Гент, 1838), с. 95.
{4} ХОГАН, Делопроизводство , с. 67.
{5} См. УИЛЛМАНН, Гещ. д. Idealismus , II., § 67, nn. 2 и 4.
<< ======= >>
Схоластика
ВВЕДЕНИЕ
Схоластика впервые была использована в уничижительном смысле Дени Дидро (ум. 1784 г. н.э.), французским философом, который назвал ее величайшей чумой человеческого разума; и К. Августом Хойманом (1681-1764), немецким философом, который описал ее как философию, порабощенную папистским богословием, и отверг такую школу мысли. См. Брэди, И. К., Некоторые думали, что схоластика — это свод доктрин, который дает ответы на все возможные проблемы, тогда как средневековая схоластика была интеллектуальным движением. Цель этих ученых состояла в том, чтобы найти ответы на вопросы или прийти к работоспособному, логичному решению проблемы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Схоластика: это метод критического мышления, который доминировал в обучении ученых средневековой эпохи. Схоласты средневековья были людьми, преданными учебе; следовательно, их называли учеными или схоластами, что означает «школьники». На латыни он описывается как «scholasticus», ученый, то, что относится к школам. А по-гречески это схоластик, тот, кто посвящен обучению. Кроме того, Рикаби утверждает, что схоластика — это философский метод преподавания и обучения; способ преподавания и обучения, который подчеркивает использование диалектики. Основная цель — найти ответ на вопрос или показать, что противоречие может быть разрешено. См. Рикаби Джозеф.
Схоластика — тип интеллектуальной жизни, преобладавший в позднем Средневековье. Это было в значительной степени ответственно за происхождение университетов. Схоластика породила обширную литературу, обладающую весьма отчетливыми собственными характеристиками.
Его цель была определенна, хотя и узка; его тематика ограничена; его метод острый и тонкий; его исход плодотворен в развитии определенных психических черт и способностей. Схоластика не характеризуется какой-либо группой принципов или убеждений, а представляет собой своеобразный метод или вид интеллектуальной деятельности.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ МЫСЛИ
Доминирующей чертой интеллектуальной жизни первой половины (5-10 вв.) Средневековья (5-15 вв.) была установка беспрекословного подчинения авторитету; восприимчивости ко всем доктринам, заявлениям или инцидентам, санкционированным Церковью; зависимости от формальных истин, догматически установленных; антагонизма к любому состоянию сомнения, вопрошания или исследования как неправильного и греховного само по себе. К XI веку потребовалось новое отношение. С разрушением средневековой изоляции возник новый тип мышления. Изучение диалектики стимулировало интерес к интеллектуальной деятельности и к логическому формулированию и утверждению религиозных верований. 9Крестовые походы (1095-1272 гг.) европейских народов с целью завоевания Иерусалима ничего особенного в военном отношении не принесли. Но они разрушили изоляцию и неотесанность людей Запада, соприкоснувшись с разнообразием знаний и верований Востока. Все эти изменения стимулировали новые интеллектуальные интересы и сделали необходимым изложение религиозных верований в новых формах.
Целью схоластики было привести разум в поддержку веры; укреплять религиозную жизнь и церковь развитием интеллектуальной силы. Он был направлен на то, чтобы заставить замолчать все сомнения и вопросы с помощью аргументов. Вера по-прежнему считалась выше разума. Церковные доктрины были давно сформулированы; их теперь предстояло проанализировать, определить, систематизировать.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ СХОЛАСТИКИ БЫЛИ:
· Развить силу диспута
· Систематизировать знания; дать индивидуальное овладение этой системой знаний. Учебное обучение было направлено на развитие способности формулировать убеждения в логическую систему, а также способности представлять и защищать такие утверждения убеждений от всех аргументов, которые могут быть выдвинуты против них.
Целью школьного образования было систематизировать знания и тем самым придать им научную форму. Но для схоластического ума знание носило прежде всего теологический и философский характер. Ценимой научной формой была дедуктивная логика.
· Третий аспект образовательной цели схоластики заключался в том, чтобы дать индивидууму овладение этим знанием, теперь сведенным к предложениям и силлогизмам, систематизированным в логическое целое.
СОДЕРЖАНИЕ СХОЛАСТИКИ:
Схоластика была полным сведением религиозной мысли к логической форме. Поскольку эта организация была полностью обеспечена логическими трудами Аристотеля, схоластику часто определяют как союз христианских верований и аристотелевской логики. В схоластике преобладали религиозные интересы.
Задачей школьников было систематизировать схоластическую мысль и привести ее к соответствующей логической форме. Хотя большое значение придавалось необходимости обоснования верований церкви, преобладало некоторое отрывочное знание фундаментальных философских проблем, обсуждавшихся Платоном и Аристотелем.
Взгляды Платона на то, что Идеи, понятия, универсалии составляют единственную реальность, были приняты ортодоксальными схоластами под именем реализма. Взгляд на то, что универсалии — это только имена, а реальность состоит в индивидуальных конкретных объектах, в «видах» Аристотеля, получил название национализма. Конфликт между этими двумя школами метафизиков продолжался долго и громко, на протяжении четырех столетий — 850–1250 гг. н. э.
Образовательное содержание схоластики заключалось в наиболее известных из этих систематизированных схем обучения. Перед овладением такими сводками знаний схоластическое образование требовало овладения наукой логики или диалектики как подготовки к практике искусства.
В целом содержание схоластики и схоластических воспитательных идеалов было абстрактным и нематериальным; в то время как тенденция в современном образовании состоит в том, чтобы отвергнуть все предметы такого рода и иметь дело с тем, что является конкретным и материальным по своему характеру.
ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ:
В период схоластики логическая организация всех предметов обучения была закреплена за образованием на многие века. Следовательно, во вводных предметах, таких как грамматика, была принята наиболее формальная логическая схема. В схоластике господствовала систематизированная, логическая форма, почти исключавшая все остальные.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .
Как система и метод спекулятивного и практического мышления современная схоластика обладает семью общими характеристиками, которые являются результатом своеобразного сочетания традиционализма и современности как в философии, так и в теологии: (1) преемственность с прошлым; (2) ориентация философии на Слово Божие; (3) систематический реализм; (4) рациональный метод; (5) приспособление к современной науке и современной философии; (6) озабоченность идеологией; и (7) развития, характерные для различных религиозных орденов и протестантской схоластики. Иногда многие из этих положительных характеристик были чрезмерными; их часто высмеивали и неправильно истолковывали несхоласты, которые, используя термин схоластика в уничижительном смысле, раскрывали некоторые негативные характеристики системы, такие как ее антикварный характер и опора на авторитеты в философии в ущерб законным спекуляциям.
МЕТОД СХОЛАСТИКИ:
Методом схоластики был метод логического анализа.
На самом деле школьники, а также университеты использовали два разных метода:
· Наиболее широкое одобрение получил аналитический. Весь предмет был разделен на соответствующие части, затем на главы, подзаголовки, подразделы и т. д. вплоть до конкретного предложения каждого предложения. Каждая тема рассматривалась самым тщательным образом в духе аристотелевской логики, под рубриками формальных, конечных, материальных и действующих причин; буквального, аллегорического, мистического и нравственного значения.
Таким образом, проанализировав текст и прокомментировав основу каждого раздела, студент был поражен множеством тонких метафизических различий.
· Другим и более свободным методом было формулирование пропозиции, затем несколько возможных интерпретаций с окончательным выбором предпочтительной. В отношении определенных выводов и систематического расположения знаний этот метод уступал первому. Но по своему стимулу к мысли, к свободе исследования и к общей прогрессивности он был гораздо благотворнее по своему влиянию.
· 13 и 14 века составляют период полного господства схоластики. В этот период философия и богословие находились, по-видимому, в полной симпатии, самое широкое распространение получила философская мысль в ее христианском одеянии; богословские воззрения были выработаны в самые совершенные и сложные системы; разум и вера находились в полном согласии. Среди великих схоластов самым влиятельным был Фома Аквинский (1225–1274).
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБРАЗОВАНИЯ:
· Первое большое ограничение школьников заключается в том, что они никогда не останавливались, чтобы узнать о достоверности материала. Их в основном интересовали аргументы, а не обоснованность выводов.
· Второе и связанное с этим ограничение состоит в том, что материал, с которым они имели дело, был абстрактным и метафизическим и не был дополнен какими-либо знаниями о конкретном и физическом. Достигнутые ими истины имели лишь формальное значение. Характер их заключения был формальным.
· Еще одним решительным ограничением схоластов был тот факт, что большая часть их рассуждений не обладала реальностью, не только нереальностью в конкретном мире повседневной жизни, но также и недействительностью мысли.
Но большая часть современной критики схоластической мысли была вызвана непониманием.
СОВРЕМЕННАЯ ИЛИ СРЕДНЯЯ Схоластика
Современная или средняя схоластика простирается примерно с 1530 по 1830 год. Ее можно удобно разделить на три периода: вторая схоластика (1530–1650), реакция и приспособление (1650–1750), перекресток и переходный (1750–1830).
Вторая схоластика . «Вторая схоластика» конца 16 — начала 17 веков была периодом возобновления активности после хаоса 14 века. В целом к 1500 г. различные богословские школы могли свободно занимать различные философские позиции и давать последовательные богословские интерпретации откровения и церковного учения, которые стали характерными для великих религиозных орденов. Несмотря на эти различия внутри школ, можно отметить следующее ядро схоластической философской доктрины как общее для всех: (1) Мыслители соглашались, что мир воспринимается непосредственно как нечто иное, чем индивидуальный познающий ум, и что чувство и интеллект представляют собой два различных способа познания. . (2) Натурфилософия и психология характеризовались защитой плюрализма (в отличие от монизма), телеологического динамизма, действующего в мире природы, и свободы и ответственности в человеке, который считался имеющим бессмертную душу. (3) Признавалась возможность метафизики, а также возможности нормативной, а не только описательной этики, не автономной в рационалистическом смысле, а зависимой от закона и от законодателя, познаваемого человеком без помощи откровения.
(4) Существование единого Бога, бесконечного в бытии и силе, свободного Творца, сохраняющего вселенную Своей всемогущей волей, считалось доказуемым. (5) Знания были разделены таким образом, что философский и теологический чины оставались формально разделенными, но при этом христианское откровение считалось незаменимым вспомогательным средством разума и нравственной целостности.
Реакция и настройка . С 1650 по 1750 годы множество школ, сочинений, изменений в формате и попыток объединить традиционное с современным нашли своего рода единство с появлением новых руководств, сначала под влиянием Суареса, а затем под влиянием Лейбница-Вольфа. разработки. С этим был связан рост протестантской схоластики и продолжающееся противостояние схоластики новой науке и современным реформам в философии.
Новые руководства. Под давлением широко распространенной полемики и отражающих современные изменения в методах четыре области, в которых обучались схоласты, становились все более специализированными. Богословы, несмотря на работу таких ученых, как бенедиктинцы Сен-Мора, использовали Писание и Отцов скорее диалектически, чем исторически. Тексты выдергивались для конкретной защиты постановлений Церкви или для «доказательства» схоластических тезисов в теологии. В результате этого появились автономные руководства и сборники по догматическому и нравственному богословию, вредившие целостному пониманию и практике веры.
Кроме того, подвергаясь нападкам как философы, схоластические учителя и писатели пытались контратаковать как философы, и у них было мало времени для тяжеловесных фолиантов предыдущих эпох. Одновременно возникло множество курсов, руководств и систематических диспутов, предназначенных для упрощения преподавания основных предметов и попыток включить то, что было полезно в новых науках. В некоторых из них можно обнаружить начало более радикального предприятия, исследования и объяснения откровения с точки зрения философии, не имеющей корней в греческой мысли. В то время как комментарии к учебникам пришли в упадок, работы, которые составляли целый курс философии или богословия или составляли неотъемлемую часть богословия, стали более многочисленными. Внешне эти руководства были уменьшены в размере с фолио до формата кварто или меньшего размера.
Перекресток и переход . Последний период современной или средней схоластики, примерно между 1750 и 1830 годами, можно охарактеризовать как период распутья и перехода. Примечательными в этот период были развитие вольфианских руководств, предшествовавшее возрождению томизма, забота об идеологии и картезианское влияние в схоластической традиции.
Руководства Wolffian. В 1720 году Кристиан ВОЛЬФ начал издавать в протестантском университете Галле, сначала на немецком, а затем на латыни, около 40 томов философии по новому методу и формату. Используя Евклида и его геометрический метод в качестве модели, он стремился систематически представить философию, сводя ее к ее принципам. Сначала он предложил новое разделение философии, основанное на различии между опытом и разумом, различии, которое позже расширилось до расходящихся потоков эмпиризма и рационализма и никогда не было закрыто в схоластических работах вольфовского происхождения. Для Вольфа философия принадлежит к царству разума, в отличие от царства опыта, и ее теоретическая или спекулятивная часть есть метафизика. Используя систематическую разбивку на род и вид, он делит метафизику на общую метафизику, или ОНТОЛОГИИ, и специальную метафизику, а последнюю, в свою очередь, на три части: КОСМОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и ТЕОДИКИЯ.
Определение философии Вольфом как cognitio rationis eorum quae sunt vel fiunt затем задает тон ее дальнейшему развитию, в котором особым образом используются принципы ПРОТИВОРЕЧИЯ и ДОСТАТОЧНОГО ПРИЧИНА. Поскольку ощущение коренным образом отличается от рационального познания и поскольку существование в этой концепции систематически бессмысленно, философия, понимаемая как наука о причинах или rationes , должна быть наукой о сущностях. Но сущность есть возможное, а возможное есть в конечном счете непротиворечивое. Таким образом, примат сущности для системы Вольфа практически эквивалентен примату логики.
Библиография:
См.