С м соловьев биография краткая: Краткий курс истории. Историк Соловьёв

Краткий курс истории. Историк Соловьёв

17 мая (н. ст.) 1820 года родился Сергей Михайлович Соловьёв, российский историк, один из основателей государственной школы в русской историографии.

Учеба

Сергей Михайлович происходил из семьи священника, преподавателя Московского коммерческого училища. По традиции России XIX века, согласно сословному происхождению, в 8 лет был записан в духовное училище, которое так и не окончил. До 13-летнего возраста отец обучал Соловьёва Закону Божьему и древним языкам. К этому же возрасту как минимум 12 раз Соловьёв прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. В 1838 году будущий великий ученый с серебряной медалью окончил 1-ю Московскую гимназию. В бытность учебы гимназист попал под покровительство графа Строганова, бывшего попечителем Московского учебного округа. В том же, 1838, году Соловьёв поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение. Среди прекрасных историков, преподавателей Соловьёва, можно отметить М. П. Погодина и Т. Н. Грановского. Курс истории Средних веков, который читал последний, заставил Соловьёва прийти к выводу, что русскую историю необходимо изучать без отрыва от судеб других народностей.

Труд всей жизни

В качестве домашнего учителя с 1842 года Соловьёв путешествовал со Строгановыми по Европе. Там молодой ученый имел возможность посещать лекции выдающихся историков современности. В 1845 году, уже в России, Соловьёв защитил магистерскую диссертацию по теме «Об отношениях Новгорода к великим князьям», в 1847-м защитил докторскую диссертацию с работой на тему «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1851 году свет увидел первый из 29 томов «Истории России с древнейших времен» – главного труда жизни Соловьёва, принесшего ему известность в России и Европе. Главной идеей Соловьёва стало представление об истории России как о едином закономерном поступательном процессе развития от родового строя к «правовому государству» и «европейской цивилизации». Соловьёв указал на зависимость развития особенностей России от ее географического положения. Судьбой Соловьёву было уготовано стать профессором Московского университета, затем его ректором, академиком Петербургской академии наук, тайным советником, заслужить авторитет в царской семье, заниматься историей с сыновьями императора.

Примиритель

К моменту рождения Соловьёва как историка история Карамзина утратила в России былую животрепещущую актуальность. Требовалось не просто рассказать, но объяснить события прошлого. Частично это сделали славянофилы, выступившие с реакцией на старые идеи, олицетворенные Карамзиным. Соловьёв, не примкнувший ни к западникам, ни к славянофилам, бывший патриотом-государственником, стал примирителем между старыми и необходимыми новыми подходами в исторической науке. По мнению Соловьёва, государство – это естественный продукт народной жизни, то есть сам народ в его собственном развитии, поэтому отделять одно от другого не стоит. Таким образом, Соловьёв пришел к выводу, отличному от представлений Карамзина: история России – это не история правительства с органами власти, а история народной жизни в целом. От славянофилов ученого отличало то, что он не противопоставлял «государство» и «землю» и не ограничивался так называемым духом народа. По мнению Соловьёва, формирование и развитие и государственного, и общественного быта были одинаково необходимы.

Соловьев Сергей Михайлович

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (5.05.1820-4.10.1879), выдающийся русский историк, академик (1872). Сын московского священника. Учился в Московском университете (1838-1842), по окончании которого в качестве домашнего учителя детей графа А. П. Строганова в 1842-1844 годы побывал за границей, где слушал лекции немецких и французских историков и философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 года приступил к чтению курса русской истории в Московском университете, защитил магистерскую диссертацию “Отношение Новгорода к великим князьям”, а в 1847 году докторскую — “История отношений между русскими князьями Рюрикова дома”. С 1847 года — профессор Московского университета.

С 1851 года стал выходить (ежегодно по одному тому) капитальный труд Соловьева “История России с древнейших времен” (до смерти Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно), доведенный до 1775 года. Крупным научным и общественным явлением стали “

Публичные чтения о Петре Великом” (1872), приуроченные к 200-летию со дня рождения Петра I. По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой “государственной школе”, которая считала государство движущей силой исторического развития.

В 1871-1877 годы Соловьев занимал должность ректора Московского университета. В последние годы жизни Соловьев — председатель “Московского общества истории и древностей Российских”. Оставил мемуары “Мои записки для детей моих, а если можно, и для других”.

В.А.Федоров

Другие биографические материалы:

Данилов А. А. Крупнейший историк дореволюционный России (Данилов А.А. История России IX — XIX вв. Справочные материалы. М., 1997

).

Корецкий В.И. Русский буржуазный историк (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский ученый, историк и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Ерыгин А.И. «Философски образованный историк с универсальными историческими интересами» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014,). 

Шикман А.П. Был записан в духовное училище, но учился дома (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Сочинения:

История России с древнейших времен (1851 — 1879).

Петровские чтения (1872).

Далее читайте:

К. Д. Кавелин. Письмо к С. М. Соловьеву. 16 января 1856 г.:

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), «религиозный философ», сын Сергея Михайловича.

Литература:

С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы (1838 — 1981). М., 1984;

Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990.

Ерыгин А. Н. История и диалектика. (Диалектика и исторические знания в России XIX века). Ростов-на-Дону, 1987;

Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русскою либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). Ростов-на-Дону, 2004.

 

Владимир Сергеевич Соловьев | Русский философ

Год рождения:
28 января 1853 г. Москва Россия
Умер:
13 августа 1900 г. (47 лет) Россия
Известные работы:
«Богочеловечество»
Предметы изучения:
мистика

Просмотреть весь связанный контент →

Владимир Сергеевич Соловьев , Соловьёв также пишется Соловьёв , (род. 16 января [28 января по новому стилю] 1853, Москва, Россия — умер 31 июля [13 августа] 1900, Узкое, под Москвой ), русский философ и мистик, который, реагируя на европейскую рационалистическую мысль, пытался синтезировать религиозную философию, науку и этику в контексте универсального христианства, объединяющего православную и римско-католическую церкви под папским руководством.

Сын историка Сергея Михайловича Соловьева. Получив базовое образование в области языков, истории и философии в своем православном доме, он в 1874 году защитил докторскую диссертацию в Московском университете, защитив диссертацию «Кризис западной философии: против позитивистов». После путешествия по Западу он написал вторую диссертацию, критику абстрактных принципов, и принял должность преподавателя в Санкт-Петербургском университете, где читал свои знаменитые лекции по

Богочеловечество (1880). Позднее это назначение было отменено из-за прошения Соловьева о помиловании убийц царя Александра II в марте 1881 года. Он также столкнулся с официальной оппозицией его трудам и его деятельности по продвижению союза восточного православия с Римско-католической церковью.

Тест «Британника»

Философия 101

Что такое экзистенциализм? Кем был Сократ? Что такое идеализм? Проверьте свои знания по этим и другим темам с помощью викторины Philosophy 101!

Соловьев критиковал западную эмпирическую и идеалистическую философию за то, что она придавала абсолютное значение частичным прозрениям и абстрактным принципам. Опираясь на труды Бенедикта де Спинозы и Г.В.Ф. Гегеля, он рассматривал жизнь как диалектический процесс, предполагающий взаимодействие знания и действительности через противоречивые напряжения. Допуская конечное единство Абсолютного Бытия, называемого Богом в иудео-христианской традиции, Соловьев предположил, что множественность мира, возникшая в едином творческом источнике, подвергается процессу реинтеграции с этим источником. Соловьев утверждал своей концепцией богочеловечества, что единственным посредником между миром и Богом может быть только человек, который один является жизненной частью природы, способной познать и выразить божественную идею «абсолютного единства» в хаотической множественности реального мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *