Картинки о куликовской битве: Картинки эпизодов Куликовской битвы (40 фото) • Прикольные картинки и позитив

21 сентября отмечается День воинской славы России

21.09.2022



21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров — Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.
Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы.

В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию.

По преданию, тут произошло чудо — возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым. Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Также надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально праздник — День воинской славы — отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Одной из самых масштабных битв за всю историю средневековой Руси стала Куликовская битва, где в сражении между русами и татаро-монгольским игом участвовали все: от воинов до дряхлых стариков. Каждый хотел внести что-то в правое дело освобождения от ярма, которое столько лет нагибало Русь, каждый желал сражаться. В данном разделе собраны картинки Куликовской битвы.

 

625 лет Куликовской битве

Кирилл Кобрин: В Тульской области широко отмечают важную историческую дату — 625-летие Куликовской битвы. Торжества — хотя и без размаха, с которым в 1980 году праздновали 600-летие знаменитого сражения — вызывают широкий резонанс как в самой области, так и в других частях Российской Федерации. Не обходится и без противоречий. По официальной версии, принятой еще в дореволюционной России, Куликовская битва стала одним из краеугольных камней русской государственности, а вот живущие в России татары думают несколько по-иному. Из Тулы репортаж нашего корреспондента Сергея Зверева.

Сергей Зверев: Негативное отношение общественности Татарстана к празднованию 625-летия победы в Куликовской битве выразилось в высказываниях председателя Всетатарского общественного центра Талгата Бареева, который уверен, что отмечать юбилей Куликовской битвы некорректно — это лишь усиливает межнациональную вражду. А председатель координатор Национального совета татар выразил точку зрения некоторых татарских ученых, которые считают, что между Золотой Ордой и Московским государством большой войны не было. Были лишь стычки между отдельными князьями и ханами.

Сегодня в программе мероприятий празднования 625-той годовщины Куликовской битвы большой день прессы и встреча делегаций из Коломны, которая прибывает для закладки очередного (четвертого по счету вслед за Липецком, Серпуховым и Брянском) камня на Аллее памяти и единства у подножия памятника Дмитрию Донскому.

Кирилл Кобрин: Теперь подробнее о том, как относятся к историческому поражению татар на Куликовом поле в Татарстане. Я передаю микрофон нашему корреспонденту в республике Олегу Павлову.

Олег Павлов: Откровенно говоря, в Казани отношение к Куликовской битве скорее, как к параграфу из учебника.

Большинство татар этот исторический факт к собственной истории никак не относят, разве что ученые.

Наиль Гарипов: Есть ученые, которые придерживаются как бы традиционной версии, что казанские татары являются наследниками волжских булгар, в том числе татар, которые населяли Золотую Орду. С позиции именно этих ученых, естественно, Куликовская битва рассматривается опять-таки уже в контексте Золотой орды. Есть ученые, которые отвергают вообще какую-либо взаимосвязь казанских татар с золотоордынскими татарами. Рассматривают эту историю Куликовской битвы как бы историю вне истории казанских татар.

Олег Павлов: Наиль Гарипов, кандидат исторических наук, подчеркивает, что у татар принято отмечать только две даты.

Наиль Гарипов: Это принятие ислама волжскими булгарами в 922 году. Вторая дата — это взятие Казани в 1552 году.

В татарском фольклоре, могу сказать точно, что нет вообще какого-либо упоминания о Куликовской битве.

Олег Павлов: А вот сами историки несколько теряются. Письменные источники не совпадают с археологическими данными. Возникает вопрос — а была ли Куликовская битва?

Кирилл Кобрин: Куликовская битва, конечно же, была, но вот у историков существуют разночтения — где. Об этом и вообще о том конфликте, который произошел более шестисот лет назад между русскими княжествами и Золотой Ордой я беседую с историком, сотрудником Российской Академии Наук Андреем Петровым.

Андрей Петров: Возникла масса вопросов, связанных с Куликовской битвой, в частности, где она произошла. Здесь можно разделить на две части все существующие мнения и гипотезы. Одна часть — это более или менее научные построения, основанные на исследованиях.

Вторая часть — это некие такие досужие домыслы, выводы ликующих краеводов (я их так называю).

Что касается научных построений. Как известно, все источники о Куликовской битве сходятся во мнении, что сражение произошло у слияния рек Дон и Непрядва. Вопрос в том — на каком берегу Дона и Непрядвы все это происходило? Вроде бы есть известия о том, что русские войска переходили Дон, а вот на каком берегу Непрядвы — это вопрос. Большинство историков сейчас придерживаются все же правобережной гипотезы. Последние исследования на Куликовом поле (они начались только после 600-летнего юбилея, так помпезно отпразднованного) убеждают в том, что Куликовскую битву следует рассматривать в контексте многолетнего противостояния Руси и Орды, начавшегося в 1374 году и закончившегося в 1382 году нашествием Тахтамыша и покорением Москвы. С 1374 по 1182 год Русь не платила дани Орде. Это решение пришлось защищать с мячом в руках. Именно в этот период мы видим целый ряд походов, битв.

В 1376 году поход русского войска на булгар, увенчавшийся успехом. В 1377 году последовало поражение на реке Пьяне от мамаевских войск. В 1378 году на реке Вожа, наоборот, войска мамаевой Орды были разгромлены. И вот в 1380 году состоялось это сражение на Куликовом поле. Одержана большая и очень важная победа. Но этим все не закончилось, потому что Мамай потерпел поражение от Тахтамыша, Тахтамышу удалось объединить Орду и, спустя два года после Куликовской битвы, он пришел под стены Москвы. Москва была взята, разорена. Дмитрию Донскому пришлось вернуться к выплате дани. Но вот этот прецедент такого длительного противостояния, во время которого был одержан ряд побед над ордынцами, имел большое историческое значение.

Кирилл Кобрин: С какого момента в русских княжествах стали выделять Куликовскую битву, как нечто особенное в том ряду событий, которые вы назвали?

Андрей Петров: Очевидно, это не так быстро после окончания Куликовской битвы произошло. Впервые противостояние Дмитрия Донского с Ордой обозначено в «Житие Сергия», но там не сказано, какая конкретно битва фигурировала в этом рассказе о благословении Дмитрия Донского. Тут не исключено благословение как на все эти битвы, так и на какую-то любую из них.

Кирилл Кобрин: Когда Куликовская битва вошла в пантеон национальной истории?

Андрей Петров: Это произошло уже на рубеже XV и XVI веков в конец правления Ивана III. Тогда возник такой памятник литературный как «Сказание о Мамаевом побоище». Многие эпизоды в «Сказании о Мамаевом побоище» не находят подтверждения в более ранних источниках Куликовской битвы. Больше того, теперь уже выясняется, что они, скорее всего, являются какой-то интерполяцией из других средневековых источников. Появилось такое синтетическое сочинение, обусловленное идеологией того времени. Не удивительно, что при Иване Грозном, если взять казанскую историю, посмотреть описание похода Ивана Грозного 1552 года, после которого была Казань покорена, то мы увидим, что весь поход Ивана Грозного построен по канону похода Дмитрия Донского на Куликовское поле.

Кирилл Кобрин: Это было мнение российского историка, сотрудника РАН Андрея Петрова.

Андрей Шарый: У микрофона историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода «С христианской точки зрения» Яков Кротов.

Яков Кротов: С точки зрения исторической науки настоящей, а не проплаченной светскими или церковными структурами, все ясно. Куликовская битва была столкновением двух зарождающихся государственных образований внутри Золотой Орды, распадающейся, но вполне живой. Лишь в 1502 году Орда исчезла, русские перестали платить ей огромную дань. С этого года и века кремлевские политтехнологи начали сочинять миф о мамаевом побоище, попросту подставляя родные осины в текст греческого романа об Александре Македонском. Так появилась басня о запасном полку.

Преподобный Сергий Радонежский Дмитрия Донского на Куликовскую битву не благословлял, потому что в тот момент находился к нему в жесткой оппозиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *