С кем воевал олег вещий: Недопустимое название | Воины и военная техника вики

Содержание

Историк

Олег Вещий – не только первый, но и самый загадочный правитель Киевской Руси, о смерти которого знают гораздо больше, чем о жизни

Об этом князе мы узнаем еще в детстве из пушкинской «Песни о вещем Олеге». Там содержится классический набор сведений: правил Русью, «отмстил неразумным хазарам», прибил щит к воротам Царьграда, а в финале пренебрег пророчеством волхва и принял смерть от коня. О том же с некоторыми дополнениями говорят летописи, прежде всего древнейшая из них – «Повесть временных лет». Там Олег тоже зовется «вещим», то есть чародеем, знающим будущее. То, что он не сумел предсказать собственную гибель, летописцы считали признаком ущербности языческой веры и ее неизбежного падения.

Эпитет «вещий» является переводом на русский язык скандинавского имени Олега – Хельги, что значит «священный» или «посвященный богам». Летописи умалчивают о колдовских способностях князя, однако его былинный «двойник» – Вольга (или Волх Всеславич) – тоже изображается чародеем или по крайней мере сверхъестественно ловким и хитрым человеком.

Судя по всему, таким был и князь Олег, многие победы которого достигнуты не силой, а хитростью. Он не принадлежал к правящей династии Рюриковичей, однако сумел создать громадное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря.

Князь из сумрака

Мало кто из ученых сомневается, что Олег был скандинавом-викингом, прибывшим на Русь вместе с Рюриком или после него. На страницах летописи он впервые появился в записи, рассказывающей о событиях 879 года, когда умер Рюрик и передал княжение Олегу, «от рода ему суща», то есть, видимо, своему родичу, отдав ему на попечение сына Игоря, «ибо был тот еще очень мал».

Летописная фраза «от рода ему суща» могла означать и то, что Олег действительно был родственником Рюрика, и то, что они просто принадлежали к одному народу – шведам, как считалось прежде, или датчанам, как думают сегодня ученые, отождествляющие Рюрика с Рёриком Ютландским. Этот выходец из датского королевского рода Скьёльдунгов совершал в IX веке набеги на многие области – от Фрисландии в нынешних Нидерландах до Прибалтики.

Не исключено, что в своих скитаниях он оказался и на Руси, хотя доказательств этого нет.

В то время скандинавские пираты благодаря появлению у них нового типа кораблей – знаменитых драккаров – получили возможность совершать дальние морские плавания. Это сразу ощутили на себе народы Европы, которых викинги не только безжалостно грабили, но и пытались захватить, создавая по берегам морей и рек свои опорные пункты. Еще в конце VIII века они обосновались в Старой Ладоге, откуда плавали на юг по Волге и Днепру, наладив торговые связи с Византией и Арабским халифатом. В новых условиях викинги превратились в варягов, чьи дружины включали в свой состав не только скандинавов, но и местных жителей – славян, мерю, весь, чудь. Это, однако, не спасало их от конфликтов с туземцами, один из которых привел около 860 года к появлению на Руси Рюрика. Последний, если верить летописи, подчинил себе не только Ладогу, но и словен в Новгороде, кривичей в Смоленске и мерю в Ростове. Правда, место Новгорода тогда занимало соседнее Рюриково городище, а место Смоленска – Гнёздово, где также обосновались скандинавы.

Убиение Аскольда и Дира Олегом. Неизвестный художник начала XX века

Летопись не объясняет, почему в момент смерти уже пожилого Рюрика его сын Игорь был малолетним («детеск велми»). Как и то, почему до 912 года, когда Игорю уже перевалило за 30 лет, Олег продолжал оставаться князем. Это порождает вполне законные сомнения не только в точности хронологии «Повести временных лет», но и в достоверности сообщаемых ею фактов. Одни историки считают, что Рюрик просто придуман летописцами, другие – что он существовал, но не был отцом Игоря. Не все ясно и с Олегом: «Начальный свод», следы которого сохранились в Новгородской первой летописи младшего извода, называет его не князем, а лишь воеводой Игоря, ничего не говоря об их родстве. Напротив, Иоакимовская летопись, которую обычно считают позднейшей подделкой, объявляет Олега близким родичем Рюрика – мужем его сестры Ефанды…

Если Рюрик в самом деле был Рёриком Ютландским, он не мог проводить много времени в своих русских владениях и должен был разделить власть над ними с близким соратником или кем-то из родных. Для викингов это было обычным делом: вспомним, что в то же время Аскольд и Дир (то ли братья, то ли просто товарищи) захватили Киев и правили им совместно. Так же и Олег мог править вместе с Рюриком, а потом взять на себя заботу о его сыне. Есть, правда, и другие версии: что он возглавлял «местных» варягов Ладоги или Гнёздова, вступивших в союз с пришельцем из Дании. Это может объяснить его внимание к этим крепостям: при Олеге там появились новые укрепления, в Ладоге – первые на Руси каменные стены. Позже, уйдя княжить в Киев, Олег приказал словенам, кривичам и мери платить варягам 300 гривен в год «для сохранения мира».

Можно думать, что Олег получил власть уже немолодым человеком и умер лет в 60–65, что для того времени было немало (впрочем, Рюрик-Рёрик прожил еще дольше). Но это только предположение – как и все, что касается Олега, которого филолог Михаил Халанский справедливо назвал «великаном русского исторического сумрака».

Из Новгорода в Киев

Утвердившись на севере Руси, Олег решил подчинить себе и юг, где торговый путь к Черному морю преграждали уже упомянутые Аскольд и Дир. «Повесть временных лет» красочно описывает, как он, собрав войско из подвластных племен, подступил к Киеву, взяв по пути Смоленск и Любеч. Часть дружины он тайно высадил на берег, часть спрятал в ладьях, а сам назвался богатым купцом и послал к Аскольду с Диром гонца, обещая им щедрые дары. Когда правители города явились на берег Днепра, Олег приказал своим воинам схватить их и заявил: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода». Потом он вынес к ним на руках юного Игоря, сказав: «А это сын Рюрика». Не тратя времени на дальнейшие разговоры, он велел казнить несчастных братьев: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской… а Дирова могила – за церковью святой Ирины».

Олег и его воины на кораблях с колесами у Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века

Олег хорошо знал, как удобно расположен Киев и какие он открывает перспективы и для торговли, и для завоеваний.

Поэтому без промедления перенес туда столицу, сказав: «Да будет это мать городам русским». Конечно, в фантазии летописца – пока что «русскими» могли считаться лишь несколько городов, да и само слово «русь» было весьма неопределенным. Далее в летописи следует фраза: «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Таким образом, хотя сам Олег и многие его приближенные были варягами, уже тогда элита складывавшегося государства имела многонациональный состав. Само слово «русь» могло при этом иметь скандинавское, славянское, иранское или любое другое происхождение – дела это не меняло.

«Повесть временных лет» считает, что завоевание Олегом Киева относится к 882 году, но, как уже говорилось, даты, проставленные в летописи, весьма приблизительны. Вряд ли Олегу удалось быстро установить на севере Руси мир между враждующими племенами и навести там порядок, позволяющий без опаски покинуть эти земли. Ряд ученых полагают, что князь захватил «мать городов» во время своего похода на Византию в 907 году, но и это сомнительно: умиротворение юга тоже требовало немалого времени.

Еще одна версия состоит в том, что он завладел Киевом на рубеже IX–X веков, после упомянутого в летописи прохождения через этот город громадной орды кочевников-венгров, шедших на запад. Быть может, они и убили на самом деле Аскольда с Диром, и Олегу не пришлось пачкать руки кровью соплеменников.

Далее в летописи говорится о подчинении Олегом славянских племен – древлян, северян, радимичей. Прежде они платили дань хазарам, но князь прекратил эту практику, заявив: «Я враг их, и вам им платить незачем». При этом с хазарами он, вопреки Пушкину, не сражался, и правильно делал – армия каганата просто раздавила бы его маленькую дружину. Но хитрый Олег выбрал удачный момент: под натиском печенегов и булгар хазары отступили из Причерноморья и уже не могли контролировать славянские племена. Летопись утверждает, что вместо хазар князь воевал со славянскими племенами уличей и тиверцев, жившими между Днепром и Днестром. Но не слишком удачно: в состав Руси они вошли лишь полувеком позже. Да и у подчиненных им племен сохранялись собственные князья – Олег считался только «первым среди равных».

Император Лев VI Философ. Солид, золото

Добившись относительной покорности подданных, Олег смог позаботиться о продолжении династии Рюриковичей и подобрал Игорю жену из Пскова «именем Ольга». Сходство имен наводит на подозрения, что невеста была родственницей Олега, но, скорее всего, юная псковитянка просто взяла себе скандинавское имя, чтобы вписаться в правящую элиту. И женой Игоря она стала не в 903 году, а гораздо позже, когда Олега уже не было в живых, иначе Ольга никак не могла около 940 года родить мужу наследника Святослава. Речь снова идет об искусственности летописной хронологии, из-за которой начальная история Руси больше напоминает не прямую линию, а неуверенный пунктир.

Были ли потомки у самого Олега? Видимо, да, и, быть может, одним из них был Олег Моравский, «открытый» в XVIII веке польским историком Христианом фон Фризе. По его версии, тот после смерти отца был изгнан Игорем и укрылся в Моравии, став ее последним независимым князем. Существование этого персонажа сомнительно, как и его родство с Олегом. То же можно сказать про некоего Хельгу (в записи еврейским шрифтом – Hlgw), который, по данным хазарского «Кембриджского документа», захватил около 939 года крепость Самкерц на Тамани во главе войска русов. Разбитый хазарами, он отправился к Константинополю, но потерпел поражение и там, после чего решил попытать счастья в Персии, где и сгинул со всем войском. Вероятно, автор документа, не слишком хорошо знакомый с событиями на Руси, просто спутал Олега с Игорем, при котором русы в самом деле ходили в морские походы на Византию и Персию. Но если и так, то пример этих походов Игорю подал именно его предшественник.

Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда. Худ. М.К. Бодаревский. 1870-е годы

Гроза Византии

В 907 году Олег привел под стены византийской столицы мощный флот. Русы угрожали Константинополю (Царьграду) и прежде, но новый поход был невиданным: князь привел с собой 2000 ладей, в каждой из которых помещалось 40 воинов. Летопись перечисляет участников похода – славянские племена, варягов, мерю, чудь, объединяя их именем «Великая Скифь». Испуганный император Лев VI Философ приказал перегородить гавань цепями и заперся в городе, позволив русам безнаказанно разорять предместья. «И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги», – сообщает «Повесть временных лет».

Князь не собирался штурмовать громадный город – его целью было добыть богатства для себя и дружины, а также заключить с византийцами выгодный договор о торговле. По версии «Повести временных лет», чтобы ускорить решение вопроса, он снова пошел на хитрость. Олег приказал поставить ладьи на колеса – и попутный ветер быстро понес их к городу. Увидев такое чудо, греки предпочли заключить мир. Их послы доставили князю пищу и вино, но он отказался, догадавшись, что то и другое отравлено. Еще больше испугавшись такой проницательности, византийцы покорно приняли условия мира: уплатить «по 12 гривен на уключину», то есть на каждого воина, который одновременно был гребцом. Особая дань полагалась русским князьям и городам, а купцы из Руси добились права свободно торговать в византийской столице, вдобавок получая из ее казны провизию на полгода. Греки со своей стороны попросили, чтобы прибывающие в Константинополь русы селились только в указанном им месте, ходили без оружия и не творили никаких бесчинств – похоже, за ними прочно закрепилась дурная слава.

Первый русско-византийский договор был заключен по всей форме: император Лев и его соправитель Александр целовали крест, а Олег и его воеводы клялись «по закону русскому», присягая на оружии Перуну, Велесу и другим богам. Напоследок Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах – этот эпизод всем известен, но никто не знает, к каким именно воротам был прибит щит и долго ли провисел. Торопясь выпроводить непрошеных гостей, греки подарили им новые паруса из паволок (дорогой ткани), но не всем – только варягам. Тогда славяне, бывшие в составе войска, сказали: «Возьмем свои толстины [холстины], не даны славянам паруса из паволок». Неприязнь между варягами и славянами еще тлела, сдерживаясь лишь сильной княжеской рукой и богатой добычей. Рассказ о походе на Царьград «Повесть временных лет» завершает так: «И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье». По версии летописца, именно после этого Олега прозвали Вещим за его удачу.

В 911 году в Константинополь прибыли послы «от рода русского», большинство которых носило скандинавские имена. Они заключили новый договор, текст которого (в отличие от договора 907 года) приведен в летописи. В нем Олег впервые назван «великим князем русским», а еще до этого он стал называться «хаканом Руси», фактически присвоив себе царский титул. Но это был последний успех князя: в следующем году или чуть позже его не стало. Смерть его окутана таким же туманом, как и жизнь. Новгородская первая летопись об этом говорит: «Пошел Олег к Новгороду, а оттуда в Ладогу. Другие же сказывают, будто ушел он за море, и змея укусила его в ногу, и оттого он умер». Возможно, старый воин все-таки окончил свои дни в походе – том самом, о котором пишет арабский историк аль-Масуди. По его сведениям, в 912 году 500 кораблей русов с разрешения хазар прошли через Дон на Волгу и разорили побережье Каспия. На обратном пути хазары предательски напали на них и перебили их всех вместе с «маликом», то есть князем.

Если такой поход и был, то арабский автор сильно преувеличил масштаб поражения русов. Если бы князь со всей русской элитой погиб на чужбине, его непрочная еще держава неминуемо бы развалилась. Между тем Игорь унаследовал власть без особых проблем, Русь уцелела – и это было главным итогом политики Олега.

 

 

Детектив десятого века

Смерть Олега Вещего прославила его больше всех деяний из-за ее чрезвычайно странных обстоятельств

Вот что говорит об этом «Повесть временных лет»: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой».

Мрачноватая история смерти князя находит, как ни странно, параллели в скандинавских сагах. А именно в саге о викинге Орваре (Стреле) Одде, совершившем много славных деяний в походах на Русь и загадочную северную страну Биармию. Еще в отрочестве колдунья-вёльва предсказала ему, что он примет смерть от любимого коня Факси. Чтобы избежать этого, Одд с другом убили коня, бросили его в яму и забросали камнями. Много лет спустя викинг вернулся в родные места и прошел рядом с местом гибели Факси, о которой он давно забыл. Далее в саге говорится: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки». В отличие от Олега, Одд после укуса прожил достаточно, чтобы сложить повесть о своей жизни.

Впрочем, сага об Одде Стреле носит фантастический характер и появилась не раньше XIII века. Сюжет о смерти героя ее создатели могли заимствовать из скандинавских преданий: от укуса змеи умерли, среди прочих, легендарный конунг Рагнар Лодброк и герой «Песни о Нибелунгах» Гуннар. Однако конь и его череп там не упоминались – это «ноу-хау» русской летописной легенды. Позже она добралась и до Англии в виде рассказа о смерти сэра Роберта де Шурланда, жившего в XIV веке. Когда колдунья предсказала ему, что он погибнет от любимого коня, он тут же зарубил животное, бросив труп на морском берегу. Через много лет сэр Роберт случайно наткнулся на череп коня и пнул его ногой, насмехаясь над старым пророчеством. И зря – осколок кости вонзился ему в ногу, рана загноилась, и старый рыцарь умер. Здесь событие приобретает характер случайности, теряя назидательность русской легенды, где змея становится орудием божьего промысла, наказывая князя-язычника за неверие в пророчества. Конечно, кудесники-волхвы тоже были язычниками, но и их предсказания могли сбываться. Смеяться над ними никак не позволялось – об этом говорят примеры, заботливо собранные в «Повести временных лет». Олег же посмеялся целых три раза: над волхвами, над их несбывшимся пророчеством и над самой смертью, когда наступил на череп коня. Понятно, что наказание было неминуемо. Кстати, в «Устюжском летописце» XVI века князь не отослал коня прочь, а по настоянию волхвов приказал убить его – потом же пожалел об этом, нашел череп и даже поцеловал его, после чего и последовал роковой укус.

Легенда о смерти Олега могла возникнуть еще в языческие времена, причем на основе реальных событий. В антагонизме варягов и славян важную роль играли их боги – «дружинный» Перун, постепенно слившийся со скандинавским Одином, и «общинный» Велес (Волос). Священным животным Перуна (и Одина) был конь, Велеса – змея. В книге историка Евгения Пчелова «Олег Вещий» говорится: «Смерть Олега от змеи, тем более приуроченная к Русскому Северу (Новгород, Ладога), может трактоваться как своеобразная месть со стороны Волоса, «скотьего бога», культ которого (в отличие от Перуна) связан со словенами». Но, быть может, месть Олегу за завоевание славянских племен и нарушение древних обычаев свершилась в самом деле, а орудием этой мести выступили те же волхвы, роль которых в его смерти так старательно подчеркивает летописец? Конечно, это лишь предположение, но оно хоть как-то объясняет историю, в реальность которой поверить трудно.

Проще объяснить происхождение двух могил Олега – в Киеве и Ладоге. Скорее всего, он умер (или погиб) в своей богатой столице, откуда вовсе не собирался возвращаться на скучный и скудный север. Но ладожане, помня о великом земляке, устроили в память о нем тризну, на месте которой насыпали погребальный курган – обычай этого не запрещал. Этот курган сохранился до сих пор, а недалеко от него в 2015 году был воздвигнут памятник Олегу и Рюрику – основателям русской государственности. В Киеве же никаких следов могилы не сохранилось. Но даже если бы ее нашли, то эксгумация останков князя вряд ли помогла бы пролить свет на детективную историю Х века.

Что почитать?

Пчелов Е. В. Олег Вещий. Великий викинг Руси. М., 2018 (серия «ЖЗЛ»)

Рычка В.М. Вещий Олег в истории и памяти. СПб., 2019

 

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук

Наверх

Вернуться назад

Следующая статья

чем закончились «Викинги»: Кино: Культура: Lenta.ru

Финальный сезон исторической драмы «Викинги» от телеканала History столкнул скандинавских завоевателей с Киевской Русью, при этом изображение быта славян (а также решение взять на роль князя Олега российского актера Данилу Козловского) вызвало у многих зрителей вопросы. О том, как кровавый сериал без эпичных бюджетов и постоянной обнаженки в кадре составил достойную конкуренцию «Игре престолов», скатилось ли шоу к финалу и ждать ли продолжения, — в материале «Ленты.ру».

Драккаровские меры

«Викинги» стартовали в марте 2013 года, и лучшее время для премьеры едва ли можно было найти: телезрители тогда считали дни до выхода четвертого сезона «Игры престолов», поэтому еще одно шоу с масштабными баталиями, завоевательными походами и битвами на мечах (ну или топорах) вызвало у многих ожидаемый интерес. Более того, сериал без драконов и назойливой обнаженки в кадре во многих моментах даже обошел фэнтезийную сагу. «Викинги» начинаются с 793 года нашей эры, с разграбления северными моряками монастыря святого Кутберта на английском острове Линдисфарн. Успешный рейд организует Рагнар Лодброк (Трэвис Фиммел), подгоняемый не столько жаждой легкой наживы, сколько желанием узнать больше о жизни других народов. Открывший собратьям новые богатые земли Рагнар быстро набирает популярность, становится ярлом поселения Каттегат, а затем и конунгом, попутно проводя разорительные рейды и масштабные завоевательные кампании в землях Северной Европы.

При том что исторически задокументированные события в первых частях сериала изображены весьма вольно, в нем достаточно реверансов медиевистам, трактовок археологических находок и разнообразных отсылок к скандинавской мифологии. Сам главный герой — не кто иной, как персонаж саг Рагнар Кожаные Штаны, и сыновья его в североевропейских легендах предстают личностями не менее легендарными. Удачным оказалось решение взять на эту роль бывшую модель Трэвиса Фиммела: его хитрый и эмоционально закрытый Рагнар прославил австралийского актера ни много ни мало на весь мир, а персонаж и вовсе, кажется, стал доминирующим образом викинга в массовой культуре — на счастье шоураннера сериала Майкла Херста, желавшего, по его собственным словам, через Рагнара разрушить стереотипный образ викинга-варвара в рогатом шлеме.

Задумывая «Викингов», я хотел показать через образ Рагнара Лодброка, что викингами двигало любопытство, и у них были современные для той эпохи технологии в виде лодок и «солнечного камня» для навигации — то есть была возможность это любопытство удовлетворить, пересекая моря. Жажда приключений и любопытство — это еще не все. Викинги были просвещеннее врагов из Англии, Франции, Испании, в том числе и по части прав, статуса, возможностей женщин в обществе, которое было вполне демократичным

Майкл Херст, шоураннер «Викингов»в интервью «Ленте.ру»

В «Деяниях данов» датский священник Саксон Грамматик рассказывает, что Рагнар (или Регнер) Лодброк стал королем совсем юным, но уже тогда обладал великой мудростью и тактическим мышлением. В серии междоусобных войн Рагнар познакомился с девой Лагертой (Ладгердой) и влюбился в нее. Она не ответила ему взаимностью, и потому, чтобы попасть в покои воительницы, Рагнару пришлось сражаться с привязанными у входа медведем и псом. Эту «любовную» историю злопамятный Рагнар не забыл, и после недолгого брака развелся с Лагертой, взяв вместо нее в жены Тору, дочь короля одного из древнегерманских племен на территории современной Швеции. Та, к несчастью для Рагнара, оказалась любительницей ядовитых змей. Чтобы добиться ее сердца, молодому викингу пришлось сражаться с терроризирующими весь край питомцами Торы (для этого он надел штаны из густого меха, откуда и получил прозвище Лодброк Кожаные Штаны). Рагнар за свою жизнь женился трижды, наплодил целый отряд потомков (в «Викингах» представлена только малая их часть — Бьерн Железнобокий, Ивар, Уббо, Сигурд (Сивард) и Хвитсерк), подавил уйму мятежей и грабил чуть ли не во всех уголках Старого Света. Свой конец Рагнар встретил в Англии, захваченный в плен королем Эллой (Хеллой) и брошенный в темницу с ядовитыми змеями. За это Элла поплатился: свой гнев на него обрушили мстительные сыновья Рагнара, которые после непродолжительного военного похода схватили короля и подвергли жуткой казни: вырезали у него на спине орла, засыпав в раны соль.

Имя Рагнара встречается и в других источниках: викинг с таким именем, в частности, возглавлял флот варваров, разграбивших Париж в 845 году. Встречаются и упоминания предводителей викингов с именами сыновей Рагнара Лодброка, однако их связь с конунгом-героем под большим вопросом — Рагнар, возможно, имел реальный прототип, но все же был персонажем полумифическим.

Эпопея Рагнара завершается в четвертом сезоне, далее главными героями «Викингов» становятся ближайшие родственники героя: бывшая жена Лагерта (Кэтрин Винник) и сыновья конунга Бьорн Железнобокий (Александр Людвиг), Ивар Бескостный (Алекс Хег), Убба (Джордан Патрик Смит) и Хвитсерк (Марко Ильсе). Их деяния не слишком отличаются от пути Рагнара: те же завоевательные походы, интриги в борьбе за трон, братание с врагами и предательства, любовные распри и обязательные тактические хитрости, позволяющие одержать победу в неравных боях. «Викинги», за шесть сезонов охватившие временной промежуток в 30 лет, к финалу почти полностью сменили актерский состав, однако уже не удивляют разнообразием сюжетных поворотов. Забавно, что это в итоге осознают оставшиеся в живых персонажи, напрямую заявляющие, что им попросту не остается ничего, кроме бесконечных сражений.

Зловещий Олег

Введение в сериал нового опасного противника с востока должно было оживить сюжет, а также — ну вдруг! — привлечь внимание именно русскоязычной аудитории. Какой зритель устоит при таких ухаживаниях? Мало того, что в и без того популярный в России сериал решили ввести Киевскую Русь, так еще и на роль Вещего Олега шоураннеры пригласили главного отечественного викинга Данилу Козловского. Первая половина шестого сезона посвящена приключениям бежавшего на Русь Ивара Бескостного, которого русский князь задумывает посадить королем-марионеткой на престол в Скандинавии. Эта сюжетная линия заключается не только в штурме русами городов викингов — немало времени уделяется и дворцовым интригам на самой Руси, где князь Олег плетет паутину заговора в борьбе за абсолютную власть со своими братьями Аскольдом и Диром (Блейк Кубена и Ленн Кудрявицки).

Согласно главной русской летописи о происхождении Руси — «Повести временных лет», созданной Нестором Летописцем, Олег, приходившийся родственником Рюрику, сменил его на престоле в Новгороде в 879 году, обязавшись стать кем-то вроде регента для малолетнего сына Рюрика Игоря. В 882-м Олег хитростью захватил Киев, в котором в то время правили два брата-викинга — Аскольд и Дир. Оба были убиты, а Киев был провозглашен Олегом «матерью городам русским». Затем Олег продолжил заниматься расширением подвластной территории: ходил на древлян, северян, радимичей, разорил окрестности Царьграда (Константинополя) — правда, византийские источники об этом походе не упоминают. За успешные военные кампании (и благодаря тому, что он избежал отравления) Олега в народе прозвали Вещим. Легенда о его смерти описана, в частности, в стихотворении Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»: волхвы предсказали князю, что он «примет смерть от коня своего». Олег решил избежать судьбы, отказавшись садиться на любимого коня. Когда конь умер, князь решил взглянуть на его кости, и, наступив ногой на череп животного, был укушен выползшей из него ядовитой змеей. После его смерти Киевской Русью стал править сын Рюрика Игорь.

Нельзя не упомянуть явные оммажи сериала отечественной культуре: от почти покадрово реконструированной из «Викинга» сцены с выскакивающими из заснеженных елей всадниками до полета персонажей над городом (очень хочется верить, что российский «Викинг» стал не единственным источником вдохновения для создателей сериала и что они смотрели, к примеру, «Андрея Рублева»). При этом то, как Киев и его жители изображены в «Викингах», у русскоязычных зрителей может вызвать весьма очевидные вопросы: мало того, что при Олеге Русь уже была крещеной, а дружина князя почему-то напоминает монголо-татарских наездников, так еще и в Киеве большую часть времени царит лютая зима, даже тогда, когда в параллельной сюжетной линии в северном Каттегате начинается весна, из-за чего можно предположить, что мать городов русских находится где-то в Арктике. Да и решение князя Олега завоевать Скандинавию попросту абсурдно: едва ли скудные земли викингов заинтересовали бы русов, которые, наоборот, ушли из этих неприветливых мест в более плодородные края.

После всего вышеупомянутого легко обвинить шоу в создании «клюквы», заклеймить шоураннеров русофобами и даже назвать эту фантасмагорию ярким примером мягкой силы и западной пропаганды

Но правда в том, что ровно к таким же инсинуациям и расхождениям с источниками «Викинги» прибегали на протяжении всех предыдущих сезонов: достаточно вспомнить солдат из Англии, одетых в бургиньоты времен эпохи Возрождения, и даже самих викингов, воюющих без шлемов вообще (да еще и с прическами и тату под стать металлистам XXI века; викинги Херста, должно быть, были самыми стильными людьми своего времени).

Поиск подобных нестыковок — занятие, безусловно, увлекательное, но бессмысленное, поскольку речь идет об игровом сериале, и едва ли для кого-то станет открытием, что если таковой выходит на канале под названием History, то никакой исторической достоверности это вовсе не гарантирует. Мстительный, жестокий и параноидальный Олег, главный антагонист финала, нужен был Херсту для реабилитации вышедшего слишком уж злобным в пятом сезоне Ивара Бескостного, а его поход на Скандинавию — ради героической смерти ключевых персонажей в бою. Личность Олега вроде бы пытаются представить неоднозначной, давя на его религиозность (в своих фантазиях персонаж представляет себя Христом, которого распинают на кресте, — эта неожиданная сцена настолько же пафосна, насколько смешна), но все приключения «Викингов» в Киевской Руси необходимы лишь для того, чтобы поставить точки в ряде затянувшихся сюжетных линий, и до того не вызывавших особого эмоционального отклика.

Викинги-нацисты

«Викинги» хороши, когда отвлекаются от поднадоевших сражений и борьбы за трон, сбавляют в эпичности и обращаются к более реалистичным жизненным ситуациям. Захватывающими вышли истории колонизации Исландии и Гренландии, не менее интересны сюжеты, описывающие отношения северян с их богами (тема религии, суеверий и верований в жизни средневекового человека, пронизывающая все шоу, получилась чуть ли не самой завораживающей, особенно когда религиозным откровениям героев сопутствует сумасшествие или употребление псилоцибиновых грибов). Все это, опять же, домыслы на потеху историкам, цель которых, по словам шоураннера, — разрушение стереотипов. Цель, безусловно, благая, но только при условии, что их не замещают другие стереотипы.

Но именно такая судьба преследует викингов на протяжении всей письменной истории человечества

Образ северных мореходов в мировой культуре неоднократно претерпевал радикальные изменения, причем от археологических находок это, как правило, вовсе не зависело. Книжная культура в Скандинавии стала активно развиваться только с приходом христианства, римляне и греки едва ли интересовались бытом варварских народов далекого Севера, а потому все найденные артефакты трактуются совершенно по-разному (среди историков до сих пор нет единства по поводу того, воевали ли в рядах викингов женщины и принимали ли северяне ислам). Сошлись хотя бы на том, что шлемов с рогами викинги не носили — и то славно.

Материалы по теме:

Раннехристианские летописцы были заинтересованы в изображении язычников-викингов жестокими дикарями, противопоставляя им правоверных современников (которые, к слову, вряд ли отличались от северных соседей по уровню жестокости при разграблении подконтрольных врагу поселений). Нацисты в гитлеровской Германии, напротив, стремились романтизировать и мистифицировать образ «благородных» викингов, эксплуатируя их мифологию и символику. Эта немецкая пропаганда, в частности, была направлена на граждан оккупированной Норвегии — в ней упор делался в том числе на воинственное прошлое Скандинавии, а солдаты войск СС и вовсе представлялись современными викингами.

Сериал «Викинги», стремящийся «разрушить стереотипы» о скандинавских мореходах, изображает главных героев мудрыми философами, профеминистами, атеистами и даже пацифистами, — все это имеет отношение, конечно же, не к исторической правде, а к духу времени, в которое выходил сериал. Поэтому шоу о полумифических конунгах на деле гораздо больше рассказывает о современном мире, нежели о той эпохе, в которой разворачивается его действие.

Финал «Викингов» вышел на Amazon Prime и в «Амедиатеке». Стриминговый сервис Netflix уже анонсировал спин-офф «Викинги: Вальгалла», действие которого разворачивается через сто лет после событий оригинального телешоу. В продолжении появятся такие исторические персонажи, как скандинавский мореплаватель Лейф Эрикссон и его сестра Фрейдис Эриксдоттир, предводитель последних вооруженных кампаний викингов в Европе Харальд III, а также руководитель нормандского завоевания Англии Вильгельм Бастард. Дата релиза шоу еще неизвестна, предположительно оно увидит свет уже в 2021 году

Набор изгнанных рыцарей | Elden Ring Wiki

Комплект изгнанного рыцаря — это комплект доспехов в Elden Ring. Набор изгнанных рыцарей — это тяжелые доспехи. Комплекты доспехов в Elden Ring состоят из четырех частей брони: шлемов, нагрудных доспехов, рукавиц и доспехов для ног.

 

Где найти комплект «Изгнанный рыцарь» в Elden Ring

Части комплекта «Изгнанный рыцарь» могут выпасть из врагов «Изгнанный рыцарь». В то время как Рукавицы и Наголенники выпадают из всех изгнанных рыцарей, измененные и неизмененные версии Шлема и Нагрудника выпадают только из рыцарей, носящих эти предметы. Их можно найти по адресу:

  • Замок Стормвейл. (Измененный шлем, измененный сундук, рукавицы и наголенники) [Ссылка на карту]
  • Собор Причастия Дракона. (Неизменный шлем, измененный сундук, рукавицы и наголенники)
  • Замок Сол. (Измененный шлем, измененный сундук, неизмененный сундук, рукавицы и наголенники)
    • Неизменный сундук выпадет только из двух определенных рыцарей.
  • Разрушающийся Фарум Азула. (Неизменный шлем, измененный сундук, рукавицы и наголенники)

 

Комплект доспехов изгнанного рыцаря в Elden Ring

  • Шлем изгнанного рыцаря.
  • Шлем изгнанного рыцаря (измененный)
  • Броня изгнанного рыцаря.
  • Броня изгнанного рыцаря (измененная)
  • Рукавицы изгнанного рыцаря
  • Наголенники изгнанного рыцаря.

 

Комплект изгнанного рыцаря Кольцо Элдена Примечания и советы

  • Рукавицы изгнанного рыцаря и наголенники изгнанного рыцаря могут выпасть из всех противников из изгнанного рыцаря.
  • Броня изгнанного рыцаря (измененная) и Шлем изгнанного рыцаря (измененная) можно обработать рядом с Бастионной башней в замке Штормвейл. Изгнанный рыцарь находится чуть ниже по лестнице в большой комнате за пределами локации благодати.
  • Еще один быстрый способ фармить измененные части — это Церковь Затмения место благодати в замке Сол. Изгнанный рыцарь находится прямо за пределами этой локации благодати.
  • Неизмененный Шлем Изгнанного Рыцаря можно получить в Соборе Причастия Дракона в Кэлиде. Изгнанный рыцарь рядом у входа в церковь.
  • Неизмененный доспех изгнанного рыцаря выпадает только из двух определенных изгнанных рыцарей в замке Сол. Один из них можно легко нафармить, начав с Castle Sol Rooftop участка благодати и бегая на юг к лифту. Изгнанного рыцаря можно увидеть слева с двумя волками. Отсюда его можно застрелить из оружия дальнего боя, в результате чего он телепортируется к игроку в одиночку.
  • Кастелян Эдгар носит неизмененный комплект «Изгнанный рыцарь» без шлема, но не роняет ни одной из частей, когда его убивают.
  • Пуаз обновлен до патча 1.07. Подробности смотрите в примечаниях к патчу.

Сборки с изгнанным рыцарским набором

Чемпион. . Нажмите на название произведения по отдельности, чтобы узнать о нем больше.

Шлем изгнанного рыцаря
Отрицание урона

Фи 6.8
VS Удар 5.4
VS Слэш 7
VS Пирс 6.3
Магия 4.8
Огонь 4.8
Свет 4.6
Святой 4.7

Сопротивление

Иммунитет 26
Прочность 35
Фокус 16
Живучесть 18
Пуаз 11

 

 

 

Шлем Вес. 7,5
Броня изгнанного рыцаря
Отрицание урона

Фи 18.7
VS Удар 15
VS Слэш 19.2
VS Пирс 17,5
Магия 13,5
Огонь 13,5
Свет 13
Святой 13.3

Сопротивление

Иммунитет 60
Прочность 83
Фокус 38
Живучесть 42
Пуаз 34

 

 

 

Нагрудник Вес. 17,5
Рукавицы изгнанного рыцаря
Отрицание урона

Phy 4.7
VS Удар 3.7
VS Слэш 4.9
VS Пирс 4.4
Магия 3. 3
Огонь 3.3
Свет 3.2
Святой 3.3

Сопротивление

Иммунитет 20
Прочность 28
Фокус 13
Живучесть 14
Пуаз 7

 

 

 

Перчатка Вес. 5.8
Наголенники изгнанного рыцаря
Отрицание урона

Фи 10.8
VS Удар 8.6
VS Слэш 11.1
VS Пирс 10.1
Магия 7.7
Огонь 7.7
Свет 7.4
Святой 7.6

Сопротивление

Иммунитет 37
Прочность 51
Фокус 24
Живучесть 26
Пуаз 20

 

 

 

Броня для ног Вес. 10,8

 

 

 

 

4 Уроки Илии и пророков Ваала

1 Kings 18:1-40

  • 3 Ты не единственный. Пророк Илия чувствовал то же самое. При его жизни царь Ахав и царица Иезавель правили Израилем и «творили зло в очах Господа» (3 Царств 16:30; 21:25). На самом деле, «Ахав сделал больше, чтобы прогневать Господа Бога Израилева, чем все цари Израильские, которые были до него» (3 Царств 16:33). В частности, он построил храм языческому богу по имени Ваал и отверг Господь как единый истинный Бог.

    Ситуация была мрачной. Илия скрылся, потому что Ахав обвинил его в разрушительной засухе. Иезавель так сильно ненавидела Бога Израиля, что убила большинство Его пророков, за исключением Илии и 150 человек, которые скрылись в пещере с помощью Авдия (3 Царств 18:4), и заменила их пророками Ваала. В этот самый маловероятный момент в истории Илия устроил конфронтацию с Ахавом.

    Вы когда-нибудь знали кого-нибудь, кто страстно и искренне верил в свои убеждения, но искренне ошибался? Чудесная победа Илии на горе Кармил помогает нам разгадать вековые заблуждения об элементах веры.

    Пророк Илия против пророков Ваала: испытание истинного Бога
    Пророк Илия совершает одно из величайших чудес Ветхого Завета
    4 урока Илии и пророков Ваала

    1. Все религии Не то же самое
    2. Искренность и страсть не являются признаками духовности
    3. Вера может быть потеряна
    4. Вера, которой ты живешь Лучше быть достаточно хорошим, чтобы умереть к

    Часы:

    Илия на горе Кармель (29:13)
    Испытание на горе Кармель (1:24)
    Значение горы Кармель (1:45)

    Сначала Илия и царь встретились наедине. После того как Ахав приветствовал Илию как «смутьяна Израиля» (3 Царств 18:17), Илия ответил: «Я не смущал Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что ты оставил заповеди Господни и следовал Ваалов» (3 Царств 18:18). Затем Илия бросил вызов Ахаву, чтобы тот объявил о столкновении между ним и пророками Ваала и Ашеры. Ахав согласился и собрал израильтян вместе с языческими пророками на вершине горы Кармил.

    Пророк Илия против Пророков Ваала: испытание Истинного Бога

    В этот темный момент Бог уполномочил Илию совершить одно из величайших чудес Ветхого Завета. Стоя перед всем Израилем, Илия противостоял пророкам Ваала, каждый из которых молился своему богу и просил огня с неба, чтобы сжечь жертву на жертвеннике. Истинным богом будет тот, кто пошлет огонь, чтобы поглотить жертву.

    Перед началом состязания Илия призвал израильтян полностью посвятить себя Богу и отвергнуть Ваала. «Как долго вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Господь есть Бог, следуйте за Ним; а если Ваал, то следуй за ним», — кричал он (3 Царств 18:21). Когда Илия использовал слово  falter , это еврейское слово, используемое для описания хромого человека. Другой способ выразить это так: «Хватит хромать между двумя мнениями!» Они наполовину служили Богу, наполовину служили Ваалу. Компромиссам больше не было места. 1

    Пророки Ваала пошли первыми. Когда они воззвали к своему богу, ничего не произошло. Они резали себя и часами взывали к Ваалу, но в 3 Царств 18:26 говорится: «Не было голоса; никто не ответил». Их бог был несуществующим, ничем. И ничто не может ответить вам, когда вы взываете к нему!

    Пророк Илия совершает одно из величайших чудес Ветхого Завета

    Затем настала очередь Илии. Чтобы устранить любое естественное объяснение чуда, которое Бог собирался совершить, Илия приказал людям наполнить жертвенник двенадцатью сосудами с водой. Они утопили дрова, жертву и пространство под дровами (3 Царств 18:30-35). Когда упал огонь, Илия хотел убедиться, что никто не усомнится в том, что он исходит от единого истинного Бога.

    Вам также может понравиться:

    903:00 • Кем был Илия в Библии? Познакомьтесь с Божьим Пророком Огня
    • Вернется ли Илия во время Великой Скорби?
    • Достаточно ли веры?

    Тогда пророк Илия вознес простую молитву.

    Господь Бог Авраама, Исаака и Израиля, да будет известно в этот день, что Ты – Бог в Израиле, а я – Твой слуга, и что все это я сделал по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня, чтобы люди сии узнали, что Ты — Господь Бог, и что Ты снова обратил к Себе сердца их (3 Царств 18:36–37).

    Всего 63 слова, а произнесение заняло около тридцати секунд. Илии не нужно было много говорить, потому что он знал, что его Бог был реальным, живым и слушающим. Любой, кто беспокоится о том, чтобы подобрать правильные слова для молитвы, может утешиться этим фактом: «Кто служит Богу и творит волю Его, того слушает» (Иоанна 9:31). Сила молитвы не в сказанных словах, а в Боге, к которому обращена молитва.

    В захватывающей демонстрации Божьей силы с неба упал огонь, поглотивший жертву Илии, дерево, камни, воду и все, что ее окружало. Все! И отклик на это чудо был неоспорим: «И увидел весь народ, и пали на лица свои; и они сказали: «Господь, Он есть Бог! Господь есть Бог!» (3 Царств 18:39). ).

    Проблемы во времена Илии были более похожи на наш мир, чем вы можете себе представить. Мы не столько отвергли Бога, сколько сделали Его незначительной частью нашей жизни. Он наш воскресный Бог — Бог нашей церкви. Мы помещаем Его в маленькую часть нашей жизни, а не на место директора. Когда мы не поклоняемся Ему, мы поклоняемся таким вещам, как успех, финансовые достижения и популярность. Маленькие боги «g» завоевывают нашу привязанность и мало-помалу заменяют единого истинного Бога, Иегову. Мы не можем служить двум господам.

    Четыре урока от Илии и пророков Ваала

    Состязание Илии с пророками Ваала раскрывает четыре урока, которые применимы сегодня так же, как и в древнем Израиле.

    1. Урок неравенства: все религии разные

    Существует распространенное мнение, что все религии в основе своей одинаковы. Но Иисус сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Путей на небеса немного; Здесь только один!

    2.

    Урок эмоций: искренность и страсть не являются признаками духовности

    Нет сомнений в том, что пророки Ваала демонстрировали безрассудную приверженность тому, во что они верили. Они были искренни в своих усилиях, но, как и многие люди сегодня, искренне ошибались. Гора Кармель убедительно доказала это.

    Мы находим еще одну убедительную иллюстрацию в Новом Завете. Перед тем, как апостол Павел обратился в христианство, «Он разорял церкви, входя в каждый дом и увлекая мужчин и женщин, предавая их в темницу» (Деяния 8:3). Слово опустошение редко встречается в древних писаниях; светская греческая литература использовала его для обозначения разрушительного действия дикого кабана, что дает нам яркое представление о Сауле. Представьте, как он мчится по улицам Иерусалима, вламывается в дома, утаскивает людей в тюрьмы, намереваясь избавить город от всех христиан до последнего. Саул был искренним, страстным и совершенно неправым.

    3. Урок эксклюзивности: вера может быть неуместна

    Вера — это не самое главное. Хотя это может показаться вам странным или даже богохульным утверждением, дело в том, в чем мы верим. Пророки Ваала верили в бога, которому поклонялись всем сердцем. Они верили в него. Но их вера была бесполезна, потому что предмет их веры был бесполезен.

    Некоторые люди возражают против утверждений христианства об абсолютной истине. Они чувствуют, что добрые дела или просто вера в высшую силу должны открыть врата рая. Но если добрые дела ведут к спасению, вера не имеет места в разговоре — она становится делом дел — и мы никогда не узнаем, достаточно ли мы сделали, чтобы завоевать благосклонность Бога. Если бы вера в то, чего мы хотим, могла обеспечить наше спасение, Иисусу не пришлось бы умирать на кресте, и большая часть Библии была бы неправдой.

    Пока есть только один путь к Богу, он доступен каждому. Апостол Павел поставил свою жизнь на карту этого утверждения. С кровью святых на руках и сокрушенным сердцем он писал: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10: 9). Независимо от того, кто вы и что вы сделали, Иисус предлагает вам этот дар спасения.

    4. Урок ожидания: вера, которой вы живете Лучше быть достаточно хорошим, чтобы умереть к 9 годам0015

    Вера, не дающая надежды и помощи в трудную минуту, ничего не стоит. Бог укрепил уверенность Илии в тишине ручья, тесноте дома вдовы и уединении пустыни. Позже, когда Илия призвал свою веру на вершине горы, она поддержала его, потому что он доверился Богу.

    Пророк Илия стоял перед целым народом и требовал, чтобы они сделали выбор. Он не оставил места для компромисса. Дети Израиля могли присоединиться к пророкам Ваала или отбросить все, что противоречило единому истинному и святому Богу. Битва на горе Кармель стала определяющим моментом в жизни Илии.

    Итак, я бросаю вам вызов, на чьей вы стороне? Собираетесь ли вы жить для Бога и быть Его последователем? Или ты собираешься продолжать жить ради того, что отвлекает тебя от Него? «Если служение Господу кажется вам нежелательным, то выберите для себя сегодня, кому вы будете служить» (Иисус Навин 24:15, NIV).

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *