Теория общественного договора ж.Ж. Руссо
Руссо
считал, что люди
в естественном («догосударственном»)
состоянии обладают прирожденными
правами и свободами.
Затем ради мира и благополучия заключается
общественный договор между
каждым членом общества и создаваемым
государством.
Люди передают часть своих прав
государственной власти и берут
обязательство подчиняться ей, а
государство обязуется охранять
неотчуждаемые права человека, (право
собственности, свободу, безопасность). Соглашение
людей,
по мысли Руссо,— основа
законной власти.
В результате каждый договаривающийся
становится одним из участников этой
воли. Суверенитет принадлежит народу
в целом, а правители — это уполномоченные
народа, обязанные отчитываться перед
ним и сменяемые по его воле. Руссо
полагал, что деятельность правителей
(государства) не может противоречить
подлинным интересам общества. Если
государство перестает следовать общей
воле и выполнять свои моральные
обязательства, оно утрачивает нравственную
основу своего существования.
Следуя
теории Руссо, государство – это субъект,
образованный волей людей, то есть воля
людей – первична,
государство, – производное от этой
воли, вторично.
Таким образом, государство это создание
людей и оно (государство) могло бы быть
таким, каким его хотели бы видеть люди
(граждане). Однако этот вывод не объясняет,
почему все без исключения государства,
возникшие как в древности (например,
античные полисы), или самые современные
(Косово, Черногория), не отвечают тем
требованиям, которые предъявлялись к
государству как к обществу «всеобщего
благоденствия». Напрашивается единственный
вывод: люди
никогда не смогут договориться, а вернее,
поделить власть и материальные блага
так, чтобы все остались довольны.
Гоббс считал,
что естественное
состояние человечества, это состояние
«войны всех против всех». И
чтобы прекратить эту войну, необходимо
договориться, и быть не по одиночке, а
объединиться. Однако это договорённость
не прекращает войну, даже в том смысле,
в каком её понимал Гоббс. Люди, даже
объединенные в государство, под властью,
например монарха, продолжают терпеть
лишения. Налицо социальная расслоённость
общества, и как следствие, преступления
против личности и собственности. Гоббс,
наоборот, доказывал, что коль скоро
власть добровольно передана правителю,
например, князю, то он – князь – отныне
обладает неограниченными полномочиями.
Гоббс превозносит
роль государства, которое он признаёт
абсолютным сувереном. В
вопросе о формах государства симпатии
Гоббса — на стороне монархии. Люди,
ведомые страхом, объединились в
сообщество, отказавшись от «права»
неограниченного самоутверждения в
пользу суверена и уполномочив его
действовать от их имени.
Гоббс также известен концепцией закона как заповеди суверена. Он также хорошо понимал различие между вопросами: «Что есть закон?» и «Справедлив ли закон?», которые люди – и в то давнее время, и сегодня – имеют склонность смешивать.
Теория Гоббса оправдывает только деление общества на классы и необходимость «верхов» содержать армию, или, говоря современным языком, «аппарат принуждения», чтобы не быть свергнутыми «низами».
Руссо Ж.-Ж. — Об общественном договоре. Принципы политического права | История философии, Просвещение | Книги по философии
- Подробности
- Категория: История философии, Просвещение
- Создано: 2019-11-30
- Автор: fanat
- Просмотров: 79
Руссо, Жан-Жак
Об общественном договоре или Принципы политического права
Москва : Государственное социально-экономическое издательство (Соцэкгиз), 1938 (16 тип.
треста «Полиграфкнига»). — VIII, 124 с.
PDF 5 мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
«Об общественном договоре» — главное произведение Жана-Жака Руссо и наиболее яркий документ политической мысли французского просвещения. В этом произведении Руссо противопоставляет произволу абсолютной монархии идею народного суверенитета и принципы буржуазно-демократической республики.
Оглавление
От издательства 5
Предварительное замечание 12
КНИГА ПЕРВАЯ 13
Глава I. Предмет первой книги 13
Глава II О первоначальных обществах 14
Глава III. О праве сильного 16
Глава IV. О рабстве 17
Глава V. О том, что необходимо постоянно восходить до первоначального соглашения 21
Глава VI. Об общественном договоре 22
Глава VII. О суверене 24
Глава VIII.
О гражданском состоянии 26
Глава IX. О владении 27
КНИГА ВТОРАЯ 31
Глава I. О том, что суверенитет неотчуждаем 31
Глава II. О том, что суверенитет неделим 32
Глава IV. О пределах суверенной власти 35
Глава V. О праве жизни и смерти 38
Глава VI. О законе 40
Глава VII. О законодателе 43
Глава VIII. О народе 47
Глава IX. О народе (продолжение) 49
Глава X. О народе (продолжение) 51
Глава XI. О различных системах законодательства 54
Глава XII. Подразделение законов 56
КНИГА ТРЕТЬЯ 58
Глава I. О правительстве вообще 58
Глава II. О принципе, на котором строятся различные формы правительства 63
Глава III. Деление правительств 65
Глава IV. О демократии 67
Глава V. Об аристократии 68
Глава VI. О монархии 71
Глава VII. О правительствах смешанных 76
Глава VIII. О том. что не всякая форма правительства пригодна для всякой страны 77
Глава IX. О признаках хорошего правительства 82
Глава X.
Глава XI. О гибели политического организма 86
Глава XII. О том как поддерживается суверенная власть 88
Глава XIII. Продолжение 88
Глава XIV. Продолжение 90
Глава XV. О депутатах, пли представителях 91
Глава XVI. О том, что учреждение правительства не есть договор 94
Глава XVII. Об учреждении правительства 95
Глава XVIII. О средствах предупреждения узурпации правительства 96
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ 99
Глава I. О том, что общая воля неразрушима 99
Глава II. О голосованиях 101
Глава III. О выборах 103
Глава IV. О римских комициях 105
Глава V. О трибунате 115
Глава VI. О диктатуре 116
Глава VII. О цензуре 119
Глава VIII. О гражданской религии 121
Глава IX. Заключение 131
- Назад
- Вперёд
Скачать:
- vk.com (PDF)
институционализм | социальные науки | Британника
- Похожие темы:
- управление социальная структура институциональная экономика социальная организация
См.
весь связанный контент →
Институционализм , подход в социальных науках, который подчеркивает роль институтов.
Изучение институтов имеет долгую историю. Он опирается на предыдущие работы в широком спектре дисциплин, включая экономику, политологию, социологию, антропологию и психологию. Возрождение интереса к институтам в начале 19 в.80-е следовали знакомой схеме: это была реакция на доминирующие направления мысли, которые пренебрегали институтами, историческим контекстом и процессом в пользу общего теоретизирования. Соответственно, институционализм часто характеризуется вниманием, которое он уделяет истории. Институционализм, возникший в 1980-х годах, называется новым институционализмом (НИ), но он не столько «нов», сколько представляет собой переформулировку предыдущих исследований. Следующее обсуждение прослеживает развитие институционализма с XIX в.века до появления НИ в последние десятилетия 20 века.
Европейский институционализм в XIX веке
Полный обзор институционалистской традиции восходит к рассуждениям Аристотеля о типах режимов ( Politeia ).
Более поздний интерес к институтам возник в 19 веке среди немецких историков-экономистов (GHE), также называемых институциональными экономистами. Давая критический ответ на универсальные теории экономистов-классиков, эти ученые пренебрежительно относились к дедуктивной работе, которую они считали самореферентным математическим моделированием. Они утверждали, что экономическую жизнь лучше понять с помощью эмпирической работы, а не с помощью логической философии.
Их ключевое понимание заключалось в необходимости исторически и социологически обоснованного эмпирического анализа реальности. Первым представителем этой группы был немецкий экономист Вильгельм Рошер. Его работа настаивала на важности контекста — исторического, социального и институционального — для понимания законов политической экономии, экономического поведения и эмпирического разнообразия социальной жизни. Ранние исследования были сосредоточены на взаимосвязи между социальной и экономической организацией общества, стадиями развития и эволюционными процессами.
ВГЭ принято делить на три поколения: Раннее, Младшее и Последнее. Последнее примечательно тем, что в нем собраны некоторые работы немецкого социолога Макса Вебера, на которого оказал влияние ранний ГЭ. Вебер, пожалуй, самый влиятельный современный институционалист. Современные институциональные работы, которые постулируют институты как независимую и не эпифеноменальную переменную, обязаны Веберу теоретизировать политическую сферу, независимую от экономики и идей. В своем обсуждении государства и бюрократии он предлагает макросоциологическую теорию институтов.
Институционалистские прозрения присутствуют и в веберовской теории авторитета. Для Вебера харизматический авторитет по своей сути преходящ. По мере того как харизма исчерпывает себя и становится рутинной, ее место занимают традиционные или рационально-правовые формы власти.
С рутинизацией социальные отношения и взаимодействия становятся все более регулярными, предсказуемыми и безличными. При современном капитализме они принимают рационально-правовую форму, становятся более обширными и сложными. Некоторые употребления термина 9Таким образом, 0019 институционализация являются подмножеством веберовского процесса рутинизации.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Институционализм появился в американской науке в конце 19 — начале 20 вв. в работах американских экономистов-институционалистов (АИЭ). Американский экономист и социолог Торстейн Веблен был ключевой фигурой, критиковавшей неоклассический подход за его сосредоточенность на людях. Он утверждал, что люди формируются их институциональным и социокультурным контекстом. Он подчеркивал привычку, инстинкт и подражание как альтернативу моделям поведения, основанным на расчете полезности. Веблен теоретизировал институциональное постоянство и разработал несколько механизмов изменений, включая конфликты между институтами, экзогенные шоки и взаимодействие между рутиной и изменчивым и изменчивым действием агентов.
Хотя Веблен придерживался органицистского подхода к социальным наукам, предпочитая биологическую метафору эволюции физической метафоре механики, используемой экономистами, он был явно антифункционалистом. Он упомянул возможность социального распада и описал историю как разворачивающийся процесс, который является кумулятивным, но также подверженным кризисам, а не как самоуравновешивающуюся плавно меняющуюся систему.
Более поздней фигурой в АЕИ был американский экономист Джон Р. Коммонс, который в XIX20-е и 30-е годы отвергли рамки классических экономистов, в которых провидение наделяет людей свободой вступать в отношения экономического обмена, а экономика отделена от политики. Коммонс утверждал, что экономика представляет собой серию операций, которые стали возможными благодаря институциональной поддержке. Он выделил три типа операций: нормирование, управление и переговоры (связанные с коммунизмом, фашизмом и капитализмом соответственно). Учреждения должны гарантировать свободу и собственность до того, как могут быть совершены согласованные сделки.
Он определил институты как рабочие правила коллективных действий, которые устанавливаются и соблюдаются различными организациями, включая государство. Институты создают порядок, создавая ожидания, на которые люди могут ориентировать свое экономическое поведение. Эта интерпретация институтов лежит в основе институционализма рационального выбора (RCI) и новой институциональной экономики (NIE).
Американский институционализм середины ХХ века
Антропологическая версия экономического институционализма возникла позднее в работах Карла Поланьи. Под влиянием GHE он утверждал, что экономические отношения исторически обусловлены и не могут быть поняты вне их социального контекста. Для Поланьи экономика всегда встроена в общество. Поланьи утверждал, что вместо экономических отношений, обеспечивающих социальную интеграцию, социальный фон и, в частности, институты интегрируют экономику. Согласно этой логике, рынки не являются продуктом спонтанных актов обмена. Вместо этого акты обмена на личном уровне производят цены только в рамках системы ценообразующих рынков — системы, которая не может возникнуть исключительно из случайных актов обмена.
Исторически сложилось так, что рыночная система является относительно недавним нововведением и лишь одним из нескольких случайных институциональных решений проблемы экономической интеграции. Дополнительными формами интеграции являются взаимность (например, ленд-лиз) и перераспределение (например, Советский Союз).
Поланьи в широком смысле определил институты как объединяющие, стабилизирующие и структурирующие экономический процесс. Хотя экономические институты, такие как цена и деньги, важны, Поланьи также подчеркивал важность неэкономических институтов, таких как религия и правительство. Торг о цене и индивидуальный выбор понимаются как продукт институтов; это предвосхищает более поздних социологических институционалистов (СИ), которые рассматривают человеческое поведение как следующее «логике уместности», а институты как создание идентичностей. Как и его предшественники, Поланьи отверг идею о том, что современная экономическая наука может повсеместно охватывать экономические отношения.
Институционализм также появился в политической науке в середине 20-го века, когда в американской политической науке доминировало изучение демократического прогресса в Соединенных Штатах. Анализ других стран был редким. Тем не менее, такие теоретики, как Карл Дж. Фридрих, сосредоточили внимание на институтах в своей межнациональной работе над конституционализмом. Для Фридриха конституционализм характеризовался как заботой об индивидуальной автономии, так и институциональными механизмами — разделенным правительством и федерализмом — для предотвращения концентрации власти, особенно в государстве. Институты — это правила политики и инструменты их принуждения. Однако Фридрих осторожно отметил, что институты должны отражать социальную и политическую реальность, и без веры в их легитимность они сильно ослабевают. Фридрих резко противопоставлял современный конституционализм неконституционным системам, таким как тоталитаризм, и его работа над последним оказала влияние на целое поколение советологов.
Наконец, он также интересовался вопросами создания институтов, хотя и не обращал внимания на существование «универсального общего знаменателя» для дизайна институтов. Идеи Фридриха можно увидеть как в HI, так и в RCI.
Институционализм появился в социологии с появлением организационной науки (ОС), которая стала ответом на быстрый рост размеров фирм, начавшийся в 1860-х гг. Самой ранней и наиболее влиятельной фигурой был Честер Ирвинг Барнард, который в 1930-х годах утверждал, что организация представляет собой сложную систему сотрудничества, и подчеркивал необходимость понимания поведения людей, которые ее составляют. Он выявил разрыв между сознательной системой координации организации (формальные аспекты) и ее бессознательными процессами (неформальные аспекты). К последним относятся обычаи, привычки, взгляды и представления. Роль руководителя заключается в создании открытого общения и поощрений для отдельных членов.
Барнард подчеркивал важность нематериальных побуждений, которые облегчали людям выполнение приказов, не подвергая сознательному сомнению власть.
С этой точки зрения менеджер направляет ценности организации так, чтобы люди работали для достижения общей цели. Он также утверждал, что организационные формы различаются в разных организациях, потому что конфигурация людей уникальна для каждой организации, как и соответствующее организационное решение.
Новый взгляд на институционализм
После Второй мировой войны институционализм частично утратил свое значение в социальных науках, уступив место теориям, сосредоточенным на социальных структурах или индивидуальном поведении. Однако в 1980-х годах исследования социальных структур привели к возрождению интереса к институтам и появлению нового институционализма (НИ). Теоретики сравнительной политики предположили, что государство автономно, и призвали вернуть его в качестве объясняющей переменной. Изучение институтов значительно продвинулось вперед благодаря исследованиям в области политической экономии государственного развития азиатских НИУ, а также институциональных реформ в развитых странах.
Исследователей также все больше интересовало межнациональное сравнение институтов с целью понимания процесса демократизации. Наконец, глобальная экспансия капитализма и интеграция в Европейский союз (ЕС) привели к значительным исследованиям, демонстрирующим роль институтов как посредников между структурами и результатами.
Некоторые социологи явно ссылались на более ранние институциональные работы в своем призыве вернуть институты. Этот новый комплекс работ, получивший название NI, стремился исследовать, среди прочего, взаимодействие общества и институтов, источники институциональной согласованности, то, как историческая процессы приводят к отсроченным результатам и неутилитарным моделям поведения.
Борис БаркановКэрол Патман | Биография и факты
- Год рождения:
- 11 декабря 1940 г. (82 года) Англия
- Известные работы:
- «Участие и демократическая теория» «Сексуальный контракт»
- Предметы изучения:
- демократия феминизм Социальный контракт
Посмотреть весь связанный контент →
Кэрол Пейтман (род.
11 декабря 1940 г., Маресфилд, Суссекс, Англия), британский политолог и педагог, известная своим вкладом в демократическую теорию и феминистскую политическую теорию.
Покинув школу в 16 лет и работая на меньших канцелярских должностях, Пейтман решила завершить свое образование и поступила в Колледж Раскина в Оксфорде (1963–65), независимую школу для взрослых, предназначенную для учащихся из рабочего класса. Находясь в Раскине, Пейтман сдала экзамен на получение диплома аспиранта Оксфордского университета по политологии и экономике, и ей предложили место в Леди Маргарет Холл в Оксфорде, где она затем получила степень бакалавра (1967) и доктора философии (19).71) градусов. Хотя Пейтман родился и получил образование в Англии, он сделал действительно международную карьеру, преподавая в Европе, США и Австралии. В период с 1980 по 1989 год она преподавала в Сиднейском университете в качестве лектора в правительстве, а также занимала ряд приглашенных должностей в Стэнфордском университете, Принстонском университете и Шведском совете по исследованиям в области гуманитарных и социальных наук.
В 1919 году она стала профессором политологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.90 и получила звание заслуженного профессора в 1993 году. Она вышла на пенсию с должности почетного профессора в начале 21 века.
Ранние работы Пейтмана разоблачали элитарные наклонности либеральной теории и продвигали партиципаторное видение демократии. В «Участие и демократическая теория » (1970) она раскритиковала ведущих теоретиков демократии, таких как Роберт Даль и Джованни Сартори, за оправдание власти элиты на основе предполагаемой апатии и некомпетентности многих. Эти теоретики, как продемонстрировал Пейтман, использовали круговую логику и продвигали порочный круг демократического дефицита, потому что они не смогли оценить причинно-следственную связь между политическим участием (или его отсутствием) и гражданской дееспособностью.
В своей самой известной работе «: Сексуальный контракт » (1988) Пейтман бросила вызов либеральной идее о том, что власть государства не противоречит свободе людей, поскольку основана на их согласии.
Теоретики общественного договора, такие как Гоббс, Локк и Руссо, отвергали представление о том, что политическая власть может быть получена по праву рождения или с помощью насилия; законная политическая власть, утверждали они, может быть получена только с согласия свободных и равных людей. Проблема с этой философской басней, указал Пейтман, заключается в том, что общественный договор, воображаемый Локком или Руссо, исключает женскую половину населения. Согласно Пейтману, общественный договор, таким образом, основывается на предшествующем сексуальном договоре: систематическом подчинении женщин мужчинам. Для Пейтмана общественный договор и сексуальный договор не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, хотя первый претендует на установление равенства и свободы, а второй навязывает неравенство между полами. Во-первых, исключение женщин из общественного договора подтверждает и увековечивает сексуальную иерархию, заложенную в таких институтах, как брак. Во-вторых, половая иерархия подкрепляется тем, что она представлена как естественный порядок вещей, т.
