Афанасий Афанасьевич Фет — краткая биография
| ФИО: | Фет Афанасий Афанасьевич |
| Дата рождения: | 23 ноября (5 декабря) 1820 г. |
| Место рождения: | Мценск |
| Знак зодиака: | Стрелец |
| Деятельность: | Поэт, переводчик |
| Дата смерти: | 21 ноября (3 декабря) 1892 (71 год) |
Содержание:
- Детство и юность
- Зрелые годы
- Личная жизнь
- Вывод
Детство и юность
Афанасий Афанасьевич Фет родился в семье помещика и дамы немецкого происхождения. Отец приехал в Германию, но из-за того, что в отеле не было места, остановился переночевать в доме обер-кригскомиссара Карла Беккера, вместе с которым в доме жили беременная вторым ребёнком дочь, зять и внучка. Перед отъездом он успел покорить беременную дочку, завлёк её окончательно, и она, бросив ребёнка, мужа и отца, уехала с ним в Россию.
Афанасий Неофитович Шеншин и Шарлотта-Елизавета Бекер — родители Афанасия Фета
Позже они поняли, что их брак недействителен. Таким образом получалось, что будущий поэт оказался внебрачным сыном и считался иностранным подданным. Всю оставшуюся жизнь он посвятил тому, чтобы вступить в дворянские права и получить имя отца. Отношения в семье не были хорошими, супруги постоянно конфликтовали, к тому же отец Фета был большим охотником до азартных игр, чем доставлял семье много проблем. Все братья и сёстры будущего поэта умерли в раннем возрасте, а мать оказалась психически нездоровой женщиной, что не мешало Фету её любить и скорбеть о её утрате в 1844 году.
Афанасий Фет в детстве
Будучи совсем молодым, Фет поступил в частное учебное заведение Крюммера, а в 1837 году окончил его. Уже с ранних лет он увлекается литературой и пишет свои первые стихи.
Молодой Афанасий Фет
Зрелые годы
- После окончания пансиона Крюммера молодой человек поступает в Московский университет на отделение философии.
Оканчивает он его в 1844 году. - Первая публикация происходит в 1840 году: выходит сборник «Лирический пантеон», где он выпускает первые, не слишком успешные свои стихотворения. После этого публикуется постоянно.
- В 1842 году молодой поэт печатает свои произведения в «Москвитянине», которые литературоведы до сих пор признают лучшими из всего написанного им.
- Закончив университет, Фет поступает на военную службу в надежде заслужить признание и офицерское звание, которое позволит ему получить дворянство.
- В 1850 году выпускает второй сборник стихотворений.
- В 1853 году поступает в гвардейский полк.
- Возвращения дворянского титула ему пришлось ждать 15 лет, после чего, в 1858 году, он вышел в отставку в капитанском чине и вернулся в ряды гражданских.
- За всё это время он приобрёл определённый статус в литературных кругах, подружился с Тургеневым и Толстым, которые были очень высокого мнения о нём и его литературных способностях.
- Произведения, которые выходят в эти года, в дальнейшем составят несколько сборников: «Из деревни», «Записки о вольнонаёмном труде» и т.д.
- В 1863 году Фет печатает третье издание своих стихотворений, после чего на 20 лет исчезает из этих кругов из-за травли молодого поколения, которое открыло против него кампанию. На тот момент его творчество приобрело (на их взгляд) приобрело не совсем гражданские направления, из-за чего на поэта открыли охоту.
- Однако уход из литературных кругов не означал окончание его писательской карьеры. Фет продолжает писать стихи, копить своё состояние, возвращать себе родовое имя, звание и внимание власть имущих.
- В 1873 году ему всё же удаётся вернуть себе звание и фамилию отца (Шеншин), однако до конца жизни Фет так и будет писать стихи под фамилией матери.
- В 1883 году он вновь появляется в кругах литераторов, и начинает распространять небольшие тома, которые называются
«Вечерние огни».
В этот период времени его стихи посвящены любви и природе. - Стоит заметить, что Фет не был поэтом, который всё своё время посвящал написанию стихов, более всего его занимали другие вещи: писал мемуары, занимался переводами римской поэзии и философии (брал за основу философские размышления Шопенгауэра).
- Под его влиянием Фет стал атеистом и антихристианином. И задумался о самоубийстве, когда, будучи уже стариком, мучался от астмы. В результате до самоубийства так и не дошло: поэт умер от разрыва сердца в 1892 году.
Афанасий Фет
Личная жизнь
Согласно многим литературоведческим источникам, у Афанасия Фета была возлюбленная, Мария Лазич. Однако им не суждено было быть вместе, поскольку оба были бедны, а Фет не хотел прозябать в нищете. Поэтому он расстался с возлюбленной, которая позже погибла из-за того, что по нелепой случайности ней загорелось платье. Девушка не пережила тяжести ожогов.
Поэт скорбел по несвоевременно ушедшей любви и посвятил девушке несколько стихотворений и поэму, которые также стали очень популярными.
Мария Лазич
В 1857 году, будучи заграницей, Фет познакомился с богатой дамой, Марией Боткиной. Он женился, однако не по любви, а по расчёту. Хотя брак был совершён из-за расчётливости Фета, желающего взобраться по социальной лестнице как можно выше, они прожили счастливо всю жизнь. Жена была весёлого нрава, они мало ссорились и дружно жили, совсем не ругаясь.
Выводы
Афанасий Фет был сложным, многогранным человеком с непростой судьбой. Целью всей своей жизни он выбрал возвращение дворянского титула и богатства. Для этого он больше 15 лет посвятил военной карьере, затем женился по расчёту. Многие историки утверждают, что он слыл большим подхалимом, потому что очень сильно желал возвращения отнятого у него богатства и власти.
Другие спорят, что личностью он был замкнутой, расчётливой, и удивляются, как человек с таким складом ума и характером мог писать такие проникновенные стихи о любви, природе, а также детские произведения, наполненные добротой.
Перенеся 20 лет без литературного общества, поэт лишь позже получил признание. Скорее всего в то время он страдал от своей невостребованности, однако гордость не позволяла поэту примириться с текущим положением дел.
В 1884 году он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии. В конце концов, ему удалось вернуть себе титул и положение, потому как представили императору Александру III лично.
Афанасий Фет много времени посвятил изучению философии, написал множество стихотворений, которые ценятся и ставятся современниками на высочайший уровень. Изучению его биографии и мемуаров по сей день занимаются многие историки и литературоведы. Произведения Фета также широко распространены и заграницей.
В конце своей жизни он, по мнению некоторых историков, хотел избавить себя от страданий. И подумывал о том, чтобы собственноручно покончить с ней. Близкие и родные уберегали его как могли. В конце концов, великий поэт скончался в скором времени, оставив после себя огромное наследие, ценность которого измерить не представляется возможным.
Вне зависимости от того, каким Афанасий Фет был человеком, он подарил русскому народу стихи, поэмы, переводы и другие произведения, которые будут изучаться многими поколениями в дальнейшем.
Писатель афанасий афанасьевич фет. Фет Афанасий Афанасьевич – краткая биография
В имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).
По другим данным , дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика , ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).
В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».
С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».
В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.
Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.
В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).
Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Афанасий Афанасьевич Фет, он же Шеншин, — известный русский поэт, один из лучших лириков в отечественной литературе. Многие поклонники его творчества знают, когда родился и умер Фет. Если вы не принадлежите к их числу, предлагаем восполнить пробел в знаниях. Этот человек прошел достаточно тяжелый жизненный путь.
История рождения, или Кто отец?
Происхождение Афанасия Фета — самое темное место в его биографии. До сих пор точно не известно, кто является его настоящим отцом. Краткая повествующая о его рождении, описывает сложную и неоднозначную историю.
В сентябре 1820 года респектабельный сорокачетырехлетний помещик Афанасий Неофитович Шеншин возвращается в свое поместье после годовалого лечения на германском спа-курорте. В Германии он останавливался в доме Карла Беккера, где познакомился с его замужней дочерью Шарлоттой Фет. Через некоторое время женщина забеременела…
Спорное мнение о происхождении
Конечно, важно знать, когда родился и умер Фет, но и разобраться в этой, практически детективной истории его появления на свет не менее интересно. По поводу дальнейших событий мнения расходятся. Некоторые биографы полагают, что Шарлотта поспешно подала на развод и вскоре уже с Афанасием Неофитовичем сочеталась в Германии законным браком.
Другие специалисты, которые исследовали факты рождения будущего поэта, склоняются к мнению, что Афанасий Неофитович, не дожидаясь развода, просто увез Шарлотту в свое поместье. Там впоследствии и появится на свет маленький Афанасий — будущий великий поэт. Это и есть краткая биография Фета, которая повествует о его запутанном происхождении.
Первый удар судьбы
Когда Афанасию Афанасиевичу исполнилось четырнадцать лет, из Германии пришло официальное уведомление, которое касалось прав его рождения. Согласно ему, с этого момента он являлся законным сыном своего немецкого отца. В связи с чем автоматически лишался всех дворянских титулов, которыми по праву пользовался, будучи Шеншиным.
В результате этих обстоятельств четырнадцатилетний Афанасий Фет стал считаться незаконнорожденным ребенком Шеншина Афанасия Неофитовича. И это легло огромным пятном на всю дальнейшую жизнь поэта. Теперь основной его целью стало восстановить свое дворянское достоинство и вернуть утерянные права.
Обучение в университете и новое знакомство
В этот же период Фет Афанасий Афанасиевич был послан в Ливонский город Верро, где был принят в немецкую школу-интернат. Без имени, семьи и гражданства мальчик чувствовал свою особую ущемленность. В эти же годы юноша начал открывать в себе поэтический талант, при помощи которого отстранялся от реальности и погружался в мир творчества.
В 1837 году Фет Афанасий Афанасиевич — по решению Шеншина — был переведен в школу-интернат города Москвы, принадлежащую Михаилу Погодину. А уже в следующем году будущий поэт поступает в университет, чтобы заняться изучением законов и филологии. Там он знакомится с своим однокурсником, и они становятся очень близкими друзьями.
Вскоре Афанасий даже переехал в дом Аполлона на Малой Полянке, где поселился в маленькой комнатке на верхнем этаже. В дальнейшем многие современники будут отмечать, что своими идеями оказывал немаловажное влияние на творчество молодого Афанасия Фета.
А.
Фет: фото в военной форме, или Для чего нужна службаАфанасий учился очень плохо, наука его не интересовала. Из-за этого в университете ему пришлось пробыть даже на два год дольше. Юношу постоянно мучает тоска, она душит его, и спасение он находит только в поэзии. Наконец Афанасий Афанасиевич окончил Московский университет, и дружеские связи, которые появились в эти годы жизни Фета, сыграли значительную роль в судьбе русского лирика. В тот период он познакомился с немецкими философами, возмужал и стал подлинным поэтом.
В 1840 году выходит в свет первый сборник стихов Фета, который называется «Лирический пантеон». Однако после окончания университета Афанасий Афанасьевич начинает свою карьеру по военной линии. Почему вдруг этот человек стал служить в армии? Дело в том, что определенные чины давали человеку право на личное дворянство. Значительные годы жизни Фета были потрачены на то, чтобы вернуть себе фамилию Шеншин.
С этим и связаны бесконечные его разъезды по разным областям России и отдаленность Афанасия Афанасьевича от тех мест, где бурлила настоящая литературная жизнь, издавались журналы, обсуждались стихи.
И не столь важно, когда родился и умер Фет. Огромное значение имеет то, какая судьба ждала поэта из-за той непонятной истории его появления на свет.
Поэт или хозяйственник. Человек, прочно стоящий на ногах
Даже спустя годы Афанасий Афанасьевич занимался творчеством как будто эпизодически. В 1863 году выходит итоговый сборник его стихов, который подводит черту под целым периодом жизни Фета. Потом наступает десятилетие, в течение которого он практически не только не публикует свои произведения, но даже и не пишет их. Это вызвано определенными причинами внешнего характера.
1960 годы — это время реформ, и Афанасий Фет публикует статьи по сельскому хозяйству, посвященные многим актуальным вопросам. И многие начинают воспринимать поэта прежде всего как хозяйственника. Достаточно вспомнить внешний облик этого человека — кряжистого, сильного, с большой черной бородой, чтобы понять, что неспроста он пишет о хозяйстве. Он действительно был очень умелым и очень прочно стоял на ногах.
Два направления в российской литературе
1960-е — это годы, когда литература, и поэзия в частности, посвящает себя общественному служению. Так, например, было в лирике Николая Некрасова — крупнейшего поэта того времени. Ось противостояния Некрасова и Фета заключается в том, что первый представлял гражданскую поэзию, а Афанасий Афанасиевич олицетворял собой поэзию чистого искусства.
С одной стороны, конкретные цели, актуальность, злободневность, а с другой — нечто очень странное. Какие-то ручейки, соловьи, грезы… Кому это нужно? Так рассуждали очень многие читатели той эпохи. В эти годы Афанасий Афанасиевич подвергается бесконечным нападкам со стороны журналистов. Они пишут многочисленные пародии на поэта. Им не нравится чрезмерная музыкальность и ритмичность его произведений. И действительно, поэзия Фета отличается цельностью и единством. С самого начала он проявил себя как лирик, воспевающий красоту и гармонию мира.
Особенные мотивы лирики Афанасия Афанасиевича
Основные характеристики лирики Афанасия Фета — это ассоциативность, неясность и музыкальность.
В стихах его представлена не дикая природа, а пространство человеческой жизни. Например, не море, а пруд, не свист ветра, а звуки музыки, не лес, а сад. «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…». Не все помнят, когда родился и умер Фет, но многие читатели знают наизусть эти хрестоматийные строки, принадлежащие перу Афанасия Афанасиевича.
Мир поэзии Фета состоит из образов чистой красоты. Для этих стихотворений не нужны никакие внешние раздражители, какие-либо особые причины или общественные события. И именно эта камерность и позволяла Фету оставаться поэтом в течение десятилетий. И как будто бы не замечать своего старения. Афанасий Афанасиевич родился в 1820 году, а оборвалась жизнь Фета в 1892-м. И необходимо отметить, что именно на последнее десятилетие, на 1880 годы, пришелся абсолютный расцвет его творчества.
Огромное значение лирики Фета
Именно в то время, когда Афанасий Фет был хозяином своего замечательного имения в Курской губернии, он пишет наиболее восхитительные свои стихи.
Тогда поэт обрел стабильность и счастье в семейной жизни. Фет, фото которого сегодня знакомо даже самому маленькому читателю, стал один за другим выпускать в свет сборники под одним и тем же названием «Вечерние огни». Четыре вышли в свет, пятый был подготовлен к печати.
Любой человек может увидеть в этих последних стихах всю ту же молодую душу поэта, который не столько погружен в повседневность, сколько склонен за каждой деталью видеть философскую ее глубину. И это неслучайно. Потому что ранние, еще университетские увлечения философией в его зрелые годы вылились в систематические занятия.
Афанасий Афанасьевич занимает особое место в русской поэзии девятнадцатого века. Без Фета не было бы российских символистов, творчества Александра Блока, Константина Бальмонта и многих других замечательных поэтов. Именно на основе лирических открытий Афанасия Фета возникли целые направления в поэзии двадцатого столетия. В первую очередь символизм. Значение поэзии Фета, таким образом, очень велико.
Афанасий Фет – выдающийся русский поэт, переводчик и мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН. Его стихи знают и читают не только в России, но и далеко за ее пределами.
Афанасий Фет в молодости
Вскоре он успешно сдал экзамены в Московский университет на юридический факультет, однако затем перевелся на словесное отделение философского факультета.
В университете студент подружился с известным писателем и журналистом Михаилом Погодиным.
Во время учебы в университете Афанасий Фет не переставал сочинять новые стихи. Однажды он захотел узнать мнение Погодина, относительно своего творчества.
Тот положительно отозвался о его стихотворениях и даже решил показать их .
Каково же было удивление Фета, когда он узнал, что его работы произвели прекрасное впечатление на известного писателя. Гоголь назвал молодого поэта «несомненным дарованием».
Произведения Фета
Окрыленный похвалой, в 1840 г. Афанасий Фет издал поэтический сборник «Лирический пантеон», который оказался первым в его творческой биографии.
С того времени его стихи стали появляться в разных московских изданиях.
Через несколько лет в жизни Фета произошли серьезные перемены. В 1844 г. из жизни ушла его мать и любимый дядя.
Стоит заметить, что после смерти дяди, он рассчитывал получить от него наследство. Однако по каким-то непонятным причинам деньги исчезли.
В результате Афанасий Афанасьевич остался практически без средств к существованию. Чтобы нажить себе состояние, он решил стать кавалеристом и дослужиться до офицерского звания.
В 1850 г. вышел второй сборник Афанасия Фета, вызвавший огромный интерес у критиков и простых читателей. Спустя 6 лет появился и третий сборник под редакцией .
В 1863 г. Фет издал двухтомное собрание собственных стихотворений. В нем было множество лирических произведений, в которых он великолепно описывал и человеческие качества. Кроме стихов он также увлекался написанием элегий и баллад.
Стоит заметить, что Афанасий Фет получил большую популярность и как переводчик.
За свою биографию ему удалось перевести обе части «Фауста» и множество произведений латинских поэтов, среди которых были Гораций, Ювенал, Овидий и Вергилий.
Интересен факт, что одно время Фет хотел выполнить перевод Библии на , так как синодальный перевод он считал неудовлетворительным. Также он планировал перевести «Критику чистого разума» . Однако этим планам так и не суждено было сбыться.
Стихотворения Фета
Среди сотен стихов в биографии Фета, наиболее популярными считаются:
- Если радует утро тебя…
- Степь вечером
- Только встречу улыбку твою…
- Я долго стоял неподвижно…
- Я пришел к тебе с приветом…
Личная жизнь
По своей натуре Афанасий Фет был достаточно неординарной личностью. Многие видели в нем серьезного и задумчивого человека.
Вследствие этого его поклонники не могли понять, как такой закрытой личности удавалось живо, ярко и легко описывать природу и человеческие чувства.
Однажды летом 1848 г.
Фета пригласили на бал. Знакомясь с приглашенными гостями и наблюдая за танцами, он заметил черноволосую девушку Марию Лазич, которая была дочерью отставного генерала.
Интересно, что Мария уже была знакома с творчеством Афанасия Фета, поскольку любила поэзию.
Вскоре между молодыми людьми началась переписка. Позже девушка вдохновила Фета на написание множества стихов и сыграла не последнюю роль в его биографии.
Тем не менее, Афанасий Фет не захотел делать Марии предложение, поскольку та была так же бедна, как и он сам. В результате их переписка прекратилась, а вместе с тем и какое-либо общение.
В скором времени Мария Лазич трагически умерла. От случайно брошенной спички ее наряд загорелся, вследствие чего она получила множество ожогов несовместимых с жизнью.
Некоторые биографы Фета утверждают, что смерть молодой красавицы была самоубийством.
Когда писатель получил определенную популярность и смог улучшить свое материальное положение, он отправился в путешествие по городам Европы.
За рубежом Фет познакомился с состоятельной женщиной Марией Боткиной, которая позже стала его женой. И хотя этот брак был не по любви, а по расчету, супруги прожили вместе счастливую жизнь.
Смерть
Афанасий Афанасьевич Фет умер 21 ноября 1892 года от сердечного приступа в 71-летнем возрасте.
Некоторые исследователи биографии Фета считают, что его смерти предшествовала попытка суицида, однако достоверных фактов у этой версии нет.
Поэт был похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных в Орловской области России.
Если вам понравилась краткая биография Афанасия Фета – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Фет Афанасий Афанасьевич (настоящая фа-милия Шеншин) (1820-1892) — поэт, прозаик, публицист, переводчик.
Жизненный путь Фета на-чался с суровою испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Гер-мании с русским дворянином отставным ротмистром А.
Н.Шеншиным. Вскоре ро-дился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через че-тырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической за-писи, и русский дворянин Афа-насий Шеншин превратился в разночинца — «иностранца Афанасия Фета», которому удалось получить русское под-данство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивает-ся ее.
С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.
В 1840 году выходит первый сборник его стихотворе-ний «Лирический пантеон» , а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. «Из живу-щих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», — пишет в 1843 году Белинский .
В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офи-церский чин давал право на получение потомственного дворянства.
В 1853 году ему удается перейти в привилеги-рованный гвардейский полк, расквартированный невдале-ке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотво рений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий, обративший на себя внимание знатоков и любителей поэ-зии.
В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занима-ется хозяйством, выступает как публицист-консерватор. Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40—50-х годов (1863).
С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Определяющее начало в циклах — публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл.
Поэзия и проза Фета — художе-ственные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничи-вал, полагая, что проза — язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики : в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе — реалистической .
Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтическо-го творчества (1870-1892).
В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С.Тургенев : «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
Став богатым помещиком, Фет занимается и благотво-рительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопо-чет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам». Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой.
В одном из писем он пишет: «Застываю теперь, как земля осенью», в другом жалуется на «почти абсолютное одиночество». Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», зани-мается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.
Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой — Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет-Шеншин стало привычным.
Фет — романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар «ловить неуловимое», фиксировать «эфир-ные оттенки чувства».
В любовной лирике Фета слышатся и оптимистичес-кие, жизнеутверждающие мотивы. Это характерно и для поздних произведений поэта, созданных в течение 1882— 1892 годов (например, «Еще одно забывчивое слово…», «В степной глуши, над влагой молчаливой…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне.
..» и др.).
Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрас-ным материалом для романсов многих русских композито-ров: Чайковского, Рахманинова и др. По свидетельству Салтыкова-Щедрина , романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия».
Поэт прожил долгую и нелегкую жизнь. Историческая судьба его наследства также весьма
драматична
. Фет вошел в литературу в 1840 году. Пушкина уже не было; Лермонтов издал свой единственный стихотворный сборник; Тютчев был известен узкому кругу ценителей; новое поколение поэтов только формировалось. В 1840-50-е годы извест-ность Фета начала расти. Но в последующее тридцатилетие стремление Фета любыми средствами доказать свою при-надлежность к «трехсотлетнему дворянству» оттолкнуло от него широкого демократического читателя, заслонив глав-ное в нем — огромный талант лирика. Своего признания он так
и
не увидел. 1892 год, последний в жизни Фета, явился кануном выхода сборников Брюсова «Русские сим-волисты».
На рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии, интерес к Фету быстро возрос. Постепенно становилось ясно, что за полвека литературной деятельнос-ти он открыл новую главу в истории отечественной поэзии, начиная «не календарный, настоящий двадцатый век» (А.Ахматова).
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 г. в Орловской губернии. Он был сыном помещика Шеншина и немки, фамилия которой по-немецки писалась Foeth . Их брак, состоявшийся за границей, в России был недействителен. Таким образом, Фет официально был незаконнорожденным и до самого своего совершеннолетия оставался иностранным подданным. Это открытие, которое он сделал, когда уехал из дому учиться, было для него жестоким испытанием, и он потратил всю жизнь на то, чтобы получить права дворянина и имя своего отца. В конце концов он этого добился в 1876 г., когда получил «по высочайшему повелению» право носить фамилию Шеншин. Однако в литературе он до самой смерти сохранял свое прежнее имя.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892).
Портрет работы И. Репина, 1882
Фет учился в частном учебном заведении в Лифляндии, а потом в Москве, где некоторое время был пансионером у Погодина , который чуть не уморил его голодом. Поступив в Московский университет, он оказался однокурсником Аполлона Григорьева , в доме которого жил, платя за постой. В 1840 г. он опубликовал за собственный счет книгу очень незрелых стихов, где ничего не предвещало будущего крупного поэта. Но уже в 1842 г. Фет напечатал в Москвитянине несколько стихотворений, которые и поныне считаются самыми лучшими.
Афанасий Фет. Поэзия и судьба
По окончании университета, он поступил на военную службу и пятнадцать лет служил в разных кавалерийских полках, твердо решив добиться офицерского звания, которое давало дворянство. Но, к его несчастью, за время его службы в армии необходимое для дворянства звание дважды было повышено, и только в 1856 г., став капитаном гвардии, он смог наконец выйти в отставку как хотел – русским дворянином.
После короткой поездки за границу он женился (без всяких сантиментов, очень выгодно) и приобрел небольшое именье, задумав составить состояние.
Тем временем стихи сделали ему имя, и в конце пятидесятых годов он был выдающейся фигурой в литературном мире. Он подружился с Тургеневым и Толстым , которые ценили его здравый смысл и не осуждали за крайнюю скрытность. Именно от Фета мы знаем подробности знаменитой ссоры между двумя великими романистами. Впоследствии именно Фет их помирил. Но тут молодое поколение антиэстетических радикалов, раздраженное явно не гражданственным направлением его поэзии и его махрово реакционными пристрастиями, открыло против него систематическую кампанию. В конце концов им удалось свистом и улюлюканьем заставить его замолчать; напечатав в 1863 г. третье издание своих стихов, Фет на двадцать лет исчез из литературы. Он жил у себя в имении, активно и успешно занимаясь увеличением своего состояния и в качестве мирового судьи ведя упорную борьбу против крестьян за интересы собственного класса.
Он снискал славу крайнего консерватора и приобрел новое, еще лучшее имение в Курской губернии. Главными радостями в его последующей жизни было возвращение ему родового имени, звание камергера, пожалованное Александром III и лестное внимание великого князя Константина. В своих отношениях с царской семьей Фет подхалимом и лизоблюдом.
Хотя он и перестал печатать стихи после 1863 г., но никогда не переставал их писать, и его поэтический гений созрел за время мнимого молчания. Наконец в 1883 г. он снова явился перед публикой и с этого времени стал публиковать маленькие томики под общим названием Вечерние огни . Он никогда не был плодовит как поэт и посвящал свое свободное время широким затеям более механического свойства: написал три тома мемуаров, переводил своих любимых римских поэтов и своего любимого философа Шопенгауэра . Под сильным влиянием Шопенгауэра Фет стал убежденным атеистом и антихристианином. И когда на семьдесят втором году жизни его страдания от астмы стали невыносимыми, он, естественно, задумался о самоубийстве.
Родные делали все, чтобы он не исполнил своего намерения, и следили за ним очень пристально. Но Фет проявил незаурядное упорство. Однажды, оставшись на мгновение один, он завладел тупым ножом, но прежде чем ему удалось им воспользоваться, он умер от разрыва сердца (1892).
Сообщение о жизни феты краткое. Личная жизнь А
Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и очень трудную жизнь. При жизни интерес к его личности был не так высок, как после его смерти. Вскоре после смерти поэта стало очевидно, что во время своего творчества он открыл новую главу в русской поэзии. Именно его стихи можно считать отправной точкой поэзии ХХ века. Поэтому сегодня Фет — один из самых популярных поэтов: его стихи входят в школьную программу, они нравятся людям разного возраста, ученые изучают его биографию и творчество, находя новые интересные факты.
Поэт носил фамилию матери . Каролина Шарлотта Фет, мать поэта, немка, встретив капитана в отставке Шеншина, уезжает в Россию.
Спустя некоторое время, уже на родине отца, рождается мальчик. Шеншин усыновляет его, не взяв Каролину в жены. Спустя четырнадцать лет у мальчика отбирают фамилию и признают незаконнорожденным. Из русского дворянина он превращается в иностранца Фета. Для мальчика это событие стало настоящей трагедией, и он решает сделать все, чтобы вернуть отцовскую фамилию. В итоге спустя почти двенадцать лет он добивается своего.
Он получил прекрасное по меркам своего времени образование. . С пятнадцати лет Фета отдали в немецкий интернат в Германии. Уже здесь он упорно занимался классической филологией, изучал литературоведение и пытался писать стихи. Увлекшись филологией, он легко поступает на словесный факультет Московского университета, который заканчивает с отличными результатами.
Ради возвращения статуса дворянина Фет на несколько лет уходит из литературы. . После окончания университета он идет служить в пехотный полк, ведь офицерский чин дает право на получение дворянства.
Он не понимал армейской жизни, но был готов терпеть любые трудности ради достижения своей цели.
В шестидесятые годы девятнадцатого века Фет создавал прозу. В это время поэзия отошла на второй план. Были периоды, когда Фет не создал ни одного стихотворения. Он автор двух прозаических циклов, состоящих из очерков и рассказов, которые были опубликованы в журналах того времени.
Фет был лично знаком со Львом Толстым . В семидесятые годы девятнадцатого века он сближается с Толстым и считает его другом. Они часто встречаются, ведут беседы на философские и социальные темы, Фет читает Толстому свои новые произведения, они их обсуждают. Во многих из них Толстой подчеркивает сильные стороны, а некоторые произведения открыто критикует.
Фет много перевел . Он переводил как для себя, так и по платным заказам Шиллера и Гёте, Шекспира, Байрона. Фет свободно говорил на немецком и английском языках, интересовался французским.
Фет считал себя виновным в смерти возлюбленной .
Еще будучи студентом, Фет познакомился с девушкой, в которую влюбился. Она была приданым. Прошли годы. Поэт получил ответное признание в любви, но предложение своей избраннице так и не сделал, так как не был богат и стеснялся своего статуса. И, по его собственным словам, он еще не был готов к столь серьезному шагу. Через несколько лет возлюбленная поэта сгорела в собственном поместье. Многие исследователи считают, что она покончила жизнь самоубийством, так и не став женой того, кого любила. Эта трагическая история мучила поэта до самой смерти.
Фет был женат по расчету . Вскоре после смерти возлюбленной он отправляется в незапланированный отпуск в Европу. Здесь, в столице Франции, он женился на Марии Боткиной, дочери богатого продавца чая. Скорее всего, это был брак по расчету, о котором думал поэт. Друзья и знакомые довольно часто спрашивали Фета о причине столь скорой свадьбы, но он только молчал. У поэта не было детей.
Около одиннадцати лет Фет работал мировым судьей .
Он решал вопросы в купленном имении и близлежащих имениях, за что ему были благодарны все помещики, жившие по соседству.
У Фета был музыкальный слух, он умел играть на фортепиано. Возможно, поэтому его стихи так мелодичны, а некоторые из них стали романсами. Чайковский даже называл Фета больше музыкантом, чем поэтом.
Фет боялся психического заболевания . Это заболевание могло передаваться по наследству. Его родственники были частыми пациентами психиатрической клиники. Поэт часто впадал в депрессию, по несколько дней не мог выйти из комнаты. Фет несколько недель не мог ни с кем разговаривать, посвятив себя творчеству.
Фет умер за два дня до своего семидесятилетия . Фет был болен астмой и имел плохое зрение, но чувствовал себя прилично. Утром 21 ноября 1892 года он попросил жену налить ему бокал шампанского. На просьбу последовал отказ, так как поэт все еще находился на лечении. Фет потребовал, чтобы его жена сходила к врачу и приехала с ним домой на обследование, так как, по его словам, он хотел, чтобы все убедились, что он выздоровел и может употреблять алкоголь.
После ухода жены он хотел перерезать себе вены. Секретарь остановил его. Фет подошел к чулану, чтобы что-то достать, но, попытавшись открыть дверцу чулана, тяжело вздохнул и без сознания упал на стул рядом с собой.
У Фета удивительная личность: он одновременно сумел быть и романтиком, мечтающим об искренней любви и заботе, и деловым, предприимчивым помещиком, живущим реальной жизнью. Он поэт, создавший искренние стихи о природе, писавший о детях и для детей. В то же время он точный публицист и прозаик, часто тративший время на переводы, где нельзя уходить в мысли и мечтать. Он разносторонний человек, и это интересно по сей день.
История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычная. Его отец, Афанасий Неофитович Шеншин, капитан в отставке, принадлежал к старинному дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от ее живых мужа и дочери.
Через два месяца Шарлотта родила мальчика по имени Афанасий и получила фамилию Шеншин.
Спустя четырнадцать лет духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до свадьбы родителей и Афанасий был лишен права носить отцовскую фамилию и дворянский титул и стал немецким подданным. Это событие — в высшей степени впечатлительная душа ребенка, и неоднозначность своего положения Фет испытывал почти всю свою жизнь. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета – ему пришлось заслужить себе дворянские права, которых лишила его церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншин не отличалась особой культурой, Фет получил хорошее образование.
С 1835 по 1837 год учился в немецкой протестантской школе-интернате в Верро (ныне Выру, Эстония). Здесь он увлеченно изучает классическую филологию и тайно начинает писать стихи. Здесь Фет освоил латинский язык, который впоследствии помог ему переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжил образование в пансионе профессора Погодина для подготовки к Московскому университету, куда был зачислен в 1838 г.
на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.
Вместе обсуждали поэтические пробы пера, вошедшие в первый поэтический сборник — «Лирический Пантеон» (1840): скромные создания, Разделят Тайные страдания С взволнованной душой «Это были подражательные стихи, и поэзия Образцами для подражания стали Пушкин и Венедиктов, на которых, как вспоминал Фет, он восторженно «выл». и «Отечественные записки», но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступает на военную службу в кирасирский полк, стоявший в Херсонской губернии. Впоследствии в своих воспоминаниях Фет пишет: «Надолго будет продолжаться это заточение — не знаю, а через мгновение в глаза по столовой ложке лезут разные гоголевские вии, а улыбаться еще надо… Могу сравнить свою жизнь с грязной лужей». Но в 1858 г. А. Фет был вынужден уйти в отставку.
Дворянских прав так и не получил — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб — капитаном.
Это сделало его дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были рассветные годы его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве были опубликованы «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позже он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и необходимой для обоих.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, очень талантливой и образованной девушке. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и по этой причине А. Фет не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич скончалась при загадочных обстоятельствах.
До самой смерти поэт помнил свою несчастную любовь; во многих его стихах слышно ее немеркнущее дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта.
Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина М. Боткиной, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье. Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайне своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где живет семнадцать лет, лишь изредка навещая Москву. Здесь он нашел свой царский указ о том, что фамилия Шеншин со всеми связанными с ней правами окончательно утверждена за ним. Он стал дворянином.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил деревню Воробьевку Курской губернии, где и провел остаток своей жизни, лишь уезжая в Москву на зиму. Эти годы, в отличие от лет, проведенных в Степановке, характеризуются его возвращением в литературу. Начиная с 1883 г. он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием — «Вечерние огни» (первый выпуск — 1883 г.; второй выпуск — 1885 г.; третий выпуск — 1888 г.; четвертый выпуск — 1891 г.). В своих стихах поэт отказывается от всякой абстракции, так как душевные состояния трудно анализировать, а еще труднее передать словами тонкие движения души.
Творчество А. А. Фет. Стихи А. Фета — чистая поэзия, в том контексте, что в них нет ни капли прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обычно он не воспевал горячих чувств, отчаяния, восторга, возвышенных мыслей. Нет, он писал о самых простых вещах — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесах, о звездах, о простейших движениях души, даже о мельчайших впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, в ней есть ощущение света и умиротворения. Даже о своей загубленной любви он пишет легко и спокойно, хотя чувство его глубоко и свежо, как и в первые минуты. До конца жизни Фету не изменил радости, пронизывающей почти все его стихи.
Красота, естественность, искренность его поэзии достигают полного совершенства, его стих удивительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано много романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.
Фет — певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весеннего и осеннего увядания, ароматная летняя ночь и морозный день, ржаное поле, простирающееся в бесконечность и без опушки, и густой тенистый лес — обо всем этом он пишет в своих стихах. Характер Фета всегда спокоен, притих, словно застыл. И в то же время он удивительно богат звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:
«Я пришел к тебе с приветом,
Скажи, что солнце взошло
Что такое жаркий свет
Затрепетали листы;
Скажи, что проснулся лес
Проснулся весь, каждая ветка,
Вздрогнул от каждой птицы
И полон весенней жажды…»
Фет прекрасно передает «ароматную свежесть чувств», навеянную природой, ее красоту, очарование. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает различные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно опознать и передать словами:
«Шепот, робкий вздох,
трель соловья,
Серебро и порхание,
спящий ручей,
Ночной свет, ночные тени,
Тени без конца,
Череда волшебных перемен,
милое лицо,
В дымчатых облаках лиловые розы,
отражения янтаря,
И поцелуи, и слезы,
И рассвет, рассвет!.
.»
Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном обороте чувств, и в то же время его поэзию нельзя назвать однообразна, наоборот, поражает разнообразием и многообразием тем.Особая прелесть его стихов, помимо содержания, заключается именно в характере поэтических настроений.Муза Фет легка, воздушна, как бы в ней нет ничего земного, хотя она говорит нам именно о земле.В его поэзии почти нет действия, каждое его стихотворение — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.
Возьмите хотя бы такие из них, как «Твой Луч, летящий далеко…», «Очи неподвижные, Очи шальные…», «Солнце луч между липами…», «Протягиваю руку к ты в тишине…» и т.д..
Поэт воспевал красоту там, где видел, и везде находил. Он был художником с исключительно развитым чувством прекрасного. Может быть, поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.
Любовная лирика поэта.
Столь же прекрасным для Фета было чувство любви, которому посвящены многие произведения поэта. Любовь для него — защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета богата оттенками, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Душистый мёд любовной радости и волшебных снов» Фет изображал в своих произведениях словами чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой грустью, то светлой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «горя вечным золотом в пении».
Во всех произведениях А. Фета он безукоризненно точен в описаниях то чувств, то характера их мелких рисков, оттенков, настроений. Именно благодаря этому поэт создал удивительные произведения, которые уже столько лет поражают нас филигранной психологической точностью. Среди них такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не разбудишь…», «Заря прощается с Земля… «.
Поэзия Фета – это поэзия аллюзий, домыслов, недомолвок, его стихи большей частью не имеют сюжета, это лирические миниатюры, цель которых не столько донести до читателя мысли и чувства, сколько «летающее» настроение поэта.
Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:
«Язык мысленной бури
Был мне непонятен.»
Фет был глубоко убежден, что красота – это действительно важный элемент построения мира, обеспечивающий ему гармоничное равновесие и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в удивительно улыбнувшейся розе «в день мимолетного сентября», в красках «родного неба». Поэт различал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «ум сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасной сущности бытия. Проникновенная лирика Фета не имеет выхода ни к чему страшному, безобразному, дисгармоничному.
В 1892 году поэт умер от приступа астмы, за два дня до 72 лет. До этого он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века — В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем — С. Есенина, Б. Пастернака и других.
Заключение. Анализируя творчество поэта, можно с полной уверенностью констатировать, что русская школа чистого искусства не только не уступала французской, но, может быть, даже в чем-то и превосходила ее. В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах обращали внимание прежде всего на ритм стиха, повторы, чередование букв в словах, создание стихов-символов, русские поэты были мастерами «музыкальной стихи», которые легко читались. Образы, созданные в стихах, были светлыми, пронизанными светом, взывали к лучшим чувствам человека, учили красоте, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувство любви.
Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, так как их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительному, что могло бы стать смыслом жизни.
Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение для жизни, работы, творчества, любви к Родине. На мой взгляд, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали природу в своих стихах через особое отношение к ней, тогда как французские поэты просто считали достойным сохранения в веках только стихи о вечном, о чем-то возвышенном, не обычный. Вот почему в стихах французов царила природа.
Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф. Тютчева, которая при всей своей непохожести завораживает своей красотой, тонким ощущением «души природы» и стремлением отразить ее во всей ее проявления.
Оценить статью
Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской АН (1886). Лирика природы, насыщенная специфическими знаками, мимолетными настроениями человеческой души, музыкальностью: «Вечерние огни» (сборники 1 4, 1883 91). Многие стихи были положены на музыку.
Биография
Родился в октябре или ноябре в деревне Новоселки Орловской области.
Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, матерью — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не были женаты. Мальчик был записан как сын Шеншина, но когда ему исполнилось 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишило его привилегий, данных потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник вдруг превратился в «человека без имени», сына неизвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет воспринял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецком интернате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в интернате профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, куда поступил на обучение в Московский университет. В 1844 году он окончил словесное отделение философского факультета университета, где сошелся с Григорьевым, своим ровесником, товарищем по увлечению поэзией. «Благословение» на серьезное литературное произведение Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненный талант».
Первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон» вышел в свет в 1840 году и был одобрен Белинским, что вдохновило его на продолжение творчества. Его стихи появились во многих изданиях.
Для достижения своей цели вернуть дворянский титул в 1845 году он покинул Москву и поступил на военную службу в один из губернских полков на юге. Он продолжал писать стихи.
Только через восемь лет, во время службы в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить под Петербургом.
В 1850 году в журнале «Современник», принадлежавшем Некрасову, публикуются стихи Фета, которыми восхищаются критики всех направлений. Был принят в число самых известных писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам поправил свое материальное положение, что дало ему возможность путешествовать по Европе. В 1857 году в Париже он женился на дочери богатейшего чайного торговца и сестре своего поклонника В. Боткина М. Боткиной.
В 1858 году Фет вышел на пенсию, поселился в Москве и усиленно занялся литературной деятельностью, требуя от издателей «неслыханную цену» за свои произведения.
Трудный жизненный путь выработал в нем мрачные взгляды на жизнь и общество. Его сердце было ожесточено ударами судьбы, а желание компенсировать социальные выпады сделало его трудным в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.
В конце 1870-х годов Фет с новой силой начал писать стихи. Шестидесятитрехлетний поэт дал сборнику стихов название «Вечерние огни». (Более трехсот стихотворений вошло в пять изданий, четыре из которых вышли в 1883, 1885, 1888, 1891 гг. Пятое издание поэт подготовил, но издать не успел.)
В 1888 г., в связи с к «пятидесятилетию своей музы» Фету удалось добиться придворного чина камергера; день, когда это случилось, он считал днем возвращения ему фамилии «Шеншин», «одним из счастливейших дней своей жизни».
Краткая биография Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет — русский поэт немецкого происхождения, мемуарист, переводчик, с 1886 года член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Фет родился 5 декабря 1820 года в имении Новоселки (Орловская губерния). Отец писателя был богатым помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет. Мать Афанасия повторно вышла замуж за Афанасия Шеншина, который стал для писателя официальным отцом и дал ему свою фамилию.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, была обнаружена юридическая незаконность этой записи, и Афанасий был вынужден снова взять фамилию Фет, что было для него сродни позору. Впоследствии он всю жизнь пытался вернуть себе имя Шеншин. Фет получил образование в немецкой частной школе-интернате. Около 1835 года он начал писать стихи и проявлять интерес к литературе. После окончания школы поступил в Московский университет, где проучился 6 лет на словесном отделении философского факультета.
В 1840 году появился сборник стихов поэта «Лирический пантеон». В начале литературной деятельности его поддерживал друг и соратник Аполлон Григорьев. В 1845 году Фет поступил на службу и через год получил свой первый офицерский чин.
Через несколько лет появился второй сборник писателя, получивший положительную оценку критиков. В это же время умерла возлюбленная поэта Марич Лазич, которой были посвящены многие стихи из сборника. Среди них «Талисман» и «Старые письма».
Фет часто бывал в Петербурге, где беседовал с Тургеневым, Гончаровым и другими писателями. Там он сотрудничал с редакцией журнала «Современник». Третий сборник стихов появился в 1856 году под редакцией Тургенева. Вскоре поэт женился на Марии Боткиной. Выйдя на пенсию, писатель поселился в Москве. В 1863 году появился двухтомный сборник его стихов. В 1867 году ему было присвоено звание мирового судьи, а в 1873 году ему наконец удалось вернуться к прежней фамилии и дворянскому званию. Писатель умер от сердечного приступа 21 ноября 189 г.2 в Москве. Похоронен в Клейменово, ныне Орловской области, родовом селе Шеншиных.
В имении Новоселки близ города Мценска Орловской губернии (ныне Мценский район Орловской области).
По другим данным дата рождения Фета 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика, отставного капитана Афанасий Шеншин, который якобы в 1820 году женился за границей по лютеранскому обряду на Шарлотте Фет, дочери обер-кригского комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел юридической силы в России. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншин, а затем вынужден был взять фамилию матери, так как выяснилось, что православное венчание его родителей было совершено уже после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отдан в немецкий интернат в Верро Ливонской губернии (ныне город Выру в Эстонии).
В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, провел полгода в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом отделении, затем на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под названием «Лирический пантеон», автор прикрывался инициалами А.
Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издаваемого Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет публикуется в либеральном западном журнале «Отечественные записки».
Чтобы получить дворянский титул, Фет решил поступить на военную службу. В 1845 г. принят в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в Уланский гвардейский полк; в Крымском походе входил в состав войск, охранявших эстонское побережье; в 1858 вышел в отставку штабс-ротмистром, не отслужив дворянству.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погиб при пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазичем.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихов Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и другими.
Его стихи стали публиковаться в журнале. В 1856 г. вышел новый сборник «Стихотворения А. А. Фета», переизданный в 1863 г. в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, вел хозяйство и жил там постоянно. В 1867-1877 годах он был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с ней правами. В 1877 году он продал хорошо обустроенную Степановку, купил дом в Москве и живописную усадьбу Воробьевка в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря» публиковались очерки Фета под редакционными названиями «Записки о добровольческом труде», «Из деревни» и «О вопросе о найме рабочих».
В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 по 1889 год, они были изданы в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был издан уже после его смерти — в 1893 г.
Много в это время Фет занимался переводами, выполненными в основном в 1880-х гг. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гёте, Гейне и других древних и современных поэтов.
В 1883-1891 годах вышло четыре номера сборника стихов Фета «Вечерние огни». Пятую он не пел до выпуска. Предназначенные ему стихи частично и в другом порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихи» (1894 г.), подготовленный его поклонниками, критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (Великий князь Константин Романов).
Последние годы Фета отмечены знаками внешнего признания. В 1884 г. за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 г. за совокупность своих сочинений он был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет получил придворный чин камергера, лично представился императору Александру III.
Афанасий Фет умер 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Поэт был похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Афанасий Фет был женат на сестре литературоведа Василия Боткина Марии Боткиной.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Шарлотта Мью | Poetry Foundation
Британская писательница Шарлотта Мью родилась в Лондоне в 1869 году в семье семерых детей; она была старшей дочерью. Когда она была еще ребенком, трое ее братьев умерли. Позже еще одного брата, а затем и сестру отправили в психиатрические больницы, где они проведут остаток своей жизни. Остались только Шарлотта и ее сестра Энн, обе из которых не хотели иметь детей, отчасти в надежде избежать передачи этих черт любым потенциальным детям. Травматические проблемы, с которыми Мью столкнулась в детстве — смерть, психическое заболевание, одиночество и разочарование — стали темами ее стихов и рассказов.
Мью опубликовала свою первую работу, когда ей было около 20 лет. Хотя сегодня ее больше всего помнят за ее стихи, она также написала ряд рассказов, в том числе эту первую опубликованную работу под названием «Пройдено», которая появилась в новом журнале Yellow Book, в 1894 году.
Вдохновленная волонтерской социальной работой Мью, история рассказана женщиной, которая во время посещения церкви сталкивается с неприглядной сценой. Отчаявшийся секс-работник приводит ее в комнату, где лежит мертвая другая женщина, сестра секс-работника. Рассказчик пытается некоторое время утешить скорбящую женщину, пока страх не заставляет ее бежать обратно в безопасный собственный дом. Пытаясь забыть ужасный опыт, рассказчица неожиданно сталкивается с ним снова, когда видит ту же женщину на улице в красном платье и в сопровождении мужчины. Этот момент заставляет рассказчика сломаться, потому что она больше не может закрывать глаза на социальные беды вокруг нее.
В 1898 году скончался отец Мью, оставив семью в затруднительном финансовом положении и поставив их в затруднительное положение, когда им пришлось сдавать в аренду верхний этаж семейного дома. Мью продолжала время от времени публиковать свои короткие рассказы в таких журналах, как Yellow Book, Temple Bar, Englishwoman, the Egoist, и Chapbook в течение следующего десятилетия или около того.
Однако первое настоящее внимание она привлекла публикацией стихотворения «Фермерская невеста» в Nation в 1912 году. Ранее в различных журналах было опубликовано всего семь стихотворений, и это произведение упрочило ее литературную репутацию. Поэма-повествование рассказывает историю фермера и его молодой жены. Фермер полон решимости завоевать любовь и привязанность своей колеблющейся невесты, но вместо этого они становятся еще более изолированными друг от друга. Стихотворение заканчивается тем, что ни одно из желаний фермера не исполняется, и он остается одиноким, тоскующим по своей жене.
С публикацией этого стихотворения Мью начал участвовать в чтениях и встречаться с влиятельными людьми в литературном сообществе Лондона. Как только Мью была представлена в этом мире, она быстро привлекла внимание и друзей, отчасти из-за ее уникального стиля и манер, которые привлекли внимание многих; это была крошечная женщина с короткими волосами, которая носила сшитые на заказ мужские костюмы и всегда носила с собой черный зонт.
Мью, несомненно, привлекали женщины, но эти желания часто оставались безответными. Пенелопа Фицджеральд пишет в Оксфордский национальный биографический словарь , «Именно благодаря «Желтой книге » [Мью] познакомился и глубоко увлекся лихим помощником редактора Эллой Д’Арси. В 1902 году она поехала на встречу с Эллой в Париж, но этот визит стал горьким разочарованием. Десять лет спустя она влюбилась в писательницу Мэй Синклер и, очевидно, преследовала ее в спальне, где ее унизительно отвергли. Ее раздвоенная натура делала эти эмоциональные бедствия особенно болезненными, потому что ее женственная сторона, «мисс Лотти», совершенно их не одобряла».
Однако ее приобщение к этому кругу писателей спровоцировало самый плодотворный период написания стихов в ее карьере. Наиболее заметными из этого времени являются стихотворения «Мадлен в церкви» и «Праздник», опубликованные в журнале Egoist в 1914 году. провести ночь с артистом цирка. Эти произведения были включены в первый сборник стихов Мью под названием «Фермерская невеста», , опубликованный небольшим тиражом в книжном магазине поэзии Гарольда Монро в 1919 году.
16. Несмотря на то, что тираж всего в 500 томов был распродан годами, он, тем не менее, принес Мью похвалу со стороны литературного сообщества, в первую очередь от Зигфрида Сассуна, Сары Тисдейл, Эзры Паунда, Томаса Харди и Вирджинии Вулф, которые назвали Мью «величайшим из ныне живущих». поэтесса.» В 1921 году эта коллекция была расширена и переиздана под названием « Субботний рынок » для распространения в Англии и США. Это издание привлекло значительно больше внимания и получило высокую оценку таких критиков, как В.С. Брейтуэйт, написавший в Boston Transcript, «Очень плотная интеллектуальная паутина этих стихов ничего не убирает из прекрасных и впечатляющих образов, которыми они наполнены. гений».
Несмотря на успех «Невеста фермера», он не приносил Мью достаточно денег, чтобы жить, и в том же году, когда он был опубликован, дом, в котором она жила с матерью и сестрой, был осужден. Женщины Мью были вынуждены переехать, и это было настолько тяжело, что Энн заболела.
Из-за ее финансовых трудностей несколько влиятельных литературных друзей Мью взяли на себя смелость рекомендовать ее для получения государственной пенсии в 1919 году.23. В 1926 году у Анны диагностировали рак, и Шарлотта взяла на себя обязанности по уходу за сестрой почти все время. Анна умерла в следующем году. Последний оставшийся член ее когда-то большой семьи и особенно близкий Анне, Шарлотта постепенно впадала в отчаяние. Впадая в бред, в 1928 году она поступила в дом престарелых для лечения, где в том же году покончила жизнь самоубийством.
После смерти Мью ее подруга Алида Монро (жена Гарольда Монро, выпустившего первую книгу Мью) собрала и отредактировала стихи Мью для публикации. Бродячий моряк появился в 1929 году и объединяет ее ранние работы с ее более зрелой и успешной поэзией подростков и двадцатых годов. Гумберт Вулф похвалил часто упускаемые из виду достоинства поэзии Мью в своем обзоре этого тома для Observer : «У нее нет ни уловок, ни грации.

Оканчивает он его в 1844 году.
В этот период времени его стихи посвящены любви и природе.