О сергее радонежском кратко: Краткое сообщение о Сергии Радонежском

Краткая биография Сергия Радонежского

18 июля отмечается памятный день известного, почитаемого святого и чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Он основатель монастырей, основоположник русского старчества, собиратель русского народа, помощник в объединении Руси при правлении Дмитрия Донского.
Дата рождения святого до сих пор точно не известна. Различные исследователи и историки интерпретируют датировки по-разному. В основном все сходятся либо к маю 1314 года или же к маю 1322. Интересным фактом является то, что при рождении святой получил имя Варфоломей, уже потом при принятии монашеского пострига он получил имя Сергий. Родился Сергий в семье знатных бояр Марии и Кирилла, в селе Варницы, под городом Ростов. У него было 2 брата — Стефан и Петр. Когда ему исполнилось семь лет, его отправили в школу изучать грамоту. В школу он пошел вместе со своими братьями. Учеба давалась сложно. Родители были недовольны, друзья насмехались. Сергий не сдавался, он слезно просил у Господа бога помощи. Согласно житию святого, однажды, удрученный своими неудачами, он встретил старца и поведал ему о своих проблемах и переживаниях, поведал ему о том, что хочет учиться и одолеть грамоту. Старик прочитал молитву и велел съесть кусочек священного хлеба — просфору. Мальчик же пригласил Старца домой, где его очень хорошо приняли. После этой встречи случилось чудо. Мальчик начал читать, и чтение давалось ему очень хорошо и легко. С этого момента жизнь его круто изменилась. С большим усердием и интересом, он стал читать молитвы, ходить на все Богослужения и приобщаться к церкви. Сергий начал следовать очень строгому посту. Он воздерживался от пищи в среду и пятницу, другие дни он употреблял воду и хлеб.
В 1328 году семья Сергия переехала жить в город Радонеж. Со смертью родителей Сергий с братом Стефаном решили основать небольшую келью. Спустя несколько лет, она стала настоящей обителью. Чуть позже была построена церковь Святой Троицы. Осенью 1337 он принял монашество и получил новое имя — Сергий. Обитель постепенно разрасталась, и церковь превратилась в монастырь. 1354 год — год принятия Сергием игуменства. Святой Сергий Радонежский был в хороших отношениях с московским митрополитом Алексием. Однажды Алексий заговорил о предложении Сергию принять Русскую митрополию после его смерти, но оставаясь преданным своему монастырю, он отказался.
Втечение жизенного пути, преподобный Сергий творил чудо. Он исцелял больных, поучал советами, примирял враждующих. Велика его роль в объединении земли Русской и в великой победе на Куликовском поле. За свою жизнь, кроме того, что, он основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру, им были основаны такие монастыри как: Свято-Благовещенский Киржачский, Ростовский Борисоглебский, Высоцкий, Богоявленский Старо-Голутвин и другие .
На склоне лет, он передал игуменство, в случае его смерти своему верному ученику Никону. Скончался он в 1392 году осенью, в своем монастыре. До сих пор преподобный Сергий Радонежский почитаем, и является одним из величайших святых в наше время. До сих пор люди молятся ему, просят о помощи, а в ответ он продолжает творить чудо.

Добавить комментарий

Жизнь и подвиги Сергия Радонежского: святые поступки христианского святого

Биографии

12.11.21

10 мин.

Сергий Радонежский считается самым народным подвижником русской земли. Его биография связана с удивительными и даже мистическими событиями, поверить в которые очень сложно. Но существование иеромонаха не подвергается сомнению. Жизнь и подвиги Сергия Радонежского были коротко описаны его учеником Епифанием Премудрым в многочисленных рассказах и книге «Житие».

Оглавление:

  • Исцеление людей
  • Благословение монахов на войну
  • Посмертные чудеса

Краткая биография иеромонаха

Точная дата рождения будущего святого неизвестна. Исследователи полагают, что он появился на свет в период между 1314 и 1319 годами в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей.

В 7 лет его отдали в класс при церковной школе. Но Варфоломей, в отличие от двух родных братьев, с трудом осваивал дисциплины. В своём произведении Епифаний Премудрый писал, что однажды мальчик встретил в селе таинственного старца. Варфоломей жаловался мужчине на то, что не может освоить грамоту и попросил старика помолиться за него. Незнакомец дал мальчику кусок хлеба и предсказал получение огромного количества знаний. Пророчество старца сбылось.

Уже в возрасте 12 лет Варфоломей пристрастился к церковной службе. Юноша соблюдал строгий пост, по ночам молился. Со временем он освоил греческий язык и изучил множество религиозных трудов. В 19 лет Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Своё наследство он оставил двум братьям, а сам отправился жить в глухие леса. В скромной келье он ежедневно молился и самостоятельно добывал себе пропитание. К необычному монаху стали присоединяться другие люди.

Позже Радонежский основал собственную обитель. Через много лет она превратилась в знаменитую Троице-Сергиеву лавру. Иеромонах установил собственные правила церковного служения:

  1. Запретил просить подаяние.
  2. Монахи зарабатывали на жизнь только собственным трудом.
  3. Организовывал христианскую коммуну с едиными правилами проживания.

Его реформы встретили резкое сопротивление со стороны других церковных деятелей. Не желая разжигать конфликт, иеромонах добровольно покинул обитель. Благовещенский, Высоцкий и Георгиевский монастыри тоже основал Сергей Радонежский. Его жизнь и подвиги кратко описывали историки Б. Клосс, К. Аверьянов и Н. Борисов.

Христианские подвиги Радонежского

Слухи о праведном передвижнике и его духовных подвигах быстро распространялись среди русского народа.

Люди, утратившие веру и силы во время монгольского ига, видели в Радонежском образец духовности.

Исцеление людей

Сергий Радонежский совершил немало святых поступков ещё при жизни. Историки и монахи, которые составляли биографию преподобного, писали о его целительных способностях.

Однажды к иеромонаху обратился мужчина. Он просил исцелить своего больного ребёнка. Сергий Радонежский дал своё согласие, но мальчик скончался ещё в дороге от сильных морозов и долгого пути. Убитый горем отец оставил ребёнка в келье иеромонаха, а сам пошёл мастерить гроб. Радонежский несколько часов читал молитвы над телом, и малыш начал проявлять признаки жизни. Отцу чудотворец сказал, что его ребёнок не умирал, а просто потерял чувства от усталости и мороза.

Кратко о духовных подвигах Сергия Радонежского говорится и в других письменных источниках. Известны случаи:

  • исцеления вельможи;
  • избавления человека от 20-дневной бессонницы;
  • возврата зрения греческому епископу.

Чудеса преподобного можно трактовать по-разному. Одни историки видят в содержании «Жития» Епифания Премудрого только вымысел. Другие рекомендуют делать символическое толкование его духовных подвигов. Возможно, он не обладал мистическими способностями, но вселял в людей веру в исцеление, дарил им надежду.

Благословение монахов на войну

Сергий Радонежский жил в период зависимости русских городов от Монгольской империи. Авторитет иеромонаха был настолько велик, что к его мнению прислушивались не только простые люди, но и князья.

Перед знаменитой битвой с войском Мамая Дмитрий Донской встретился с Радонежским. Великий князь знал, что иеромонах обладает даром предвидения и житейской мудростью. Он спросил у чудотворца, стоит ли ему оказывать сопротивление татаро-монгольскому войску. Сергий дал Донскому наставление идти в бой против «безбожников».

Кроме того, Радонежский благословил на участие в Куликовской битве двух добровольцев из числа иноков. Пересвет и Ослябля сыграли ключевую роль в великом сражении. Первый сразил могучего монгольского воина Челубея, а второй в критический момент битвы переоделся в доспехи Дмитрия Донского и повёл за собой русское войско.

Известно, что монахи и ратные подвиги несовместимы. Сергию Радонежскому запрещали давать благословение на битву под страхом отлучения от церкви. Но чудотворец понимал, что многолетнее монгольское иго несёт куда больше зла, чем любое сражение. Он вселил в войско веру, в чём и заключается подвиг Сергия Радонежского.

Посмертные чудеса

Чудотворец умер в 1392 году. О дате своей кончины Радонежский знал заранее. За 6 месяцев до трагического события он передал игуменство своему лучшему ученику Никону. Остальным монахам он дал краткие наставления о правилах церковного служения. Старец просил поместить его тело не в церкви, а на общем монашеском кладбище. Но авторитет Радонежского был настолько велик, что ученики выпросили разрешение на погребение чудотворца в стенах лавры.

Даже после смерти преподобного иеромонаха наблюдались необъяснимые чудеса. Старец являлся в снах и видениях простым людям, военачальникам, князьям и предупреждал их о наступлении войск неприятеля. Иногда чудотворец давал советы по обороне, подсказывал выход из ситуации. Все, кто молился на могиле монаха, непременно получали помощь.

О том, на какие чудеса способны мощи чудотворца, стало известно Священному Собору. Через 30 лет после смерти Радонежского его чудотворный гроб был вскрыт. Собор обнаружил, что тело старика и его одежда остались целыми и невредимыми. В 1452 году иеромонах был причислен к лику святых. Чудотворец является покровителем всех учеников.

Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой лавре, то есть в первой обители, которую он обосновал. Многие люди верят, что его останки обладают целительными свойствами. Известны случаи излечения от смертельных недугов, детских страхов, бесплодия. Биографию С. Радонежского продолжают изучать современные историки. Его жизненный путь наполнен удивительными фактами и истинными духовными подвигами.

Преподобный Сергий Радонежский – Пантелеимоновская церковь

8 октября

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. дворяне Кирилл и Мария. Господь предназначил его еще во чреве матери. В житии преподобного Сергия сообщается, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратный вопль младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимскую песнь, и когда священник произносил: «Святое Святому». Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. Младенец с первых же дней жизни поражал всех своим голоданием, по средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец также отказывался от молока матери. . Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В семилетнем возрасте Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями – старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец со слезами Варфоломей просил Господа даровать ему книжное понимание. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге встретил он Ангела, посланного Богом под видом явления инока: старец стоял на молитве под дубом среди поля. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, дождался окончания молитвы старца. Тот благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно. Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться грамоте, святой отче, моли за меня Бога, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, подняв молитву свою к Богу, и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уметь читать и писать, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстники». При этом старец вынул сосуд и подал Варфоломею порцию просфор: «Возьми, чадо, и ешь, – сказал он. – Это дается тебе в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его навестить в доме родителей. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство. Старец отвечал, что прежде следует причащаться духовной пищи, и велел сыну их читать Псалтирь. Варфоломей начал стройно читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет сын твой пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. И с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой. Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. А позже старший брат Стефан, овдовев, принял монашество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился на пустынничество в лес (12 верст от Радонежа). Сначала сделали кельи, а потом небольшой храм, который по благословению митрополита Феогноста освятили во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с преподобным Алексием, впоследствии митрополитом Московским – память 12 февраля).

Варфоломей 7 октября 1337 года принял постриг в монашество от игумена Митрофана, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и приступил к началу нового жилища во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал от силы к силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в маленьком монастыре собралась братия из двенадцати монахов. Их опытный духовник отличался необычайной любовью к делу. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом. Братия дивилась, что при таком сильном напряжении здоровье их наставника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году волынский епископ Афанасий рукоположил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто монахи имели скудное питание, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» [или «парамандия» – монашеский предмет одежды, четырехугольный платок, перевязанный шнурами на грудь и носимый под другими одеяниями, и украшенный символами Страстей Господних] и схиму в благословение на новые дела, и грамоту-благословение, в которой патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительное ( общежитие) монастырь. Преподобный отправился с Патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий порядок общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворения. Он реанимировал мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец махнул рукой на своего единственного сына как на потерянного. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от Преподобного, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и совершил ответное благословение святому Стефану. Некоторые из учеников, удивившись необычайному поступку преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.
Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией вместе с преподобным служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до конца своей земной жизни.
Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и умолял его принять сан русского митрополита, но блаженный Сергий по смирению отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения на предстоящую борьбу. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея (Ослябу) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию.

Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и поставили место начала освобождения Русской Земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога даровать победу русским войскам. За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал молитвенное правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий упал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный призвал к себе братию и благословил во игумена своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В тихом уединении преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий созвал братию в последний раз и обратился к ним со словами напутствия: «Братия, внимайте себе. Имей прежде страх Божий, чистоту души и любовь нелицемерную…».

Источник: https://www.holytrinityorthodox.com/htc/ocalendar/los/September/25-01.htm

Проект MUSE — Преподобный Сергий Радонежский, Троицкий монастырь и формирование русской идентичности

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Глава вторая Преподобный Сергий Как уважение и любовь к человеку становится культом? Как же это общество, такое, какое при жизни Сергея считало его весьма благочестивым, а дела его иногда и дивными, после его смерти приписывало ему сверхъестественные качества и считало некоторые дела его чудесными? Или что это сообщество настолько почитало его, что организовало свое существование вокруг церемоний, прославляющих его как святого? Смерть Сергия в 139 г.2 не вызвал немедленных заявлений об исцелениях, видениях или чудесных событиях. Нет также данных о том, что Троицкая братия претендовала на это в то время, когда настоятелем был Савва, троицкий монах, которого Сергий когда-то поставил игуменом Дубенского монастыря. Это было с 1392 по 1398 год, когда троицкий монах Никон, первый избранный Сергием игуменом, воздерживался от принятия обетов безмолвия и уединения. Епифаний сообщает нам, что уже тогда он начал собирать и записывать свидетельства о Сергии с намерением написать его биографию, но не называет чудес как причину этого. Не принимал Никон и мер к признанию Сергия святым некоторое время после того, как он стал игуменом в 139 г.9.1 В самом деле, состояние Троицы и репутация Сергия, казалось бы, достигли низшей точки, когда эмир Едигей разрушил монастырь во время своего набега на Москву в 1408 г., в результате чего Епифаний и, вероятно, его собратья-монахи бежали в Тверь. Оказалось, что после этой трагедии родился культ Сергия. В этой главе я обсуждаю возникновение культа Сергия, от его зарождения до признания его святым около 1448 года во всем православном мире. Современная социология отвергает то, что святость — это индивидуальное качество, а ее сторонники — пассивные наблюдатели. Святость предполагает взаимодействие между «исполнителем» или свидетельством о нем или о ней и ближайшим сообществом.

Это процесс, в котором обсуждаются условия святости. Что касается святости на католическом Западе, Авиад Клейнберг писал, что дебаты о святости редко бывают убедительными, пока кандидат жив; поэтому сверхестественные действия, характеризующие святость, следует мыслить как атрибутивные качества агиографии, с которыми могла согласиться община3. сочувствующие клирики и, может быть, местные князья — были людьми, знавшими его. Епифаний, уже монах, пришел на Троицу к 1380 году, по крайней мере, за 12 лет до смерти Сергия. Постриг Никона Сергием, по предположению Клосса, был 30 июня 1381 г.4. Доказывая, что Сергий был святым, Епифаний и Никон должны были не только убедить «обращенных», но и утвердить свое утверждение в более широкой, менее преданной общине, что практически не знал Сергия. Вероисповедание Никона после набега Едигея заключалось в том, чтобы построить на месте могилы Сергия деревянную церковь Троицы; Епифанию надлежало составить панегирик Сергию. Вероятно, Епифаний читал свой панегирик Сергию по случаю освящения деревянного храма.
Клосс приводит рукопись, в которой некий Варлаам, вероятно, монах из Новгорода, описывает освящение храма и говорит, что оно произошло 25 сентября 1412 года, в двадцатую годовщину смерти Сергия. Какое лучшее время, чтобы прославить его память и сделать это заявлением о вере в дом, который он основал? Почитание Сергия могло быть спонтанным и самопорождающимся, сохранявшимся в памяти знавших его. Для ее превращения в культ мы должны обратиться к гению Епифания, Никона и Андрея Рублева. Панегирик Епифания очень личный, но основан на знакомстве с восточной агиографией и уважении к этому жанру. Е. М. Верещагин показал, что Епифаний в значительной степени опирался на славянский перевод жития своего именинника Епифания Кипрского, написанный учеником последнего. В панегирике Епифаний говорит, что он посетил Константинополь, Иерусалим и Афон, путешествие, которое могло только обогатить его агиографические ресурсы. Клосс, основываясь на русском источнике, предположил, что Епифаний совершил поездку в 1411 году в компании московской принцессы Анны, которая была отправлена ​​в Константинополь в качестве предполагаемой невесты византийского императора5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *