Русское государство и золотая орда: это государство-вассал или часть ордынского государства?

Роль Золотой Орды в поднятии Московского государства

  • Оқушыларға пайдалы ақпараттар
  • Regina
  • 14.04.2022
  • 0
  • 0
  • 567

Малиновская Р. В. Бакалавр 4-го курса, специальности «5В020300 – история», КазНу им. аль-Фараби Научный руководитель: к. и. н., доцент Майданалли Зере

Историки давно спорят и выдвигают свои гипотезы на счет того, какое влияние оказывала Золотая Орда на завоеванные ей государства, в частности на Русь, как центра «Батыева улуса». Одни придерживаются мнения о том, что монголы лишь негативно сказались на состоянии русского государства — посредством разрушения городов и установления своего «азиатского» политического устройства, якобы тормозили развитие России.

Можно отметить, что данная точка зрения была особенно популярна в советское время. Вот как писал об этом историк В. В. Каргалов: «Именно нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны от наиболее развитых государств Западной Европы». [1]

Другая группа исследователей принимают и позитивные стороны вхождения Руси в состав монгольского улуса Золотой Орды. Например, Н. М. Карамзин считает, что монголы серьезнейшим образом повлияли на развитие русских земель: они способствовали их объединению и утверждению в России самодержавия. [2] Здесь следует отметить, что накануне монгольского нашествия Русь представляла собой двенадцать фактически самостоятельных политических образований, именовавшихся «землями». Сильнейшими землями в начале XIII в. были Черниговская, Смоленская, Суздальская и Волынская. Именно их князья — соответственно Ольговичи (Чернигов), Ростиславичи (Смоленск), а также потомки Юрия Долгорукого (Суздальская земля) и Изяслава Мстиславича (Волынь) — вели в первой трети XIII в.

борьбу за «общерусские» столы — киевский, новгородский и галицкий. [3]

Ну и третья точка зрения основывается на том, что влияние было настолько низким, что достижения России в этот период приписываются лишь ей, без помощи каких-либо других держав. Например, такие известные исследователи как, Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский отрицали влияние Золотой Орды на Русь: «Русское государство во главе с Москвой было создано не при помощи татар, а в процессе тяжелой борьбы русского народа против ига Золотой Орды». [4] Р. Г. Скрынников полагает, что влияние монгольского нашествия на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать, поскольку предпосылки отставания Руси сложились раньше и были связаны с наследием античной эпохи. [5]

Таким образом, получить однозначный ответ по данной проблеме получить достаточно сложно, однако вероятность найти доказательства поставленной теме совсем не нулевые.

Наверное, следует начать с того, что после совершенных походов Батыя на русские земли в течение 1240 — 1250-х гг. за­вое­ва­те­ли пред­при­ня­ли ряд мер, офор­мив­ших за­ви­си­мость русских зе­мель от мон­голь­ских ха­нов. Но, начиная с 1266 года, золотоордынский хан Менгу-Тимур впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени всемонгольского государя. [6] И уже с этого времени русские княжества были подчинены лишь Золотой Орде. Такая за­ви­си­мость вы­ра­жа­лась в пра­ве ор­дын­ских ха­нов ут­вер­ждать русских кня­зей на их сто­лах пу­тём вы­да­чи гра­мот (яр­лы­ков) на кня­же­ния, взи­ма­нии с русских зе­мель да­ни («вы­хо­да») и других по­да­тей, в то же время, русские кня­зья бы­ли обя­за­ны так­же пре­дос­тав­лять Ор­де во­ен­ную по­мощь. По мнению В. В. Трепавлова, наличие системы выдачи ярлыков способствовало развитию русского самодержавия, так как в этих условиях не оставалось места для народного самоуправления. Прослеживалось заимствование и в организации военного дела, и в отношении правителя, что все подданные имели подчиненный статус, а также и в культуре: в языке, одежде и даже кулинарии.

[7]  

Как известно, наибольшего могущества и подъема Золотая Орда достигла в период правления хана Узбека (1312 — 1342 гг.), и именно в его правление московские князья стали претендовать на первенство перед остальными русскими княжествами. На карте Киевской Руси Москва была настоящим медвежьим углом – отдаленным северо-восточным городком, основанным посреди болот и массы финно-угорского населения, чья ассимиляция заняла не одно столетие. Думаю, что начать следует с основателя Московской династии Даниила Александровича. Ему пришлось спасать Москву от нашествия Батыя в 1238 году. Известно также, что он был отцом пятерых сыновей, двое из которых тоже правили в Московском княжестве. Старший сын — Юрий Даниилович Московский (1302 – 1325 гг.) женился на сестре Узбек хана – Кончаке (крещенной как Агафья), тем самым вызвав расположение ордынцев. А поддержка Золотой Орды была крайне необходима в политической борьбе против усиления Твери. [8] В армии московского князя Юрия Даниловича была рота монголо-татар под предводительством Кавгадыя.

Юрий со своим войском подошел к Твери и произошло сражение — Бортеневская битва.  В результате сражения тверской князь Михаил одержал победу, захватил в плен жену Юрия Кончаку и его брата. Позже жена князя Юрия Кончака умирает в Твери. Это событие, а также тот факт, что Михаил Тверской «поднял руку» на монголо-татарских воинов в битве, привели к трагичным последствиям. На следующий год Михаил был вызван в Орду осужден и приговорен к смертной казни. [9] 

После гибели Юрия Даниловича власть в Московском княжестве перешла к его брату — Ивану Даниловичу (1325 – 1340 гг.). В отличие от необузданного, склонного к риску старшего брата Иван Данилович был правителем осторожным, осмотрительным и неторопливым. [10] 

«Московский князь Иван Данилович, один из самых слабых, добился звания великого князя и потихоньку стал скупать вотчины других князей; татар он старался не обижать для того, чтобы до времени они не опомнились и опять не задавили Руси», – считал петербургский историк Константин Бестужев-Рюмин в 1866 году. [11] 

«Основная идея Узбека состоит в том, чтобы достичь полного разобщения русских князей и превращения их в непрерывно враждующие группировки. Отсюда его план – передача великого княжения самому слабому и невоинственному князю Московскому и ослабление прежних правителей «сильных княжеств» – Ростовского, Владимирского, Тверского», – писал историк Вильям Похлебкин в книге «Татары и Русь», вышедшей в 2000 году. [12] 

Опираясь на вышесказанные мнения и исторический опыт, можно действительно сделать вывод, что политика хана Узбека не ставила своей целью возвышению Московского княжества, это произошло случайно. Ведь на самом то деле, золотоордынское правительство стремилось к ослаблению русских княжеств. Нередко они выступали разжигателями вражды между русскими князьями. Будучи распорядителями ярлыков на их правление, они имели право менять политические центры русского государства, а также выбирать наиболее подходящих, не представляющих угрозу ослабления влияния Золотой Орды, кандидатов на княжение.

Однако вернемся к Ивану Калите. Одной из его заслуг в возвышении роли Москвы, стал перенос резиденции митрополита Феогноста. Таким образом, Московское княжество превратилось не только в политический, но и религиозный центр русских земель. Вокруг Москвы стал складываться союз русских княжеств, объединяющихся для борьбы с татаро-монгольским игом.

К концу XIV – началу XV вв. государство Золотая Орда постепенно стало клониться к своему упадку и распаду на несколько независимых государств. В соответствии с данными тенденциями к середине XV в. великий князь Московский получил независимость от хана фактически, а в 1480 г. – юридически. [13] 

В заключении, можно сказать, хоть изначально может показаться, что заслуга в возвышении Московского княжества лежит лишь в умелой политике самих русских князей, однако, исторические источники и исследования показывают, что нельзя не учитывать роль Золотой Орды в данном событии. И скорее всего, объединение Русского государства вокруг Москвы, не было самой целью ордынских ханов, но в то же время, стремление к независимости обусловило консолидацию русских земель.

Стоит также подчеркнуть, что, обретя независимость русское государство не потеряла огромного вклада великой монгольской державы на протяжении стольких столетий в политической, экономической, административной, а также в культурной сферах.

Литература

1. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966. С. 132

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1990. С. 134.

3. Коллектив авторов. Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока. URL: https://history.wikireading.ru/76440

4. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1950. С. 249.

5. Логунова Г. В. Русь и Золотая Орда: проблема взаимовлияния: учеб. пособие / Г. В. Логунова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. – 110 с.

6. Александр Кадырбаев. Золотая Орда как предтеча Российской империи. URL: https://ia-centr.ru/han-tengri/history/aleksandr-kadyrbaev-zolotaya-orda-kak-predtecha-rossiyskoy-imperii/

7. https://lenta.ru/articles/2019/03/01/horde/

8. https://studme.org/96534/istoriya/vozvyshenie_moskvy

9. https://blog.mediashm.ru/?p=4959

10. https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/9-nachala_20_veka/vozvishenie_moskovskogo_kniagestva.htm

11. К.Н. Бестужев-Рюмин. О том, как росло Московское княжество и сделалось русским царством. Академия фундаментальных исследований: история. 2011. – 176 с.

12. Татары и Русь: 360 лет отношений, 1238-1598 гг. Справочник. В. В. Похлебкин. М: Международные отношения, 2000. — 192 с.

13. Вернадский Г. Монголы и Русь, Издательство «Ломоносовъ», М. 2020. – 512 с.


Монголы Золотая Орда Московское государство Политика История Казахстана

Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Золотая Орда и что из нее вышло • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКраткая история татарАудиолекцииМатериалы

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

Эксперты Альфрид Бустанов, Илья Зайцев, Анна Дыбо, Азат Ахунов, Марсель Ибрагимов
Автор текста Анна Шур

Вы слышали фразу «Потри любого русского и получишь татарина»? Может, и не полу­чишь, но отношения этих двух народов и правда очень тесные. Вообще, это очень необычная и сложная история: сперва русские зависят от татар, а затем татары от русских. И наконец, все друг от друга.

Давайте снова перелетим на 800 лет назад. Вы — в XIII веке. Внук Чингис­хана Батый разгромил Волжскую Булгарию, половцев, а затем и русские княжества. По сравнению с булгарами и половцами, русской знати повезло. Ее не только почти не уничтожили, но оставили править своими княже­ствами так, как они сочтут нужным. Но не даром, конечно. А в обмен на лояльность и обещание платить дань Золотой Орде.

Следующие полтора века вся политика Руси будет связана с этими обяза­тельствами.

Какое влияние Орда оказала на россий­скую государствен­ность? На этот вопрос вы можете выбрать тот ответ, который вам больше понравится. Одни историки считают, что Орда затормо­зила развитие древне­рус­ских княжеств. Другие — что, наоборот, помогла создать уникальную цивилизацию, отличную от като­лической Европы. Третьи — что вообще не надо преувели­чивать значение этого периода для исто­рии Руси. Сходятся все в одном: дань была очень тяжелым бременем.

Точные размеры выплат неизвестны. Ясно, что они были сопоставимы с бюджетом небольшого государства. Иногда, чтобы собрать такую огромную сумму, князья вынуждены были зани­мать у купцов, в том числе булгарских. Отдать ее они иногда не успевали до самой смерти. И тогда, как мы знаем из их завещаний, обязанность выпла­тить эти долги перехо­дила к наследни­кам. Кстати, называлось это «бесермен­ский долг». Бесерменами для русских были все мусульмане. Так что в извест­ном нам всем слове «бусурманин» прячется еще и история про необычные кредиты русских князей 700-летней давности.

Золотая Орда предпочитала при­нимать дань серебром. Возмож­но, помимо основной дани князья время от времени плати­ли особую дань окружав­шим хана беям, чтобы те за­мол­вили за них словечко перед ханом. По крайней мере, так это работа­ло в хан­ствах, получив­шихся уже после распада Орды. Прини­мали беи не только серебром. Они брали пушнину, драгоцен­ности и от­дель­но цени­ли «ры­бий зуб» — судя по всему, так называли моржо­вые клыки, которые привозили с Белого моря, или рог нарвала  Нарвал — морское млекопитаю­щее, похожее на белуху..

Парадоксальным образом именно система сбора дани помогла возвы­ситься московским князьям. В XIV веке, когда Орда начала понемногу ослабевать, москвич Иван Калита договорился, что будет сам привозить дань сразу с нескольких русских княжеств, а его потомки привозили дань уже со всех русских земель.

А почему, собственно, Орда начала осла­бевать? Как обычно, есть ряд причин. Во-первых, в 40-х годах XIV века в Орду пришла чума. Это была та самая черная смерть, которая потом скосила треть населения Европы. Во-вторых, через 20 лет после чумы началось то, что русские лето­писцы назвали Великой замятней — это чехарда из ханов, которые сменяли друг друга с такой скоро­стью, что даже не успевали отчеканить свои монеты. В-третьих, в 1395 году на Орду напал пришедший из Средней Азии Тамерлан. Серия сражений с Тамерланом сильно пошатнула власть Тохтамыша, тогдашнего правителя Орды. Есть и четвертая версия заката великого государства — экологиче­ская: овцы слишком расплодились и вытоптали все посевы, оставив ордынцев без урожая.

В конце концов Орда начала развали­ваться. Сперва от нее отпал Хорезм, потом Крым, потом Казань, Астрахань, а затем Ногайская Орда. В некоторых ханствах продолжали править чингизи­ды (потомки Чингисхана). Но где-то власть берет в свои руки местная знать, которая создает собственные династии. Русь тоже проявляет неповинове­ние и в 1480 году, после Стояния на реке Угре, избавля­ется от дани Орде. Теперь она выстраивает отно­шения не с огром­ной импе­рией, а с ее частями — татарскими ханствами. И именно им Русь продолжает платить дань.

Эти новые отношения уже могли быть совсем не только враждеб­ными. Например, Крымское и Казанское ханства берут себе в военные союзники Московское княжество во главе с Иваном III, потому что теперь у них общий враг — последний золотоор­дын­ский хан Ахмет, который мечтает вернуть Золотой Орде былую мощь.

Теперь Москва становится местом, куда приезжает золотоордынская знать — по делам или на службу к московским князьям. Была еще история с Касимов­ским ханством. Это удел внутри Московского княжества, которым два века управляли татары с полного согласия местных властей (в городе Касимове и сейчас можно посмотреть мечеть с минаретом и текие — усыпаль­ницы Шах-Али-хана и хорезмского царевича). Наконец, татары служили в русской армии — и некоторые из них даже брали Казань.

Так что получается, что единственное, чего татары и русские не могли делать вместе, — это жениться. Все-таки религии у них были разные.

Такая богатая на события и пере­жива­ния история отношений не могла не отра­зиться на языке. Во времена Золотой Орды были заимствованы торговые, должностные, военные термины, а после ее падения началось заимствование бытовых слов в обе стороны. Свидетельства этих отноше­ний встречаются и сегодня на каждом шагу: например, «айда», «алмаз», «кобель» — пришли в русский, а «дуга» и «дуля» — в татарский. Не можем не рассказать про кобеля чуть под­робнее. Дело в том, что «кобелек» на тюрк­ском — это охотничья собака. И сначала русский язык преобразо­вал это слово в «кобелёк». А потом уже решил, что -ёк- — это уменьшительный суффикс и заменил его на торже­ственное «кобель».

А вот русский мат, вопреки распростра­нен­ному представ­лению, вовсе не заим­­ствован из татарского. Как доказал великий филолог Борис Успенский, мат использовался еще в дохристианских обрядах, когда никаких татар на Руси еще никто не видел, и имеет исконно русское происхождение. Впрочем, сегодня русским матом охотно пользуются носители самых разных языков. В том числе тюркских.  

Изображения: Сергей Иванов. Баскаки. 1909 год 
Музейное объединение «Музей Москвы»

Радио ArzamasТусовщик, летописец и сам себе музей

В последнем выпуске подкаста «Третьяковка после Третьякова» рассказываем о Леониде Талочкине, который работал лифтером и сторожем, дружил со всеми подпольными художниками, принял от них в дар почти 2000 произведений и легализовал неофициальное искусство

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

11 минут

1/5

Откуда взялись татары

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда

7 минут

2/5

Золотая Орда и что из нее вышло

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары

8 минут

3/5

От взятия Казани до строительства мечетей

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

Как российская власть училась жить с мусульманским населением

8 минут

4/5

Татары между Востоком и Западом

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу

10 минут

5/5

Как Советский Союз перепридумывал татарскую культуру

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года

Материалы

Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

От Астрахани до Ярвенпяа

Главные блюда и застольные традиции татар Поволжья

Губадия, аш, казы и чаепитие с чак-чаком

Сабырлык, азатлык и другие важные татарские слова

Без чего нельзя понять татарскую культуру

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Золотая Орда — Энциклопедия Нового Света

Митрополит Алексий исцеляет жену Джанибека от слепоты части современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Он просуществовал до 1440 года. В период своего расцвета это было процветающее торгово-торговое предприятие, распространившее стабильность на большие территории России.

Содержание

  • 1 Наименование
  • 2 Монгольское происхождение
  • 3 Золотой век
    • 3.1 Внутренняя организация
    • 3.2 Вассалы и союзники
  • 4 Политическая эволюция
  • 5 Распад и падение
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 кредитов

Название «Золотая Орда», относящееся к суверенному государству, является относительно современным нововведением. Название наложено на исторические ссылки на «Синюю Орду» и «Белую Орду», которые иногда считаются относящимися к суверенным государствам, а иногда относятся к монгольским армиям.

Название

Считается, что название «Золотая Орда» произошло от степной цветовой системы сторон света: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр .

По другой версии, название произошло от великолепного золотого шатра, который Бату-хан установил, чтобы обозначить место своей будущей столицы на Волге. Хотя эта теория широко освещалась в книгах девятнадцатого века, сейчас она считается недостоверной.

Нет письменных источников, датированных ранее семнадцатого века (намного позже разрушения), в которых упоминалось бы государство как Золотая Орда. В более ранних документах это государство упоминается как Улус Джучи.

Некоторые ученые предпочитают использовать альтернативное название — Кыпчакское (или Кыпчакское) ханство, поскольку в средневековых документах к этому государству также применялись различные производные от Кыпчакского.

Монгольское происхождение

Разрушение Суздаля монгольскими войсками. Из средневековых русских летописей

Перед своей смертью в 1227 году Чингисхан распорядился, чтобы Монгольская империя была разделена между его четырьмя сыновьями, включая Джучи, старшего, который умер раньше Чингисхана. Доля Джучи, самые западные земли, истоптанные монгольским копытом, — тогда южная Россия — была разделена между сыновьями Джучи, Бату-ханом, предводителем Синей Орды (Запад), и Орда-ханом, предводителем Белой Орды (Восток). [1]

Батый впоследствии установил контроль над территориальными владениями Орды, а также подчинил себе северное побережье Черного моря, включив в свою армию коренные тюркские народы. В конце 1230-х — начале 1240-х годов он провел блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-правопреемников Киевской Руси, положив конец их древнему благоденствию.

Синяя Орда Батыя продолжила свой путь на запад, совершая набеги на Польшу и Венгрию после битв при Легнице и Мухе. Однако в 1241 году великий хан Угедей умер в Монголии, и Батый вернулся после осады Вены, чтобы принять участие в споре о престолонаследии. Монгольские армии никогда больше не зайдут так далеко на запад.

В 1242 году Батый основал свою столицу в Сарае, господствовавшем в нижнем течении Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась, когда младший брат Батыя Шайбан покинул армию Батыя, чтобы создать свою собственную орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Золотой век

Знаете ли вы?

Золотая Орда была монгольским государством, созданным в тринадцатом веке после распада Монгольской империи.

При установлении стабильного суверенитета, называемого сегодня Золотой Ордой, монголы постепенно утратили свою монгольскую идентичность. В то время как потомки первых монгольских воинов Батыя составляли высший класс общества, большую часть населения Орды составляли кипчаки, булгарские татары, киргизы, хорезмийцы и другие тюркские народы.

Внутренняя организация

Верховным правителем Орды был хан, избранный курултаем из потомков хана Батыя. Премьер-министр, также этнический монгол, был известен как «князь князей», или бекларе-бек . Министры назывались визирями. Местные правители, или баскаки , отвечали за взимание дани и гашение народного недовольства. военное управление, как правило, не обособлялось.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, а Сарай превратился в густонаселенный и процветающий мегаполис. В начале четырнадцатого века столица была перенесена значительно вверх по течению в Сарай-Берке, который стал одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, согласно Британской энциклопедии 2004 года, в 600 000 человек.

Несмотря на усилия русских по прозелитизму в Сарае, монголы придерживались своих традиционных анимистических верований, пока Узбек-хан (1312-1341) не принял ислам в качестве государственной религии. Сообщается, что несколько русских правителей, в том числе Михаил Черниговский и Михаил Тверской, были убиты в Сарае за отказ поклоняться языческим идолам, но ханы в целом были терпимы и даже освободили Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники

Орда взимала дань со своих подвластных народов — русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христианских подданных считались малоинтересными периферийными территориями, пока они продолжали платить дань. Эти вассальные государства так и не вошли в состав Орды, и русские правители рано получили привилегию самим собирать татарскую дань. Для сохранения контроля над Русью татарские полководцы совершали регулярные карательные набеги на русские княжества (наиболее опасные в 1252, 1293 и 1382).

Существует точка зрения, широко пропагандируемая Львом Гумилевым, что ордынские и русские государства заключили оборонительный союз против фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Энтузиасты указывают на тот факт, что к монгольскому двору часто приезжали русские князья, в частности ярославский Федор Черный, имевший собственный улус близ Сарая, и новгородский Александр Невский, названный брат преемника Батыя Сартака-хана. Хотя Новгород так и не признал господство Орды, монгольский отряд поддержал новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел бойкую торговлю с генуэзскими торговыми центрами на побережье Черного моря — Солдайей, Каффой и Азаком. Мамлюкский Египет был давним торговым партнером и союзником хана в Средиземноморье.

Политическая эволюция

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целое столетие, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Голубая Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. . В 1280-х годах власть узурпировал Ногай-хан, создатель королей, проводивший политику христианских союзов. Пик военного могущества Орды пришелся на период правления хана Узбека (1312–1341), армия которого насчитывала более 300 000 воинов.

Их политика в отношении России заключалась в постоянном смене альянсов в попытке сохранить слабость и разделение России. В четырнадцатом веке возвышение Литвы в Северо-Восточной Европе бросило вызов татарскому контролю над Россией. Таким образом, Узбек-хан стал поддерживать Москву как ведущее русское государство. Иван I Калита был пожалован великокняжеским титулом и получил право взимать налоги с других русских царьков.

Черная смерть 1340-х годов была основным фактором, способствовавшим окончательному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя погрузилась в затяжную гражданскую войну, в течение следующих нескольких десятилетий в среднем в год приходил один новый хан. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия пытались вырваться из-под власти Орды, а низовья Днепра были присоединены к Литве и Польше.

Мамай, татарский полководец, формально не занимавший престол, попытался восстановить татарскую власть над Россией. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в Куликовской битве во второй подряд победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, и в 1378 году Тохтамыш, потомок ордынского хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго восстановив Золотую Орду как доминирующую региональную державу. Он разграбил Москву в наказание за неповиновение в 1382 году.

Распад и падение

Нашествие Тохтамыша на Русь в 1382 году.

Смертельный удар по Орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил войско Тохтамыша, разрушил его столицу, разграбил крымские торговые центры, выслал наиболее искусных мастеров в свою столицу Самарканд.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Эдигу, визирю, разгромившему Витовта Литовского в великой битве на Ворскле и сделавшем Ногайскую Орду своим личным владением.

В 1440-х годах Орду снова охватила гражданская война. На этот раз оно распалось на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, отделившиеся от последних остатков Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее Московской Руси, которая окончательно освободилась от татарского контроля к 1480 году. Каждое ханство в конце концов было присоединено к ней, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века в состав России вошло и Сибирское ханство, и потомки его правивших ханов перешли на русскую службу.

Крымское ханство стало вассальным государством Османской империи в 1475 году и подчинило себе то, что осталось от Великой Орды к 1502 году. победить Россию или взять Москву. Под защитой Османской империи Крымское ханство продолжало свое шаткое существование до тех пор, пока Екатерина Великая не аннексировала его 8 апреля 1783 года. Оно было самым долгоживущим из государств-преемников Золотой Орды.

Примечания

  1. ↑ В этой терминологии имена Синий и Белый следуют персидскому использованию, как и большинство современных историков; в турецком языке они перевернуты, что вызывает некоторую путаницу во вторичной литературе.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Де Хартог, Лео. Россия и монгольское иго: История русских княжеств и Золотой Орды, 1221-1502 гг. . ИБ Таурис и Ко, ООО, 1996. ISBN 978-1850439615
  • Гальперин, Чарльз Дж. Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю . Издательство Индианского университета, 1987. ISBN 978-0253204455
  • .
  • Морган, Дэвид. Монголы . Wiley-Blackwell, 2007. ISBN 978-1405135399

Внешние ссылки

Все ссылки получены 24 июня 2017 г.

  • Чекан Золотой Орды
  • Монеты Золотой Орды и Крымского ханства

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Золотая Орда  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Золотой Орды»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Россия и Золотая Орда: Влияние монголов на средневековую русскую историю Чарльз Гальперин, Мягкая обложка

Россия и Золотая Орда
Монгольское влияние на средневековую русскую историю

Чарльз Дж. Гальперин

Издательство Индианского университета

Copyright © 1985 Charles J. Halperin
Все права защищены.
ISBN: 978-0-253-20445-5


ГЛАВА 1

Средневековая этно-религиозная граница

В средние века Два универсалистических вероучения, христианство и ислам, бортые за контроль над Европой, Митранский. мира и Ближнего Востока. Христиане и мусульмане искренне верили, что все народы со временем обратятся в свою веру, единственно истинную, и что все ложные религии будут сметены с лица земли. Тем временем богословы обеих религий обрекали неверных на вечное проклятие. Религиозная доктрина запрещала все (ненасильственные) контакты, даже преломление хлеба, как мерзость. Неизбежно религиозный конфликт сопровождался взаимными неприязнью, от презрения и подозрительности до откровенной ненависти.

Вражда между двумя верами основывалась, конечно, не только на теологических различиях. Хотя и христиане, и мусульмане проводили много времени в борьбе со своими единоверцами, иногда из-за вопросов вероучения, они также воевали друг с другом. Силы ислама вырвались из аравийской пустыни в седьмом веке, чтобы завоевать Ближний Восток, Северную Африку, части Испании и Балканы, и вскоре угрожали всей Европе. Христианская Европа наносила ответные удары с переменным успехом и на протяжении пятнадцатого века стремилась остановить и обратить вспять мусульманскую волну. В ходе этих войн разграбление городов, истребление населения и все жестокости средневековых войн обостряли неприязнь между двумя культурами и укрепляли их предрассудки.

Однако даже военные действия требуют определенной близости. Эффективное ведение войн зависело от точного знания политической организации противника, социальных привычек и экономических ресурсов, не говоря уже о его военной стратегии и характере его земель и оборонительных сооружений. По иронии судьбы, боевые действия иногда требовали мирных контактов, хотя бы для переговоров о капитуляции, обмена пленными и заключения перемирия. Такие деликатные взаимодействия требовали, по крайней мере, некоторого понимания культур друг друга, чтобы избежать потенциально опасных оплошность. Для этих же целей нужно было найти переводчиков и двуязычных эмиссаров или, при необходимости, обучить их. Хотя христиане были уверены, что в долгосрочной перспективе все мусульмане войдут в христианскую ойкумену, а мусульмане были уверены, что когда-нибудь все христиане преклонятся перед Аллахом, факт оставался фактом: в краткосрочной перспективе и те, и другие жили на одной земле, часто в непосредственной близости друг от друга. . Не имея возможности истребить друг друга, обе стороны были вынуждены разработать своего рода modus vivendi.

На границе между христианским миром и миром ислама возникало множество подозрительно дружеских контактов. Часто каждой стороне было целесообразно, воюя с одной группой неверных, заключать союзы с другой; у политики всегда были странные соратники. Удобство и экономическая необходимость часто диктовали, чтобы мусульмане и христиане торговали друг с другом, и странствующие купцы с обеих сторон проникали в земли неверных. В интересах прибыли посетители и хозяева научились идти на уступки друг другу в вере, диетах и ​​обычаях. Очевидные преимущества сотрудничества требовали социального и культурного приспособления, которое было трудно согласовать с религиозной доктриной и религиозными предрассудками.

Сердечные личные отношения неизбежно возникли между отдельными христианами и мусульманами. Правители и воины стали уважать политическую проницательность, военную доблесть и честность своих противников. Торговцы были впечатлены деловым чутьем или честностью своих коллег другой веры. Христианское духовенство и мусульманские богословы изучали языки и писания своих противников, чтобы лучше опровергать их доктрины и завоевывать сторонников. Исследования такого рода могут вызвать невольное восхищение филологическими способностями или аналитическими способностями другой стороны. Теоретически, конечно, можно было признать в неверном хорошие качества, которые не меняли бы его существенной злобы. (Таким образом, христианин мог считать мусульманина хорошим человеком, но только по сравнению с другими мусульманами.) Однако на практике личные связи, созданные общением между двумя верами, заслоняли первозданную простоту религиозного фанатизма.

Приливы и отливы христианско-мусульманских войн привели к созданию завоевательных обществ, в которых две религии жили бок о бок. Ислам с самого начала имел дело со значительными религиозными меньшинствами, включая христиан, на Ближнем Востоке. Некоторые христианские государства на окраинах Европы — на Пиренейском полуострове, на Балканах, в Восточной Европе — столкнулись с той же проблемой наоборот. На территориях Арабской империи Омейядов и ранней Османской империи проживало большое количество христиан, а временами Византийская империя отвоевывала земли, на которых за это время проживало значительное мусульманское население. Обычно завоеватели значительно превосходили численностью своих подданных, как, например, французские крестоносцы в Палестине. Когда испанские католики короля Джеймса захватили Валенсию в тринадцатом веке, королевство на восемьдесят пять процентов было мавританским.

Резня или изгнание всего платящего налоги населения государства-завоевателя лишило бы его правителей экономических средств, необходимых для продолжения священной войны. Тем не менее эти многоконфессиональные общества столкнулись с практическими проблемами сотрудничества, выходящими далеко за рамки проблем двух культур, устанавливающих избирательные контакты через общую границу. В результате, хотя общепризнанной целью христианского завоевания было распространение христианства, а целью джихада — распространение ислама, правители завоевательных обществ часто были вынуждены терпеть или даже перенимать часть культуры своих подданных. . Чтобы уменьшить напряжение иностранного господства, было целесообразно сохранить местные политические подразделения, бюрократию и налоговые системы. Завоевание неизменно истощало население, и многие государства обращались к неверным, чтобы возместить эти демографические потери. Король Яков в тринадцатом веке пригласил мусульман поселиться в Валенсии, а султан Мехмед II приказал православным христианам переселиться в Константинополь после того, как он сделал его столицей Османской империи в 1453 году. Социальные отношения между мусульманами и христианами резко возросли именно в те государства завоевания, созданные для устранения необходимости или даже возможности такого контакта. Кроме того, правящая элита имела некоторую склонность к подражанию обычаям коренного населения. Католики в Валенсии ходили в общественные бани; французы в Иерусалиме переняли местную диету; Правители Омейядов жили в византийских дворцах, украшенных очень немусульманским изобразительным искусством. Безусловно, религия и политика налагают очень жесткие ограничения на социальную ассимиляцию. Политическое превосходство зависело от сохранения социальных разногласий, а религиозные предрассудки препятствовали культурному осмосу. Тем не менее, само существование завоевательных обществ, в которых христиане и мусульмане жили вместе, смешивало логическую основу религиозной войны.

Мусульманское и христианское духовенство пыталось до некоторой степени приспособить свое богословие к реалиям жизни на этно-религиозном фронтире. Оба согласились с тем, что в принудительном обращении отсутствует убеждение, а насильственное обращение в свою веру нарушает религиозную этику. (На практике грань, разделяющая убеждение и принуждение, часто стиралась, и религиозный энтузиазм часто брал верх над такими сомнениями.) Мусульмане были вынуждены вести джихад, священную войну только тогда, когда успех был гарантирован. Поэтому перемирия с христианскими государствами, если не договоры о вечном мире, могли бы быть оправданы. Богословы обеих культур признавали неизбежную, хотя и неприятную необходимость позволить неверным продолжать существовать как внутри, так и за пределами своих границ. Христианские теоретики утверждали, что мусульманское государство могло бы иметь естественную легитимность, если бы оно не угнетало христиан, не препятствовало миссионерской деятельности, не препятствовало паломничеству и не занимало не подлежащие обсуждению христианские зоны, такие как Палестина и, возможно, любые территории, когда-то входившие в состав Римской империи. Империя. Согласно исламскому учению, люди Писания, такие как христиане, могли жить среди мусульман, если они воздерживались от оскорблений мусульманской веры, не звонили в церковные колокола, не препятствовали обращению в ислам, платили специальные налоги и признавали низшие юридические и Политический статус. Конечно, ни одна уважающая себя мусульманская или христианская община, находящаяся под чужеземным правлением, не смогла бы последовательно или надолго соответствовать чрезмерным и нереалистичным требованиям этих запутанных теорий. Точно так же они не имели большой практической ценности для правителей завоеванных государств в отношениях со своими неверными подданными. Тем не менее богословы пытались приспособиться к фактическому сосуществованию в пограничном мире.

Невозможно найти даже самое шаткое теологическое обоснование, оправдывающее заимствование институтов у неверующих. Тем не менее, это происходило в каждом пограничном государстве средневековья. Возможно, у арабских и османских завоевателей просто не было альтернативы. Ни у кого из них не было предыдущего опыта работы с передовыми политическими институтами. Но испанцы-католики в Валенсии, например, имели свои собственные араго-каталонские институты, но просто предпочли сначала не навязывать их преимущественно исламскому населению. Огромное количество их потенциально враждебных подданных требовало, чтобы существующие политические структуры оставались на месте, и они были таковыми. Это было проницательно и прагматично, но эта стратегия никак не могла быть согласована с религиозными основами христианского дела. Мусульманские государства тоже столкнулись или, скорее, избежали столкновения с этой же проблемой.

В некоторых областях завоевателям удавалось сохранять дистанцию ​​от покоренной культуры, используя в качестве посредников промежуточные этнические группы, говорившие на обоих языках. В Испании, например, евреи, говорившие как по-арабски, так и по-испански, использовались в качестве чиновников, клерков, письменных и устных переводчиков. В Иерусалиме крестоносцев аналогичную роль играли восточные христиане (семиты, такие как несториане, представители еретических или раскольнических христианских сект). Такие группы помогали минимизировать прямые контакты между господствующей элитой и основной массой населения. Таким образом, они смягчили несоответствие между провозглашенной целью распространения веры и вопиющим фактом, что многие мусульманские государства были мусульманскими, а христианские — христианскими лишь в самом формальном смысле. Парадоксы, порожденные самой природой пограничных государств, могли быть лишь немного смягчены такими буферными системами, которые в конце концов лишь заменяли контакты с одним неверующим народом на контакт с другим. Везде, где пересекались мусульманское и христианское население, они не могли оставаться в неведении о противоречии, заключающемся в том, что кампании, предпринятые во имя обращения или истребления, вместо этого приводили к совместному проживанию. Бесплодность богословских попыток рационализировать такое неприятное положение дел была очевидна. У завоевательных обществ фронтира также не было досуга и экономических ресурсов, чтобы субсидировать такие занятия. Вместо этого, чтобы справиться с несоответствием между их предрассудками и целями, с одной стороны, и их опытом и достижениями, с другой, мусульмане и христиане по всей границе прибегали к другому методу — идеологии молчания.

Смешанные христианские и исламские общества средневековья в действительности решили — по общему согласию, массовому заговору или общественному соглашению — не делать выводов из окружающих их свидетельств. Реальности повседневной жизни просто не имели права вторгаться в сферу религиозной идеологии или нарушать религиозные предрассудки. Священные принципы, которые определяли неверующих как смертельных врагов, никогда не подвергались сомнению; им также не разрешалось вмешиваться в мирные социальные, политические и экономические отношения между конфессиями. Чужие институты были заимствованы или приняты, но не признаны. Только старые названия выдают происхождение мавританской налоговой системы, использовавшейся в Валенсии, или византийской бюрократии в Омейядской и ранней Османской империях. Османская история шестнадцатого века обходит молчанием широкое использование христианских солдат, фермеров, ремесленников и бюрократов в ранней Османской империи. Церковные документы тринадцатого века из Валенсии восторженно описывают создание христианской инфраструктуры. Были учреждены новые ордена монахинь и монахов, построены монастыри, религиозные больницы и церкви. В архивах осторожно не упоминается, что только пятнадцать процентов людей поклонялись христианскому богу. За церкви платили люди, которые никогда в них не заходили.

В христианском государстве чем меньше говорится о союзах с одной группой мусульман против другой, об использовании мусульманских наемников, торговле с мусульманскими купцами, ввозе мусульманских поселенцев, консультациях мусульманских врачей, тем лучше. В исламских государствах, конечно, дружеские контакты с христианами вызывали сопоставимое смущение. Если о враге нельзя говорить плохо, то лучше вообще не говорить о нем. Для обеих конфессий открытое принятие любого аспекта другой цивилизации было потенциально очень опасным. Любое предположение о том, что другая вера может иметь политическую или религиозную легитимность, подрывает исключительные притязания собственной религии и, следовательно, саму основу собственного политического и социального строя. Как христиане, так и мусульмане продолжали свои дела, как обычно, помалкивали об этом, насколько это было возможно, и ждали улучшения обстоятельств.

В конце концов они это сделали. Когда Аббасиды впитали достаточно персидского бюрократического опыта, они отказались от византийского аппарата, использовавшегося Омейядами. Более поздние турки-османы почувствовали себя достаточно уверенными в своих бюрократических способностях и ортодоксальной религиозности, чтобы покончить с христианскими чиновниками и учреждениями. Когда испанцы накопили достаточно ресурсов, они изгнали или преобразовали мавров. (На Ближнем Востоке и на Балканах было так много христиан, что ни одна арабская, персидская или тюркская империя не могла серьезно надеяться на их уничтожение, хотя редкие экстремисты были готовы попытаться). привести реальность в соответствие с религиозным учением. Признать, что разрыв существовал, было бы неприлично. Таким образом, истинная природа средневекового этнорелигиозного фронтира исторически оставалась без интеллектуальной артикуляции.

Хрупкий баланс враждебности и мирного сотрудничества, характерный для фронтира, просто изжил себя. Но в свое время она представляла собой крупное историческое явление. Повсеместное нежелание делать нежелательные выводы из самоочевидных фактов заставило его работать. Возможно, это можно было бы отбросить как прискорбное свидетельство человеческого лицемерия. Однако в определенные времена и в определенных местах идеология молчания делала возможными плюралистические общества, гораздо более терпимые, чем многие современные государства.

В киевский период, предшествовавший монгольскому завоеванию, с IX по XIII вв., отношения между русскими и тюрками степи во всех существенных отношениях напоминали отношения этнорелигиозного фронтира (хотя обращение Руси в христианство произошло только в конце Х века). Ислам был лишь одной из множества религий, исповедовавшихся кочевниками, но русские этнические и религиозные предрассудки не делали различий среди неверующих. Хотя русские источники киевского периода недвусмысленно осуждают кочевников, отношения развивались только что описанным образом. Восточные славяне и их тюркские соседи торговали друг с другом, заимствовали институты и даже вступали в смешанные браки.

С монгольскими завоеваниями начался период русской истории, известный как «татарское иго». Монгольское государство-правопреемник огромной империи Чингисхана, Золотая Орда, правила Россией с 1240 по 1480 год. Монгольские завоевания и эксплуатация создали антагонистическую основу для отношений между двумя культурами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *