Технологическая карта урока истории «Губернская и сословная политика Екатерины II»
Материал опубликовала
6
#8 класс #История #ФГОС #Методические разработки #Урок #Учитель-предметник #Школьное образование #УМК Е. В. Пчелова, А. Н. Сахарова и др.
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 263.5 Кбайт
Конкурсная работа Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок с мультимедийным сопровождением |
Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок
с мультимедийным сопровождением
Образовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Учитель истории и обществознания:
Класс: 8
Технологическая карта урока
Урок истории «Губернская и сословная политика Екатерины II»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования представления у обучающихся о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.
Задачи:
Образовательная – содействовать формированию представлений о причинах, особенностях проведения и последствиях реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования в области губернской и сословной политики.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа исторических событий на примере реформ Екатерины II, умения выступать и защищать свою точку зрения, представлять одну и ту же информацию в разных формах, извлекать знания из различных источников, работать с учебником, строить речевые высказывания.
УМК:
1. Учебник. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России XVIII век. Издательство «Русское слово», 2017, параграф 15, страница 91 – 97.
2.Печатная тетрадь — Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс
3. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс
4. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Захаров В.Н., Программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание проблемной ситуации | Объявление темы урока — Как вы понимаете выражение «просвещённый абсолютизм»?
— Прочитайте высказывания историка Н. М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция о русской императрице Екатерине II. Карамзин Н.М.: «Громки и велики были дела Екатерины, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Екатерина внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами» Французский просветитель Гельвеций: «Она защитница от азиатского деспотизма». — Можно ли назвать Екатерину II просвещённой государыней?
— Познакомьтесь с высказыванием Екатерины II о государственных порядках. «Российская империя столь велика, что любая власть, кроме власти суверена, приносит ей ущерб, ибо другая власть медленнее осуществляется и содержит бесчисленное множество страстей, которые ведут к фрагментации центральной власти; только единый суверен обладает средствами ограничения зла и считает общественное благо своим собственным». — Соответствует ли высказывание Екатерины II идеям европейского Просвещения о государстве? | — В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов.
Да, можно. 18 век — это век Просвещения. Правители многих стран, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения. Это была попытка Екатерины II разделить власть с обществом.
Высказывания самой императрицы, где говорится о разделении властей, противоречат идеям Просвещения о государстве. Екатерина II считала, что для России подходит только монарх (суверен), власть которого неограниченна. |
Формулирование проблемы урока | — Сравните оценки Екатерины II историка Н.М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция и её собственные высказывания. В чём противоречие? — Какой возникает вопрос? | — По одному документу Екатерина II выступает против деспотизма, по другому – поддерживает его. Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? |
Гипотезы | Данный этап можно пропустить, так сами гипотезы заложены в вопросе |
|
Актуализация знаний | Какие знания из прошлого урока нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос: Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? — Приведите аргументы на основе первых государственных решений императрицы (на основе изученного на прошлом уроке параграфа 14). Какой вывод мы можем сделать, сравнивая первые шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
| 1. Основные идеи Просвещения. (Работа со словарем– с. 229 – термин Просвещенный абсолютизм) 2.Внутренняя политика Екатерины II в первой половине царствования.
К государственным решениям в духе Просвещения можно отнести: продолжение секуляризации и ограничение власти церкви; 1767г. создание Уложенной комиссии для составления нового свода законов, провозглашение принципа разделения властей — законодательная власть — парламенту, исполнительная — королю и правительству. судебная – судьям, выдвинутым населением
|
Создание плана урока | Какие знания вам потребуются, чтобы ответить на вопрос: Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? | Внутренняя политика Екатерины II в 1775 – 1789гг.
|
Открытие нового знания
| — Чтобы проверить ваши предположения, посмотрим, что изменила в стране Екатерина II после 1775г? Екатерина II провела ряд реформ, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества. — Нам предстоит выяснить причины и последствия этих реформ. Задание из печатной тетради ( Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс с. 81 № 2) |
Работа по рядам 1 ряд — Губернская реформа 1775 г, с.90 – 93 2 ряд – Судебная реформа, с.92 – 93 3 ряд — Жалованная грамота дворянству и городам 1785г., с.94 — 97
Работа с задание в печатной тетради (таблица приводится далее) |
Причины | Реформа | Последствия |
Необходимо улучшить управление отдельными частями империи. | Губернская реформа 1775 г | Упорядочилась система местной власти. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. Стали открываться газеты и театры, больницы и народные училища. |
Используя теорию разделения властей, совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. | Судебная реформа 1775г. | Суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно. |
«Жалованная грамота городам» в 1785 г. определила систему управления в городах и в стране в целом.
| Жалованная грамота дворянству и городам 1785г. | Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России. Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Открытие нового знания (продолжение) | Вопросы 1 ряду — Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области местного самоуправления. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
2 ряд Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области судебной власти. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей?
3 ряд 1.Проанализируйте результаты проведенных Екатерины II изменений в области сословной политики. Какой вывод вы можете сделать, сравнивая данные шаги Екатерины II и идеи Просветителей? 2.С помощью конкретных фактов докажите, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием.
| Возможные ответы учеников 1.Упорядочилась система местной власти. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии. Появилась сильная власть на местах во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. На уровне местного управления стал развиваться принцип разделения властей. Но данная реформа не меняли всей системы управления, а только старались избавиться от наиболее устаревших порядков.
2. Судебная реформа была проведена для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. Главная характеристика судебной реформы — суд впервые получил независимость от административных органов /это и было в духе идей Просвещения/, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.
3ряд 1.Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России. Городское самоуправление не имело широких полномочий, было под контролем губернатора и чиновников. 2. Дворяне не платили налоги, могли заводить мануфактуры, торги, владеть землями – выбирали себе занятие по душе. Закон защищал жизнь, достоинство и имущество дворян. Представители дворянства имели право заявлять о своих нуждах губернатору и императрице. |
Физкультминутка | Упражнения для шеи и головы. Исходное положение – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – исходное положение; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. | Выполнение упражнений |
Применение нового знания | 1.Какое сословие оказалось вне поля зрения Екатерины II? Почему права и обязанности этого сословия так и не были законодательно оформлены? Как вы это объясните? 2. Объясните, почему время правления Екатерины II стали именовать «золотым веком дворянства»?
| Возможные ответы обучающихся: 1. Крестьянство 2. Подтвердив в начале своего правления Указ о вольности дворянства, Екатерина II и далее оказывала особое покровительство этому сословию. Только дворяне могли владеть в России землями и крепостными, наряду с другими свободно заводить мануфактуры и торги, но при этом были освобождены от всех налогов. |
Решение проблемы урока | Вопросы учителя: Какой ответ на проблему урока вы можете дать? Как было найдено решение проблемы? Реформы Екатерины II соответствовали идеям Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей? | Возможные ответы обучающихся: В ходе анализа реформ императрицы, которые были связаны с реформами государственного управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества. Преобразования Екатерины II отчасти соответствовали идеям Просветителей, так как некоторые реформы, которые проводила Екатерина II, отражали идеи Просвещения – судебная, частично местного управления. И в тоже время преобразования Екатерины II не соответствовали идеям Просветителей, так как реформы, которые проводила Екатерина II, не затрагивали основ самодержавия и крепостного права. |
Домашнее задание | Параграф 15, задание из печатной тетради с.51 № 3, 4, с.53 № 7. | Фиксация домашнего задания в дневниках и тетрадях |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов урока. — Дайте морально-этическую оценку реформ Екатерины II, изученных на уроке. — Кем бы вы хотели быть, если бы могли жить в эпоху Екатерины II? Рефлексия учебной деятельности «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. | Ответы обучающихся |
Презентация Губернская и сословная политика Екатерины II
PPTX / 4.91 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Мещеряков Андрей Геннадьевич, 10.08.19 в 20:00 0ОтветитьПожаловаться
Интересный урок! Маленькое замечание: «причины» повторяют и раскрывают суть реформы; собственно причины не сформулированы. Но это легко исправить))) Спасибо!
Мельник Виктория Олеговна, 11.08.19 в 05:07 0ОтветитьПожаловаться
Андрей Геннадьевич, спасибо большое, подработаю этот момент!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Губернская реформа Екатерины II: цели, суть, значение
Губернская реформа, проведенная Екатериной Великой, укрепила вертикаль власти и увеличила количество губерний. Во главе территориальных единиц стояли генерал-губернаторы, которые подчинялись непосредственно Сенату и императрице.
C 1775 по 1785 год проводилось масштабное преобразование устройства Российской империи. Губернская реформа Екатерины II включала в себя увеличение количества губерний с одновременным образованием генерал-губернаторств, объединявших по несколько губерний. Если сравнить с современными реалиями, то генерал-губернаторство подобно федеральному округу. Проведение губернской реформы включало в себя административные и судебные преобразования.
Причины и предпосылки преобразований
Как принято в России при любом правлении, изменения были направлены на усиление вертикали власти. Но одновременно больше прав давалось местному самоуправлению на уровне городов и уездов.
Реформа проводилась после подавления Крестьянской войны под руководством Пугачева 1773-1775 гг. , которая послужила одним из катализаторов преобразований.
Значение новых порядков было в том, что они должны были снизить недовольство правительством на местах, передав часть властных полномочий провинции. С другой стороны, Петербург мог быстрее реагировать в случае угрозы новых восстаний.
В чем заключалась реформа
Губернии разукрупнялись. Критерием их становилось количество податных душ. Сложившиеся исторические границы между народами, географическое разделение, экономические связи с расчет не принимались.
Несколько губерний входили в генерал-губернаторство. Генерал-губернатор назначался Сенатом. Он обладал широкими полномочиями, являясь представителем императрицы. Именно ему подчинялись войска, расположенные в зоне его ответственности.
Каждое сословие получало свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, мещан, крестьян.
У местных органов власти четко определялись границы их полномочий.
Рис. 1. Схема преобразований
Административные изменения
Образовывалась четкая вертикаль власти. Высшим органом выступало генерал-губернаторство с генерал-губернатором во главе. Ему подчинялись губернаторы, управлявшие губерниями, которые делились на уезды.
Каждая губерния имела населения в 350-400 тысяч податных душ и разделялась на 10-12 уездов.
Уезд населяло 20-30 тысяч душ, его центром служил город. Так как городов было намного меньше, то этот статус получили ряд деревень. Многие из них и через десятки лет остались сельскими поселениями, только формально имеющими городской статус.
Последнее служило темой для шуток даже много позднее. Например, подобной деревней, формально считавшейся городом, являлся Миргород, над чем подшучивал Н. В. Гоголь в своих произведениях.
Рис. 2. Заседание уложенной комиссии366 в 1767 году
Для улучшения управления на провинциальном уровне появился ряд новых учреждений и должностей.
Новые должности и институты:
- Городничий. Главное лицо в городе. Отвечал за поддержание общественного порядка, руководил за полицией, вел надзор за другими учреждениями. Избирался местными дворянами.
- Выделение города как административной единицы. Отныне центр уезда становился самостоятельной единицей. Крупные поселения разделялись на части, которые делились на кварталы. За порядок в каждом квартале отвечали квартальные надзиратели, подчинявшиеся частным приставам.
- Капитан-исправник. Главное лицо в уезде, выбираемое дворянством. Управлял уездной полицией и был председателем в земском суде.
- Казенная палата. Отделение министерства финансов. Ведала сбором налогов в уезде, распределением и контролем над финансовыми средствами. Контролировала результат хозяйственных начинаний градоправителя.
- Приказ общественного призрения. Впервые появившееся образование, которое контролировало школы, богоугодные заведения: приюты, госпитали.
Рис. 3. Визит Екатерины II в Казань
Судебная часть реформы
Самой сложной представляется судебная реформа366 Екатерины II. Разделение судов по сословному признаку должно было уменьшить количество нарушений, но привело к созданию избыточного судебного аппарата. Но если оценивать беспристрастно, это позволило снизить количество судебных злоупотреблений.
Судебные органы делились на 3 сословные части, каждая из которых имела первый и второй уровень.
Высшей инстанцией являлся сенат. Он разбирал особо важные дела, судил государственных преступников. Сенат состоял из Уголовной и Гражданской палаты. Нижестоящие суда также разделял дела на гражданские и уголовные.
Структура сословных судов
Сословные суды делились на 2 уровня: верхний (губернский) и нижний (уездный, городской). Нижний решал тяжбы на уездном и городском уровне. Верхний рассматривал дела, неподсудные нижним, споры между жителями разных уездов, он служил апелляционной инстанцией для пересмотра решений нижних судов.
Земской суд слушал споры дворян. Нижний суд состоял из капитана-исправника и 2, а иногда 3 заседателей.
Расправа судила государственных крестьян. Магистрат разбирал споры между горожанами.
Для всех судов выбирались должностные лица из подсудного им сословия. Реально же так было только в Земском суде. В дела Расправы, Магистрата часто вмешивались представители дворянства, которое имело большой вес. На подобные случаи власти закрывали глаза.
Для урегулирования разногласий между сословиями пришлось создать дополнительный орган — Совестной суд. Состоял он из 6 человек — по паре от каждого из сословий. Разбирал он только дела, не имевшие большой важности.
Особо важные, опасные дела поступали в ведение Сената, только он мог дать им ход.
Цели и суть реформы
Реформа должна была покончить с административным хаосом, образовавшимся после правления Петра I. Новая структура власти призвана была усилить административный и полицейский контроль в провинциях. Снижалось самовластие губернаторов.
Новое областное деление должно было учитывать расширение границ государства, служить единству населения.
Рис. 4. Образование Таврической губернии
Историческое значение
Проведение преобразований растянулось до конца правления Екатерины366. Начались преобразования с Тверской губернии. В 1782 году было упразднено гетманство в Малороссии. Последней датой проведения реформы является 1796 год, когда была образована Виленская губерния.
Как итог, к концу жизни императрицы вместо 23 прежних губерний появились Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств, а также Таврическая область. Всего 51 образование.
Был преодолен хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, образована четкая вертикаль власти. Созданная при Екатерине система управления губерниями просуществовала с небольшими изменениями до самого конца императорской России.
Видео
Как историки оценивают период правления Екатерины Великой:
Екатерина II
Фанатичное преклонение Петра III перед Фридрихом Великим и его влияние на Семилетнюю войну общеизвестны, равно как и его щегольство перед зеркалом в прусском мундире и его заявление о том, что он ценит свою службу в прусской армии более чем его императорская корона. К счастью для России, прошло всего несколько месяцев, прежде чем его королева, немецкая принцесса София Ангальт-Цербстская, свергла его и, как Екатерина II, открыла новый период действительно национального правления, приказав своему врачу выкачать из нее последнюю кровь. капля ее немецкой крови. Пользуясь недовольством и опасаясь за свое положение, жена Петра III, Екатерина, свергла мужа в результате государственного переворота, а ее любовник Алексей Орлов впоследствии убил его. Так, в июне 1762 года императрицей России Екатериной II стала немецкая принцесса, не имевшая законных притязаний на русский престол.
Низложение и убийство Петра III возвели на престол Екатерину II; должность, которую она занимала в течение длительного периода в тридцать четыре года. Однако даже Екатерина скопировала немецкие методы в своем государственном устройстве. Она установила дворянство как класс привилегированных землевладельцев по образцу прусской Адель; она составляла собрания по образцу ландтага; промыслы, корпорации и муниципалитеты были перестроены по немецкой системе.
Правление Екатерины II отличалось имперской экспансией, принесшей империи огромные новые территории на юге и западе, и внутренней консолидацией. После разразившейся в 1768 году войны с Османской империей стороны подписали Кучук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года. По этому договору Россия получила выход к Черному морю, а крымские татары стали независимыми от османов. В 1783 г. Екатерина аннексировала Крым, что способствовало развязыванию следующей войны с Османской империей, начавшейся в 1787 г. По Ясскому договору 179 г.2 Россия расширилась на юг до реки Днестр. Условия договора далеко не соответствовали целям известного «греческого проекта» Екатерины — изгнанию османов из Европы и восстановлению Византийской империи под контролем России. Однако Османская империя больше не представляла серьезной угрозы для России и была вынуждена мириться с растущим влиянием России на Балканах.
Экспансия России на запад при Екатерине была результатом раздела Польши. По мере того, как в восемнадцатом веке Польша становилась все более слабой, каждый из ее соседей — Россия, Пруссия и Австрия — пытались поставить на польский престол своего кандидата. В 1772 году все трое договорились о первоначальном разделе польской территории, по которому Россия получила части Белоруссии и Ливонии. После раздела Польша инициировала обширную программу реформ, которая включала демократическую конституцию, что встревожило реакционные фракции в Польше и в России. Под предлогом опасности радикализма те же три державы отменили конституцию и в 179 г.3 снова лишили Польшу территории. На этот раз Россия получила большую часть Белоруссии и Украины к западу от Днепра. Раздел 1793 г. привел к антироссийскому и антипрусскому восстанию в Польше, закончившемуся третьим разделом в 1795 г. В результате Польша была стерта с лица земли.
Хотя раздел Польши значительно увеличил территорию и престиж России, он также создал новые трудности. Потеряв Польшу в качестве буфера, Россия теперь должна была граничить как с Пруссией, так и с Австрией. Кроме того, империя стала более этнически неоднородной, поскольку поглотила большое количество поляков, украинцев, белорусов и евреев. Судьба украинцев и белорусов, которые были в основном крепостными, поначалу мало изменилась под властью России. Однако поляки-католики возмущались потерей независимости, и им было трудно интегрироваться. Россия запретила евреям въезд в империю в 1742 году и рассматривала их как чужеродное население. Указ от 3 января 179 г.2 официально ввел черту оседлости, которая позволяла евреям жить только в западной части империи, тем самым подготавливая почву для антиеврейской дискриминации в более поздние периоды. В то же время Россия отменила автономию Украины к востоку от Днепра, прибалтийских республик и различных казачьих областей. Сделав акцент на единообразном управлении империей, Екатерина предвосхитила политику русификации, которую будут проводить более поздние цари и их преемники.
Историки спорили об искренности Екатерины как просвещенного монарха, но мало кто сомневался в том, что она верила в активность правительства, направленную на развитие ресурсов империи и повышение эффективности ее управления. Первоначально Екатерина пыталась рационализировать государственные процедуры с помощью закона. В 1767 году она создала Законодательную комиссию из дворян, посадских и других лиц для кодификации законов России. Хотя комиссия не сформулировала нового свода законов, екатерининская инструкция комиссии познакомила некоторых россиян с западным политическим и правовым мышлением.
Во время войны 1768-74 годов с Османской империей Россия пережила крупное общественное потрясение — Пугачевское восстание. В 1773 году донской казак Емельян Пугачев объявил себя Петром III. К восстанию присоединились и другие казаки, различные тюркские племена, испытавшие на себе давление русского централизованного государства, и промышленные рабочие Урала, а также крестьяне, надеявшиеся спастись от крепостной зависимости. Озабоченность России войной позволила Пугачеву взять под свой контроль часть Поволжья, но регулярная армия подавила восстание в 1774 г.
Восстание Пугачева укрепило решимость Екатерины реорганизовать провинциальную администрацию России. В 1775 году она разделила Россию на губернии и уезды по данным статистики населения. Затем она дала каждой провинции расширенный административный, полицейский и судебный аппарат. Дворяне больше не были обязаны служить центральному правительству, как это было со времен Петра Великого, и многие из них получили значительные роли в управлении провинциальными правительствами.
Екатерина также пыталась организовать общество в четко определенные социальные группы или сословия. В 1785 г. она выдавала грамоты дворянам и горожанам. Устав на дворянство подтверждал освобождение дворян от обязательной службы и давал им права, на которые не могло посягать даже самодержавие. Грамота городам оказалась сложной и в конечном итоге менее успешной, чем та, что была выдана дворянам. Неспособность издать аналогичную грамоту государственным крестьянам или улучшить условия крепостного права сделала социальные реформы Екатерины незавершенными.
Интеллектуальная вестернизация элиты продолжалась и при Екатерине. Увеличение количества книг и периодических изданий также вызвало интеллектуальные дебаты и социальную критику. В 1790 году Александр Радищев опубликовал свое «Путешествие из Петербурга в Москву», яростную атаку на крепостное право и самодержавие. Екатерина, уже напуганная Французской революцией, арестовала и сослала Радищева в Сибирь. Позднее Радищев был признан отцом русского радикализма.
Екатерина осуществила многие из направлений политики Петра Великого и заложила основу империи девятнадцатого века. Россия стала державой, способной конкурировать со своими европейскими соседями в военном, политическом и дипломатическом отношении. Российская элита стала культурно более похожей на элиты стран Центральной и Западной Европы. Организация общества и система управления, от центральных учреждений Петра Великого до екатерининского губернского управления, оставались в основном неизменными вплоть до освобождения крепостных крестьян в 1861 г., а в некоторых отношениях и до падения монархии в 19 г. 17. Продвижение Екатерины на юг, включая создание Одессы в качестве русского порта на Черном море, послужило основой для торговли зерном в России в девятнадцатом веке.
Несмотря на такие достижения, империя, которую построили Петр I и Екатерина II, столкнулась с фундаментальными проблемами. Немногочисленная европеизированная элита, отчужденная от массы простых россиян, ставила вопросы о самой сути истории, культуры и самобытности России. Россия добилась своего военного превосходства, опираясь на принуждение и примитивную командно-административную экономику, основанную на крепостном праве. Хотя экономическое развитие России было почти достаточным для ее потребностей восемнадцатого века, оно не соответствовало преобразованиям, которые промышленная революция вызвала в западных странах. Попытка Екатерины организовать общество в корпоративные сословия уже была оспорена Французской революцией, которая делала упор на индивидуальное гражданство. Территориальная экспансия России и включение в состав империи все большего числа нерусских подготовили почву для будущей национальной проблемы. Наконец, первый вопрос о крепостном праве и самодержавии на моральных основаниях предвещал конфликт между государством и интеллигенцией, который должен был стать господствующим в XIX веке.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Города, горожане и городская реформа | Российская империя 1450-1801
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Коллманн, Нэнси Шилдс,
‘Towns, Townsmen и Urban Reform’
,
Российская империя 1450-1801
, Оксфордская история ранней современной Европы
(
Oxford,
2017;
Online Edn,
Oxford. Academic
, 19 января 2017 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513.003.0020,
, по состоянию на 26 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Резюме
В этой главе рассматриваются города и поселки империи в восемнадцатом веке. Небольшие города продолжали оставаться нормой, но крупные центры росли с расширением экспортной торговли. Возникла новая социальная группа — «люди разных социальных рангов», или разночинцев , — для удовлетворения потребностей растущего хозяйства; они были грамотными учителями, ремесленниками и торговцами. Петр I и Екатерина II провели городские реформы с двойной целью: увеличить налоговые поступления и создать более сильный класс буржуазии и более автономные муниципалитеты; последние цели оставались недостижимыми. В главе представлены несколько городов как примеры городского разнообразия: малые города, такие как Бежецк и Тула, торговые центры, такие как Рига и Ревель, а также крупные торговые, политические и культурные центры Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Он заканчивается портретом купца Ивана Толченова как образца динамизма торговли восемнадцатого века.
Ключевые слова: города, разночинцы, социальная иерархия, городские реформы, Ревель, Рига, Киев, Москва, Санкт-Петербург, купечество
Предмет
Раннее Новое время (1500-1700)Европейская историяСоциальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.