Императоры Российской империи — Российская Империя
Первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Петр I провел реформы государственного управления.
Императрица всероссийская (28 января 1725 г. — 6 мая 1727 г.). Родилась 5 апреля 1684 г. в Лифляндии, в крестьянской семье Скавронских, литовского или латышского происхождения, и при крещении по католическому обряду была названа Мартой.
Император всероссийский, внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской, родился 12 октября 1715 г. Мать Петра умерла через десять дней после его рождения, а в 1718 г. он потерял и отца.
Верховный тайный совет («Верховники») — высшее государственное учреждение России в 1726 — 1730 гг. Был создан указом Екатерины I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Формально он имел совещательный характер, но фактически решал все важнейшие государственные дела.
Императрица Всероссийская (1730 — 1740), средняя дочь царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Феодоровны, рожденной Салтыковой. Родилась в Москве 28 января 1693 года, умерла в Санкт-Петербурге 17 октября 1740 года. Внутренняя и внешняя политика России времен Анны Ивановны в целом была направлена на продолжение линии Петра I.
Сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, принцессы Маклебургской Анны Леопольдовны и герцога Брауншвейг-Люнебургского Антона-Ульриха, родился 12 августа 1740 г. и манифестом Анны Иоанновны, от 5 октября 1740 г., объявлен был наследником престола.
Второй сын Карла Бирона, родился в 1690 г., в отцовском имении, Каленцеем; для получения образования, единственный из всех братьев, Бирон послан в лучший тогдашний университет в Кенигсберге, но, не кончив там курса, вернулся в Курляндию.
Правительница Российской империи (с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 года), дочь герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны . Родилась в Ростоке 7 декабря 1718 года; там же была окрещена по обряду протестантской церкви и наречена Елизаветой-Христиной. На родине она прожила лишь до трех лет.
Русская императрица с 25 ноября 1741 г. по 24 декабря 1761 г., дочь Петра Великого и Екатерины I. Детство и юность она провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском, благодаря чему Москва и ее окрестности остались ей близкими на всю жизнь.
Император всероссийский, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла-Фридриха, сына сестры Карла XII шведского, и Анны Петровны, дочери Петра Великого; он приходится, таким образом, внуком двух государей-соперников и мог, при известных условиях, являться претендентом и на русский, и на шведский престол.
Императрица Всероссийская в 1762 — 1796 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста»; мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру III.
Император Всероссийский, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II, родился 20 сентября 1754 года, вступил на престол после смерти Екатерины II, 6 ноября 1796 года. Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях.
«Жемчуга, всюду жемчуга»: как одевались российские императоры
Публикации раздела Музеи
В Государственном историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века» из собрания Государственного Эрмитажа. Мы попросили куратора экспозиции Нину Тарасову рассказать о церемониальной жизни русского двора, о том, что можно и что нельзя было носить членам монаршей семьи, а также о самых необычных костюмах из императорского гардероба.
«По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться», — писал французский посол Морис Палеолог о русском монаршем дворе.
Бархат всех цветов
Платье (лиф и юбка) из лилового бархата, со шлейфом. XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Утреннее платье из белого батиста со шлейфом. 1860-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Модный дом Чарльза Ворта. Платье (юбка и два лифа) со шлейфом из шелковой ткани в полоску. Франция. XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жизнь одного из самых роскошных царских дворов подчинялась определенным правилам этикета, которые были разработаны на основе западноевропейских образцов. Сложный придворный церемониал официально узаконил Николай I. В 1826 году по его указу было образовано Министерство Императорского двора, вступили в силу правила приема послов, наложения траура, положения о выходах при высочайшем дворе. Двор правящего императора называли «большим», а дворы вдовствующей императрицы и других представителей царской семьи, великих князей и княгинь — «малыми».
При Николае I вступили в силу и указы, регламентирующие платья, в которых правящие особы и сопровождающие их дамы могли появляться на официальных мероприятиях при дворе. Императрица была обязана выходить в свет только в платье так называемого русского покроя: с разрезными рукавами, спускающимися вдоль юбки. В то время как женщины в возрасте, не имеющие ранга при дворе, могли прикрыться пелеринами или кофточками, императрице накидывать что-то поверх платья с глубоким декольте не позволяли правила этикета, поэтому внимание от особенностей фигуры обычно отвлекали массивными украшениями, например роскошными колье.
Придворное торжество предварял высочайший выход — шествие императорской семьи во главе с правящей четой из личных покоев в парадные залы резиденции. В «большом» выходе участвовали все придворные дамы и кавалеры, также на мероприятии могли присутствовать офицеры гвардии, аристократия, дипломатический корпус и даже журналисты. «Малый» выход отличался протяженностью шествия и меньшим числом участников церемонии. Выходы открывали гоф- и камер-фурьеры в парадных ливреях, а замыкали шествие фрейлины.
В середине XIX века платья придворных дам состояли из лифа-корсажа, нижней атласной и верхней распашной юбки, переходящей в шлейф. Самый длинный шлейф — до пяти метров — носила императрица. Дамы, которые присутствовали на торжественных шествиях царской семьи, тоже были обязаны надевать платья русского покроя определенного цвета и с определенным узором шитья. Фрейлины императрицы носили алый бархат с золотым шитьем, фрейлины великих княгинь — тоже алый, но украшенный серебром. Статс-дамы шили платья из зеленого бархата, а гофмейстерины — из малинового. Строго регламентировались и ливрейные костюмы служителей высочайшего двора, которые создавали из ярких тканей и обязательно украшали золочеными пуговицами, гербами и форменными золотыми галунами с изображением двуглавого орла.
Мужчины приходили на мероприятия и на балы в парадных военных мундирах, а те, кто не состоял на военной службе, — в гражданских фраках. Все внимание, конечно, было приковано к женским нарядам, но и мужчины могли выделиться — например, выбором ткани, булавками с драгоценными камнями или специальными пуговицами с бриллиантами на пластронах.
Особые аксессуары и вид придворного костюма позволяли определить ранг участника торжественной церемонии. Например, знаком отличия камергера был золоченый ключ на голубой муаровой ленте, а церемониймейстера можно было узнать по жезлу в виде трости из черного дерева, увенчанной шаром из слоновой кости и гербовым орлом.
Читайте также:
- 150 лет Историческому музею: 5 интересных экспонатов
- Домашние животные российских императоров
- Картина в деталях: портрет Сарры-Элеоноры Фермор
«Жемчуга, всюду жемчуга»
Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1880-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Генрих фон Ангели. Портрет императрицы Марии Федоровны (фрагмент). Австрия. 1874. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Роскошные парадные наряды императрицы дополняли драгоценности. Они делились на украшения для особых случаев и «на каждый день». Например, у Марии Федоровны была любимая жемчужная брошь на черной бархотке. На торжественные выходы надевали, конечно, лучшее. Младшая дочь Марии Федоровны Ольга писала: «Мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли «Императорскими доспехами» — платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга!»
В 1880-х годах в моду вошел склаваж — один из видов колье, который плотно облегал шею. Его часто называли «собачьим ошейником». Обычно склаваж дополняло ожерелье, которое крепилось к нижней части украшения и ниспадало на грудь. Самые дорогие склаважи изготавливали из бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней. Такой носила и Мария Федоровна — украшение не выходило из моды до 1910-х годов.
Носить бриллианты днем было не принято — колье и другие роскошные украшения надевали на балы или на высочайшие выходы. Если бал был масштабным, как, например, Николаевский, где число приглашенных достигало трех с половиной тысяч человек, дорогие и крупные украшения надевать не рисковали. При таком стечении гостей во время танцев можно было порвать даже платье, не то что жемчужную нитку. Такие случаи не были единичными. Придворный живописец Николая I Орас Верне вспоминал, как обувь танцующих давила рассыпанные по полу драгоценные камни и жемчуг, и этот треск заглушал музыку.
Монарший стиль
Придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны. Ателье Изамбар Шансо, мастерская А. Ламан (вышивка). 1880-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Владимир Маковский. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Платье императрицы Марии Федоровны. 1880-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Законодательницей моды при дворе была императрица. Одеваться роскошнее, чем она, не было официально запрещено, однако затмить первую даму в империи, естественно, никто не смел — это было неписаное правило этикета. У каждой императрицы были свои любимые модельеры. Например, Мария Федоровна часто заказывала наряды у Чарльза Фредерика Ворта — англичанина, одного из самых известных кутюрье в истории моды. Заказы делали по переписке: императрица, конечно, не приезжала в Париж на примерки. Такие исключения Ворт делал только для Марии Федоровны. В его мастерской стоял манекен с точными мерками фигуры императрицы, которые делали личные швея и портниха супруги Александра III.
По воспоминаниям современников, Мария Федоровна и после 40 лет сохраняла стройную фигуру, а ее талия в обхвате была всего 65 сантиметров. Алмира Лотроп, жена чрезвычайного посланника Соединенных Штатов в России, в 1866 году писала: «Она выглядела так молодо, что трудно было представить, что она мать пятерых детей, старшему из которых более семнадцати лет. Ее фигура такая же стройная и такая же красивая, как у молоденькой девушки; она совершенно очаровательна».
Сын кутюрье Ворта, Жан-Филипп, в своих воспоминаниях подчеркивал, что Мария Федоровна была одной из любимых заказчиц отца и что у них никогда не возникало разногласий.
Среди модельеров, которые шили наряды для Марии Федоровны, были и русские мастера. Ее любимым русским мастером дамского платья была Авдотья Иванова, петербурженка, портниха императорских театров. В начале 1890-х годов она стала поставщиком Ее Императорского Величества.
В отличие от Марии Федоровны ее супруг — император Александр III — избегал балов и маскарадов, кроме тех, на которых просто обязан был появиться. Мужчины императорской фамилии носили штатские костюмы только в заграничных поездках, поэтому чаще всего Александра III можно было увидеть в военной форме. Но с мундирами ему было трудно угодить. Приближенные вспоминали, что он часто спорил с портными. Во время путешествий по Европе император носил прогулочные костюмы-тройки, а для вечерних визитов к родственникам или для похода в театр готовили соответствующий дресс-коду костюм из шерсти, с атласным воротником, басонными пуговицами, белоснежной сорочкой и галстуком-бабочкой.
Наряды для особых случаев
Александр Соколов. Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 года. Изображение: wikipedia.org
Александр Соколов. Государыня императрица Мария Федоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года. Изображение: wikimedia.org
В императорском гардеробе были и наряды, которые готовили для одного, особого случая. Например, подвенечные платья для невест императорской фамилии. Их шили из серебряной парчи, украшали вышивкой серебряными нитями и перьями. Одно из таких платьев создали для будущей императрицы, великой княгини Александры Федоровны. 14 ноября 1894 года она стала женой императора Николая II. Церемония проходила в Зимнем дворце. Камер-паж Александры Федоровны вспоминал, что «тяжелый, огромный, аршин в шесть (около 4 метров. — Прим. ред.) шлейф серебряного подвенечного платья несли и окружали человек 10 придворных». Голову невесты украшала алмазная свадебная корона.
Свадьба состоялась в день рождения вдовствующей императрицы — это был единственный возможный день для ослабления траура по Александру III. Сама Мария Федоровна в день бракосочетания была одета в платье из белого шелкового крепа с характерной рельефной фактурой. Белый, серый или черный шелковый креп традиционно использовали для изготовления траурных дамских туалетов, при этом каждому цвету соответствовала определенная степень траура. Единственным украшением для такого наряда был рюш, обрамляющий шлейф.
Во время траура также прошел так называемый «черный бал» в январе 1889 года. Накануне традиционного мероприятия в Зимнем дворце пришло трагическое известие о внезапной кончине принца Рудольфа, сына императора Франца Иосифа. Бал решили не отменять: его перенесли в Аничков дворец, но члены дипломатического корпуса на него не прибыли. Приглашенным дамам предписывалось прийти в черном, а Мария Федоровна появилась в «черном тюлевом платье, усыпанном спереди бриллиантами; одни сравнивали ее с царицей ночи, на других же это производило впечатление чего-то мрачного».
На один раз изготавливали не только свадебные платья. Для мужчин из императорской семьи шили халат из серебряной парчи или глазета, который они надевали единственный раз — перед тем, как войти в спальню жены в первую брачную ночь. Великий князь Александр Михайлович, женившийся на дочери Александра III Ксении, писал: «Это забавный обычай фигурировал в перечне правил церемониала нашего венчания наряду с еще более нелепым запрещением видеть невесту накануне свадьбы. Мне не оставалось ничего другого, как вздыхать и подчиняться… Проходя в спальню к жене, я увидел в зеркале отражение моей фигуры, задрапированной в серебряную парчу. И мой смешной вид заставил меня расхохотаться. Я был похож на оперного султана в последнем акте…»
Для самого Александра III такой церемониальный комплект выполнили в 1866 году мастера санкт-петербургской золотошвейной фирмы «Лихачев и сыновья». К халату из серебряного глазета с кушаком прилагались мягкие, отороченные лебяжьим пухом туфли.
Беседовала Полина Пендина
Теги:
МузеиПубликации раздела Музеи
Project MUSE — Императоры и императрицы России: заново открывая Романовых (обзор)
- Возможны варианты покупки/аренды:
- Купить статью за 16,00 долларов США (USD)
- Аренда у DeepDyve
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
Обзоры 353 Отчет Принса о Равандагоне предлагает еще один пример методологических инноваций. Вождь абенаков в центральном прибрежном районе современного штата Мэн, Равандагон был широко известен среди англичан как «Робин Гуд». Изучив, как англичане охарактеризовали Робин Гуда в популярных балладах того времени, Принс утверждает, что «Равандагон не заслужил своего своеобразного прозвища, потому что англичане ассоциировали его со своим собственным героическим преступником традиции, благородным бандитом средневекового Шервудского леса, который украл от богатых и отдали бедным. Напротив, англичане высмеивали этого абенаковского сагамора и его товарищей-охотников из лесов штата Мэн», сравнивая его с непристойным бандитом, который общался с деревенскими шутами (105). Используя эту интерпретацию прозвища Равандагона, чтобы осветить взаимодействие лидера абенаков с англичанами, Принс дает одну из самых убедительных интерпретаций в томе. Как и многие недавние исследования коренных американцев, «Жизни индейцев северо-востока» указывают на работу, которая все еще остается. Например, книга показывает, как много мы до сих пор не знаем о роли пола в культурах северо-восточных коренных американцев и в отношениях между европейцами и коренными народами.
крах
Если вы хотите пройти аутентификацию с помощью другого подписанного учреждения или иметь собственный логин и пароль для входа в Project MUSE
Аутентификация
- Возможны варианты покупки/аренды:
- Аренда от Дипдайв
- Купить цифровой Статья за $16. 00 (USD)
- Купить полный цифровой выпуск за 24 доллара США (USD)
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Тайная жизнь российских царей и императоров
Тайная жизнь российских царей и императоров
https://www.insightvacations.com/wp-content/uploads/2018/06/nikolay-vorobyev-481292-unsplash.jpg 2560 1600 Инсайт Каникулы Инсайт Каникулы https://secure.gravatar.com/avatar/5195a9192a0e4693a5a914245dd57013?s=96&d=mm&r=g
Цари и императоры, действуя всей полнотой власти, правили Россией до начала ХХ века. Некоторые известные цари включают Ивана Грозного, Бориса Годунова, Михаила I и императрицу Елизавету. Последним царем России был Николай II, который пережил трагическое убийство своего деда, Александра II, в возрасте 13 лет, а позже сам был убит вместе со своей семьей в городе Екатеринбурге в 19 году.18. Это трагическое событие привело не только к концу династии Романовых, но и к концу правления русских царей.
Трагедия, интриги и роскошь — главные темы в истории очаровательных российских королевских особ. От царских путешествий до некоторых исторических русских секретов — вот несколько интересных фактов о самых известных правителях России.
И САМЫЙ ДЛИННЫЙ ТИТУЛ ПРИСУЖДАЕТСЯ…
При коронации в 1646 году царю Алексею был присвоен официальный – и довольно продолжительный – титул: «Великий царь и великий князь всея Руси, царь Московский». , Киев, Владимир, Новгород, царь казанский, астраханский, сибирский, псковский, тверской, югорский, пермский, вятский, болгарский и др., царь и великий князь новгородской низменности, черниговской, рязанской, ростовской, ярославской, белоозёрской, Удор и другие северные земли, царские земли Тверские, карталинские и грузинские царские и кабардинские земли, черкасские и горские княжеские и многие другие восточные, западные и северные государства и земли со времен многих предков и престолонаследников, государей и владелец. »
ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ЦАРЯ
Знаменитой Транссибирской железной дорогой лично руководили царь Александр III и его сын, впоследствии известный как царь Николай II. Хотя для начала строительства потребовалось 25 лет, так как цари хотели полного владения проектом без иностранного влияния. По оценкам, около 60 000 рабочих работали над транспортной системой, которая была официально завершена в 1916 году.
ИНТЕРЕСНАЯ БРАК
У Петра III и его жены Екатерины, позже Екатерины II, императрицы России, был очень «уникальный» брак. В 1762 году Екатерина устроила заговор против своего непопулярного мужа, которого затем арестовали и заставили подписать письмо об отречении от престола. Екатерина стала одной из четырех русских императриц.
РЕШИТЕЛЬНЫЕ СУДЕБНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Российская императрица Елизавета была интересным персонажем. Когда-то прославившаяся своей красотой, она хотела остаться известной при дворе. В результате другим женщинам-членам суда не разрешалось носить те же ткани или прически, что и ей, и за это им грозило наказание.