Русская система мер | это… Что такое Русская система мер?
Ру́сская систе́ма мер — система мер, традиционно применявшихся на Руси и в Российской империи. На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года, а в СССР — постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года.[1]
Несмотря на отсутствие практического применения, названия русских мер продолжают использоваться во фразеологических оборотах и исторических исследованиях.
Ниже приведены меры и их значения согласно «Положению о мерах и весах» (1899), если не указано иное. Более ранние значения этих единиц могли отличаться от приведённых; так, например, уложением 1649 года была установлена верста в 1 тыс. сажен, тогда как в XIX веке верста составляла 500 сажен; применялись и вёрсты длиной 656 и 875 сажен.
Содержание
|
Старорусские меры длины
- 1 миля (старорусская) = 7 вёрст = 7,4676 км.
- 1 верста = 500 саженей = 1066,8 м.
- 1 сажень = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток = 2,1336 м.
- 1 аршин = 4 четверти = 28 дюймов = 16 вершков = 71,12 см.
- 1 фут = 12 дюймам = 304,8 мм.
- 1 четверть (пядь) = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов = 177,8 мм[2].
- 1 вершок = 1,75 дюйма = 44,45 мм.
- 1 дюйм = 10 линиям = 25,4 мм.
- 1 сотка = 1/100 сажени = 84 точкам = 21,336 мм [2].
- 1 линия = 10 точкам = 2,54 мм.
- 1 точка = 1/100 дюйма = 1/10 линии = 0,254 мм.
Единица | Отношение к меньшей | Футы | Аршины | Миллиметры | Метры | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
точка | 1⁄1200 | 1⁄2800 | 0,254 | 0,000 254 | ||
линия | 10 точек | 1⁄120 | 1⁄280 | 2,54 | 0,00254 | |
сотка | 84 точек | 7⁄100 | 21,336 | 0,021336 | ||
дюйм | 10 линий | 1⁄12 | 1⁄28 | 25,4 | 0,0254 | Дюйм заимствован вместе с футом при Петре I. |
вершок | 1,75 дюйма | 7⁄48 | 1⁄16 | 44,45 | 0,04445 | |
четверть (пядь) | 4 вершка или 7 дюймов | 7⁄12 | 1⁄4 | 177,8 | 0,1778 | |
фут | 12 дюймов | 1 | 3⁄7 | 304,8 | 0,3048 | Английская мера длины, заимствованная при Петре I для упрощения кораблестроительных заказов за рубежом. При этом для точного соответствия 7 английским футам была немного уменьшена длина сажени (а следовательно аршина и вершка). |
аршин | 16 вершков или 28 дюймов | 2 1⁄3 | 1 | 711,2 | 0,7112 | Мера длины, заимствованная с востока в XVII веке. [источник не указан 175 дней] |
сажень | 3 аршина или 7 футов | 7 | 3 | 2 133,6 | 2,1336 | |
верста | 500 саженей | 3 500 | 1 500 | 1 066 800 | 1 066,8 | |
миля | 7 верст | 24 500 | 10 500 | 7 467 600 | 7 467,6 |
Рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин, для мелких животных — сверх одного аршина. Например, выражение «человек 12 вершков роста» означало, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть приблизительно 196 см.
Меры площади
- 1 кв. верста = 250 000 кв. саженям = 1,1381 км².
- 1 десятина = 2400 кв. саженям = 10 925,4 м² = 1,0925 га.
- 1 четь = 1/2 десятины = 1200 кв. саженям = 5462,7 м² = 0,54627 га.
- 1 осьминник = 1/8 десятины = 300 кв. саженям = 1365,675 м² ≈ 0,137 га.
Меры объёма
- 1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам = 9,7127 м³
- 1 куб. аршин = 4096 куб. вершкам = 21 952 куб. дюймам = 359,7288 дм³
- 1 куб. вершок = 5,3594 куб. дюймам = 87,8244 см³
- 1 куб. фут = 1728 куб. дюймам = 28,3168 дм³
- 1 куб. дюйм = 1000 куб. линий = 16,3871 см³
- 1 куб. линия = 1/1000 куб. дюйма = 16,3871 мм³
Меры сыпучих тел (хлебные меры)
Хлебные меры по Арифметике Магницкого
- 1 цебр = 26—30 четвертям.
- 1 кадка (кадь, оков)= 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам = 839,69 л (= 14 пудам ржи = 229,32 кг).
- 1 куль (рожь = 9 пудам + 10 фунтам = 151,52 кг) (овёс = 6 пудам + 5 фунтам = 100,33 кг)
- 1 полокова, половник = 419,84 л (= 7 пудам ржи = 114,66 кг).
- 1 четверть, четь (для сыпучих тел) = 2 осьминам (получетвертям) = 4 полуосьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам.
(= 209,912 л (дм³) 1902 г.). (= 209,66 л 1835 г.).
- 1 осьмина = 4 четверикам = 104,95 л (=1¾ пуда ржи = 28,665 кг).
- 1 полосьмины = 52,48 л.
- 1 четверик = 1 мере[3] = 1⁄8 четверти = 8 гарнцам = 26,2387 л.
(= 26,239 дм³ (л) (1902 г.)). (= 64 фунтам воды = 26,208 л (1835 г)).
- 1 получетверик = 13,12 л.
- 1 четвёрка = 6,56 л.
- 1 гарнец, малый четверик = ¼ ведра = 1⁄8 четверика = 12 стаканам = 3,2798 л.
(= 3,28 дм³ (л) (1902 г.)). (=3,276 л (1835 г.)).
- 1 полугарнец (пол-малый четверик) = 1 штоф = 6 стаканам = 1,64 л.
(Пол-пол-малый четверик = 0,82 л, Пол-пол-пол-малый четверик = 0,41 л).
- 1 стакан = 0,273 л.
Существовало много и местных мер: коробья, пуз, рогожа, лукно и др.[источник не указан 750 дней]
Меры жидких тел («винные меры»)
Винные меры по Арифметике Магницкого
- 1 бочка = 40 вёдрам = 491,976 л (491,96 л).
- 1 корчага = 2 ведра (около 25 л.).
- 1 ведро = 4 четвертям ведра = 10 штофам = 1/40 бочки = 12,29941 л (на 1902 г.).
- 1 четверть (ведра) = 1 гарнец = 2,5 штофа = 4 бутылкам для вина = 5 водочным бутылкам = 3,0748 л.
- 1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам.
- 1 штоф (кружка) = 3 фунтам чистой воды = 1/10 ведра = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 20 шкаликам = 1,2299 л (1,2285 л).
- 1 винная бутылка = 1/16 ведра = 1/4 гарнца = 3 стаканам = 0,68; 0,77 л; 0,7687 л.
- 1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,615; 0,60 л.
- 1 бутылка = 3/40 ведра (Указ от 16 сентября 1744 года).
- 1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам = 0,307475 л.
- 1 стакан = 0,273 л.
- 1 четушка = 1/50 ведра = 245,98 мл.
- 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл.
- 1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл.
Мера | Отношение к меньшей | Ведра | Литры | Примечания |
---|---|---|---|---|
шкалик | 1⁄200 | 0,0615 | ||
чарка | 2 шкалика | 1⁄100 | 0,123 | |
водочная бутылка | 5 чаркам | 1⁄20 | 0,614962 | |
винная бутылка | 1⁄16 | 0,7687 | ||
штоф | 2 водочные бутылки | 1⁄10 | 1,2299 | |
четверть | 4 винные бутылки или 5 водочных бутылок | 1⁄4 | 3,0748 | |
ведро | 4 четверти | 1 | 12,29941 | |
бочка | 40 ведер | 40 | 491,976 |
Меры веса (Масса)
Мера | Отношение к меньшей | Фунты | Граммы | Килограммы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
доля | 1⁄9216 | 0,0444 | |||
96 долей | 1⁄96 | 4,2657 | |||
лот | 3 золотника | 1⁄32 | 12,79726 | ||
фунт | 32 лота | 1 | 409,5124 | 0,4095124 | |
пуд | 40 фунтов | 40 | 16380,496 | 16,380496 | |
берковец | 10 пудов | 400 | 163,8 |
- 1 ласт = 6 четвертям = 72 пудам = 1179,36 кг.
- 1 четверть вощаная = 12 пудам = 196,56 кг.
- 1 берковец = 10 пудам = 400 гривнам (большим гривенкам, фунтам) = 800 гривенкам = 163,8 кг.
- 1 контарь = 40,95 кг.
- 1 пуд = 40 большим гривенкам или 40 фунтам = 80 малым гривенкам = 16 безменам = 1280 лотам = 16,380496 кг.
- 1 полпуда = 8,19 кг.
- 1 батман = 10 фунтам = 4,095 кг.
- 1 безмен = 5 малым гривенкам = 1/16 пуда = 1,022 кг.
- 1 полубезмен = 0,511 кг.
- 1 большая гривенка, гривна, (позднее — фунт) = 1/40 пуда = 2 малым гривенкам = 4 полугривенкам = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям = 409,5 г (11—15 вв.).
- 1 фунт = 0,4095124 кг (точно, с 1899 года).
- 1 гривенка малая = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам = 204,8 г.
- 1 полугривенка = 102,4 г.
Применялись также: 1 либра = 3/4 фунта = 307,1 г; 1 ансырь = 546 г, не получил широкого распространения.
- 1 лот = 3 золотникам = 288 долям = 12,79726 г.
- 1 золотник = 96 долям = 4,265754 г.
- 1 золотник = 25 почкам (до XVIII в.).
- 1 доля = 1/96 золотникам = 44,43494 мг.
С XIII по XVIII века употреблялись такие меры веса, как почка и пирог:
- 1 почка = 1/25 золотника = 171 мг.
- 1 пирог = 1/4 почки = 43 мг.
Меры веса (массы) аптекарские и тройские
Аптекарский вес — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г. (отличаются от Английской системы мер)
- 1 фунт = 12 унций = 358,323 г.
- 1 унция = 8 драхм = 29,860 г.
- 1 драхма = 1/8 унции = 3 скрупула = 3,732 г.
- 1 скрупул = 1/3 драхмы = 20 гранов = 1,244 г.
- 1 гран = 62,209 мг.
- Слышно за версту.
- Бешеной собаке семь вёрст не крюк.
- Милому дружку семь вёрст не околица.
- Верста коломенская.
- Косая сажень в плечах.
- Мерить всех на свой аршин.
- Проглотить аршин.
- От горшка два вершка.
- Сто пудов.
- Семь пядей во лбу.
- Мал золотник, да до́рог.
- Идти семимильными шагами.
- Узнать, почём фунт лиха.
- Ни пяди земли (не уступить).
- Скрупулёзный человек
Другие единицы
- Десть — единица счёта, равна 24 листам бумаги, 1/20 стопы.
- Пешак
См. также
- Английская система мер
- Французская система мер
- Китайская система мер
- Японская система мер
- Древние единицы измерения
- Историческая метрология
- СИ
Примечания
- ↑ БСЭ. Статья Метрическая система мер
- ↑ 1 2 Энциклопедический словарь юного математика. Под ред. Савин А. П. 1985. М. Педагогика 352 с.
- ↑ Большой Энциклопедический словарь —Мера (Проверено 23 декабря 2009)
Ссылки
- Седова Л. Н. Вопросы русской метрологии на уроках и внеклассных занятиях по математике. — Ярославль, 1999
- Сидунова Д. В., Черепанова Е. Г. и др. История развития мер и весов
- Федорчук С. В. Метрология древнерусского государства (X — начало XII вв.)
- Федорчук С. В. Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII—XV вв.).
- Калькулятор — перевод мер длины из русской системы в метрическую и обратно.
Литература
- Шостьин Н. А. Очерки истории русской метрологии XI—XIX века. М.: Издательство стандартов, 1975.- 272 с.
- Романова Г. Я. Наименование мер длины в русском языке. М.: Наука, 1975.-175 с.
- Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология: Учебное пособие для вузов. 2 -е изд. М.: Высшая школа, 1975. −326 с.
Русская система мер — QuestHint
Старорусские меры длины
- 1 поприще ≈ 185 м, около 1 480 метров или один день пути (мера «днище») — древняя мера, позже заменённая верстой.
- 1 миля (географическая) = 1/15 градуса земного экватора ≈ 7,42 км.
- 1 верста (путевая, или пятисотная) = 500 саженей ≈ 1066,8 м.
- 1 цепь = 50 казенных саженей ≈ 106,68 м.
- 1 шест = 10 казенных саженей ≈ 21,336 м.
- 1 сажень (косая, или косовая) ≈ 248 см (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки — человек стоит буквой «Х»).
- 1 сажень (казённая) = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток ≈ 213,36 см.
- 1 аршин = 4 четверти = 28 дюймов = 16 вершков ≈ 71,12 см.
- 1 фут = 1/7 казённой сажени = 12 дюймов ≈ 30,48 см.
- 1 пядь с кувырком (пядень с кувырком, пядь с кувыркой) ≈ 27—31 cм (расстояние между концами большого пальца и указательного пальца с прибавкой двух суставов указательного пальца — «кувырок» выполнялся фиксированием конца указательного пальца на одной точке при измерении и перекладыванием пальца через ноготь на продолжение линии измерения).
- 1 пядь большая ≈ 22—23 cм (расстояние между концами большого пальца и мизинца).
- 1 четверть (пядь, малая пядь, пядница, четверть аршина, четь) = 1/12 сажени = 1/4 аршина = 4 вершка = 7 дюймов ≈ 177,8 мм.
- 1 вершок = 4 ногтя = 1/4 пяди = 1/16 аршина = 1,75 дюйма ≈ 44,45 мм.
- 1 дюйм = 10 линиям ≈ 25,4 мм.
- 1 сотка = 1/100 сажени = 84 точкам ≈ 21,336 мм.
- 1 перст ≈ 20 мм.
- 1 ноготь (нокоть) ≈ 11 мм.
- 1 линия = 10 точкам ≈ 2,54 мм.
- 1 точка = 1/100 дюйма = 1/10 линии ≈ 0,254 мм.
Единица | Отношение к меньшей | Футы | Аршины | Миллиметры | Метры | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
точка | 1⁄1200 | 1⁄2800 | 0,254 | 0,000 254 | ||
линия | 10 точек | 1⁄120 | 1⁄280 | 2,54 | 0,00254 | |
сотка | 84 точек | 7⁄100 | 3⁄100 | 21,336 | 0,021336 | |
дюйм | 10 линий | 1⁄12 | 1⁄28 | 25,4 | 0,0254 | Дюйм заимствован вместе с футом при Петре I. |
вершок | 1,75 дюйма | 7⁄48 | 1⁄16 | 44,45 | 0,04445 | |
четверть (пядь) | 4 вершка или 7 дюймов | 7⁄12 | 1⁄4 | 177,8 | 0,1778 | |
фут | 12 дюймов | 1 | 3⁄7 | 304,8 | 0,3048 | Английская мера длины, заимствованная при Петре I для упрощения кораблестроительных заказов за рубежом. При этом для точного соответствия 7 английским футам была немного уменьшена длина сажени (а следовательно, аршина и вершка). |
аршин | 16 вершков или 28 дюймов | 2 1⁄3 | 1 | 711,2 | 0,7112 | |
сажень | 3 аршина или 7 футов | 7 | 3 | 2 133,6 | 2,1336 | |
верста | 500 саженей | 3 500 | 1 500 | 1 066 800 | 1 066,8 | |
миля | 7 вёрст | 24 500 | 10 500 | 7 467 600 | 7 467,6 |
Рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин, для мелких животных — сверх одного аршина. Например, выражение «человек 12 вершков роста» означало, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть приблизительно 196 см.
Меры площади
- 1 кв. верста = 250 000 кв. саженям ≈ 1,1381 км².
- 1 десятина = 2400 кв. саженям = 10 925,4 м² ≈ 1,0925 га.
- 1 полудесятина = 1/2 десятины = 1 200 кв. саженям ≈ 5462,7 м² = 0,54627 га.
- 1 четь = 1/4 десятины = 600 кв. саженям ≈ 2731,35 м² = 0,273135 га.
- 1 осьминник = 1/8 десятины = 300 кв. саженям ≈ 1365,675 м² ≈ 0,137 га.
- 1 кв. сажень = 9 кв. аршинам = 49 кв. футам ≈ 4,55225 м².
- 1 кв. аршин = 256 кв. вершкам ≈ 0,505805 м².
- 1 кв. вершок ≈ 19,758 см².
- 1 кв. фут = 144 кв. дюймам ≈ 0,092903 м².
- 1 кв. дюйм = 100 кв. линиям ≈ 0,00064516 м².
Меры объёма
- 1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам ≈ 9,7127 м³
- 1 куб. аршин = 4096 куб. вершкам = 21 952 куб. дюймам ≈ 359,7288 дм³
- 1 куб. вершок = 5,3594 куб. дюймам ≈ 87,8244 см³
- 1 куб. фут = 1728 куб. дюймам ≈ 28,3168 дм³
- 1 куб. дюйм = 1000 куб. линий ≈ 16,3871 см³
- 1 куб. линия = 1/1000 куб. дюйма ≈ 16,3871 мм³
Меры сыпучих тел (хлебные меры)
Хлебные меры по Арифметике Магницкого
- 1 цебр = 26—30 четвертям.
- 1 кадка (кадь, оков) = 2 половникам = 4 четвертям = 8 осьминам ≈ 839,69 л (= 14 пудам ржи ≈ 229,32 кг).
- 1 куль: ржи — 9 пудов + 10 фунтов ≈ 151,52 кг; овса — 6 пудов + 5 фунтов ≈ 100,33 кг
- 1 полокова, половник = 419,84 л (= 7 пудам ржи = 114,66 кг).
- 1 четверть, четь (для сыпучих тел) = 2 осьминам (получетвертям) = 4 полуосьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам.
(≈ 209,912 л — 1902 г.). (≈ 209,66 л — 1835 г.).
- 1 осьмина = 4 четверикам ≈ 104,95 л (=1¾ пуда ржи ≈ 28,665 кг).
- 1 полосьмины ≈ 52,48 л.
- 1 четверик = 1 мере[9] = 1⁄8 четверти = 8 гарнцам ≈ 26,2387 л.
(≈ 26,239 л (1902 г.)). (= 64 фунтам воды ≈ 26,208 л (1835 г)).
- 1 получетверик ≈ 13,12 л.
- 1 четвёрка ≈ 6,56 л.
- 1 гарнец, малый четверик = ¼ ведра = 1⁄8 четверика = 12 стаканам ≈ 3,2798 л.
(≈ 3,28 л — 1902 г.). (≈ 3,276 л — 1835 г.).
- 1 полугарнец (пол-малый четверик) = 1 штоф = 6 стаканам ≈ 1,64 л.
(Пол-пол-малый четверик = 0,82 л, пол-пол-пол-малый четверик ≈ 0,41 л).
- 1 стакан ≈ 0,273 л.
Меры жидких тел («винные меры»)
Винные меры по Арифметике Магницкого
- 1 бочка = 40 вёдрам ≈ 491,976 л (491,96 л).
- 1 корчага = 2 ведра (около 25 л.).
- 1 ведро = 4 четвертям ведра = 10 штофам = 1/40 бочки ≈ 12,29941 л (на 1902 г.).
- 1 четверть (ведра) = 1 гарнец = 2,5 штофа = 4 бутылкам для вина = 5 водочным бутылкам ≈ 3,0748 л.
- 1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам.
- 1 штоф (кружка) = 3 фунтам чистой воды = 1/10 ведра = 2 водочным бутылкам = 10 чаркам = 20 шкаликам ≈ 1,2299 л (1,2285 л).
- 1 винная бутылка = 1/16 ведра = 1/4 гарнца = 3 стаканам ≈ 0,68; 0,77 л; 0,7687 л.
- 1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам ≈ 0,615; 0,60 л.
- 1 бутылка = 3/40 ведра (Указ от 16 сентября 1744 года).
- 1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам ≈ 0,307475 л.
- 1 стакан ≈ 0,273 л.
- 1 четушка = 1/50 ведра ≈ 245,98 мл.
- 1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам ≈ 122,99 мл.
- 1 шкалик = 1/200 ведра ≈ 61,5 мл.
Мера | Отношение к меньшей | Ведра | Литры | Примечания |
---|---|---|---|---|
шкалик | 1⁄200 | 0,0615 | ||
чарка | 2 шкалика | 1⁄100 | 0,123 | |
водочная бутылка | 5 чаркам | 1⁄20 | 0,614962 | |
винная бутылка | 1⁄16 | 0,7687 | ||
штоф | 2 водочные бутылки | 1⁄10 | 1,2299 | |
четверть | 4 винные бутылки или 5 водочных бутылок | 1⁄4 | 3,0748 | |
ведро | 4 четверти | 1 | 12,29941 | |
бочка | 40 вёдер | 40 | 491,976 |
Меры веса (массы)
Мера | Отношение к меньшей | Фунты | Граммы | Килограммы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
доля | 1⁄9216 | 0,0444 | |||
золотник | 96 долей | 1⁄96 | 4,2657 | ||
лот | 3 золотника | 1⁄32 | 12,79726 | ||
фунт | 32 лота | 1 | 409,5124 | 0,40951241[4][5] | |
пуд | 40 фунтов | 40 | 16380,4964 | 16,380496 | |
берковец | 10 пудов | 400 | 163,8 |
- 1 ласт = 6 четвертям = 72 пудам ≈ 1179,36 кг.
- 1 четверть вощаная = 12 пудам ≈ 196,56 кг.
- 1 берковец = 10 пудам = 400 гривнам (большим гривенкам, фунтам) = 800 гривенкам ≈ 163,8 кг.
- 1 контарь (кантар) ≈ 40,95 кг.
- 1 пуд = 40 большим гривенкам или 40 фунтам = 80 малым гривенкам = 16 безменам = 1280 лотам = 16,3804964 кг.
- 1 полпуда ≈ 8,19 кг.
- 1 батман = 10 фунтам ≈ 4,095 кг.
- 1 безмен = 5 малым гривенкам = 1/16 пуда ≈ 1,022 кг.
- 1 полубезмен ≈ 0,511 кг.
- 1 большая гривенка, гривна, (позднее — фунт) = 1/40 пуда = 2 малым гривенкам = 4 полугривенкам = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям ≈ 409,5 г (11—15 вв.).
- 1 фунт = 0,40951241 кг[10].
- 1 гривенка малая = 2 полугривенкам = 48 золотникам = 1200 почкам = 4800 пирогам ≈ 204,8 г.
- 1 полугривенка ≈ 102,4 г.
Применялись также: 1 либра = 3/4 фунта ≈ 307,1 г; 1 ансырь ≈ 546 г, не получил широкого распространения.
- 1 лот = 3 золотникам = 288 долям ≈ 12,79726 г.
- 1 золотник = 96 долям ≈ 4,265754 г.
- 1 золотник = 25 почкам (до XVIII в.).
- 1 доля = 1/96 золотникам ≈ 44,43494 мг.
С XIII по XVIII века употреблялись такие меры веса, как почка и пирог:
- 1 почка = 1/25 золотника ≈ 171 мг.
- 1 пирог = 1/4 почки ≈ 43 мг.
Меры веса (массы) аптекарские и тройские
Аптекарский вес — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г. (отличаются от аптекарских единиц, применяемых в Англии)
- 1 фунт = 12 унций = 84 золотника ≈ 358,323 г.
- 1 унция = 8 драхм ≈ 29,860 г.
- 1 драхма = 1/8 унции = 3 скрупула ≈ 3,732 г.
- 1 скрупул = 1⁄3 драхмы = 20 гранов ≈ 1,244 г.
- 1 гран ≈ 62,209 мг.
Меры поштучных предметов
- 1 гросс = 12 дюжин = 144 штуки
- 1 дюжина = 12 штук
Меры счёта бумаги
- 1 стопа = 20 десть = 480 листов
- 1 десть = 1/20 стопы = 24 листа
Российская система: взгляд изнутри
Система как процедура
О советской системе имеется обширная литература. Особый интерес для нас представляет видение Джорджа Кеннана, который дал краткий, но впечатляющий очерк советской власти и первым описал корни поведения русских. Кеннан не был нейтрален; он был американским дипломатом во время холодной войны. Но его картина вражеской страны — СССР — дружелюбнее некоторых современных русских описаний советского мира.
В феврале 1946 года СССР, находившийся под властью Сталина, бросил вызов Соединенным Штатам. Джордж Кеннан исследовал советскую идеологию не как доктрину или политическую веру, а с прагматической точки зрения. Он хотел объяснить, как русские обходятся со всем в мире — с врагами, друзьями и даже с самими собой — и почему они делают это особым образом, который сильно отличается от того, как другие страны поступали бы с такими вещами. Его знаменитая «длинная телеграмма» изложила его взгляды на истоки русского поведения. Давайте попробуем представить, что он выполняет ту же работу сегодня. Что бы он сказал о новой государственности России после 19 декабря?91? Было много попыток найти ответ на вопрос, что такое Россия сегодня и почему эта страна такая, какая она есть, но ни одна из них не увенчалась успехом.
Российская Система родилась в рамках коммунистической идеологии. Пространство, освобожденное коммунистической идеологией, теперь занято Системой Российской Федерации. Но Система Российской Федерации — это не государство. Скорее, это способ поведения.
Система состоит из процедурного навыка общения со всем вокруг, навыка, которому могут легко научиться как новые бюрократы, так и все остальные. Это единственная точка, где Советский Союз и современная Россия тайно сливаются. Советское наследие на самом деле не связано с «тоталитаризмом» или «имперскими амбициями». Речь идет о том, как Кремль обращается со всем в мире, включая материалы, финансы, ментальные, этические и религиозные вопросы. Наследие советской эпохи — прием обращения с людьми — независимо от их прав, социального положения и желаний — просто как с предлогами и ресурсами.
Система — это не государство и уж тем более не идеология. Это хорошо разработанная коллекция методов и практик обращения с миром, довольно простая, позволяющая распространить этот тип поведения на любое количество людей, вовлеченных в его обслуживание, и ничто не мешает им принять его.
Можно даже сказать, что Система — это самая неограниченная (или свободная) форма государственности в мире. Но, конечно, его нельзя смешивать с «либерализмом» или либерализмом, как этот термин понимается на Западе.
Искусство быть резким
Когда Кеннан говорил о происхождении советского поведения, он на самом деле сосредоточился на поведении строго вертикально интегрированной советской бюрократии. Его анализ поведения советской бюрократии проливает свет на сходства и отличия от постсоветской российской системы. Например, Кеннан ничего не сказал о советской резкости, потому что этот навык тогда еще не был развит. От советского гражданского не требовалось быть импульсивным. Директивное общество не терпело сиюминутных импровизаций на собраниях коммунистов.
Система возникла внезапно, рожденная случайной идеей новой суверенной России, придуманной к выборам в Верховный Суд РФ весной 1990 года. Позднее, 12 июня 1990 года, Россия объявила своего государственного суверенитета в составе СССР. Эта непредвиденная претензия на независимость отражала влияние личности Бориса Ельцина, так как он любил сюрпризы. Ельцин стал президентом России, потому что культивировал импульсивность. Это было основой его тактики: политические зигзаги, или политика «процветания», рассчитанная на неожиданные двойные маневры. Ельцин создавал серьезные угрозы, а затем изображал из себя спасителя «последней надежды», обращая политический кризис в свою личную выгоду. Этот политик стал бенефициаром всех прибылей и убытков в игре, а затем оставил все это столь же опытному преемнику, Владимиру Путину.
Борьба с нормами и нормальностью
Русская Система с самого начала ведет борьбу с нормальностью . Обычная жизнь существовала и за пределами России, — на Западе и в Европе. Русские привыкли посещать обыденность в качестве туристов. При этом Россия полностью сняла с себя рядовые обязательства. С 1993 года Кремль разработал методы поведения, которые обходят нормальность, искажая ее, чтобы легче достичь своих целей. Хотя эти цели были корыстными, Кремль руководствовался идеей достижения нормальности в будущем путем слияния с нормальными (западными) странами.
Неприятие «нормальности» началось как технология, но со временем стало частью повседневной жизни, позже переросшей в презрение к норме в России. Система легко преодолевает нормы и дает об этом знать. Поведение российских военных и судебных органов по отношению к их политическим оппонентам, например, равносильно показухе неуважения к государственной норме. Четкое сообщение, сформулированное через их поведение, заключается в неуместности закона, когда речь идет о людях или организациях, включенных в стоп-лист Системы.
Если Система вдруг решит следовать своим правилам (хотя бы на 30 дней!), военным и судебным органам потребуется особый первичный приказ, а также огромные усилия по самоконтролю.
Лидер от имени большинства
Неожиданный радикальный поворот 2014–2015 годов наступил неожиданно. Как могла институционально слабая власть действовать радикально и неожиданно? Отчасти это произошло потому, что Система придерживается недемократических моделей поведения, опираясь на понятие будущего большинства.
Идея мобилизации «большинства» возникла в России как результат идеи о том, чтобы вождь правил от имени этого большинства. Мандат лидера большинства после выборов не зависит от конкретного избирательного большинства. Даже когда это большинство трудно собрать, и большинство не очень стабильно, – мандат лидера не ограничен.
У Системы есть еще один мандат — исходящий из внешнего мира. Это мандат на осуществление «процесса реформ», «перехода» и «модернизации» — короче говоря, на достижение глобальной легитимности. Этот мандат отделен от избирательного мандата и не зависит от выборов.
Кремлевская команда действует от имени «прогресса» и обеспечивает право на защиту элиты от «национализма» или «региональных сепаратистов». У него есть огромный набор мандатов, каждый из которых дает ему особое право действовать во имя прогресса и действовать радикально.
Поскольку власть может действовать радикально и масштабно, она фактически не требует каких-либо опережающих реформ. Масштаб доступных действий сам по себе дает возможность мобилизовать большинство. Каждое резкое, неожиданное действие вызывает у широкой публики ошеломление и восхищение, кроме, конечно, конкретных жертв.
В ожидании экстремальных условий
Система активируется в экстремальных условиях. Но это не означает, что Кремль должен ждать, пока сложится правильный контекст. Кремль может «организовать» эти экстремальные условия. Потенциал экстремизма накапливается внутри Системы и всплывает оттуда каждый раз, когда Кремль делает зигзаг. Внутренние зигзаги иногда выходят во внешний мир, создавая международный вызов.
Команда Кремля
Команда Кремля исторически сложилась на основах, о которых потом забыли. Но ясно, что личности и предрассудки из этих основ остались в Системе и перешли вместе с ней с одной ступени на другую. Команда Кремля более или менее устойчива, чтобы поддерживать стабильность Системы в целом. Его застойная структура создает ощущение стабильности. Кремлевская команда, по-видимому, осуществляет монополию на российские ресурсы, чтобы иметь возможность продавать свои услуги на международных рынках.
Корни кремлевской команды
В 1990 году в Кремле появилась группа людей, вынужденных имитировать нормальную бюрократию нормального государства. Игра в эту имитацию впоследствии стала одной из основных обязанностей кремлевской команды и, в частности, администрации президента Ельцина. Главным преимуществом этой группы был прямой контакт членов с Ельциным. Это помогло им выиграть у более опытных игроков, у которых не было этого преимущества.
Новая команда Кремля создала новые правила для других, правила, которым сами ее члены не собирались следовать. Так появился первый пробел. Они должны были быть свободны от правил поведения, чтобы добиться успеха.
В начале новой России существовали большие группы людей, которые вели себя подобающим образом, но иначе, чем в советское время. Они использовали приемы, не разрешенные в СССР.
Консолидация активных групп, начавших называть себя «элитой», происходила гораздо быстрее, чем выработка новых правил и процедур.
Россия слишком велика и слишком разнообразна для равного развития возможностей в каждой из ее частей. Это делает группу с доступом к глобальным рынкам очень эксклюзивной. Как только кремлевская команда получила доступ к мировым рынкам, финансам и СМИ, она отрезала население от всех этих ресурсов, а позже и от политической сферы.
Какова цель Администрации Президента?
Администрация Президента является учреждением, масштабы которого превосходят все другие организации, учреждения и законы в стране. Это ворота в параллельную политику и огромные возможности.
Любая важная российская организация, независимо от ее цели, может быть в конечном итоге преобразована в учреждение, если она не будет закрыта до этого. Целесообразность Администрации Президента никогда не оспаривалась с момента ее появления в 1991, и все его реформы привели только к его расширению.
Администрация Президента возникла как орган защиты Президента России от других конституционных институтов России. Поначалу его существование оправдывалось архаичной конституцией РСФСР, коммунистической угрозой и конфронтацией с Верховным судом России и старым парламентом. Но еще до того, как в 1993 году была принята новая Конституция России, стала яснее главная цель этой администрации: это был правовой дуализм. Когда российский народ отвернулся от политики, администрация президента получила фактически монополию на всю политическую деятельность.
Администрация Президента представляет собой систему нисходящего управления всеми ветвями власти. Этот вид контроля сегодня так же незаконен, как и в 1991 году. Отсюда любой может начать любую рискованную операцию, по сути смену режима внутри страны.
Правительство Медведева
В Системе есть резерв, название которого «Правительство Медведева». Отношение администрации к этому резервному правительству разделилось. Правительство Медведева похоже на сентябрьскую индейку, припасенную для того, чтобы ее можно было подать в случае необходимости. Но правительство предоставляет услуги, которые никто другой предоставить не может. Кремль не хочет остаться без правительства, потому что знает, что любое новое правительство будет формироваться под давлением различных лоббистских групп и сумасшедших миллиардеров.
Без Политбюро
Советское Политбюро работало очень эффективно, находясь на вершине Коммунистической партии, которая управляла и страной, и правительством. Все в Политбюро имели реальную власть, власть, простиравшуюся по вертикали сверху до самого низа. Члены Политбюро знали, что если они продержатся достаточно долго, то смогут избрать нового лидера страны — Генерального секретаря Коммунистической партии, который также контролировал Советское правительство. Никто в путинской команде не может делать вид, что у них будет такая возможность. Они даже шутить об этом не могут. Система не имеет встроенного механизма преемственности, и это фатальная слабость в нынешних условиях. Кремлевская команда не знает, как ей удержаться и сохранить свою власть. Она должна сохранить свою монополию на власть, но кому-то за пределами узкого круга кремлевская команда не очень нравится. Общая антипатия к команде также дестабилизирует Систему.
Кремль начеку
Команда Кремля всегда начеку на случай глобальных форс-мажорных ситуаций. Он всегда в поисках международного кризиса, способного отвлечь внимание его противников от Москвы на другие цели. Внутри страны антироссийские санкции превратили страну в полигон суровых испытаний. Так где же надежда?
Одна из моделей для обнадеживающей надежды появилась осенью 2008 года с двойным чудом вокруг избрания Обамы, когда глобальный экономический кризис и крах внешней политики Буша отвлекли Запад от российско-грузинской войны. Можно ли повторить успех, достигнутый ожиданием? Да, может — при определенных условиях.
Во-первых, Кремль должен сохранить свою независимость в составе России, даже несмотря на то, что санкции кусают его основную социальную базу. Во-вторых, он должен отвергнуть любую идею отставки кремлевской команды или ее переориентации в западном направлении.
Новый порядок управления страной в условиях международных санкций еще предстоит найти. Некоторые мировые игроки интересуются Россией, но их не уговорить вкладывать в страну какие-либо, даже скромные суммы. У Китая нет стимула поддерживать Россию, поскольку продление санкций фактически служит интересам Китая. Однако Пекин категорически не хочет, чтобы Кремль сдавался Вашингтону. Мы можем ожидать много обнадеживающих шагов со стороны Китая по отношению к Кремлю, но ни один из них не будет строго или необратимо антиамериканским.
Мнения, высказанные здесь, принадлежат исключительно автору.
Примечание редактора: этот материал взят из «Системы РФ» (Система РФ, 2015). Глеб Павловский — опытный руководитель политической кампании, работавший советником Кремля с середины 1990-х по 2011 год. Его выводы могут показаться загадочными, но они бесценны. Павловский сказал в своей предыдущей книге, что политическая система России «невосприимчива к миру и готова к борьбе». Книга появилась в самом начале 2014 года, еще до присоединения Крыма. Поскольку Россия продолжает держать своих ближайших соседей в состоянии боевой готовности и стала предметом предвыборной кампании в Соединенных Штатах, необходим более глубокий взгляд на российскую политику. Приводимая здесь выдержка из «Системы РФ» была опубликована летом 2015 года — за несколько месяцев до начала военной кампании Москвы в Сирии.
Как военное положение изменит работу российского правительства
Создавая законодательный туман и передавая механизмы власти от официальных институтов к временным чрезвычайным структурам как на федеральном, так и на региональном уровнях, Путин фактически признает, что система вертикали власти созданный им крайне неэффективен.
Президент России Владимир Путин серией указов от 19 октября перевел государственную систему России в полувоенный режим. . Эти приказы устанавливали особые правовые режимы в ряде регионов, относительно близких к линии фронта, и создавали новые координирующие структуры, занимающиеся военными вопросами. Оба изменения, направленные на решение многочисленных проблем, вызванных российским вторжением в Украину, на самом деле скорее вызовут новый хаос в системе.
Помимо введения военного положения на украинских территориях, на которые недавно претендовала Россия, президент также объявил «средний уровень реагирования» и «высокий уровень готовности» в Центральном и Южном федеральных округах России. Уровень «повышенной готовности» дает губернаторам новые полномочия, в том числе право контролировать въезд и выезд из своих регионов. Уровень «среднего реагирования», введенный на восьми территориях, идет еще дальше: он позволяет властям принудительно удалять людей из районов, признанных опасными.
Кроме того, указ допускает введение некоторых элементов военного положения в тех местах, где это официально не объявлено. Теоретически такие меры могут включать конфискацию транспортных средств и жилья в обмен на государственную компенсацию, закрытие границ, прослушивание телефонных разговоров и приказ частным предприятиям направить свою деятельность на военные нужды.
Эти решения также будут приниматься губернаторами. В указах президента четко не прописано, где и как будут работать режимы, что создает законодательный туман, позволяющий властям выбирать из имеющегося набора инструментов те меры, которые им нужны, когда и когда они им нужны.
Указы также создают два новых государственных органа, которым поручено «удовлетворение потребностей, возникающих в ходе специальной военной операции». Первый из них, Координационный совет при правительстве РФ, возглавит премьер-министр Михаил Мишустин, в него войдут как гражданские чиновники, так и представители силовых структур.
Комиссия Госсовета во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным поможет новому совету согласовать работу с губернаторами, которые, в свою очередь, создадут и возглавят оперативные штабы, укомплектованные региональными силовиками.
Россия ввела нечто похожее структурное устройство еще на фоне первоначального недоумения в начале пандемии COVID-19. Тогда президент был озабочен сохранением популярности среди волн смертей, вызванных новым вирусом. Однако было ясно, что ограничительные меры также будут крайне непопулярны.
Принято решение переложить ответственность на координационный совет во главе с Мишустиным и комиссию губернаторов во главе с Собяниным. Губернаторам было разрешено вводить любые местные меры, которые они сочтут нужными, при условии, что Кремль привлечет их к ответственности, если что-то пойдет не так.
Специального законодательства о мерах по борьбе с COVID не существовало. Путин лишь подписал указ об «оплачиваемых отпусках», а все остальное оставил на усмотрение губернаторов. Региональные власти, в свою очередь, объявили в своих регионах режим повышенной готовности и ввели соответствующие ограничения, хотя гораздо разумнее было бы ввести чрезвычайное положение со всеми вытекающими отсюда социальными гарантиями.
Этот законодательный туман позволил президенту размыть ответственность, избежать расходования государственных средств на помощь нуждающимся и привлечь к ответственности низших звеньев. Ведь при отсутствии четких правил и инструкций ошибки неизбежны, и всегда есть на кого взять вину. Россия плохо справилась с пандемией, но президент, похоже, остался доволен и четко записал формулу, которая предполагает строительство надстроек поверх существующих, делегирование ответственности нижестоящим уровням власти и создание законодательного тумана.
Причины, по которым нужно снова смахнуть пыль с формулы, частично те же, что и в первый раз. Путин не хочет, чтобы его ассоциировали с непопулярными шагами, такими как обыск автомобилей или перевод частного бизнеса на военные нужды в обмен на в основном символическую компенсацию. Поэтому реализация всех этих решений по согласованию с премьер-министром и мэром Москвы ложится на руководителей регионов. Они примут на себя всю зенитную артиллерию, если ситуация станет действительно ужасной.
Недавний призыв в армию уже значительно снизил рейтинг Путина, и россияне чувствуют себя гораздо более обеспокоенными. Кремлю нужно остановить дальнейшее падение популярности президента, так что теперь Путин может перенаправить любые претензии по поводу призыва на Мишустина, Собянина и местных губернаторов.
Также ясно, что Путина раздражают Минобороны и чиновники, занимающиеся армейскими закупками. Теперь снабжение военных будут координировать гражданские чиновники — Мишустин, Собянин и губернаторы.
Создав законодательный туман и передав властные механизмы от официальных институтов временным чрезвычайным структурам как на федеральном, так и на региональном уровнях, Путин фактически признает крайне неэффективную созданную им вертикаль власти. Поэтому президент пытается обновить систему с помощью специальных офисов управления проектами: советов, комиссий и штабов.
Как следствие, и без того слабая координация между различными ветвями и уровнями власти, вероятно, станет еще слабее, что побудит к поиску нового центра власти. Во время пандемии было много разговоров о том, кто старше: Собянин или Мишустин. Некоторые считали, что их выбирают в качестве потенциальных преемников Путина. Подобные слухи ходят и сейчас.
Новые правительственные структуры, которым поручено помогать военным усилиям, уменьшат власть и влияние традиционных правительственных органов. «Координирующие органы важнее, чем субъекты, которые они координируют» — советский принцип, который остается верным и в российской политике. Страсть Путина к созданию новых государственных образований только еще больше расшатывает вертикаль власти.
Кремль давно пытается высвободить региональных силовиков из-под власти губернаторов. Вместо этого они были непосредственно подотчетны соответствующим федеральным агентствам, которые регулярно меняли их. Теперь региональные силовики будут формально подотчетны губернаторам в составе оперативных штабов. Это может создать проблему, ведь силовики часто пытаются подорвать позиции губернаторов и их окружения, рассчитывая на повышение по службе.
Премьер-министр Мишустин возглавит силовиков в Координационном совете. Но готовы ли они подчиняться его приказам? Насколько хорошо решения совета будут выполняться как гражданскими государственными чиновниками, так и силовыми структурами?
Те же вопросы можно задать и по поручению мэра Собянина. Крайне сомнительно, что новые структуры смогут скоординироваться друг с другом и эффективно работать, учитывая их нечетко определенные полномочия и неясный статус их руководителей. Если те же бюрократы и сотрудники службы безопасности не могли хорошо координировать свои действия при относительно четкой системе управления, как можно ожидать, что они будут делать это с нечеткими промежуточными механизмами в критических условиях?
Если губернатору или главе госкорпорации не понравится, например, указание совета Мишустина, они могут попытаться протолкнуть этот вопрос через комиссию Собянина. Или попытаться пробиться к президенту через Госсовет, курируемый первым заместителем главы администрации Сергеем Кириенко.