Русская историческая песня: Error 404 на сайте a-pesni

Содержание

Исторические песни: примеры и характеристика жанра — Теория литературы

Исторические песни — «высокий» эпический жанр русского фольклора. Они зародились, самое раннее, на рубеже XIV-XV столетий, но в основном всё-таки позже, в XV в. Они возникли на базе былин. Однако в исторических песнях не существует фантастического элемента.

Самые ранние из них посвящены еще монголо-татарскому игу («Как за речкою», «А и деялось в орде», «Было во городе во Чернигове», «За горою за высокою»). Затем следуют песни о взятии Казани, о национально-освободительных войнах XVII в., о Северной войне, казачьих восстаниях XVIII в., наконец, об Отечественной войне 1812 г., о Крымской войне 1853—1856, конкретно — о Севастопольских эпизодах. В центре повествования стоят фигуры царя Ивана IV Грозного, покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, предводителей народных восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, императора Петра I, полководца Александра Васильевича Суворова и другие.

Исторические песни сюжетны.

Герой — исторический деятель, реально существовавшее лицо. В основе повествования — значимый факт жизни народа. Если же сюжет содержит некоторое преувеличение, то оно непременно мотивируется реальными жизненными обстоятельствами, человеческими реакциями, взаимоотношениями. 

Так обстоит дело, например, в исторической песне «Славный старый король Бахмет Турецкий <Авдотья Рязаночка>». Здесь рассказывается о том, как «славный старый король Бахмет Турецкий» разорил город Казань (так в тексте; в фольклорных источниках оба топонима нередко замещают друг друга или смешиваются), угнал всех в плен, и на свободе осталась только Авдотья. Она отправилась «во землю турецкую», чтобы вернуть обратно пленных. Далее приводится её диалог с Бахметом, потрясённым её спокойствием, разумностью, вежливостью, умением вести разговор. Бахмет предлагает Авдотье выбрать того из пленников, кто для неё наиболее дорог. Та выбирает брата, объясняя это тем, что можно нажить, а брата нет. Оказывается, при осаде Казани Бахмет и сам лишился брата.

Услышав в словах Авдотьи отзвук собственных переживаний, царь турецкий, растрогавшись, разрешает ей увести на родину всех жителей Казани (Рязани).

В других случаях события в исторической песне разворачиваются не «по правде», а «по справедливости». Так, в произведении «Как у нас было в каменной Москве <Иван Грозный и сын>» описывается ситуация, при которой Иван Грозный велит боярам расправиться с сыном, предполагая в нём изменника. Однако сын Грозного — здесь он назван Дмитрием-царевичем — остается в живых благодаря дяде Никите Романову. В финале песни отец обретает сына. Однако нельзя сказать, что перед нами — идиллическая картина, лишённая характерности. В тексте показан характер Грозного — таким, каким мы знаем его по летописям, документам, воспоминаниям.

Вообще образы царей даны в исторических повестях без учета соображений социальной иерархии. Глава государства в этом фольклорном жанре — живой человек, с которым можно вступить в диалог. В исторических повестях о Петре I он показан как практичный, сметливый, инициативный человек.

Даже в сюжетах, посвящённых безжалостному подавлению стрелецких бунтов, Пётр не приобретает черт «имперского властелина» — он не утрачивает сходства со стрельцами, он разговаривает, как они, и мыслит в схожей с ними логике. Ещё более человечен А. В. Суворов.

Поэтика исторических песен во многом схожа с былинной: здесь те же лексические и стилистические приёмы (синонимия, повторы, устойчивые эпитеты и другие), тот же образный ряд. В качестве основы эпических сравнений преобладают реалии крестьянской жизни: война — пашня, воевать — землю боронить, кровь проливать — пашню поливать и другие («Полтавская битва»). Важным отличием является постепенное появление рифмованных исторических песен, например:

Нас пугали Пугачом – 
Он кормил нас калачом.
Государь нас бил с плеча – 
Пугач дал нам калача.

В целом ряде случаев исторические песни насыщаются лирическим элементом до такой степени, что перестают восприниматься как собственно «исторические». Так произошло с «Ай мне малым-то мало спалось <Вещий сон Разина>», которая остается популярной народной песней и в наше время.

Развитие жанра сопровождалось всё большим вниманием к бытовым подробностям, во многом сходным с тем же приёмом в былинах. В былинах тщательно описывалось, например, как богатырь седлал коня; в исторических песнях, посвящённых Пугачёву, указывалось на род занятий его сторонников («Медны пушки выливали»), на детали его одежды, манеру поведения и другое.

По мере развития в произведениях интересующего нас жанра усиливался лирический элемент. В более поздних случаях те же повторы призваны не показать эпическую масштабность происходящего, а усилить образ, что сближает такие образцы с произведениями суггестивной лирики:

Из Уралечко, да из Уралечко 
Пышет пламечко, да пышет пламечко.
Сырой бор горит, да сырой бор горит,
Разгорается, да разгорается.

В целом исторические песни сочиняются приблизительно до 1880-х гг., а исполняются, как и былины, — до начала второй половины XX в., после чего может констатироваться «смерть» жанра: те произведения, которые исполняются, существенно трансформированы.

Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008 

Исторические песни 18-19 века -Устное народное творчество

Исторические песни 18-19 века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoricheskie-pesni-18-19-veka/ (дата обращения: 11.01.2022)

В исторических песнях 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных исторических песен становятся солдаты.

В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических исторических песен посвящен Отечественной войне 1812. Позже исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен — лаконизм, драматизм, простота языка.

Циклы исторических песен:

13 век. Рязанский цикл.

16 век. Цикл песен об Иване Грозном

17 век. Цикл песен о смутном времени

О Степане Разине:

18 век. Цикл песен о петровском времени.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года

Путилов. Русский историко- песенный фольклор. 

Далеко не все области политической жизни 16 века получили отражение в песнях. У исторической песни есть своя сфера действительности. Нет оснований рассматривать историческую песню как энциклопедию русской истории.

Ист. песня всегда событийна по своему содержанию, и событие, которое развивается в рамках сюжета, всегдаполучает характер политического. Но содержанием исторических песен нередко оказываются такие события, которых в реальной истории и быть не могло. То же можно сказать о песенных героях: некоторыесоотносятся с историческими прототипами, некоторые- нет. Т.е история действительная и песенная не совпадают. Исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.

Предметом ист.песни является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Главный источник народной поэзии — действительность, познаваемая и преобразуемая народом. В песнях происходит смещение подлинных масштабов происходившего.

В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

Исторические песни приобрели характер лирических песен, однако сохранили интерес к историческому факту. В песнях появляется оценка события или исторического лица. В песнях называется точная историческая дата. В этих песнях складываются традиционные формулы для описания битвы. Герои песен приобретают типические черты: раненый солдат всегда знает о своей смерти, смерть он описывает как свадьбу.

В песнях 18 века герой – Петр I.

Он идеализирован, противопоставлен генералами полковникам. В песнях он всегда к сражению, всегда на стороне солдат.

В середине 18 века складывается песня о событиях семилетней войны. Ее герой Чернышев попал в плен и захотел перейти на службу к царю. В песне он показан как типичный несчастный пленный.

Емельян Пугачев. В цикле повторяется сюжет разинского цикла: об удачных военных походах. В песнях рассказывается о пленение Пугачева.

Песни 19 в. Отображаются события отечественной войны 1812 г. Герои – Кутузов, Наполеон, атаман Платов. Кутузов – типичный идеальный полководец, не испугавшийся противника.

Наполеон изображается в типичных пленных традициях. Образ ничего общего с реальным не имеет. Наполеон – удалой добрый молодец, разбойник, пришел на русскую землю потешиться.  В песнях изображается и в сатирических тонах – фор француз.

Атаман Платов – казачий атаман. Исторические факты практически не присутствуют. Песня рассказывает о том, как он ходил на разведку к Наполеону.

К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми, исполняются хором. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения.

03.09.2016, 16861 просмотр.

Русские народные исторические песни: появление, герои и определение

Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.

Темы исторических песен

События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

Циклы песен, их особенности

Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

Откуда можно узнать об исторических песнях?

Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.

Многообразие песен, народное творчество сегодня

Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.

Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

Последствия ордынского ига

Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.

Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях

И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

Утрата ценных рукописей

Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

Урок 2. лирические, исторические песни. частушки как малый песенный жанр. предания как исторический жанр русской народной прозы — Литература — 8 класс


Урок 2: Лирические, исторические песни.
Частушки как малый песенный жанр.
Содержание урока:
Поэтика и содержание лирических, исторических песен. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
План урока:
1. Постановка целей и задач.
2. Основное содержание:
– Русский народ и песня.
– Виды народной песни.
– Лирические песни
– Исторические песни
– Частушки.
3. Основные выводы.
4. Разбор тренировочного и контрольного задания.
Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить содержанию и поэтике жанров: лирическая песня, историческая песня, частушка.
На этом уроке вы
– повторите, чем отличаются обрядовые, лирические, эпические народные песни,
– узнаете художественные особенности лирических, исторических песен и частушек;
– научитесь и сможете самостоятельно определять вид народной песни и её основные художественные черты.
Словарь:
Лирическая песня – песня, раскрывающая мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Историческая песня – песня, посвящённая конкретным событиям и реальным лицам русской истории.
Частушка – короткие, рифмованные песенки исполняющиеся под один напев.

Основное содержание урока
(изложено в презентации к уроку)
«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное: дворянство и недворянство – летит под песни ямщиков…» – из «Петербургских записок» Николая Васильевича Гоголя.
У славян много песен. Посмотрите на схему и постарайтесь запомнить представленную классификацию жанров народной поэзии:

Обрядовые песни – это песни заклинания, обращенные к силам природы. Обрядовые песни исполнялись только в определенные моменты календарного цикла или жизни человека (рождение, свадьба, смерть).
Лирические песни
Главное назначение лирических песен – раскрыть мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений.
Лирические песни знал любой человек и исполнял их в минуты радости или печали.
Существовали песни сольные и многоголосые (хоровые).
Прочитайте и послушайте лирическую песню «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная».
Уж ты, ночка, ты, ноченька темная,
Ты, темная ночка, осенняя!
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, ни частых звездочек!
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени!
Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живет…
Эта медленная, протяжная лирическая песня отражает одиночество девушки-сироты, которая лишилась жениха. Причина расставания не названа, но она и не важна – песня раскрывает внутренне состояние девушки.
Художественные особенности у всех народных лирических песен схожи:
1) часто в них переживания человека даются через сопоставление с миром природы – такой прием называется параллелизм;
2) во всех песнях используются устойчивые эпитеты. В этой песне – «ночка темная», «светлый месяц», «частые звёзды», «родной батюшка», «мил-сердечный друг»;
3) обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов (ноченька, звездочки, батюшка, матушка, братец) роднит лирическую песню с причитаниями и свидетельствует о происхождении лирической песни из обрядовой.
Исторические песни
Историческая песня говорит о действительно живших людях и о реальных событиях, но в том виде, как их воспринял и понял народ:
– монголо-татарское иго,
– правление Ивана Грозного,
– смутное время,
– петровское время,
– песни о войне 1812 года,
– песни о крестьянских героях: Ермаке, Степане Разине, Пугачёве.
В этих песнях есть и лирическое и эпическое начало, то есть они и рассказывают о событии и отражают переживания героев.
Художественное своеобразие исторической песни:
– Конкретные исторические персонажи: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пётр I, Пугачев, Суворов, Кутузов.
– В основе сюжета – 1 эпизод;
– Обращение.
– Часто – форма монолога или диалога.
Прочитаем и проанализируем песню «Ты, звезда ли моя, звездочка». Постарайтесь найти в ней черты, характерные для исторической песни:
Ты, звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звездочка, восходила, —
Выше леса, выше тёмного,
Выше садика зелёного.
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв.
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает:
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжёлые!
По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые
Не по тятеньке, не по маменьке –
За походы удалые, за житьё свободное!»
Песня рисует образ Пугачева, в ней выразилось переживание народа за разбойника. Песня поется как повествовательная от 3 лица, но в нее включен внутренний диалог Пугачева с самим собой – так соединилось эпическое и лирическое.
В исторических песнях отображалось народное историческое сознание. В этой песне мы видим сочувственное отношение народа к разбойнику.
Частушки
Во второй половине 19 века в на русском севере появились частушки – коротенькие рифмованные лирические песенки.
Эти чрезвычайно динамичные с искрометным юмором песенки быстро стали популярными в народе. Ежедневно рождалось и умирало сотни частушек. Этот жанр очень импровизационный – частушку могли сложить и спеть на ходу по случаю всего один раз.
Частушки пелись на любые темы, но главной была, конечно, любовь. Молодые люди, собираясь вечерами, через частушки выражали свои симпатии и антипатии друг к другу, признавались в любви, ругали за измены, говорили о своем горе, о надеждах.
В сложные для народа времена появлялись остро социальные и политические частушки.
Художественное своеобразие:
– Короткие, рифмованные песенки, исполняющиеся под один напев.
– Чаще – от 1-го лица.
– Присутствует шутка, ирония.
– Сильна импровизация.
– Чаще 4-х строчные.
– Темы: любовные, семейные, социальные, политические…
Определите, какие характерные черты жанра явлены в этих частушках:
Едет милый по базару,
Всем он улыбается.
Оказалось – зубы вставил,
Рот не закрывается.
Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая —
Приходила поздно.
В народных песнях отражены все стороны народной жизни: миропонимание, труд на земле, история, личные переживания, беды и радости. А.С. Пушкин утверждает: народ существует как духовная личность, как единая семья до тех пор, пока в нем жива песня.

Основные выводы
1. Русский народ жил вместе с песней.
2. Виды народной песни: обрядовые, лирические, эпические, лиро-эпические.
3. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека: любовь, семья и пр.
4. Исторические песни отразили историю, запечатлели некоторых исторических лиц и их оценку народом.
5. Частушки – поздний лирический жанр, который быстро вошел в жизнь народа, охватив все основные темы и проблемы.
Литература
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник. (Любое издание.)

Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ:
Текст задания «береза кудрявая», «светел месяц», «ясны звезды», «девица-красавица», «люди добрые» – Как называется это средство художественный выразительности в народных песнях?
Варианты ответов 1. Устойчивые метафоры
2. Устойчивые эпитеты.
3. Олицетворения.
4. Параллелизм образов.
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания поэтики народной песни.
• Подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив художественные особенности народной песни.
• Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, повторите художественные особенности народной лирической песни.
Разбор типового контрольного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильные ответы:
Текст задания Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне:
Не ходи, бел-кудреватый,
Мимо моего саду,
Не топчи, бел-кудреватый,
Душистую мяту.
Я не для тебя садила,
Не для тебя поливала,
Для того мяту садила,
Кого я любила,
Для того поливала,
Кого целовала.
Варианты ответов 1. Олицетворение
2. Обращение
3. Параллелизм
4. Устойчивые эпитеты
5. Метафора
6. Сравнение
7. Повторы
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания поэтики народной песни.
• Подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив художественные особенности народной лирической песни.
• Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, повторите художественные особенности народной лирической песни.

Исторические народные песни — презентация онлайн

1. Исторические народные песни

Историче
ские
народны
е
песни
Цой М.
И.
Преподаватель русского языка и
литературы МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 190»
2005 г. Н.Новгород

2. Содержание

• Виды народных песен
• Понятие исторические песни
• Хронология исторических
песен
• Тайна исторических песен

3. Виды народных песен

Русские народные
народные песни
песни
Русские
Обрядовые
Обрядовые
каленкалендарнодарнообрядообрядовые
вые
Лирические
Лирические
семейносемейнобытовые
бытовые
Исторические
Исторические

4. Понятие исторические песни

Исторические песни – песни, в которых
рассказывается об определенных исторических
событиях и конкретных исторических лицах.
Известно более
шестисот
сюжетов, которые
охватывают
огромный период
русской истории
от середины 13
века вплоть до
начала 20
столетия.

6. Хронология исторических песен

• 1237 г.- рязанский песенный цикл
• XIV-XV век – песня о Щелкане
• XVI век – песни об Иване Грозном
• XVII век – песни о Степане Разине, отражение
национально-освободительной борьбы
• XVIII век – песни о Ермаке и о Пугачеве
• XIX век – военно-исторические песни

7. Рязанский песенный цикл

Рязанский песенный
цикл – один из
древнейших, явившийся
откликом на разгром
Рязани Батыем. Из уст в
уста передавались песни
об Авдотье Рязаночке,
которая выручила из
страшного «плена
турецкого» русский
полон.
Пораздумался царь, порасплакался.
«Ты Авдотья женка Рязаночка!
Когда я разорял вашу сторону
Казань-город подлесную,
Тогда у меня убили
Милого-то братца родимого.
Не видать буде век да и по веку
За твои-то речи разумные,
За твои-то слова хорошие
Ты бери полону, сколько надобно
Кто в родстве, в кумовстве, в крестном братовстве»
Начала женка ходить в земля турецкия,
Привела-де полон во свою Казань-город подлесную,
Расселила Казань-город по старому,
По старому да по-прежнему.
Песня о Щелкане
Песня о Щелкане
рассказывает о
тверском восстании 1327 г. против татарского
баскака Щелкана
посланного золотоордынским ханом Узбеком в
Тверь в качестве
наместника.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити,
Красны девицы позорити,
Над всеми надругатися,
Над домами насмехатися,
…………………………….
И они с ними раздорили:
Один ухватил за волосы,
А другой за ноги,
И тут его разорвали.
Тут смерть ему случилася,
Ни на ком не сыскалося.

11. Песни об Иване Грозном

Со времен Ивана Грозного в
песни входит тема отношения
самодержавного государства и
народа. Создается целая
галерея русских царей. Но с
особенным вниманием
русская песня отнеслась к
Ивану Грозному как личности
крупной, чья деятельность
существенно повлияла на
судьбы народа.

12. Взятие Казани

Вы послушайте,
ребята, что мы
станем говорить,
А мы, старые
старушки, станем
сказывати,
Про Грозна царя
Ивана про
Васильевича.
Как царь-государь
под Казань
подступал…

13. Песни о Степане Разине

Песен о Разине больше всего; вольнолюбивый
пафос и дух борьбы выражен в них с особой
силой
У нас то было, братцы, на тихом Дону,
На тихом Дону, во Черкасском городу,
Породился удалой добрый молодец
По имени Степан Разин Тимофеевич.
Во казачий круг Степанушка не хаживал,
Он с нами, казаками, думу не думывал,
Ходил гулял Степанушка во царев кабак,
Он думал крепкую думушку с голудьбою:
«Судари мои, братцы, голь кабацкая!
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, басурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Пойдемте, братцы, в каменну Москву,
Покупим мы, братцы, платье цветное,
Покупивши цветно платье, да на низ
поплывем».

15. Песни о Ермаке

Собиралися казаки-други, люди
вольные,
Собиралися они, братцы, во единый
круг,
Как донские, гребенские и яицкие.
Атаман у них Ермак сын
Тимофеевич…

16. Песни о Емельяне Пугачеве

Песни о Емельяне Пугачеве занимают особое:
место:
в одних он
в других он
оказывается в
предстает как
ряду вольных
самозваный
казачьих
царь.
атаманов;
Из-за леса, леса темного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося,Выезжал туто добрый молодец,
Добрый молодец Емельян-казак,
Емельян-казак сын Иванович…
В тем сударыня простила,
Жить по-старому пустила.
Полтора года страдали,
Все царя себе искали,
Нашли себе царя –
Донского казака
Емельяна Пугача,
Сын Ивановича.

18. Военно-исторические песни

В этих песнях находят отклик многочисленные
военные компании XVIII — XIX веков. События
видятся глазами солдат, непосредственных участнико
событий. Много песен о войне 1812 года.

19. Сражение с французами

Похвалялись злы французы
Всю Россиюшку пройти.
Расстроились, расплакались
Наши сенаторы.
«Вы не плачьте, не тужите,
Нам Платов поможет».
………………………..
Высматривал Платов
Французскую силу,
Наказывал, приказывал
Своим канонирам:
«Канониры, бомбардеры,
Слушайте приказу!
Пушки, ружья заряжайте,
Огня не скрывайте»
…………………………..
Увидал-то злой
французик
Огонь российский,
Увидавши огонечек,
Начал убегати.
Мы французика догнали,
Знамя отобрали.
Традиционная историческая песня
навсегда останется памятником
русского фольклора, запечатлевшим
неповторимые проявления
национального художественного
сознания.
Песня властно переносит нас в
далекие исторические времена,
знакомит с жизнью людей XIII-XIX
веков. Такова тайна песни.

Балалайка — РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Тексты русских народных.

.. | Facebook

Александр Степин о Диане Анкудиновой. Рассказ без сантиментов. Анализ творчества.
Сама Диана сказала, что пробует писать стихи и музыку. Пока больше удаются стихи. Если направление, то это можно понять из слов песни Human-Человек https://www.youtube.com/watch?v=-KgD666fRtY
Я — всего лишь человек.
Я — всего лишь, всего лишь…
Я — всего лишь человек, человек…

Возможно, что я — глуп.
Возможно, что я — слеп,
Раз полагаю, что могу видеть все насквозь
и видеть, что за этим скрыто.
Но я не в силах, что-либо доказать
И потому, наверное, я — слеп.
Но я же всего лишь человек.
Я — всего лишь человек.
И не возлагай свою вину на меня,
Не возлагай свою вину на меня.

Посмотри в зеркало,
И что ты видишь?
Что-то прояснилось
Или ты осознал, что заблуждался
В том, во что ты веришь?
А ведь я — всего лишь человек,
И ты — всего лишь человек,
И не возлагай вину на меня,
Не возлагай свою вину на меня.

Некоторым необычайно тяжело,
Кому-то не везёт,
А другие думают, что я смогу все решить за них
О, Боже мой!
Но я же всего лишь человек.
Я — всего лишь человек.
И не возлагай вину на меня,
Не возлагай вину на меня.

Не спрашивайте моего мнения,
Не заставляйте меня лгать,
А затем вымаливать прощение
за то что, я довел вас до слез.
За то что, довел вас до слез.
Ведь я — всего лишь человек,
Я — всего лишь человек,
Не возлагай свою вину на меня,
Не возлагай вину на меня.

Некоторым необычайно тяжело,
Кому-то не везёт,
А другие думают, что я смогу все решить за них
О, Боже мой!
Но я же всего лишь человек.
Я — всего лишь человек.
И не возлагай вину на меня,
Не возлагай вину на меня.

Я — лишь человек,
И я также совершаю ошибки.
Я — лишь человек,
И поэтому можно так просто
Возложить всю вину на меня.
Не перекладывай вину на меня.

Я — не пророк и не мессия,
Необходимо поискать где-нибудь повыше.

Ведь я — всего лишь человек,
Я — всего лишь человек,
И не возлагай вину на меня,
Не возлагай вину на меня.

Я — всего лишь человек,
И делаю, что могу.
Я — всего лишь человек,
И делаю, что могу.
Не возлагай вину на меня,
Не возлагай свою вину на меня.
«Human» — песня британского исполнителя и автора песен Rag’n’Bone Man,
Оригинал: https://en.lyrsense.com/ragnbone_man/human_r
Copyright: https://lyrsense.com ©
https://www.youtube.com/watch?v=p9VbbFPN6jo #дианаанкудинова #анкудиновадиана #dianaankudinova

Исторические песни. баллады — Энциклопедия современных знаний

Эпические повествования более позднего происхождения получили в науке о фольклоре название исторических песен и баллад.

По сравнению с былинами исторические песни отличаются гораздо более точным отражением тех или иных действительных событий. Столь типичная для былин легендарная фантастика в исторических песнях почти не имеет места. Их словесное изложение короче, характерный для былин прием троекратной повторности для исторических песен не типичен.

Отдельные исторические песни создавались еще в XIII—X веках. Однако же значение ведущего жанра историческая песня получает лишь в XVI веке — в период укрепления могучего централизованного русского государства. Как и в былинах, в исторических песнях воплощена идея единства и независимости русском земли, борьба с иноземными захватчиками. Пример тому — многочисленные песни о покорении войсками Ивана IV Казанского царства, о походе Ермака в Сибирь, о борьбе русского ополчения под предводительством Минина и Пожарского против иностранной интервенции в начале XVII века.

С конца XVI и на протяжении XVII—XVIII веков в народных песнях находит свое отражение другая сторона тогдашней исторической действительности: повстанческая борьба трудового народа против крепостников-помещиков и других угнетателей. Во многих песнях такого рода живо очерчены образы предводителей крестьянских восстаний и войн, казачьего круга. Следует иметь в виду, что термин «историческая песня», введенный словесниками-фольклористами для обозначения эпических песен, не определяет их жанровых особенностей. В среднерусских областях историческая тема претворена в медленных протяжных напевах. На севере историческая песня непосредственно вырастает из былины и точно также называется стариной. Между напевами тех и других нет существенных отличий. Более того — сказители поют иногда старинные исторические песни с теми же напевами-формулами, что и богатырские былины.

Некоторые старины об исторических событиях трактуются в народе как скоморошины. Они исполняются в быстром темпе с веселыми, ритмически четкими напевами плясового характера (стихотворные строчки таких повествований обычно короче, чем в былинах). Примером может служить запись в сборнике Кирши Данилова старейшей исторической песни о временах татаро-монгольского ига и жестоком наместнике Щелкане Дудентьевиче, его насилиях над русским населением во время сбора дани:

У кого денег нет —

У того дитя возьмет;

У кого дитя нет —

У того жену возьмет;

У кого жены-то нет—

Того самого головой возьмет…

Бесчинства ханского приспешника были причиной стихийной расправы тверских мужиков со Щелканом. В песне отражен подлинный исторический факт крестьянского восстания в 1327 году в Твери, во время которого был убит сборщик дани Щелкан. Песни такого рода внушали народу уверенность в своих силах, призывали к борьбе против насилия и произвола. Энергичный, задорный, проникнутый удалью напев сказа о Щелкане Дудентьевиче, является типичной скоморошиной.

Напевы эпических сказов, записанные от северных сказителей, величаво-торжественные. И по своей поэтике, и по особенностям музыкального интонирования они близки былинам.

Там, где традиция былинного сказа не сохранилась, исторические песни пелись в широкой песенной манере в умеренном и медленном движении. Как и сходные по мелодике лирические песни, исторические повествования именовались «протяжными», «проголосными» или «долгими» песнями.

Многие исторические песни XVI – XVIII веков сложены в казачьей среде. Один из любимейших героев русского исторического эпоса – казачий атаман Ермак Тимофеевич.Именно в песнях о Ермаке впервые появляется образ народного героя, воплотившего в своих смелых деяниях заветные думы и чаяния широких народных масс.

По своему мелодическому складу песни о походах Ермака — широкие распевные хоровые песни медленного темпа об удали молодецкой.

Песни о Разине развивают тему народной борьбы против крепостнического гнета. Разин — любимый народный герой русского песенного фольклора; во многих песнях он выступает мстителем за многовековое угнетение. В некоторых песнях воссоздаются картины расправы разинцев с крепостниками-помещиками, воеводами, «губернаторами» и другими представителями самодержавной власти.

Наряду с героическими песнями о Разине народ сложил о нем немало раздумчивых, грустных песен. В них рассказывается о горестных переживаниях раненого атамана, о его недобрых предчувствиях и вещем сне («Ой, не вечор то ли не вечор»).

Патриотические песни. С формированием во времена Петра I постоянной русской армии много исторических песен складывается солдатами и казаками — непосредственными участниками событий. Создаются песни о Северной войне, о Полтавской победе, о славных суворовских походах. Наряду с песнями в духе северных эпических сказов и широких хоровых протяжных появляются песни с мелодикой нового типа: походные маршевые на гомофонно-гармонической основе («Грянул внезапно гром над Москвой»). Большое количество таких песен создается в годы борьбы с наполеоновским нашествием. В то же время отдельные песни этого цикла имеют типичный облик протяжной песни.

Баллады. Наряду с песнями об исторических событиях и героях в русском песенном фольклоре важное место занимают напевные повествования о трагических происшествиях и семейно-бытовых драмах. К песням такого рода применяется литературное название «баллада».

Слово «баллада» (от итал. «ballare» — «танцевать») западноевропейского происхождения. В эпоху средневековья так назывались песни, сопровождаемые танцевальными движениями. Позднее это названий утвердилось за песнями с развитыми сюжетами обычно трагического характера, и в этом значении баллада вошла в литературу.

Действующие лица большинства баллад — герои безвестные: невестка, загубленная жестокой свекровью, холоп, полюбивший жену вельможи или королеву, братья-разбойники, убившие мужа и маленького сына своей единственной сестры. Такие повествования проникнуты горячим сочувствием к страдающим и безвременно гибнущим людям, жертвам социальной несправедливости, людской злобы. В некоторых балладах угадывается более или менее определенная историческая обстановка, нередко их отличает конкретность бытописания.

Баллады, действие которых развертывается в той или иной исторической обстановке, исследователи порой относят к категории исторических песен, например, балладу о теще в татарском или турецком плену. Однако в разнообразных вариантах этой песни отсутствуют собственные имена и точные исторические даты, русская полонянка в плену у татар или турок волею злой судьбы становится рабыней собственной дочери и зятя. Баюкая внука, полонянка в колыбельной песне рассказывает о происшедшем. Дочь глубоко потрясена встречей с матерью и отправляет ее на родину с богатыми дарами, иногда и сама уезжает с нею.

В фольклорных балладах ощутимы черты многих песенных жанров. Балладные повествования северных местностей — это типичные былинные сказы (старины), они часто входят в репертуар сказителей. В балладах среднерусских и южных местностей песенная широта подчас сочетается со строгостью эпического повествования, размеренностью.

Наряду с тем многие баллады представляют собой распевные протяжные песни. В XIX веке возникает довольно много баллад на стихи русских поэтов («Хуторок» А. Кольцова, «Хас Булат удалой» A. Aммосова). Балладные повествования — один из любимых жанров русского песенного фольклора. В современном песенном быту они более широко распространены, нежели былины и песни об исторических событиях.

\


Похожие статьи.

История Советского Союза в балладе и песне, Vol. 1: Песни революции и Гражданской войны

icon-circle-playsvg-new-pause-button

101

Мы отказываемся от старого мира н/д 2:23
icon-circle-playsvg-new-pause-button

102

Красный Флаг н/д 2:57
icon-circle-playsvg-new-pause-button

103

Варшавянка н/д 1:52
icon-circle-playsvg-new-pause-button

104

Байкал н/д 4:31
icon-circle-playsvg-new-pause-button

105

Смело, товарищи, шаг за шагом н/д 2:19
icon-circle-playsvg-new-pause-button

106

Замучен до смерти в тюрьме н/д 4:05
icon-circle-playsvg-new-pause-button

107

Мы кузнецы н/д 1:38
icon-circle-playsvg-new-pause-button

201

Интернационал н/д 3:49
icon-circle-playsvg-new-pause-button

202

Вы стали жертвами н/д 3:44
icon-circle-playsvg-new-pause-button

203

За власть Советов н/д 3:32
icon-circle-playsvg-new-pause-button

204

Красная Армия — самая могущественная из всех н/д 2:10
icon-circle-playsvg-new-pause-button

205

Расстрел коммунаров н/д 3:23
icon-circle-playsvg-new-pause-button

206

По Уралу бродил Герой Чапаев н/д 2:14
icon-circle-playsvg-new-pause-button

207

Над холмами и долинами н/д 2:34
icon-circle-playsvg-new-pause-button

208

Двигатель н/д 1:48

Три метра русской лирической народной песни

Несмотря на то, что русское литературное стихосложение достаточно изучено, русский народный стих изучен относительно мало. Эпический стих привлек наибольшее внимание, и его сравнивали с сербско-хорватским deseterac в попытке вывести общеславянский эпический размер. Наиболее распространенное мнение о русском народном стихе состоит в том, что оно не имеет общих ритмических черт с литературными метрами, состоит из ударного или тонического стиха, потеряло регулярное количество слогов в строке или не имеет размеров. Такие теории были основаны на анализе небольшого количества текстов и в значительной степени игнорировали лирический стих. В действительности в русской народной поэзии сосуществуют три вида стиха: изослоговый размер, ударный стих и безразмерный стих.В качестве исследования русского народного стихосложения это исследование переоценивает существующие теории и предлагает новую интерпретацию, сосредоточив внимание на песнях, составленных в трех лирических народных размерах — форме 5 + 5, четырехстопном хорее с дактильным окончанием и родственном типе двухударного ударения. стих с дактильным окончанием. Поскольку язык народной поэзии во многом отличается от современного стандартного русского, большое внимание уделяется ударению и силлабизации в народных песнях. Хотя существительное в таких словосочетаниях, как «во чисто поле», принято считать утрачивающим ударение и становящимся энклитикой, в текстах с четко выраженной акцентуацией ударение существительного смещается на второй слог, чтобы избежать столкновения соседних ударений — «вочисто». полиомиелитТакое смещение широко встречается в народных песнях, затрагивает большинство частей речи и может быть объяснено действием основного ритмического закона, действующего в народном стихе. Русские певцы способны создавать песни с правильным числом слогов в строке путем подбора морфологических варианты, частицы, гипокористика и гласные-наполнители, существующие в народной поэзии.Главы, посвященные ударению и силлабификации, представляют собой важный вклад в изучение традиционного языка народных песен и дают много информации о сочинении устной поэзии.Многие заблуждения о народном стихе возникают из-за несоблюдения принципиального различия между фиксированным текстом литературного произведения и переменным текстом народной песни. Последующие главы посвящены трем метрам и типологии всех русских народных метров с дактильным окончанием. Для каждого метра освещаются текстологические проблемы, присущие изучению народных песен, ритмический анализ представлен в хронологическом порядке, очерчены родовые ассоциации. Например, форма 5+5 ассоциируется со свадебными песнями и необрядовой лирикой, но не с эпосами.Четырехстопный хорей изучен только в свадебных песнях. Его ритмический строй близок к тому же литературному размеру, что свидетельствует об общих ритмических чертах народного и литературного стиха. Применительно к песням в двухударном акцентном стихе выдвигается тезис о том, что исторически акцентный стих возник в результате частичной утраты силлабизма в изосложных размерах, а безразмерный стих возник в результате дальнейшего силлабического разрыхления строк. Рассмотрение всех форм стиха с дактильным окончанием показывает, что русский эпический стих к моменту первых записей в XVIII веке уже утратил изосложность, но изосложные размеры существуют в лирических жанрах и по сей день. Повсеместная, но не полная утрата силлабизма может быть связана с развитием уникально русской формы исполнения лирической песни, называемой протжнах песнь, в которой словесный текст фрагментирован. В русском народном стихе, по-видимому, появилось несколько нововведений, которые отличают его от стихов других славянских традиций. Включены обширные библиографии по сборникам народных песен и исследованиям по фольклору, русской акцентуации, языкам народной поэзии и стихосложению.

«Книга служит того, чтобы встать рядом с наиболее значительными исследованиями по русскому фольклору последнего времени.(Живая старина)

«Книга Бейли будет незаменима для тех, кто интересуется русским народным стихом…» (SEER)

Изучайте русский язык под музыку: 10 популярных русских песен, которые потрясут ваш мир

Выучить русский язык может быть так же просто как напевает любимую мелодию .

Знаешь, как это бывает, когда ты просто тусуешься, пытаешься вести себя нормально, и вдруг у тебя в голове застряла знакомая песня?

Прежде чем вы это осознаете, вы начинаете петь вслух, все смотрят на вас, и вы думаете: «Чувак, это быстро вышло из-под контроля!»

Было бы неплохо, если бы вместо того, чтобы просто раздражать своих друзей, коллег и публику, вы действительно могли бы выучить русский язык, просто повторяя запоминающуюся мелодию?

Хорошая новость в том, что вы можете это сделать.

Даже если вы не из тех, кто начинает петь в метро, ​​застрявшие в голове слова на русском языке могут оказаться невероятно полезными для вашего прогресса.

На самом деле, если вы пытаетесь выучить любой язык до беглости, одна из основных вещей, над которой вам нужно поработать, — это улучшить свои навыки слушания.

Слушаете ли вы радио или составляете стратегический плейлист из песен на иностранном языке, музыка — один из лучших ресурсов для быстрого изучения языка.

Итак, если вы хотите овладеть русским языком так же эффективно, как и привыкнуть, самое время начать петь новую мелодию!

Загрузить: Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы можно взять куда угодно. Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)

Зачем учить русский с песнями?

  • Это весело. Подумай об этом. Есть много отличных песен на русском языке, которые вы, вероятно, еще не знаете. Если вы выберете песни, которые вам действительно нравятся, это сделает процесс обучения намного более увлекательным, чем простое изучение карточек.
  • Это поможет вам запомнить ключевую лексику и грамматику. Когда вы изучаете слова песни, их легко запомнить, и это облегчает запоминание лексики и спряжений в этой песне. Если вы хотите запомнить словарное слово или языковую фразу из песни, все, что вам нужно сделать, это воспроизвести ее в своей голове.
  • Повышает культурную осведомленность. Музыка играет важную роль в культуре всего мира. Изучение русской песни определенно поможет вам выучить язык, а также автоматически свяжет вас с русской культурой и историей.

Как учить русский с песнями

 
  • Сначала просто расслабьтесь, расслабьтесь и получайте удовольствие. Не пытайтесь выучить песню с первого раза — просто прочувствуйте ее. Как только вы познакомитесь с высотой тона и ритмом, вам будет намного легче обращать внимание на слова.
  • Используйте субтитры в своих интересах.  Прочитайте вместе с субтитрами, если они есть, или найдите копию текста на русском языке и перевод на английский язык.FluentU предлагает видео на русском языке с интерактивными субтитрами, мультимедийные карточки и расшифровки для скачивания.
    Иногда бывает трудно разобрать, что говорит певец, поэтому просмотр русских слов поможет вам понять. Кроме того, просмотр английского перевода поможет вам связать новый словарный запас с его значением.
  • Записывайте незнакомые слова. Посмотрите их. Если, после прочтения текста, какие-то слова все еще вызывают у вас раздражение, это важный шаг в процессе.Это поможет убедиться, что у вас есть точное определение для каждого слова, что будет важно, когда вы захотите использовать их в будущем.
  • Как только вы лучше ознакомитесь с песней, не смотрите на субтитры, а постарайтесь уловить все . Это хорошая практика прослушивания. Чем больше слов вы сможете подобрать в песне, тем больше вы сможете подобрать в разговоре.
  • Попробуйте подпевать. Как только вы хорошо выучите песню, подпевайте.Даже если вы перепутаете некоторые слова, это все равно отличный способ понять, например, некоторые из менее знакомых сочетаний согласных и улучшить свое произношение.
  • Попробуйте перевести во время просмотра, не глядя на субтитры.  Послушайте немного, затем сделайте паузу и переведите. Это поможет вам связать русские слова с их английскими значениями.
  • Как только вы достаточно часто слушали, попробуйте петь без музыки. Идеально подходит для изучения словарного запаса и, конечно же, для расширения вашего репертуара для принятия душа!

Учим русский с музыкой: 10 невероятных русских песен, которые вы никогда не забудете

Прежде чем мы начнем, важно отметить, что переводы, связанные с этим, различаются: некоторые дословны, а другие используют более искусный подход. Кроме того, поскольку некоторые из этих песен имеют несколько версий, тексты могут не совпадать между видео и страницами с текстами.

1.«Катюша»

Эта народная песня прославилась во время Второй мировой войны. В нем рассказывается грустная история молодой женщины, ждущей своего возлюбленного, которая находится на войне. Первые пару куплетов написаны в прошедшем времени, так что это отличный способ попрактиковаться в спряжении.

Вы также можете просмотреть тексты песен самостоятельно.

2. «Чебурашка»

Это музыкальная тема из популярного советского мультфильма «Чебурашка». Если вы еще не знакомы с «Чебурашкой», приготовьтесь сказать «оу…». Правильно: «Чебурашка» совершенно очаровательна.Настолько очаровательный, что этот своеобразный «неизвестный науке» зверек, который оказывается игрушкой в ​​магазине, стал популярен даже за пределами России (в частности, в Японии).

Тексты песен рифмуются, их довольно легко и приятно учить. Кроме того, вы никогда не забудете, как сказать «Теперь я Чебурашка». Я уверен, что это должно быть ценным разговорным инструментом в какой-то ситуации.

3. «Песня на день рождения Гены»

Еще одна классическая песня из серии «Чебурашка». Люди до сих пор часто поют ее на дни рождения.Хотя это поможет вам выучить фразу «С днем ​​рождения», изучение текста также поможет вам подготовиться к тому, если вы когда-нибудь окажетесь на русской вечеринке по случаю дня рождения.

4. «Черный ворон»

Эта казачья народная песня о черном вороне, который кружит над головой, когда солдат умирает. Вы больше никогда не забудете слово «черный». Кроме того, песня в основном написана в прошедшем времени, так что это полезный способ попрактиковаться в спряжении.

Русские тексты немного различаются между версиями: Вы можете посмотреть некоторые альтернативные тексты здесь.

5. Нюша «Выше»

Нюша — популярная российская певица и автор песен. Это отличная песня для изучения русского языка, потому что она энергичная, но не такая быстрая, как большая часть поп-музыки. Большая часть текстов написана в будущем времени; это поможет с вашими спряжениями. Фраза «Хочу» также часто повторяется, так что вам не составит труда ее запомнить. Вот дополнительное видео лирики с английским переводом.

6. «Все, что она сказала» от t.A.T.u.

т.А.Т.у. — одна из немногих российских групп, добившихся большого успеха в США. Эта песня стала одним из их больших хитов — правда, ее популярность за границей была отчасти связана с неоднозначным поцелуем в клипе между двумя девушками из группы. Это забавная песня, и ее чрезвычайно повторяющиеся тексты легко выучить.

Вы даже можете прослушать английскую версию, чтобы сравнить тексты песен (которые, будьте осторожны, очень разные).

7. «Хочешь?» by Zemfira

 

Земфира — популярная рок-музыкантка, так что вы можете изучить эти тексты вместе с классными гитарными риффами.Эта песня наверняка поможет вам выучить фразу «Хочешь…?» а слова повторяются, так что у вас будет много возможностей закрепить то, что вы только что выучили, без необходимости останавливать песню.

8. «Любимая» группы «Непара»

Поп-дуэт «Непара» исполняет эту сильную романтическую песню. Песня «Darling» довольно медленная, что позволит легко уловить текст, приведенный по ссылке выше. К тому же, если вы ищете хороший русский ласковый термин, эта песня преподнесет его вам на блюдечке с голубой каемочкой.

9. «Калинка»

Задорная старинная народная мелодия заставит притопать ногами. В то время как текст может не научить тонне ценной лексики для повседневного использования (если только вам действительно не нужно знать русское слово, обозначающее тип ягоды), вы обязательно выучите глагол, означающий «спать». Это также интересный способ практиковать различные звуки языка.

10. «Сердце мое» Кит-и

Российская группа «Кит-и» — поп/рок-группа. Текст этой песни звучит медленно, поэтому вы сможете улавливать каждое «моё сердце» и «я знаю, что ты любишь меня.Дополнительный социальный совет: несмотря на то, что последнюю фразу полезно знать, как сказать по-русски, возможно, вам не захочется ходить вокруг да около, просто рассказывая это людям.

Бонус для продвинутых учащихся

Более продвинутые учащиеся могут также захотеть послушать эти актуальные хиты на русском языке, в том числе рэп и хип-хоп. Хотя их очень приятно слушать, они также довольно сложны, и многие из этих песен содержат быстрые тексты. Держитесь за свои места!

 

Итак, в следующий раз, когда вы обнаружите, что напеваете джингл, напеваете песенки или напеваете мелодии в душе, почему бы не включить его и не настроить на свой русский язык?

Загрузить: Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы можно взять куда угодно.Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)

История популярной в России песни «Ямайка»

Ямайские гости в России могут быть удивлены, когда русские приветствуют их песней «Ямайка». Версия песни в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти стала чрезвычайно популярной и остается таковой по сей день. Лоретти записал песню, когда ему было 13 лет.

Автор Т.А. Валли, «Джамайка» была записана разными итальянскими исполнителями, но именно исполнение молодого Лоретти покорило сердца российских меломанов.Официально выпущенный под лейблом «Триола» в 1961 году, в Россию он попал только в 1962 году. На обороте — песня «Паппагалло».

Если бы не случайная встреча и интуиция, Лоретти вообще бы не записала эту песню. Он родился в Риме 22 октября 1946 года в семье из восьми братьев и сестер. Его голос привлек внимание церкви, где его обучали основам музыки. Он исполнил свое первое соло в церковном хоре в возрасте шести лет.

Он поступил в Римскую оперу в возрасте восьми лет и так впечатлил Папу Иоанна XXIII оперным соло, что Папа попросил о встрече с ним. Отец Лоретти, Орландо Лоретти, был штукатуром. Когда певцу было 10 лет, его отец заболел, и юный Лоретти начал работать, чтобы прокормить семью.

Лоретти начал развозить хлебобулочные изделия в местные рестораны. Его голос был хорошо известен в округе, и он стал популярным певцом в кафе. Нанятый спеть на свадьбе в ресторане, он привлек внимание неаполитанского актера Тото и датского телепродюсера Фольмера Сёренсена.Со старшим Лоретти был подписан контракт на то, чтобы юноша пел до 17 лет, а иногда давал по три концерта в день.

За это время он сыграл в сериалах «Анна» в 1951 году и «Возвращение Дона Камилло» в 1953 году. Он снялся в ряде фильмов, выпустил несколько альбомов и много гастролировал. Он имел честь быть одним из немногих певцов, которые в то время не были запрещены в России.

В детстве голос Лоретти характеризовался как сладкий, певчий и ангельский.Когда его голос изменился, он продолжил петь баритоном, и за свой стиль его прозвали эстрадным певцом. В 1973 году Лоретти начал карьеру в кинопроизводстве и открыл продуктовый магазин. Он вернулся к пению и гастролям в 1982 году и продолжает выступать на различных площадках. Однако в России его всегда будут знать и любить за исполнение «Ямайки».

Фото: Депозитные фотографии

Прославление СССР в песне, дядя Джо и все остальные

«Я родился в США.ССР, — поет Газманов, — писал он. — Это правда, но этот медицинский факт несет с собой дополнительную идеологическую нагрузку. Даже сухая репа сообщит: «Ленин, Сталин, Чайковский, Гагарин — это моя страна». Учитывая многоплановую и сложную историю нашей родины, я согласен с таким подходом. Однако, когда лирический поп-герой заявляет, что территориальные претензии нашего правительства сегодня включают и «Прибалтику», трудно даже зарегистрировать поэтическую гиперболу.

Президенты Литвы и Эстонии отказались от приглашения в Москву на празднование победы России в войне, а президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила, что воспользуется случаем Дня Победы, чтобы напомнить миру, «что в конце Второй мировой Война не освободила пол-Европы».

Г-н Газманов сказал, что может жить с полемикой.

«Послушайте, я только что написал, что когда я страны», — сказал он.»Я родился в этой стране. Они могут говорить, что хотят. Я играю в Прибалтике, особенно в Литве, и люди там меня понимают. У меня там фан-клубы. Они меня любят».

О Сталине он снова уходит в список прачечной истории песни.

«Молодым все равно», сказал он. «Для тех, кто прожил всю жизнь для Сталина, для них он дорог. Есть огромное количество людей, которые его ненавидят, потому что он репрессировал их родителей, их семьи. Он сложная фигура.Но в этой песне я никого не оцениваю и не оцениваю».

Была еще «Рожденная в СССР» Юрия Шевчука из рок-группы ДДТ, и многие считали музыкальной легендой. Но песня Он написал, что это очень похоже на «Рожденные в США» Брюса Спрингстина, и г-н Шевчук был среди российских музыкантов, подписавших открытое письмо г-ну Путину в 2000 году, осуждающее возрождение государственного гимна советской эпохи. Газманов, который говорит, что не судит историю, а только пересказывает ее.

«У нас в стране был Ленин», — сказал он. «У нас был Сталин. Я не говорю, что хорошо, а что плохо».

Сделано в СССР

Украина и Крым, Беларусь и Молдова — Это моя страна. Сахалин и Камчатка, Уральские горы — это моя страна. Красноярский край, Сибирь и Поволжье, Казахстан и Кавказ, да и Прибалтика тоже.

История | Поющая революция

Ранняя история Эстонии

Эстонцы относятся к древнейшим народам мира, постоянно населявшим свою землю на протяжении тысячелетий.По оценкам экспертов, эстонцы жили на своей земле от 5000 до 8000 лет. Примерно с 6000 г. до н.э. до 1208 г. н.э. эстонцы были независимыми, успешно отражая атаки чужаков и накапливая богатство. Их длинная береговая линия была оборонительным преимуществом.

В 1201 году немецкие купцы и миссионеры основали факторию в Риге, на юге Эстонии, на земле этнически родственных ливов. Они отметили богатство региона и увидели огромные возможности.С благословения Папы Иннокентия III немецкий епископ Альберт собрал наемную армию для завоевания региона. «Балтийский крестовый поход» был начат под предлогом принесения христианства язычникам.

Нападения на Эстонию начались в 1208 году, когда население Эстонии составляло около 175 000 человек. Вторжение длилось девятнадцать лет, когда Эстонию атаковали немецкие наемники с юга, датчане с севера, шведы с запада и славяне с востока. В основном это были земледельцы и рыбаки, которые собирали ополченцев только в случае необходимости, эстонцы не могли сравниться с четырьмя профессиональными армиями с превосходным вооружением.«Балтийские немцы», потомки этих первоначальных оккупантов, веками контролировали землю, хотя эстонское правление перешло от немцев и датчан к шведам и полякам и, наконец, к русским в 1721 году. правящая бюрократия, а коренные эстонцы по существу оставались крепостными.

К 1860-м годам началось «Великое пробуждение» Эстонии. Этот период отмечен повышенным интересом к эстонскому языку, литературе, искусству и музыке.В течение этого десятилетия был опубликован национальный эпос «Калевипоэг», а поэт и драматург Лидия Койдула написала множество произведений, посвященных Эстонии. Первый певческий праздник (Лаулупиду) состоялся в 1869 году. «Великое пробуждение» выразило растущее стремление эстонцев к национальному самоопределению. Это стремление сохранялось до тех пор, пока Эстония не провозгласила независимость в 1918 году.

Наверх

Война за независимость

15 марта 1917 года царь Николай II отрекся от российского престола на фоне хаоса, вызванного участием России в Первой мировой войне и действиями социалистов-революционеров внутри страны.23 октября того же года двенадцать эсеров, называвших себя большевиками, встретились в Петрограде и решили насильственно свергнуть Временное правительство России. Им это удалось 8 ноября 1917 года. Владимир Ленин стал «председателем Совета Народных Комиссаров».

В отсутствие царя Николая был образован Эстонский сейм (Маапяев). Увидев возможность в большевистском захвате России, сейм провозгласил суверенитет над Эстонией 28 ноября 1917 года.Большевики быстро распустили Маапяев и загнали в подполье эстонцев, выступавших за независимость. Но через несколько месяцев, когда большевики отступили от наступающей немецкой армии, подпольщик Маапяев воспользовался возможностью 24 февраля 1918 года, чтобы официально провозгласить независимость Эстонии.

На следующий день в Таллинн вошли

немецких войск, и к 4 марта 1918 года немецкая армия оккупировала всю Эстонию. Однако поражение Германии в конце Первой мировой войны вынудило немецкую армию к ноябрю 1918 года покинуть Эстонию.Русские большевики снова вторглись 28 ноября 1918 года. Недавно сформированная эстонская армия дала отпор в кровавом конфликте. Некоторое время эстонской армии пришлось вести войну за независимость на два фронта. Балтийские немцы, не желавшие отказываться от своей власти в Эстонии, набрали наемную армию для борьбы за свои интересы. Они атаковали с юга 5 июня 1919 г., но потерпели сокрушительное поражение в крупном сражении под Вынну 23 июня 1919 г.

Эстония в итоге разгромила русскую армию.2 февраля 1920 года между Эстонией и Советской Россией был подписан Тартуский мирный договор. Договор признал независимость и суверенитет Эстонии, и Россия навсегда отказалась от всех прав на территорию Эстонии. Эстонцы добились своей независимости ценой больших потерь. Эстония понесла почти в два раза больше жертв, чем Соединенные Штаты во время революции, хотя население Эстонии составляло около четверти населения колоний в 1776 году.

Наверх

Первая независимость

После обретения независимости Эстония была принята в Лигу Наций в 1921 году.Находясь под оккупацией царской России почти два века, Эстония изначально была бедной по сравнению с другими западными странами, но страна быстро адаптировалась. Первая конституция Эстонии была примерно основана на конституции Швейцарии. Шестидневная сорокавосьмичасовая рабочая неделя стала нормой. Уровень безработицы в эти годы никогда не превышал 2% (в среднем 1%), а уровень грамотности в Эстонии был одним из самых высоких в мире, как и до сих пор. Эстония экспортировала товары по всему миру. Свобода слова и религиозная свобода гарантировались законом.

Советский Союз время от времени бросал вызов политической стабильности. В 1924 году спровоцированная Москвой группа коммунистических «революционеров» атаковала различные правительственные учреждения. Эстонские правительственные войска отразили атаки за один день.

Эстония быстро модернизировалась, превратившись из двухсотлетнего царского правления в демократию западноевропейского типа. К 1938 году страны Балтии импортировали товаров на сумму 293 миллиона долларов, а стоимость экспорта составляла 292 миллиона долларов.В том же году импорт Советской России составил 261 миллион долларов, а экспорт — 250 миллионов долларов.

Всего за двадцать лет Эстония творила экономические и политические чудеса. Его экономика была примерно эквивалентна экономике его северного соседа, Финляндии. В 1939 году казалось, что рост и процветание Эстонии не за горами.

Наверх

Советская оккупация

23 августа 1939 года Адольф Гитлер и Иосиф Сталин подписали договор под названием «Пакт Молотова-Риббентропа» (ПМР). MRP сделала нацистскую Германию и Советский Союз союзниками и разделила Европу между двумя империями. Через неделю, 1 сентября 1939 года, Гитлер вторгся в Польшу с запада; вскоре после этого Сталин вторгся в Польшу с востока. Эти вторжения положили начало Второй мировой войне.

24 сентября 1939 года Сталин предъявил ультиматум, пригрозив вторгнуться в Эстонию и оккупировать ее, если это не позволит ему иметь там военные базы. Предложенная им морковка была обещанием уважать суверенитет Эстонии.Аналогичные ультиматумы он предъявил Латвии и Литве. Увидев судьбу Польши, три прибалтийские страны не видели другого выхода, кроме как уступить. В июне 1940 года Советы нарушили свои обещания, захватили эстонское правительство и убили или депортировали практически всех политических и деловых лидеров страны. То же самое произошло в Латвии и Литве. Впоследствии Сталин заявил, что страны Балтии «добровольно» вошли в состав Советского Союза.

Пока другие народы отвлеклись на войну с фашистской Германией, на помощь Прибалтике никто не пришел. Дипломатически Соединенные Штаты осудили это нападение и отказались признать законность оккупации и аннексии этих стран Советским Союзом. В течение пятидесяти лет США не признавали законность советской оккупации Эстонии.

Советская политика «русификации», проводившаяся вскоре после оккупации, была равносильна культурному геноциду. Он запретил эстонский флаг, посадил в тюрьму противников и сделал русский язык официальным языком страны.Для разбавления этнического эстонского населения привлекались десятки тысяч русских рабочих.

эстонцев стали крепостными у своих господ в Москве. В течение шести лет после прибытия первых советских войск в Эстонию страна потеряла около 25% своего населения в результате казней, тюремного заключения, депортации и бегства. Оккупация длилась долгих пятьдесят лет. Эстонцы стали гражданами второго сорта в своей стране. Фермы были коллективизированы и разорены, а благосостояние, созданное за время независимости, разрушено.Арест и депортация оставались постоянной угрозой.

Наверх

Поющая революция

Большинство людей не думают о пении, когда думают о революциях. Но в Эстонии песня была предпочтительным оружием, когда между 1987 и 1991 годами эстонцы хотели положить конец десятилетиям советской оккупации.

Поющей революцией называют поэтапный процесс, приведший к восстановлению независимости Эстонии в 1991 году.Это была ненасильственная революция, свергнувшая очень жестокую оккупацию. Ее назвали «Поющей революцией» из-за той роли, которую пение сыграло в протестах середины 1980-х годов. Но пение всегда было для эстонцев главной объединяющей силой, пока они пережили пятьдесят лет советской власти.

В 1947 году во время первого после советской оккупации праздника песни (Laulupidu) Густав Эрнесакс написал мелодию на слова народной поэмы вековой давности Лидии Койдула «Mu isamaa on minu arm» («Земля Отцы мои, земля, которую я люблю»).Эта песня чудом ускользнула от советской цензуры и на протяжении пятидесяти лет была музыкальным выражением стремления каждого эстонца к свободе.

Песня не была включена в программу песенного фестиваля в 1950-е годы. Но затем, в начале 1960-х годов, эстонцы стали демонстративно петь эту песню вопреки советской воле, и к 1965 году она была включена в программу. На столетие праздника песни в 1969 году хоры на сцене, а также публика во второй раз запели «Му исамаа на мину арм», несмотря на строгий советский приказ покинуть сцену.Никто этого не сделал. Советы приказали военному оркестру играть и заглушать певцов.

Но сто инструментов не сравнится с более чем ста тысячами певцов. Песня неоднократно исполнялась перед лицом властей. Советы ничего не могли сделать, кроме как пригласить композитора на сцену, чтобы дирижировать хором для еще одного выхода на бис, и притвориться, что они все это время собирались разрешить это. Когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, эстонцы начали проверять его политику перестройки (экономической реструктуризации) и гласности (свободы слова), чтобы увидеть, как далеко они могут зайти. Первое испытание было проведено в 1986 году, когда эстонцы протестовали против плана строительства фосфоритных шахт по всей стране.

Экологическая проблема предоставила относительно безопасный способ увидеть, могут ли люди действительно говорить открыто без разрешения Советского Союза. Протестующие не понесли серьезных последствий, и в конечном итоге горнодобывающий проект был остановлен. Первое испытание прошло успешно. Некоторое время спустя более радикальная демонстрация в таллиннском парке Хирве открыто говорила о пакте Молотова-Риббентропа (тайное соглашение между Гитлером и Сталиным, которое привело к советскому вторжению в Эстонию в 1939–1940 годах).КГБ наблюдал за этим событием, были взяты имена, лидеры подверглись преследованиям, но, к большому удивлению демонстрантов, никто не был арестован.

В те годы владение эстонским флагом было незаконным. Эстонцы проверили этот закон, размахивая тремя отдельными синими, черными и белыми знаменами, которые фактически становились флагом, когда их развевали рядом.

В середине 1980-х годов шесть новых рок-песен стали призывами к независимости. Эти песни неоднократно исполнялись на больших народных собраниях.Советские власти хотели запретить их, но не знали, что делать в свете гласности.

Инерция и мужество росли. Эстонцы рассчитали, что пока они не прольют кровь, Горбачев не сможет послать танки для подавления демонстраций. Такая вопиющая цензура была бы международным позором для его тщательно культивируемого имиджа. Поэтому люди давили на Москву, насколько могли, стараясь оставаться ненасильственными.

В этом смысле Поющая революция была стратегически ненасильственным движением.

Но было несколько разных политических подходов к обретению независимости. В основном они разделялись на три организованные группы: Народный фронт, Партия национальной независимости Эстонии и Общество наследия. У каждой группы была своя философия о том, как обрести свободу… даже о том, как определить свободу.


Скачать PDF
Различные движения революции

Многие эстонцы поддерживали более одной из этих организаций; некоторые поддержали все три.Другие чувствовали себя более лояльными к тому или иному. Между некоторыми лидерами возникла значительная напряженность. Те, кто действовал более осторожно, считали, что «радикалы» принесут советское возмездие Эстонии, как это произошло в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г.; «радикалы» считали, что работа в рамках коммунистической системы предала их страну и обесчестила тех, кто погиб и пострадал при советской власти.

Ситуация достигла апогея в 1991 году, когда московские сторонники жесткой линии устроили государственный переворот и поместили Горбачева под домашний арест.Когда войска вторглись в Эстонию, чтобы подавить любое стремление к независимости, эстонцы решили усилить свою борьбу за свободу. Безоружные люди столкнулись с солдатами и танками, а политические лидеры собрались, чтобы провозгласить независимость Эстонии.

Наверх

(Благодарность: представленная здесь история взята из «Введения в Эстонию» Аго Коэрва.)

РОССИЯ: Сталинская песня о любви — ВРЕМЯ

«Неужели Сталин действительно умирает?»

«Нет, но у него болит печень.»

«Я слышал, что это были его легкие».

«Некоторые говорят, что это его сердце»

— Во всяком случае, он вернулся в Москву из того санатория.

— Это был не совсем санаторий! Знаете, я слышал…

Так сплетничала вся Россия уже месяц или больше. советская цензура полностью скрыл истинное состояние «Человека из стали», Диктатор Иосиф Сталин. Он может быть так же близок к Смерти, как и Британия. возлюбленной Георга V в ноябре прошлого года.Его подписанные статьи в Советские органы новостей перестали выходить. Товарищи испугались. На Жизнь Сталина, как и жизнь Муссолини, зависит от целого режима. Внезапно один ночь на прошлой неделе угрюмый, загадочный Диктатор, который одевается как обычный рабочий, не занимает поста в правительстве и правит в всемогущая безвестность на посту Генерального секретаря Коммунистической партии, аренда облака страха и слухов драматическим появлением.

Это было накануне Дня революции — двенадцатой годовщины пролетарского завоевания.В когда-то Императорский театр, где Совет Москвы собрался, чтобы ликовать. На на перроне стоял нервный мужик, товарищ Михаил Иванович сын Калинин, марионеточный президент России. Он вздрогнул, когда — крикнул кто-то. «Сталин болен или здоров?» Он выглядел как хотя он хотел бы бежать, когда весь зал начал шуметь, «Скажи нам! Болен или здоров? Мы требуем знать!»

стучать для тишина, и тут же установив мертвую тишину, председатель сказал: «Я надеюсь, что скоро будет благоприятный.ответ на эти вопросы.» Затем, среди моего недовольного ворчания, он продолжил громоздкая, но важная речь о том, что советское зерно сборщикам в провинции удалось заставить крестьян продать по правительственной цене около одиннадцати миллионов тонн зерна. Этот на 10% больше, чем в прошлом году, вполне хватит, чтобы прокормить Красную Армию и пролетарского населения городов России в течение всей зимы. «Давайте радоваться и петь!» — воскликнул председатель-крестьянин. жестом к руководителю оркестра.»Еще раз добрый русский Земля дала нам много хлеба!»

Взволнованы, как русские легко под музыку послушная публика с упоением распевала революционные песни полчаса, прервались в замешательстве, когда вдруг президент Комитет на сцене начал аплодировать. Острые глаза, они увидели смуглый мужчина среднего телосложения входит в некогда Императорскую ложу и погружается в на заднем сиденье, где он спокойно сидел, поглаживая свои длинные темные усы. «СТАЛИН!» — крикнул кто-то, и товарищ толкнул товарища, когда публика взревела бешеными аплодисментами, а затем спонтанно ворвалась в зал. Красный гимн, Интернационал.Прошли безумные минуты, прежде чем СТАЛИН подходил к ложе. Улыбаясь, но молча, он взял ура. Он выглядел худым, но здоровым.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *