Народы и государства на территории России накануне монголо-татарского нашествия » SwordMaster
Киевская Русь
К началу XIII века Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единого государства, господствовала феодальная раздробленность, но торговые, политические и культурные связи были прочными и плодотворными.
При отсутствии единого центра, каким раньше был каким Киев, центрами политической и культурной жизни сделались наряду с Киевом и областные города, столицы больших государственных образований — земель. По имени этих столичных городов и принято обозначать отдельные княжества, или земли. Крупнейшими из них стали земли: Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Владимиро-Суздальская, Киевская и Черниговская. Каждая из земель управлялась удельными князьями, которые находились в подчинении у своих старших сородичей, владевших центральными и наиболее значительными городами. Между соперничавшими князьями постоянно возникали ссоры и «крамолы». На севере Руси с XII века начинают главенствовать над другими князьями владимиро-суздальские, на юге — галицико-волынские князья. Здесь появились тенденции к централизации Русского государства.
Владимиро-Суздальская земля.
Северо-восточную часть Русской земли занимала Владимиро-Суздальская Русь. Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Волги и Оки. К северу от Волги ее границы терялись в обширных лесах. примыкавшим к Новгородским землям. Южная граница доходила до Рязанской земли. Население сосредотачивалось главным образом в относительно плодородных «опольях».
Так назывались как бы большие поляны среди обширных лесов, покрывавших Владимиро-Суздальчкую землю. Среди таких «ополий» в первую очередь выделялась область Ростова Великого. Город Ростов стоит на берегу озер Неро, или Ростовского озера.
Другое «ополье» окружало Переяславское озеро, которое именовалось так же озером Клещиным (позднее названное Плещеевым) — по древнему городку с таким же названием.
Третьим «опольем» можно назвать район Суздаля. Один из древнейших русских городов, Суздаль также был центром особой епископии. В начале XIII столетия Суздаль имел определенное значение прежде всего как город, связанный с деятельностью епископов. В политическом отношении Суздаль уступил свое место более молодому городу Владимиру, стоящему на реке Клязьме, или Владимиру Залесскому.
Расцвет Владимира начался еще в XII столетии при Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголююбском. Брат Андрея, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, держал в своих руках всю Владимиро-Суздальскую землю. Позже он разделил ее на несколько княжеств между своими сыновьями. При Всеволоде и его наследниках Владимиро-Суздальская земля достигла высокой степени могущества. Жители ее с гордостью утверждали, что никто не решится пойти войной на «сильную» Суздальскую землю. Однако новгородские и смоленские воины нанесли поражение суздальцам в битве при реке Липице в 1216 году.
До прихода татаро-монголов Владимиро-Суздальская земля была богатой страной. Ее процветанию в немалой степени способствовало географическое положение. Процесс освоения этого района был почти закончен. Вокруг находились русские земли, и только на востоке Владимиро-Суздальское княжество граничило с землями чувашей, мордвы и других народов.
Крайним восточным оплотом Руси был город Нижний Новгород, основанный в 1221 году при слиянии Волги и Оки. Так окончательно оформились границы Владимиро-Суздальской земли.
Само название «Нижний Новгород» отражало вошедшее в употребление наименование поволжских земель как Низовской земли, иногда просто «Низа» по сравнению с Новгородской землей.
Владимиро-Суздальская земля была тесно связана как с Новгородской землей, так и с Волжской Болгарией, которая располагалась по средней Волге. Почти непрерывный водный путь по рекам Мсте и Тверце, впадающей в Волгу, продолжался и дальше на юго-восток к Волжской Болгарии и Саджсину (Саксину), а оттуда в Среднюю Азию, в Азербайджан, в Иран. Это создавало громадные торговые преимущества для городов Владимиро-Суздальской Руси, которые поддерживали постоянные отношения с Западной Европой при посредстве Новгорода и с далеким Востоком.
Сведения о многочисленных политических, торговых и культурных связях города Владимира в XIII столетии сохранились в летописях. Приближенные Андрея Боголюбского носили имена явно кавказского происхождения, а в постройках Андрея Боголюбского и их скульптурных украшениях справедливо видят сходство с грузинской архитектурой и скульптурой. Всеволод Большое Гнездо был женат на дочери чешского князя, и это находит подтверждение в том факте, что в «Прологах», сборниках кратких житий святых владимиро-суздальского происхождения, впервые помещены в чешские житии.
Поразительно быстро Владимир и его окрестности украсились замечательными сооружениями. Собор Успения надолго стал патрональной святыней всей Северо-восточной Руси, как и икона Владимирской Божьей матери (теперь хранится в Третьяковской галерее) .
Среди новых городов Владимиро-Суздальской земли особо следует отметить Москву. Совсем еще нее большой город превратился в столицу отдельного княжества. В XIII веке в русских источниках появилось и название «москвичи».
Рязанская земля.
К югу от Владимиро-Суздальской земли находилась земля Рязанская, обосновавшаяся в отдельное княжество еще в XI веке.
Она тянулась длинной полосой вдоль Оки. На западе границы рязанской земли проходили почти у самой Москвы. По крайней мере, даже в XIV столетии рязанские и московские князья спорили о волости Лопасня, лежавшей по реке Лопасня к югу от Москвы. Рязанским городом считалась и Коломна (в устье Москвы-реки).
На востоке рязанские земли заходили за реку Проню, недалеко от впадения которой в Оку стояла столица земли Рязань, позже называемая в отличие от новой столицы Старой Рязаньью. Раскопки обнаружили, что Старая Рязань была крупным городом с каменными храмами. Ремесленное производство Рязанской земли также было выдающимся для своего времени.
В XIII столетии рязанские князья упорно защищали свою землю от посягательств могущественных владимиро-суздальских князей. Летописи того времени наполнены рассказами о походах Всеволода Большое Гнездо в рязанскую землю и кровопролитных распрях князей.
Новгород и Новгородская земля.
Почти весь северо-запад и север Русской земли принадлежали великому Новгороду. Этот город стоит на реке Волхов, там, где она вытекает из озера Ильмень. Ладожское озеро и Нева выводили к Финскому заливу. Таким образом, Великий Новгород, непосредственно связанный с Балтийским морем, поистине был для Северной Руси «окном в Европу» Внешнеторговые отношения Новгорода особенно окрепли в XII-XIII столетиях. По своему международному значению крупнейшей постоянной ярмарки Новгород не имел соперников не только на Руси, но и во многих странах Западной Европы. Новгородские товары проникали на громадные пространства от Лондона до Уральских гор. Северо-немецкие и скандинавские города поддерживали постоянные связи с Новгородом. Новгородцы и сами плавали на своих судах в западноевропейские города. Существовала даже особая торговая компания «заморских» купцов, ведших торговлю за морем, имевших свою патрональную церковь Пятницы. На иноземных дворах – Немецком и Готском — останавливались приезжие купцы – «гости».
Стремясь сохранить за собой исключительное право торговать с Восточной Европой, Новгород ревниво следил за тем, чтобы иноземные купцы не ездили в другие русские города.
Богатый север поставлял в Новгород дорогие товары: меха, «дорог рыбий зуб» моржовые клыки, ловчих птиц – соколов и кречетов. Все это находило большой сбыт за границей. В Новгороде существовала и особая торговая община, помещавшаяся при церкви Ивана Предтечи на Опоках. Эта торговая корпорация, «Иванское сто», жило по своему уставу, составленному еще в XII столетии, но дошедшему до нас уже в подновленном виде в списках более позднего времени.
Город делился Волховом на две стороны Софийскую и Тоговую. На Софийской стороне находился кремль, а в нем – древний собор святой Премудрости божьей, гордость новгородцев. Святая София уже в это время сделалась символом новгородской вольности. О ней говорили: «Где святая София, тут и Новгород».
В городе жило многочисленное, по средневековым масштабам, население, большое количество ремесленников и других людей, занимавшихся черной работой, – так называемых «черных людей», составлявших основную часть новгородского населения.
Власть в Новгороде принадлежала боярам, владевшим вотчинами. В боярских вотчинах стояли укрепленные дворы – настоящие средневековые замки со стенами и башнями, но не с каменными, а с деревянными стенами.
Наряду с боярством к феодальной верхушке принадлежало духовенство, в первую очередь монашество, «черное духовенство», как называли монахов по цвету одежды. Церковным главой в Новгородской земле был новгородский архиепископ. Его называли: владыкой». По рангу это было второе после митрополита духовное лицо на Руси; во всех других землях существовали только епископы. Резиденцию архиепископа, помещавшуюся в новгородском кремле, величали «Софийским домом».
Софийскому дому и монастырям принадлежали громадные земельные владения. Как и бояре, владыка и игумены больших монастырей имели дружины, выходившие на войну под своими знаменами, «стягами».
В Новгороде сидели и свои князья, но это уже были не те наследственные властелины, какими были князья в других землях. Начиная с XII века новгородцы сами приглашали князей и сами их смещали.
Главным распорядителем в Великом Новгороде было вече. Это не была буйная сходка людей, как обычно его изображали в старинных сочинениях по истории Новгорода. На вече сходились только вольные люди – «мужи новгородцы». Оно созывалось на Вечевой площади Тоговой стороны города и у Cвятой Софии по особому звону колоколов. Иногда вечевые собрания кончались кровавыми расправами над боярами или «черными людьми», побежденных бросали в реку с Волховсого моста. Летопись рассказывает о подобных событиях и умалчивает о повседневной деятельности вече, на котором выбирались городские власти, посадник и тысяцкий, решались вопросы, касающиеся внешних сношений Новгорода и его внутренней жизни.
В мирное время городскими делами ведали посадник и тысяцкий. Иностранные источники всегда называли посадников «бургграфами», подчеркивая тем самым их особо высокое положение.
Тысяцкий в основном ведал торговыми делами, имевшими важное значение в жизни Новгорода.
В целом по своему государственному устройству Новгород был похож на другие средневековые вольные города, такие, как Флоренция, Любек. Однако Новгород владел обширной территорией и в этом отношении выделялся среди вольных городов Европы. Он был не просто городом, а » Господином Великим Новгородом «, т.е. владыкой, властителем, суверенным государством, имевшим право печатать свою монету, объявлять войну и мир, издавать свои законы и пр.
Владения Великого Новгорода простирались далеко на восток, вплоть до «Каменного пояса» (Уральских гор). Новгородцы поддерживали торговлю с воинственными племенами в области Печоры, в Югорской земле («Югре»). Новгородские владения, находившиеся за Белым озером, назывались Заволочьем, так как располагались «за волоком» – участком земли, отделявшим бассейн Онежского озера от бассейна Северной Двины. В XIII столетии новгородские поселения («погосты») уже подходили к Белому морю, которое новгородцы образно называли » Дышущим морем «, морем с приливами и отливами.
Псковская земля.
На западе Новгородская земля соседила с землей Псковской.
Они были разделены полосой густых лесов. Леса и болота отделяли Псковскую землю от Ливонии, населенной латышами и эстами.
Псковская земля узкой и длинной полосой охватывала бассейн реки Великой и Чудского озера. Вокруг реки Великой группировались обычно хорошо укрепленные псковские пригороды.
Наиболее плодородные земли лежали на юге псковской земли.
Край славился льном, который вывозили в соседнюю Прибалтику и Западную Европу.
Псков стоит недалеко от впадения реки Великой в Псковское озеро, соединяющееся с Чудским. Кремль (или Кром) возвышался на высоком холме над Великой, там, где в нее впадает небольшая речка Пскова. Город располагался на правом берегу Великой, а на левом берегу находился пригород Завеличье.
В начале XIII столетия Псков уже выделялся богатством среди других русских городов. Он вел большую торговлю с Прибалтикой и немецкими городами. Город был известен и развитым ремеслом.
По своему государственному устройству город был подобен Великому Новгороду. Верховным его распорядителем было вече, а во главе стояли выборные посадники. Главой псковского духовенства являлся новгородский архиепископ.
Долгое время Псков находился в некоторой зависимости от великого Новгорода. Эти два города считались как бы братьями: старшим был Новгород, младшим – Псков. Постепенно Псков все более приобретал самостоятельность и стал держать у себя особых князей. Впрочем, эти князья в политической жизни города играли еще меньшую роль, чем новгородские.
Полоцкая земля.
Полоса больших и малых озер, труднопроходимые леса и болота отделяли земли Новгорода и Пскова от Полоцкой земли, простиравшейся с севера на юг от Западной Двины до Полесья, а с запада на восток от – Немана до Днепра.
Полоцк, большой и богатый город на Западной Двине (в устье Полоты) , упоминается в скандинавских былинах. О полоцком соборе святой Софии в кремле говорится в «Слове о полку Игореве». Полоцк вел оживленную торговлю с западной Европой.
В полоцкой земле господствовала особая династия, ведшая свое начало от Владимира Святославовича и его жены Рогнеды.
Известнейшим князем этого рода был князь Всеслав, живший во второй половине XI века. Потоики его, Всеславичи, утвердились в Полоцкой земле, распавшись на несколько княжеских ветвей, враждовавших между собой. Это дробление и было одной из причин ослабления Полоцкой земли. В начале XIII столетия она все более и более теряла прежнее политическое значение и с трудом отбивала напор воинственных соседей – литовских бояр и немецких рыцарей меченосцев. немецкие рыцари захватили земли ливов, находившиеся в зависимости от полоцких князей. Так был потерян непосредственный выход полоцких князей к морю.
Однако в начале XIII века Полоцкая земля сохраняла еще остатки своего прежнего могущества. Впоследствии литовские князья овладели городом Полоцком и окончательно утвердились на территории всей полоцкой земли.
Смоленская земля.
К началу XIII века значение Смоленска и княжившего в нем рода смоленских князей, происходивших по прямой линии от Владимира Мономаха. Могущественные смоленские князья появились со своими дружинами и в Новгородской, и в Полоцкой, и во Владимиро-Суздальских землях.
О территории Смоленского княжества и его населении ясное представление дает княжеская грамота, пожалованная утвержденной в XII столетии Смоленской епископии.
В начале XIII века Смоленск был цветущим и богатым городом, твердыней Русской земли на западной границе.
О внешней торговли Смоленска в XIII веке говорит договор, заключенный смоленским князем с Ригой и немецкими городами, в котором определены условия торговли в Смоленске и положении иноземных купцов на Руси того времени. В нем описан порядок торговых операций. Согласно ему, торговые весы должны были вымеряться представителями как «латинской» (немецкой) , так и русской сторон. Устанавливалась величина платы за доставку товаров по «волоку» сухопутному участку, который разделял верховья Западной Двины и Днепра.
Договор рисует полувоенную-полукупеческую среду иноземных гостей, приезжавших в Смоленск. Это один из ярчайших документов, описывающий сложности и опасности средневековой торговли, когда иноземный гость и на рынке иногда должен был прибегать к мечу.
В Смоленской земле, может быть, больше, чем в каких-нибудь других местах Руси, ощущалась близость к Европе. Здесь даже летосчисление иногда велось по немецкому образцу.
Киевская и Черниговская земли.
Киевская земля в начале XIII столетия уже не играла прежней роли самой богатой и населенной области Руси и ее политического центра. Постоянные нападения половцев особенно разоряли Киевскую землю и районы прежней Перяславской земли. Кровопролитные междоусобные войны также способствовали опустошению Киева.
Запустели и пограничные районы Киева, лежавшие к югу от него по реке Роси. И тем не менее Киев еще оставался богатейшим русским городом, украшенный великолепными каменными соборами (среди них Десятинная церковь и Софийский собор с его замечательными фресками) .
Сохраняло свое значение Черниговское княжество, или Северская земля. Это название произошло в седой древности от племени северян, и даже в XVI столетии ее жителей именовали «севрюками».
Черниговская земля на севере доходила до Смоленского княжества. Дремучий брянский лес отделял ее от Владимиро-Суздальской земли. Столица земли, Чернигов, представляла собой богатый город с каменными соборами и церквами, многие из которых сохранились до нашего времени. Прославлены были и черниговские ремесленные изделия.
Некоторая обособленность Черниговской, или Северской земли от других русских областей привела к тому, что здесь сидел один и тот же размножившийся княжеский род, возводивший себя к Олегу Святославовичу, двоюродному брату Владимира Мономаха.
«Хороброе гнездо Ольговичей» держало власть над землей крепко, не пуская в нее чужих князей.
Киевская и Черниговская земли в XIII столетии вели торговлю с Крымом и Византией, но усиление кочевников в степи тормозило развитие этой торговли. Создание Латинской империи после взятия Византии (Константинополя) крестоносцами в 1204 году не ослабило, а усилило торговые связи ряда черноморских городов с Западной Европой.
Заключение
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) . Всю феодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка самостоятельных княжеских. Все они жили самостоятельной, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и натиск кочевников хазар и печенегов; и вторжение варяжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и несколько войн с половецкими ханами и к концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы и беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
5. Переход к феодальной раздробленности. Русские земли накануне монголо-татарского нашествия. Битва на реке Калка и ее уроки.
Первые признаки дробления Киевской Руси появились после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Он поделил Русь между своими 5 сыновьями, среди которых вспыхнули междоусобицы, разорявшие Русь и расшатывавшие ее государственность. Постепенно Киевская Русь теряла единство превращалась в федерацию самостоятельных княжеств под номинальной властью киевского князя. Вся русская земля считалась владением дома Рюриковичей, во главе которых стоял старший во всём роде
Под 1054 г. русские летописи впервые упоминают о приходе новых степных кочевников – половцев, которые почти ежегодно совершают грабительские набеги на территорию Руси. В условиях постоянной угрозы с их стороны княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия
В 90-х гг. XI в. половецкий натиск был особенно силен. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Всеволодович Мономах, княживший тогда в Переяславле, организовал ряд походов, разбил половцев и отвоевал захваченные ими города.. Владимир Мономах прилагал все усилия, чтобы защитить Русь от половцев и прекратить междоусобицы. В 1097 г. Владимир Мономах собрал княжеский съезд в Любече для прекращения междоусобиц и организации отпора половцам. На съезде князья приняли решение: «Каждый да держит отчину свою». Русь стала совокупностью “отчин”, которыми наследственно владели разные ветви княжеской династии. Это решение не прекратило усобиц,
Киевский князь Святополк Изяславович был алчен и корыстолюбив, для увеличения своих уделов прибегал к обману и коварству, часто затевая междоусобицы. Чтобы предотвратить разорение, бояре, которых поддержало большинство киевлян, пригласили на престол Владимира МономахаВ период княжения Владимира Мономаха (1113–1125) и правления его сына Мстислава Великого (1125–1132) Киев снова возвысился как общерусский центр, и единство Руси еще держалось. Владимир Мономах остался в русской истории одним из лучших правителей
После смерти сына Мономаха Мстислава, прозванного Великим – 1132 г. – процесс распада Киевской Руси становится необратимым.
Обособление княжеств завершилось к середине XII в. Киевская Русь распалась на 12 самостоятельных крупных княжеств, получивших название “земли”: Киевская, Черниговская, Галицкая, Волынская, Смоленская, Новгородская, Рязанская, Муромская, Полоцкая, Турово-Пинская, Переяславская, Владимиро-Суздальская земли. Княжества, входящие в земли, стали называться волостями.
Предпосылками дробления Киевской Руси и перехода к феодальной раздробленности послужили:
1) усложнение системы феодализма – формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, кормившейся за счет части господатей;
2) рост вотчинной собственности, закреплявшей территории за различными ветвями княжеского рода.
Причинами феодальной раздробленности являлись также:
1. Преобладание натурального хозяйства, при котором всё нужное для потребления производилось внутри самого хозяйства, что делало ненужными экономические контакты с другими хозяйствами. Экономическая замкнутость вела к административно-политическому обособлению территорий удельных княжеств и боярских вотчин.
2. Изменение основного источника средств обогащения дружинников и боярства. Ранее это были возглавляемые князем походы, приносившие военную добычу. Начиная с правления Владимира 1 число таких походов и их роль в обогащении приближённых князя стала незначительной. Бояре начинают обеспечивать себя за счёт эксплуатации вотчин, развития в них сельского хозяйства и ремесла. Соответственно становится всё более фиктивной зависимость удельных князей и бояр от власти киевского князя.
3. Субъективными факторами, способствовавшими раздробленности было завещание Ярослава Мудрого, делившего Киевскую Русь на уделы, а также желание ряда князей получить себе более почётный удел, укреплять и обособлять от соседей подчинённую им территорию.
К началу XIII века Русская земля простиралась от Белогоморя на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатскихгор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единогогосударства, господствовала феодальная раздробленность, ноторговые, политические и культурные связи были прочными и пло-дотворными. При отсутствии единого центра, каким раньше был каким Ки-ев, центрами политической и культурной жизни сделались нарядус Киевом и областные города, столицы больших государственныхобразований — земель. По имени этих столичных городов и приня-то обозначать отдельные княжества, или земли. Крупнейшими изних стали земли: Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Владими-ро-Суздальская, Киевская и Черниговская. Каждая из земель уп-равлялась удельными князьями, которые находились в подчиненииу своих старших сородичей, владевших центральными и наиболеезначительными городами. Между соперничавшими князьями постоян-но возникали ссоры и «крамолы». На севере Руси с XII века на-чинают главенствовать над другими князьями владимиро-суз-дальские, на юге — галицико-волынские князья. Здесь появилисьтенденции к централизации Русского государства
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Русидо начала XIII века ( до татаро-монгольского нашествия ). Всюфеодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десят-ка самостоятельных княжеских. Все они жили самостоятельной, независимой другот друга жизнью, представляя собой микроско-пические государства, мало сцепленные друг с другом и в из-вестной степени свободные от контроля государства. Но не пра-вильно считать феодальную раздробленность временем упадка ирегресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавши-мися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Ки-евская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей отвсяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пере-жили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжениеваряжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и нескольковойн с половецкими ханами и к концу XII века выросли на столь-ко, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процессбыл естественным для всех стран Европы и беда Руси заключаласьв том, что начавшиеся процессы объединения русских земель былинарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которымРусь потратила более 150 лет.
Битва на Калке произошла 31 мая 1223 года. Битва на реке Калка, стала первым сражением русских войск с татаро – монголами. Татаро – монголы, завоевав Закавказье, собирались двинуться дальше, покорить половцев. Монголы вторглись в половецкие степи. Половцам, пред ликом сильного противника не оставалось ничего другого как обратиться за помощью к русским князьям. Половецкий хан обратился к Галицкому князю Мстиславу, приходившимся ему зятем: «Сегодня они отнимут нашу землю, а завтра возьмут вашу», молвил хан. Южнорусские князья собрались в Киеве, для того что бы решить что делать. В итоге, было принято решение встречать врага на чужой земле, а не на своей. Половцы одарили русских князей богатыми дарами, а хан Бастый, даже принял веру православную.
Монголы, узнав о намерение русских помочь половцам, прислали послов, которые молвили, что не собираются трогать земли русской, и что им нужно взять дань с холопов своих половецких. Русские убили послов, взяв на вооружение подобный неудачный опыт все тех же половцев. Половцы, несколько годами раннее, предали Аланов, и монголо-татары, после разгрома последних двинулись на половцев, не смотря на свои обещания.
Численность татаро – монгольского войска в битве на Калке составляла порядка 20 тысяч человек. В летописи отсутствуют данные о численности русского войска, однако, исходя из более ранних данных, при походах на меченосцев, можно сделать вывод, что русских было от 12 до 20 тысяч. Мстислав Удалой сам лично поехал в разведку. Осмотрев позиции татаро – монголов, он приказал войску готовиться к битве. Русские войска удачно начали битву на реке Калка.
Монгольский авангард начал отступления, русские просились в погоню, строй был смят. Перейдя через реку, русские вступили в бой со свежими силами монголов, половцы побежали с поля боя. Русское войско не выдержало натиска, и часть его начала отступления. Вторая часть храбро сражалась три дня. Однако монголы, обещали, в случае сдачи, отпустить всех князей и воинов домой. Русские князья поверили монголам, но те их обманули. Русские сложили оружие и их раздавили под досками, пирующие победители, часть воинов монголы увели в рабство. Битва на Калке была кровопролитной. В ней уцелела только 10 часть русского войска. Много достойных мужей погибло. Руси был нанесен тяжелый урон. Однако, Битва на Калке стала только пощечиной, прелюдией того страшного времени и событий, которые принесли татаро – монголы на Русь.
После победы в Битве на Калке монголы вторглись в пределы Руси, и дошли почти до Киева, однако, узнав о приближении к нему Владимирского войска, повернули назад. Русские князья не вынесли должного урока из Битвы на Калке, не объединили свои силы перед лицом мощного врага. Через несколько лет монголы начнут систематические походы на Русь, которая окажется под Ордынским Игом.
Этнополитическая ситуация в районе лимана Оки накануне монгольского нашествия — Кузнецов
Полный текст/таблицы, рисунки
- Реферат
- Об авторах
- Ссылки
- Статистика
Abstract
Статья посвящена этнополитической ситуации в районе устья Оки до 1238 г. В 1221 г. в этом районе был основан Нижний Новгород. Предстоящее 800-летие города придает данному исследованию особую социальную и культурную значимость; эти аспекты истории Восточной Европы и Северо-Восточной Руси рассматриваются здесь впервые. Исследование основано на изучении летописей и повествований 17-19 вв.го века, а также топонимов. Исходный корпус здесь представлен Лаврентьевской летописью, Ипатьевской летописью, Симеоновской летописью, Толковой палеей, а также «Словом о погибели русской земли», кроме к результатам археологических и топонимических исследований. Автор предлагает новую трактовку черемисо-мещерской группы в районе устья Оки, показывая, что эти черемисы жили в междуречье Волги, Оки и Клязьмы; эти черемисы не имеют прямого отношения к марийцам. В статье приводятся аргументы в пользу гипотезы о том, что до 1221 г. славянское население в устье Оки отсутствовало. Предположение о проживании бродников в этом регионе не может быть подтверждено. Недостаточно репрезентативных источников для толкования появления термина Пургасова Русь. Мордва жила далеко от устья Оки. Однако половцы (половцы) присутствовали в этом регионе. Эта территория оставалась вне зоны политического влияния Волжской Булгарии. Соответственно, следует признать, что Нижний Новгород был основан на безлюдном месте. Территория вокруг Нижнего Новгорода была пограничной зоной, где интересы Волжской Булгарии сталкивались с интересами Владимирского княжества. Основание Нижнего Новгорода изменило характер конфликта на этой границе. Черемисы были блокированы, а на мордву было начато военно-дипломатическое наступление. Половцы (половцы) выступили союзниками Владимирского княжества, и последнее одержало победу в русско-болгарской войне 1223-1230 гг. Реконструкция сложной этнополитической ситуации в районе устья Оки позволяет изучить имперские практики владимирских князей до монгольского нашествия.
Ключевые слова
Нижний Новгород, летопись, устье Оки, Владимирское княжество, Волжская Булгария, мордва, черемисы, половцы, рубеж
Об авторах
Андрей А Кузнецов
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского
Автор для переписки.
Электронная почта: [email protected]
—
Россия, 603140, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 27
Ссылки
Copyright (c) 2018 Кузнецов А.А.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
монголов в мировой истории | Азия для преподавателей
Библиография
Общие книги по Монголии
Первичные источники
Ключевые цифры в истории Монгола
Монгольские завоевания
Монголь в Юань-династии Китай
. Кочевой образ жизни монголов
Е
Общие книги о Монголии
Чингисхан и Монгольская империя под редакцией Уильяма Фицхью. Сиэтл: University of Washington Press, 2009.
Энциклопедия Монголии и Монгольской империи Кристофера Этвуда. Нью-Йорк: факты в файле, 2004.
Краткая история монголов Джорджа Лейна. Лондон: И.Б. Tauris, 2018.
Культура и общество Монголии Сечин Джагшид и Пол Хайер. Боулдер: Westview Press, 1979.
Внутренние азиатские границы Китая Оуэна Латтимора. Нью-Йорк: Американское географическое общество, 19.40.
Кембридж История Монгольской империи изд. Михаль Биран и Ким Ходонг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2021.
Кембриджская история Внутренней Азии, , изд. Никола Ди Космо, Аллен Франк и Питер Голден. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009.
| вернуться к началу |
Е
Первоисточники
Монголы и глобальная история (Norton Documents Reader) Морриса Россаби (Нью-Йорк: Нортон, 2010).
Ала-ад-Дин Ата-Малик Джувейни рассказывает о монголах:
History of the World Conqueror , John A. Boyle
Seattle: University of Washington Press, 1997. :
Путешествие алхимика , Артур Уэйли
Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1931.
Отчет Джона Плано Карпини о монголах:
Миссия в Азию , под редакцией Кристофера Доусона. Нью-Йорк: Harper and Row, 1966.
Отчет Марко Поло о монголах:
Книга сира Марко Поло: Венецианец о королевствах и чудесах
Востока , переведенный и отредактированный полковником сэром Генри Юлом
Лондон: Джон Мюррей, 1903 г.
Дэвид Морган
London: The Haklyut Society, 1990.
Zhou Daguan’s Travels:
Record of Cambodia: The Land and its People в переводе Ричарда Харриса. Сиэтл: University of Washington Press, 2007.
Переводы анонимного Тайная история монголов :
История и жизнь Чингисхана , Ургунге Онон
Лейден 7: E1 J90 Brill, 9019.
Тайная история монголов , Игорь де Рахевильц. Лейден: Брилл, 2003.
| вернуться к началу |
Е
Ключевые цифры в истории Монгола
Дженгис Хан: его жизнь и наследие , Пол Ратчневский
(перевод Томаса Гайнина, Оксфорд: Blackwell Publishers, 1991)
Хубилай-хан: его жизнь и времена , Моррис Россаби
( Berkeley : University of California Press, 1988)
Marco Polo , by A.C. Moule and P. Pelliot
(London: Routledge, 1938)
Marco Polo’s Asia , Леонардо Ольшки
(Беркли: University of California Press, 1960)
«Марко Поло отправился в Китай», Игорь де Рачевильц
(в Zentralasiatische Studien 2 7, )
Приключения Ибн Баттуты Росса Данна (Беркли: University of California Press, 1986)
Синий волк: Роман о жизни Чингисхана Ясуши Инноуэ (перевод Джошуа Фогеля). Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2008. (Темза и Гудзон)
«Вояджер из Ксанаду» , Моррис Россаби
(Коданша)
Женщины и создание Монгольской империи Энн Бродбридж. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018.
| вернуться к началу |
Е
Монгольские завоевания
Монгольское военное искусство Тимоти Мэй (Лондон: Westholme, 2007)
9 The Devil’s Insion of Mongol Horsemen 0
(Лондон: Кассел, 1988).
Потерянный флот Хубилай-хана Джеймс Дельгадо. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2008.
«Монголы: экологические и социальные перспективы», Джозеф Флетчер
(в Гарвардском журнале азиатских исследований , том 46, выпуск 1, июнь 1986 г.,
стр. 11-50)
| вернуться к началу |
Е
Монголы при династии Юань в Китае
Кембриджская история Китая, том 6: Чужие режимы и пограничные государства,
907-1368 , под редакцией Х. Франке и Д. Твитчетта
(Cambridge University Press)
Hills Beyond a Rive r, Джеймс Кэхилл
(Нью-Йорк: Weatherhill, 1976)
«Куан Тао-шэн», в The 9111
1
1
1
1 Morris Rossabi Bulletin of Sung Yuan Studies , Volume 21, 1989)
Китай под монгольским правлением под редакцией Джона Д. Ланглуа (Принстон: Princeton University Press, 1981)
Мир Хубилай-хана: китайское искусство в династии Юань под редакцией Джеймса Ватта. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2010.
Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского вторжения Жака Жерне. Нью-Йорк: Macmillan, 1962.
Брак и закон в эпоху Хубилай-хана . Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2017.
Политика китайской медицины под монгольским правлением Рэйко Шинно. Нью-Йорк: Routledge, 2016.
| вернуться к началу |
Е
Монголы в Иране, Европе и России
Московия и монголы Дональд Островский. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
Монголы и Запад Питера Джексона. Harlow: Pearson Longman, 2005.
Монголы и исламский мир Питера Джексона. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2017.
Россия и влияние монголов на средневековую российскую историю , Чарльз Гальперин. Блумингтон: Издательство Индианского университета, 19.85.
Культура и завоевание в монгольской Евразии Томас Алсен. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001.
Наследие Чингисхана: придворное искусство и культура в Западной Азии, 1256–1353 Линды Комарофф и Стефано Карбони. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2002.
Е
Кочевой образ жизни монголов
Награда от овец: автобиография пастуха , Цэрендаш
Mankhainyambuu
(перевод Мэри Россаби, введение Морриса Россаби, Кембридж:
White Horse Press, 2000)
«Пищевой упадок и династический упадок в Монгольской империи»,
by John Masson Smith
(in Journal of Asian History , 34:1, 2000)
Dinosaurs of the Flaming Cliffs , by M.