Коллективизация дата: В СССР началась массовая коллективизация

Содержание

Коллективизация

Привела к перегибам

«Перегибы с массовой коллективизацией повлекли за собой статью «Головокружение от успехов», а «Головокружение от успехов» не только расширяло число виноватых, не только переводило все случившееся на совершенно иной уровень причинности, чем это можно было себе представить по масштабам случившегося, но и подталкивало людей вроде меня, далеких от понимания всех происходивших в деревне процессов, всей их сложности, к однозначному и полезному для авторитета Сталина решению: именно на том уровне, о котором он писал, и происходили эти ошибки. И если бы он не остановил, не спас от дальнейших ошибок, то они нарастали бы. Он выступал для нас в роли спасителя от ошибок…»

Константин Симонов.
Глазами человека моего поколения.


Размышления о И.В.Сталине.
(27 февраля 1979 года)

В чем суть коллективизации?

Это явление нельзя воспринимать в узких временных рамках. Эта жесткая, зачастую просто жестокая система преобразований земельных отношений вызревала не в одночасье. Десятилетиями складывалась такая экономическая, общественная, психологическая ситуация, из которой иного выхода уже не оставалось. Можно смело сказать, что к знаменитому своими рекордными свершениями 1913-му грядущая коллективизация стала неизбежной. Разрубить этот Гордиев узел пытался еще Петр Столыпин. Он первый в полной мере осознал глубину грозящей катастрофы, накануне которой оказалась Россия из-за неразрешенности (и, как выяснилось, неразрешимости при том политическом строе) земельного вопроса.

Россия динамично развивалась. Сельское население множилось и… само проедало все большую часть произведенного им продукта. Русский крестьянин — опора страны, ее кормилец, воин, встающий на защиту Родины, когда враг вторгается в пределы — все меньше сельхозпродукции выдавал на рынок, все больше сам перерабатывал и поглощал. В России впервые за тысячу лет с особой остротой проявилась такая беда как малоземелье. Крестьяне могли и хотели засеять больше земли. А больше-то ее уже не было. На этой проблеме спекулировали все так называемые «левые» партии. Взять всю землю (кабинетные, монастырские  и помещичьи земли) да поделить — примерно так, как булгаковский герой Шариков, также предлагали сделать в 1917 году левые эсеры, а следом за ними и большевики.

А Петр Столыпин еще в 1906 году с цифрами в руках объяснял депутатам Государственной Думы, что даже если взять все эти земли и поделить на всех русских крестьян, то все равно не хватит, малоземелье сохранится и год от года будет возрастать.

Он разрабатывал программы переселения части жителей центральных губерний на восток, на освоение новых земель. Он вынашивал целый комплекс преобразований, которые, похоже, не нравились никому из тогдашних политиков, ни правым, ни левым. Революционные партии, включая кадетов, боялись, что разрешение этого коренного противоречия навсегда лишит их возможности прийти на волне смуты к власти. Помещики, заложившие свои владения и проигрывающие вырученные деньги в европейских казино, не желали уступать ни пяди (и потеряли в конце концов все!). Чиновная братия не сознавала всей серьезности угрозы. Окружение царя видело в премьере-реформаторе не спасителя страны, а только зарвавшегося карьериста (каковым Столыпин никогда не был). И после смерти Петра Аркадьевича в 1911 году уже никто не пытался решать главную проблему России, которая все нарастала, пока не вылилась в погромы усадеб и в революцию, в которой главной ударной силой был солдат — крестьянин, одетый в шинель.

Дележ помещичьих земель и убыль населения из-за двух кровопролитных войн на время сняли остроту проблемы. Однако уже к концу 20-х годов выяснилось, что сельскохозяйственных продуктов и сырья для растущей промышленности не хватает. Легко было демагогам заявлять: «Землю — крестьянам!». А дальше-то что? Международная обстановка вынуждала власть, теперь уже советскую, форсировать индустриализацию страны. А за счет чего это делать? Ограбили церкви — на содранное с окладов икон золото купили за границей станки. Но этого явно недостаточно. Надо кормить рабочих, брошенных на строительство промышленных гигантов, для которых покупалось это заграничное оборудование. А чем кормить-то? И вот в недрах молодой партийной бюрократии рождается решение — окончательное, которое обжалованию не подлежит — отобрать у крестьянства его продукцию, так как все равно не на что у него купить. Тем более, что из-за возрастания сельского населения никто ничего продавать на сторону не особенно и хочет (зачем продавать? Самим сгодится!).

И тогда XV съезд ВКП(б) (проходил со 2 по 19 декабря 1927 года) выработал программу коллективизации сельского хозяйства. Партия отдала приказ — шестеренки отлаженного к этому времени бюрократического механизма сцепляются и начинают перемалывать судьбы миллионов крестьян, нисколько не виновных в том, что за послереволюционное десятилетие народились миллионами на просторах своей Родины, трудились, не разгибаясь, и хотели есть, хотели жить.

А в ноябре 1929 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), провозгласивший курс на ускоренную коллективизацию. Решено было не допускать «проникновения» кулаков в колхозы, то есть исключить из производственной сферы наиболее умелых, трудолюбивых крестьян (об их последующем физическом уничтожении вслух еще не говорилось). Одновременно было заявлено, что ранее обещанная помощь государства создаваемым колхозам – на чем во многом строилась агитация за вступление в коллективные хозяйства – будет оказана в гораздо меньших объемах «из-за недостатка средств».

Пленум также постановил создать новый административный орган, который бы стал ударной силой в проведении коллективизации, – наркомат земледелия. Во главе его был поставлен бывший заведующий агитпропом ЦК Я.А. Яковлев (Эпштейн), почему-то слывший в партийных кругах знатоком крестьянской психологии. И еще в деревню было решено послать из крупных городов 25 тысяч рабочих-коммунистов, считавшихся носителями передового пролетарского мировоззрения, – как пособников партии в сокрушении традиционной крестьянской России. Участников этой кампании стали называть «двадцатипятитысячниками». Часть из них прижилась в деревне, став, как правило, председателями колхозов, а для многих из них это стало лишь этапом в дальнейшем продвижении по ступеням партийной карьеры.

Официальный курс, который привел к массовой трагедии, сформулирован в следующих документах:

Иосиф Сталин. Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения.

Иосиф Сталин. К вопросам аграрной политики в СССР

Иосиф Сталин. К вопросу о политике ликвидации кулачества, как класса

Иосиф Сталин. Речь на первом съезде колхозников-ударников

О том, какой коллективизацию увидели сами крестьяне, вы узнаете ниже, из воспоминаний очевидцев.

Вячеслав Румянцев


Коллективизация: свидетельства очевидцев

Рейник Елена Малофеевна родилась в 1904 г. в д. Мояны Яшкинского района Кемеровской области. Живет в п. Яшкино. Рассказ записал правнук Тризна Евгений в марте 1999 г.

Скопенко Варвара Петровна родилась в 1905 г. на украинском хуторе Черниговской области. Рассказ записала правнучка Шайдирова Надежда в ноябре 1999 г.

Михайлова Анастасия Захаровна родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Живет в д. Балахоновке Кемеровской области. Беседу вела Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»).

Ярокалова Евдокия Никифоровна родилась в 1906 г. в д. Холуи Кировской области. Живет в Мысках Кемеровской области. Рассказ записан Ковалевым Максимом в марте 1999 г.

Панкратов Алексей Федорович родился в 1907 г. в Тамбовской губернии, переехал в д. Покровку Кемеровской области. Рассказ записывался Берестовой Натальей со слов его сына Юрия Алексеевича в декабре 1999 г.

Баландина Любовь Васильевна родилась в 1908 г. в с. Николаевка Кемеровской обл. Живет там же. Рассказ записала её правнучка Машукова Ольга в марте 1997 г.

Изотова Дарья Максимовна родилась в 1909 г. в Минске. Живет в с. Елыкаево Кемеровской области. Рассказ записала Павлова Наталья в марте 1997 г.

Абросимова Матрена Спиридоновна родилась в 1909 в д. Усть-Кум Новосибирской обл. Живет в Кемерово. Рассказ записала Павлова Светлана в декабре 1999 г.

Романова О.И. родилась в 1909 г. Рассказ записала Чуднова Анна в октябре 1999 г.

Рубцов Дмитрий Ермолаевич родился в 1910 г. в д. Лебеди Промышленновского района Кемеровской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Костюкова Марина в феврале 2000 г.

Федоськина (Петрова) Мария Филипповна родилась в 1910 г. в Чебуле Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала Бессонова Виктория в сентябре 1999 г.

Ретунская (Зубкова) Мария Дмитриевна родилась в 1910 г. в с. Усть-Волчиха Алтайского края. Живет в д. Тутуяс Мысковского района Кемеровской области. Рассказ записала Полузятько Яна в декабре 1999 г.

Благовещенская (Позднякова) Мария Гавриловна родилась в 1910 году в с. Грязное Курской области. Живет Кемерово. Рассказ записала правнучка Благовещенская Ольга в марте 2000 г.

Марьина Настасья Федосеевна родилась в 1912 г. в д. Балахоновка Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»).

Варвара Ивановна N (фамилию просила не называть) родилась в Алтайском крае ещё до первой мировой войны. Точную дату не помнит, а в паспорте проставлена, по её словам, неправильная дата — 1914 г. Живет в Кемерово. Рассказ записала Филонова Светлана в январе 2000 г.

Дарья Михайловна N (фамилию просила не называть) родилась в 1912 г. в д. Верхотомке Щегловского района. Живет там же. Рассказ записал Васильев Максим в октябре 1999 г.

Соломатова Мария Кирилловна родилась в 1914 г. в д. Подъяково Кемеровской области, Жиганова Наталья Федоровна родилась в 1917 г. в д. Подъяково. Живут там же. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Князева (Тюпина) Вера Михайловна родилась в 1914 г. В 20-е годы семья переехала в д. Итыкус Промышленновского района Кемеровской области. Живет в п. Абышево Рассказ записала Тюпина Ольга в октябре 1999 г.

Мальцева Федосия Сергеевна родилась в 1914 г. в д. Ярхи Новосибирской области. Проживает в г. Кемерово. Рассказ записал Московский Евгений в марте 2000 г.

Климовы (мать и дочь) родились и выросли в д. Барановке. Живут там же. Таисья Антоновна родилась в 1914 г., Валентина Дорофеевна — в 1936 г. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Дмитриева Нина Дмитриевна родилась в 1914 г. в д. Синяево Новосибирской области. Живет в Прокопьевске Кемеровской области. Рассказ записал Минор Дмитрий в январе 2000 г.

Мария Михайловна N (фамилию просила не называть) родилась в 1914 г. в селе Курс-Смоленка Чебулинского района Кемеровской области. Рассказ записал Тарасун Максим в ноябре 1999 г.

Иванов Иван Иванович (псевдоним) родился в 1915 г. поселке близ Кишинёва. Рассказ записал собственноручно в марте 1999 г.

Марковская Вера Григорьевна родилась в р. 1915 в д. Карбелкино Промышленновского района Кемеровской области. Живет в Белово. Рассказ записал правнук Марковский Александр в ноябре 1999 г.

Ленцева Мария Наумовна родилась в 1915 г. в д. Подъяково, Жук Ольга Григорьевна родилась в 1916 г. в Белоруссии. Живут в п. Щегловском Кемеровской области. Беседу записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Кузьмина Анна Васильевна родилась в 1916 г. д. Свидировке Тяжинского района Кемеровской области. Живет в с. Сандайское Тяжинского района. Рассказ записала Кулемина Наталья в декабре 1999 г.

Мария Александровна N (фамилию просила не называть) родилась в 1916 г. в с. Красный бор Ижморского района Кемеровской области. Рассказ записала Циммерман Оксана в марте 2000 г.

Чечевский Николай Остапович и Чечевская (Боброва) Ефрасинья Федоровна родились в 1917 г. Живут в п. Щегловском Кемеровской области. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Петрова Татьяна Петровна родилась в 1916 г. в Калининской области. В годы коллективизации переехала в п. Усяты Кемеровской области. Живет в Прокопьевске. Рассказ записала внучка Долгих Татьяна в марте 1998 г.

Сердюк Федор Иванович родился на Волге в 1917 г. Рассказ записала правнучка Бауэр Татьяна в октябре 1999 г.

Валова Елизавета Васильевна родилась в 1917 г. в д. Андреевка Кемеровской области. Проживает в г. Березовском. Рассказ записала Пикунова Наталья в ноябре 1999 г.

Мазурина Матрена Тимофеевна родилась в 1917 г. в д. Демидово-Карповка Мариинского района Кемеровской области. Живет в д. Сокольники. Рассказ записала Луконина Светлана в декабре 1999 г.

Захарова Любовь Григорьевна родилась в 1917 г. в селе Луговом Алтайский края. Живет в г. Прокопьевске. Рассказ записала Силина Наталья в ноябре 1999 г.

Ляшенко Полина Степановна родилась в 1918 г. в с. Васильки на Украине. Рассказ записала внучка Курбатова Евгения в марте 1999 г.

Дубровская Анна Александровна родилась в 1918 г. в д. Барановке Щегловского района Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Федорина Александра Константиновна родилась в 1918 г. в д. Абышево Кемеровской области. Проживает там же. Рассказ записан Тюпиной Ольгой в ноябре 1999 г.

Бабушка Аня N (фамилию и деревню просила не называть) родилась в 1918 г. в Тисульском районе Кемеровской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Касьянова Екатерина в декабре 1998 г.

Лапина (Маслова) Федосия Кузьминична родилась в 1918 г. в селе Яя-Борик Яйского района Кемеровской области. Живет в поселке Яя. Рассказ записала Бойко Наталья в ноябре 1999 г.

Шишков Иван Алексеевич родился в 1918 г. в деревне, которая, по его словам, стала называться колхозом «Красное знамя» (название кузбасской деревни не стал уточнять). Рассказ записан внуком Шишковым Дмитрием в октябре 1999 г.

Щербинин Иван Андреевич родился в 1919 г. в д. Сутуновка Щегловского района Кемеровской области, Щербинина Екатерина Павловна родилась в 1928 г. Живут в д. Подъяково. Рассказ записала в августе 1999 г. Лопатина Наталия

Носков Николай Пантелеймонович родился в 1919 г в д. Носково Вятской губеорнии, Носкова Татьяна Алексеевна родилась в 1924 г. в Подонино Промышленновского района. Живут в Балахоновке. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Колокольцова Анна Вячеславовна родилась в 1919 г. в д. Подъяково Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Трофимова Екатерина Федотовна родилась в 1919 г. в д. Новопестери Кемеровской области. Живет в г. Белово. Рассказ записала Корнева Ксения в феврале 2000 г.

Ларюшкина Евдокия Фоминична родилась в 1919 г. в д. Какуй Топкинского района Кемеровской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Свалова Анна в ноябре 1999 г.

Свинцов Максим Петрович родился в 1920 г. в деревне под Киевом, Нина Александровна родилась в 1923 г. в д. Ачичат Чебулинского района. Живут в д. Подъяково. Рассказ записал Нартов Андрей в ноябре 1999 г.

Бычкова Евдокия Яковлевна родилась в 1920 г. в д. Лебеди Промышленновского района Кемеровской области. Проживает в с. Березово. Рассказ записала Садова Анна в ноябре 1999 г.

Машковский Николай Федосеевич родился в 1921 г. в д. Балахоновке Щегловского района. Живет там же. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Шипицин Илья Николаевич родился в 1921 г. в д. Барановке Кемеровской области, Шипицина Анна Степановна родилась в 1921 г. в Белоруссии. Живут в Подъяково. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Мария Ивановна N родилась в 1921 г. в г. Щегловске. Рассказ записала Розенберг Ирина в марте 1996 г. 

Киш (Петренко) Зоя Максимовна родилась в 1921 г. в д. Новопокровке под Итатом Кемеровской области. Живет в п. Итат. Рассказ записал внук Фролов Андрей в октябре 1999 г.

Щербинин Егор Андреевич родился в 1922 г. в д. Сутункин лог Щегловского района Кемеровской области, Щербинина Анна Фатеевна родилась в 1922 г. в Павлодаре. Живут в поселке Щегловский. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Распопова (Аксенова) Евдокия Павловна родилась в 1922 г. в селе Ариничево Ленинск-Кузнецкого района. Живет в Абышево. Рассказ записала Тюпина Наталья в ноябре 1999 г.

Баянова Евдокия Владимировна родилась в 1923 г. в д. Подъяково Щегловского района Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Голубева Анна Антоновна родилась в 1922 г. в д. Карабинке на Алтае. В 1927 г. перехали в д. Чешник Таштагольского района Кемеровской области. Живет в п. Кузедеево. Рассказ записала Клокова Наталья в октябре 1999 г.

Масякин Николай Данилович родился в 1922 г. в с. Ступишино Тяжинского района Кемеровской области. Рассказ записала внучка Масякина Юлия в ноябре 1999 г.

Мищенкова Татьяна Дмитриевна родилась в 1922 г. в д. Ивановке Новосибирской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Дроздовская Елизавета в январе 2000 г.

Мартыненко (Леонтьева) Мария Георгиевна родилась в 1923 г. в д. Кармановка Новосибирской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Огурецкая Ольга в январе 2000 г.

Бодрова (Голева) Зоя Андреевна родилась в 1923 г. Живет в д. Черемушки Кемеровского района. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Чернышева Анна Спиридоновна родилась в 1924 г. на Урале. Живет в д. Балахоновке Кемеровской области. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Атучина Анастасия Тимофеевна родилась в 1924 г. в д. Верхний Калтан Кузедеевского района. Рассказ записала её внучка Колбина Светлана в апреле 1996 г.

Сметанникова Мария Порфирьевна родилась в 1924 г. в д. Улус Беловского района Кемеровской области. Живет в Белово. Рассказ записал Кривоносов Петр в ноябре 1999 г.

Бабушка Поля N родилась в 1924 г. на Украине. Живет в Междуреченске. Рассказ Бакиров Роман в марте 1998 г.

Валентина Алексеевна N (фамилию просила не указывать) родилась в 1924 г. в д. Осиновая грива недалеко от г. Щегловска. Живет в Кемерово. Рассказ записала её внучка Дубровская Юлия в ноябре 1998 г.

Жубин Яков Михеевич родился в 1925 г. в д. Березово Промышленновского района Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала внучка Сосновских Светлана в апреле 1998 г.

Семибратова Анна Андреевна родилась в 1925 г в селе Рохмановка Пензенской области. Рассказ записал Бугаенко Борис в марте 1998 г.

Кузьмина Зинаида Петровна родилась в 1925 г. в Алтайском крае. Рассказ записал Байгушев Станислав в ноябре 1999 г.

Шарапова Мария Федоровна родилась в 1925 г. в с. Чайинка в Новосибирской области. Живет в Барабинске. Рассказ записал Воронкин Михаил в марте 1997 г.

Гладышева Мария Кузьминична родилась в 1926 г. в с. Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. Живет в Ленинск-Кузнецке. Рассказ записала внучка Гладышева Елена в марте 1999 г.

Сарасова (Потапкина) Антонина Андреевна родилась в 1926 г. в д. Зарубино Топкинского района Кемеровской области. Живет в п. Раздолье того же района. Рассказ записала Спиркина Светлана в ноябре 1999 г.

Коробецкая (Панова) Екатерина Павловна родилась в 1926 г. в с. Жуланиха Алтайского края. Живет в Кемерово. Рассказ записал Качко Валерий в январе 2000 г.

Мазуров Александр Александрович родился в 1927 г. с. Селиверстово Алтайского края. Рассказ записал собственноручно в ноябре 1999 г.

Гришина (Гусева) Ульяна Григорьевна родилась в 1927 г. в д. Шестаково Курганской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Венедиктова Екатерина в декабре 1999 г.

Королева Мария Федоровна родилась в 1927 г. в Тамбовской обл. Рассказ записал Лунегов Евгений в октябре 1998 г.

Чумакова (Торгунакова) Елизавета Михайловна родилась в 1927 г. С 1949 г. живет в Кемерово. Рассказ записала внучка Князева Наталья в апреле 1996 г.

Бабикова Ксения Даниловна родилась в 1928 г. в Барановке Щегловского района. Живет там же. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Васильева Валентина Петровна родилась в деревне под Омском в 1928 г. Живет в Подъяково. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Никиточкин Анатолий Иванович и Никиточкина (Сысоренко) Мария Владимировна родились в 1928 г. Живут в п. Щегловском. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г.

Яковлева (Нефедова) Антонина Петровна родилась в 1928 г. в д. Пермяки Беловского района Кемеровской области. Живет в Белово. Рассказ записал Болотов Константин в марте 2000 г.

Федорова Мария Григорьевна родилась в 1928 г. в д. Второй Новониколаевке Новосибирской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала Монгуш Саяна в ноябре 1997 г., опросив случайную бабушку на овощном базаре.

Кухта Алексей Дмитриевич родился в 1929 г. в д. Кайлыцк Тайгинского района Кемеровской области. Живет в г.Тайге. Рассказ записал внук Кухта

Дьякова (Хахалина) Анна Александровна родилась в 1930 г. в селе Поморцево Беловского района Кемеровской области. Живет в п. Промышленном. Рассказ записала внучка Дьякова Анастасия в январе 2000 г.

Быкова Анна Гавриловна родилась в 1931 г. в д. Симоново Топкинского р-на Кемеровской области. О коллективизации знает по рассказам своих родителей (Шумило Ефросиньи 1898-1988 гг. , Шумило Гавриила) и особенно свекрови, которая «очень любила рассказывать о своей жизни». Записала внучка Быкова Светлана в октябре 1999 г.

Зайцева Екатерина Афанасьевна родилась в 1934 г. в Мариинске Кемеровской области. Живет в Кемерово. Рассказ записала внучка Оорджак Аида в апреле 1998 г.

Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина. Коллективизация как национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы. Москва, 2001 г. (Использована электронная версия с адреса http://www.auditorium.ru/books/477/index.html)


Далее читайте:

Россия в 20-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1929 года (хронологическая таблица).

Иосиф Сталин. Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения.

Иосиф Сталин. К вопросам аграрной политики в СССР

Иосиф Сталин. К вопросу о политике ликвидации кулачества, как класса

Иосиф Сталин. Речь на первом съезде колхозников-ударников

Яковлев А. И. Воспоминания. Рукопись.1983 год. Черевковский филиал Красноборского историко-мемориального и художественного музея Архангельской области. Подготовка и комментарии   В.И. Щипин.16 декабря 2006 года. XI. Коллективизация сельского хозяйства.

Веселов В.Р., Журавлев А.М. Провинциальная интеллигенция и власть в условиях массовой коллективизации российской деревни. II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 — 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

Аксёненко С.И. Была ли альтернатива коллективизации?

Башлачёв В.А. Русское крестьянство в зеркале демографии. — М.: Издательство: Традиция, 2011 — Стр.: 328

 

 

Указатели | Памятные даты | 1 февраля 1930 г.

Указатели | Памятные даты | 1 февраля 1930 г. — постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»

Главная Указатели Памятные даты 1 февраля 1930 г. — постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»

Указатели позволяют вам просмотреть какие типы метаданных присутствуют в коллекции, какие значения они принимают, а также сколько и какие именно публикации отмечены этими значениями.

Указатели

  • Новые поступления (58)
  • Исторический период (29)
  • Тематические коллекции (186)
  • Тематика (2192)
  • Именные коллекции (17)
  • Имена (44157)
  • Коллекции по странам (89)
  • География (16427)
  • Памятные даты (267)
  • Тип материала (9)
  • Автор документа (82005)
  • Название документа (270512)
  • Название (для иллюстраций) (245)
  • Дата документа (437)
  • Шифр (197435)
  • Архив (1365)
  • Сведения о публикации (61224)
  • Даты (745)
  • Организации (74981)
  • Социум (9826)
  • Статус (10277)
  • Издания (1701)
  • Форум (7711)
  • Виды документов (4162)
  • Источник документа (1426)
  • Составитель записи (1310)
  • Автор издания (40)
  • Название издания (1341)
  • Место издания (107)
  • Издательство (416)
  • Год издания (137)
  • Серия (74)

Памятные даты: 1 февраля 1930 г.

— постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» (7)
  • Докладная записка ВНИИЭСХ секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву о ходе коллективизации. 29 ноября 1935 г.

  • Из протокола № 118 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросам коллективизации и раскулачивания. О коллективизации в Чечне и Узбекистане. 25 февраля 1930 г.

  • Материалы комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством наркома земледелия СССР Я.А. Яковлева по подготовке проекта постановления ЦК ВКП(б) о темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. Телеграмма И.В. Сталина …

  • Материалы совещания в ЦК ВКП(б) по вопросам коллективизации. Из сообщения П.П. Постышева по вопросам коллективизации. 2 июля 1934 г.

  • Справка ИНФО ОГПУ о противодействии кулачества коллективизации на Украине. По материалам на 20 января 1930 г. Конец января 1930 г.

  • Справка Информационного отдела ОГПУ о перегибах и искривлениях в ходе раскулачивания и коллективизации и антисоветских выступлениях в ЦЧО по материалам с 1 января по 18 марта 1930 г. Не ранее 18 марта 1930 г.

  • Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927—1939. В 5 т.

Внедрению коллективного хозяйственного строя

Голодомору предшествовала политика коллективизации , которая заключалась в насильственном насаждении коллективного хозяйственного строя государственной формы. Привыкшие к частной собственности украинские крестьяне не восприняли новый строй. Поэтому введение коллективизации сопровождалось принуждением крестьян к вступлению в колхозы, террором, арестами и депортациями инакомыслящих, которых советская пропаганда клеймила «кулаками», «буржуазными националистами». Режим объявил войну этим людям и уничтожил их физически.

 

До коллективизации в 1929 г. крупным производителем сельскохозяйственной продукции были индивидуальные хозяйства. Крестьяне имели монополию на производство зерновых культур (лен, конопля, хмель, сахарная свекла), продуктов животноводства. Действия советской власти в виде обложения дворов, штрафов, экспроприации, уничтожения зажиточных дворов привели к так называемой «хлебной проблеме», как рецессии.

За счет коллективизации советское правительство планировало решить ряд важнейших для себя вопросов: обеспечение свободы действий сельскохозяйственного населения, предотвращение движения национального сопротивления, решение «хлебного вопроса» путем ликвидации 5,2 млн. ферм и создания на их базе 25 тысяч колхозов.

 

Режим начал классовую борьбу, разделив крестьянство на классы: бедноту, середню и кулачество. Последними из этой классификации были богатые хозяева и враги. В мае 1929 г. Совет Народных Комиссаров представил формальное определение кулацкого хозяйства, которое в этом хозяйстве регулярно использовало наемный труд, либо имело мельницу, молочную ферму, арендованные сельскохозяйственные машины и помещения; родственники занимались коммерческой деятельностью или ростовщичеством или имели иной нетрудовой доход, особенно от принадлежности к духовенству.

Согласно этим определениям почти каждый фермер может быть наказан. Штамп «прокулак», то есть крестьянин, не имевший своего хозяйства, но отказывавшийся вступать в колхоз, как-то демонстрировал нелояльность правительству. Расплывчатость понятий «кулак» и тем более «прокулак» расширила категорию потерпевших.

 

Одним из способов разжигания классовой борьбы в деревне была конфискация зерна у «кулаков» и раздача 25% его беднякам и наемным рабочим. 27 декабря 1929 декабря Сталин провозгласил целью ликвидации «кулачества как класса» . 30 января 1930 г. был издан секретный декрет «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», предусматривавший массовые аресты, грабежи и депортацию крестьянских семей. По указу в СССР раскулачиванию подвергалось 3-5% дворов. По разрядам устанавливались наказания для «кулаков», первый разряд считался наиболее опасным, так как зарегистрирован ОГПУ «за повстанческие организации», заключенные в концлагеря; вторую категорию кулаков сослали в Северный край, Сибирь, на Урал и в Казахстан; кулаки третьей части были раскулачены и выселены в пределах района проживания.

Списки «кулацких хозяйств» на выселение, составленные райисполкомом на основании решений собрания крестьян, батраков и бедноты. Конфискация имущества осуществляется специальным уполномоченным с участием председателей сельсоветов колхозов и маргинальных групп. Конфискованное имущество (имеется в виду производство, недвижимость, земля, жилые квартиры) передано в хозяйства, а изъятые книги и сберегательные бумаги – в НКФ.

 

Согласно этому указу в СССР в конце 1930 на местах 550 партийных работников районного уровня были назначены для ликвидации кулацких хозяйств. В экспроприации имущества у зажиточных владельцев активно участвовали также прикомандированные в деревню рабочие и сельские активы. Однако количество активов в общей массе было невелико. Важную роль в подготовке и проведении репрессивных мероприятий против «кулаков» сыграло ОГПУ.

Общие сведения о выселении украинцев при депортациях и высылках на сегодняшний день учеными пока не установлены. В период с 1928 к концу 1931 г. из хозяйств уменьшилось на 352 тыс. (свыше 1,6 млн человек) .

Правительство требовало, чтобы даже в небольших деревнях были тюрьмы (до революции они существовали только в районных центрах). Эти тюрьмы были выбраны не только из-за страха перед крестьянами, которые выражали недовольство или голосовали против сельского коллективного собрания. Сопротивление коллективизации часто принимало более насильственные формы. В 1929 – 1930 годах были предприняты огромные усилия, чтобы предотвратить владение крестьянами оружием. Указы 19№ 26, 1928 и 1929 гг. ввели обязательную регистрацию охотничьего оружия. В августе 1930 г. в результате небольшого мятежа стало ясно, что постановление не выполнено, было приказано «провести большие обыски». Из зарегистрированных ОГПУ в 1930 г. в Украине произошло 13754 (2,5 млн. членов) крестьянских волнений, бунта и восстания 4098 (более 1 млн. участников).  Некоторые из них носили политический характер: участники провозгласили лозунги «Уходи, Советская власть!», «Да здравствует независимая Украина!» И пел «Украина не погибла…»

 

Поскольку сопротивление населения разворачивалось с силой, с такой же силой и репрессиями осуществлялась политика коллективизации, провал которой в Украине в марте 1930 г. осознал Сталин. Тогда власть отказалась от принудительной коллективизации, чтобы перегруппировать свои силы для скорейшего наступления (задержания и депортации продолжались во время Голодомора).

 

Украинцы массово вышли из хуторов, но в хуторах осталось около 3 млн дворов. В Первом колхозном году Украина выполнила план заготовок благодаря благоприятным погодным условиям в 1930 и хороший урожай. Но крестьян лишили простых запасов, которыми они традиционно зарабатывали на жизнь.

 

В 1931 г. крестьян игнорировали, а политика утвердила сверхплан заготовок, выполнение которого сопровождалось конфискацией максимального количества зерна у колхозников и единоличников. Вследствие этого во многих местах началась голодовка. Советское руководство знало о положении украинских крестьян, но не прекращало грабительских закупок зерна. В начале 1932 ЦК ВКП(б) большевики потребовали хлеба. С этого периода советская власть начала искусственно создавать украинцам условия жизни, рассчитанные на частичное уничтожение нации – год Голодомора.

Фермеры сдают зерно государству в селе Ильинцы Винницкого района. 1929

Среди подсудимых — депутаты Якушинецкого сельского совета Винницкого района, которых обвиняют в искажении курса партии на коллективизацию. 1931

Сдача хлеба государству фермерами Барышевского района Киевской области. Барышевский р-н, 1930 г. -ЦДКФФА Украины им. Пшеничный. 0-98415.

Крестьяне передают сельскохозяйственную технику колхозу имени 13-летия Октября. село Крушельцы Винницкой области, 1931 г. — ЦДКФФА Украины им. Пшеничный. 0-146222

Опрос сельского кулака Одесской области. Одесская область, 1929 г. — Х.С. Пшеничный ЦГКФФА Украины. 2-20255.

Встреча деревенских наемников. Одесская обл., 1929

Хлебозаготовительная комсомольская бригада с. Репродукция из альбома «Из истории комсомола Обухова». село Обухов Киевского района. 1930 г. — ЦДКФФА Украины им. Г.С. Пшеничный.2-80675.

Первый вал с зерном совхоза «Каховка» Херсонского района. Херсонская обл. , 1930 г. ЦДКФФА Украины им. Пшеничный. 2-125421.

Работники Сергеевского сельсовета у наглядной агитации семи колхозов. Донецкая область, 1930-1934

Агитация за вступление в колхозы село Мытница Васильковского района Киевской области. д. Мытница, 1929 г.

Допрос члена Комитета бедноты Аболмалова, обвиняемого в проведении кулацкой агитации среди крестьян д. Крамчанка Сумской области. Сумская область, 1929 г. — ЦДКФФА Украины им. Пшеничный.2-10287.

Большой скачок Китая вперед — Ассоциация азиатских исследований

Назад к результатам поиска

Загрузить PDF

С 1960 по 1962 год в Китае от голода умерло около тридцати миллионов человек, больше, чем от любого другого голода в истории человечества. Самое прискорбное, что эту катастрофу можно было в значительной степени предотвратить. Иронично названный «Большой скачок вперед» должен был стать захватывающей кульминацией программы Мао Цзэдуна по превращению Китая в коммунистический рай. В 1958 году председатель Мао начал радикальную кампанию, чтобы превзойти Великобританию, мать промышленной революции, и одновременно добиться коммунизма раньше Советского Союза. Но фанатичное стремление к достижению нереалистичных целей привело к повсеместному мошенничеству и запугиванию, кульминацией которых стал не рекордный объем производства, а голодная смерть примерно каждого двадцатого китайца.

Слишком немногие американцы знают об этой эпической катастрофе, и даже среди китайцев она не совсем понятна. В интересах информирования широкого круга читателей как о фактах, так и об уроках «большого скачка» в следующей статье описывается катастрофа, начиная с успешных централизованных реформ Китая в начале 1950-х годов; Последующее превращение Мао в параноидального деспота, когда он чистил критиков и воспитывал слепую, фанатичную преданность своей наивной политике; и как эта спираль в конечном итоге опустошила китайское население. Мы заканчиваем сравнением этого голода с другими и, наконец, уроком, который этот мучительный опыт преподносит в опасностях подавления критического, независимого мышления.

Мобилизация масс

Речь Мао Цзэдуна с вершины ворот Тяньаньмэнь 1 октября 1949 г., в которой было объявлено о создании Китайской Народной Республики (КНР), предвещала светлое коммунистическое будущее китайскому народу, пережившему десятилетия войн и безудержной инфляции. , и неправильное управление. В то время как предыдущее правительство Гоминьдана (ГМД) Чан Кай-ши опиралось на поддержку китайских элит, Мао проводил в национальном масштабе политику, которая сделала его популярным среди масс, включая снижение арендной платы и перераспределение земли фермерам в сельской местности. . Реорганизация китайского общества при Коммунистической партии Китая (КПК) потребовала разделения огромного населения Китая на отдельные группы, такие как крестьяне, помещики, рабочие, капиталисты и т.0086 danwei или рабочая единица. Эти меры служили механизмом государственного надзора за всем, от продовольственного пайка до жилья и брака, и в то же время обеспечивали выполнение государственных директив и мобилизацию на массовые политические кампании. Первоначально эти массовые кампании были нацелены на социальные пороки, такие как опиумная зависимость и проституция, и эффективно боролись с ними, но вскоре кампании были нацелены на врагов революции, а во время Корейской войны (1950–1953) партия побудила население защищать своего северокорейского союзника против возглавляемой США Организации Объединенных Наций. Эти успехи укрепили веру в партию и побудили китайское население поддержать радикальные программы, которые обещали поднять Китай с феодальной на социалистическую, а затем и на коммунистическую стадии социальной эволюции.

Несмотря на катастрофический советский эксперимент с коллективизацией и растущее недовольство населения Китая, внутренние и международные события укрепили решимость Мао продвинуться вперед со вторым пятилетним планом, также известным как «Большой скачок вперед».

Коллективизация

После войны в Корее китайское правительство целеустремленно обратилось к реализации социализма посредством внутреннего развития на двух фронтах — индустриализация в городах и коллективизация в деревне. Для этого китайцы смоделировали свой подход на основе пятилетних планов, используемых Советским Союзом с 1928 — трагическая ирония, учитывая, что принудительная коллективизация при Советах привела к голоду от шести до восьми миллионов человек. Тем не менее, первый пятилетний план Китая изначально имел большой успех благодаря инвестициям в государственные заводы, которые производили такие вещи, как тракторы, машины и химические удобрения с помощью советских плановиков. Плата за развитие городов поступала из сельской местности Китая, где проживало около 75 процентов населения и где государство начало коллективизацию сельского хозяйства. Хотя режим недавно конфисковал землю у помещиков и перераспределил ее среди фермеров, коллективизация теперь объединила землю и ресурсы для повышения эффективности. Обширные общественные поля гораздо больше подходили для механизированного земледелия, чем миллионы небольших семейных участков. Конечной целью коллективизации было уничтожение частной собственности, или коммунизма, с ожидаемым общим процветанием.

Коллективизация проходила поэтапно, сначала около десяти семей добровольно объединились в группы взаимопомощи (ВВП). На этом раннем этапе социализма каждая семья соглашалась делиться своим трудом, инструментами и тягловыми животными с другими членами команды, сохраняя при этом право собственности — отношения, которые исторически существовали в фермерских сообществах, но теперь были формализованы контрактом. Следующим шагом стало формирование кооперативов сельскохозяйственных производителей низкого уровня (АРС). Пять команд или пятьдесят домохозяйств составляли APC, и каждый вносил свои ресурсы, включая землю, в кооператив. Семьи сохраняли право собственности на свой земельный участок и получали компенсацию в зависимости от своего вклада земли и труда. Поскольку эти умеренные шаги к коллективизации оказались эффективными, к концу 1955 Мао перешел к следующему — и более спорному — этапу, объединив примерно пять кооперативов низшего уровня в кооперативы более высокого уровня, охватывающие около 250 домохозяйств каждый. Частная собственность как земля была упразднена; животные, инструменты или другие ресурсы стали собственностью кооператива; и труд стал единственным критерием для компенсации.

Пропагандистский плакат 1960 года с сайта chineseposters.net: «Развить
промышленное и сельскохозяйственное производство, осуществить одновременное развитие промышленности и сельского хозяйства. . ».
Источник: http://tiny.cc/ufphmw.

Первая пятилетка дала впечатляющие результаты. Общая экономика Китая росла почти на 9 процентов в год, при этом объем сельскохозяйственного производства увеличивался почти на 4 процента в год, а объем промышленного производства резко увеличивался до 19 процентов в год. Что еще более важно, ожидаемая продолжительность жизни в 1957 г. была на двадцать лет больше, чем в 1949 г., когда к власти пришли коммунисты. Несмотря на впечатляющую статистику промышленного производства, количество превалировало над качеством, а требования квот часто приводили к получению некачественной конечной продукции. Также сельские жители сопротивлялись конфискации частной собственности. Несмотря на катастрофический советский эксперимент с коллективизацией и растущее недовольство населения Китая, внутренние и международные события укрепили решимость Мао продвинуться вперед со вторым пятилетним планом, также известным как «Большой скачок».

Цветение сотни цветов

В начале 1956 года, когда первая пятилетка достигла своего апогея, партия, охваченная успехом, пригласила китайских интеллектуалов и общественность прокомментировать директиву, известную как Кампания «Сотня цветов». состязание идей с цветущими цветами. Первоначально не решаясь высказаться, сначала ученые, а затем литераторы, студенты и простые люди выступили с критикой политики партии. Это не только терпели, но и поощряли, пока два международных события не изменили открытость Мао. Первым было шокирующее осуждение Никиты Хрущева Сталина, его собственного предшественника, который умер тремя годами ранее. Нападки на сталинскую политику коллективизации и последующая десталинизация Советского Союза послужили предостережением для Мао, который обнаружил, что внутри КПК все больше борется с ним. Затем, вдохновленные критикой Сталина, 19 октября венгры восстали против Советского Союза.56. Москва жестоко подавила мятеж, и когда его соотечественники начали публичные нападки на него, Мао вернулся к советской тактике.

Антиправая кампания
Пропагандистский плакат с изображением небывалого урожая. Источник: http://tiny.cc/olphmw.

8 июня 1957 года партия объявила о существовании общенационального антикоммунистического заговора и предупредила, что примерно 5 процентов населения по-прежнему составляют «правые», то есть политические консерваторы, саботирующие революцию. В ответ местные кадры почувствовали себя обязанными определить, какие 5 процентов в их рядах были правыми. Полмиллиона или более были заклеймены ярлыком «правых», который навсегда вошел в их послужной список, разрушил их карьеру, сделал их социальными изгоями, а многих сослал в трудовые лагеря или довел до самоубийства. Их ярлыки или «кепки» не снимались до полной реабилитации в 1919 году.79, через три года после смерти Мао. В дополнение к исключению из общества наиболее образованных людей, Антиправая кампания отбила у китайцев охоту выражать какие-либо сомнения или критику и сделала их склонными даже к самой иррациональной и ошибочной политике, включая абсурдное представление о том, что экономическое развитие требует только идеологической корректности, не научная или техническая экспертиза.

Одним из самых печально известных нововведений Большого скачка стала промышленная революция в сельской местности. . .

Большой скачок

В 1958 году Мао Цзэдун начал второй пятилетний план, получивший название «Большой скачок вперед». Движение носило характерную для него веру в буколические массы Китая, освобожденные теперь от скептически настроенных интеллектуалов, в преодолении любых препятствий и достижении коммунистической утопии посредством единства, физического труда и чистой силы воли. На этом заключительном этапе коллективизации образовались коммуны, каждая из которых насчитывала около 5 500 дворов, что более чем в двадцать раз больше, чем в предыдущих кооперативах. Коммуны будут самодостаточны в сельском хозяйстве, промышленности, управлении, образовании и здравоохранении. Коммуна гарантировала каждому человеку установленный доход, независимо от трудовых взносов, но в духе дикого оптимизма, царившего в то время, большинство сельских китайцев всем сердцем бросились в «большой скачок». Фермеры работали на полях весь день, а иногда и до поздней ночи, практикуя эту практику, известную как «ловить луну и звезды», все время выкрикивая лозунги, чтобы поддержать свой энтузиазм. другие члены коммуны, спящие в самодельных сараях в полях. Кухни позволяли назначенному повару кормить всю коммуну из огромных горшков, которые иногда располагали в полях, чтобы не тратить время на дорогу. По сравнению с традиционным семейным питанием эта система предлагала более эффективное использование ресурсов и позволяла матерям работать вместе с мужчинами. По той же причине семьи помещали младенцев в общие ясли, в то время как престарелые и немощные проводили свои дни в «домах счастья». Все эти действия были рассчитаны на установление большего равенства, высвобождение рабочих и максимизацию производства.

Во время Великого скачка вперед миллионы печей на заднем дворе усеяли сельскую местность. Источник: http://tiny.cc/k9ohmw.

Несмотря на то, что было необходимо адекватное снабжение продовольствием, реальным мерилом развития была сталь. Представьте себе, если бы сотни миллионов фермеров Китая могли бы также внести свой вклад в промышленное развитие! Одно из самых печально известных нововведений «большого скачка» связано с промышленной революцией в сельской местности, когда фермеры построили миллионы печей на заднем дворе, а затем делили свое время между уходом за посевами и выплавкой стали. Сбор топлива для топки всех этих печей привел к потере не менее 10 % лесов Китая, а когда древесины стало не хватать, крестьяне стали сжигать свои двери, мебель и даже совершать набеги на кладбища в поисках гробов. чтобы выплавить, все жертвовали железные орудия, в том числе инструменты, посуду, воки, дверные ручки, лопаты, оконные рамы и другие предметы быта, в то время как дети рыли землю в поисках железных гвоздей и других обрезков. У фермеров, конечно, не было технического опыта в выплавке стали, но эти навыки все равно высмеивались как буржуазные и правые. Неудивительно, что кампания превратила практические предметы в бесполезные куски чугуна, годные только для забивания железнодорожных станций. Как свидетельство растущего несоответствия между реальностью и фарсом, Мао спрогнозировал, что к концу «большого скачка» в 1919 г.62, Китай станет ведущим мировым производителем стали со 100 миллионами тонн, превзойдя даже США4. Это будет увеличение на 2000 процентов за пять лет, что явно невозможно.

Пропагандистский плакат от сентября 1959 г.: «коммуна подобна гигантскому дракону, производство заметно внушает благоговейный трепет». Китайцы были убеждены, что коммуны принесли
чудесное процветание во время Великого скачка вперед, о чем свидетельствует изображение. Источник: http://tiny.cc/9uphmw.

В то же время, когда фермеры стали основой промышленного производства, городские кадры принимали командные решения относительно национального сельскохозяйственного производства с аналогичным эффектом. Они также устанавливали нереалистичные квоты, но также распространяли среди фермеров брошюры, предписывавшие использовать несколько урожаев, чрезмерный посев, глубокую вспашку и избыточное внесение удобрений. отверстие размером с плавательный бассейн и высыпать туда все свои семена в ожидании феноменального урожая, или разбить глиняные горшки и вкопать их в почву — даже если питательные вещества испарились.6 Невежество в центре было встречено фанатичная преданность видению Мао и острая конкуренция между коммунами — «если соседняя коммуна запланировала удвоение производства зерна, то наша коммуна, безусловно, может произвести втрое». И точно так же, как те, у кого была самая большая вера, были самыми «красными», любой, кто подвергал сомнению даже самые нереалистичные цели, становился правым. Вспоминая о последствиях антиправой кампании годом ранее, местные лидеры были вынуждены любой ценой выполнять смехотворные квоты на зерно или, что еще чаще, фальсифицировать свои отчеты. То ли из-за невежества, то ли из-за страха, высшие партийные чины, как правило, не подвергали сомнению преувеличенные цифры, и даже когда Мао действительно приезжал в сельскую местность для расследования, местные жители намеренно пересаживали посевы вдоль его пути, чтобы создать иллюзию невероятно высоких урожаев. Это «свидетельство» только поощряло полеты фантазии.

Гигантская тыква прошла по коммуне. Источник: http://tiny.cc/ydqhmw.

Когда власти некритически восприняли и обнародовали завышенные производственные показатели, «Большой скачок вперед» оказался впечатляющим успехом. Новый Китай Новости Агентство содержал рассказы и фотографии полей, которые стали настолько густыми, что могли выдержать вес детей, и огромных фруктов и овощей, таких как 132-фунтовая тыква и гигантская редька, проходящие через коммуну на грузовике или в паланкине.8 Принимая истории за чистую монету, выжившие вспоминают, как они объедались на соревнованиях по еде и пренебрегали своим урожаем, а коммунальные кухни выбрасывали остатки еды после каждого приема пищи. People’s Daily обсуждали, как Китаю поступить с новым излишком, и в конце концов государство увеличило экспорт зерна, заменило некоторые продовольственные культуры товарными культурами, такими как хлопок или чай, и повысило ставку налога, взимаемого с коммун, с 20 до 28 процентов, несмотря на то, что с 1958 по 1960 год общее производство зерна фактически упало на 30 процентов. 9

Лушаньская конференция

Все эти тенденции указывали на надвигающуюся катастрофу, так почему же никто не высказался? Когда катастрофа начала разворачиваться в 1959 августа партия провела саммит на горном курорте Лушань. Там Пэн Дэхуай, министр обороны и давний соратник Мао, в частном порядке вручил председателю рукописное письмо.

Пэн Дэхуай (слева): герой Корейской войны и министр обороны, (справа): под домашним арестом как обвиняемый правый. Источник: (слева) http://tiny.cc/h7k5mw, (справа) http://tiny.cc/f8k5mw.

В нем он сначала рассказал о своих успехах, но признался, что в таком беспрецедентном начинании, как Большой скачок вперед, ошибки были неизбежны из-за неопытности. Он предупреждал о преувеличениях, расточительности и фанатизме, но тщательно избегал обвинять кого-либо и даже намекал, что он и другие не последовали мудрым наставлениям Мао. Он пришел к выводу, что они должны учиться на своих ошибках, проведя «серьезный анализ»10. Несмотря на почтительную формулировку, Мао истолковал записку как личную атаку и созвал высшее партийное руководство, заставив присутствующих выбирать между ним и Пэном11. партия проголосовала за то, чтобы назвать Пэна правым, и остаток «большого скачка» он провел под домашним арестом. Как и в случае с антиправой кампанией, посыл был ясен: Мао не терпит критики, и «большой скачок» будет продолжаться.

Поскольку запасы продовольствия в сельской местности уменьшились, к лету 1960 года крестьяне начали массово умирать.

Китайская крестьянка и ребенок во время голода. Источник: кадр из документального фильма «Китай: век революции (1949–1976)», часть 2, на http://tiny.cc/zarhmw.
Голод

Голод стал широко распространенной проблемой с урожаем 1959 года. Правительство подняло ставку налога до 28 процентов, но поскольку местные лидеры завысили показатели производства, на которых основывались налоги, государство фактически присвоило гораздо более высокий процент своего зерна. Чем больше преувеличение, тем больше сумма взимаемых налогов; некоторые регионы отправляли практически весь свой урожай государству в качестве налога, не оставляя ничего, на что могли бы прожить фермеры, которые фактически выращивали продукты питания. Даже когда некоторые не выполняли свои налоговые обязательства, лидеры, которые фальсифицировали отчеты, отказывались признать ошибку, а в некоторых случаях даже обвиняли фермеров в сокрытии зерна, за что их преследовали, избивали и пытали их собственные соседи. В действительности присвоенное зерно оседало на государственных складах или попадало в города, где паек урезали (Мао якобы семь месяцев обходился без мяса). Среди городского населения росло недоедание, а вместе с ним и случаи отеков и других болезней, но городские жители жили сравнительно хорошо.

По мере того, как запасы продовольствия в сельской местности истощались, к лету 1960 года крестьяне стали массово умирать. прочь мух и крыс. Некоторые семьи прятали в доме останки родственников, чтобы живые могли забрать продовольственный паек умершего. Голод вынуждал голодающих добывать семена, траву, листья и кору деревьев, а когда даже этого становилось мало, они варили кожу или ели землю, чтобы наполнить желудок, даже если она разрушала пищеварительный тракт. Учитывая распространенность голода и обнаженные трупы, некоторые неизбежно обращались к каннибализму. Хотя это по большей части включало в себя уборку мусора, иногда людей — обычно детей — преднамеренно убивали ради еды.12 Это редко случалось в семье, но рассказывают истории о том, как жители деревень обменивали своих детей, чтобы не потреблять собственную плоть и кровь.13

Хотя слухи о голоде просачивались из Китая, западные ученые не имели представления о масштабах бедствия. В своем исследовании развития сельского хозяйства в Китае, которое включало «Большой скачок», гарвардский китаевед Дуайт Перкинс утверждал, что режим избежал катастрофы и что «немногие, если вообще вообще, голодали».14 Только после режима Мао демографы начали соедини картинку. Оценки смертности, непосредственно связанной с голодом, колеблются от минимум двадцати трех миллионов до пятидесяти пяти миллионов, хотя чаще всего приводится цифра в тридцать миллионов. юг и засуха на севере — возможно, усугубили проблему, погода стала удобным козлом отпущения, наряду с GMD и Советами. 16 Когда китайско-советские отношения ухудшились во время «большого скачка», советские советники были отозваны из Китая, а Советы призвали китайские долги, которые предположительно вызвали трудности. В некоторых случаях крестьяне обвиняли либо ГМД, либо местного деревенского вождя, но редко председателя Мао или Коммунистическую партию.17 Это до сих пор встречается в китайских учебниках и коллективной памяти.

Оценки смертей, непосредственно связанных с голодом, колеблются от минимум двадцати трех миллионов до целых пятидесяти пяти миллионов, хотя чаще всего приводится цифра в тридцать миллионов.

Заключение

Китайцы всегда сталкивались с голодом. Согласно одному исследованию, за свою долгую историю Китай пережил около 1828 крупных голодовок, но что отличает «Большой скачок вперед» от его предшественников, так это его причина, масштабы и постоянное сокрытие. В своем недавнем исследовании голода Кормак О Града предполагает, что исторически голод возник из-за природных явлений, иногда усугубляемых деятельностью человека. С другой стороны, современный голод вызван человеческими факторами, такими как войны или идеология, усугубляемыми природными условиями18. В этом смысле «Большой скачок вперед» выделяется как уникально современный. Хотя предыдущие голодоморы затронули разные регионы по разным причинам, «большой скачок» затронул каждую часть Китая, в некоторых местах хуже, чем в других, но впервые в истории Китая миграция в другой регион была запрещена и, вероятно, в любом случае бесполезна. Наиболее трагично то, что последующее удаление эксцессов «большого скачка» из истории и негласное табу, которое продолжает его окружать, помешало китайцам задуматься и извлечь уроки из этого события, даже несмотря на то, что за пределами Китая оно остается в значительной степени игнорируемым. Хотя, несомненно, из «Большого скачка вперед» можно извлечь много уроков, он, возможно, стоит прежде всего как свидетельство ценности независимого мышления и свободы слова. Худший голод современной эпохи мирного времени не случайно произошел при тоталитарных режимах, таких как Советский Союз в 1932–33, погибло около шести миллионов человек; «Большой скачок» в Китае в 1960–1962 гг. , когда погибло около тридцати миллионов человек; и Северная Корея в 1995 году, в результате которой, как и в случае Большого скачка, погибло около 5 процентов населения. С другой стороны, данные подтверждают, что «голод в значительной степени является исключением в демократиях», и предполагается, что общее снижение смертности от голода за последнее столетие связано с ростом демократии во всем мире, как с точки зрения относительного процветание и гуманитарная помощь.19Преимущества открытого, плюралистического общества, в котором терпимо относятся к критике политики и власти, являются ценным уроком для китайских или, если уж на то пошло, американских студентов.

Примечания

  1. Кейт Шоппа, Революция и его прошлый: Идентификации и Изменение в современном китайском языке и ED. (Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice Hall, 2010), 318.
  2. Китай: Век революции , Часть 2 , «Годы Мао», видео на YouTube, 114 минут, http://tiny. cc/zarhmw.
  3. Джудит Шапиро, Мао Война Против Природа (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001),
  4. Roderick MacFarquhar, The Origins of the Cultural Revolution, 2: The Great Leap Forward, 1958-1960 (New York: Columbia University Press, 1983), 90. Сегодня Китай действительно лидирует в производстве стали, но переход от нетто-импортера к экспортеру стали произошел только в 2004 г., почти через полвека после «большого скачка». См. «Специальный отчет: экономика Китая» 9.0086 The Economist 403, вып. 8786 (26 мая 2012 г.): 6.
  5. Юнг Чанг, Дикие Лебеди: Три Дочери Китая (Нью-Йорк: Touchstone, 2003), 225; Джаспер Беккер, Голодные Призраки (Нью-Йорк: The Free Press, 1996), 70–77.
  6. Из воспоминаний фермеров Китай: Век революции, часть 2 , «Годы Мао» и Питера Сейболта, Сбрасывание Император с коня (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1996), 52–58.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *