Московия, Киевская Русь и пропаганда. Путеводитель по историческим терминам | История | Общество
Как запретить и переименовать Россию
На рассмотрение Верховной Рады Украины вынесен закон, согласно которому госорганам предлагается запретить употреблять наименование Российской Федерации словом «Россия», заменяя его словом «Московия».
В записке к проекту закона говорится, что название «Русь» и производное от него «Россия» является общепризнанным названием нынешней Украины. Прежде чем украинские парламентарии окончательно отменят Россию, заменив её Московией, необходимо обратиться к истории вопроса.
Имя им русы
Существует масса достаточно противоречивых версий о происхождения названия «Русь», или «Рось».
Первое упоминание о «народе рос» встречается в Бертинских анналах, датируемых 839 годом. Некие люди, назвавшие себя росами, прибыли к византийскому императору Феофилу как послы для заключения дружеских отношений от имени своего предводителя. У императора Феофила сложилось мнение, что посланники выполняли скорее разведывательную, нежели дипломатическую миссию.
Согласно славянской версии, росами или русами называли племя восточных славян, жившее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и её притока Россавы. Впоследствии название стало распространяться и на другие объединения славянских племён в данном регионе.
«Повесть временных лет» утверждает, что государство Русь, включившее в свою территорию земли балтийских, финно-угорских и восточно-славянских племён, получило своё название от варягов. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли балтийские, финно-угорские и восточно-славянские племена под своими собственными названиями. Автор летописи, монах начала XII века Нестор, отмечает, что «от тех варяг прозвалася Русская земля».
Ещё одна версия гласит, что «россами» византийцы прозвали племена, совершавшие набеги на Константинополь. «Россы» означало «красные» или «рыжие» — название было дано за характерный цвет лиц воинов, которые обгорали под южным солнцем.
Согласно военной версии, изначально «русью» называлось воинское сословие славянских племён, проживавших в данном регионе. Затем название распространилось на весь народ.
Жители «Киевской Руси» не знали, что живут в ней
К X веку название «Русь» прочно закрепилось за новым государственным образованием, которое на пике своего могущества включало в себя земли от Галича и Перемышля на западе до Волги на востоке и от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге.
Единое Русское государство со столицей в Киеве просуществовало до середины XII века, когда начался период феодальной раздробленности с выделением отдельных княжеств.
Подобное явление переживали абсолютно все европейские державы, и процесс дробления вслед за этим сменялся новым объединением.
На русских землях события стали развиваться иначе в результате масштабного нашествия Батыя в 1237–1240 годах, в результате которого произошло окончательное разделение единого русского пространства.
Период развития русского государства в историографии имеет несколько названий: «Древнерусское государство», «Древняя Русь» и «Киевская Русь».
Термин «Киевская Русь» впервые появился в первой половине XIX века в работе историка Михаила Максимовича
Окончательно термин «Киевская Русь» утвердился в советский период благодаря работам историка Бориса Грекова. Сам академик Греков трактовал этот термин так: «Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».
Итак, Киевская Русь, или Древнерусское государство — это этап развития государственности единого народа, который включает в себя тех, кто сегодня именует себя русскими, украинцами и белорусами.
Подмена понятий, или Зачем полякам «Московия»
Объединительные процессы, которые начались на русских землях в XIV веке, а наиболее активно проходили в XV – начале XVI веков, имели свою особенность. Территории, на которых проживали люди, называвшие себя русскими, объединялись в двух государственных образованиях — Великом княжестве Московском и Великом княжестве Литовском.
К концу XV века русские территории под контролем литовских князей были больше, чем те, которые контролировали московские князья.
С конца XV века за объединением русских земель вокруг Московского княжества окончательно закрепляется термин «Русское государство», который принимается и иностранцами.
Однако одновременно с ним на рубеже XV–XVI веков появляется и термин «Московия».
Созданная в конце XIV века личная уния Великого княжества Литовского с Королевством Польским в 1569 году по Люблинской унии переросла в создание нового объединённого государства — Речи Посполитой.
В составе Речи Посполитой оказались обширные территории, некогда принадлежавшие Древнерусскому государству. Эти земли были населены людьми, называвшими себя русскими, говорившими на русском языке, но фактически находившимися внутри государственности поляков и литовцев. Между тем рядом с ними существовало и набирало силу независимое Русское государство, которое стремилось к объединению всех русских земель, существовавших до монгольского нашествия.
Идеологи Речи Посполитой первыми начали противопоставлять юго-западные русские земли, которые они именовали «Руссией», Русскому государству с центром в Москве, которое они именовали «Московией».
Пропаганда, заползшая в историю
В странах Западной Европы, не ориентировавшихся на информацию, поступающую из Речи Посполитой, существовало понимание, что термины «московиты» и «русские» фактически являются синонимами и не противопоставлены друг другу.
Французский путешественник XVII века Жак Маржерет писал, что «московитами» русские стали именоваться после обретения независимости от монгольского ига по главному городу государства — Москве. «Ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, то есть русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы», — писал Маржерет.
В русском языке термин «Московия» появился лишь в середине XVIII века как привнесённый и никогда не пользовался популярностью.
В Европе новая активная раскрутка термина «Московия» началась в середине XIX века и была вызвана политическим противостоянием и соперничеством великих держав, в первую очередь Франции и России. Во Франции, используя так называемый «польский вопрос», активно начали пропагандировать труды поляка Франциска Духинского. В них этот этнограф утверждал, что «московиты» не европейцы, а азиаты-туранцы, в отличие от поляков и «русинов» (украинцев и белорусов), которые вместе с другими европейскими народами являлись «арийцами». Соответственно, по Духинскому, «русины» — культурные земледельцы, а «московиты» — дикие кочевники-варвары, которые всегда угрожали цивилизованной Европе. По мнению Франциска Духинского, Европа должна была помочь созданию новой независимой Польши, включающей Украину и Белоруссию, чтобы та выступала форпостом цивилизации на пути «диких азиатских орд».
Украина
Термин восходит ко временам Древнерусского государства, когда «украиной» называли приграничные области Руси и русских княжеств.
Впервые «украина» упоминается в Ипатьевской летописи в связи со смертью в 1187 году в Переяславской земле князя Владимира Глебовича («о нём же украина много постона»), позднее — в летописях 1189 и 1213 годов (Галицко-Волынская летопись). Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского (Посульская линия), Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVI века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определённому региону с чёткими границами, в том числе и далеко за пределами территории современной Украины.
Термин «Украина» вплоть до XIX века не распространялся на территории Волыни, Подолья, Червонной Руси, то есть на западные земли Древнерусского государства, лишившиеся национальной государственности и находившиеся в составе сначала Литовского княжества, затем Речи Посполитой, а впоследствии Австро-Венгерской империи.
Люди, населявшие эти территории, продолжали именовать себя «русскими», что всерьёз беспокоило политиков Австро-Венгрии. В конце XIX – начале XX века в Австро-Венгерской империи реанимировали старые польские идеологические наработки, противопоставляющие две ветви русского народа.
Так родился современный украинский национализм, одним из плодов которого и является нынешняя идея украинских депутатов по переименованию России в «Московию».от Великого княжества Московского или от Киевской Руси? И если от Киевской Руси, то почему колыбель русского государства находится на территории другой страны?» — Яндекс Кью
История
Популярное
Сообщества
ПолитологияПолитикаРоссия
Анонимный вопрос
·
128,2 K
Ответить2УточнитьАлексей Панченко
История
11,0 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России. · 9 февр 2022
В такой формулировке вопрос относится не к истории, а к политическим дискуссиям вокруг идеи национального государства. Поиск начала государственности — это один из важнейших элементов конструирования нации, однако к исторической науке он не имеет никакого отношения. Но можно немного порассуждать.
Формулировка «русское государство» применимо только к очень краткому периоду истории, поскольку русские как этнос появляются только в XIV веке, а уже к XVII фактически разбиваются на несколько групп, довольно серьезно отличающихся друг от друга и идентифицирующих себя не как русских, а на основе либо конфессиональной (православные), либо территориальной («тутошние», «местные» и т.д.) идентичности. В реальности же русское государство просуществовало еще меньше: суверенитет оно обрело только в конце XV века, а в середине XVI из государства превратилось в империю. Предшественником империи было как раз Великое княжество Московское, но никак не то образование, что мы именуем «Киевская Русь».
Почему же вообще мы пытаемся возвести свои корни именно к Киевской (или даже Новгородской) Руси? Тут все очень просто — в свое время Великим князьям Московским (а позже царям) для обоснования легитимности своего правления и законности присоединения новых земель было необходимо подчеркивать династическую преемственность с Рюриком (а Василий III и Иван IV вообще возводили Рюрика к потомкам императора Августа). И вот этот нарратив так прочно вошел в историческое сознание, что в дальнейшем стало считаться само собой разумеющимся писать историю России, начиная с Рюрика. И появление идей нации и национализма на рубеже XVIII-XIX веков привело к тому, что эта точка зрения закрепилась уже в национальной историографии, ведь любая нация нуждается в долгой истории.
В этом плане интереснее было в советской историографии, которая принципиально отбрасывала идеи национализма. Было такое замечательное издание: «История СССР с древнейших времен». Так вот в нем речь шла не об истории династии или государственности, а об истории территории и населявших ее народов. И история СССР начиналась с каменного века, а первым государством на этой территории считалось Урарту, частично захватывающее в свое время территорию Армении. Если сейчас опираться на этот подход, то историю России, видимо, стоит начинать со Скифского царства. Мне, кстати, советский подход кажется более продуктивным — изучать не историю государств, а историю людей, живших на всей территории современной России, начиная с момента их появления здесь.
46,8 K
Илья Агафонов
9 февраля 2022
Вообще с этим нарративом про происхождение от Октавиана Августа есть пара расхожих заблуждений. Самое устойчивое… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Анатолий Демянюк
251
теория пассионарности, лингвистика и гаплогруппы · 9 февр 2022
В свете теории пассионарности Россия берёт начало из Волго-Окского очага этногенеза. Стечение ряда обстоятельств вывело Москву в центр консолидации государства и российского суперэтноса. Другой очаг этногенеза пришёлся на Малую Азию с эпицентром Конья и Сивас. Здесь сложился османский суперэтнос. Соответственно Киевская Русь и Империя Сельджуков это предыдущая эпоха… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Evgeny Norin
99
Публицист · 16 апр 2019
Государство, которое называлось «Киевская Русь», не существовало. Это уже довольно поздняя конструкция, появившаяся внутри исторического/литературного сообщества. На момент создания эта страна называлась просто Русь, и экономически она основывалась на пути «Из варяг в греки», который пролегал по территории нынешней России и Украины через Новгород и Киев, а политически -… Читать далее
Anatoly Pashkov
14 марта 2020
Да не было такого пути «Из варяг в греки»! Даже в 20 веке несколько раз по нему не могли чисто пройти для… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Артем Сорокин
7
Простой человек · 27 дек 2020
Думаю уже поздно, но всё же отвечу. Колыбель русского государства (вы скорее всего имеете ввиду Киевскую Русь) берёт своё начало не из Киева, а из Новгорода (По другим данным — Ладога), именно там сформировалась Русь. Киев захватил князь Олег в 882 году, перенеся столицу туда.
Комментировать ответ…Комментировать…
Константин Малинин
1,1 K
Человек как человек. Служил, работаю, дети, охота, спорт. · 8 апр
Русское государство берёт начало в двух городах: Итиле — столица Хазарского каганата, возникшего на оси «Шёлкового пути» от Каспия через Дон в Чёрное море и его дочернего «Днепровская линия» с хабами в Киеве и Новгороде и собственно Новгороде, который после падения Хазарского каганата сам построил новую «Волжскую торговую линию» с несколькими хабами в Ярославле, Москве… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
ВячеСлав
59
Люблю русский язык … и очень — математику, даже и не знаю, что больше. · 6 июл 2022
Русское государство берёт начало в Русском царстве. Вот неожиданно. Да? В составе Русского царства было и Московское княжество, и Литовское княжество, и ещё Тверское. Если правильно помню из школьных уроков истории. (Нормальной советской школы) А до того была в Киеве Русь, не Киевская, а просто Русь, ну или Земля Русская. Вернее Киев был в Русской земле, и одновременно… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Саблезубый Тигр
7
20 апр 2019
Киевской Руси. только Киевская Русь находится в основном на территории Белоруссии. Центрального Федельного Округа РФ и частично Северо-Западного Округа. Это конгломерат из десятка княжеств. фактически независимых друг от друга. под управлением одной династии. представители которой со временем решили что Киев имеет стратегическое значение. там будет сидеть главный… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
1924 DI CANIO
44
19 апр 2019
Однозначно с Новгорода и историческим танзитом Киева. Попробую объяснить. Можно до упора рассказывать про протоукраинцев, но ситуация заключается в том, что после захода на власть рюриковичей посредством отъёма власти у Аскольда и Дира, было сформирована вертикаль власти аж до княжения Ярослава Мудрого. После чего все родственники перецапались в борьбе за управление… Читать далее
Антон Колинько
22 апреля 2019
Великие князья Литовские, Русские и Жемайтские были поголовно православными (кроме Ягайла, который принял… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ17 апреля 2019
По сути с Ладоги , с места высадки отряда варягов решивших пойти в поход-набег с хитрым планом разбогатеть . Обычное дело для того времени . Двигались на кораблях по рекам, грабили славян и продавали в рабство. И так у них попёрло что они решили остаться , очень кстати на нынешние времена смахивает когда у власти оказывается бандитское ОПС а ля «тамбовские» и. .. Читать далее
Anatoly Pashkov
1 мая 2020
Прежде чем такое писать, надо пройти на морских судах по рекам того времени хотя бы до Новгорода, и желание писать… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Анонимный ответ16 апреля 2019
Попробую ответить предельно просто, пользуясь школьными знаниями. Из восточно — славянски племён (кривичи, древляне, поляне и др.), которые в IX веке обитали примерно на территориях от Карпат до верхней Волги и от Ладоги до северного причерноморья, образовались княжества. Спустя много столетий эти княжества историки стали называть — Киевская Русь. В процессе… Читать далее
Антон Колинько
16 апреля 2019
По Ипатьевской летописи Рюрик сначала княжил в Ладоге лишь 2 года спустя после смерти братьев срубил Новгород. В… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Киевская Русь и Московия при Рюриковичах
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/asianhistory/asianhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-277
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Содержание артикула
Показать сводные данные
- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190277727.013.277
- Опубликовано онлайн: 26 сентября 2018 г.
Резюме
90 011 Средневековое государство Киевская Русь сложилось в конце 10 века когда Владимир (Владимер), якобы потомок полулегендарного Рюрика, установил свою исключительную власть над славянами, финнами и балтами, населявшими речные системы, простирающиеся от южной оконечности Ладожского озера до Киева (Киева), и принял христианство с Византия для своего царства. Его потомки, известные под общим названием династия Рюриковичей, наблюдали за превращением Киевской Руси в сложную федерацию княжеств, населенную в основном оседлыми земледельцами, но также получавшую выгоду от городской торговли, связанной с широкими межконтинентальными торговыми сетями. Князья Рюриковичей неоднократно соперничали друг с другом, а также боролись со степными кочевниками, особенно с печенегами, половцами (кипчаками, половцами) и монголами, покорившими как кочевников причерноморских степей, так и русские княжества в 1237–1240 гг.В течение следующего столетия западные части Киевской Руси, расположенные на территории современной Украины, Белоруссии и России, были поглощены Польшей и Литвой. Его северными княжествами продолжали управлять их князья Рюриковичи под гегемонией ханов Золотой Орды, части Монгольской империи, более точно известной как улус Джучи. Когда Золотая Орда распалась в 15 веке, эти княжества объединились в Московию, предшественницу современной России. Московские правители расширили свои владения, захватив территории у Литвы, а в середине 16 в. присоединив к себе татарские ханства — Казанское и Астраханское, двух наследников Золотой Орды. К моменту окончания династического правления Рюриковичей в 159 г.8 Московия также подчинила себе Сибирское ханство, начав новую фазу развития, связанную с исследованием и присоединением Сибири и приведшую к ее превращению из региональной державы в обширную евразийскую империю.
Ключевые слова
- Крымское ханство
- Казанское ханство
- Астраханское ханство
- Золотая Орда
- Киевская Русь
- Средневековая Русь 900 04
- Монголы
- Московия
- Печенеги
- Половцы
- Династия Рюриковичей
Субъекты
- Политические
- Мировые/Глобальные/Транснациональные
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Подписка
Для доступа ко всем материалам требуется подписка
Образование | Определение, развитие, история, типы и факты
Маргарет Мид
См. все средства массовой информации
- Ключевые люди:
- Нина Отеро-Уоррен Мэми Тилль-Мобли Джилл Байден Сильвестр II Вальтер Гропиус
- Похожие темы:
- обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование высшее образование
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое образование?
Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.
Каким было образование в древних Афинах?
Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.
Как социальный класс влияет на получение образования?
Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.
Когда образование стало обязательным?
Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, подтверждается различными международными соглашениями, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.
Что такое альтернативные формы обучения?
С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, домашнее обучение и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.
Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?
Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.
Следует ли применять телесные наказания в начальной школе?
Широко обсуждается вопрос о том, следует ли применять телесные наказания в начальных учебных заведениях. Некоторые говорят, что это подходящая дисциплина для некоторых детей, если использовать ее в умеренных количествах, потому что она устанавливает четкие границы и мотивирует детей вести себя в школе. Другие говорят, что могут причинить долговременный физический и психический вред учащимся, создавая небезопасную и жестокую школьную среду. Чтобы узнать больше о дебатах о телесных наказаниях, посетите ProCon.org.
Следует ли вводить дресс-код и обеспечивать его соблюдение в образовательных учреждениях?
Вопрос о том, следует ли внедрять и применять дресс-код в образовательных учреждениях, является предметом горячих споров. Некоторые утверждают, что дресс-код обеспечивает приличия и серьезную профессиональную атмосферу, способствующую успеху, а также способствует безопасности. Другие утверждают, что дресс-код укрепляет расистские стандарты красоты и одежды и редко применяется единообразно, часто дискриминируя женщин и маргинализированные группы. Чтобы узнать больше о дебатах о дресс-коде, посетите ProCon.org.
образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).
(Прочитайте эссе Арне Дункана из Британики на тему «Образование: великий уравнитель»).
Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.
По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится все менее связанным с повседневной жизнью, все менее вопросом показа и изучения в контексте повседневного мира, и все более абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.
Основы денег для детей: 5 навыков, которым можно научить их сейчас
В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновил получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. обучение; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных областях специализации см. в историографии; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов учеников см. интеллект, человеческий; теория обучения; психологическое тестирование.
Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах
Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, которая представляет собой процесс культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.
Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.
В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, послепубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность в более широкой сети его культуры.