Казанское ханство :: Татарская энциклопедия TATARICA
Образование
Образовалось на территории Волжской Булгарии (Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество) в период распада Золотой Орды.
Основатель – Улуг-Мухаммад, пришедший к власти в Казани при поддержке местной знати. При нем и его ближайших потомках территория ханства расширялась за счет присоединения других земель Прикамья и Южного Приуралья.
Ко второй половине XV в., в период наивысшего могущества, Казанское ханство включало территорию до бассейна реки Сура на западе, до реки Белая на востоке, до Самарской Луки на юге, до Верхнего Прикамья и Вятской земли на севере.
Административное устройство
Административное устройство Казанского ханства было традиционным для средневековых тюрко-татарских государств. Казанское ханство состояло из крупных округов – даруг, включавших зависимые области.
Первоначально было 4 даруги: Алатская (Северное Приказанье), Арская (Северо-Восточное Приказанье), Галицкая (Северо-Западное Приказанье, возможно, и Горная сторона – Тауиле), Зюрейская (Центральное Предкамье).
Позднее была образована Ногайская даруга (Южное Предкамье и Приказанье, частично Горная сторона) для «кормления» ногайцев.
Управляли даругами обычно карачибеки или знатные эмиры, беки.
Даруги делились на улусы («сотни»), которые объединяли земли нескольких поселений. Как правило, они соответствовали территориальным общинам – джиенам (например, Ашыт, Байтеряк, Кирэм, Кушкапка, Мукши, Тукташ, Чабыр).
На территории Казанского ханства насчитывалось свыше 700 населенных пунктов.
Во главе улусов стояли улусные, сотные эмиры (хакимы), мурзы, старшины и т. д., которые осуществляли сбор налогов, судопроизводство, набор военного ополчения и командование им.
Столица ханства – Казань.
Другие города Казанского ханства: Алат, Арча, Кашан, Болгар, Иски-Казань, Лаеш, Тетюши, Чаллы – были центрами даруг, экономической, религиозной и культурной жизни населения. Во главе их стояли эмиры.
Население
На землях Казанского ханства жили тюркоязычные (татары, ногаи, предки современных чувашей и башкир) и финно-угорские (предки современных марийцев, удмуртов, мордвы) народы.
Знать именовалась татарами, а основное население чаще всего определяло себя по религиозному признаку – мусульмане.
Язык
Наиболее распространенным (разговорным и официальным) языком в Казанском ханстве был тюрки (в форме поволжского тюрки), на котором осуществлялось делопроизводство, велась дипломатическая переписка.
Основные занятия населения
Основные занятия населения – земледелие (на основе трехпольной системы и степного перелога), скотоводство, бортничество, рыболовство.
В городах, особенно крупных, развивались ремесленные производства – железоделательное, оружейное, гончарное, ювелирное, кожевенное, деревообрабатывающее и др.
Важной отраслью хозяйства была торговля, как местная – с Верхним Прикамьем и Южным Уралом, так и международная – с Русью, странами Средней Азии и Кавказа.
Наиболее важные предметы вывоза – меха, кожаные изделия, мед, хлеб; ввоза – предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и др.
Наиболее известные ярмарки – Ташаяк, на Гостином острове, Арском поле.
Власть
Верховная власть в Казанском ханствео принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 г. ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее – из династии Кичи-Мухаммада, в 1518–1552 гг. (с перерывами) – Гирея (см. Гиреи), в 1521–1551 гг. (с перерывами) – Шибана, в 1552 г. – Ахмада.
Ханами могли быть только Чингисиды, исповедовавшие ислам.
Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (например, в хутбе), они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции.
Фактически же власть в Казанском ханстве принадлежала дивану, состоявшему из представителей высшей татарской знати; решающую роль в нем играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак.
Высшую административную и военную власть осуществлял улуг (великий) карачибек, который чаще всего назначался из представителей рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).
Социальная структура
Социальная организация знати в Казанском ханстве имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определенного налога), за которые их обладатели были обязаны служить своему сюзерену.
Владение разделялось на условное – суйургал и безусловное или частично безусловное – тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин).
Высший слой знати составляли потомки Джучи – огланы, султаны, беки, в т.ч. карачибеки и эмиры, далее мурзы, слой рыцарства (чура) – бахадуры (батыры) и казаки.
Важнейшие дела в государстве (возведение на престол ханов, их низложение, объявление войны, заключение мира и т.д.) решались на собраниях знати – курултаях.
Основная масса населения состояла из податного сословия (кара халык), платившего налоги хану или феодалу. Главным налогом был ясак (ясак-калан). Кроме того, взимались поземельные и подоходные налоги и пошлины (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и др.), накладывались различные повинности: поставка провианта войскам, властям (анбар-малы, улуфа-сусун и пр.), ямская (илчи-кунак) и др.
Существовали также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства (гошер, закят), дани и налоги (джизья), которые платило зависимое немусульманское население. Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.
Население зависимых от Казанского ханства областей также платило пошлины, ясак в пользу хана и отдельных феодалов и выполняло различные повинности (см. Сахиб-Гирея ярлык).
Войско
Войско Казанского ханства состояло из ополчений различных даруг и городов, личных отрядов хана и знати, а также из войск союзников (численность 30–50 тыс. человек).
Костяком армии была знать, которая составляла кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов (5–10 тыс. человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота.
В полевых сражениях и при обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. При действиях на реках использовался боевой и транспортный флот.
Оперативное и тактическое военное искусство было довольно развито, применялись маневры и охваты противника, активная оборона, чередование ударов лучников и тяжелой конницы для прорыва рядов противника и его окружения в полевом бою.
Казанские ханы совершили ряд крупных походов на соседние земли, в том числе русские (1445, 1448, 1505, 1521, 1523, 1536).
Религия
Государственной религией в Казанском ханстве был ислам (ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями – вакфами.
Главой духовенства Казанского ханства являлся сейид. Наиболее известные сейиды: Бараш (1491–1507), Шейх-Хусейн (1512–1516), Беюрган-сеид (1546), Мансур (1546) и Кул Шариф (1552). Все они пользовались большим почетом и уважением, принимали участие в управлении государством и дипломатических переговорах казанских ханов.
Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы и другие представители духовенства осуществляли богослужение, а также судопроизводство по гражданским делам по всей стране.
Есть также данные о распространении в ханстве суфизма (братство Накшбандийа).
Культура
Футляр для миниатюрного Корана. Казанское ханство. XVI в
Серебро, гравировка, золочение. Фонд Марджани
В ведении духовенства находились мектебы и медресе. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 г. руководил Кул Шариф.
При многих медресе имелись рукописные библиотеки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т. п.
Развивалась татарская литература: известные поэмы Мухаммадьяра «Төхфәи мәрдан» («Дар мужей», 1539–1540) и «Нуры содур» («Свет сердец», 1542), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?) «Зафар-наме-и вилайет-и Казан» («Послание о победе Казани», 1550), отдельные стихи поэтов Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Гариф-бека и др.
Существовала своеобразная историография, дошедшая до нас в отдельных родословных и в фольклорной традиции («Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме»).
Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура (в том числе белокаменная), мастерство резчиков, изготавливавших надгробные камни с растительным орнаментом (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские).
Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о некоторых монументальных зданиях – Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть и др. – нам известно из письменных источников (русские летописи, книга А.М.Курбского «История о великом князе Московском», 1573) и по материалам археологических раскопок последних лет на территории Казанского кремля.
В археологических раскопах Казани и других населенных пунктов обнаружены фрагменты декоративного убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архитектурных украшений из резного камня и др.), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви (см. Казанского ханства искусство).
Внешняя политика
Казанское ханство вело активную внешнюю политику. После укрепления внутреннего положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439, 1444).
В 1445 г. его сыновья Махмуд и Якуб разгромили под Суздалем войска великого князя московского Василия II, которого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать большой выкуп и платить ежегодную дань (см. Битва под Суздалем). Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается.
В 1445 г. сын Улуг-Мухаммада Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и Касима, занял престол и правил до 1467 г. В период его правления установились мирные отношения с Русским государством и оформилась административно-политическая структура Казанского ханство
После смерти Махмуда (1467) ханом стал его старший сын Халил, в том же году престол занял Ибрагим, но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашен мещерский удельный князь Касим.
При поддержке великого князя московского Ивана III Касим предпринял поход на Казань, но был разбит (1467). Московско-казанская война (1467–1469) завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными.
В 1470-е гг. внутренне положение Казанское ханство укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верхнее Прикамье и Вятском крае (поход 1478 г. на город Хлынов). Ответные атаки русских войск и ушкуйников были отбиты (1478).
После смерти Ибрагима (1479) в Казанском ханстве началась междоусобная борьба, в которой победу одержал Ильхам (1479–1487), изгнавший претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильхама (поход 1482 г.).
Предположительно в 1484–1485 гг. Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ на усиление власти Ильхама был организован поход русских войск на Казань (1487), который закончился ее взятием после долгой осады и низложением хана.
В период правления хана Мухаммад-Амина (1487–1495) Казанское ханство фактически находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внешнюю политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493).
Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало в 1495 г. взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки Кул-Мухаммад, Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сибирского царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков, в 1496 г. на ханский трон был посажен младший брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить политическое влияние знати (в 1499 г. подавил мятеж во главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами.
Первая половина XVI в.
В 1502 г. улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи русских послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать политическое (казнь в 1502 г. Кул-Мухаммада) и экономическое (изменения в системе землевладения) влияние крупной знати и усилить верховную власть.
В 1505–1507 гг. Мухаммад-Амин нанес два серьезных поражения московским войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между Казанским ханством и Русским государством.
После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518 г.) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 г. возвел на казанский трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния русских советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана.
В 1521 г. на казан. престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведен крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные военные действия против Русского государства: совершил победоносный поход на Москву (1521) и заставил ее платить дань Казанскому ханству.
В 1523 г. Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 г. на престол Казанское ханство своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 г. он организовал отпор русской армии, в 1526–1528 гг. заключил мир с Москвой.
В 1530 г. русское правительство разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение русским полкам.
Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 г. Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 г. пригласил на казанской трон касимовского хана Джан-Али, который с согласия московского правительства женился на Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа.
После смерти великого князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в Казанском ханстве резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 г. Джан-Али, на престол вновь был возведен Сафа-Гирей, который после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике.
Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536–1537). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, которая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казанской знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем).
Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см. Казанское восстание 1545–1546 гг.). Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али.
Правление Сафа-Гирея (1546–1549) началось с казней его противников – Чуры Нарыкова, Кадыша и др. – и прихода к власти крымских и ногайских беков.
После смерти Сафа-Гирея (март 1549 г.) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком.
Завоевание Казанского ханства
Пользуясь расколом среди казанской знати и ослаблением ханской власти, московское правительство начало Казанские походы 1545–1551 гг.
После неудачных прямых военных походов Ивана IV на Казань в 1551 г. в устье реки Свияга на подступах к городу была возведена крепость Свияжск, что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Правительство Сююмбике оказалось в изоляции. Она с сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву.
В 1551 г. при поддержке казанской аристократии: оглана – Худай-Кула, карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) и др. – на престол Казанского ханства вновь взошел Шах-Али.
Решение хана о передаче Русскому государству Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сентября 1551 г.) потребовал от хана вернуть ее. Шах-Али не пожелал выполнить это требование и, пользуясь поддержкой русского гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и еще 70 беков).
После низложения в 1552 г. Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения Казанского ханства, чем воспользовались беки Ислам бей, Кебек и Аликей (сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского султана Ядыгар-Мухаммада (1552).
В 1552 г. был снаряжен большой поход русских войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2 (13) октября 1552 г.), казанский хан схвачен и увезен в Москву (см. Взятие Казани).
Однако население Казанского ханства не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (см. Казанская война 1552–1556 гг.). К 1557 г. последние очаги сопротивления были подавлены, Казанское ханство окончательно перестало существовать, а его территория вошла в состав Русского государства и была передана в ведение Приказа Казанского дворца.
Тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они несколько раз (1572–1573, 1581–1584) пытались восстановить свое государство (см. Восстания в Казанском крае).
Период Казанского ханства был важной ступенью в истории и культуре татарского народа. Население ханства стало этнической основой для формирования современного татарского народа Поволжья и Приуралья; достижения культуры (языковые, религиозные традиции, произведения фольклора и письменной литературы) вошли как составная часть в культурно-историческое наследие татарского народа (см. Татары).
Ханы Казанского ханства
Улуг-Мухаммад (1438–1445),
Махмуд (1445–1462),
Халил (1463–1467),
Ильхам (1479–1484, 1485–1487),
Мухаммад-Амин (1484, 1487–1495, 1502–1518),
Мамук (1495–1496),
Абдул-Латиф (1496–1502),
Шах-Али (1519–1521, 1546, 1551–1552),
Сахиб-Гирей (1521–1524),
Сафа-Гирей (1524–1531, 1535–1545, 1546–1549),
Джан-Али (1531–1535),
Утямыш-Гирей (1549–1551),
Ядыгар-Мухаммад (1552).
Источники
История о Казанском ханстве. СПб., 1791.
Полное собрание русских летописей. СПб., 1859. Т. 8.; 1901. Т. 12, 13; 1910. Т. 23; М.–Л., 1949. Т. 25; М., 1962. Т. 27; 1963. Т. 28; Л., 1982. Т. 37.
Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. Казань, 1930.
История Татарии в документах и материалах. Л., 1937.
Казанская история. М.–Л., 1954.
Сказание о царстве Казанском. М., 1959.
Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань, 1972.
Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса ХIV–XVI вв. Казань, 1979.
Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489–1549 гг. Махачкала, 1995.
Литература
Баженов И. Казанская история. Казань, 1848.
Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: в 2 ч. СПб., 1863–1864.
Перетяткович Г.И. Поволжье в XV–ХVI вв. М., 1877.
Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань, 1895.
Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён. СПб., 1907.
Рычков Н.И. История татар. М., 1994.
Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.
Калинин Н.Ф. Казань. Казань, 1955.
Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. Казань, 1958.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.–Л., 1960.
Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV – первой половины XVI вв. // Вопросы истории, филологии и педагогики. Казань, 1967. Вып. 2.
Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Казань, 1971. Т. 1.
Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. Казань, 1975.
Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1984.
Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань, 1997.
Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.
Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. Казань, 2000.
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.
Измайлов И.Л. Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Казань, 2003.
История татар с древнейших времен: в семи томах. Казань, 2014. Т. IV: Татарские государства XV–XVIII вв. / под ред. И. Миргалеева.
Атласов Х. Казан ханлыгы. Казан, 1913.
Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. Казан, 1922.
Татар әдәбияты тарихы. Казан, 1984.
Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445–1552: A Study in steppe politics. Harvard University, 1965.
Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438–1560). P., 1974.
Автор – И.Л.Измайлов
Казанское ханство — дата образования, история, города
Казанское ханство — одно из самых ярких государств, появившихся после распада Золотой Орды. За чуть более века существования оно сформировало самобытную татарскую культуру, сохранившуюся и сегодня. В статье расскажем, что такое Казанское ханство, где оно находилось, когда и как оно образовалось, в каком году присоединилось к России и почему его завоевание стало ключевым событием для Российской империи.
Столица Казанского ханства — КазаньПоявление Казанского ханства
Казанское ханство стало одним из государств, отделившихся от Золотой Орды в период ее упадка в XIV-XV вв. Историки предполагают, что основной причиной для обособления государства стал захват Казанского улуса и подчинение Казани золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом.
Ученые рассматривают два варианта развития событий.
В первом Улу-Мухаммед изгнал из Старой Казани князя Али-Бея, захватил будущую столицу и рядом с ней возвел Новую Казань, которая стала центром его владений.
По другой версии Новая Казань была основана Али-Беем еще в 1402 году, а Улу-Мухаммед расширил ее и укрепил.
Территория Казанского ханства
Молодое государство возникло на месте Казанского улуса (сегодняшняя Волжская Булгария). К тому времени после 100 лет войн и набегов на ее земли были уничтожены 32 города и более 2000 сел и деревень. Немногие выжившие булгары перебрались в низовья Камы и Вятки, а территория улуса пустовала.
Спустя полвека площадь государства на карте разрослась до 700 тысяч кв. км, что на тот момент превышало площадь самой Булгарской земли. Территории ханства располагались вдоль Волги и Камского бассейна, с восточной стороны доходили до владений Ногайской Орды (северо-запад Казахстана). На западе — практически до Нижегородской области, на севере — до Кировской, на юго-западе — до Самарской (по мнению некоторых историков даже до Волгоградской области).
В годы своего расцвета в XV в. ханство фактически полностью разрослось (помимо Татарстана) на земли вотяков (удмуртов), черемисов (марийцев) и частично — на башкирские, мордовские и мещерские территории.
В первые годы внутри ханства было четыре округа:
- Алатской;
- Арской;
- Галицкой;
- Зюрейской.
Позже к ним добавился пятый — Ногайский.
Самыми крупными городами стали Казань (столица), Алат, Арча (Арск), Болгар, Зюри, Иске-Казань, Кашан и Лаеш (Лаишево). Во главе каждого города стоял свой эмир.
Будучи столицей, Казань собирала налог с окрестных земель. В основном это была пушнина. Жители удаленных поселений также были обязаны служить в ханской армии.
Формирование татарской столицы
Занимаемая территория Казанского ханства имела выгодное географическое положение, что стимулировало ее развитие. Город стоял между Волгой и Казанкой, что делало его «проходным» для купцов. Во все золотоордынские времена город платил ей дань и был вторым по могуществу после Великого Болгара. Когда русская армия разрушила Болгар, за Казанью закрепился статус политического, экономического и культурного «сердца» Поволжья.
Население ханства
Национальный состав ханства был разнообразен. На владениях жили татары, марийцы, чуваши, мордвы, удмурты и башкиры. Была большая группа армяно-кыпчак, которые перебрались сюда из Крымского ханства.
Непосредственно татары были потомками булгарских народностей, монголов и кыпчаков. Знать называла себя просто «татары», а средний класс и невольники причисляли себя к ханству по религиозному признаку и звались просто «мусульмане».
В XV веке в ханстве жило 400 тысяч человек, к XVI в. их число выросло до 450 тысяч.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Несмотря на то, что состав населения был многонациональным, сами себя местные звали татарами. Это случилось потому, что трон занимали ханы из татарской линии Орды.
Религиозный состав
Религия играла важную роль в жизни всех бывших золотоордынских земель. Казанское ханство проповедовало ислам. Высший пост мусульманского духовенства занимал сейид.
На позициях ниже были проповедники, муллы, монахи, имамы, паломники из Мекки, чтецы Корана, учителя и ученики.
Одной из функций религии было образование и просвещение простых людей.
Система государственного управления в ханстве
Управление в ханстве было схоже с другими отколовшимися государствами бывшей Золотой Орды. Казанское ханство унаследовало свою структуру от монгол.
Государственным лидером был хан (обязательно чингизид — потомок Чингисхана).
Ступенью ниже располагались эмиры. Они командовали войсками и были приближенными ханскими советниками. Эмиры жили в крупных городах
Главным органом управления был «Диван» — верховный совет. Решения в нем принимали карачи. Они получали свою должность по наследству и оставались на ней всю жизнь. Фактически карачи управляли всем ханством, в том числе и ханом-чингизидом.
Важную роль в государственной иерархии занимал сейид. Его в мусульманском мире приравнивали к святым. Он был потомком пророка Мухаммеда. Хан должен был учитывать мнение сейида. Тот, в свою очередь, участвовал в дипломатических миссиях, переговорах, судебном делопроизводстве и в целом руководством государством.
К духовенству также относили сборщиков дани.
«Средний класс» был представлен торговцами, крестьянами, ремесленниками — всеми вольными работниками. Они были обязаны платить подать. Всего в Казанском ханстве было 13 видов податей. Управляли процессом эмины и их приближенные. К налогам также причислялось снабжение войска провиантом и оружием.
Низшее сословие было представлено крепостными крестьянами, рабами и пленными. По мусульманским законам эти народы находились под гнетом шесть лет, после чего освобождались.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. На всей бывшей территории Золотой орды верховные титулы могли получить лишь чингизы. Власть передавалась по наследству и кровному родству.
Хозяйственная жизнь и ремесла
Татары жили в бассейнах сразу нескольких рек, что исторически определило основные занятия населения — земледелие, скотоводство и рыболовство. Местные выращивали в основном зерновые и некоторые виды овощей. Популярными среди населения занятиями были пчеловодство и охота.
Пока в мелких поселениях быстрыми темами развивалось сельское хозяйство, в городах шло развитие ремесла. Основными ремесленными производствами были:
- кожевенное дело;
- добыча и обработка пушнины;
- глиняная лепка;
- резьба по камню;
- поделки из дерева и металла;
- обработка драгоценных металлов и камней.
Плоды своего труда татары продавали русским, персам и туркам. В само государство ввозились предметы роскоши, ткани, пряности и огнестрельное оружие.
Большие деньги в казну приносила работорговля. В основном это были пленники с захваченных казанцами земель.
Всего в Казани работали три крупные ярмарки — в Арске, на Гостином острове и Ташаяк в столице.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В мусульманских странах для украшения предметов обихода, зданий и одежды используются исключительно растительные мотивы. Татарские мастера славились своей особой «растительной» резьбой даже на надгробных камнях.
Культура и образование татар
Культурное развитие ханства проходило стремительно. Там были широко развита архитектура и зодчество. Мечети, построенные на территории, были одними из самых красивых на бывших ордынских землях.
Хорошо развита была и письменность. При мечетях работали начальные и средние учебные заведения. Детей обучали письменности, грамоте и исламу. Об уровне грамотности татар говорят сохранившиеся надписи на предметах и многочисленные книги. При многих учебных заведениях были библиотеки и служили писари, которые переписывали книги.
Широко распространилась поэзия. Поэты были как при ханском дворце, так и в народе. Самым известным поэтом стал Мухамедьяр, творивший в середине XVI века.
Внешняя политика Казанского ханства
Татарским землям повезло и их не преследовали ханы Золотой орды и султаны Османской империи. Основным врагом государства стала Русь. Для татар это значило расширение территорий, для русских — владение торговыми путями на Волге.
Кроме того, татарские земли были ближайшими к русским, что давало исторические предпосылки для войны за территорию.
С самого своего основания ханство часто нападало на российские земли ради богатств и рабов. В 1444 г. ханство взяло Нижний Новгород. Для Руси город был стратегически важен. Поэтому в ответ на это властвовавший тогда Василий Второй собрал армию и пошел в атаку на Казань.
Войско было малочисленным и плохо подготовленным из-за шедшей тогда войны с Литвой. Это привело к поражению и тяжелым последствиям для Московского княжества. Помимо Нижнего Новгорода, татары захватили и разграбили Суздаль и взяли в плен самого князя. Москву татары решили не брать. Вместо этого княжество обложили неподъемной данью.
Первая война Руси и Казанского ханства
Прошло больше двадцати лет прежде, чем Москва собрала войско и пошла на Казань в первый раз. Татары были готовы к встрече и русские были разбиты еще на подходе к Свияге. Спустя год русским войскам улыбнулась удача и они смогли отбиться от татар, но Казань так и не сдалась. Через год, в 1469 г., русские смогли пробиться до Казани. Они разграбили часть города и смогли освободить часть российских пленников. Впоследствии случилось еще несколько крупных боев с переменным успехом для обеих сторон. В конце года между государствами был установлен мир. В соответствии с мирным договором страны не могли вмешиваться в дела друг друга, а Москва установила над ханством свой протекторат. Кроме того, на казанский трон взошел князь Кель-Ахмед, которого выбрала Москва.
Вторая русско-казанская война
Татары вновь выдвинулись на Русь в 1505 году. Поход оказался неудачным и армия была разгромлена у стен Нижнего Новгорода.
Следующее наступление был через год. На этот раз организовала его русская сторона. Бой закончился неудачно и обе стороны согласились на заключение мира. Документ был подписан спустя год, в 1507 г.
Третья русско-казанская война
Взаимоотношения с Русью вскоре вновь ухудшились и мир был нарушен в 1521 г. В татарии случился государственный переворот и власть на время захватил крымский хан из могущественного рода Гиреев. В этот год на Москву напали крымские татары при поддержке казанских татар. Обеим сторонам был нанесен серьезный урон. По этой причине в 1524 г. был подписан мир на единственном требовании русских — перенести казанскую ярмарку в Нижний Новгород.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Историки насчитывают порядка сорока военных походов татар на русские города в период с 1521 по 1545 годы. Русская армия тоже не раз нападала на Казань, но серьезной войны между державами там и не случилось.
Взятие Казани
Начиная с 1545 г. российская сторона начала регулярные нападки на ханство. Один из таких походов привел на казанский трон ставленника Москвы Шах-Али. Спустя год тот был свергнут.
Следующие годы российская армия совершила еще несколько набегов на татарские земли, грабя города и захватывая заложников. До самой Казани войска ни разу не дошли. Несколько раз их останавливала погода и климатические особенности региона.
Сразу после вступления на престол в 1547 г. Иван Грозный собрал войско и пошел на татар. В тот год была аномально теплая зима и внушительная часть российской артиллерии провалилась под лед при попытке перейти реку. Царь остановил атаку и вернул войско домой.
Через год русские вернулись в Казань. Они осаждали крепость одиннадцать дней. В войну вновь вмешалась погода — началась оттепель и сильный дождь, которые уничтожили боезапасы и часть вооружения российской стороны. Войско вновь отступило.
Многочисленные неудачи русских войск были во многом обусловлены отсутствием опорных пунктов и гарнизонов на пути к татарской столице. Поэтому было решено построить крепость в месте, где Свияга впадала в Волгу. К весне 1551 г. к устью доставили разобранную крепость. Уже на месте ее собрали всего за четыре недели. Так был заложен Свияжск.
Постройка Свияжска стала переломным моментом. Его географическое положение фактически отрезало татарам водные пути отступления. У русских, наоборот, появился водный путь для доставки припасов и оружия.
Битва за Казань
Русская армия выдвинулась на татарскую столицу в августе 1552 г. Первая же битва прошла для русских удачно. Они разбили татар и продвинулись дальше по руслу Волги.
Спустя неделю, 23 августа, войско осадило Казань. Русские оцепили город плотным кольцом, пробиться через который татары не смогли. Перед каждыми воротами в крепость возвели осадные башни. Два дня спустя Иван Грозный предложил татарам мир на своих условиях. В случае, если жители откроют город и сдадутся, они получат:
- личную и имущественную неприкосновенность;
- возможность свободного вероисповедания;
- выбор места жительства;
- должность российского вассала для хана.
Татары отказались сдаваться. Тогда русские перешли в активное наступление. В ход пошли пушки. Кроме того, русские сделали подкоп и отрезали городу доступ к реке с питьевой водой. Это привело к болезням казанцев.
Татарский хан и российский князь6 сентября русские взяли Арск.
Для финального боя было решено использовать мины и подкопы, чтобы продвинуться к воротам и атаковать. Казанцы активно отбивались, защищая город. Несколько попыток были удачными, но большинство — безрезультатными.
1 октября казанцам вновь предложили сдаться и заключить мир. Они снова отказались и осада продолжилась.
2 октября русским удалось взорвать одну из стен крепости и пробиться в город. Финальный бой прошел у стен главной городской мечети. В нем погиб и Кул Шариф — сейид Казанского ханства. Вместе с народом он пытался защитить город от врага и вышел на передовую. После тяжелого и продолжительного боя Казань была взята русской армией. Осада столицы продолжалась семь недель.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Когда русская армия ворвалась в город, часть ее начала мародерствовать. Командование приказало убивать мародеров. Только это помогло дисциплинировать войско.
Годы после присоединения ханства
Даже после взятия города татары не сдавались. Те, кто смогли спастись, устроили сопротивление. Оно продолжалось четыре года, вплоть до 1556 г. Следующие тридцать лет татары периодически устраивали восстания, но они ни к чему не привели.Сразу после присоединения татарских земель к России тех местных жителей, что остались живы, переселили за озеро Кабан. Так там был создан важнейший памятник истории и архитектуры Старотатарская Слобода. Сегодня он — одна из самых посещаемых достопримечательностей города. К 1560 г. площадь поселения разрослась до 110 гектаров.
После захвата власти город был практически полностью разрушен. Из Москвы направляли наместников, чтобы управлять местными землями. Казань начали отстраивать заново. На месте ханских построек, которые разрушили русские войска, начали возводить каменные православные храмы. Стены Кремля тоже заменили на камень.
Место переселения татарТайна ханских сокровищ
История Казанского ханства таит в себе много легенд и загадок. Самая популярная из них — о несметных ханских сокровищах.
По преданию, когда Иван Грозный пришел брать Казань, ханы собрали все самые ценные сокровища и побросали их в озеро Кабан. Они решили лучше навсегда похоронить их на дне, чем отдать врагу.
На следующий день Казань была захвачена, а вот сокровищ правитель не досчитался.
С тех пор было много смельчаков, которые пытались найти ханский клад, но никому это так и не удалось. Площадь Кабана — 1,86 квадратных километра, а дно его покрывает многометровый слой ила. Так клад и лежит на дне Кабана и ждет своего смелого обладателя.
Значение взятия Казани
Завоевание города дало толчок к экономическому, социальному и культурному развитию Руси. Страна получила важнейший Волжский торговый путь и земли вдоль Волги.Территория бывшего ханства стала быстро застраиваться. Земли вдоль Волги были плодородными, а воды — полны рыбой. Это делало земли крайне благоприятными для жизни.
Через четыре года русские взяли Астраханское ханство, где в то время жили в основном татары. Это дало стране выход к Каспийскому морю и полный контроль над территориями бассейна Волги. Пройдя через Астрахань, русские дошли до Кавказа. Вскоре было взято и Сибирское ханство.
Быт татарЗначение ханства для современной Казани
Казанское ханство стало важным периодом для становления татарской культуры, социального и экономического развития государства. Оставшиеся с ханских времен архитектурные и письменные зачатки во многом повлияли на жизнь и развитие всего Поволжья.
В память о взятии Казани Иван Грозный повелел возвести на Красной площади в Москве новый храм. Сооружение было деревянным и спустя год было разобрано и заменено каменным. Строительство продолжалось до 1561 г. Результатом его стал сегодняшний Храм Василия Блаженного.
Большое отражение взятие ханства встретило в культуре:
- великолепная мечеть Кул-Шариф в память о ее защитнике, погибшем в бою за Казань;
- картины Угрюмова, Кившинко и Шамшина;
- ханские захоронения на территории Казанского кремля;
- поэма Михаили Хераскова «Россиада»;
- фильм «Сокровища О. К.» (2013 г.).
Археологические находки
Фактических построек со времен Казанского ханства не сохранилось. Информация и изображения были переданы лишь через летописи. В основном, это были великолепные мечети из белого камня, обработкой которых татары славились.
Археологические находки позволили восстановить особенности быта татар — глиняная и керамическая посуда, плиты из алебастра, фрагменты кожаной обуви.
Символика Казанского ханства
К сожалению, до историков не дошли никакие достоверные данные о гимне, гербе и флаге ханства. Известно лишь, что военачальники того времени использовали знамена в качестве опознавательных знаков.
Загадку ханской символики историки пытаются разгадать и сегодня. Они предполагают, что знамена изготавливали из шелковых материалов, а края обшивали бахромой. Предположительно, на символике были изображения и надписи, но информация это не подтверждена.
Занимательные факты о Казанском ханстве
Топ-5 фактов о ханстве и его населении, о которых вы не знали:
- Казанский хан хоть и был главой государства, практически не принимал решений. За него это делали сейид и карачи.
- Главным стратегическим ходом татар было «притворное отступление». Благодаря ему они регулярно разбивали армии врагов.
- В современной республике Татарстан пчеловодство так же популярно, как было во время ханства.
- В официальных документах имя хана писалось после имени сейида.
- За время своего существования Казань практически никогда не была свободной. Сначала ханство было подчинено Золотой Орде, затем Москве, Крымскому ханству и Российской империи.
Казань | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено 08.06.2018
Казань — столица и крупный исторический, культурный и экономический центр автономной республики Татарстан, Россия. Он расположен на левом берегу реки Волги в месте впадения в нее реки Казанка, в восьмидесяти пяти километрах к северу от притока Камы. В 2002 году его население составляло 1 105 300 человек.
В традиционном понимании название происходит от тюркского и поволжско-татарского слова казан, означает «чайник». Была предложена конкурирующая теория о том, что оно происходит от чувашского xusan/xosan, , означающего «изгиб» или «крючок», относящегося к излучине Волги, недалеко от которой расположена Казань. Булгары основали Иски Казань в тринадцатом веке как одну из преемниц своего государства, разрушенного монголами. В то время он располагался в сорока пяти километрах вверх по Казанке. Около 1400 года он был перенесен на нынешнее место. Улу Мухаммед, изгнанный из Кыпчакского ханства в 1437 году, победил последнего правителя Казанского княжества и к 1445 году основал ханство. Это был важный торговый центр, поблизости проходила ежегодная ярмарка.
В первой половине XVI века Казанское ханство вело трехстороннюю борьбу с Московией и Крымским ханством за влияние в западной степной области. Иван IV завоевал город в 1552 году, положив конец Казанскому ханству. Затем Московия использовала Казань как передовой плацдарм для дальнейшей экспансии вниз по Волге. В 1555 году была учреждена Казанская архиепископская кафедра.
С конца шестнадцатого века Казань была воротами в Сибирь, так как через город направлялись люди и припасы на восток, а меха и полезные ископаемые доставлялись на запад. Он стал столицей Поволжья в 1708 году, и Петр I построил здесь корабли для своего персидского похода. Славяно-латинская академия, ставшая Казанской духовной академией, была основана в 1723 году, но упразднена после 19 века.17. С 1723 по 1726 год в Казани был построен Петропавловский собор. В 1758 г. здесь была основана первая светская губернская гимназия.
Казань была разграблена Емельяном Пугачевым в 1774 г., но Екатерина II перестроила город по решетчатому проекту и в 1781 г. назвала его губернской столицей. развивалось пищевое производство, а также театр, что привело к созданию ряда подобных театров в девятнадцатом веке. В 1804 году был основан Казанский университет, который способствовал становлению города как интеллектуального центра. В 1811 г. здесь издавалась первая губернская газета. Казань также считалась крупным мануфактурным центром, продукция которого включала заготовленные меха, кожевенное производство, обувь, мыловарение. В 19В 30-е годы развивалась тяжелая промышленность, например, авиастроение и транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Более поздние отрасли промышленности включают производство химикатов, электротехники и точного оборудования, а также нефтепереработку. В 1945 г. было создано Казанское отделение Академии наук. В настоящее время в Казани действуют филармония, музей татарской культуры и театр, посвященный постановке татарских опер и балетов.
См. также: мускусный; татарстан и татары
Бухараев Равиль. (1995). Казань: Зачарованная столица . Лондон: Флинт-Ривер.
Кинан, Эдвард Л. (1979–1980). «Казань — Излучина». Гарвардские украинские исследования 3/4: 484–96.
Мэтьюз, Дэвид Дж. и Равиль Бухараев, ред. (2000). Историческая антология казанско-татарского стиха: Голоса вечности. Ричмонд, Англия: Curzon Press.
Пеленски, Ярослав. (1974). Россия и Казань: завоевание и имперская идеология (1438–1560-е гг.). Гаага: Мутон.
Donald Ostrowski
Encyclopedia of Russian History OSTROWSKI, DONALD
gale
views updated Jun 11 2018
KAZAN , capital of Tatarstan autonomous republic, in the Russian Federation, an important commercial and industrial center, в основном нефтяная промышленность. До революции 1917 года Казань находилась за чертой оседлости евреев. В 1861 году в городе проживало 184 еврея, большинство из которых ветераны армии Николая I. К 1897 их количество увеличилось до 1467 (1,1% от общей численности населения). В октябре 1905 г. в городе вспыхнули погромы. Во время Первой мировой войны в Казань прибыло много ссыльных из районов сражений и из Литвы. В 1926 г. в городе проживало 4156 евреев (2,3% населения), а в 1939 г. оно выросло до 5278 (1,33% от общего числа). жизнь. Во время Второй мировой войны многие беженцы добрались до города и остались там после войны. Еврейское население Казани в 1919 году оценивалось примерно в 8000 человек. 70. Одна синагога просуществовала до 1962 года, когда она была закрыта властями. Евреи молились в частных домах ( миньяним ), хотя это и было запрещено. Еврейское кладбище все еще использовалось в 1970 году. Spector, Shmuel
oxford
просмотров обновлено 11 июня 2018
Казань Порт на Волге, европейская часть России; столица Татарской Республики. Основанная в 13 веке, Казань стала столицей Татарского ханства (1438 год). Завоеванный Иваном IV, он служил форпостом русской колонизации. Отрасли: электрооборудование. Поп. (1999 оценок) 1 092 000.
Всемирная энциклопедия
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Построенный на месте, издревле заселенном, Казанский кремль восходит к исламскому периоду истории Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В X-XIII вв. Казань была домонгольским булгарским городом с укрепленным торговым поселением, окруженным рвами, валами и частоколом. В XII веке была построена белокаменная крепость, и город стал форпостом на северной границе Волжской Булгарии. В 13-16 веках город развивался в рамках Золотой Орды и Казанского ханства. В первой половине 15 века он стал столицей государства и активным политическим, военным, административным, торговым и культурным центром. Он был завоеван в 1552 году Иваном Грозным и стал христианским престолом Поволжья и Востока. Кремль, во многом сохранивший планировку древней татарской крепости и ставший важным центром паломничества, состоит из выдающейся группы исторических зданий, датируемых 16-19 вв.веков, объединяя остатки более ранних построек 10-16 веков.
В настоящее время Кремль включает в себя несколько историко-архитектурных и археологических комплексов, в том числе: оборонительные сооружения, Губернаторский дворец и башню Сююмбеки, Благовещенский собор, Государственные учреждения, Спасо-Преображенский монастырь, Кадетское училище, Пушечный литейный завод.
Глубина археологических слоев варьируется от 3 м до 8 м.Цитадель является исключительным свидетельством исторической преемственности и культурного разнообразия. Помимо своих замечательных эстетических качеств, это место сохранило следы основания в 10 веке, а также в период ханства (15-16 века). Казанский кремль — последняя сохранившаяся татарская крепость со следами своего первоначального градостроительного замысла в России. Эта историческая цитадель – результат взаимодействия различных культур – булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной татарской. Это северо-западная граница распространения ислама и южная оконечность псковско-новгородского стиля. Уникальный синтез татарского и русского архитектурных стилей отражен в его ключевых памятниках (башне Сююмбеки, Благовещенском соборе, Спасской башне). Ансамбль неотделим от его окрестностей и всего города, где исторические кварталы образуют буферную зону. Новую мечеть, построенную в комплексе, можно понимать как новую постройку в историческом контексте.
Критерий (ii): Комплекс Казанского Кремля представляет собой исключительное свидетельство исторической преемственности и культурного разнообразия на протяжении длительного периода времени, что привело к важному обмену ценностями, порожденными различными культурами.
Критерий (iii): Историческая цитадель представляет собой исключительное свидетельство ханского периода и является единственной сохранившейся татарской крепостью со следами первоначальной градостроительной концепции.
Критерий (iv): Казанский кремль и его ключевые памятники представляют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияний в архитектуре, интеграции различных культур (булгарской, золотоордынской, татарской, итальянской и русской), а также показывая влияние ислама и Христианство.
Целостность
Целостность комплекса обеспечивается утвержденными границами объекта, включающими все его атрибуты, и буферной зоной. Это единый комплекс, имеющий документально и археологически подтвержденную многовековую историю, свою городскую ткань, многовековую преемственность функционально-планировочного развития и природного ландшафта.
Городская ткань Казанского Кремля легла в основу непрерывной застройки центральной части города Казани, где центральным элементом композиции является цитадель. Уникальная целостность Кремля подтверждается рядом атрибутов объекта, позволяющих проследить процесс и результаты его развития.
Важные визуальные связи между объектом и водным ландшафтом могут оказаться под угрозой из-за неправильной застройки вокруг Кремля. Новое строительство в собственности может повредить ее целостность и должно быть полностью исключительным.
Подлинность
Казанский Кремль датируется X веком, и его подлинность подтверждена рядом исторических летописей и исторических сочинений (Никоновская летопись, Рогожский летописец, Новгородские летописи, История Казанского царства , Легенда князя Курбского о покорении Казани), обилием археологических материалов, документов и архивных свидетельств, а также самой городской застройкой. Первоначальная планировка Казанского Кремля практически не изменилась с булгарских времен и послужила основой для непрерывного развития города во все последующие периоды. При всем стилистическом разнообразии архитектурные памятники воспринимаются как ансамбль, а Кремль остается важнейшим композиционным звеном города Казани.
За свою историю территория Кремля претерпела множество изменений, включая снос и реконструкцию. Некоторые потери сталинского периода достойны сожаления и впоследствии потребовали серьезных вмешательств в плане реставрации и реконструкции. Однако такие изменения теперь можно рассматривать как часть его исторических пластов. В последние десятилетия в разных частях комплекса было проведено большое количество реставраций. Сохранились документальные свидетельства реставрации.
Особый случай в кремлевском комплексе — мечеть Кул Шариф. Точных сведений о первоначальной мечети, разрушенной при взятии города Иваном Грозным в 1552 году, нет. Поэтому мечеть можно рассматривать как новую постройку.
Требования к охране и управлению
Законодательные и организационные основы для эффективного сохранения и управления выдающейся универсальной ценностью историко-архитектурного комплекса Казанского Кремля установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Статус памятника государственного значения, находящегося под охраной государства, позволил сохранить в хорошем состоянии все архитектурные объекты и археологические культурные слои.
Сайт управляется и функционирует в соответствии с Концепцией музеефикации и развития Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» на 2006-2020 годы.К основным вопросам управления относятся изучение, консервация и научная реставрация памятников, учреждение музейного дела и создание новых музеев, а также организация интенсивного потока посетителей и экскурсий для них с целью сохранения в неприкосновенности всех характеристик .
Для достижения уставных целей, аккумулирования внебюджетных средств и направления их на сохранение и развитие Комплекса создан Попечительский Совет Музея-заповедника «Казанский Кремль».
Долгосрочная стратегия определяет средства защиты и управления, направленные на предотвращение серьезных угроз имуществу, на снижение уязвимости и негативных изменений аутентичности и целостности комплекса. К ним относятся эффективная комплексная правовая система управления и взаимодействия заинтересованных сторон, включая муниципальные, республиканские, федеральные, общественные и религиозные организации, фонды, академические и образовательные учреждения и местное население; рациональное использование ресурсов, инновационное сочетание консервации, реставрации, музеефикации и устойчивого развития территории комплекса и создание целостной системы музеев нового типа, объединенных общей идеей; создание образовательных программ, стремительное внедрение культурного, научного и паломнического туризма, а также сочетание традиционных и инновационных методов сохранения и популяризации Выдающейся общечеловеческой ценности Казанского Кремля.