Экономическая политика:
стратегия и тактика ЕГОР СТРОЕВ • Россия и страны СНГ должны войти в число лидеров XXI столетия • России необходимо перейти от кризиса к стабилизации и социально-экономическому подъему • Совместная интеграция и модернизация – путь к общему подъему стран СНГ • Необходимо всемерно учитывать возрастающую роль регионов и вести продуманную региональную политику На Второй Петербургский экономический форум собрались очень разные по общественному положению и роду занятий люди – руководители государств и регионов, политики и ученые, предприниматели, представители разных стран, мировоззрений и конфессий. Этот дух родился год назад – на Первом Петербургском экономическом форуме. Теперь форум приобрел много новых друзей, среди них Генеральный Секретарь ООН, руководители государств, главы конфессий, лидеры мирового бизнеса, Совет Европы, ОБСЕ. Установлены деловые контакты с другими всемирно признанными форумами, в частности со Всемирным экономическим форумом в Давосе. Данная встреча стала еще одним шагом к объединению созидательных сил современности. Основной целью явилось обсуждение конкретных мер по осуществлению согласованной политики прогрессивных рыночных преобразований, правовому обеспечению экономической интеграции различных стран, взаимодействию России и других государств СНГ с промышленно-финансовыми структурами развитых государств. На форуме представлены региональные инвестиционные проекты, эффективность и обоснованность которых помогли привлечь средства в отечественную экономику. Опыт работы Первого форума показал, что очень удачно выбрано место его проведения. Санкт-Петербург – один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России. Не последнюю роль играет и то, что северная столица внесла большой вклад в реализацию программ «Восток – Запад». Здесь накоплен большой опыт проведения крупных международных конгрессов и конференций. В городе есть все необходимое для работы – об этом свидетельствуют великолепно оснащенные залы и помещения Таврического дворца. Экономика во все времена объединяла людей и государства. Граждан разных стран может и должно сплотить стремление к поискам новых, более эффективных форм экономического взаимодействия, позволяющих совместно решать проблемы промышленности и сельского хозяйства, научной и общественной жизни. Все наше внимание сосредоточено на проблемах дальнейшего реформирования Содружества Независимых Государств, создания единого правового и экономического пространства, роли России и всего нашего интеграционного объединения в мире. В конечном счете, это разговор о том, как будут складываться судьбы народов наших стран, каким будет мировое сообщество в третьем тысячелетии. Накануне третьего тысячелетияМир накануне XXI в., к сожалению, не становится спокойнее. Подведена черта под «холодной войной», но ее рецидивы то и дело дают о себе знать. Не у всех исчезло желание подчинять, диктовать, оказывать давление. Поэтому нельзя допустить, чтобы разные видения мирового порядка по-прежнему вели к политическим и экономическим кризисам, а то и кардинальным конфликтам с применением силы, как это произошло на Балканах. Внезапные обвалы на фондовых рынках не должны подрывать результаты многолетнего труда десятков и сотен миллионов людей, ввергать целые страны в хаос. Ведь перед миром уже встали новые серьезные вызовы и угрозы. Они созревают так же быстро, как и современные технологии. Недооценивать их было бы близоруко и опасно для всех нас. Мы не согласны с мнением тех, кто считает, что глобализация мирового развития отрицает традиционные человеческие ценности. Уважение к суверенитету, интересам государств, национальной самобытности народов должно оставаться основой развития народов, основой международных отношений. Таковы реальные условия, в которых предстоит встречать новое тысячелетие. Выбор у человечества невелик: или оно будет готово сообща противостоять угрозам, жить как одна семья, главное богатство которой в непохожести, самобытности ее членов, или оно поставит под угрозу свое будущее. Мы выступаем категорически против иерархического мироустройства и стремимся к тому, чтобы XXI век стал веком равноправного развития отношений между сообществами государств, отдельными государствами, их промышленными, финансовыми, торговыми организациями и фирмами. А главное – между народами и конкретными людьми. Сознавая ответственность перед будущим наших народов, мы не вправе закрывать глаза на то, насколько непрочны и ненадежны еще наши позиции в стремительно меняющемся мире. Важно осознать, что все мировое сообщество находится в переходном состоянии. Это этап, когда следует ожидать новых важных открытий в науке, технике, экономическом и социальном управлении, психологии общения и ощущения мира, способных привести к глобальным изменениям. Многие элементы, например экономика, информационные системы и коммуникации, наука и образование, по большей части приобретают все более глубокое международное измерение. Но полученные в результате блага распределяются не равномерно, а в зависимости от того, какое место занимают в мире те или иные государства и целые системы. Какое место предстоит занять нам? У России, других стран СНГ есть достаточно предпосылок, чтобы стать не аутсайдерами, а лидерами мирового развития, максимально защитив при этом свои национальные интересы. Ведущие государства постепенно создают систему управления глобальными процессами. Если Содружество не желает остаться на обочине мирового хозяйства, нам всем вместе необходимо реально оценить наши возможности в новой геополитической и экономической конфигурации и при согласованности по принципиальным вопросам сосредоточить внимание на резервах и возможностях общего развития. В принятии стратегических экономических решений важно иметь в виду следующий момент. Глобализация открыла новые возможности для транснациональных корпораций. В мировой экономике они становятся решающей силой, контролируя 1/3 частного производственного сектора, причем в наиболее передовых отраслях. Объем их зарубежных инвестиций превышает 2 трлн долл. Дополнительные конкурентные преимущества им дает постоянное совершенствование внутренней организации и методов управления. И нам в совместной экономической политике стран СНГ на этом направлении следует повысить активность по созданию соответствующих структур. Сегодня, когда перекраивается геополитическая карта мира, у ведущих стран есть соблазн использовать фактор СНГ, и особенно России, для достижения новых целей их международной политики. От всех нас требуется главное – политическая воля и управленческая настойчивость в сооружении устойчивого здания, стоящего на прочном фундаменте баланса интересов стран Содружества Независимых Государств. Особая ответственность за углубление взаимодействия между государствами СНГ и воссоздание на рыночной основе единого экономического пространства лежит на Российской Федерации.Пути выхода России из кризисаПока в России продолжается финансовый и экономический кризис, порождаемые им проблемы должны находиться в центре внимания. Обстоятельный разговор на эту тему состоялся в рамках специального «круглого стола». В основу обсуждения сложившейся в стране ситуации, путей ее преодоления и ликвидации последствий положена концепция, подготовленная Комитетом Совета Федерации РФ по вопросам экономической политики. В этом документе предложены макроэкономические решения, определяющие разработку приоритетов, прогнозов, программ развития экономики, обеспечения безопасности страны во всех ее аспектах, а также изложены конкретные рекомендации. Найденные взаимоприемлемые решения необходимо подкрепить практическими действиями, благодаря которым экономика России и стран СНГ получит не только политические стимулы в виде соглашений и договоров, но и финансовые. Не секрет, что падение производства в наших странах вызвано недостатком инвестиций в реальный сектор экономики, в то время когда мы потребляем все больше и больше импортных товаров. Поэтому мы выступаем за максимальное использование существующих производственных мощностей, за наполнение внутреннего рынка высококачественными товарами, за его разумную защиту. Одним из стратегических шагов по выходу из кризиса и созданию условий для экономического роста должно стать усиление государственного регулирования, обеспечение благоприятных условий для развития конкурентоспособной отечественной промышленности. И речь здесь не о функциях государства в рамках дилеммы «запрещать – разрешать» Надо более эффективно управлять государственной собственностью. Необходимо полнее использовать инвестиционные возможности бюджета, добиться снижения тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, в том числе за счет повышения эффективности их деятельности. На форуме обстоятельно обсуждались важнейшие социальные вопросы, в частности занятости. Это новая для стран СНГ проблема. Выработаны основные направления социальной политики в области единого рынка труда СНГ, даны рекомендации по предоставлению гражданам социальных гарантий. Обстоятельно рассмотрены тесно связанные с проблемами занятости и экономики вопросы образования и науки. Определены согласованные подходы к созданию единого образовательного и интеллектуального пространства в странах СНГ, использованию науки как фундамента реформирования экономики и общества в целом. В странах СНГ сложилась и пока сохраняется кризисная и негативно развивающаяся экологическая и социальная ситуация, создающая реальную угрозу здоровью наций, а в некоторых регионах грозящая демографическими катастрофами. В ходе обсуждения данных проблем, вопросов охраны окружающей среды подготовлены рекомендации, имеющие целью направить внимание властей на немедленное и эффективное преодоление сложившихся трудностей. Время, прошедшее после Первого Петербургского экономического форума, со всей очевидностью показало, насколько необходимы решительные шаги, кардинальные сдвиги в государственной политике, направленной на реальный экономический рост в России как основу решения всех остальных проблем, прежде всего социального характера. К сожалению, с немалым опозданием на уровень государственного мышления и управления приходит понимание того, что судьба рыночных реформ в стране зависит от состояния ее экономики. Никакие самые сложные маневры на финансовом рынке, форсированные мероприятия по трансформации собственности, бездумные денежные заимствования, направленные на латание сиюминутных бюджетных прорех, репрессивная налоговая политика, перетряхивание структур управления в высших эшелонах власти не дадут желаемого результата, если они будут по-прежнему обходить производственный сектор, минуя интересы товаропроизводителей, а то и просто подавляя их. А односторонняя ориентация на западный капитал без должной поддержки отечественного производителя загнала страну в фактическую финансовую кабалу. Все это угнетает, деформирует, лишает собственных жизненных сил весьма слабый рыночный механизм российской экономики. Решающий вектор движения России на рубеже веков следует определить следующим образом: через кризис обновления – к стратегическому подъему. По своему потенциалу, широте интересов, многовековому опыту участия в международной жизни Россия остается державой мирового масштаба. Наша страна быстро интегрируется в мировую экономику, продолжает занимать ключевые позиции в мировой политике. Надо, однако, честно признать, что пути обновления бывают порой довольно болезненными. К тому же значительно израсходовался запас жизненных сил самого общества. И все же убежден, что когда кризис в экономике будет преодолен, а государственность укрепится, Россия в полной мере станет играть конструктивную роль в качестве одного из центров многополюсного, многообразного мира. Сегодня многое будет зависеть от того, насколько мы сумеем использовать как собственно российский, так и потенциал межгосударственной интеграции и взаимодополнения в системе стран СНГ. Актуальные проблемы развитиястран СНГ Не секрет, что интеграция государств – участников Содружества Независимых Государств идет труднее и медленнее, чем хотелось бы. Вместе с тем прошедший год еще раз подтвердил объективную потребность стран СНГ в более тесном и всестороннем хозяйственном взаимодействии. Главная цель стран СНГ — обеспечение стабильного развития национальных экономик. Поэтому интеграции нет альтернативы. Конечно, степень готовности к ней национальных экономик заметно различается. По сути, можно говорить о разноскоростных и поэтапных процессах интеграции. Неизбежно выделение своего рода «интеграционного ядра». Оно уже складывается и становится все более притягательным фактором. Интеграция – общее дело, но не самоцель. Только с ее помощью, а не в одиночку государства СНГ смогут обеспечить устойчивое экономическое развитие и подъем жизненного уровня своих народов, занять достойные позиции в мировом хозяйстве XXI в. Для решения этих задач стоит и дальше неустанно работать над созданием единого экономического пространства, развитием конкурентной среды. На этом пути нас ждет успех, если мы освободим энергию предпринимательской инициативы, укрепим прямые связи между предприятиями и регионами, между деловыми людьми. Мы с вами не «бедные родственники» в системе мирохозяйственных связей. Промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10% мирового, запасы ресурсов – около 25, экспортный потенциал – 4,5%. Однако доля СНГ в мировом ВВП снизилась с 7,6% в 1990 г. до 4% в настоящее время. Вместе с тем не все в наших взаимоотношениях с внешним миром однозначно. Включение в мировую экономику приносит не только позитивные результаты, но и ставит серьезные проблемы. Так, в последние годы мы все отчетливее видим, что в мировой политике по отношению к нашим странам борются две противоположные тенденции. С одной стороны, это глубинная заинтересованность в стабильном развитии стран СНГ, а с другой — попытка недопустить страны Содружества в число ведущих участников глобальных конкуренций. И то и другое понятно. В политике традиционно правят бал не идеалы, а интересы. В странах СНГ партнеров привлекают богатейшие природные ресурсы, манит новый огромный рынок реализации товаров и услуг. Стабильность в СНГ нужна и нам, и нашим соседям, и нашим партнерам. Есть стабильность – будет и взаимовыгодное сотрудничество. Однако мы вовсе не намерены довольствоваться нынешним уровнем экономического развития, который по мировым стандартам лишь с большой натяжкой можно считать средним. Важнейшая задача Содружества – модернизация общей производственной инфраструктуры. Распад единой энергетической системы, транспортных и топливно-энергетических коммуникаций серьезно ухудшил экономическое положение наших стран, снизил их международную конкурентоспособность и подорвал основы экономической безопасности. Раздел предприятий, входивших ранее в промышленный комплекс союзного подчинения, разорвал прежние технологические взаимосвязи. Перед многими из них встал вопрос о дальнейшем существовании. Кооперционные связи, установленные общесоюзными министерствами, в рыночных условиях оказывались часто нежизнеспособными и экономически нецелесообразными. Однако во многих случаях сохранение кооперационных связей является экономически и стратегически оправданным. В этой связи предстоит развивать разные формы объединения капиталов, прежде всего такие, как создание финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций и совместных предприятий, обмен собственностью на задолженность и т.д. Нужна ясная концепция сохранения и развития кооперационных производств. Это особенно относится к предприятиям BПK, машиностроения, металлургии, нефтепереработки и химии. Именно в этих звеньях интеграционные действия государственных органов получат активную поддержку предпринимательских структур. И все-таки главным стимулом и условием сотрудничества предприятий между странами СНГ, с зарубежными партнерами остается полнокровный рынок, где бьется пульс предпринимательского интереса в рамках единого правового пространства со всеми его атрибутами и инфраструктурой – договорными ценами, обратимостью валют по реальному курсу, правом свободного выбора кредитных учреждений, в том числе иностранных, гарантиями инвестиций, свободой создания и вхождения в состав субъектов предпринимательской деятельности и т. д. Необходимо в ближайшее время остановить неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ доля взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а сейчас – 36,5%. Для сравнения: в ЕС доля межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 61%. Интеграцию на пространствах СНГ нельзя сводить только к сфере экономики. Есть еще одно интеграционное поле, от успешной работы на котором зависят будущие сдвиги в хозяйственном сотрудничестве, – это поле исторического самосознания. Народы многонациональной России, других стран СНГ сегодня как бы заново самоопределяются, они настойчиво ищут ответы на вопросы: кто мы? откуда пришли? куда мы идем? Это объективный и здравый процесс. Он не допускает вмешательства извне и тем более попыток насильно навязать людям представления о них самих. Здесь требуется тонкая работа души и интеллекта, может быть даже совместное и взаимоуважительное переосмысление нашей общей истории. Если удастся выработать общие ценности, общие идеалы, общие приоритеты, это создаст мощный фундамент для углубления экономической интеграции. Так, мы постепенно и осторожно начали соглашаться с тем, что живем на огромном евразийском континенте, объединенные единой историей, многими общими социокультурными традициями, дополняющими друг друга хозяйствами. У нас неплохие исходные данные для интеграции в глобальную экономику. И вписываться в быстроразвивающийся новый мировой порядок выгоднее вместе, чем порознь. Только при таком подходе, при сохранении и укреплении сообщества, собственного лица мы сможем сыграть роль подлинного моста между евроатлантическим и азиатско- тихоокеанским экономическими пространствами. Материальную основу нашей совместной жизни образуют общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, производственная кооперация крупных предприятий, малого и среднего предпринимательства. Уверен, что в ближайшие годы скорость и качество включения Содружества в мировое экономическое пространство будут во многом зависеть от совместно проводимой нами модернизации и эксплуатации важнейших единых материально-производственных систем – энергетических, газовых, топливных, транспортных, коммуникационных, требующих серьезного обновления. Уже сейчас как воздух нужны решительные шаги в проведении согласованной экономической политики, направленной на оживление промышленности, обеспечение устойчивого экономического роста. При этом эксплуатация национальных богатств России и других стран СНГ должна опираться на науку, глубокие знания, новые технологии, современное образование. Таково наше стремление, как главная тенденция, на деле укреплять экономически и технологически интеграционное сотрудничество стран СНГ на пространстве от Балтии до Тихого океана. Это наше намерение не входит в расчеты некоторых кругов. Отсюда вторая тенденция, которая питает сценарии ослабления, изоляции, дезинтеграции Содружества и составляющих его стран. Победа одной или другой тенденции будет прежде всего зависеть от нас, от развития ситуации в странах СНГ. Ресурсы Содружества – стратегический резерв человечества. Это понимаем мы, это понимают и многие наши партнеры: многополярный мир – лучшая форма стабильности на земле. Страны СНГ твердо намерены так использовать свои природные и человеческие ресурсы, чтобы уже в первом десятилетии нового века по основным социально-экономическим и технологическим показателям приблизиться к высшим международным стандартам. Чтобы закрепить свои позиции в мире, нужно выходить на международную арену не поодиночке, а в составе экономически прочно интегрированной организации, каковой должно стать СНГ. Повышение роли регионов в развитии России и всего СодружестваОтличительная черта нашего времени – растущая роль регионов. Регион — не только географическое понятие, но и историческое сообщество граждан. Взаимодействие регионов поверх национальных границ является ускорителем интеграционных процессов. В этом случае интеграция из задачи политиков превращается в дело гражданского общества. Благодаря этому возможно задействовать глубинные токи созидательной энергии, не доступные на общегосударственном уровне. Для России это особенно важный вопрос, так как в процессе федерализации регионы становятся центральным звеном государственного регулирования реформ. Опыт Совета Федерации доказал, что необходимо скоординировать интеграционную и региональную политику. Субъекты Федерации получили значительные полномочия на развитие внешнеэкономической деятельности. А это создает нередко новые проблемы для формирования будущего Союза в силу неопределенного статуса межрегиональных связей в системе международного сотрудничества. Многие трудности внешнеэкономического взаимодействия и регионального сотрудничества связаны с отсутствием у России достаточно эффективной и продуманной региональной политики. Российские регионы в настоящее время оказались неподготовленными в правовом отношении к самостоятельному решению вопросов внешнеэкономического сотрудничества даже со странами СНГ. Соглашения субъектов Федерации с зарубежными партнерами по действующему законодательству не относятся к международным договорам и не регулируются международным правом. На практике намерения субъектов Федерации заключить соглашение должны согласовываться с соответствующими федеральными органами. Процедурно этот механизм не отработан. Ряд регионов пытается решить эти проблемы путем двусторонних договоров с федеральными органами государственной власти о взаимном делегировании полномочий. Многие субъекты Федерации кроме участия в выполнении межправительственных соглашений имеют договоры о хозяйственных связях со странами СНГ и их регионами на двусторонней основе. В выборе и реализации оптимальной модели экономического сообщества СНГ и ее воплощении возможны варианты, различные формы взаимодействия, осуществляемые с учетом складывающихся реалий. В качестве примера можно привести быстрый рост межрегиональных связей России и Беларуси. В 1997 г. число российских регионов, участвовавших во взаимных поставках в Беларусь и обратно, увеличилось с 37 до 79, т.е. более чем в 2 раза, а торговый оборот между российскими и белорусскими регионами вырос на 40%. Думаю, что этот опыт следует внимательно изучить и применить на практике. В последнее время многие регионы России все более уверенно выходят на траекторию роста, в том числе и территории, до недавнего времени считавшиеся депрессивными. Пользуясь правом, предоставленным Конституцией, российские регионы активно включаются в международное сотрудничество. Их заинтересованными партнерами являются десятки регионов Германии, Франции, Испании, скандинавских государств. Одним словом, в последнее время в регионах и странах СНГ стали все более сознавать, что в одиночку не выжить. Интеграция, создание финансово-промышленных групп, устранение таможенных и пограничных барьеров, выработка единых подходов к перемещению человека, денежных масс, товаров и услуг в свободном межрегиональном и межгосударственном пространстве – вот что выходит на первый план в реформах стран СНГ. Интегрироваться стремятся не только политики, но и предприниматели и банкиры. Ведь от 40 до 70% национальных капиталов принадлежит сегодня частным лицам. В целом Второй Петербургский экономический форум явился хорошей и эффективной коллективной мозговой атакой. В результате подготовлены и приняты многие обстоятельные программы, документы, рекомендации, направленные на то, чтобы вывести Россию и страны СНГ на путь стабильного и прогнозируемого роста. Теперь самое основное — практические дела, неординарные позитивные меры. В основе статьи лежит выступление Егора Строева на Втором Петербургском экономическом форуме 17-19 июня 1998 г.
|
РСМД :: Россия и страны СНГ: «взросление» отношений
Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.
Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.
Вопреки надеждам одних и страхам других, за распадом СССР, в отличие от крушения Российской империи в 1917 г., не последовал процесс имперской реставрации в новом обличье. Два десятилетия спустя все бывшие советские союзные республики не только сохранили свою государственность, но сумели вписаться в мировое сообщество.
Вписалась в мировое сообщество и современная Россия – Российская Федерация. Распад СССР не продолжился уже в пределах РФ. Хотя и не без труда, Россия в 1990-е – начале 2000-х гг. консолидировала свою государственную территорию. Военным, а затем политическим путем была решена проблема чеченского сепаратизма, дипломатическим путем улажены отношения с Татарстаном, правовым путем была обеспечена супрематия Конституции РФ на всей ее территории. Несмотря на частые утверждения об «искусственном характере» нынешних границ РФ, эти границы в основном совпадают с рубежами России 1650 г. – до присоединения Украины и петровских завоеваний. Эту же территорию Россия сохранила и в период предыдущего распада империи в 1917-1918 гг.
Выход из имперского существования – всегда длительный и болезненный процесс. Необходимость выстраивать отношения с бывшими колониями или имперскими окраинами – сложный вызов для бывших метрополий. Применительно к Российской Федерации ряд факторов облегчают эту задачу, но ряд других делают ее более сложной.
К позитивным факторам относится прежде всего то, что распад СССР – по сравнению с распадом Французской, Португальской, даже Британской империй — носил в целом мирный и «малокровный» характер. Главная причина этого – в том, что сама Россия, точнее, ее элита, стала инициатором демонтажа империи. К этому вела логика борьбы общества против всевластия КПСС, ассоциировавшейся с «союзным Центром». Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. – раньше, чем какая-либо союзная республика, за исключением прибалтийских. Год спустя состоялись всенародные выборы Президента РСФСР.
К выходу из состава СССР подталкивали и претензии других союзных республик: Россия устала быть донором. Прагматический расчет указывал: основные ресурсы сосредоточены на территории России, основными адресатами союзных дотаций являются окраинные республики. Наконец, стремясь заручиться поддержкой других республик в противостоянии с союзным Центром, руководство РСФСР отказалось от неформального статуса «старшего брата» в советской «семье народов» и провозгласило курс на выстраивание отношений с другими республиками как равноправными государствамии. Так был реализован известный лозунг XIX века – «За вашу и нашу свободу!»
Распад СССР произошел мирно и добровольно. Представители республик, составивших в 1922 г. Советский Союз, договорились в Беловежской пуще о роспуске союза. Президент СССР вскоре после этого добровольно подал в отставку. Он передал символы верховной власти – ядерный чемоданчик и Кремлевскую резиденцию — президенту России. Особо следует выделить роль командования Вооруженных Сил СССР, согласившегося с роспуском Союза и разделом армии и флота.
Российская Федерация с самого начала признала новые государства в границах, совпадавших с административными границами союзных республик – несмотря на то, что за пределами этих границ оказалось около 25 млн. этнических русских, в ряде случаев проживавших компактно на обширных территориях. Особенно тяжело стояли вопросы об Украине, Крыме, Севастополе, Черноморском флоте. Российское руководство воздержалось от претензий в отношении Украины, чтобы избежать конфликта с республикой, еще обладавшей частью советского ядерного арсенала.
В первое десятилетие становления новой России (1990-е гг.) страна была сосредоточена на решении своих внутренних проблем, а во внешней политике – на выстраивании отношений с Западом. Российской Федерации было крайне важно сохранить правопреемство по отношению к СССР (и Российской империи), место в Совете Безопасности ООН, полный контроль над ядерным потенциалом СССР. Для того, чтобы занять на международной арене нишу бывшего СССР, Москва приняла на себя ответственность за долги Союза и взяла под контроль его активы и воинские формирования, расположенные за рубежом.
Появившийся в момент распада СССР термин «ближнее зарубежье» обозначал не временный характер независимости новых государств, как подозревали на Западе, а отражал формирование отношения к ним как к подлинно суверенным государствам.
Государства, возникшие на месте бывшего СССР, оставались реально на периферии внешней политики РФ. Появившийся в момент распада СССР термин «ближнее зарубежье» обозначал не временный характер независимости новых государств, как подозревали на Западе, а отражал переход от отношения к бывшим республикам как к окраинам единой страны к отношению к ним как к подлинно суверенным государствам. Политическая и психологическая адаптация потребовала нескольких лет. Поворотным пунктом стал «большой договор» с Украиной (1997 г.), закрепивший нынешнюю российско-украинскую границу. Фактически этот договор стал окончательным признанием со стороны Москвы независимости Украины.
Созданное в момент роспуска СССР Содружество независимых государств (СНГ) с самого начала стало не площадкой для реинтеграции новых государств вокруг бывшей метрополии, а, наоборот, инструментом совместного выхода из имперского состояния и фактором становления новых государств, укрепления их независимости. Согласившись на формат равноправного тесного общения без жестких обязательств, Россия фактически помогла новым государствам встать на ноги.
СНГ способствовал смягчению – в том числе в общественном сознании – шока от распада СССР. Между бывшими республиками сохранялась открытость границ. Вплоть до 1993 г. денежной единицей стран СНГ являлся российский рубль. Сохранялись значительные российские дотации на энергоносители и сырье, поставляемые новым независимым государствам. Россия использовала механизмы СНГ для тушения – силами российской армии и усилиями российской дипломатии — этнических конфликтов, вспыхнувших в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Карабахе, в Таджикистане. В то же время эффективность собственно структур СНГ, исполняемость решений организации оставались крайне низкими.
Во втором десятилетии (2000-е гг.) Россия стала проводить более прагматический курс в отношении соседей. Термин «ближнее зарубежье» выпал из оборота. Москва сосредоточилась в основном на содействии экспансии российского капитала, проецировании политического влияния, закреплении культурного присутствия на территории новых государств. На смену идеи империи пришла идея России — великой державы.
Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования поставок российских энергоносителей в страны СНГ.
При внешнем сходстве между двумя этими понятиями существуют важные отличия. Если империя – как Российская, так и советская – заботилась не столько о процветании метрополии (ее как таковой в России не было, если не считать столицы – Петербург, а затем Москву), сколько о поддержке и развитии окраин и подконтрольных стран, то великая держава сосредоточена прежде всего на укреплении собственной мощи и влияния во внешнем мире.
Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования поставок российских энергоносителей в страны СНГ. Политика «Газпрома», направленная на максимизацию прибыли, была полностью поддержана российским государством. Результатом стал демонтаж «имперских преференций» в экономических отношениях России с бывшими республиками. Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения и Грузия – при всем различии политических отношений между каждой из этих стран и Россией – перестали быть «ближним зарубежьем» и стали для Москвы «просто» заграницей.
Несмотря на безусловное признание независимости бывших окраин и первостепенное внимание к экономическим вопросам, российское руководство стремилось исключить где-либо на пространстве СНГ преобладающее влияние третьих держав.
Уже с середины 1990-х гг. Москва столкнулась с экономическим и политическим проникновением в Каспийский регион США и европейских стран, попытками Турции распространить влияние в Азербайджане т тюркоязычных республиках Центральной Азии, стремлением политических сил в Бухаресте реализовать идею «великой Румынии» и т. д. В этих условиях Москва обозначила «красные линии», нарушение которых она рассматривала как угрозу безопасности страны. Речь шла о вступлении стран СНГ в НАТО, размещении на их территории иностранных военных баз и о применении этими странами военной силы без санкции Москвы.
В начале 2000-х гг. эти «красные линии» подверглись проверке. Москва скорректировала свой подход, согласившись после 11 сентября 2001 г. с размещением американских военных баз на территории Узбекистана и Киргизии. При этом особо подчеркивалось, что приход американских военных в Центральную Азию связан с необходимостью проведения антитеррористической операции в Афганистане и носит, таким образом, чрезвычайный, временный характер. Российское руководство также решило не считать угрозой безопасности РФ нахождение американских военных инструкторов в Грузии в рамках программы обучения и перевооружения грузинской армии.
Наиболее серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали цветные революции в Грузии, Украине и Киргизии.
Реакция руководства России на вторую после окончания «холодной войны» волну расширения НАТО была также сдержанной. Оказавшись не в состоянии в 1999 г. предотвратить присоединение к Северо-Атлантическому альянсу Польши, Чехии и Венгрии, Москва приняла к сведению вступление в НАТО в 2004 г. Латвии, Литвы и Эстонии. В практическом плане больше проблем возникло у России – учитывая эксклавное положение Калиниграда — в связи с одновременным вступлением трех балтийских государств в Европейский Союз. С момента, когда Государственный совет СССР санкционировал выход Прибалтики из состава Советского Союза, эти страны не рассматривались в качестве субъектов или объектов интеграционных проектов, инициировавшихся Москвой. На балтийском направлении Россия стремилась прежде всего к защите своей безопасности, экономических интересов и обеспечению гражданских и политических прав русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, не получивших автоматически гражданства новых государств.
Наиболее серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали т.н. цветные революции в Грузии (2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005 г.). «Цветные» революции виделись из Москвы в виде заговоров США и местных проамериканских сил с целью смены режимов в странах СНГ и замены прежних правителей активными прозападными деятелями. Как минимум, такие перевороты сокращали объем влияния РФ в странах СНГ; как максимум, они расценивались как репетиции для «главной» цветной революции – в самой России. Такие опасения были особенно сильны в Москве в начале 2005 г. В то же время каждая «цветная» революция имела собственные геополитические последствия.
«Тюльпановая» революция в Киргизии открыла перспективу дестабилизации не только этой небольшой страны, но и всего региона Центральной Азии. Вскоре после свержения лояльной Москве власти в Бишкеке произошел мятеж в Андижане, угрожавший «взорвать» Ферганскую долину и воодушевить радикал-экстремистов, выступления которых в Узбекистане и Киргизии были с большим трудом подавлены местными силовиками в 1999-2000 гг.
«Оранжевая» революция в Украине открыла перед Москвой другую перспективу – расширения НАТО вплоть до границ РФ. В начале 2008 г. украинское руководство при поддержке США обратилось с просьбой о предоставлении Киеву т.н. Плана действий по членству в НАТО. Хотя на Бухарестском саммите альянса благодаря позиции Германии и Франции такой план Украине (и Грузии) предоставлен не был, страны НАТО официально пообещали Киеву и Тбилиси место в своих рядах. Это решение спровоцировало опасный рост напряженности в отношениях России и США, а также между РФ и Украиной.
Наконец, «революция роз» в Грузии привела уже в 2004 г. к применению грузинской стороной силы в конфликтных ситуациях, в которых Москва выступала в качестве главного миротворца. К лету 2008 г. – на фоне бухарестского решения — напряженность вокруг Южной Осетии и Абхазии достигла пика. Попытка президента Грузии Михаила Саакашвили – при фактическом попустительстве администрации Джорджа Буша в Вашингтоне — силовым путем решить грузино-осетинский конфликт привел к войне между Россией и Грузией.
Пятидневная августовская война стала самым опасным событием на постсоветском пространстве с момента распада СССР: открылась перспектива конфликта в Крыму и даже прямого столкновения между РФ и США. В Москве на высшем уровне было заявлено о готовности к новой «холодной войне», при этом страны СНГ были обозначены как сфера привилегированных интересов Российской Федерации.
Нового противостояния, однако, не последовало. В сентябре 2008 г. мировой финансово-экономический кризис переключил внимание всех государств на проблемы экономики. На президентских выборах в США в ноябре победил кандидат демократов Барак Обама, резко критиковавший внешнюю политику Дж.Буша. В 2009 г. в российско-американских отношениях произошла т.н. перезагрузка, позволившая ослабить напряженность и перейти к практическому сотрудничеству в зонах совпадающих интересов. Ситуацию на Кавказе, где Москва вскоре после войны с Грузией признала независимость Абхазии и Южной Осетии, удалось вывести за скобки в отношениях между РФ, с одной стороны, и США, НАТО и ЕС, с другой. В Украине на президентских выборах 2010 г. победил кандидат Партии регионов Виктор Янукович, который в законодательном порядке закрепил внеблоковый статус Украины. Как и в отношении Грузии после войны 2008 г., вопрос о членстве Украины в НАТО утратил актуальность.
В начале третьего десятилетия (2010-е гг.) руководство России сочло возможным перейти к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал Таможенный союз трех стран – Белоруссии, Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики этих стран образуют Единое экономическое пространство. Интеграционные усилия в рамках ТС оказались не бесплодными, так как основываются на реальных экономических интересах. Создание ЕЭП, однако, предполагает такую степень открытости национальных экономик, свободы передвижения капиталов и гарантий прав частной собственности, которая до сих пор отсутствует в Белоруссии. Это обстоятельство может стать серьезным тормозом или даже непреодолимым препятствием в процессе интеграции Белоруссии в ЕЭП.
В России существуют планы еще более глубокой интеграции – формирования на базе ТС и ЕЭП Валютного союза, в рамках которого российский рубль становился бы региональной валютой, обслуживающей огромное пространство между Евросоюзом и Китаем.
Есть стремление двигаться не только вглубь, но и вширь, постепенно включая в зону интеграции страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – т.е., помимо трех стран «интеграционного ядра» (Белоруссии, Казахстана и России), также Армению, Киргизию и Таджикистан. Предпринимаются попытки вовлечь в Таможенный Союз Украину.
Экономическая интеграция сочетается с интеграцией в сфере безопасности. Еще в 1999 г. Договор о коллективной безопасности стран СНГ, подписанный в 1992 г. в Ташкенте с целью главным образом упорядочения раздела военного наследства СССР, был преобразован в Организацию (ОДКБ). В ОДКБ вошли практически те же страны, что участвуют в процессе экономической интеграции: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Узбекистан то выходил из ОДКБ, то возвращался в его состав, но и в этом случае занимал в Организации особое положение. С 2010-х гг. стали предприниматься целенаправленные шаги с целью создания в рамках ОДКБ «союза безопасности» для тесной координации политики в соответствующих областях и создания интегрированных сил для действия в различных ситуациях.
Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед.
Осенью 2011 г. Владимир Путин выдвинул идею т.н. Евразийского союза. Речь идет о создании на большей части пространства СНГ центра силы с интегрированной экономикой, единой системой обороны и безопасности и общим гуманитарным пространством. Моделью Евразийского интеграционного проекта называется Европейский союз. В этой связи планируется создание наднациональных органов управления, начиная с экономической области.
Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед. Экономическая интеграция в рамках Таможенного союза является успешной и может стать основой для начала формирования Единого экономического пространства. Но уже на этой стадии необходимо иметь в виду: создание ЕЭП с полноценным участием Белоруссии невозможно в условиях существующего политического режима в Минске. Еще больше проблем с Валютным союзом. Не ясно, идет ли речь о рубле как об общей валюте участвующих в союзе стран, наподобие евро, или же о придании российскому рублю функции общей валюты, наподобие доллара. Соответственно, непонятно, кто будет обладать правом эмиссии денег в рамках ВС.
Геополитические амбиции не должны игнорировать экономические интересы и политические реалии
Поспешное расширение зоны экономической интеграции может не только создать трудности для стран-основателей ТС и ЕЭП, но и подорвать доверие ко всему проекту. Очевидно, что Киргизии и Таджикистану предстоит пройти большой и трудный путь, чтобы обеспечить экономические и политические условия, сопоставимые с казахстанскими. Еще более разрушительным может стать стремление во что бы то ни стало включить в интеграционный процесс Украину. Для любой конфигурации власти в Киеве интеграция с Россией – это, в конечном счете, подчинение Москве. Даже если то или иное украинское правительство согласится – по тактическим соображениям – присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, такое решение может быть оспорено и изменено следующим правительством.
Для каждого из государств СНГ независимость означает, прежде всего, независимость от России
Таким образом, геополитические амбиции не должны игнорировать экономические интересы и политические реалии. Российская Федерация стремится – посредством интеграции – обрести новое равновесие и занять более высокое место на ставшей уже глобальной арене. Другие государства и их элиты преследуют свои цели, отчасти идущие в русле российских, отчасти нет. Поэтому, встав на путь интеграции, необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, в любом интеграционном проекте должен быть донор, и в Евразийском проекте таким донором является Россия. Во-вторых, для каждого из государств СНГ независимость означает, прежде всего, независимость от России. И ей они не готовы поступиться.
Главное для России в начале XXI столетия – запуск успешной национальной модели развития
Из сказанного следует необходимость поддержания баланса между амбициями и ресурсами, вложениями и приобретениями. Критерием при этом могут служить лишь национальные интересы самой РФ. Главное для России в начале XXI столетия – это не создание геополитической конструкции, а преодоление собственной отсталости, запуск успешной национальной модели развития. Очевидны в этой связи первостепенная значимость внешних ресурсов модернизации и неуклонное следование принципу стратегической самостоятельности. Интеграция со странами СНГ может принести существенную экономическую выгоду; а необходимость надежного обеспечения безопасности по периметру границ РФ – прежде всего от новых вызовов — очевидна.
Традиционный территориальный императив – поиск геополитических балансов с соседями и конкурентами — требует переосмысления.
Помимо полноформатной интеграции со странами СНГ, России требуются экономическая интеграция с Европейским союзом, политическое сотрудничество с ним, а также формирование единого пространства безопасности в Евро-Атлантике, т.е. прежде всего демилитаризация отношений с США, тесное и сбалансированное сотрудничество с Китаем и реализация себя в качестве Евро-Тихоокеанской державы. В XXI веке у российской внешней политики много дел.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Товарооборот между Россией и странами СНГ в январе-сентябре вырос на 7% до $73 млрд — Бизнес и экономика
МОСКВА, 24 ноя. /ТАСС/. Объем товарооборота между Россией и странами СНГ в январе-сентябре 2022 года вырос на 7% в годовом исчислении и составил $73 млрд, сообщили ТАСС в пресс-службе Минэкономразвития России.
«В январе-сентябре текущего года объем товарооборота между Россией и странами СНГ увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил $73 млрд. Основная часть товарооборота пришлась на трех основных партнеров России в СНГ: Беларусь — $31 млрд (+9%), Казахстан — $20 млрд (+9%) и Узбекистан — $6 млрд (+36%)», — цитирует замминистра экономического развития Дмитрия Волвача пресс-служба министерства. соглашений между регионами России и регионами стран СНГ
Одним из актуальных направлений сотрудничества он назвал туризм.По его словам, туризм имеет огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса, создания рабочих мест, развития самозанятость населения, что в конечном итоге обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие стран СНГ.
«Помимо расширения торгово-экономических связей регионы России и стран СНГ делают особый акцент на контактах в гуманитарной и образовательной сферах», — сказал Вольвач.
Заместитель министра также предложила странам СНГ актуализировать свою концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества с учетом текущей мировой ситуации и не забывая о развитии туристической индустрии.
Метки
Торговля и сотрудничество
Минфин рассматривает варианты обмена замороженных активов иностранных и российских инвесторов
Сообщается, что в рамках рассмотрения вариантов ее решения необходимо проверить объем замороженных активов и получить соответствующие подтверждения в целях обеспечения что интересы российских и иностранных инвесторов соблюдаются
Подробнее
Российский дипломат призывает страны G7 оценить глобальный ущерб, нанесенный ими за последние 25 лет
Эти страны нанесли ущерб «на нескольких континентах», подчеркнула Мария Захарова
Подробнее
Мэр Киева заявил, что украинская столица находится в окружении
Виталий Кличко признал, что столичные власти не полностью контролировали добровольческие батальоны территориальной обороны, которые обеспечены оружием
Подробнее
Российская делегация прибыла в Беларусь для переговоров с украинцами
Российская делегация готова начать переговоры с Украиной в Гомеле, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков
Подробнее
Лукашенко заявил, что Путин обещает расценить нападение на Беларусь как нападение на Россию
Белорусский лидер указал, что НАТО быстро наращивает силы на границе с Беларусью в Польше и в странах Балтии
Подробнее
Лавров сообщил Чавушоглу, что Москва готова к урегулированию украинского кризиса — МИД
Министр иностранных дел России информирует высокопоставленного турецкого дипломата об операции России в Донбассе
Подробнее
Киевская делегация прибыла на границу Беларуси для переговоров с Россией — Офис президента
«Ключевой вопрос переговоров — немедленное прекращение огня и вывод войск с территории Украины», — говорится в сообщении
Подробнее
Евросоюз закрывает воздушное пространство для России — документ
Однако компетентные органы могут разрешить воздушному судну совершить посадку, взлет или пролет в гуманитарных целях или в любых других целях, соответствующих целям настоящего правила
Читать дальше
Российские войска встречают с флагами в Мелитополе Украины
Министерство обороны России заверило, что российские войска не нацелены на украинские города, а ограничиваются нанесением точечных ударов и выводом из строя украинской военной инфраструктуры
Читать далее
Обзор прессы: Почему Путин привел ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности, а освобождение Донбасса продолжается
Главные новости российской прессы за понедельник, 28 февраля
Подробнее
Франция увеличит военную помощь Украине, ужесточит антироссийские санкции
Президент Франции Эммануэль Макрон полон решимости принять «меры по замораживанию финансовых активов» российских общественных деятелей на национальном уровне
Подробнее
Западная политика санкций ведет к «третьей мировой войне» — Лукашенко
Он подчеркнул, что белорусские высокотехнологичные предприятия могут помочь России получить заменители западных и азиатских микросхем
Подробнее
Россия может национализировать имущество граждан США, ЕС в ответ на санкции — Медведев
Он отметил, что России угрожают арестами активов российских граждан и компаний за рубежом — «просто так, без всяких санкций», «в ковровая мода», «назло»
Подробнее
Основные боестолкновения российской армии на Украине идут с неонацистами – Путин
Президент РФ подчеркнул, что украинские националисты играют роль «заградотрядов» армии
Подробнее
Украинские катера атакуют корабли, эвакуирующие украинских военнослужащих, сдавшихся на острове Змеиный
Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков добавил, что катера могли наводиться американскими беспилотниками
Подробнее
Южные Курилы, оккупированные Россией, Японией Официальные утверждения МИД
В последние годы японские власти воздерживались от термина «оккупация», вместо этого предпочитая говорить, что «эти острова находятся под суверенитетом Японии»
Подробнее
Иметь ядерное оружие в Украине было бы «золотой мечтой» США — дипломат
Мария Захарова напомнила, что Италия и многие другие страны обладают ядерным оружием США, но не имеют к нему доступа
Подробнее
Украинский кризис спровоцировало игнорирование Западом преступлений неонацистов — спецпредставитель в ООН
Василий Небензя подчеркнул, что западные страны, участвовавшие в воскресном заседании Совбеза ООН, «не сказали ни слова сочувствия жителям Донбасса»
Подробнее
ФСБ предотвратила теракт в Калужской области России
Спланировано по заказу террористической организации «Исламское государство»
Подробнее
Подробнее
ВСУ за сутки обстреляли девять населенных пунктов — миссия ЛНР
Теракты уничтожены дом в городе Первомайск, добавлена миссия
Подробнее
Пекин заявляет, что Россия не нуждается в военной поддержке Китая в операции на Украине
Китайский дипломат отметил, что позиция Пекина в этом вопросе отличается от взглядов американского руководства
Подробнее
У России остались друзья в мире — российский дипломат
Мария Захарова в интервью программе «Вечер» с Владимиром Соловьевым на канале Россия-1
Подробнее
Обзор прессы: Путин начинает операцию о денацификации Украины и ее экономических последствиях
Главные новости российской прессы за пятницу, 25 февраля
Подробнее
Лидеры киевского режима будут неотвратимо наказаны — Минобороны России
Гражданскому населению ничего не угрожает, заявили в Минобороны
Подробнее
Байден говорит, что альтернативой санкциям против России будет Третья мировая война
«Россия заплатит серьезную цену за эту краткосрочную и долгосрочную перспективу, особенно на долгосрочную перспективу», — подчеркнул лидер США
Подробнее
Запад покрывал преступления киевского режима, которые привели к трагедии на Украине, говорит Лавров
«В течение всего этого периода население ДНР и ЛНР подвергалось издевательствам, многолетним обстрелов со стороны киевского режима, открыто взявшего курс на русофобию и геноцид», — отметил высокопоставленный российский дипломат. 0003
Подробнее
Сдавшиеся украинские войска подтверждают планы Киева о массированном наступлении на Донбасс — ДНР
Российская спецоперация была очень своевременной, отметил заместитель начальника Народной милиции ДНР Эдуард Басурин
Подробнее
Зеленский принимает предложение Путина, готов к мирным переговорам
По словам его пресс-секретаря Сергея Никофорова, ведутся консультации о месте и времени переговоров
Подробнее
Россия, Украина должны разработать дорожную карту и прийти к единой позиции — официальный представитель России
По словам помощника президента РФ Владимира Мединского, российская делегация выехала в Гомельскую область для переговоров с украинской стороной
Подробнее
Россия способна о принятии мер по смягчению ущерба от санкций — Кремль
Дмитрий Песков подчеркнул, что у России «есть все возможности и потенциал для этого»
Подробнее
Турция раскрывает перспективы прохода российских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что Турция и по сей день неукоснительно соблюдает Конвенцию Монтрё
Подробнее
Украина предложила Гомель в качестве площадки для переговоров с Россией, Кремль заявляет
Россия не будет приостанавливать военную операцию на Украине в ходе переговоров с украинской стороной официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил
Читать далее
Путин ввел в силах сдерживания России «режим спецслужбы»
Президент России подчеркнул, что страны Запада также предпринимают недружественные действия против России в экономической сфере
Подробнее
Украинский гарнизон на Змеином острове сдается ВС РФ — Минобороны
82 украинских военнослужащих сложили оружие и добровольно сдались ВС РФ
Подробнее
Российско-украинские переговоры начнутся в понедельник утром — источник
Причина — материально-техническое обеспечение украинской делегации, сказал источник
Подробнее
Начало переговоров Москва-Киев в 12:00 по московскому времени — полпред
По словам главы российской делегации Владимира Мединского, украинская делегация опоздала из-за сложной логистики
Подробнее
Банк России увеличивает ключ на 10,5 п. п. до 20%
Внешние условия для российской экономики резко изменились, отметил регулятор
Читать далее
Жилой дом в Киеве поражен ракетой ПВО – источник Минобороны России
По данным источника, после потери аэродрома в Гостомеле украинские военные передислоцировали три пусковые установки «Бук-М1» для усиления обороны аэропорта Жуляны
Подробнее
Минобороны России сообщает о потерях среди российских военнослужащих во время операция
Конашенков также сообщил, что несколько российских солдат взяты в плен
Подробнее
Премьер-министр Израиля предлагает Путину посредничество в Украине — Кремль
Телефонный разговор состоялся по инициативе Израиля
Подробнее
Западные страны согласились отключить российские банки от SWIFT «жесткие финансовые санкции» в отношении России
Подробнее
Авиация России завоевала превосходство в воздухе над всей Украиной — Минобороны
Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков подчеркнул, что «с начала операции Вооруженные Силы России поразили 1114 объектов военной инфраструктуры Украины
Подробнее
Контакты Россия-ЕС официально не прерваны — дипломат
В пятницу Комитет министров Совета Европы принял решение лишить Россию права представительства в Комитете министров и в ПАСЕ
Читать подробнее
Россия готова показать, что значит настоящая декоммунизация для Украины — Путин
Современная Украина полностью создана коммунистической Россией, сказал Путин0003
Выпущено 20 ракет
Подробнее
Россия взяла под свой контроль Запорожскую АЭС, заявляет Минобороны
Рабочие АЭС продолжают обслуживать объекты
Подробнее
Зеленский спешно бежал из Киева, спикер Госдумы РФ утверждает
«Он бежал во Львов со своим окружением, где ему и его помощи предоставили жилье», сказал спикер
Подробнее
85% сербов всегда будут поддерживать Россию, что бы ни случилось — Президент Вучич
Сербия всегда поддерживала целостность Украины, заявил Президент Сербии
Подробнее
ООН не может создать условия для приезда российской делегации на мероприятие в Женеве — дипломат
Это ответ Генерального секретаря ООН, сказала Мария Захарова
Читать подробнее
Президент Лукашенко исключает наличие ядерного оружия в Беларуси
По сообщению БЕЛТА, Лукашенко назвал подобные домыслы «фейками»
Подробнее
Российские войска нанесли точечный ракетный удар по военной инфраструктуре Украины
Вооруженные силы России уничтожили более 800 объектов украинской военной инфраструктуры
Подробнее
Грузы в Россию и СНГ (бывший СССР) следующие страны:
Россия
Россия, официально известная как Россия и Российская Федерация, является страной в северной части Евразии. Россия граничит со следующими странами (с северо-запада на юго-восток): Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой (через Калининградскую область), Польшей (через Калининградскую область), Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, и Северной Корее. Имеет морские границы с Японией (по Охотскому морю) и США (по Берингову проливу).
Порт
- Порт Санкт-Петербург
- Калининград
- Новороссийск
- Порт Мурманск
- Владивосток
- Находка
- Петропавловск – Камчатский
- Порт Восточный
Подробнее о России – Википедия, бесплатная энциклопедия
Украина
Украина – страна в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке; Беларусь на севере; Польша, Словакия и Венгрия на западе; Румыния и Молдова на юго-западе; и Черное море и Азовское море на юге.
Порт
- Порт Одесса
- Ильичевск
Подробнее об Украине – Википедия, бесплатная энциклопедия
Казахстан
Казахстан, официально Республика Казахстан, азиатская страна, которая занимает девятое место в мире по величине. Это также самая большая в мире страна, не имеющая выхода к морю. Его территория в 2 727 300 км² больше, чем в Западной Европе. Соседствует по часовой стрелке с севера с Россией, Китаем, Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном, а также граничит со значительной частью Каспийского моря.
Узнайте больше о Казахстане – Википедия, бесплатная энциклопедия
Беларусь
Беларусь – не имеющая выхода к морю страна в Восточной Европе, граничащая с Россией на севере и востоке, с Украиной на юге, с Польшей на западе и с Литвой и Латвией на к северу. Его столица — Минск; другие крупные города включают Брест, Гродно, Гомель, Могилёв и Витебск. Сорок процентов территории страны покрыты лесами, а самыми сильными секторами экономики являются сельское хозяйство и производство.
Подробнее о Беларуси – Википедия, бесплатная энциклопедия
Грузия
Грузия — страна в Ближневосточном Кавказском регионе Евразии. Расположенная на стыке Западной Азии и Восточной Европы, она граничит на западе с Черным морем, на севере с Россией, на юге с Турцией и Арменией, на востоке с Азербайджаном.
Порты
1. Поти
Подробнее о Грузии – Википедия, бесплатная энциклопедия
Армения
Армения, официально Республика Армения, горная страна, не имеющая выхода к морю, в Кавказском регионе Евразии. Расположенный на стыке Западной Азии и Восточной Европы[8], он граничит с Турцией на западе, Грузией на севере, де-факто независимыми Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном на востоке, а также с Ираном и азербайджанским эксклавом Нахчыван. к югу.
Подробнее об Армении – Википедия, бесплатная энциклопедия
Азербайджан
Азербайджан, формально Азербайджанская Республика, страна в Кавказском регионе Евразии. Расположенный на пересечении дорог Восточной Европы и Западной Азии[4], он омывается Каспийским морем на востоке, Россией на севере, Грузией на северо-западе, Арменией на западе и Ираном на юге. Эксклав Нахичевань граничит с Арменией на севере и востоке, с Ираном на юге и западе, а на северо-западе имеет короткую границу с Турцией. Собственно Нагорно-Карабахский регион на юго-западе Азербайджана провозгласил себя независимым от Азербайджана в 1991, но не признан ни одним народом и считается законной частью Азербайджана.
Подробнее об Азербайджане – Википедия, бесплатная энциклопедия
Киргизия
Кыргызстан официально Кыргызская Республика является одним из шести независимых тюркских государств вместе с Турцией, Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Расположенный в Центральной Азии, не имеющий выхода к морю и гористый, Кыргызстан граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном на западе, Таджикистаном на юго-западе и Китайской Народной Республикой на востоке. Его столица и крупнейший город – Бишкек.
Подробнее о Киргизии – Википедия, бесплатная энциклопедия
Туркмения
Туркменистан, также известный как Туркмения, является одним из тюркских государств в Центральной Азии. До 1991 года это была республика в составе Советского Союза, Туркменская Советская Социалистическая Республика (Туркменская ССР).