Произведение лескова левша это: Произведение лескова левша это — КГБУЗ Горбольница №12

«Левша» Лескова — сказ, повесть, рассказ? Вопрос о жанре

Поездка Левши в Англию.
Художники Кукрыниксы

«Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») является одним из самых известных произведений великого русского писателя Н. С. Лескова.

Можно ли называть «Левшу» Лескова не только сказом, но и рассказом или повестью? В этой статье мы рассмотрим данный вопрос о жанре «Левши».

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

«Левша» — имитация сказа

К какому жанру принадлежит «Левша» Лескова? Размышления критиков на эту тему вы можете найти в статье Особенности жанра «Левши».

«Левша» является имитацией сказа, так как по своему происхождению это произведение не «зародилось в народе» сотни лет назад. «Левша» — талантливая стилизация под народную легенду. Это дает право использовать в отношении данного произведения такие понятия, как «рассказ» или «повесть». Учитывая объем и структуру сказа о Левше, мы считаем уместным называть его «повестью», в частности на этом сайте.

Как называл «Левшу» сам Лесков?

Сам Лесков определял жанр «Левши» по-разному: «книжечка», «рассказ», «сказ», «цеховая легенда», «повесть», «баснословие», «очерк», «баснословные сказания». Вот несколько цитат самого писателя на эту тему:

«Моя небольшая книжечка «О тульском левше и о стальной блохе» вызвала несколько литературных отзывов…» 
«…нашло, что в моем рассказе народ несколько принижен…» 
«…утверждают, будто сказ о левше есть «легенда старая и общеизвестная».»  (источник: Н. Лесков «О русском Левше. (литературное объяснение)»)
«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе… <…> Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда. ..»  (источник: предисловие Н. Лескова к изданию «Левши» 1882 г.)
«Написалось у меня живо и юмористично три маленькие очерка (все вместе в 2 листа) под одним общим заглавием: «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения». Это картины народного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном).» (источник: Н. С. Лесков — И. С. Аксакову, письмо от 12 мая 1881 г., один из трех очерков, судя по всему, и есть сказ о Левше)

Как называли «Левшу» современники автора?

Современники Лескова, а также литераторы более поздней эпохи называли «Левшу» рассказом и повестью:

«Такими мишурными блестками усыпан весь рассказ…»(источник: А. Л. Волынский «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)
«Рассказ о Левше, действительно, вполне баснословен…»(источник: К. К. Михайловский  «Отклики», том 2, 1904 г. )
«Возьмем, хотя бы, эту повесть о блохе.» (источник: В. Шкловский «Техника писательского ремесла», 1927 г.)
«Критика не оценила рассказ по достоинству…»  (источник: профессор Б. Я. Бухштаб, примечания к «Сказу о Левше», «Собрание сочинений Н. Лескова в 11 томах», том 7, 1958 г.) 

Как называют «Левшу» современные исследователи?

В современной научной литературе сказ о Левше также называют «рассказом» и «повестью». Приводим несколько примеров:

«В данной статье в качестве материала рассматривается рассказ Н.С. Лескова «Левша».» (источник: А. В. Клочков «К вопросу о стратегиях передачи комческого», 2015 г.)  
«Произведениями, иллюстрирующими подобное соотнесение… могут служить повести Н. С. Лескова «Левша» и «Железная воля»…» (источник: Андреа Цинк (доктор филологических наук), статья «Деконструкция национального дискурска в творчестве Н. C. Лескова», 2017 г.)
«Иные грани в осмыслении русско-британских культурных взаимоотношений обнаруживаются в повести «Левша».» (источник: И. Н. Минеева (кандидат филологических наук), статья «Эффект левизны, или отношения Н. С. Лескова с Англией», 2014 г.)

Таким образом, анализ научных публикций показывает, что сказ о Левше именуется по-разному как современных источниках, так и в работах литераторов XIX-XX века.

Смотрите: Все материалы по повести «Левша»

Левша (повесть) | это… Что такое Левша (повесть)?

«Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) — повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».[1]

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Краткое содержание
  • 3 Основные персонажи
  • 4 Художественные особенности
  • 5 Экранизации
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

История создания

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, №№ 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]

Краткое содержание

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году.

[3] Император Александр I во время своего европейского турне посетил Англию, где, в числе прочих диковинок, ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, чтобы превзошло замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице, под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Через некоторое время история стала известна англичанам и они пригласили Левшу посетить свою страну. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша простудился и уже будучи в Петербурге скончался, не получив вовремя квалифицированную медицинскую помощь.

Основные персонажи

  • Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник.
  • Атаман Платов — казачий атаман, генерал от кавалерии.
  • Александр I — русский царь.
  • Николай I — русский царь.

Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он де только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории ее и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

[5]

Повесть «Левша» это пример русского сказа, традиции которого была заложена ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор незнакомый с иностранными словами коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и другие.[6]

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске, в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

[7]

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Экранизации

  • «Левша» — фильм режиссёра Сергея Овчарова (1986)
  • «Левша» — мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано (1964)

Ссылки

  • Текст повести Лескова

Примечания

  1. Биография Н.С. Лескова. (Проверено 7 июня 2009)
  2. Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 7. Предисловие Бухштаб Б. Я. (Проверено 7 июня 2009)
  3. В тексте повести упомянуто «когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»
    то есть около 1815 года.
  4. В реальной истории Николай I, вступил на престол в 1825 году, а Платов скончался в 1818.
  5. Письмо, Н.С. Лесков. 10 июня 1882 г. С.-Петербург.Собрание сочинений в 11 томах. (Проверено 7 июня 2009)
  6. Бухштаб Б. Я. «Сказы о народных праведниках» (Проверено 7 июня 2009)
  7. П.Громов, Б.Эйхенбаум. «Н.С.Лесков. Очерк творчества» (Проверено 7 июня 2009)

Левша

Перейти в конец галереи изображений

Перейти к началу галереи изображений

    Просмотр PDF

    Lieferzeit

    2-3 Tage

    Материалы для проката/исполнения

    Родион Щедрин (Композитор) | Родион Щедрин (либреттист) | Николай Лесков (Автор оригинального текста)

    (Левша)

    Сказка о косоглазом левше из Тулы

    Номер продукта: LS 5561-01

    Издание: Материал с высокими эксплуатационными характеристиками

    Серия: Левша

    Подробная информация о продукте

    Превью/контент мультимедиа

    Аудио:

    лиц

    Представления

    Сортировать по: RelevanceTitle — AscendingTitle — DescendingDate — AscendingDate — Descending Установить восходящее направление

    Отображать:

    5 10 20 30 40 50

  • Родион Щедрин

    Левша

    Левша

    Дирижер: Валерий Гергиев

    28 декабря 2017 г. | Санкт-Петербург (Россия), Мариинский театр — Возобновление

  • Родион Щедрин

    Левша

    Левша

    Дирижер: Валерий Гергиев

    30 мая 2017 г. | Санкт-Петербург (Россия), Мариинский театр

  • Родиона Щедрина

    Левша

    Левша

    Дирижер: Валерий Гергиев

    8 января 2017 г. | Санкт-Петербург (Россия), Мариинский театр

  • Родион Щедрин

    Левша

    Левша

    Дирижер: Валерий Гергиев

    7 июня 2016 г.

    | Санкт-Петербург (Россия), Мариинский театр

  • Родион Щедрин

    Левша

    Левша

    Дирижер: Валерий Гергиев

    14 апреля 2016 г. | Санкт-Петербург (Россия), Мариинский театр — Возобновление

  • Сортировать по: RelevanceTitle — AscendingTitle — DescendingDate — AscendingDate — Descending Установить восходящее направление

    Отображать:

    5 10 20 30 40 50

    Еще из этой серии

    Отзывы

    Будьте первым, кто оставит отзыв об этом продукте.

    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять отзывы. Пожалуйста, войдите или создайте учетную запись.

    Пример использования в обозримом будущем

    Дизайн продукта не может просто предусматривать использование по назначению, но также должен учитывать поведение потребителей. Определить предполагаемое использование продукта можно так же просто, как посмотреть, кто будет использовать ваш продукт.

    19 мая 2015 г.

    «Проблема не в продукте, потребители злоупотребляют им!» Много раз слыша это восклицание, я озадачен этим понятием «неправильного употребления»; дизайн продукта не может просто учитывать предполагаемое использование, но также должен учитывать поведение потребителей. Определить предполагаемое использование продукта можно так же просто, как посмотреть, кто будет использовать ваш продукт. Давайте возьмем в качестве примера демографическую группу, которой часто пренебрегают: левши.

    Это правосторонний мир; как и в случае многих восприятий, однажды внедренных в чью-то голову, может быть трудно перестать замечать, насколько явно «правосторонней» является наша среда. Прорепетируйте в уме обычный распорядок дня. Когда вы выходите из дома утром, с какой стороны двери вы тянетесь, чтобы выйти – с правой? Читая книгу по дороге на работу, держите ли вы книгу в левой руке и листаете страницы правой рукой?

    Зарегистрированный процент левшей по всему миру сильно варьируется в зависимости от источника. Большинство источников говорят о том, что 8-12 % населения земного шара являются левшами. И все же, сколько продуктов, окружающих нас, благоприятствует правшам?

    Ответ может показаться очевидным: используйте правую руку. Ведь во многих ситуациях это возможно. К сожалению, левша во многих ситуациях вынужден использовать неведущую руку; ситуации, которые часто бывают не такими тривиальными. Эта упускаемая из виду проблема принуждения человека к использованию не доминирующей руки может привести к разовым травмам, кумулятивным травмам или дискомфорту от чрезмерного использования, а также к давнему ошибочному представлению о том, что левши неуклюжи или неуклюжи. А ты еще даже не пришел на работу!

    Невозможно разработать дизайн для каждого пользователя или даже для неуловимого «среднего» пользователя. Специалисты Intertek Product Intelligence по развитию человеческого потенциала могут провести предвидимые оценки использования и наблюдательные исследования, чтобы определить, как люди, в том числе дети, пожилые люди или левши, будут использовать ваш продукт предполагаемым и разумно предсказуемым образом. Влияет ли поведение потребителей на ваши процессы разработки продукта? Пожалуйста, оставьте комментарий или вопрос ниже, и один из наших экспертов свяжется с вами.

    Сегодняшним экспертом-блогером является Кэтрин Уитли, которая работает в отделе развития бизнеса в Intertek Product Intelligence, Европа. Кэтрин работает с розничными торговцами и компаниями, выпускающими собственные торговые марки, чтобы убедиться, что у них есть процессы, необходимые для достижения их видения качества, безопасности и производительности продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *