Россия деление на федеральные округа: Административно-территориальное деление России — урок. География, 8 класс.

ПУТИН ПОДЕЛИЛ РОССИЮ НА 7 ОКРУГОВ…

На шестой день после инаугурации Владимир Путин начал реформу системы управления страной.

Поделиться

Твитнуть

На шестой день после инаугурации Владимир Путин начал реформу системы управления страной. Он подписал указ о создании в России 7 федеральных округов. Пока новое административное деление касается только института полномочных представителей президента. Но это, видимо, лишь начало.

Согласно указу, институт полномочных представителей президента России в регионах преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах. При этом из примерно 80 представителей (некоторые из них представляли Кремль сразу в нескольких субъектах Федерации) в должности останется лишь 7.

Именно столько федеральных округов образовано в России.

Административно-президентское деление страны выглядит следующим образом: Центральный федеральный округ, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский (к которому отнесена и Пермская область — ред.), Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Указ, как сообщает президентская пресс-служба, подписан «в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений».

Согласно указу, полномочный представитель является должностным лицом, представляющим президента в пределах соответствующего округа, и обеспечивает на этой территории реализацию конституционных полномочий главы государства. При этом полпред назначается на должность и освобождается от нее исключительно президентом России по представлению руководителя администрации.

Руководители субъектов Федерации не имеют никаких рычагов воздействия на назначение и снятие полпредов. Последние же, само собой, подчиняются и непосредственно подотчетны лишь главе государства.

В задачи полномочного представителя входят организация в своем округе работы по реализации местными органами власти «основных направлений внутренней и внешней политики государства». Кроме того, они наделяются широкими полномочиями по контролю за исполнением решений федеральных органов власти соответствующими территориями. Ну и самое важное — полпреды обеспечивают в федеральном округе кадровую политику президента и регулярно представляют ему доклады об обеспечении округом национальной безопасности, а также сводки о его политическом, социальном и экономическом положении. Фактически они становятся наместниками президента с очень широкими полномочиями, так как положение «об обеспечении кадровой политики» может и будет толковаться «президентской семеркой» предельно широко.

Указ уже вступил в силу.

По данным «Газета.Ru».

Геннадий ИГУМНОВ, губернатор Пермской области (14 мая 2000 года):

— Необходимость указа такого рода явно назрела. Поскольку я еще не изучил досконально этот весьма объемный, насыщенный важными положениями документ, то не берусь давать его обстоятельный анализ. Но сразу бросается в глаза стремление президента найти оптимальное решение: укрепить роль Центра, не посягая в то же время на принципиальные права регионов. Во всяком случае, этот указ не таит никакой опасности для тех глав субъектов Федерации, которые действуют строго в рамках законности. Однако критерием действенности даже самых хороших законов и указов является практика. Поэтому окончательные суждения будут обоснованы с учетом реализации этого указа.

По сообщению

пресс-службы губернатора.

…И ГОТОВИТ РЕФОРМУ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время администрация президента проводит консультации с губернаторами и лидерами политических партий России относительно изменения порядка формирования Совета Федерации. В частности, регионы в СФ могут быть представлены не губернаторами и руководителями законодательных собраний, а избранными представителями.

По данным «Lenta.Ru».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

Твитнуть

Административно-территориальное устройство России 8 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

1.

Административно-территориальное деление России

С древних времен территория многих стран  разделялась на более мелкие части  для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным

Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.


Административно-территориальное деление предусматривает  выделение в каждой части выделение органов государственной власти  и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление , но и не должны быть слишком маленькими — это делает управление неэффективным.

2. Функции административно-территориального деления

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

3.

Деление стран по государственному устройству

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве[Л1]  территориальные единицы подчинены непосредственно центральной  власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1). 

Рис. 1. Типы государственного устройства

4. Субъекты Российской Федерации

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными. Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ,  который дает название данному субъекту  федерации — титульный народ. Правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

5. Изменения в административно-территориальном делении России

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2),

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и  Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

6. Административно-территориальное  устройство России

Среди субъектов Федерации  выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России  все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности.  В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область,  2 города федерального значения[Л4]  – Москва и Санкт-Петербург.

7. Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  — контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов

(см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

 

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.

 

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

 

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России (Источник).

 

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России (Источник).

 

[Л1]Унитарное  — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2]Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3]Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4]Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

федеральных округов России как инструмент внутренней колонизации Москвы

Публикация: Eurasia Daily Monitor Том: 15 Выпуск: 105

Автор: Вадим Штепа

16 июля 2018 г. 16:54

(Источник: Quora)

В конце июня 2018 года президент Владимир Путин назначил шесть полномочных представителей для управления так называемыми «федеральными округами» России (РБК, 26 июня). Четверо были пережитками, остальные – новыми назначенцами. Но все они, что примечательно, имели тесные связи с кремлевской бюрократией или «силовыми министерствами» (9).0015 силовики

). В мае Путин отдельно переназначил полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе; а имя главы Приволжского округа — в 2011 году.

В России восемь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их создание стало первым управленческим решением новоизбранного Президента Путина в мае 2000 года, хотя округа как институт Конституцией РФ не предусмотрены. Их географическая протяженность во многом повторяла размеры семи военных округов России (Северо-Кавказский федеральный округ был выделен из Южного округа в 2010 году).

Федеральные округа и президентские полпреды были созданы для осуществления контроля Кремля над губернаторами регионов и главами республик, которые в 2000 году еще свободно избирались населением. Однако даже после того, как в 2004 году Путин взял на себя полномочия по назначению губернаторов, федеральные округа сохранились. И они продолжали функционировать после номинального возобновления выборов губернаторов в 2012 г. (см. EDM, 20 ноября 2017 г.).

В ведении каждого из восьми полномочных представителей федеральных округов находится до 100 сотрудников, включая «главных федеральных инспекторов», работающих непосредственно в регионах. Все эти чиновники получают высокие зарплаты кремлевских служащих, потому что официально относятся к аппарату президента. Как правило, они не имеют предварительных связей с территориями, которые им поручено контролировать. На практике это часто означало низкий интерес к инициативам регионального развития (см. ниже). Скорее, их главная задача — контролировать и обеспечивать выполнение приказов Кремля на региональном уровне.

Таким образом, они представляют собой идеал путинской «вертикали власти» — никоим образом не зависящей от избирателей (см. ЭДМ, 17, 20 ноября 2017 г.).

При их введении федеральные округа были встречены всеобщим одобрением. Они казались разумным способом управления огромной территорией России: «золотая середина» между кремлевским централизмом и административным делением России на 85, часто мелких, субъектов федерации. Известный урбанист Вячеслав Глазычев выразил надежду, что федеральные округа станут эффективной основой развития страны (Глазычев, 2004).

Однако с самого начала начали появляться доказательства того, что такие надежды неуместны. В 2000 году журналисты регионов Северо-Западного федерального округа предложили создать межрегиональные СМИ. Эти регионы (к которым относятся Санкт-Петербург, Республика Карелия, Мурманск и Великий Новгород) взаимосвязаны экономически и культурно, но отчуждены друг от друга в медийном смысле; даже сегодня у них нет совместных телеканалов и газет.

Однако руководство района отказалось поддержать проект, заявив, что в нем нет необходимости.

Неспособность или незаинтересованность полпредов в развитии более тесных связей между регионами, входящими в их округ, сохраняется и по сей день. Юрий Трутнев, которого российские СМИ называют одним из самых влиятельных полпредов Путина, возглавляет Дальневосточный федеральный округ с 2013 года; он был повторно назначен на свой пост в начале этого года. Трутнев недавно пожаловался, что 70 процентов городов на Дальнем Востоке России не связаны воздушными путями. В связи с этим депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов спросил: «Хорошо, что полпред говорит о проблеме публично. Но не лучше ли было бы, чтобы он сказал, что государство намерено с этим делать?» («Росбалт», 3 июля). Действительно, Трутнев не предложил никаких конкретных решений, и дальневосточные регионы России остаются в экономическом упадке (см. Jamestown.org, 13 сентября 2016 г.).

В своей книге 2011 года « Внутренняя колонизация: имперский опыт России » профессор Александр Эткинд отмечает, что, в отличие от других империй прошлого, чьи колонии были далеко, царская Москва навязала инструменты колониального стиля контроля даже на близлежащих российских землях. Эта модель, которая, возможно, сохраняется и сегодня, явно исключает региональное самоуправление. А «наместники» из мегаполиса могут использоваться как синонимы. Например, Николай Цуканов, который в 2016–2017 годах был полномочным представителем Путина на Северо-Западе, в начале этого года был назначен полпредом в Уральском федеральном округе (РБК, 15 июня 2018 г.).

Региональные сообщества не контролируют кремлевских ставленников, которые регулярно уходят от ответственности не только за коррупцию, но и за более тяжкие преступления. Например, в 2017 году главного федерального инспектора Центрального района по Ярославской области обвинили в непредумышленном убийстве на охоте. Но Костромской областной суд снял с него все уголовные обвинения и вместо тюремного заключения назначил незначительный штраф (менее 1500 долларов). Он остается на своем посту (Pasmi.ru, 23 января).

Тем не менее, сторонники режима продолжают надеяться на реформы федеральных округов. Политолог Максим Фомин считает, что России нужна экономическая децентрализация, и предложил преобразовать эти округа в «проектные федеральные территории» («Ведомости», 3 июля). Однако это будет именно та политико-экономическая реструктуризация, которой опасаются центральные власти: если федеральные округа смогут запускать собственные проекты развития, это нарушит принцип «вертикали власти», который является основной причиной существования округов.

Однако процессы колонизации и деколонизации исторически амбивалентны. Некоторые наблюдатели отмечают, что федеральные округа России примерно соответствуют границам государств и княжеств, существовавших до образования Российской империи – Московии, Новгородской республики, Сибири и т. д. (Afterempire.info, 28 июня). Бывший советский диссидент Владимир Буковский, предсказавший распад Советского Союза еще в начале 1980-х годов, иронически оценивал создание федеральных округов в 2003 году: «Мы задавались вопросом, на какие части Россия будет разделена [т. Но Путин создал семь округов, и теперь мы это знаем» (Newsru.com, 1 декабря 2003 г.).

Исторически ослабление центральной власти в России неоднократно приводило к периодам имперского распада. Наиболее драматично это произошло дважды в ХХ веке — в 1917 и 1991 годах. Путин не бессмертен, и вопрос о том, переживет ли его созданная им политическая система, остается спорным («Разговор», 2 августа 2017 г.). Тем не менее, по крайней мере, возможно, что после его ухода из Кремля в России может возникнуть новое постимперское политическое устройство. А если и будет, то вполне может сосредоточиться на уровне федеральных округов, поскольку многие российские регионы слишком малы и зависят от своих соседей, чтобы стать суверенными политическими субъектами.

Ссылка на оригинальную историю на веб-сайте Jamestown Foundation

Уведомление об авторских правах: © 2010 The Jamestown Foundation

Центральный федеральный округ, Россия Справочник

Центральный федеральный округ — Обзор

Центральный федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, расположенный на западе ее европейской части, образован Указом Президента России от 1 мая. 13, 2000.

В составе округа нет республик — только области (районы) и город федерального значения (Москва), который является административным центром и крупнейшим городом округа.

Центральный федеральный округ не имеет выхода к мировому океану и морям. Он является крупнейшим среди федеральных округов по количеству субъектов и численности населения.

Население Центрального федерального округа составляет около 39 209 000 человек (2016 г.), площадь — 650 205 кв. км.

Центральный округ Карта, Россия

Центральный федеральный округ — Особенности

Центральный федеральный округ расположен на Восточно-Европейской равнине. Граничит с Беларусью на западе и Украиной на юго-западе.

Это федеральный округ с самой высокой плотностью населения в России — 60,30 человек на кв. км, уровнем урбанизации — 82%, около 50% населения проживает в Москве и Московской области.

Центральный федеральный округ включает несколько природных зон (с севера на юг): смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь. Крупнейшие реки: Волга, Ока, Дон, Воронеж, Днепр, Десна, Сейм, Западная Двина. Климат умеренно-континентальный, средняя температура января минус 7-14 градусов тепла, июля плюс 16-22 градуса тепла.

Основные природные ресурсы: железные руды (Курская магнитная аномалия) — около 40 млрд т (60% общероссийских запасов), фосфориты (25%), бокситы (15%), бурый уголь, цементное сырье (25% ), гранит, охра, торф, леса, чернозем, водные ресурсы.

С исторической, экономической и природно-климатической точек зрения район делится на две подобласти — Нечерноземную и Черноземную. Этот федеральный округ также называют Центром России или Средней Россией.

Характер Центрального федерального округа

Lipetsk Region

Автор: Константин Силкин

Рьязан Регион

Автор: Alexander

Tula Region

9000

Автор. Города и районы

Всего на территории Центрального федерального округа России насчитывается более 300 городов и поселков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *