Константин римский император: Краткий курс истории. Великий император

Содержание

Почему Константин стал единственным императором Римской империи, которого назвали Великим


Константин I был первым и единственным римским императором, удостоившимся титула «Великий». Также его считают первым императором, который принял христианство. Этот правитель совершил настоящую политическую революцию, коренным образом изменив устои и государственное устройство Римской империи. Все его нововведения стали началом конца Великого Рима. Так почему же его до сих пор почитают как христианского святого и великого государственника, хотя ни первым, ни вторым он не был?

Кем был Константин Великий?

Константин родился в городе Наисс (ныне современная Сербия) 27 февраля 272 года нашей эры. Отцом будущего императора был Флавий Констанций. Он служил телохранителем у тогдашнего римского императора Аврелиана. Матерью Константина была бедная гречанка по имени Елена. Она была любовницей Флавия. В 288 году Флавия Констанция назначили на очень высокую должность в Галлии (ныне это территории Франции, Люксембурга, Бельгии и Швейцарии). Позже карьера бывшего императорского телохранителя увенчалась титулом цезаря Тетрархии Диоклетиана.

Позднеантичный бюст Константина.

Сын Флавия к этому времени уже достиг совершеннолетия и был единственным наследником отца. С детства он общался и с язычниками, и с христианами. Сам исповедовал языческую религию, но был терпимым ко всем. Константин сражался на стороне Диоклетиана плечом к плечу со своим отцом в различных войнах. Они были и в Сирии, и в Месопотамии и даже в Британии. Именно там в английском городе Йорк погиб Флавий Констанций в 306 году. Перед смертью он назначил Константина наследником. Тот не медля объявил себя цезарем.

Статуя Константина Великого в Йорке, которая стоит на том месте, где он был провозглашён императором своими солдатами в 306 году после смерти его отца.

Этим он фактически бросил вызов своему соправителю Максенцию. Как новый император Рима, Константин правил одной из крупнейших римских армий в Галлии, Британии и Испании. Он начал возводить масштабные строительные объекты в столице Галлии Трире. Были построены новые укрепления, большой дворцовый комплекс, формальный зал для аудиенций и императорские бани. Вскоре после начала его правления многие отметили, что Константин продолжает политику его отца.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как 24 римских императора делили власть во времена кризиса III века и к чему всё это привело

Константин и христианство

К 311 году Константин полностью контролировал Западную империю, а новый правитель по имени Лициний правил Восточной. Максенций почувствовал себя преданным из-за внезапной потери власти и пошёл против Константина войной. Пока тот приходил в себя от таких новостей, Максенций захватил контроль над Италией. Константин двинулся ему навстречу с войском. Впервые тогда на его знамёнах появились греческие буквы X (хи) и P (ро), что означает «Христос». Константин утверждал, что Бог говорил с ним и велел ему так сделать, ибо только так он победит врага.

Константин, побеждающий Максенция, Джулио Бонасоне, около 1544 года.

Правда это или красивая легенда теперь выяснить вряд ли удастся, но Константин таки одержал победу. Также никто не может точно сказать стал ли язычник христианином, но христианство он защищал. По крайней мере делал вид. Под предлогом защиты христиан, которых преследовали в Восточной Римской империи, Константин туда вторгся. Лициния он разбил наголову, вынудив отречься от трона в обмен на жизнь. Став императором, Константин быстро забыл о своём обещании и казнил Лициния. Впервые за очень долгое время в Риме был один император. Также впервые он позиционировал себя как христианин.

Битва Константина и Лициния, Питер Пауль Рубенс, около 1622 года.

Создание новой империи

При предшественнике Константина Диоклетиане центром власти была Никомедия. Это территория современной Турции. Новый император сместил этот центр в сторону Византии, которая была расположена на границах с Египтом, Азией и Фракией. Здесь он основал город, который назвал в честь себя любимого Константинополем. Этот город стал не просто центром Римской империи. Это был центр христианства, науки и образования, культуры. Константин возвёл здесь церковь Святых Апостолов на месте бывшего языческого храма, посвящённого Афродите.

Империя вела новую религиозную политику. Константин пытался угасить вражду между язычниками и христианами. Он активно содействовал распространению христианства, не преследуя при этом язычество. Христиане были легализованы, теперь их никто не имел права преследовать.

Иллюстрация из Ватиканского кодекса, который, как считается, представляет церковь Святых Апостолов в Константинополе.

Скрытые страхи и истинное лицо императора

Арка Константина стоит в тени Колизея в Риме, Италия.

Константин очень боялся, что его может постичь судьба других римских императоров: военный переворот, в результате которого его убивали. Для того чтобы не разделить судьбу Юлия Цезаря, он реорганизовал всю систему сената. Вся власть была передана губернаторам провинций, которым он доверял. Император также упростил римскую армию. Он распустил легионы, так как считал, что они несут угрозу. Армия была профессионально обучена и хорошо вооружена, чтобы быть в сосотоянии отразить любые атаки возможных предателей.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как ликвидировали Цезаря, или Что на самом деле произошло на мартовских идах

Римская скульптура-бюст императора Константина.

В жизни Константина было много тёмных пятен. Одно из них — это казнь собственного сына Флавия Юлия Криспа вместе с племянником Лицинианом. Одни историки считают, что его оболгала вторая жена Константина Фауста. Таким образом она расчистила своим сыновьям путь к трону. Другие специалисты говорят, что Крисп состоял с женой отца в неприличной греховной связи. По приказу императора были казнены оба. Эту версию подтверждает то, что их имена были стёрты из исторических записей, а все изображения были уничтожены.

Константин был не единственным, кого причислили к лику святых. Такой чести была удостоена и его мать Елена. Она в своё время совершила паломничество в Святую Землю и якобы привезла оттуда Истинный Крест — подлинное орудие казни Иисуса.

Порфировый саркофаг Святой Елены Константинопольской — матери Константина.

Конец империи

Константин встретил свою смерть в конце мая 337 года. Он долго болел. Вполне возможно, что на исходе земных дней он пережил истинное покаяние. Его предсмертным желанием было принять крещение в реке Иордан. По дороге в Святую Землю он скончался так и не исполнив свою мечту. Похоронили его в Константинополе в церкви Святых Апостолов. Место успокоения первого христианского императора было осквернено и уничтожено во время Четвёртого крестового похода в 1204 году. Сама церковь тоже была полностью разрушена. Могилу Константина поглотили пески времени.

Крещение Константина, фреска, написанная знаменитым художником эпохи Возрождения Рафаэлем в 1517 году.

Сыновья императора Константин II, Констанций II и Констант правили империей после своего отца. Правили тем, что объединил отец во время своего правления, расширив свою империю до территории, которая впоследствии стала Европой. Могущество Великой Римской империи было недолгим.

Подробнее о том, как Константин изменил ход истории христианства, прочтите в другой нашей статье и узнайте за что император-язычник был причислен к лику святых.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Константин Великий, Гай Флавий Валерий



Константин Великий, Гай Флавий Валерий

272-337 гг.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Константин I Великий

Золотой солид императора Константина Великого.

Константин I Великий, Гай Флавий Валерий — Римский император в 307—337 г. Сын Констанция I Хлора

Родился 27 февраля 272 г. + 22 мая 337 г.

+ + +

Точное место рождения Константина неизвестно. Вероятно, он происходил из города Нэсса в Дакии. Матерью его была простая женщина по имени Елена, как гласит предание, — дочь содержателя гостиницы. Ему было около двадцати лет, когда его отец был возведен в звание Цезаря императором Диоклетианом, но при этом принужден был развестись с его матерью и жениться на Феодоре, падчерице второго Августа — Максимиана Геркулия. Вместо того чтобы последовать за отцом на запад, Константин остался на службе у Диоклетиана (Гиббон: 14). По свидетельству Феофана, он с юности выказывал необыкновенный разум, телесные силы и большие способности к наукам. Во всех африканских войнах Диоклетиана и персидских Галерия он отличался своим мужеством {Феофан: 288,293).

Мало-помалу его возвысили до почетного звания трибуна первого разряда.

После отречения Диоклетиана в 305 г. Константин оказался в Никомедии на положении почетного пленника (Гиббон: 14). Галерий боялся отпускать его от себя, так как знал что в случае смерти Констанция, Константин легко сможет склонить на свою сторону галльские и британские легионы. Часто он строил козни против молодого человека, но не решался предпринять чего-нибудь явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и ненависть воинов. Однажды император как бы в шутку и для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со львом. Но Константин одолел хищника. Между тем в 306 г. тяжело больной Констанций отправил письмо Галерию и просил прислать к нему сына, которого он хотел видеть перед кончиной. Так как Галерий не имел больше приличного предлога препятствовать отъезду Константина, он с большой неохотой дал на это согласие. Впрочем, он намеревался задержать его по дороге и поэтому повелел, чтобы он отправился в путь утром.

Однако Константин в тот же вечер умчался из Никомедии, искалечив по пути всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. Когда Галерий узнал об этом, он пришел в ярость, но уже не мог ничего поделать. С невероятной быстротой Константин добрался до Британии и застал отца при смерти. Тот успел только представить его воинам и передать власть из рук в руки (Лактанций: 24).

Галерий вынужден был признать свершившееся и даровал Константину титул Цезаря. В завязавшейся затем междоусобной войне Константин поначалу не участвовал, но явно был на стороне врагов Галерия. В 307 г. он женился на дочери Максимиана Фаусте и принял из рук тестя звание Августа, которое Галерий после своего поражения вынужден был за ним признать. Константин взялся за оружие только в 312 г., когда ему объявил войну правивший в Италии Максенций. Но коль скоро война началась, он действовал стремительно и решительно. Пока Максенций собирал силы, армия Константина уже перевалила через Альпы и вторглась в Италию.

Под Турином Константин нанес своему врагу первое поражение, после чего вся Северная Италия признала его власть. Под Вероной была разбита вторая армия. Решительное сражение произошло у Красных Скал в девяти милях от столицы. После упорного боя воины Максенция обратились в бегство, а сам он при переправе через Тибр упал в воду и утонул. Вступив в Рим, Константин велел казнить двух сыновей свергнутого императора и позаботился о совершенном истреблении его рода. Но когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция, Константин решительно воспротивился такой жестокости и объявил всеобщую амнистию (Гиббон: 14). Справедливость была одним из главных достоинств Константина. По свидетельству Аврелия Виктора, он всем врагам своим оставил почет и имущество и принял их в число друзей. Легионы преторианцев и их вспомогательные отряды, более пригодные для смут, чем для защиты города, он совершенно распустил и вместе с тем отменил их особое вооружение и военную одежду (Виктор: «О Цезарях»; 40, 41).

Пробыв недолгое время в Риме, Константин отправился в Медиолан и здесь выдал за Лициния свою сестру Констанцию. Кроме того, оба императора издали эдикт окончательно положивший конец гонениям на христиан. В нем, в частности, говорилось: «Руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит… Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без каких бы то ни было помех…» (Евсевий: «Церковная история»; 10; 5). Даровав свободу вероисповедания своим поданным, сам Константин еще несколько лет жил в двоеверии. Он все более деятельно поддерживал христиан и продолжал приносить жертвы старым богам; давал оольшие деньги на восстановление христианских церквей и не менее щедро поддерживал языческие храмы; превозносил Христа и благоволил к Аполлону.

Но в последующие годы почитатели старины и древнего римского духа с болью и гневом убедились, что император постепенно склоняется к новой религии. Он отказался участвовать в публичном молебствовании в честь Юпитера Капитолийского (Гиббон: 20) и запретил ставить свои изображения в храмах, а потом и вовсе перестал посещать их. Епископы и проповедники нового учения приглашались к императорскому столу и назначались воспитателями его детей. В чертогах дворца Константин устроил род церкви, где молился вместе со всем своим двором. Евсевий пишет, что император проводил целые ночи без сна за изучением Священного писания и сочинением проповедей. Затем, собрав слушателей, он вставал с поникшим лицом и тихим голосом, весьма благоговейно, толковал им божественное учение. Если потом слушатели оглашали его одобрительными криками, то он давал им знак возводить очи к небу и своим удивлением, своими благоговейными похвалами чествовать одного Бога.
Разделяя речи на части, он то обличал заблуждения многобожия, то говорил о единовластвующем Божестве и вслед за тем рассуждал о всеобщем и частном промысле. Даже на золотых монетах он повелел изображать себя со взорами, обращенными вверх, в виде молящегося (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 15—17, 29). В походах Константин возил за собой сделанную наподобие церкви палатку. Позже каждый легион стал иметь такую походную церковь и получил священников и диаконов (Созомен: 1; 8).

Между тем прошло совсем не много времени и прежнему единодушию императоров пришел конец. После смерти всех остальных Августов римский мир оказался поделен между Константином и Ли-цинием, и соперничество между ними было неминуемо. Начало вражде, как можно предположить, положил Лициний. Вскоре после победы Константин возвел в Цезари своего полководца Бассиана и выдал за него замуж свою сестру Анастасию. Но короткое время спустя оказалось, что Бассиан замешан в заговоре против Константина.

Следствие показало, что нити заговора тянулись на восток к Лицинию. Рассерженный Константин в 314 г.начал против него войну. Первое сражение произошло в Паннонии у города Цибалиса. Упорный бой продолжался с утра до позднего вечера. Наконец Константину удалось на правом фланге потеснить легионы Лициния. Тот отступил в свой лагерь, а ночью поспешно бежал на другой берег Сабы и разрушил за собой мосты. Вторая битва развернулась во Фракии и была еще более упорной, чем первая. Дициний опять отступил — на этот раз в Македонию. Потери его были столь велики, что он вынужден был просить мира. Константин согласился на прекращение войны, однако отобрал у своего соперника Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Некоторое время спустя оба Августа договорились о провозглашении трех Новых Цезарей. Ими стали сыновья Константина — Крисп и Константин II, а также Лициний II, сын Лициния.

Соперники понимали, что заключенный мир — только отсрочка, и напряженно готовились к новой войне. В 324 г. борьба Возобновилась. Лициний стянул все свои силы к Адрианополю. Константин Переправил свои легионы через Гебр и атаковал неприятеля. Потеряв до тридцати тысяч только убитыми, Лициний отступил в Византий. Вскоре после этого Крисп, сын Константина, разгромил в Геллеспонте флот Лициния. Лициний переправился в Халкедон на малоазийское побережье и здесь в короткий срок собрал новую армию. Она была разбита неподалеку от Никомедии. После этого продолжение войны стало бессмысленным. Через свою жену Лициний обратился к Константину с просьбой о мире. Он отрекся от власти и был сослан в Фессалоники. Через год его казнили, обвинив в изменнической переписке с варварами. Римская империя гвновь объединилась под властью одного императора (Гиббон-.14).

Боевые действия против Лициния имели еще одно важное последствие. Проведя достаточно много времени под Византием, Константин не раз имел возможность оценить и как воин, и как государственный человек бесподобное положение этого города, а также то, как хорошо он оберегаем самой природой от неприятельских нападений и вместе с тем открыт для торговых ‘сношений. Именно здесь император решил основать свою главную резиденцию, Новый Рим, которую предполагал сделать второй столицей империи. Строительство началось, видимо, в 325 г., а пять лет спустя город был уже освящен (Гиббон: 17). Распространив прежний Византий, Константин обнес его огромными стенами. Так как для населения огромного города прежних жителей было недостаточно, то в разных местах по предместьям император повелел строить большие дома и отдавал их во владение знаменитым людям, вызывая их частью из Рима, а частью из других мест. Он украсил город ипподромом, водохранилищами, портиками и другими зданиями. Наконец он учредил здесь сенат и представил ему те же права, какие имел римский (Созомен: 2; 3) Стремительное возникновение большого и прекрасного города можно было бы считать одним из великих деяний Константина, если бы не известна была цена, заплаченная за это. Для исполнения своей прихоти император обобрал и ограбил всю империю. Только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов было израсходовано 60 000 фунтов золота. Для того, чтобы собрать необходимые средства, Константин обложил тяжелейшими налогами всех своих подданных. Даже сенаторы обязаны были уплачивать определенную подать. Но Константин добился своего — созданный им город (после его смерти он получил название Константинополя) быстро развился, расцвел и в короткий срок затмил старую столицу (Федорова: 78).

Последние четырнадцать лет правления Константина прошли в относительном покое, и он имел больше досуга заняться государственными и религиозными делами. Церковные распри особенно занимали его. Все восточные христиане разделились в то время на сторонников православия и на последователей арианского учения. Сначала Константин не вмешивался в споры прелатов, а только призывал их прекратить гибельные для христианства раздоры (Гиббон: 21). Но увидев, по словам Созомена, что споры громче голоса примиряющего, Константин решился созвать Вселенский собор и всем представителям церкви предписал в 325 г. явиться к определенному дню в Никею. Так как Константину угодно было участвовать в совете епископов, то все они были призваны во дворец. В своей речи император сказал, что желал бы видеть всех епископов единомышленными и согласными во мнениях, ибо считал возмущения в Божьей церкви самым тягостным злом. Вслед за тем священники начали рассуждать о догмате. Константин спокойно и незлобиво выслушивал слова той и другой стороны и присоединился к тем, которые говорили хорошо. Арианское учение было объявлено еретическим (Созомен: 1; 17, 19, 20). По свидетельству Феодорита, всех бывших во дворце епископов Константин призвал затем к себе на угощение. Заметив, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, и узнав, что эти страдания они претерпели за твердость в вере, он прикасался губами к их язвам с полной верой, что извлечет отсюда благословение для своей любви (Феодорит: 1; II).

Сочинители церковных историй заполнили Страницы своих книг восхвалениями в честь Константина, но писавшие тогда же языческие историки не были так ослеплены. Они отметили, что в последние годы правления императора стали проявляться несвойственные ему раньше нетерпимость, деспотизм и жестокость. По словам Евтропия, благоприятный исход всех его начинаний сильно повредил душе Константина: он начал преследовать своих родственников и друзей, карая и казня их без видимой причины. Таким образом, если в начальное время своего правления он мог бы быть уподоблен лучшим правителям, то в последующем — скорее посредственным (Евтропий: 10; 6—7). Безграничное честолюбие всегда было одной из главных его страстей. Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Он одевался и вел себя как восточный деспот: носил крашеные фальшивые волосы, длинные, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 г. Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить. Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Не известно раскаялся ли позже Константин в своем проступке или же раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына: по одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой — Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком (Гиббон: 18). Филосторгий, впрочем, отмечает, что император расправился с женой после того, как обнаружил ее прелюбодеяние с одним из всадников (Филосторгий: 2; 4). Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 г. больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился (Созомен: 1; 34). Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана,, но по воле Божьей принимает его здесь (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 62). По словам Гиббона, влияние этого императора как на свое, так и на последующее время было огромно и многогранно. Он начал проводить новую политику, построил новую столицу и поддержал новую религию. Он вновь поднял величие римского имени и внушил страх соседям. Современники называли его восстановителем государства, а многие даже считали, что он, вслед за Ромулом, основал его во второй раз (Гиббон: 18).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Вернуться на главную страницу Константина Великого

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британика представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Новый год: правда или вымысел?

11 памятных цитат из президентских дебатов в США

Празднование рождения гения

Кем был Константин Великий и чего он добился?

 

Без сомнения, Константин Великий — один из самых влиятельных римских императоров. Он пришел к власти в решающий для империи момент после победы в многолетней гражданской войне. Как единоличный правитель Римской империи Константин I лично руководил крупными денежными, военными и административными реформами, заложив фундамент сильного и стабильного государства четвертого века. Оставив Римскую империю своим трем сыновьям, он основал могущественную имперскую династию. Константин Великий, однако, наиболее известен тем, что принял христианство, что стало переломным моментом, который привел к быстрой христианизации Римской империи, изменив не только судьбу Империи, но и всего мира. Наконец, перенеся имперскую столицу в недавно основанный Константинополь, Константин Великий обеспечил выживание Империи на Востоке спустя столетия после падения Рима.

 

Константин Великий был сыном римского императора

Мраморный портрет императора Константина I, ок. 325-70 гг. н.э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Флавий Валерий Констанций, будущий император Константин Великий, родился в 272 г. н.э. в римской провинции Верхняя Мезия (современная Сербия). Его отец, Констанций Хлор, был телохранителем Аврелиана, который впоследствии стал императором Тетрархии Диоклетиана. Разделив Римскую империю между четырьмя правителями, Диоклетиан надеялся избежать гражданских войн, которые преследовали государство во время кризиса третьего века. Диоклетиан мирно отрекся от престола, но его система была обречена на провал. После смерти Констанция в 306 году его войска немедленно провозгласили Константина императором, явно нарушив меритократическую тетрархию. За этим последовала гражданская война, длившаяся два десятилетия.

 

Он выиграл решающее сражение у Мильвийского моста

Битва у Мильвийского моста, Джулио Романо, Ватикан, через Wikimedia Commons

 

Решающий момент в гражданской войне наступил в 312 г. н.э., когда Константин I победил своего соперника, императора Максенция, в битве у Мильвийского моста под Римом. Константин теперь полностью контролировал римский Запад. Но, что более важно, победа над Максенцием ознаменовала решающий этап в истории Римской империи. Видимо, перед битвой Константин увидел в небе крест и сказал ему: «В этом знаке ты победишь». Ободренный видением, Константин приказал своим войскам покрасить свой щит эмблемой chi-rho (инициалы, символизирующие Христа). Арка Константина, построенная в честь победы над Максенцием, до сих пор стоит в центре Рима.

 

Константин Великий сделал христианство официальной религией

Монета с изображением Константина и Сола Инвиктуса, 316 г. н.э., Британский музей, Лондон

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

После своего триумфа в 313 г. н.э. Константин и его соправитель Лициний (правивший римским Востоком) издали Миланский эдикт, провозгласивший христианство одна из официальных имперских религий. Прямая имперская поддержка заложила прочный фундамент для христианизации Империи и, в конечном итоге, мира. Трудно сказать, был ли Константин истинным новообращенным или оппортунистом, который видел в новой религии возможность укрепить свою политическую легитимность. Ведь Константин сыграл существенную роль на Никейском соборе, заложившем принципы христианской веры – Никейский символ веры. Константин Великий мог также видеть в христианском Боге отражение Sol Invictus, восточного божества и покровителя воинов, введенного в римский пантеон солдатом-императором Аврелианом.

 

Император Константин I был великим реформатором

Позднеримский бронзовый всадник, ок. 4 век н.э., via Museu de Guissona Eduard Camps i Cava

 

В 325 году н.э. Константин победил своего последнего соперника Лициния, став единоличным правителем римского мира. Наконец, император мог провести крупные реформы, чтобы реорганизовать и укрепить осажденную империю и заработать себе прозвище «Великий». Опираясь на реформы Диоклетиана, Константин реорганизовал имперские вооруженные силы в пограничную стражу (9 г. 0169 limitanei ), и меньшую, но мобильную полевую армию ( comitatensis ), с элитными подразделениями ( palatini ). Старая преторианская гвардия сражалась против него в Италии, поэтому Константин распустил их. Новая армия доказала свою эффективность в одном из последних имперских завоеваний — кратковременном захвате Дакии. Чтобы платить своим войскам и укреплять экономику Империи, Константин Великий укрепил имперскую чеканку, введя новый золотой стандарт — солид, который содержал 4,5 грамма (почти) чистого золота. Солид сохранял свою ценность до одиннадцатого века.

 

Константинополь – новая имперская столица

Реконструкция Константинополя в 1200 году с помощью Vivid Maps

 

Одним из самых далеко идущих решений Константина было основание Константинополя (то, что было Константинополем) в 324 г. н.э. – новой столицы быстро христианизирующейся Империи. В отличие от Рима, город Константина было легко защитить из-за его выгодного географического положения и хорошо защищенных гаваней. Он также находился недалеко от угрожаемых пограничных зон на Дунае и на востоке, что позволяло быстрее реагировать военными действиями. Наконец, расположение на перекрестке Европы и Азии и на конечной остановке знаменитого Шелкового пути означало, что город быстро превратился в невероятно богатый и процветающий мегаполис. После падения римского Запада Константинополь оставался имперской столицей более тысячи лет.

 

Константин Великий основал новую имперскую династию

Золотой медальон Константина I, с Константином (в центре), увенчанным manus Dei (рукой Бога), его старший сын, Константин II, находится справа, а Констанс и Констанций II — слева от него, от Силадьсомлио Сокровище, Венгрия, фото Буркхарда Мюкке,

 

В отличие от своей матери Елены, убежденной христианки и одной из первых паломниц, император принял крещение только на смертном одре. Вскоре после своего обращения Константин Великий скончался и был погребен в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *