Российской империи фотографии: История России в фотографиях

Содержание

Российская империя в цвете в фотографиях » BigPicture.ru

Эти цветные снимки были сделаны в период между 1909 и 1912 годами фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863–1944) при поддержке царя Николая II. 

Он использовал специальный фотоаппарат, который последовательно делал три черно-белых снимка через красный, зеленый и голубой фильтры. Это позволило позднее воссоединить их и спроектировать с помощью фонариков с фильтрами, чтобы получились фотографии с почти естественными цветами. Из-за высокого качества фотографий вкупе с яркими цветами зрителям трудно поверить, что эти снимки делались 100 лет назад, до Октябрьской революции и даже до Первой мировой.

Армянка в национальном костюме позирует фотографу на холме недалеко от Артвина (сейчас принадлежит Турции) в 1910 году.Автопортрет у реки Королисцхали, ок. 1910 года. Прокудин-Горский в костюме и шляпе сидит на камне у реки в Кавказских горах, недалеко от Батуми, на восточном побережье Черного моря.
Каслинские мастера за работой, примерно 1910 год. Фото из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленного района, Российская империя».Женщина сидит в тихом местечке на реке Сим, которая является частью бассейна Волги, 1910 год.Часовня на месте, где был основан город Белозерск, 1909 год.  Вид на Тбилиси из церкви святого Давида, 1910 год.Исфандияр Юрджи Бахадур, хан региона Хорезм (Хива, теперь часть современного Узбекистана), ок. 1910 года.Детальный снимок Исфандияра Юрджи Бахадура. Эта фотография была сделана в начале его правления в 1910 году, когда ему было 39 лет. Он правил Хорезмом до самой смерти в 1918 году.Юный пастух на реке Сим. Фото сделано в 1910 году.Генераторы, сделанные в Будапеште, в зале генераторной станции в Иолотане, Туркменистан, на реке Мургхаб, 1910 год.Грузинка позирует фотографу, 1910 год.Группа женщин в Дагестане, 1910 год.Общий вид на Артвин (теперь в Турции) из небольшого городка Свет, 1910 год.Пинкхус Карлински — 84 года, 66 из которых он отдал службе в армии.
Контролер шлюзовых ворот Чернигова, которые являются частью системы Мариинских каналов. Фото сделано в 1909 году.Общий вид на можайский Николаевский собор с юго-западной части города в 1911 году.

Группа еврейских детей с учителем в Самарканде (ныне Узбекистан), 1910 год.

Работник транссибирской железной дороги недалеко от города Усть-Катав на реке Юрюзань в 1910 году. Васильки в поле ржи в 1909 году.Кладка цемента для шлюза плотины в 1912 году. Рабочие и прорабы позируют для фото, на минуту прервав приготовления к разливу цемента для основания шлюза плотины через реку Ока, недалеко от Белоомута.Женщина народности сарт в парандже в Самарканде, Узбекистан, около 1910 года. До революции 1917 года словом «сарты» называли узбеков, живших в Казахстане.Общий вид на пристань реки Межевая Утка в 1912 году.Крестьяне, собирающие сено, 1909 год.Прокудин-Горский едет по рельсам мурманской железной дороги на дрезине у Петрозаводска, вдоль Онежского озера в 1910 году.Водонос в Самарканде, около 1910 года.
Собака спит на берегу озера Линдозеро в 1910 году.Завод в Кине, Россия, принадлежащий графу С.А. Строганову, 1912 год.Русские дети сидят на холме недалеко от церкви у Белого озера в 1909 году.Эмир Сэйид Мир Мохаммед Алим Хан — эмир Бухары — сидит с мечом в Бухаре (нынешний Узбекистан) в 1910 году.Мальчик оперся о ворота. Снимок 1910 года.Металлический мост со сквозной фермой на каменных опорах — часть транссибирской железной дороги — пересекает реку Кама, недалеко от Перми.Киргизы-кочевники в Голодной степи (нынешний Узбекистан и Казахстан), около 1910 года.Мужчина и женщина позируют для фото в Дагестане, 1910 год.

Общий вид на Сухуми, Абхазия, и его залив. Фото сделано около 1910 года с Чернявской горы.

Мальчик сидит во дворе мечети Тиллиа-Кари в Самарканде, 1910 год.

Смотрите также:
«Этноэкзотика» со всего мира на автохромах (1907−1931),
Краски Японии XIX века глазами американского фотографа,
25 фотографий, которые изменят ваше восприятие мировой истории

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Фотографы Российской империи

Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.

Первый русский фотограф: Алексей Греков

Оригинальная камера Луи Дагера. Фотография: monochromepopgroup.com

Алексей Греков. Фотография: slavnyeimena.ru

Дагерротип «Мастерская художника». 1837. Фотография: itnan.ru

Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).

В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Группа писателей журнала «Современник». Слева направо стоят: Лев Толстой и Дмитрий Григорович; сидят: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин и Александр Островский. Санкт-Петербург, 1856 год. Фотография: Сергей Левицкий / Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

Сергей Левицкий. Фотография: stereoscop.ru

Портрет Николая II с женой Александрой Федоровной и дочерью Ольгой. Санкт-Петербург, 1896 год. Фотография: Сергей Левицкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.

А здесь читайте про любимых архитекторов российских императоров

Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.

В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.

В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».

Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Актриса Валентина Лин. Петроград, 1915 год. Фотография: Андрей Деньер / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Иван Крамской. Портрет Андрея Деньера (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Публицист Иван Аксаков. Санкт-Петербург, последняя четверть XIX века. Фотография: Андрей Деньер / Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева», Московская область

Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией. После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте. В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».

Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.

Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.

Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

Игра в жмурки на балконе. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Автопортрет. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, Нижний Новгород

Нижний Новгород. Кремлевская стена с Часовой, Северной и Ивановской башнями. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Андрей Карелин / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.

В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.

Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.

«Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией».

Летописец петербургской жизни: Карл Булла

Слева направо: хирург Николай Пирогов, критик Владимир Стасов, писатель Максим Горький и художник Илья Репин в саду в «Пенатах». Куоккала, Выборгская губерния, 1905 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Карл Булла. Фотография: russia-maritime.ru

Празднование 300-летия дома Романовых. Император Николай II принимает хлеб-соль от жителей Костромы. Кострома, 1913 год. Фотография: Карл Булла / Павловский исторический музей, Павлово, Нижегородская область

Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.

Знакомьтесь с журналами и газетами, которые выходили в дореволюционной России

На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.

Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.

Фотограф-гравер: Альфред Федецкий

Портрет гимназиста. Харьков, Харьковская губерния, 1894 год. Фотография: Альфред Федецкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Софья Людвиговна Делла-Вос. Харьков, Харьковская губерния, 1898 год. Фотография: Альфред Федецкий / russiainphoto.ru

Портрет девушки. Харьков, Харьковская губерния, 1891 год. Фотография: Альфред Федецкий / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.

В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.

Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.

«Действительно, новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это — фотография, а не превосходная, старинная гравюра. И замечательно, что чем пристальнее и дольше вглядываешься в эти снимки, тем сильнее их впечатление, тем больше они нравятся»

Фотограф-публицист: Максим Дмитриев

Общий вид ярмарки во время половодья. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Максим Дмитриев. Фотография: zagopod.com

Сормово. «Мышьяковка» и нефтяные баки. Нижний Новгород, 1890-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, Нижний Новгород

Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.

Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.

«…Спешу написать Вам эти немногие строки, но мне довольно их, чтобы сказать Вам, что я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видел нигде в Европе, — а смею сказать, я много видел и здесь и в Европе».


В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.

Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский

Сиротки. 1905 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Крым. Таврическая губерния, 1900-е годы. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Крестьянские дети. 1906 год. Фотография: Сергей Прокудин-Горский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.

Больше фотографий Прокудина-Горского — по ссылке

В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета. Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете. Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.

Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков

Окраина города Вятки. Вятка, Вятская губерния, 1903–1906 годы. Фотография: Сергей Лобовиков / Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Сергей Лобовиков. Фотография: vyatkawalks.ru

Домовница. Вятка, Вятская губерния, 1909–1910 годы. Фотография: Сергей Лобовиков / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.

В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.

«Какая была цель и идея, руководившая мною в течение всей моей жизни? Эта цель — поднять, сколько позволят мои силы, фотографическое искусство прежде всего в нашем захудалом городишке, а может быть, и больше».

Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская

Портрет актрисы театра Суворина. Санкт-Петербург, 1894–1910 годы. Фотография: Елена Мрозовская / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Елена Мрозовская. Фотография: stereoscop.ru

Вера Комиссаржевская в роли Поветовой в спектакле «Две судьбы». 1900-е годы. Фотография: Елена Мрозовская / russiainphoto.ru

Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.

«Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».

Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.

Автор: Ирина Малахова

18 редких цветных фотографий Российской империи стали хитом англоязычного интернета

Опубликованы редкие фотографии дореволюционной России, хранящиеся в библиотеке Конгресса США. На утро 10 июля они набрали уже 750 тысяч просмотров.

Русский химик и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский был одним из первых, кто стал делать цветные снимки в России начала 20-го века. В 1907 году фотограф решил систематизировать съемки Российской империи. Специально для этого царь Николай II выделил светонепронициаемую комнату, оборудованную в железнодорожном вагоне.

Для создания своих снимков Прокудин-Горский использовал продолговатую стеклянную линзу вместе с тремя различными цветными фильтрами – красным, зеленым и синим. Проецируя их друг на друга он смог создать полноцветное изображение.

На сегодняшний день более 2000 его снимков сохранится в Библиотеке Конгресса США. Из них издание «Business Insider» выбрало наиболее яркие.

Фото 1. Прокудин-Горский сделал в 1911 году фотографию эмира Саида Мохаммеда Мир Алим-хана, последнего представителя правящей династии Бухарского Эмирата в Центральной Азии.

 

Фото 2. Благодаря этой фотографии мы можем представить, как выглядела столица Грузии Тбилиси в начале 20-го века. Ранее город был известен как Тифлис. Он расположен на равнине, образованной рекой Кура. Город был присоединен к Российской империи в 1801 году и обрел независимость в 1991-м.

 

Фото 3. К началу Первой мировой войны Россия находилась в стадии ускоренной индустриализации. Прокудин-Горский хотел задокументировать экономическую жизнь империи, сделав фотографию семьи, занятой в горнодобывающей отрасли на Урале.

 

Фото 4. На этом снимке, сделанном в 1912 году, можно увидеть работников и руководителей, готовящихся залить бетонный фундамент для шлюза плотины через реку Ока, находящегося недалеко от города Дивеево.

 

Фото 5. Построенный на столбах шпренгельный железнодорожный мосты через реку Кама в районе Перми помог поддержать Транссибирскую железную дорогу. Она раскинулась более чем 6000 миль – от центра европейской части России к Тихому океану.

 

Фото 6. Здесь Прокудин-Горский едет в дрезине по Мурманской железной дороге. Она была построена по заказу российского военного ведомства во время Первой мировой войны для соединения Санкт-Петербурга и Мурманска – последнего города, основанного в Российской империи до революции.

 

Фото 7. Расположенный на острове Столобный на озере Селигер, монастырь Николова пустошь был построен в 1528 году. Впоследствии он стал одним из крупнейших и богатейших монастырей в Российской империи. Монастырь был закрыт советской властью в 1927 году и, наконец, вернулся к Русской Православной Церкви в 1990 году.

 

Фото 8. Ростов, старинный русский город, расположенный на северо-востоке от Москвы, использовался в качестве столицы киевскими князьями. На фотографии можно увидеть всю тонкость работы по керамической плитке и фарфору. Снимок датируется 1911 годом.

 

 Фото 9. Чайная фабрика в Чакви, расположенная около Черного моря в Батуми (Грузия) , была одним из основных поставщиков чая в Российской империи.

 

Фото 10. Город Боржоми, расположенный в горах Кавказа на территории современной Республики Грузия, попал в состав Российской империи в 1820-е годы и стал курортом благодаря обилию минеральных вод. Город притягивал российскую элиту, в элегантных нарядах посещавшую модные павильоны. Один из павильонов вы можете видеть – Весна Екатерины.

 

Фото 11. Мечеть Шахи-Зинда, расположенная между могил и погребальных часовен в Самарканде. Она была построена специально для наложниц Тамерлана — военачальника, правившего Центральной Азией между 1370 и 1405 годами.

 

Фото 12. Железный завод в городе Кызыл был основан в 1747 году и известен высоким качеством чугунных изделий. В 1910 году (именно тогда была сделана фотография) на предприятии работало более 3000 человек.

 

Фото 13. Самарканд, второй по величине город Узбекистана, с историей, насчитывающей более 2700 лет, был столицей нескольких империй. Его рынки были самыми известными на всем Шелковом пути. Местные торговцы продавали нарядные шелка, хлопок, шерстяные ткани, ковры и традиционные изделия.

 

Фото 14. Купцы также торговали свежими фруктами на рынке Самарканда.

 

Фото 15. Древний город Суздаль, расположенный на реке Каменка севернее Москвы. Когда-то он играл одну из ведущих ролей, но его власть снизилась после того, как  Москва стала центром европейской части России. Фотография сделана в 1912 году.

 

Фото 16. Деревня Колчедан расположена в Уральских горах недалеко от Екатеринбурга. В те времена она была центром добычи и переработки медной руды.

 

Фото 17. Город Тобольск находится в Тюменской области. Он был исторической столицей Сибири и выступал в качестве военного, административного и политического центра Российской империи в этом регионе.

 

Фото 18. И, наконец, автопортрет фотографа. Рядом, как полагают, река Королистаскхали, расположенная рядом с морским портом Батуми в Грузии.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»

 

 

 

 

 

 

 

Фотограф царя: — Чудеса фотографии: восстановление фотографического наследия С.

М. Прокудина-Горского | Выставки Библиотеки Конгресса США

Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

Данная выставка предлагает образец исторических изображений Прокудина–Горского, полученных за счет применения нового процесса, и рассказывает о цифровой технологии, которая позволяет создавать такие высококачественные цветные фотографии, подчеркивая тот факт, что многие из этих замечательных изображений впервые показаны широкой публике.

Название данной выставки «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки Прокудина–Горского в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им во время путешествий по Российской Империи.

Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.

Натуральные цвета дореволюционной России

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, — ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы «Романовская школа».

Да и само творчество Прокудина-Горского еще ждет новых исследователей. «Очень трудно найти информацию о Прокудине-Горском в архивах, — говорит Василий Дрючин. — Например, во Владимирском архиве хранятся крестильные книги, но ровно за год, когда родился Прокудин-Горский, книги нет. Так почти во всем, когда дело касается документов о нем».

Загадкой до сих пор остается, каким образом Прокудин-Горский вывез коллекцию во Франции. 1902 стеклянные пластины, которые он вывез за границу, занимали два товарных вагона. «Как писал сам Прокудин-Горский в мемуарах, коллекцию он вывез «благодаря благополучному стечению обстоятельств», — говорит Дрючин. — Никакой информации в архивах МВД и МИД, по нашим данным, не сохранилось. Как будто кто-то за ним подчищал эти данные».

Вся коллекция Прокудина-Горского насчитывала около 3,5 тыс. снимков. В Библиотеке Конгресса США хранятся 1902 из них. Судьба других негативов неизвестна. По воспоминаниям родственников Прокудина-Горского, самую ценную часть своих фотографий он спрятал перед эмиграцией в России, очевидно, среди них были оригиналы снимков Льва Толстого и царской семьи. «Скорее всего, ничего, что осталось в России из собрания Прокудина-Горского, не уцелело. Он мог спрятать часть коллекции на даче под Лугой. В годы войны там проходил Лужский рубеж, сохраниться там ничего не могло», — отметила Светлана Гаранина.

Однако отчего-то хочется думать, что время преподнесет подарок тому, кто посвятил Сергею Михайловичу свою жизнь и в биографии Прокудина-Горского не останется ни одного белого пятна, а история его наследия предстанет в той же четкости, с которой он сумел передать нам жизнь и атмосферу утраченной Российской империи.

В России создадут самое большое фото в мире — Российская газета

Новый рекорд России, а если повезет, то и мира, хотят поставить любители фотографии. Это будет самое большое фото, состоящее из сотен тысяч маленьких фотографий, которые пришлют участники акции TeraPix.Art. Об этом «РГ» сообщили в пресс-службе Галереи классической фотографии.

При помощи специальной технологии сборки из всего этого богатства соберется изображение первой в мире фотографии, сделанной Джозефом Ньепсом в 1826 году «Вид из окна в Ле Гра». В электронном виде это будет виртуальная веб-галерея, где каждый участник проекта получит персональный именной слот и специальную ссылку на свою фотографию. Одновременно будут поданы заявки на рекорд России и мира.

Размер работы в электронном виде будет один триллион пикселей — это 1 000 000 мегапикселей. Работы в разделах — люди, природа, архитектура и технологии — можно будет загрузить на сайте проекта до конца августа 2022 года.

То, что получится, явят миру в День фотографа 12 июля 2023 года. Фотографию распечатают, и она легко покроет футбольное поле. «Согласитесь, многие из нас хоть раз в жизни задумывались о том, какой след в истории они оставят, — рассказывает автор проекта Владимир Повшенко, главный редактор журнала «Российское фото». — Проект TeraPix.Art дает возможность любому желающему вписать свое имя в историю, добавив свою фотографию (или свой портрет) к самой большой фотоработе в мире. Она будет доступна до тех пор, пока есть электричество и интернет. Кроме этого, физическая копия и сертификат участника станут отличным дополнением к семейному архиву».

Кстати

На сегодняшний день самым дорогим занесенным в блокчейн произведением искусства является цифровой коллаж из 5000 изображений, созданный художником Майком Винкельманном (известным как Beeple) с 2007 года в течение 5000 дней. Его цена на Christie»s составила $69 млн.

Фотографии подданных Российской империи, родившихся в XVIII веке | Одновременно

К сожалению фотопортретов да и вообще фотографий, сделанных в России в 40-е и первой половины 50-х годов XIX века мало, а снимки, запечатлевшие наших соотечественников, родившихся еще в XVIII веке встречаются вообще крайне редко. В основном это портреты людей, доживших до второй половины 50-х годов позапрошлого столетия или как поэт Жуковский, живших за границей. Вот несколько фотографий людей, появившихся на свет еще во времена правления Екатерины II.

Генерал Ермолов

Алексей Петрович Ермолов родился в Москве в 1777 году, происходил из небогатых дворян Орловской губернии. В 1787 году Ермолов был зачислен унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк и современному человеку это совершенно дико — мальчику было всего 10 лет.

Алексей Петрович Ермолов в 1860-м, автор неизвестен

Алексей Петрович Ермолов в 1860-м, автор неизвестен

Я честно говоря, несколько раз пытался написать про Ермолова кратко, ничего разумного не получается и если попробовать совсем телеграфным стилем.

Начал службу под началом Суворова в Польше, участвовал почти во всех войнах с Наполеоном, был ранен под Бородино, командовал объединённой русской, прусской и баденской гвардиями при взятии Парижа, вклад его в покорении Кавказа огромен.

При этом генерал Ермолов обладал отвратительным характером, постоянно наживал себе высокопоставленных врагов, несколько раз был в серьезной опале. Умер в 1861 году.

Актер Михаил Щепкин

Великий актер Михаил Семёнович Щепкин родился в селе Красное Курской губернии в 1788-м году, во времена царствования императрицы Екатерины II

Насколько я знаю, это единственная фотография Щепкина

Насколько я знаю, это единственная фотография Щепкина

Происходил из крепостных крестьян, был выкуплен только в 1822 году, будучи уже известным актером.

У Щепкина была всероссийская слава, он был знаком с Пушкиным и Гоголем, дружил с Тургеневым, Островским, Некрасовым и Белинским. Тургенев специально для Щепкина написал  пьесу «Нахлебник». Чтобы актер мог расширить свой репертуар, Герцен, Грановский и Корш перевели для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги»

Скончался Михаил Семенович в Ялте в 1863-м году.

Граф Нессельроде

Граф Карл Васильевич Нессельроде или Карл Роберт фон Нессельроде-Эресховен (нем. Karl Robert Reichsgraf von Nesselrode-Ehreshoven). Родился в 1780 году в Лиссабоне .

Граф Карл Васильевич Нессельроде в 50-х годах XIX века

Граф Карл Васильевич Нессельроде в 50-х годах XIX века

Предпоследний канцлер Российской империи. Занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой.

Был очень большой консерватор, считал что крепостное право одинаково благодетельно как для помещиков, так и для крестьян. Настаивал на усилении цензурных строгостей.

В международной политике был сторонником сближения с Австрией и Пруссией в противовес либеральным Франции и Британии, а так же сторонником вмешательства России в Европейские дела, для подавления всяких революций. Считается, что именно его политика привела к союзу Турции, Франции и Британии против России и началу Крымской войны.

Умер в 1862 году в Петербурге

Пётр Андреевич Вяземский

Князь Пётр Андреевич Вяземский родился 23 июля (по новому стилю) 1792 года в Москве.

Князь Вяземский в 1865 году

Князь Вяземский в 1865 году

Биография Вяземского невероятно богата. Поэт, критик, историк, публицист, друг Жуковского и Пушкина, участник Бородинского сражения. Придворный и государственный деятель

В год его рождения закончилась Русско-Турецкая война и Турция признала новую русскую границу по Днестру, с включением Крыма и Кубани в состав России, а в год смерти закончилась русско-Турецкая война 1877-1878 годов, после которой к России были присоединены Карская и Батумские области.

Это конечно же не все наши соотечественники, родившиеся в  XVIII веке и попавшие в объектив фотокамер, так что продолжение последует

Фотограф царя — Воссоздан фоторепортаж Прокудина-Горского: империя, которая была Россией | Выставки

Прокудин-Горский выехал из России в 1918 г., сначала в Норвегию и Англию, прежде чем поселиться во Франции. Тогда, царь и его семья были убиты, и империя, которую Прокудин-Горский так тщательно задокументированные, были уничтожены. Его неповторимые образы России накануне революции — записанные на стеклянных пластинках — были куплены Библиотека Конгресса в 1948 году от его наследников.Для этой выставки, стеклянные пластины были отсканированы и с помощью инновационного процесса Известный как дигихроматография, были получены яркие цветные изображения. На этой выставке представлены образцы исторических изображений Прокудина-Горского. производится по новому процессу; цифровые технологии, которые делают их возможна превосходная цветная печать; и отмечает тот факт, что для впервые многие из этих замечательных изображений доступны для общественности.

Родился в г. Муроме Владимирской губернии, г. Россия (первоначально считалось, что это Санкт-Петербург) в 1863 г. и получил образование Как химик, Прокудин-Горский посвятил свою деятельность продвижению фотографии. Учился у известных ученых в Петербурге, Берлин и Париж. Его собственные оригинальные исследования позволили получить патенты на производство слайды цветных пленок и для проецирования цветных кинофильмов. Около 1907 г. Прокудин-Горский предвидел и сформулировал план использования технологические достижения, которые были сделаны в цветной фотографии, чтобы систематически документировать Российскую империю.Благодаря такому амбициозному проекта, его конечной целью было образование школьников России своими «оптическими цветными проекциями» обширной и разнообразной истории, культура и модернизация империи. Оснащенный специально оборудованная вагонная фотолаборатория, предоставленная царем Николаем II и находящаяся в собственности двух разрешений, которые предоставили ему доступ в зоны ограниченного доступа и сотрудничество от имперской бюрократии, Прокудин-Горский задокументировал российскую Империя с 1907 по 1915 год. Он провел много иллюстрированных лекций его работы. Прокудин-Горский уехал из России в 1918 г., после революции и в конце концов поселился в Париже, где и умер в 1944 году.

Портрет Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) позирует у горный ручей, предположительно река Каролицхали на Кавказе Горы возле морского порта Батуми на восточном побережье Черное море.

Экспедиция на Урал

Сергей Михайлович Прокудин-Горский и члены его фотографического команда показана здесь в их палаточном лагере для ночлега. Сайт у реки Чусовой, на западном склоне Уральских гор которые отделяют Европу от Азии.

Австро-венгерские военнопленные

В первые годы Первой мировой войны Прокудин-Горский фотографировал группа военнопленных из Австро-Венгерской империи. То мужчины, вероятно, поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, заключенных в тюрьму в неустановленном месте в далеком север европейской части России у Белого моря. Это изображение сбежало конфискация пограничниками – судьба подавляющего большинства политически чувствительных изображений — когда Прокудин-Горский покинул Россию навсегда в 1918 году — вероятно, потому, что то, что изображается, не сразу видно.

Стеклянная пластина с негативом

Здесь показан один из тысяч стеклянных негативов, изготовленных Прокудин-Горский.Негативы служили двум целям. В первую очередь они использовались для изготовления позитивных слайдов для его иллюстрированных лекции о Российской империи. Прокудин-Горский спроектировал скользит через красный, зеленый и синий фильтры известного устройства как «волшебный фонарь», который накладывал изображения на экран в результате получается полноцветное изображение. Во-вторых, Прокудин-Горский использовал негативы для печати эталонных фотографий его путешествий, которые были смонтированы в альбомах.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Австрийские пленные войны у казармы , 1915 год. Стеклянная пластинка с негативом. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (60)

Альбом эталонных фотографий

Прокудин-Горский создал альбомы для фотографических записей о его путешествиях по Российской империи.Каждый альбом состоит контактных отпечатков, созданных с его стеклянных негативов, которые были смонтированы в том порядке, в котором он путешествовал. Страница альбома показанный здесь, был создан в 1915 году во время его последнего известного документального фильма путешествие.

Наверх

39 фотографий Российской Империи, сделанных незадолго до революции

1 из 40

Сергей Михайлович Прокудин-Горский сидит с двумя мужчинами в Мурманске.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

2 из 40

Храм Святителя Николая Чудотворца в рабочем поселке Ныроб. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

3 из 40

Женщина в крестьянском платье. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

4 из 40

Три крестьянские девушки предлагают ягоды возле своей избы, традиционного бревенчатого дома.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

5 из 40

Вид на горную деревню Артвин в Турции, которую Россия оккупировала до 1917 года. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

6 из 40

Армянка в праздничном наряде в Артвине.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

7 из 40

Две армянки-католички из Артвина в традиционной одежде.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

8 из 40

Церковь Святых Петра и Павла в Белозерске, Россия. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

9 из 40

Андрей Петров Калганов, мастер завода в г. Златоусте.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

10 из 40

Поселок Колчедан, Уральские горы

11 из 40

Башкирка в национальном костюме.Башкиры – коренные жители Уральских гор. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

12 из 40

Церковь в городе Ветлуга. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

13 из 40

Крест перед женским монастырем в Старой Ладоге. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

14 из 40

Воскресенская церковь в Костроме.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

15 из 40

Двор Воскресенской церкви. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

16 из 40

Грузинки, сидящие в парке в праздничных нарядах. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

17 из 40

Мужчина опирается на забор в небольшой деревне Палтога.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

18 из 40

Группа гречанок, собирающих чай в Чакве, Грузия. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

19 из 40

Женщины ворошат сено в поле у ​​Леушинского монастыря. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

20 из 40

Крестьяне, работающие на сенокосе вблизи Мариинской системы каналов, соединяющей Волгу с Балтийским морем.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

21 из 40

Лесорубы на Свири.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

22 из 40

Портрет неизвестной женщины. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

23 из 40

Продавщица дынь в Самарканде, Узбекистан. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

24 из 40

Женщина из Самарканда, практикующая пурда, мусульманскую традицию, согласно которой женщины уединяются от остального общества, живя отдельно и закрывая себя чадрой, закрывающей все тело.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

25 из 40

Две еврейские девушки в Самарканде. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

26 из 40

Группа еврейских детей со своим учителем в Самарканде.

27 из 40

Эмир, традиционный мусульманский вождь, Бухара, Узбекистан. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

28 из 40

Дом у порогов Сиговец.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

29 из 40

Автопортрет Прокудина-Горского на берегу Суны. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

30 из 40

Вид на реку Ковжу.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

31 из 40

Семья на реке Свирь. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

32 из 40

Караульное помещение на Волго-Балтийском водном пути. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

33 из 40

Памятник императору Петру Великому в г. Лодейное Поле.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

34 из 40

Вид на село Назия с реки. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

35 из 40

Город Новая Ладога.Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

36 из 40

Прокудин-Горский едет в дрезине вместе с рабочими Мурманской железной дороги.Сергей Михайлович Прокудин-Горский Коллекция/Библиотека Конгресса

37 из 40

Пинхус Карлинский, 84 года, служит на шлюзе в Чернигове, Украина, и занимает эту должность 66 лет. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

38 из 40

Семья кочевых кыргызов в Узбекистане.

39 из 40

Мусульманин-суннит из Дагестанской области России. Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского/Библиотека Конгресса

40 из 40

Нравится эта галерея?
Поделиться:

Редкие цветные фотографии Российской империи, 1905-1915 гг.

Армянка в национальном костюме позирует Прокудину-Горскому на склоне холма близ Артвина (современная Турция), около 1910 г.

В коллекции Сергея Михайловича Прокудина-Горского представлены цветные фотосъемки обширной Российской империи, сделанные ок.1905 и 1915. В эти годы фотограф Прокудин-Горский (1863-1944) при поддержке царя Николая II предпринял фотосъемку Российской империи.

Он использовал специальную камеру, чтобы захватить три черно-белых изображения в довольно быстрой последовательности, используя красный, зеленый и синий фильтры, что позволило позже объединить их и спроецировать с помощью фонарей с фильтрами, чтобы показать изображения, близкие к истинным цветам.

Высокое качество изображений в сочетании с яркими цветами не позволяет зрителям поверить, что они заглядывают на 100 лет назад – когда были сделаны эти фотографии, еще не было ни революции в России, ни Первой мировой войны.

Примерно в 1905 году Прокудин-Горский задумал и сформулировал план использования новых технологических достижений, достигнутых в цветной фотографии, для систематического документирования Российской империи.

Благодаря такому амбициозному проекту его конечной целью было обучить школьников России своими «оптическими цветными проекциями» обширной и разнообразной истории, культуры и модернизации империи.

Имея специально оборудованную вагонную фотолабораторию, предоставленную царем Николаем II, и имея два разрешения на доступ в запретные зоны и сотрудничество с имперской бюрократией, Прокудин-Горский документировал Российскую империю примерно с 1909 по 1915 год.Он провел много иллюстрированных лекций о своей работе.

Его фотографии дают яркий портрет затерянного мира — Российской империи накануне Первой мировой войны и грядущей русской революции. Его сюжеты варьировались от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик зарождающейся индустриальной державы, до повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

Автопортрет на реке Каролицхали, ок. 1910 г. Прокудин-Горский в костюме и шляпе сидит на камне у реки Каролицхали, в горах Кавказа, недалеко от морского порта Батуми на восточном побережье Черного моря.

По личному описи Прокудина-Горского подсчитано, что до отъезда из России у него было около 3500 негативов. После отъезда из страны и вывоза всех его фотоматериалов около половины фотографий были конфискованы российскими властями за то, что они содержали материалы, которые казались стратегически важными для России во время войны.

Согласно записям Прокудина-Горского, оставленные фотографии не представляли интереса для широкой публики. Часть негативов Прокудин-Горский отдал, а часть спрятал при отъезде.За пределами коллекции Библиотеки Конгресса пока ничего не найдено.

К моменту смерти Прокудина-Горского царь и его семья уже давно были казнены во время русской революции, и коммунистическая власть установилась на территории, которая когда-то была Российской империей.

Уцелевшие коробки с фотоальбомами и хрупкие стеклянные пластины, на которые были записаны негативы, в итоге оказались в подвале парижского многоквартирного дома, и семья опасалась, что они могут быть повреждены.

Библиотека Конгресса США приобрела материал у наследников Прокудина-Горского в 1948 году за 3500–5000 долларов по инициативе исследователя, наводившего справки об их местонахождении. Библиотека насчитала 1902 негатива и 710 альбомных отпечатков без соответствующих негативов в коллекции.

Литье художественного литья (Каслинский металлургический завод), 1910 г. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя».

Принцип трех цветов: Метод цветной фотографии, примененный Прокудиным-Горским, был впервые предложен Джеймсом Клерком Максвеллом в 1855 г. и продемонстрирован в 1861 г., но с имеющимися в то время фотоматериалами хорошие результаты были невозможны.

Имитируя способ восприятия цвета нормальным человеческим глазом, видимый спектр цветов был разделен на три информационных канала путем захвата его в виде трех черно-белых фотографий, одна из которых была сделана через красный фильтр, а другая через зеленый фильтр, и один через синий фильтр.

Полученные три фотографии можно либо проецировать через фильтры одного цвета и точно наложить на экран, аддитивно синтезируя исходный диапазон цветов.

Женщина сидит в тихом месте на реке Сим в водоразделе Волги в 1910 году.

Часовня на месте основания города Белозерска в древности, фото 1909 года.

Вид на Тифлис (Тбилиси), Грузия, с территории церкви Святого Давида, ок. 1910.

Исфандияр Юрджи Бахадур, хан российского протектората Хорезм (Хива, ныне часть современного Узбекистана), портрет в полный рост, сидящий на открытом воздухе, ок. 1910.

Детальный вид Исфандияра, хана русского протектората Хорезм.Эта фотография была сделана в начале его правления в 1910 году, когда ему было 39 лет. Он правил Хорезмом до своей смерти в 1918 году.

На реке Сим пастушок. Фото сделано в 1910 году, из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя».

Генераторы переменного тока, произведенные в Будапеште, Венгрия, в энергозале гидроэлектростанции в Иолотане (Элотен), Туркменистан, на реке Мургаб, ок. 1910.

Грузинка позирует фотографу, ок.1910.

Группа женщин в Дагестане, ок. 1910.

Общий вид Артвина (ныне в Турции) из местечка Свет, ок. 1910.

Пинхус Карлинский, 84 лет, выслуга 66 лет. Смотритель Черниговского шлюза, входящего в систему Мариинского канала. Фото сделано в 1909 году.

Общий вид Николаевского собора с юго-запада в Можайске в 1911 г.

Группа еврейских детей с учителем в Самарканде (современный Узбекистан), ок.1910.

Стрелочник позирует на Транссибирской магистрали, недалеко от города Усть-Катав на реке Юрюзань, 1910 год.

Закладка бетона шлюза плотины, 1912 год. Рабочие и прорабы позируют фотографу во время подготовки к заливке фундамента шлюзовой плотины через реку Оку в районе Белоомута.

Сартская женщина в пурде в Самарканде, Узбекистан, ок. 1910 г. До русской революции 1917 г. «сартами» называли узбеков, проживающих в Казахстане

Общий вид пристани Межевой Утки, 1912 год.

Крестьяне убирают сено в 1909 году. Из альбома «Виды Мариинского канала и речной системы, Российская империя».

Прокудин-Горский едет в дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера под Петрозаводском в 1910 году.

Водовоз в Самарканде (современный Узбекистан), ок. 1910.

Фабрика в Кыне, Россия, принадлежащая графу С.А. Строганову, 1912 г.

Русские дети сидят на склоне холма возле церкви и колокольни у Белого озера, Россия, 1909 год.

Эмир Сейид Мир Мухаммед Алим Хан, эмир Бухары, сидит с мечом в Бухаре (современный Узбекистан), ок. 1910.

Мальчик, опирающийся на деревянный столб ворот, 1910 год. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя».

Мост с металлическими фермами на каменных опорах Транссибирской магистрали через реку Каму в районе Перми, Уральский горный район, ок. 1910.

Кочевые киргизы в Голодной степи на территории современного Узбекистана и Казахстана, ок.1910.

Мужчина и женщина позируют в Дагестане, ок. 1910.

Общий вид Сухуми, Абхазии и ее залива, увиденный где-то около 1910 года с Чернявской горы.

Мальчик сидит во дворе мечети Тилля-Кари в Самарканде, современный Узбекистан, ок. 1910.

(Фото: Библиотека Конгресса).

Ностальгия: Российская империя царя Николая II в цветных фотографиях — фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского От имени царя размах и важность его предприятия были очевидны.С 1905 года он планировал систематически документировать империю с помощью разработанной им техники цветной фотографии, чтобы дать всем россиянам, особенно школьникам, более глубокую связь со своей страной. Он ходатайствовал перед Николаем II достаточно долго, чтобы царь, наконец, предоставил ему специально оборудованную фотолабораторию в вагоне и необходимые проездные документы.

До того как отправиться в шестилетнюю экспедицию, Прокудин-Горский, как и большинство его современников, понятия не имел, как выглядят и чем живут его земляки из дальних уголков России. Его цветные изображения были предназначены не только для документирования различных граждан, этнических групп, поселений, фольклора и ландшафтов огромной империи, но и для создания общей идентичности для ее населения.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский бежал из России в 1918 году после Октябрьской революции. После путешествия по Норвегии и Англии он поселился в Париже, где и умер в 1944 году. Библиотека Конгресса США приобрела его работу в 1948 году, но только недавно она была с большим трудом отреставрирована. «Ностальгия » демонстрирует отреставрированные шедевры ранней цветной фотографии, ставшие важной вехой в культурной истории России.

О технике окрашивания

Прокудин-Горский использовал камеру, которая экспонировала одну продолговатую стеклянную пластину три раза в быстрой последовательности через три различных цветных фильтра: синий, зеленый и красный. Для официальных презентаций негативную пластину помещали в фонарь с тремя линзами, чтобы можно было наложить три экспозиции для формирования полноцветного изображения на экране. Из-за короткого промежутка времени между фиксацией трех кадров на пластине перспектива на финальном изображении слегка искажается в разной степени и приводит к случайным мерцаниям цвета.

Бухарский эмир на цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского 1911 года. Справа — негатив черно-белой стеклянной пластины с тройной цветной фильтрацией, показанный здесь как позитив. Предоставлено Библиотекой Конгресса и Википедией.

Оцифровка коллекции

Стеклянные негативы из коллекции Прокудина-Горского отсканированы с разрешением 10 000 пикселей по длинной стороне с пропорциональным масштабированием короткой стороны.Черно-белые негативы были захвачены как файлы в оттенках серого с разрешением 16 бит на пиксель и размером в несжатом виде примерно 70 мегабайт на файл. Размеры оригинальных негативов 24 х 9 см. Негативы сканировались эмульсионной стороной вверх: стеклянная сторона негатива помещалась на сканирующую поверхность валика, предотвращая контакт с эмульсионной стороной и защищая ее от царапин и повреждений. Затем изображения были перевернуты в цифровом виде для правильного чтения. Примерно 5% негативов требовали специальной обработки, потому что они были сломаны или треснуты.Сломанные негативы были собраны на пластине для сканирования, чтобы представить пластину целиком.

Настоятельно рекомендуется.

-Lensculture


Nostalgia
Nostalgia
Российская империя царя Nicholas II захвачена на цветных фотографиях
Сергея Михайловича Прокудин-Горский
320 страниц, полноцветный, белье в твердом переплете
Размер: 30 х 27 см

На этих фотографиях Россия предстает совсем в другом свете

Крестьянки.Российская Империя | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

По заданию царя Николая II пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский почти десять лет путешествовал по Российской империи. Используя свой гениальный метод создания цветных снимков, фотограф документировал жизнь страны, прекратившей свое существование в 1917 году. самим царем Николаем II для проведения новаторской фотосъемки, которую фотограф позже назовет делом всей своей жизни

Эмир Бухарский.Бухара | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Прокудин-Горский пересек огромную страну, от Кавказа до Уральских гор и Сибири в специально приспособленном вагоне для фотолаборатории. Между 1909 и 1915 годами фотограф сделал более 10 000 цветных изображений, запечатлевших все, что он видел.

Екатерининский родник, г. Боржом | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Группа детей, Российская Империя | © Сергей Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса

Работа на Бакальском руднике | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Для создания цветной фотографии Прокудин-Горский использовал фотоаппарат собственной разработки, сделав три черно-белых снимка через отдельный красный, зеленый или синий фильтр.Объединив отфильтрованные кадры, Прокудин-Горский получил бы фотографию с полным хроматическим спектром.

После коммунистической революции дальновидный фотограф и его семья были вынуждены покинуть Россию в 1918 году. После его отъезда около половины его негативов были конфискованы российскими властями. В 1922 году Прокудин-Горский с семьей поселился в Париже.

Пожилой сарт (Бабайка), Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Группа еврейских детей с учителем, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Портрет в профиль женщины, возможно, туркменки или киргизы, стоящей на ковре у входа в юрту, одетой в традиционную одежду и с украшениями | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Торговец дынями, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Торговец тканями, Самарканд | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

В 1948 году оставшиеся негативы и альбомы Прокудина-Горского были проданы наследниками фотографа Библиотеке Конгресса.В 2001 году Библиотека организовала выставку T he Империя, которая была Россией: воссоздание фотографической записи Прокудина-Горского, и с тех пор бесплатно предлагает изображения негативов в высоком разрешении в Интернете.

Пинхус Карлинский. Восемьдесят четыре года [старый]. Шестьдесят шесть лет службы. Смотритель Черниговского шлюза | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Три поколения. Калганов А.П. с сыном и внучкой. Двое последних работают в цехах Златоустовского завода | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Дагестанские шрифты | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Дагестанские шрифты | © Сергей Прокудин-Горский/Библиотека Конгресса

Туркменский мужчина позирует с верблюдом, нагруженным мешками, вероятно, с зерном или хлопком, Средняя Азия | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Башкирский стрелочник | © Сергей Прокудин-Горский/ Библиотека Конгресса

Редкая фотография Российской империи 1910-х годов, светящаяся яркими цветами

Почти непостижимо, что эти цветные фотографии были сделаны в Российской империи сто лет назад, еще до начала Первой мировой войны! Такие ранние годы, как 1909-1915 годы, годы, когда были сделаны эти снимки, глубоко запечатлелись в нашем воображении как мир черного и белого. Поэтому эти редкие снимки профессионального фотографа и химика Сергея Прокудина-Горского (1863-1944) вызывают у нас благоговейный трепет.

Фотографии сделаны специализированной камерой в три кадра: один в красном фильтре, один в зеленом и один в синем. Все три отфильтрованных черно-белых фотографии затем накладываются друг на друга и проецируются как диапозитивы («слайды») с теми же фильтрами на экран, таким образом восстанавливая весь диапазон цветов, очень близких к истинным цветам сфотографированных объектов.Прокудин-Горский был пионером этой трехкрасочной техники, очень сложной и дорогой в то время.

Царь Николай II очень любил ранние работы Прокудина-Горского и даже заказал ему путешествие по южной и центральной России, чтобы сделать цветные фотографии ее природы, городов и людей. Однако после Октябрьской революции он бежал из России и увез с собой негативы, которые были куплены Библиотекой Конгресса США в 1948 году и опубликованы только в 1980 году.

Источник: У. S. Библиотека Конгресса (через: imgur)

Подробнее

Армянка в национальном костюме позирует Прокудину-Горскому на склоне холма близ Артвина (в современной Турции)

Общий вид Николаевского собора с юго-запада в Можайске в 1911 г.

Группа еврейских детей с учителем в Самарканде (современный Узбекистан), ок. 1910

Стрелочник позирует на Транссибирской магистрали у города Усть-Катав на реке Юрюзань в 1910 году

Собака отдыхает на берегу озера Линдозеро в 1910 году.Из альбома «Виды Мурманской железной дороги, Российская империя»

Сартская женщина в пурде в Самарканде, Узбекистан, ок. 1910 г. До русской революции 1917 г. сартами называли узбеков, проживающих в Казахстане

Эмир Сейид Мир Мохаммед Алим Хан, эмир Бухары, сидит с мечом в Бухаре (современный Узбекистан), ок. 1910

Общий вид Сухуми, Абхазии и ее залива, вид около 1910 года с Чернявской горы

Русские дети сидят на склоне холма возле церкви и колокольни у Белого озера, Россия, 1909 год

Генераторы, произведенные в Будапеште, Венгрия, в энергозале гидроэлектростанции в Иолотане (Элотен), Туркменистан, на реке Мургаб, ок.

1910

Мужчина и женщина позируют в Дагестане, ок. 1910

На реке Сим пастушок. Фото 1910 г., из альбома «Виды Уральских гор, съемка промзоны, Российская империя»

Кочевые киргизы в Голодной степи на территории современных Узбекистана и Казахстана, ок. 1910

Исфандияр Юрджи Бахадур, хан российского протектората Хорезм (Хива, ныне часть современного Узбекистана), портрет в полный рост, сидящий на открытом воздухе, ок.1910

Мальчик опирается на деревянный столб ворот, 1910 год. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя»

Группа женщин в Дагестане, ок. 1910

Водовоз в Самарканде (современный Узбекистан), ок. 1910

Прокудин-Горский едет на дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера под Петрозаводском в 1910 году

Крестьяне убирают сено в 1909 году.Из альбома «Виды Мариинского канала и речной системы, Российская Империя»

Укладка бетона для шлюза плотины, 1912 год.

Рабочие и прорабы позируют фотографу на фоне подготовки к заливке фундамента шлюзовой плотины через реку Оку в районе Белоомута

Грузинка позирует фотографу, ок. 1910

Васильки на ржаном поле, 1909 г. Из альбома «Виды Мариинского канала и речной системы, Российская империя»

Автопортрет на реке Каролицхали, ок.1910. Прокудин-Горский в костюме и шляпе сидит на камне у реки Каролицхали, в горах Кавказа, недалеко от морского порта Батуми на восточном побережье Черного моря.

Часовня на месте основания города Белозерска в древности, фото 1909 г.

Мальчик сидит во дворе мечети Тилля-Кари в Самарканде, современный Узбекистан, ок. 1910

Литье художественного литья (Каслинский металлургический завод), 1910 г.Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя»

Женщина сидит в тихом месте на реке Сим в водоразделе Волги в 1910 году

Общий вид Артвина (ныне в Турции) из местечка Свет, ок.

1910

 

Общий вид пристани Межевой Утки, 1912 г.

Потерянная российская империя раскрывается в цветных фотографиях

Эти очаровательные фотографии вековой давности показывают Россию в цвете в последние дни старой царской империи, которой вскоре предстояло исчезнуть в огне и ярости русской революции.

Снимки, сделанные в начале 20 века, принадлежат Сергею Прокудину-Горскому, химику, который изобрел метод получения цветных фотографий и получил заказ на документирование империи для царя Николая II.

Но коллекция вскоре приобрела еще более важное значение как одно из последних свидетельств старой имперской России перед травмами сталинского террора и нацистского вторжения, которые оставили шрамы в последующие десятилетия.

Его фотографии включают в себя отблески традиционной жизни в отдаленных уголках империи, с портретами кочевников, одетых в экстравагантные головные уборы, сидящих в своих прочных юртах и ​​перевозящих зерно и хлопок на своих верблюдах.

Но есть и признаки современности: новые железные дороги протянулись от Москвы и Санкт-Петербурга по всему континенту, поскольку Россия стремилась догнать своих промышленно развитых соперничающих держав.

Поскольку царская Россия была разорвана в клочья революциями 1917 года, а император и его семья были зверски убиты, сам Прокудин-Горский бежал в Норвегию и Великобританию, прежде чем наконец высадиться во Франции. Его коллекция попала в Библиотеку Конгресса США, где сейчас хранится 2607 очаровательных изображений.

Строительство железной дороги: Эта группа мужчин в шляпах, застегнутых куртках и пальто участвовала в строительстве узкоколейной железной дороги на крайнем севере России, ведущей из города Кемь в портовый поселок Кемь-Пристань, ныне известный как Рабочеостровск. Строительство железных дорог помогло индустриализировать экономику России после поражения в Крымской войне середины 19 века, обнажившего недостатки страны по сравнению с быстро модернизирующимися державами Западной Европы, такими как Великобритания и Франция. Быстрое строительство железных дорог в России также встревожило ее соперничающие державы в преддверии Первой мировой войны

Перевозка верблюдов. На этом снимке изображен туркмен и его верблюд, которым, вероятно, суждено путешествовать в так называемом караване верблюдов, перевозящем мешки с зерно или хлопок вокруг Средней Азии. Это традиционное средство перевозки продуктов питания, воды и других товаров оставалось широко используемым даже после того, как железные дороги начали прокладываться через огромную российскую империю. Этот регион был населен этническими туркменами на протяжении веков, но политическое единство было незначительным, пока царская Россия не аннексировала этот район в 1881 году.Туркменистан оставался под властью Москвы до тех пор, пока распад Советского Союза не привел к его независимости в 1991  

«Малороссия»: эта женщина сидит на деревянной скамье на территории нынешней Украины и, вероятно, жила крупного рогатого скота или выращивали такие культуры, как рожь, пшеница, овес и ячмень на сельскохозяйственных угодьях Восточной Европы. На протяжении веков части Украины в разное время находились под властью российских правителей или императоров Габсбургов, правивших из Вены, но к 19 веку Москва стремилась ужесточить свой контроль, запретив ввоз украиноязычных книг.Россия называла территорию, находящуюся под ее контролем, Маленькой Россией, термин, который совсем недавно был принят пророссийскими диссидентами

Сидя на открытом воздухе: Группа из одиннадцати взрослых и детей в ярких нарядах с экстравагантными головными уборами сидит на ковре возле своей юрты. , вероятно, на территории, которая сейчас является одной из республик Центральной Азии, включая Узбекистан и Туркменистан. Когда кочевые народы, подобные этим, попали в орбиту царской России, они оказались под давлением, чтобы отказаться от своих переносных юрт в пользу более оседлого образа жизни в городах и поселках.Эта борьба за контроль продолжилась и в советскую эпоху, когда в начале 1930-х годов в Казахстане был голод, уничтоживший традиционные кочевые общины. с мешками и тюками, сложенными позади них. Также за забором, за красной постройкой слева, видны остатки старого кирпичного укрепления, построенного недалеко от Байрамали на территории современного Туркменистана, в среднеазиатском регионе, откуда поступала большая часть хлопка империи.Считается, что в них содержится хлопковый жмых, который представляет собой твердое вещество, оставшееся после добычи масла и часто скармливаемое животным тюрбан и туфли на высоком каблуке, держа в руке меч. Портрет был сделан в 1911 году вскоре после того, как эмир пришел к власти в городе-государстве, ныне находящемся в Узбекистане, где он правил как абсолютный монарх, пока советские войска не взяли эмират под свой контроль в 1920 году.В то время как эмир бежал в Афганистан, где он умер в 1944 году, в Бухаре продолжались беспорядки, поскольку она сначала была создана как собственная советская республика, а затем стала частью Узбекской республики, которая в конечном итоге получила независимость. снято недалеко от Кондопоги вдоль пути Мурманской железной дороги, которая была построена на крайнем севере России между 1914 и 1917 годами, что, вероятно, делает этот снимок одним из снимков, сделанных Прокудиным-Горским во время Первой мировой войны. В этом районе, относительно недалеко от границы с Финляндией, была установлена ​​деревянная машина для укладки сена в тюки. Трое мужчин в кепках готовы управлять им, в то время как бородатый мужчина в шляпе и еще один человек в военной форме наблюдают за операцией. За машиной находится группа деревенских детей, в том числе девочки, покрывающие головы белыми платками 

Тюремная камера: На этом снимке посетитель сидит на корточках у входа в тюремную камеру, а заключенные выглядывают из-за своих примитивных решеток. .У стен остатки снега и льда, мужчины кутаются в теплую одежду, а охранник вооружен винтовкой и одет в униформу русского покроя, овчинную шапку и ватник. Тюрьма известна как «зиндан», термин, происходящий от персидского языка, и считается, что она находилась в Бухаре — см. выше — на территории современного Узбекистана. Людей могли запирать за неуплату долгов или иногда держать в одиночных камерах  

Текстиль: Четверо хорошо одетых родственников сидят на ковре на фоне текстиля, на снимке, сделанном в кочевой юрте, присутствует- день Туркменистан. Считается, что люди на этом снимке принадлежат к племени теке, которые примерно в это время постепенно поглощались орбитой России, а некоторые даже служили в кавалерийских полках российских вооруженных сил. Маленький сын семьи сидит в центре этой фотографии, его молодая жена слева и, вероятно, его мать справа

Приготовление риса: Двое мужчин в традиционных одеждах и высоких овечьих шапках стоят рядом с тем, что считается быть сосуды для приготовления пищи, куда можно было бы поместить железные контейнеры и использовать для приготовления риса.У одного из мужчин за поясом кинжал, а другой стоит рядом с оросительным каналом, который использовался бы для полива полей в современном Туркменистане. В конце фотографии справа находится еще одна переносная круглая юрта, в которой жило много людей.

Железнодорожный вокзал. в конце 19 века, когда Москва стремилась укрепить свое влияние в обширной Центральной Азии.Фараб лежит на одном из этих маршрутов, Транскаспийской железной дороге, которая проходит по тому же маршруту, что и часть древнего Шелкового пути — торговый путь, который веками связывал Восточный и Западный миры и по которому Марко Поло путешествовал в путешествиях, которые привели к к его знаменитым рассказам. Более известный двоюродный брат железной дороги, Транссибирский маршрут из Москвы во Владивосток протяженностью 6000 миль, был завершен в 1904  

У Зимнего дворца: Это еще один правитель отдаленной части Средней Азии, хотя на этом изображении он посетил Санкт-Петербург и Зимний дворец, который был домом русских царей.Считается, что это Исфандияр, правитель того, что было известно как Хивинское ханство, которое позже перешло под советскую власть. Тем временем Санкт-Петербург был переименован в Петроград в начале Первой мировой войны, потому что старое название звучало слишком по-немецки. После смерти вождя большевиков в 1924 году название было снова изменено на Ленинград. Окончательно название Санкт-Петербург было восстановлено после распада СССР

Сам фотограф: Сергей Михайлович Прокудин-Горский сидит справа, как мы видим. , с сигаретой во рту, охотничьим ружьем через плечо и собакой рядом.Рядом с ним сидят два жандарма Мурманской железной дороги с Северного Кавказа, один из них вооружен кинжалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *