Романтизм в России (признаки, черты, герой)
Романтизм был порождением бурных событий начала XIX века (эпоха Наполеона и последующей реакции). Неудовлетворенность настоящим, неясность в будущем. Романтизм как течение охватил
- философскую мысль (Шеллинг, Фихте),
- политические устремления (декабристы),
- поэзию (Байрон и Гюго),
- живопись (Делакруа, Брюллов).
И хотя в 30-40-е годы этот стиль был сменен реализмом как основным направлением, романтические произведения искусства создавались и потом (в конце XIX века, скандинавская литература), создаются и сейчас (в литературе, кино, живописи).
К ним относят:
- Индивидуализм
Романтический герой противопоставлен миру, мир не принимает его, а он не принимает этот мир. Любовь связана с изменой, дружба – с предательством. Он одинок и разочарован, проклят одиночеством. Он не может найти родную душу, человека, любящего и понимающего его. Все его попытки найти свое место в жизни тщетны.
- Бунтарство
Если жизнь трагична по своей сути и устройству, то единственный выход для человека – бунт. Бунт – это нормальное отношение романтического героя к миру. Бунт может быть активный, когда герой вступает в конфликт с этим миром и стремиться переделать его, или пассивный – уход в мечтания, в грезы. Положительным героем романтизма часто выступает Демон, противопоставленный Богу. Демон, низвергнутый и отринутый Богом. Бог – это порядок, утверждающий повседневное рабство. Демон – вечный бунтарь, борец за свободу.
- Противоречивое отношение к народу
Романтический герой мыслит себя борцом против мирового зла во имя блага народа. Но народ, с точки зрения романтизма, — это пассивная масса. Герой может жертвовать своей жизнью ради других, но одновременно презирает толпу и чернь.
- Чувство выше разума, поэтому искусство выше науки
В искусстве важна выразительность, обнажение своих чувств перед читателем.
- Отсутствие правил и норм
цену имеет оригинальность, неповторимость, индивидуальный стиль.
- Необычность во всем
Внешность героя отражает его внутренний мир, духовность. Красота здесь не так важна, как в классицизме.
- Интерес к национальному творчеству, сказкам, преданиям, средневековым легендам
Особый интерес к Востоку и его необычности (для России это Кавказ), а также к северным преданиям (Шотландия).
- Интерес к мистике и фантастике (Жуковский, Бестужев-Марлинский)
- Смешение жанров как условие авторской индивидуальности
Наибольшее распространение в романтизме как литературном направлении получили такие жанры, как романтическая поэзия, баллада, романтическая поэма.
Смотрите нашу презентацию по этой теме:
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
5. Романтизм в россии.
Романтизм
в России отличался от западноевропейского
в угоду иной исторической обстановке
и иной культурной традиции. Французскую
революцию нельзя причислить к причинам
его возникновения, уж очень узкий круг
людей возлагал какие-либо надежды на
преобразования в ее ходе. А результаты
революции и вовсе в ней разочаровали.
Вопроса о капитализме в России начала
XIXв. не стояло. Следовательно,
не было и этой причины. Настоящей причиной
стала Отечественная война 1812 г., в которой
проявилась вся сила народной инициативы.
Но после войны народ не получил воли.
Лучшие из дворянства, не довольные
действительностью, вышли на Сенатскую
площадь в декабре 1825 г. Этот поступок
тоже не прошел бесследно для творческой
интеллигенции.
Особенности русского романтизма:
Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.
Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.
Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи — иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.
Романтизм,
и притом наш, русский, в наши самобытные
формы выработавшийся и отлившийся,
романтизм был не простым литературным,
а жизненным явлением, целою эпохой
морального развития, эпохой, имевшей
свой особенный цвет, проводившей в жизни
особое воззрение… Пусть романтическое
веяние пришло извне, от западной жизни
и западных литератур, оно нашло в русской
натуре почву, готовую к его восприятию,
и потому отразилось в явлениях совершенно
оригинальных так оценивал поэт и критик
Аполлон Григорьев — это уникальное
культурное явление, и в его характеристике
показана существенная сложность
романтизма, из недр которого молодой
Гоголь вышел и с которым он был связан
не только в начале писательского пути,
но и на протяжении всей своей жизни.
Аполлон Григорьев точно определил и характер воздействия романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе явления совершенно оригинальные.
а) Литература
Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого — эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.
Русский романтизм развивался поэтами
первой половины девятнадцатого века,
и каждый поэт вносил что-то новое.
Русский
романтизм получил широкое развитие,
приобрел характерные черты, стал
самостоятельным направлением в
литературе. В «Руслане и Людмиле»
А.С. Пушкина есть строки: «Там русский
дух, там Русью пахнет». Это же можно
сказать и о русском романтизме. Герои
романтических произведений — поэтические
души, стремящиеся к «высокому» и
прекрасному. Но существует враждебный
мир, который не дает почувствовать
свободу, который оставляет непонятыми
эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая
душа бежит в другой, где есть идеал, она
стремится к «вечному». На этом конфликте
основывается романтизм. Но поэты
по-разному относились к этой ситуации.
Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из
одного, по-разному строят отношения
своих героев и окружающего их мира,
поэтому и пути к идеалу у их героев были
разные.
Поиск идеала —
главная характерная черта романтизма.
Она проявилась и в творчестве Жуковского,
и у Пушкина, и у Лермонтова. Они вносили
новые понятия, новые характеры, новые
идеалы, дали полное представление о
том, что такое свобода, что такое настоящая
жизнь.
Каждый из них представляет свой
путь к идеалу, это право выбора каждой
личности.
Само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения.
Сейчас,
в конце XX века, мы уже можем классифицировать
романтиков прошлого столетия по этому
признаку на две группы. Одна и, наверное,
наиболее обширная группа — та, которая
объединяла в себе “формальных”
романтиков. Их трудно заподозрить в
неискренности, напротив, они очень точно
передают свои чувства. Среди них можно
выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827)
и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты
пользовались романтической формой,
считая её наиболее подходящей для
достижения своей художественной цели.
Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием.
Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных варианта: есть героический романтический герой («пленник», «разбойник», «беглец»), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокое испытание бурными страстями, и есть страдающий герой, в котором тонкие душевные переживания несочетаемы с жестокостью внешнего мира («изгнанник», «узник»).
Можно сказать, что
у Пушкина и Лермонтова не получилось
стать романтиками (правда, Лермонтов
сумел однажды соответствовать
романтическим законам — в драме
‘Маскарад’). Своими экспериментами
поэты показали, что в Англии позиция
индивидуалиста могла быть плодотворна,
а в России — нет. Хотя у Пушкина и Лермонтова
не получилось стать романтиками, они
открыли путь для развития реализма. В
1825 году вышло первое реалистическое
произведение: «Борис Годунов», затем
«Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,
«Герой нашего времени» и многие другие.
Романтизм [1831 — 1849] · Литературная Москва XIX века · Городское воображение
Александр Пушкин
Николай Гоголь
Гоголь и Пушкин Советский документальный фильм Золотого века господствовал романтизм. Историки обычно называют 1831 год началом Золотого века, годом, когда были закончены и выпущены великие произведения русской поэзии и художественной литературы. Во-первых, 9 Александра Грибоедова.В январе впервые была поставлена сатирическая комедия в стихах о московском обществе после Наполеона 0011 Горе от ума . Несколько месяцев спустя уроженец Москвы Александр Пушкин, считавшийся величайшим поэтом России, закончит свой классический роман в стихах, начатый в 1823 году и официально опубликованный в 1833 году. Наконец, в том же году Николай Гоголь (до 19 лет жил на территории нынешней Украины) начал издавать Вечера на хуторе близ Диканьки , серия рассказов о крестьянской жизни. Рассказы сначала публиковались отдельно в журналах, а затем и в виде книг, когда Гоголю было всего 22 года.
Примерно в это же время познакомились Гоголь и Пушкин, и эти отношения оказались большим источником взаимного литературного влияния. Гоголь фактически приписал Пушкину вдохновение для его пьесы Правительство Ревизор и его комического романа Мертвые души , опубликованных в 1836 и 1842 годах соответственно и высмеивающих политическую коррупцию, присутствующую в Императорской России. Эти две подрывные работы в конечном итоге привели его к изгнанию. Далее творчество Пушкина вдохновляло и Михаила Лермонтова, чья литературная карьера действительно началась с известности, которую он приобрел после публикации «Смерти поэта» — поэмы о гибели Пушкина в 1837 году на дуэли с человеком, у которого якобы был роман с женой. Лермонтов считался самым значительным русским поэтом после смерти Пушкина, а также был автором серии рассказов под названием «9».0011 Герой нашего времени . У Лермонтова была короткая литературная карьера из-за его преждевременной смерти, в том числе на дуэли, и большая часть его произведений была опубликована посмертно из-за цензуры.
Конец романтического периода Золотого века был отчасти отмечен полемикой, вызванной публикацией Николаем Гоголем в 1847 году « Избранных отрывков из моей переписки с друзьями» , где он разоблачил свои консервативные религиозные убеждения. Его одобрение крепостного права, самодержавия и православной церкви встретило резкое сопротивление со стороны многих критиков. Виссарион Белинский, влиятельный литературный критик того времени, написал резкое письмо Гоголю, назвав его недавнюю публикацию морально пагубной, поскольку она представляла собой выражение против человеческого достоинства. Письмо Белинского (выступавшее среди прочего за отмену крепостного права) оказало неожиданное влияние на русскую интеллигенцию того времени: оно не только способствовало окончанию литературной карьеры Гоголя, но и было широко распространено тайной печати и публично читал Федор Достоевский неоднократно, за что ему был вынесен смертный приговор, который, как оказалось, трансформировался в его четыре года заключения в Сибири.
История русской литературы романтического периода: Браун, Уильям Эдвард, 1904-: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив
Предварительный просмотр элемента
EMBED (для блогов, размещенных на wordpress.com, и тегов
Хотите больше? Дополнительные сведения о встраивании, примеры и помощь!
текстов
- по
- Браун, Уильям Эдвард, 1904– гг.
- Дата публикации
- 1986 г.
- Темы
- Русская литература — 19 век — История и критика, Романтизм — Советский Союз, Романтизм, Русская литература, Letterkunde, Russisch, Russisk litteratur, 1800-tallet, Romantikken, Историческое обрамление, Советский Союз
- Издатель
- Анн-Арбор : Ардис
- Коллекция
- в библиотеке; печать отключена; интернетархивыкниги
- Спонсор оцифровки
- Фонд Кале/Остин
- Участник
- Интернет-архив
- Язык
- Английский
4 тома: 24 см
Включает библиографические ссылки и указатели
т.
1. Пролог: Переход: Сентиментализм как доромантическое явление; Борьба за язык: «Архаисты и новаторы» — трагедия XIX века до Бориса Гудунова: Владислав Озеров и сентиментальная трагедия; Второстепенные писатели-трагедии — комедии XIX века до Горе от ума: Александр Шаховской; Николай Хмельницкий; Федор Кокошкин и Михаил Загоскин; Александр Писарев ; Александр Грибоедов до 1823 года; Павел Катенин — Александр Грибоедов и Горе от ума — Басня начала XIX века: Дмитрий Горчаков; Аким Нахимов ; «Архаисты и новаторы»: Битва в сатире; Иван Долгорукий — Лирика переходного периода — Старшие новаторы: Василий Жуковский — Старшие новаторы: Константин Батюшков — Другие старые новаторы: Николай Гнедич; Денис Давыдов ; Федор Глинка — Архаисты старые и молодые: Беседовские поэты; Младшие архаисты: Павел Катенин — т. 2. Младшие архаисты: Вильгельм Кюхельбекер — Младшие новаторы: князь Петр Вяземский — Младшие новаторы: Поэты-декабристы: Кондратий Рылеев; Владимир Раевский; Александр Одоевский; Александр Бестужев (Марлинский) — Допушкинская проза: Второстепенные жанры: русская публицистика 1820-х и 1830-х годов; Эскиз путешествия; Исторические и квазиисторические повести — Авантюрно-плутовской роман: Василий Нарежный — Светско-авантюрный роман 1830-х гг.
: Александр Бестужев (Марлинский) ; Владимир Одоевский; Александр Вельтман ; Вильгельм Кюхельбекер: «Последняя колонна»; Фаддей Булгарин; Антоний Погорелский; Орест Сомов ; Николай Полевой ; Николай Павлов; Владимир Даль — Русский исторический роман: Михаил Загоскин; Николай Полевой ; Иван Лажечников — т. 3. Александр Пушкин: Байронические поэмы и сказки в малых стихах: Руслан и Людмила; Гаврилиада; «Байронические сказки»; граф Нулин; Домик в Коломне; Анджело; Народные сказки (Сказки) — Александр Пушкин: Главные повествовательные стихотворения: Евгений Онегин; Полтава ; Медный всадник — Александр Пушкин: Драматические произведения: Борис Годунов; «Маленькие трагедии»; Русалка ; Сцены из рыцарской эпохи — Лирический стих Александра Пушкина — Александр Пушкин как прозаик: Негр Петра Великого; Новеллистические фрагменты; Путешествие в Зрзрум; Повести Белкина и История села Горюхино; египетские ночи; Дубровский; Фрагментарные прозаические романы; Пиковая дама; История Пугачева; Капитанская дочка — Поэты жуковской школы: Иван Козлов; Андрей Подолинский — Поэты пушкинской плеяды: Антон Дельвиг — Поэты пушкинской плеяды: Н.
