Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев
Начало Реформации
В сентябре 1522 года появился «Новый Завет по-немецки» с гравюрами Лукаса Кранаха к Апокалипсису Иоанна. «Сентябрьская Библия», как вскоре стали называть её, разошлась настолько быстро, что уже в декабре выпустили новое, слегка исправленное издание. Однако полная «Лютеровская Библия» появилась только в 1534 году. Ветхий Завет, написанный по-древнееврейски, а частично по-арамейски, представлял для перевода значительную трудность, в отличие от Нового Завета, и Лютеру удалось справиться с этой задачей только с целой группой переводчиков.
Старый противник реформатора Иероним Эмсер (Лютер прозвал его «козел Эмсер») сразу же после выхода Библии с явным злорадством указал ему на ряд ошибок в переводе. Но Лютера это не волновало. Он, не возражая, исправил ошибки в новых изданиях, сознавая превосходство над всеми своими противниками, ибо именно он правильно передал по-немецки смысл библейского текста, который в оборотах греческого языка не столько открывался немцам, сколько скрывался от них.
Библия Лютера с иллюстрациями Лукаса Кранаха. (wikipedia.org)
«Сентябрьская Библия» Лютера не была первой на немецком. До Лютера существовали уже 14 переводов Священного Писания на национальный язык германских княжеств. Но ни один из них не достигал красоты и силы выражения перевода Лютера. Их распространению мешало то, что язык был слишком сильно связан с лингвистическими особенностями отдельных местностей, переводчики не могли прийти к внутренней свободе, которая позволила бы им не передавать значение слов буквально, а полностью концентрироваться на смысле сказанного.
Лютер искал в Библии Христа. Из этого идейного и смыслового центра он толковал всё Священное Писание. Такая изначальная предпосылка перевода привела к духовному суверенитету по отношению к интерпретируемому материалу, без которого даже самые основательные филологические познания не могут достичь требуемой цели. Воспринимать лютеровский перевод Библии только как решение лингвистической задачи означает не понимать его.
Это было не просто событием в области лингвистики, а проявлением исторического понимания, духовным деянием, включавшим в себя лингвистическую задачу, но подразумевавшим и нечто большее.Лютер мог столь свободно дать немецкий перевод Библии, потому что был уверен в своём понимании библейской вести и уже давно осознал, что эта весть может достичь слуха людей только в виде понятного слова, которое затем поможет породить веру и в сердце. Принципы sola fide (только верой), fides ex auditu (вера из слушания), verbo solo (только словом) освободили его внутренне для обращения с языком. Стоит отметить, что Лютер общался на саксонско-тюрингском диалекте — немецкий язык, сформировавшийся в этом регионе, легче понимали и за пределами его бытования.
Лютер не был «создателем языка», как это часто утверждают. Он лишь мастерски владел вербальным искусством и не подчинялся принудительным требованиям латинской грамматики. В последующие века лютеровская Библия стала самой читаемой книгой на немецком языке, образцом и нормой для немецкого литературного языка, что отразилось на самобытности и своеобразии Германии как национального целого.
Потребность в немецком варианте Библии появилась в период общественного кризиса, созданного Реформацией. Предпосылкой для возникновения такой потребности стал тот факт, что фрагменты библейского текста оказались в центре внимания общества и стали предметом спора между классами, слоями, фракциями и группировками. А это предполагало обострение социальной борьбы, которая требовала принципиальных решений коренных проблем, а все другие средства узнать, как действовать дальше, завели в тупик.
Восстания и попытки поднять бунт на рубеже 15−16-го столетий не могли дать в это время решения, потому что они ограничивались всегда конкретными и точечными требованиями устранить несправедливость: это могли быть новые налоги, высокие цены на пиво, вино, повышение стоимости разных товаров и предполагаемые, хотя и не всегда доказуемые, обман и тёмные махинации в магистратах, повышенные феодальные поборы, злоупотребления церкви и многое другое, касающееся повседневных интересов простого человека.
Портрет Мартина Лютера. 1528 г. Лукас Кранах Старший. Источник: Музей Кобургской крепости, ГерманияМартин Лютер в поисках божественной справедливости
Церковь с её пространными земельными владениями противостояла множеству крестьян по принципу господства и эксплуатации, хотя сама по ряду различных причин претерпевала многочисленные трудности и всё больше подвергалась критике. Следовательно, уверенность в том, что церковь может дать авторитетные сведения о воле Бога, таяла на глазах. Параллельно росло стремление обывателей, независимо от церковной иерархии, достичь ясности в этом жизненно важном вопросе. Знание Библии превратилось в потребность для тех, кто искал выхода. И не только для тех, кто обладал латинской образованностью, но всё более именно для слоёв населения, которые не читали по-латыни.
Именно в те годы, когда общественное мышление протестующих масс обывателей начало искать основания для «божественного права», поднимаясь над чисто моральной и юридической критикой существующих отношений, Лютер начинает, причём в рамках своей профессии, заниматься вопросом божественной справедливости.
Он показывает, что божественная этика не имеет ничего общего с земной юстицией, отказывается от понимания морали как критерия для определения и понимания божественной справедливости и открывает своим принципом sola fide путь к новому толкованию ситуации человека, вставшего перед лицом Бога.В споре с учёными Лютер заставил своих противников принять Библию как основу аргументации. Каждый, кто хотел участвовать в диспуте и ждал серьёзного к себе отношения, должен был основываться в своём мнении на Библии. Ссылки на решения соборов, папские декреты, на имена известных схоластов, даже на отцов церкви не принимались во внимание — известную ценность такая аргументация могла иметь лишь в том случае, если она совпадала с Библией. Всё, что не шло от Евангелия, вызывало подозрение как человеческое измышление, которое не может претендовать на статус абсолютной истины.
Один из противников Лютера, Кохлей, злобно указывал, что Новый Завет в немецком переводе настолько размножен и распространён книгопечатниками, что многие портные и сапожники, даже женщины и другие простые люди приобрели это новое лютеровское Евангелие.
Вормсский эдикт 1521 года, объявивший Лютера еретиком и запретивший распространять его работы, усилил риск, связанный с распространением реформаторских сочинений, помог привлечь внимание к спорам учёных даже тех, кто до этого не обращал на них внимание. Но решающим было, что в реформационное движение вступили города, прежде всего имперские.
При всём их различии между ними существовала общность, которая состояла в том, что церковь и клир не принадлежали к правовому союзу бюргеров, обладали привилегиями и особыми правами, юридически не были полностью интегрированы городом, короче говоря, представляли собой особое сословие. Именно это сословное качество Лютер поставил под вопрос учением о священстве всех верующих. Даже если остальные его воззрения не по всем пунктам встречали безоговорочное одобрение бюргеров, то этого пункта его учения было достаточно, чтобы привлечь благожелательное внимание горожан и снискать терпимость по отношению к лютеранским проповедям.
Поэтому в городах можно наблюдать следующую регулярность в последовательности ступеней Реформации: появление сочинений Лютера, лютеранские проповеди, протестантское причащение, немецкий язык в литургии, спор о занятии должностей проповедника, пренебрежение к епископским велениям и запретам, совещания об использовании церковных и монастырских доходов для нужд общины, постановления о создании общих касс и о новых правилах богослужения, а в связи с этим экспроприация церковных и монастырских владений, в ходе которой возникали столкновения с аббатом или епископом, выливающиеся в настоящие народные волнения и бунты.Мартин Лютер в семейном кругу. (wikipedia.org)
При этом новое религиозное учение Лютера не только выражало чувства рядового представителя зарождающегося среднего класса, но и углубило, усиливало эти чувства, которые анализировались уже сугубо рационально, выстраиваясь в логическую систему веры и повседневного быта. Лютер учил, что, полностью признав своё бессилие и низменность собственной человеческой природы, признав делом своей жизни искупление грехов — через полное самоуничижение в сочетании с непрерывным и богоугодным усилием (не аскетическим, а на благо всего общества), — человек может преодолеть сомнение и тревогу; что полной покорностью он может заслужить любовь Бога и обрести надежду на божественное спасение.
Как писал известный философ Эрих Фромм, «протестантизм явился ответом на духовные запросы испуганного, оторванного от своих корней, изолированного индивида, которому необходимо было сориентироваться в новом мире и найти в нём своё место».
Сборник: Реформация
Религиозное движение, зародившееся в Европе в 16-м веке, было нацелено на реформирование католической церкви. Инициатором Реформации стал богослов Мартин Лютер.
- ЕГЭ
- Европа
- XV-XVI вв.
Мартин Лютер
Мартин Лютер
Хорошо ли вы знакомы с его биографией?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев
Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев
Лютер дал не дословный перевод, а свободное поэтическое воспроизведение библии на немецком языке.
- Статьи
- Европа
- XVI век
95 тезисов Мартина Лютера
95 тезисов Мартина Лютера
Дух протестантизма перевернул Европу. Последовавшие религиозные войны, изменение быта людей, капитализм — всё упирается в «95 тезисов».
- ЕГЭ
- Европа
- XVI-XVII вв.
Реформация
Реформация
Кем был Мартин Лютер? Что заставило его восстать против папы?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Реформация в Германии
Реформация в Германии
В начале 1520-х годов идеи богослова Мартина Лютера были на пике популярности. Однако Реформация оказалась серьёзным испытанием для немецкого народа.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Почему началась Реформация в Германии?
Почему началась Реформация в Германии?
Причины начала серьёзной общественной трансформации в Германии крылись в позднем Средневековье: идеи нового благочестия, немецкий гуманизм и многое другое.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах
Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах
Войне за независимость Нидерландов предшествовал религиозный раскол.
- ЕГЭ
- Европа
- XV-XVI вв.
Мартин Лютер
Хорошо ли вы знакомы с его биографией?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Мартин Лютер и его роль в становлении самосознания европейцев
Лютер дал не дословный перевод, а свободное поэтическое воспроизведение библии на немецком языке.
- Статьи
- Европа
- XVI век
95 тезисов Мартина Лютера
Дух протестантизма перевернул Европу. Последовавшие религиозные войны, изменение быта людей, капитализм — всё упирается в «95 тезисов».
- ЕГЭ
- Европа
- XVI-XVII вв.
Реформация
Кем был Мартин Лютер? Что заставило его восстать против папы?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Реформация в Германии
В начале 1520-х годов идеи богослова Мартина Лютера были на пике популярности. Однако Реформация оказалась серьёзным испытанием для немецкого народа.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Почему началась Реформация в Германии?
Причины начала серьёзной общественной трансформации в Германии крылись в позднем Средневековье: идеи нового благочестия, немецкий гуманизм и многое другое.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Пути Господни: появление протестантизма в Нидерландах
Войне за независимость Нидерландов предшествовал религиозный раскол.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- Статьи
- Европа
- XX век
Антисоветское советское кино: 5 запрещённых фильмов
- Статьи
- Европа
- XX век
Дети Троцкого
- Статьи
- Азия
- XXX-XX вв. до н.э.
Шумерские боги и легенды о них
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Болезни и смерть Екатерины II
- Статьи
- Европа
- XIX век
Полина Виардо — муза Ивана Тургенева
- Статьи
- Европа
- XVI век
Нурбану-султан, накрывшая подолом всю Османскую империю
- Статьи
- Европа
- XX век
Хозяин бандитского Петрограда
- Статьи
- Европа
- XX век
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- I век до н.э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 363639
- 📚 Статьи
- 👀 87440
- 📚 Статьи
- 👀 81507
- 📚 Статьи
- 👀 70788
- 📚 Статьи
- 👀 70624
- 📚 Статьи
- 👀 70475
- 📚 Статьи
- 👀 70420
- 📚 Статьи
- 👀 70308
- 📚 Статьи
- 👀 69683
- 📚 Статьи
- 👀 69487
- 📚 Статьи
- 👀 4999650
- 📚 Статьи
- 👀 809980
- 📚 Статьи
- 👀 433888
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 363639
- 📚 Статьи
- 👀 334993
- 📚 Статьи
- 👀 228891
- 📚 Статьи
- 👀 130982
- 📚 Статьи
- 👀 127501
- 📚 Статьи
- 👀 127482
Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер
Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении XVI века в Европе, которое считается одним из самых влиятельных событий в истории западного христианства. Лютер прославился как лидер Реформации, подняв свой голос против индульгенций, практики в римском католицизме, в которой духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство.
1. Гроза изменила его судьбу
Реформация Мартина Лютера «Буря» — это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. \ Фото: fineartamerica.com.
В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!». Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.
2. Девяносто пять тезисов
Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ Фото: tinlanh.ru.
В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.
3. Печатная пресса
Иоганн Гутенберг — человек, который изобрёл первый печатный станок. \ Фото: thoughtco.com.
Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.
4. Лютер был похищен
Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей — картина 1877 года Антона фон Вернера. \ Фото: ethikapolitika.org.
15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.
5. Предшественники
Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.
Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы — до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.
6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал
Катарина фон Бора и Мартин Лютер. \ Фото: mtzionlutheran.org.
Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.
7. Антисемитские взгляды
Антисемитские взгляды Мартина Лютера. \ Фото: evangelisch.de.
Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.
8. Его назвали в честь святого
Слева: «Святой Мартин отказывается от меча» — картина Симоне Мартини. \ Справа: Мартин Лютер. \ Фото: artchive.ru.
Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.
9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века
Мартин Лютер Кинг. \ Фото: eurotopics.net.
В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.
10. Пророчество
Казнь Яна Гуса. \ Фото: spiritualpilgrim.net.
Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить». Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди. Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.
Читайте также о том, как династические браки разрушили одну из самых могущественных и влиятельных семей в истории.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Викторина по древнегреческой литературе
5 откровенных картин Караваджо
За и против: универсальный базовый доход (UBI)
Мартин Лютер — 95 тезисов, цитат и реформ
(1483-1546)
Кем был Мартин Лютер?
Мартин Лютер был немецким монахом, который начал протестантскую Реформацию в 16 веке, став одной из самых влиятельных и противоречивых фигур в истории христианства.
Лютер поставил под сомнение некоторые из основных принципов римского католицизма, и его последователи вскоре откололись от Римско-католической церкви, чтобы начать протестантскую традицию. Его действия положили начало грандиозной реформе в Церкви.
Выдающийся теолог Лютер, стремившийся к тому, чтобы люди чувствовали себя ближе к Богу, побудил его перевести Библию на народный язык, радикально изменив отношения между церковными лидерами и их последователями.
Ранняя жизнь
Лютер родился 10 ноября 1483 года в Айслебене, Саксония, на территории современной Германии.
Его родители, Ганс и Маргарет Лютер, были крестьянами. Однако Ганс добился определенных успехов в качестве горняка и плавильщика руды, и в 1484 году семья переехала из Айслебена в соседний Мансфельд, где у Ганса были залежи руды.
Ганс Лютер знал, что добыча полезных ископаемых — трудный бизнес, и хотел, чтобы его многообещающий сын сделал лучшую карьеру юриста. В семь лет Лютер поступил в школу в Мансфельде.
Образование
В 14 лет Лютер отправился на север, в Магдебург, где продолжил обучение. В 1498 году он вернулся в Эйслебен и поступил в школу, изучая грамматику, риторику и логику. Позже он сравнил этот опыт с чистилищем и адом.
В 1501 году Лютер поступил в Эрфуртский университет, где получил степень по грамматике, логике, риторике и метафизике. В это время, казалось, он был на пути к тому, чтобы стать юристом.
Стать монахом
В июле 1505 года Лютер пережил судьбоносное событие, которое заставило его встать на новый курс и стать монахом.
Попав в ужасную грозу, опасаясь за свою жизнь, Лютер воззвал к святой Анне, покровительнице горняков: «Спаси меня, святая Анна, и я стану монахом!» Буря утихла, и он был спасен.
Большинство историков считают, что это был не спонтанный поступок, а идея, уже сформулированная Лютером. Решение стать монахом было трудным и сильно разочаровало его отца, но он чувствовал, что должен сдержать обещание.
Лютер также боялся ада и Божьего гнева и чувствовал, что жизнь в монастыре поможет ему обрести спасение.
Первые годы монашеской жизни были для Лютера трудными, так как он не нашел религиозного просвещения, к которому стремился. Наставник сказал ему сосредоточить свою жизнь исключительно на Иисусе Христе, и это позже даст ему руководство, которого он искал.
Разочарование в Риме
В возрасте 27 лет Лютер получил возможность быть делегатом на конференции католической церкви в Риме. Он ушел еще более разочарованным и очень обескураженным безнравственностью и коррупцией, свидетелем которых он стал там среди католических священников.
По возвращении в Германию он поступил в Виттенбергский университет, пытаясь подавить свои духовные потрясения. Он преуспел в учебе и получил докторскую степень, став профессором богословия в университете (известном сегодня как Галле-Виттенбергский университет Мартина Лютера).
Благодаря изучению Священных Писаний Лютер наконец обрел религиозное просвещение. Начиная с 1513 года, готовясь к лекциям, Лютер читал первую строчку 22-го псалма, который Христос оплакивал в своем мольбе о пощаде на кресте, что было похоже на собственное разочарование Лютера в Боге и религии.
Два года спустя, готовя лекцию по Посланию Павла к Римлянам, он прочитал: «Праведный верою жив будет». Он остановился на этом заявлении в течение некоторого времени.
Наконец, он понял, что ключ к духовному спасению не в том, чтобы бояться Бога или быть порабощенным религиозными догмами, а в том, чтобы верить, что только вера принесет спасение. Этот период ознаменовал большие перемены в его жизни и положил начало Реформации.
СКАЧАТЬ БИОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ МАРТИНА ЛЮТЕРА
’95 тезисов’
31 октября 1517 г. Лютер, разгневанный новой порцией индульгенций Папы Льва X в помощь строительству базилики Святого Петра, прибил лист бумаги своими 95 тезисами об Университете Дверь часовни Виттенберга.
Хотя Лютер предполагал, что это будут вопросы для обсуждения, 95 тезисов изложили сокрушительную критику индульгенций — добрых дел, которые часто включали денежные пожертвования, которые папы могли даровать людям, чтобы отменить покаяние за грехи — как развращающие народная вера.
Лютер также отправил копию архиепископу Майнца Альберту Альбрехту, призвав его положить конец продаже индульгенций. С помощью печатного станка копии 95 тезисов распространились по Германии в течение двух недель и по всей Европе в течение двух месяцев.
В конце концов Церковь решила остановить акт неповиновения. В октябре 1518 года на встрече с кардиналом Томасом Каетаном в Аугсбурге Лютеру было приказано отречься от своих 95 тезисов авторитетом папы.
Лютер сказал, что не отречется, пока Писание не докажет, что он неправ. Он пошел еще дальше, заявив, что не считает, что папство имеет право толковать Священное Писание. Встреча закончилась перебранкой и положила начало его окончательному отлучению от Церкви.
Отлучение от церкви
После публикации своих 95 тезисов Лютер продолжал читать лекции и писать в Виттенберге. В июне и июле 1519 года Лютер публично заявил, что Библия не дает папе исключительного права толковать Священное Писание, что было прямой атакой на авторитет папства.
Наконец, в 1520 году папе надоело, и 15 июня он выдвинул ультиматум, пригрозив Лютеру отлучением от церкви.
10 декабря 1520 года Лютер публично сжег письмо. В январе 1521 года Лютер был официально отлучен от Римско-католической церкви.
Вормсский сейм
В марте 1521 года Лютер был вызван на Вормсский сейм, общее собрание светских властей. И снова Лютер отказался отречься от своих заявлений, потребовав, чтобы ему показали любое место Писания, опровергающее его позицию. Не было ни одного.
8 мая 1521 года совет издал Вормсский эдикт, запретивший труды Лютера и объявивший его «осужденным еретиком». Это сделало его осужденным и разыскиваемым человеком. Друзья помогли ему спрятаться в замке Вартбург.
Находясь в уединении, он перевел Новый Завет на немецкий язык, чтобы дать простым людям возможность читать Слово Божье.
Лютеранская церковь
Хотя Лютер все еще находился под угрозой ареста, в мае 1522 года Лютер вернулся в замковую церковь Виттенберга в Эйзенахе, чтобы организовать новую лютеранскую церковь.
У него появилось много последователей, и лютеранская церковь также получила значительную поддержку со стороны немецких князей.
Когда в 1524 году началось крестьянское восстание, Лютер осудил крестьян и встал на сторону правителей, от которых зависел рост его церкви. Тысячи крестьян были убиты, но лютеранская церковь с годами росла.
Катарина фон Бора
В 1525 году Лютер женился на Катарине фон Бора, бывшей монахине, покинувшей монастырь и укрывшейся в Виттенберге.
Родившаяся в дворянской семье, пережившей тяжелые времена, Катарина в возрасте пяти лет была отправлена в монастырь. Она и несколько других монахинь, настроенных на реформы, решили избежать суровой уединенной жизни, и после тайного вывоза письма с просьбой о помощи от лютеран Лютер организовал дерзкий заговор.
С помощью торговца рыбой Лютер приказал мятежным монахиням спрятаться в бочках из-под сельди, которые были спрятаны за пределами монастыря после наступления темноты — преступление, караемое смертью. Лютер позаботился о том, чтобы все женщины нашли работу или возможность выйти замуж, кроме волевой Катарины, которая отказала всем женихам, кроме самого Лютера.
Скандальный брак опального монаха с опальной монахиней, возможно, несколько запятнал движение за реформы, но в течение следующих нескольких лет пара процветала и родила шестерых детей.
Катарина зарекомендовала себя как более чем способная жена и союзник, так как она значительно увеличила состояние их семьи, проницательно инвестируя в фермы, сады и пивоварню. Она также превратила бывший монастырь в общежитие и центр встреч активистов Реформации.
Лютер позже сказал о своем браке: «Я заставил ангелов смеяться, а дьяволов плакать». Необычно для своего времени Лютер в своем завещании доверил Катарине свою единственную наследницу и опекуна своих детей.
Антисемитизм
С 1533 года до своей смерти в 1546 году Лютер был деканом богословия в Виттенбергском университете. За это время он страдал от многих болезней, включая артрит, проблемы с сердцем и расстройство пищеварения.
Физическая боль и эмоциональное напряжение беглеца могли быть отражены в его произведениях.
Некоторые работы содержали резкие и оскорбительные выражения в адрес некоторых слоев общества, особенно евреев и, в меньшей степени, мусульман. Антисемитизм Лютера в полной мере проявляется в его трактате Евреи и их ложь .
Смерть
Лютер умер от инсульта 18 февраля 1546 года в возрасте 62 лет во время поездки в свой родной город Эйслебен. Он был похоронен в церкви Всех Святых в Виттенберге, городе, которому он помог превратиться в интеллектуальный центр.
Учения и переводы Лютера радикально изменили христианское богословие. Во многом благодаря прессе Гутенберга его влияние продолжало расти после его смерти, поскольку его послание распространилось по Европе и всему миру.
- Название: Лютер Мартин
- Год рождения: 1483
- Дата рождения: 10 ноября, 1483
- Город рождения: Эйзлебен
- Страна рождения: Германия
- Гендер: мужчина
- Лестс. немецкий монах, навсегда изменивший христианство, когда прибил свой девятый год.5 тезисов к дверям церкви в 1517 году, положившие начало протестантской Реформации.
- Industries
- Христианство
- Астрологический знак: Scorpio
- Национальные национальства
- Немецкий
- Интересные факты
- Мартин Лютер, изучаемый юристом, прежде чем принять решение стать монахом.
- Лютер отказался отречься от своих «95 тезисов» и был отлучен от католической церкви.