Родина гоголя: Писатели-школьники

На тёмной стороне Николая Гоголя · Родина на Неве

210 лет назад, 1 апреля 1809 года, в селе Сорочинцы Полтавской губернии родился Николай Васильевич Гоголь, которому предстояло стать одним из наиболее своеобразных представителей русской литературы, а позже причисленным к её классикам. О его жизни и творчестве всем нам хорошо известно со школьной скамьи. Гораздо меньше – о том, что повлияло на них и на формирование личности писателя, личности противоречивой и поистине трагической, что не могло не найти отражения в его произведениях.

У Николая Гоголя было немало “зеркал”….

Сегодня мы попробуем взглянуть на Гоголя под иным, непривычным ракурсом, прикоснувшись к малоизвестным и зачастую игнорируемым «каноническим» жизнеописанием, сторонам его биографии. Мы заглянем на «тёмную сторону» Гоголя.

Детство

Николай Васильевич родился в семье небогатого дворянина Василия Гоголь-Яновского, женатого на Марии Ивановне Косяровской. Причём свадьба состоялась, когда мужу было 28 лет, а невесте… всего 14. При этом супруги жили счастливо, а жена регулярно приносила потомство: кроме Николая, родилось ещё одиннадцать детей. Однако двое появились на свет мёртвыми, а ещё четверо умерли в младенчестве. Николай стал первым «выжившим» ребёнком и, возможно, именно поэтому с ранних лет был окружён повышенным вниманием и заботой.

Впрочем, это не сделало его детство счастливым. По воспоминаниям Гоголя и его сестры Ольги, Мария Ивановна была женщиной «своеобразной», её настроение часто менялось, резко переходя от депрессии к безудержному веселью, и наоборот. Нередко она впадала во внезапное оцепенение, уставившись в одну точку и не реагируя на вопросы окружающих. Вероятнее всего, мать Гоголя страдала душевным расстройством, видимо, наследственным, так как подобное поведение отличало также её родителей и родную сестру.

Личность человека, как известно, формируется в его детстве. На неё влияют как наследственность, так и условия, в которых проходит взросление. И то, и другое, сказалось на личности Гоголя в полной мере.

При этом Мария Ивановна была одержима мистицизмом, верила в приметы, постоянно придумывала и рассказывала маленькому Коле страшные истории. Уже в зрелом возрасте он не раз вспоминал, какое сильное впечатление на него оказывали истории о ведьмах и чертях, а также о тех муках, которые ждут в аду грешников.

На сестёр Гоголя плохая наследственность матери явно оказала влияние. Так, Ольга имела задержки в развитии, до пяти лет плохо ходила, держась за стены, и страдала провалами в памяти. Другая сестра – Мария, будила по ночам горничных, заставляя выходить их в сад, где они должны были при свете факелов водить хороводы.

Неудивительно, что жизнь в подобной атмосфере, вкупе с унаследованной психической неустойчивостью, оказала на маленького Николая сильное влияние. Наиболее ярко об этом свидетельствует одно детское воспоминание Гоголя, записанное его знакомой Александрой Смирновой-Россет:

– Мне было лет пять. Я сидел один в одной из комнат. Отец и мать ушли…

Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, ко мне и мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, а зелёные глаза искрились недобрым светом. Мне было жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стенке.

«Киса, киса», – позвал я, желая приободрить себя. Я соскочил с дивана, схватил кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил её в пруд и несколько раз, когда она хотела выплыть и выбраться на берег, отталкивал её шестом.

Мне было страшно, я дрожал и в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, это была месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жалко кошку.

Этот образ – демонический образ кошки, символизирующей тёмные силы, затем появится в ряде произведений Гоголя. Но об этом – немного позже.

Вскоре душевное состояние Николая ещё более ухудшилось. Так, однажды гуляя по саду, он услышал «страшные» голоса, и впал в оцепенение, из которого родным долго не удавалось его вывести. Время от времени он стал впадать в состояние, неоднократно отмечавшееся у его матери: внезапно замолкал, глядя в одну точку и ни на что не реагируя. Впрочем, мать и отец списывали всё это на детскую впечатлительность, и к помощи врачей не прибегали.

Учёба

В мае 1821 года, в двенадцатилетнем возрасте, Гоголь поступает в гимназию в городе Нежин, где проведёт следующие семь лет. Отрыв от привычной, но жутковатой, мистической, наполненной детскими страхами среды отеческого дома, отнюдь не приводит к улучшению его душевного состояния. Замкнутый в себе интроверт он получает от товарищей по учёбе прозвище «таинственный Карла». Сокурсники также отмечают его странности.

Демонический образ кошки неоднократно появляется на страницах произведений Гоголя

Выпускник гимназии, поэт Василий Любич-Романович так вспоминает об этом: «Гоголь иногда забывал, что он человек. Бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй».

Известный итальянский психиатр – криминолог Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» пишет о Гоголе как об одном из самых ярких примеров того, что между выдающимися творческими способностями и психическим заболеванием существует безусловная взаимная связь.

С учёбой тоже не ладилось: учился будущий классик весьма посредственно. Но постепенно он всё же подключается к «общественной» жизни гимназистов: пишет сценарии для гимназического самодеятельного театра и участвует в его представлениях в качестве актёра. Именно тогда впервые проявляются его литературные способности, а также склонность к лицедейству, полному перевоплощению в исполняемую роль, что впоследствии позволит Гоголю создавать яркие образы в своих произведениях. Отметим, что своим литературным дарованием, он, возможно, обязан отцу, который увлекался написанием стихов, пьес и рассказов. Отцовская наследственность явно оказалась более благотворной, чем материнская.

На пути к успеху

В 1828 году, закончив гимназию, Гоголь приезжает в Санкт-Петербург и предпринимает ряд безуспешных попыток поступить актёром в столичные театры. В итоге, будучи крайне стеснён в средствах (его отец к тому времени умер, а у матери усилились признаки безумия), он вынужден поступить на службу в отделение Департамента уделов в качестве коллежского регистратора – самой низшей чиновничьей должности. Монотонная, рутинная работа доводит его до исступления, однако он сможет заставить себя заниматься ею в течение полутора лет. В это время он издаёт на собственные средства написанную им ещё в гимназические годы романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», однако, прочтя недоброжелательные рецензии на своё произведение, сжигает весь не разошедшийся тираж.

В этот период своей жизни Гоголь страдает глубокой депрессией. Ненавистная работа, нищенское, полуголодное существование доводят его до крайней степени морального и физического изнурения.

Перелом происходит в начале 1830-х годов, когда он знакомится вначале с бароном Антоном Дельвигом, а затем с Александром Пушкиным и Василием Жуковским. С этого момента он вхож в литературные круги столицы, что способствует его творческому взлёту.

Он приступает к созданию своих знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые выйдут в свет двумя частями в 1831-32 годах. Малороссийский фольклор, смешанный со страшными историями, рассказанными в детстве его матерью – всё это сделает произведения этого цикла оригинальными и обречёнными на успех. В 1835 году последует издание сборника «Миргород», продолжающего традицию «Вечеров». В нём будет опубликован первый, позже значительно переработанный вариант «Тараса Бульбы», а также одна из самых жутких повестей Гоголя – «Вий».

Найдётся в этих рассказах и место пресловутой кошке, утопленной пятилетним Коленькой.

Приведём несколько соответствующих цитат:

– Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить её, но неблагодарная, видно, уже слишком свыклась с хищными котами или набралась романтических правил, что бедность при любви лучше палат, а коты были голы как соколы; как бы то ни было, она выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать её.

Задумалась старушка. «Это смерть моя приходила за мною!»

(«Старосветские помещики»)

– Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи.

(«Вечер накануне Ивана Купала»)

– Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку.

(«Майская ночь или утопленница»)

В «Вие» же ведьма крадётся к Хоме со сверкающими «необыкновенным блеском» глазами и вспрыгивает ему на спину «с быстротою кошки».

Во всех случаях кошка-символ зла. И этот образ явно берет начало в детском воспоминании Гоголя: «она шла, потягиваясь, ко мне и мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, а зелёные глаза искрились недобрым светом».

Так память о случившемся с ним в пятилетнем возрасте вновь и вновь настигает писателя.

Перелом

В начале 1840-х годов Николай Гоголь уже известный писатель, талант которого признан как читателями, так и литераторами. К этому времени выходят в свет его «Петербургские повести», «Ревизор» и первый том «Мёртвых душ». Большинство произведений написаны им за границей, куда он ездит довольно часто.

В свою очередную поездку он отправляется в 1842 году. Он живёт в Риме, Париже, Ницце, Дюссельдорфе, всё время работая над вторым томом «Мёртвых душ». Однако работа не клеится, а Гоголя всё больше овладевает депрессия. Он ищет выхода из неё в религии, но это лишь усугубляет его душевное расстройство.

В различных изданиях не раз приводились зачастую противоречащие сведения о том, что увидели присутствовавшие при открытии гроба Гоголя. В одних говорится о том, что в гробу не оказалось черепа Гоголя, в других, что череп был повёрнут в сторону, а крышка гроба изнутри расцарапана, будто писатель, похороненный заживо, очнулся от летаргического сна.

На родину писатель возвращается другим человеком. Он заявляет своим знакомым, что отныне знает, какой путь предписал ему Господь и буквально читает им проповеди о необходимости покаяния и отказа от «аморальных» привычек. В итоге круг его приятелей начинает неуклонно сокращаться. Общаться с новоявленным «моралистом» не хочется никому.

Гоголь замыкается в себе, разрывает отношения со многими знакомыми, предпочитая беседы со священниками. Неоднократно посещает святые места, совершает поездку в Иерусалим для поклонения Гробу Господню.

В этом время он заявляет, что намерен полностью переделать частично написанный им второй том «Мёртвых душ», сделав основой сюжета духовное перерождение Чичикова, которому предстоит превратиться из мошенника в добропорядочного гражданина. А способствовать этой перемене будут… губернатор и государь-император.

Позже он публикует сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», который представляет собой, по сути, подборку проповедей, в которых Гоголь «наставляет на путь истинный» своих читателей. Встреченное публикой неоднозначно, это произведение способствовало дальнейшей изоляции писателя от круга друзей и знакомых.

Финал

Тем временем, здоровье Гоголя — как физическое, так и душевное — продолжает ухудшаться. Его религиозность выходит за все разумные пределы. Он начинает поститься даже в непостные дни, заглушая голод чтением духовной литературы. Постоянно говорит о происках «нечистой силы» и впадает в ужас от раскатов грома, говоря, что это Бог хочет наказать его за «нечестивые книги».

В конце 1851 года Гоголь поселяется в московской квартире Александра Толстого, из которой практически не выходит.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он кидает в печь так и не завершённый том «Мёртвых душ», а 18 февраля не может встать с постели и перестаёт принимать пищу. Несмотря на все усилия врачей, утром 21 февраля Николай Гоголь умирает. Ему было всего 42 года…

Сегодня медики считают, что причиной его смерти стало нарушение сердечно-сосудистой деятельности, вызванное дистрофией и протекавшее на общем фоне обострения маниакально-депрессивного психоза.

После смерти

Похороны Николая Гоголя состоялись 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На его могиле была установлена чёрная надгробная плита, а в изголовье – бронзовый крест, стоящий на чёрном камне.

Но не прошло и ста лет, как прах писателя был потревожен. В 1930 году советские власти закрыли Данилов монастырь, а кладбище было предписано «ликвидировать». Останки Гоголя было решено перезахоронить на Новодевичьем кладбище.

31 мая 1931 года могилу писателя вскрыли. И здесь вновь начинается мистика. В различных изданиях не раз приводились зачастую противоречащие сведения о том, что увидели присутствовавшие при открытии гроба. В одних говорится о том, что в гробу не оказалось черепа Гоголя, в других, что череп был повёрнут в сторону, а крышка гроба изнутри расцарапана, будто писатель, похороненный заживо, очнулся от летаргического сна.

Очевидцы рассказывали и о якобы устроенном членами специальной комиссии, состоявшей из советских писателей и комсомольских работников, кощунственном разграблении останков: мол, кто-то забрал себе «на память» сапоги Гоголя, кто-то – его камзол, кто-то – ребро и берцовую кость.

Существующий официальный акт экспертизы, составленный сотрудниками НКВД, ничего этого не подтверждает. Скорее всего, мы имеем здесь дело со своего рода «городской легендой», замешанной на таинственности самой личности Гоголя, нередко высказывавшим опасение быть похороненным заживо.

Как бы то ни было, даже здесь сказалось эхо мистицизма, сопровождавшего писателя на протяжении всей его жизни.

***

Личность человека, как известно, формируется в его детстве. На неё влияют как наследственность, так и условия, в которых проходит взросление. И то, и другое, сказалось на личности Гоголя в полной мере, с одной стороны – наделив его творческими способностями, а с другой – наложив на всю жизнь трагическую печать неспособности адаптироваться в реальном мире. Недаром, известный итальянский психиатр – криминолог Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» пишет о Гоголе как об одном из самых ярких примеров того, что между выдающимися творческими способностями и психическим заболеванием существует безусловная взаимная связь.

В случае с Гоголем эта связь усиливалась ещё и тем, что он, вживаясь в каждый создаваемый им образ, особенно при создании мистических произведений, нередко переходил грань, пытаясь зачерпнуть сил и вдохновения из тёмного омута страхов, преследовавших его с детства.

Наше подсознание блокирует воспоминания о наиболее тяжёлых потрясениях, испытанных в детские годы, ставя своего рода «зеркала» и спасая нашу психику от их последствий. У Гоголя, надо думать, таких «зеркал» было немало. Но он каждый раз умышленно проходил сквозь них, переживая атмосферу детских кошмаров снова и снова. Но, как известно, если долго смотреть во тьму, тьма начинает смотреть на тебя. И не только смотреть, но и тянуть тебя обратно, превращая жизнь в ад, когда ты уже не видишь различия между реальностью и образами, всплывающими из подсознания.

Это объясняет не только затяжные депрессии Гоголя, но и его последующую одержимость религией. Это была попытка вырваться из омута чёрных воспоминаний, прорваться к свету. При жизни сделать это ему так и не удалось. Может, получилось после?

Игорь ЧЕРЕВКО

Любовь к родине была главной в творчестве Н. В. Гоголя

Ко дню рождения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852), который отмечается 1 апреля, Президентская библиотека представляет на портале редкие материалы о его жизни и творчестве.

Николай Васильевич родился в семье помещиков Полтавской губернии, а в Петербург приехал в двадцатилетнем возрасте. Писатель тосковал по Малороссии, и эта связь оказала большое влияние на его произведения. В фонде Президентской библиотеки представлена электронная копия очерка Нестора Котляровского «Николай Васильевич Гоголь. 1829–1842», где можно прочитать воспоминания современников и соратников о прозаике, письма писателя к матери: «Вы знаете, какой я охотник до всего радостного, – пишет Гоголь матери. –  Вы одна только знаете, что под моим видом иногда, для других холодным, угрюмым, таилось кипучее желание весёлости. И часто в часы задумчивости, когда другим казался я печальным, я разглядывал науку весёлой, счастливой жизни». Одной из главных тем книги является поиск «приёмов мастерства» Гоголя, восстановление истории психологических движений души художника.

Первой крупной работой Гоголя стала повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанная любовью к родному краю и народным чертам украинского характера, повествование в ней было наполнено фольклорными сюжетами. Работая над этим произведением, писатель осознанно выстраивал художественный стиль своих произведений, его наставниками были Жуковский и Пушкин. Увлечённость украинскими традициями раскрыла в нём талант этнографа и историка, чему и посвящена доступная на портале Президентской библиотеки электронная копия книги Бориса Соколова «Гоголь — этнограф». В книге автор приводит слова Н. В. Гоголя: «Ах, если бы это было в самом деле так: тогда всю жизнь свою я посвятил бы любезной своей родине, описывая её природу, юмор её жителей с обычаями, поверьями, изустными преданиями и легендами.

Согласитесь: источник обильный, неисчерпаемый, рудник богатый и ещё непочатый».

В 1830-х и в начале 1840-х годов произведения Гоголя выступали предметом литературных сюжетов и споров. В фонде Президентской библиотеки представлен публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», изданный в 1847 году, где Гоголь отвечает на назревшие вопросы современников о личной и социальной этике, но его позиция была воспринята соратниками критично. Спустя 40 лет Лев Толстой, не оценивший ранее «Переписку с друзьями», пишет: «Очень меня заняла последнее время ещё Гоголя переписка с друзьями. Какая удивительная вещь! За 40 лет сказано, и прекрасно сказано, то, чем должна быть литература. Пошлые люди не поняли, и 40 лет лежит под спудом наш Паскаль».

Большинство произведений литератора были оценены только после его смерти. Спустя всего четверть века Гоголь был наречён гением, а его «Женитьба» и «Ревизор» признаны классическими комедиями. Иван Щеглов в своей книге «Подвижник слова» вспоминает цитату Эдмонда Гонкура о том, что великое произведение превращается в шедевр только после смерти создателя, и продолжает её: «Для России, по крайней мере, это изречение почти равняется аксиоме, и добрая половина истории родной литературы представляет сплошь довольно тягостное зрелище – отрицания и поругания оригинального автора при его жизни и восхваления и умиления после его смерти».

Соавтор

Revisor размышляет о том, как украинский Николай Гоголь добился успеха в родном городе Путина в XIX веке

    1 из 3 2 из 3

      Revisor произойдет в разгар кровавого вторжения России в Украину.

      Он написал гибрид танцевально-театрального спектакля, премьера которого получила восторженные отзывы в Vancouver Playhouse в 2019 году.

      Он основан на фарсе Николая Гоголя 1836 года Генеральный инспектор (также известный как Государственный инспектор ) о человеке, которого ошибочно принимают за государственного инспектора в маленьком провинциальном городке, где все наклоняются, чтобы угодить ему.

      Гоголь родился на Украине и переехал в Санкт-Петербург, где родился президент России Владимир Путин. Именно в этом городе Гоголь прославился как драматург, прозаик и автор рассказов.

      «Я больше думал о Николае Гоголе и его писательском пути, — говорит Янг Прямо по телефону из своего дома в Торонто. «Он был, по сути, аутсайдером в Санкт-Петербурге, что давало ему перспективу, которой не было у посвященных. Кроме того, когда он приехал в Россию, был настоящий аппетит к народным сказкам того, что они называли «Малороссией», — украинским народным сказкам».

      Янг отмечает, что Гоголь профильтровал эти рассказы о своей родине через «свою особую и своеобразную линзу».

      «И они стали чем-то, чего никто никогда не читал и не видел, и в конечном итоге действительно сформировали русскую литературу», — говорит он.

      Генеральный инспектор несмотря на разрушительную критику государства».> Джонатон Янг говорит, что царю нравилось  Генеральный инспектор  несмотря на разрушительную критику государства. «Генеральный инспектор » должен был послужить моральным обвинением бюрократии и чиновничества в том, как он изображал коррумпированность государства. Но этого вовсе не произошло. первоклассный фарс — так, что даже царь мог санкционировать его, любить и смеяться над ним, — говорит Янг, — он почти мгновенно стал национальным институтом и пережил хаос и потрясения в России».

      В советское время художники могли радикализировать. Например, нереалистичная постановка режиссера Всеволода Мейерхольда 1926 года «Ревизор » [русское название] привнесла в пьесу новую театральную изобретательность, говорит Янг. Позже это было освещено в выпуске журнала Йельского университета Theatre .

      У Янга дома на полке лежала старая потрепанная копия издания с производственными заметками Мейерхольда. Поэтому, когда он и основатель Kidd Pivot и хореограф Кристал Пайт обсуждали создание фарса, они решили, что пьеса Гоголя идеально подходит для этой цели.

      В версии Янга и Пайта актеры записали сценарий, который звучит в театре через аудиосистему. Танцоры синхронизируют эти слова на сцене, двигаясь часто странным и сбивающим с толку образом.

      «Это довольно радикальная адаптация, несмотря на то, что внутренняя структура та же самая», — добавляет он. «От гоголевского текста осталось очень мало — почти ничего».

      Он показывает, что один из персонажей знает, что происходит за кулисами. И он едва сдерживает себя.

      «У него случаются вспышки, когда он не может перестать говорить», — говорит Янг. «Его тело почти марионеточное благодаря языку внутри него. Давление настолько велико, что оно вырывается наружу».

      Другой персонаж, следователь, совсем наоборот. Она страдает от состояния, которое мешает ей говорить.

      «Иногда она едва может выговорить слово», — говорит драматург. «И они борются с «движением», которое никогда не описывается дальше этого».

      Недавняя книга Юлии Ильчук о Николае Гоголе была опубликована издательством University of Toronto Press.

      Гибридная идентичность Гоголя

      В прошлом году специалист по славистике Стэнфордского университета Юлия Ильчук в книге «Николай Гоголь: воплощение гибридной идентичности » утверждала, что культурная идентичность писателя была продуктом «переговоров с имперскими и национальными культурными кодами и ценностями».

      «Исследуя амбивалентное само-моделирование, языковое исполнение и текстовые практики Гоголя, — говорится в аннотации издателя, — эта книга показывает, как Гоголь играл как с имперскими, так и с местными источниками идентичности и превращал свою гибридность в проект тонкого культурного сопротивления. ».

      Более того, Ильчук утверждал, что имперская культура России зависела в своем развитии от украинских интеллектуалов, таких как Гоголь. Янг прекрасно осознает это влияние.

      «Он известен как отец русского модернизма и даже, в странном смысле, психологического реализма, который начал процветать в конце XIX века, — говорит Янг. «И многие из этих писателей черпают свое вдохновение от Гоголя».

      Янг находит шокирующим, что за пару лет с Revisor исполнялся в последний раз, теперь он будет звучать «по-другому и более актуально».

      «В начале 2020 года, перед пандемией, мы собрались на первый ремонт и начало тура, который бы привел нас в Санкт-Петербург и Москву», — говорит он. «На этом тур должен был закончиться. Его, конечно, отменили к апрелю, и поэтому мы так и не добрались туда — и я сомневаюсь, что когда-нибудь доберемся сейчас».

      Дом Гоголя — Мемориальный музей и научная библиотека

      Дом, в котором Николай Гоголь провел последние четыре года своей жизни, имеет долгую историю. Уникальный памятник архитектуры и культуры, он был построен до пожара Москвы 1812 года, несколько раз переходил из рук в руки и реконструировался.

      Его первыми известными владельцами были боярские рода Салтыковых в начале XVII века, когда это был загородный дом. В 1693 г. земельный участок принадлежал царедворцу Ивану Бутурлину, а позднее, до середины 18 в., им владел другой род — Плоховы.

      Усадьба Марии Салтыковой (1759–1793), жены камергера и тайного советника, уже имела городской адрес («Мострюков переулок в 3-м Арбате, д. 323»). В 1802 г. в него входил еще ряд деревянных построек, как жилых, так и нежилых. Каменный особняк был около 30 метров в длину и 25,6 метра в ширину после того, как Салтыкова объединила его отдельные помещения.

      При следующем владельце, чиновнике Дмитрии Болтине (1757–1824), дом был расширен до 47 метров в длину. Пристройка, построенная между 1806 и 1809 годами, — это именно та часть, где впоследствии жил Гоголь. В 1809 г. также было завершено строительство двухэтажного офиса с помещениями для прислуги.

      Пожар 1812 года уничтожил деревянные конструкции и сильно повредил особняк и хозяйственное здание, вынудив Болтина переехать в свою усадьбу в Нижнем Новгороде.

      В 1816 году усадьба стала собственностью ветерана Бородинского сражения генерал-майора Александра Талызина. Судя по всему, жилище было восстановлено к 1822 году.

      После капитального ремонта в особняке и хозяйственном корпусе появились одинаковые каменные аркады и балконы, что придало им более целостный архитектурный вид. Фасад особняка с тех пор не изменился.

      После смерти Талызина в 1847 году имение перешло к его родственнице, жене мелкого чиновника. В том же году верхний этаж особняка арендовал граф Александр Толстой, только что вернувшийся из Европы. Его жена Анна, скорее всего, купила имение уже в конце 1847 или начале 1848 года. В декабре 1848 года они приняли у себя Гоголя, который поселился у них.

      По архивным данным, в 1857 году усадьба еще принадлежала Анне Толстой. Желая сделать пристройку с северной стороны, она купила соседний участок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *