Полет гагарина год: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

#космосиздома

Безусловно, его слава была более чем заслужена, но на одном одновитковом орбитальном полете, пусть и первом в истории, Юрий Алексеевич останавливаться не собирался — в его планы входили и другие этапы покорения космического пространства.

Обложка журнала «Тайм» с Юрием Гагариным

В многочисленных интервью Гагарин неоднократно говорил, что полетит и на Луну, и на Марс, и даже к звездам, если поступит такое задание. Последние два пункта не просто не были реализованы в те годы — до сих пор человек не был ни на Марсе, ни тем более у далеких звезд за пределами Солнечной системы, а вот пилотируемые полеты на Луну рассматривались как возможные уже в шестидесятые годы. В 1966 году по приказу Н. П. Каманина был создан отряд «Л-3» для подготовки по программе «Н1-Л3» (полет с высадкой на поверхность Луны). Юрий Алексеевич как раз входил в этот отряд. После успеха американской пилотируемой миссии «Аполлон-11» в июле 1969 года советскую пилотируемую лунную программу закрыли (полностью к 1974 году).

Советские космонавты так и не полетели к нашей ближайшей соседке, и полет на Луну остался для Гагарина нереализованным планом. Впрочем, он так и не приступил к подготовке в рамках отряда «Л-3», так как с 1965 года был занят другой программой — готовился к испытаниям нового пилотируемого корабля.

Фантазия художника Evgenij Kungur о высадке советских космонавтов на поверхность Луны. Среди них должны были быть Алексей Леонов и Юрий Гагарин, но пилотируемый полет к Луне в СССР так и не состоялся

В 1967 году проходил испытания новый пилотируемый космический корабль «Союз». Гагарин мог отправиться в свой второй космический полет как раз на борту первого из них — «Союза-1». Юрий Алексеевич был дублером основного претендента на место пилота этого корабля — Владимира Михайловича Комарова. В конечном итоге 23 апреля 1967 года полетел Комаров, и это спасло первому космонавту планеты жизнь. При возвращении спускаемого аппарата «Союза-1» на Землю у него отказала парашютная система.

Удар о земную поверхность на скорости более 50 м/с мгновенно унес жизнь космонавта, на месте которого мог бы быть Гагарин.

Похороны Владимира Михайловича Комарова 26 апреля 1967 года

После своего первого и единственного космического полета Гагарин занимался не только непосредственной подготовкой к возможным следующим космическим путешествиям. Уже в мае 1961 года Юрий Алексеевич назначается на должность старшего инструктора-космонавта, а в январе 1963 года становится командиром отряда космонавтов. 20 декабря 1963 года Гагарин становится заместителем начальника Центра подготовки космонавтов ВВС по летно-космической подготовке, а 20 марта 1964 года — уже заместителем начальника ЦПК ВВС. Со временем Юрий Алексеевич вполне мог стать главной Центра подготовки космонавтов. Это тоже можно назвать нереализованным планом — Гагарин погиб раньше, чем это стало возможным.

Проходная Центра подготовки космонавтов в подмосковном Звездном Городке. С конца 1960-х годов центр носит имя Юрия Алексеевича Гагарина

После трагедии «Союза-1» первого космонавта планеты берегли и долгое время не допускали ни до подготовки к другим космическим полетам, ни до испытаний авиационной техники. Летную и парашютную подготовку ему разрешили возобновить только в декабре 1967 года. Тогда же он выполнил самостоятельный вылет на самолете МиГ-17 и добился разрешения на совершение полетов, правда, лишь в сопровождении инструктора. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич выполнял тренировочный полет на самолете МиГ15-УТИ вместе с инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным. В результате аварии самолет врезался в землю, что привело к гибели обоих.

МиГ-15УТИ на месте гибели Юрия Алексеевича Гагарина

Хоть и не все планы Юрия Алексеевича Гагарина по покорению космического пространства оказались воплощенными, первого космонавта планеты хорошо знают во всем мире и сейчас, и его подвиг невозможно переоценить. Не так важно, что он не смог или не успел сделать, главное — Гагарин открыл человечеству путь в космос, и эту огромную заслугу мы будем помнить спустя еще долгие годы.

Узнать еще больше малоизвестных фактов из жизни великих космонавтов вы можете на экскурсиях центра «Космонавтика и авиация»! Ждем вас в гости!

Гагарин и цензура | Наука и жизнь

Первый пилотируемый полёт в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Ещё до того как лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин вышел на орбиту, все осознавали, что это событие навсегда будет вписано в историю человечества, а причастные к нему обретут символическое «бессмертие» в глазах потомков. А поскольку на тот момент пилотируемый полёт стал ещё и главным прорывным достижением Советского Союза, то казалось, ничто не должно помешать изучению всех его подробностей и нюансов. Однако, вопреки ожиданиям, почти сразу началось сокрытие информации, в котором вынужденно принял участие и сам Гагарин. Ситуация такова, что даже теперь, через пятьдесят лет после исторического полёта, нет уверенности, что нам известны все его детали.

Телевизионное изображение Юрия Алексеевича Гагарина в кабине корабля «Восток», переданное бортовой камерой «Селигер».

Старт ракеты-носителя «Восток» 12 апреля 1961 года.

Старт ракеты-носителя «Восток» по версии советской печати.

Одна из британских реконструкций корабля «Восток».

Одна из американских реконструкций корабля «Восток».

Корабль «Восток» по версии советской печати.

Катапультируемое кресло космонавта (иллюстрация из книги «25 часов в космическом полёте», 1961 год).

Макет космического корабля «Восток» на параде в Тушино.

Первая подробная схема ракетно-космической системы «Восток», опубликованная в Советском Союзе (энциклопедия «Космонавтика», 1968 год).

Подлинная схема ракетно-космической системы «Восток» (рисунок А. Шлядинского).

Открыть в полном размере


Секретный «Восток»

Советская космонавтика рождалась под покровом государственной тайны. Обусловлено это было, прежде всего, тем, что создавалась она военными и для военных целей. Скажем, полигон Тюра-Там (известный ныне как космодром Байконур) возводился в степях Казахстана не для осуществления полётов в космос, а для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Из-за прямого военного назначения засекретили и саму ракету, и наземные пункты управления. Более того, космический корабль «Восток» («3КА»), на котором Юрий Алексеевич Гагарин отправился в космос, конструировали как вариант спутника-фоторазведчика «Зенит» («2К») — только вместо «шпионского» блока в спускаемый аппарат помещали космонавта.

Однако при составлении планов первого пилотируемого полёта почти сразу встал вопрос о том, насколько глубоко придётся засекречивать его подробности. Ведь к событию будет привлечено внимание всего мира, журналисты начнут задавать неудобные вопросы, учёные потребуют исчерпывающего описания ракеты, корабля, его систем. Если отказаться давать технические детали, то полёт не получит мирового признания.

Если рассказывать всё начистоту, то неизбежно всплывёт и будет обсуждаться вопрос истинного назначения полигона, ракеты и корабля. СССР в то время позиционировал себя как миролюбивое государство, которое резко выступает против переноса гонки вооружений в космическое пространство, а тут раньше или позже был бы сделан вывод, что как раз Советский Союз и является лидером этого процесса.

Окончательное решение приняли 8 апреля 1961 года на закрытом заседании Государственной комиссии по подготовке первого пилотируемого полёта в космос, на котором присутствовали руководители ракетно-космической программы, конструкторы и высшие офицеры. Мнения членов комиссии разошлись, но в конце концов они постановили: при оформлении документации «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе».

После того как 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» облетел Землю, практически сразу начали появляться статьи и книги, посвящённые его полёту.

Но при всём желании и упорстве их авторы не могли отыскать главного — как выглядел корабль, на котором летел первый космонавт. В советской прессе печатали размытые снимки, где были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, закрывавший настоящий корабль. Такие материалы ничего не могли дать ни экспертам-профессионалам, ни пытливым умам, интересующимся космонавтикой. Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей «Mercury» и «Gemini», эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции корабля Гагарина. Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала.

Прежде всего, смущала форма «Востока». Эксперты знали, что внешняя форма космического корабля должна быть довольно причудливой за счёт размещения на нём тормозной двигательной установки и баков с топливом. Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении советских учёных выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя.

Некоторые сведения о корабле получили, изучив модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус головного обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть входной люк. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплён аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока».

Дополнительную путаницу внёс и полёт корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвящённые этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полёте корабля в атмосфере. На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока».

Мол, в ходе длительного 17-виткового полёта корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблём-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании».

Титов действительно опробовал систему ручной ориентации корабля, но конечно же никаких манёвров схода и возвращения на орбиту не производил — для «Востока» подобная эквилибристика невозможна. Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения.

Только 30 апреля 1965 года первый макет «Востока» в его подлинном виде выставили на ВДНХ. Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата. ..

О лжи и рекордах

Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации (FAI). На нём предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полёта — 108 минут; рекорд высоты полёта — 327,7 км; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, — 4725 кг; два рекорда радиосвязи («осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля—космос, космос—Земля в диапазонах КВ и УКВ»).

Однако по установленным строгим правилам рекорд официально регистрировали лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Спортивный комиссар не мог присутствовать при посадке Гагарина, поскольку тот приземлился в нерасчётном районе. Но если комиссар взял «грех на душу», заявив, что был там, то факт катапультирования космонавта из спускаемого аппарата перед приземлением скрыть было куда труднее: «утечка» информации уже прошла, да и в отдельных публикациях признавалось, что в спускаемом аппарате «Востока» имеется катапультируемое кресло. У руководителей федерации возник резонный вопрос: так где же находился Гагарин в момент приземления — внутри или снаружи? Советская делегация утверждала: в кабине. Руководители федерации требовали предоставить соответствующие документы. Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Обсуждение шло около пяти часов. Когда наступило время обеда, уставшие руководители Международной аэронавтической федерации решили согласиться с утверждением, что Юрий Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали рекорд.

Недомолвки продолжались и после других полётов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у Павла Романовича Поповича о способе его посадки на «Востоке-4». И космонавт вынужден был ответить: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля».

В конце концов советские официальные лица сами сообщили миру правду. Когда в октябре 1964 года стартовал трёхместный «Восход», в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что его экипаж «впервые получил возможность приземлиться в своём корабле».

Самое же удивительное во всей этой истории, что дезинформация о приземлении Юрия Гагарина продолжала тиражироваться даже после публикации всех данных о корабле «Восток», и не только в нашей стране. Возьмём, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году (!), и прочитаем:

«На высоте около 7 км входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Гагарин был единственным космонавтом КК “Восток”, остававшимся в спускаемом аппарате до приземления и не использовавшим катапультируемое кресло. Все последующие космонавты, летавшие на кораблях “Восток”, катапультировались. Спускаемый аппарат корабля “Восток” приземлялся отдельно на собственном парашюте…»

Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полёт Гагарина прошёл штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он внештатно. Советские цензоры сами запутались, а главное — запутали других!

Кстати, именно подтасовка данных привела к тому, что мы сегодня по-прежнему говорим: полёт первого космонавта планеты продолжался ровно 108 минут. На самом деле столько продолжался полёт спускаемого аппарата как части космического корабля. Гагарин катапультировался и приземлился отдельно — на пять минут позже, то есть его полёт продолжался 113 минут.

Был ли Гагарин?

Нежелание открыто рассказывать о технических деталях полёта Гагарина привело к возникновению слухов, что на самом деле никакого полёта не было. Впервые эту «утку» закинул журнал «Нью-Йорк миррор»:

«Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. <…> Кто-то должен взять на себя роль сомневающегося, и мы с радостью берём её на себя. Представьте нам доказательства».

В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать.

Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США (АНБ) развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался
12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья (Алеутский архипелаг, Аляска) сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение.

Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты (но фотоаппарата на «Востоке» не было), подробности запуска ракеты и её описание (но они оставались засекреченными), имена создателей ракеты и корабля (они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска).

Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии.

Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки.

Забытый подвиг

После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? <…> Заслуга Юрия Гагарина, которую никто не хочет преуменьшить, состояла исключительно в том, чтобы предоставить себя в распоряжение в качестве подопытного объекта <…> Сам он не мог внести никакого вклада в удачу этого эксперимента. В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом».

Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом.

На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина?

В действительности полёт проходил непросто. «Восток» вышел на высокую нерасчётную орбиту, и, если бы не сработала тормозная двигательная установка, Гагарин мог остаться в космосе на две-три недели, что обрекало его на мучительную смерть. Связь с наземными пунктами была посредственной. Сильно мешал шум вентиляторов. При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы. Все эти подробности Юрий Алексеевич Гагарин изложил Государственной комиссии. Его доклад послужил основой для доработки различных систем корабля. Таким образом, первый космонавт выступал в качестве испытателя новой перспективной техники, что само по себе очень важно и не может сравниться с запуском подопытных собак.

Практика сокрытия проблем космических полётов продолжалась и в дальнейшем, что привело к печальным последствиям. Желание советских властей представить дело так, будто бы освоение космоса коммунистами состоит из череды триумфальных побед и прорывных достижений, а неприятности и аварии — удел заокеанских капиталистов, породило растущий диссонанс в восприятии космонавтики простым гражданином. Возник резонный вопрос: зачем мы присваиваем звания Героев людям, которые ничем особенно не рискуют? Куда более опасными на таком фоне выглядят профессии шахтёра или подводника. Давайте их тоже награждать! А ведь от этой идеи всего полшага до следующей: не слишком ли много мы тратим на космонавтику? В чём особенность этого вида деятельности? Почему мы должны, отказывая себе в самом необходимом, поддерживать работу людей, которые не пашут, не сеют, а потом ещё и купаются в лучах всемирной славы?

В начале 1990-х годов отечественная космонавтика оказалась на грани полного краха, как и многое другое в нашей стране. И не стало ли одной из причин развала такое отношение к собственным достижениям и победам?

Космические программы выжили, но во многом благодаря вмешательству американцев, взявших на себя финансирование нашей ракетно-космической отрасли в самый «нищий» период её существования (правда, не бескорыстно, а по чрезвычайно кабальному договору), иначе граждане России уже лет двадцать не летали бы в космос.

Сегодня история повторяется. Хотя ракетно-космическая отрасль стала более открытой и о современных экспедициях на орбиту можно при желании узнать гораздо больше, чем о полёте Гагарина, отчуждение сохранилось и растёт. Даже те, кто интересуется отечественной космонавтикой, поддерживает её в меру сил и возможностей, не могут сказать, что от их усилий что-то зависит. Космонавтика сама по себе, мы — сами по себе. А значит, дальнейшая деградация неизбежна. Переломить тенденцию можно только одним способом — вернув престиж этому виду деятельности. Но для начала необходимо хотя бы отказаться от дурной привычки скрывать правду о проблемах. Ведь может получиться так, что, когда она станет известна, будет уже поздно что-либо изменить.

Юрий Гагарин Первый человек в космосе

  • 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, который благополучно достиг космоса и вышел на орбиту Земли.
  • Во время своего исторического путешествия Гагарин установил еще один рекорд, став первым человеком, совершившим полет на гиперзвуковой скорости.
  • Полет Гагарина стал поворотным моментом в поисках сверхзвуковых путешествий.

Шестьдесят лет назад на этой неделе советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, который пронзил атмосферу Земли и благополучно достиг космоса. Гагарин провел 108 минут в своем космическом корабле «Восток-1», прежде чем вернуться на Землю героем.

Но во время своего невероятного путешествия 12 апреля 1961 года Гагарин также установил еще один рекорд, став первым человеком, совершившим гиперзвуковой полет.

Чтобы объект достиг сверхзвуковой скорости, он должен превысить скорость звука, или 1 Маха. Однако скорость звука может меняться в зависимости от состава и температуры воздуха, в котором движется звук или объект. Поскольку воздух выше в атмосфере Земли тоньше и холоднее, требования к скорости для преодоления этого барьера на высоте ниже, чем на уровне моря.

Связанная история
  • Насколько велика гиперзвуковая скорость на самом деле?

Легендарный летчик-испытатель и майор ВВС США Чак Йегер стал первым, кто достиг этого рубежа, когда в 1947 году он пилотировал свой исследовательский самолет Bell X-1 на высоте 45 000 футов над поверхностью Земли, преодолел местный звуковой барьер и достиг максимальная скорость 700 миль в час (миль в час), или 1,06 Маха.

Лишь немногим опытным пилотам удавалось летать на гиперзвуковых скоростях — скоростях, примерно в пять раз превышающих скорость звука. Но большая часть физики гиперзвукового полета до сих пор остается загадкой.

Когда транспортное средство движется все быстрее и быстрее, чем скорость звука, оно создает серию волн давления. Эти волны давления собираются в кучу — представьте себе пробку с волнами давления — и образуют ударную волну, которая окружает самолет, — рассказывает Хавьер Урзай, старший научный сотрудник Центра исследований турбулентности Стэнфордского университета. Когда скорость автомобиля увеличивается, давление и температура молекул газа в непосредственной близости от автомобиля быстро возрастают.

НАСА

Для самолетов, движущихся со сверхзвуковой скоростью, главной проблемой являются такие силы, как сопротивление. Но когда самолет достигает гиперзвуковой скорости, основным фокусом становится тепло.

«Мы не знаем, как оценить эти тепломеханические нагрузки, потому что мы не понимаем фундаментальных физических аспектов всего обтекания самолета на таких высоких скоростях», — говорит Урзай.

Кроме того, для выполнения этих оценок требуется много вычислительной мощности.

История по теме
  • Загадочная смерть первого человека в космосе

Сообщается, что на обратном пути к поверхности Земли Гагарин и его капсула «Восток-1» достигли гиперзвуковой скорости. Месяц спустя Алан Шепард стал первым американцем, испытавшим гиперзвуковые скорости, когда его капсула превзошла 5 Маха при входе в атмосферу Земли.

Рекорд по самым быстрым в истории человеческим путешествиям принадлежит экипажу Аполлона-10, который в 1969 году достиг скорости почти 25 000 миль в час, что в 30 раз превышает скорость звука, когда они свободно падали через атмосферу Земли. . Технически это были неконтролируемые полеты.

Спустя шесть лет после знаменитого полета Гагарина майор ВВС США Уильям Дж. Найт получил титул «самого быстрого человека на Земле», когда пилотировал свой исследовательский ракетный самолет North American X-15A-2 до скорости 6,7 Маха или 4520 миль в час. . Выпавший из чрева B-52 на высоте около 45 000 футов, самолет с ревом ожил, начав примерно 8-минутную часть полета с двигателем.

В 2018 году компания Boeing представила концептуальный проект гиперзвукового самолета на конференции AIAA Scitech.

Boeing

Внешняя часть X-15A-2, которая была разработана специально для того, чтобы выдерживать высокие температуры, пониженную устойчивость и интенсивные силы, возникающие при движении на высокой скорости, была покрыта покрытием из никель-хромового сплава, которое действовало как тепло. тонуть и не дать самолету перегреться во время полета.

В период с 1959 по 1968 год 12 пилотов совершили почти 200 испытательных полетов, каждый из которых помог ученым и инженерам понять опасности гиперзвукового полета.

До сих пор ни один управляемый человеком летательный аппарат не превзошел рекорд Найта.

История по теме
  • Почему Конкорд такой крутой самолет

А еще есть полеты без экипажа. Двухступенчатая ракета Project Bumper стала первой ракетой, совершившей гиперзвуковой полет в 1949 году. Вторая ступень зондирующей ракеты V-2 достигла скорости 6,7 Маха, когда в том же году стартовала из пустыни Нью-Мексико. В 2004 году беспилотный X-43A НАСА установил рекорд скорости полета на реактивном двигателе, когда он ненадолго достиг скорости 9 Маха.0,6, или около 6363 миль в час, прежде чем врезаться в океан.

В последние годы США, Китай, Россия и другие страны стремились разработать планы создания различного гиперзвукового оружия, от баллистических ракет, таких как китайская ракета WU-14, до специализированных самолетов, таких как гиперзвуковой беспилотник-шпион Boeing.

Related Stories
  • Генерал Чак Йегер о преодолении звукового барьера
  • 12 самых быстрых транспортных средств в мире
  • Пентагону нужны многоразовые гиперзвуковые двигатели

Урзай говорит, что нам, возможно, придется немного подождать, прежде чем появятся гиперзвуковые коммерческие рейсы, предназначенные для перевозки сотен пассажиров далеко за пределы скорости 5 Маха. Тем не менее, производители, такие как Boeing, работают над концептуальными самолетами, которые взлетают с использованием обычных турбовентиляторных двигателей, но полагаются на прямоточные воздушно-реактивные двигатели, тип воздушно-реактивного двигателя, который использует движение самолета вперед для сжатия воздуха для достижения максимальной скорости.

Но пока не утруждайте себя накоплением миль. «У нас очень мало понимания фундаментальных физических процессов, происходящих в газовой атмосфере вокруг самолета при высоких числах Маха», — говорит Урзай. «Эти проблемы все еще остаются после 60 лет».


🎥 Смотрите сейчас:

Дженнифер Леман

Дженнифер Леман — научный журналист и редактор новостей в Popular Mechanics, где она пишет и редактирует статьи о науке и космосе. Выпускница программы научной коммуникации Калифорнийского университета в Санта-Круз, ее работы публиковались в The Atlantic, Scientific American, Science News и Nature. Ее любимые истории рассказывают о многих чудесах и опасностях Земли.

Юрий Гагарин: путешествие, потрясшее мир

  • Published

Image caption,

Gagarin was just 27 when he made his epochal 108-minute orbital flight

By Paul Rincon

Science reporter, BBC News

Yuri Gagarin’s single орбите Земли 50 лет назад в этом месяце началась эра пилотируемых космических полетов.

108-минутный полет Гагарина стал еще одним крупным пропагандистским ходом для Советского Союза, который успешно запустил первый спутник — спутник — в 1957.

«Я был молодым летчиком-истребителем в Германии. Я летал на F-102 в Rammstein Germany. В тот год мы были больше сосредоточены на строительстве Берлинской стены, чем на космической гонке», — говорит астронавт НАСА Чарльз Дьюк. который ходил по Луне во время миссии «Аполлон-16» в 1972 году.

«Когда он полетел, мое первое впечатление было — ну, опять нас обыграли.»

Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, который был советским премьером во время полета Гагарина, сказал BBC News: «Мы были очень горды, но не понимали, насколько это важно. Это был еще один полет, один больше достижений».

Но он говорит, что его отец прекрасно осознавал важность этого события и организовал празднование на Красной площади по возвращении Гагарина в Москву.

«Когда мы смотрим на реакцию москвичей, где все были на улицах, на крышах домов и в окнах, я бы сравнил это празднование с днем ​​победы 9 мая (окончание Великой Отечественной войны для Советский Союз)», — говорит Сергей.

В годы холодной войны такие «новинки» использовались СССР для утверждения технологической мощи и идеологического превосходства.

Но у создателей космических программ США и СССР были более высокие амбиции по отправке людей в путешествия вокруг Солнечной системы.

Американцы и Советы экспериментировали, отправляя животных в космос перед запуском людей.

Несмотря на несколько заметных неудач, успешные испытания показали, что люди способны пережить стрессы космического полета.

Image caption,

Запуск 12 апреля 1961 года был произведен с территории нынешнего космодрома Байконур в Казахстане

Юрий Гагарин был одним из 20 потенциальных космонавтов, отобранных для участия в советской космической программе в 1960 году. Кандидаты прошли через изнурительный режим подготовки, включая длительное пребывание в изоляторах.

Кэтлин Льюис, куратор международных космических программ в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, говорит: «Они совершали огромные подвиги в физической подготовке… Они хотели проверить возможности своих пилотов».

Список из 20 кандидатов в конечном итоге сократился до двух: Гагарина и его коллеги-летчика-испытателя Германа Титова.

Было высказано предположение, что скромное воспитание Гагарина могло склонить чашу весов в его пользу. В то время как Титов происходил из среды среднего класса, Гагарин был сыном рабочих. Советское руководство могло расценить это как демонстрацию того, что при коммунизме даже выходцы из скромных семей могут добиться успеха.

Но другие настаивают на том, что гораздо более важным фактором были результаты космонавтов в процессе отбора.

В начале 1961 года американский астронавт Алан Шепард готовился к суборбитальному полету на ракете «Меркурий-Редстоун», запланированному на май того же года.

Советы не знали о расписании, но Сергей Королев, главный научный сотрудник космической программы СССР, беспокоился, что США будут первыми, и настаивал на скорейшем проведении пилотируемого запуска.

«Поехали»

Утром 12 апреля 1961 года 27-летний Гагарин ожидал запуска в космос на 30-метровой ракете-носителе на полигоне Тюратам в Казахстане (ныне Байконур). космодром).

Когда ракета стартовала в 09:07 по местному времени, Гагарин якобы сказал «Поехали».

Image caption,

Гагарин ушел во тьму за Землю над Тихим океаном. Он видел восход Солнца, двигаясь над Южной Атлантикой.

Гагарин ростом 5 футов 2 дюйма лучше других подходил для стесненных условий своей космической капсулы.

Он мог принимать пищу через выжимные трубки и информировал центр управления полетом о своем состоянии с помощью высокочастотного радио и телеграфного ключа.

Image caption,

Первый полет человека в космос произвел фурор в Москве, как и везде

Согласно расшифровке разговора с наземным управлением, Гагарина поразил вид из иллюминатора капсулы, комментирующий «прекрасную ауру» нашей планеты и яркие тени, отбрасываемые облаками на поверхность Земли.

Но космонавт не контролировал свой корабль во время исторического полета.

«Никто не знал, какое влияние невесомость окажет на астронавтов, когда они будут там. Они были так обеспокоены тем, что он может потерять ориентацию и стать инвалидом, оказавшись в невесомости», — говорит Реджинальд Тернилл, аэрокосмический корреспондент Би-би-си из 1958-1975.

«С самого начала было решено, что ему не разрешат управлять космическим кораблем, все это будет делаться с земли.»

Вырваться на свободу

Но было также беспокойство по поводу того, что произойдет, если контроль с земли будет потерян. Поэтому Гагарину дали запечатанный конверт с кодами, которые позволили бы ему взять на себя управление космическим кораблем с помощью примитивного бортового компьютера.

Лишь намного позже стало известно, насколько миссия была близка к катастрофе.

Кабели, соединяющие капсулу космического корабля со служебным модулем, не разъединились до возвращения Гагарина на Землю. Так что капсула Гагарина неожиданно была обременена дополнительным модулем при повторном входе в атмосферу Земли.

Image caption,

Космонавт выпрыгнул из своей капсулы до того, как она упала на землю

Температура в капсуле стала опасно высокой, и Гагарин бешено закрутился, почти потеряв сознание.

«Я был в огненном облаке, несущемся к Земле», — вспоминал позже космонавт. Прошло 10 минут, прежде чем тросы, наконец, перегорели, и спускаемый модуль с пассажиром-человеком вырвался на свободу.

Гагарин выпрыгнул до того, как его капсула упала на землю, прыгнув с парашютом и благополучно приземлившись у реки Волги.

По возвращении ранее неизвестный летчик-испытатель превратился в мировую знаменитость. В честь его достижения установлены памятники, его именем названы улицы во многих советских городах. Гжатск, город, где он провел большую часть своего детства, даже был переименован в Гагарин.

Никита Хрущев обнял космонавта, выходящего из самолета по возвращении в Москву. Впоследствии Хрущев сравнил Гагарина с Христофором Колумбом и присвоил ему звание Героя Советского Союза.

Вместе с другими западными космическими корреспондентами Рег Тернилл был отправлен в Москву для освещения послеполетной пресс-конференции.

Image caption,

Президент США Джон Ф. Кеннеди повысил ставки после успехов СССР в космосе

«Всей целью было набрать очки у Запада», — вспоминает он, добавляя: «С нами обращались как с идиотом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *