Фразы митрофана из комедии недоросль: цитаты из комедии Фонвизина с характеристиками положительных и отрицательных героев

Речевые характеристики в комедии «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Речевые характеристики в комедии «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом слуги и учителя.
Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если…”
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.
Здороваются:
Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”.
Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать…”
Прощаются:
Кутейкин: “Нам восвояси повелите?”
Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?”
Ругаются:
Кутейкин: “Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!”
Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!. . Эка образина!”
У всех действующих лиц, кроме положительных, речь очень колоритная, эмоционально окрашенная. Можно не понимать значения слов, но всегда понятен смысл сказанного.
Например:
— Я вас доеду.
— У меня и свои зацепы востры.
Речь положительных героев такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Старо дума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдивым. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.
В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Человек изображается объемно, идеал — в плоскости.

2008 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

Не хочу учиться — хочу жениться. Как Указ Петра I родил Митрофана | История | Общество

Константин Кудряшов

Примерное время чтения: 5 минут

18276

Митрофанушка. Иллюстрация к комедии «Недоросль» Фонвизина. иллюстрация из книги

20 января 1714 года Правительствующий Сенат был немало озадачен распоряжением Петра I

. Было оно, как и многие другие решения царя-плотника, довольно-таки своевременным и разумным. Но в силу ряда причин превратилось в своего рода анекдот, тот потом вошёл в классику отечественной литературы, а уже оттуда — в реальный обиходный язык, приобретя чеканную форму. «Не хочу учиться — хочу жениться!»

Разумеется, стоит лишь произнести эти слова, как возникает моментальный эффект узнавания. Да-да, это тот самый Митрофан Простаков, герой комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Учителя литературы, как правило, размахивают удачной хлёсткой фразой с целью показать всю глубину морального падения конкретной дворянской семьи Простаковых, которые совсем уже оскотинились и дошли почти до животной жизни. Очень кстати всплывает и старая фамилия матери Митрофана, госпожи Простаковой. Оказывается, в девичестве она Скотинина. Словом, пасьянс простенький и для средней школы более-менее годится.

В реальности же данная конкретная семья здесь совершенно ни при чём. И уж точно ни при чём личные качества Простакова-младшего, который обладает и природным умом, и смекалкой, да и от службы на благо царя и отечества, как показывает самый финал комедии, не отказывается. Митрофан просто транслирует отношение благородного сословия к давнишнему январскому распоряжению Петра.

Было оно немногословным и чисто служебным. «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям послать, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны».

В переводе с канцелярита XVIII столетия на современный язык, выйдет следующее. Дворянским отпрыскам полагалось овладеть хотя бы основами точных наук. Кто того не желает, не сможет создать семью. Во всяком случае, законную — присланные из математических школ учителя-надзиратели получали власть даже над Церковью. Если кто вдруг захочет венчаться, изволь сдать экзамен, а без того и архиерей не повенчает. Короче, хочешь жениться — изволь учиться.

Причины, которые побудили Петра I пойти на такой рискованный шаг, способный вызвать массовый ропот, а то и протест среди благородного сословия, были довольно весомы. Вот уже пятнадцатый год идёт Северная война. Конечно, после победы при Лесной, и тем более после триумфа Полтавы, дела у России вроде бы неплохи. Но именно что «вроде бы». Начала сказываться усталость бегуна, не вполне привыкшего к длинным дистанциям. Да, раньше России тоже приходилось вести длительные войны. Но, во-первых, та же Ливонская война 1558-1582 гг. окончилась для нас неудачей. Во-вторых, и в ней, и в Русско-польской войне 1654-1667 гг. действовали всё же другие силы и другие армии.

Северная война — первая для нас кампания мануфактурного периода. С армией нового образца, оснащенной оружием массового производства, и, главное, укомплектованной профессионалами.

А вот с этим у России были проблемы. Положим, к 1714 году производство чугуна, железа и своего огнестрельного армейского оружия худо-бедно наладили, и от заграничных поставок уже не зависели. Положим, рядовых, благодаря рекрутской системе, можно было набирать хоть каждый год, восполняя тем самым внушительные потери — и чисто военные, и медицинские. А как быть с младшим и средним командным составом? Требования к офицерству периода мануфактурных войн были заметно выше, чем в предыдущие периоды.

И этого самого младшего и среднего комсостава нужно было много. Государство и армию терзал ужасающий кадровый голод. Страна ввязалась в войну, будучи к ней абсолютно неподготовленной. Все механизмы ведения современной войны приходилось создавать с нуля. Это была чистая импровизация. Но импровизация по-петровски гениальная, парадоксальная и жёсткая. А, главное, продуманная как минимум на пару поколений вперёд. Разумеется, люди в этой импровизации рассматривались как расходный материал — здесь строго учитывалось, что возраст годности для несения «государевой службы» составляет для дворянских отпрысков 15 лет.

Спустя два месяца после знаменитой и позорной для русского оружия «конфузии» под Нарвой в ноябре 1700 г. Пётр предпринимает единственно разумный ход. В январе 1701 г. выходит его Указ: «Великий государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич указал именным своим повелением быть математических и навигацких наук учению».

С важным добавлением: «Сия навигацкая школа нужна не только к морскому ходу, но и к артиллерии, и инженерству».

Проходит тринадцать лет. Появляется тот самый Указ от 20 января 1714 г. С тем расчётом, что за пару годиков выпускники той самой Навигацкой школы сумеют поднатаскать дворянских детишек, которым скоро приходит пора вступать в «государеву службу». Всё логично и предельно понятно. А, главное, система сработала штатно. Тех, кто думал быстренько жениться, обзавестись хозяйством и получить отсрочку, царь-плотник вместо суженой повенчал с адицией, субстракцией, мультипликацией и дивизией. Именно так в те времена назывались основные правила арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление.

семейные отношениябракосочетаниеистория РоссииПетр I

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Битва при Лесной. Пётр Великий и первая победа «новых русских»
  • Мифы Северной столицы. 10 популярных заблуждений о Петербурге
  • «Морская Полтава». Как царь Петр взял шведов на абордаж
  • Кадровый пылесос. Как Пётр Великий привлекал иностранцев в Россию
  • Геймер Пётр Великий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *