Религия месопотамии википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) — страница 4

н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи. Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников. В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

            Вавилон. Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб». Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.
Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя «пупом земли». Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и государственности. 3.     Религия Древней Месопотамии. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали

Эниология как паранаука

Омонимы в русском языке

Деловой этикет

Шпаргалки по БЖД к экзамену

Наладка системы и монтаж

9.

Религия и культура Древней Месопотамии.

В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Главными считались (верховная триада богов) бог неба Ан и богиня земли Энки, бог воздушного пространства Энлиль. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. И обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских

богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков, и многих животных египтяне почитали священными.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине – покровителям данной общины. На севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте

(все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится). 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой, с храмом на самом верху – так называемый зиккурат). 3) храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце – стол для жертвоприношений. 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.

Мифология Междуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша (поиск бессмертия), и, наконец, рассказ о великом потопе. Важное значение придавалось загробной участи. Загробный мир представлялся очень мрачным. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Поэтому одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза). Процесс искания истины характерное свойство месопотамской религии.

Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

Во II тыс. до Р.Х. в Месопотамии с возвышением бога-покровителя города ВавилонаМардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал еще большую святость. Мардук – бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся все боги (но это еще не единобожие).

И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности

господствовал политеизм. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. В I тыс. целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно свет­ским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей фор­ме, что, например, выразилось в культе технического знания. Было большое количество специалистов по разным научным отраслям. Школьное образо­вание возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским.

Идея самодостаточного знания расцветает и становится мас­совой, поскольку исторические события разворачивались на фоне но­вых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Было два типа писцов: шумерские (высокого уровня специали­сты, обязанные знать кроме грамоты математику, музыку, обя­зательно два языка, литературу, а главное – уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками) и хурритские (хурриты – нечто простое, свалившееся с гор и не очень образован­ное; хурритский писец – обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух).

В Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до ро­ждения самого философа, знали число «пи», правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем (весь приблизительно).

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с аст­рологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались счи­тать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной сис­теме.

В I тыс. Вавилонская литература обладала набором идей о поло­жительном идеале, о вере в конечную справедливость и – не обяза­тельно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья II тыс. В общество проникает вера в возможность конечной победы справед­ливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском общест­ве на протяжении I тыс. до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность.

В архитектуре I тыс. ничего оригинального не появилось – господ­ствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Все постройки достигали невероятных размеров – огромные арки, стены, дворцы, однако на вы­движение новых идей месопотамское общество уже было не способно.

Религия Месопотамии [CDLI Wiki]

Таблица стилей style.css не найдена, обратитесь к разработчику «арктического» шаблона.

Содержание

  • Месопотамская религия

      • Краткий обзор

    • Ключевые концепции месопотамской религии

    • Месопотамские божества

    • Начало месопотамской религии

    • Религия и государство

    • Региональные культы

    • Религия в народе

    • Гадание и предзнаменования

    • Прочие обряды и церемонии

      • Замена

      • Городской парад богов

          • Источники

Краткий обзор

Ключевые концепции месопотамской религии

Месопотамские божества

Начало месопотамской религии

Месопотамская религия имеет долгую историю развития, простирающуюся далеко за пределы третьего тысячелетия до нашей эры. Его корни уходят в предысторию шумерской цивилизации, до изобретения письменности или образования городов-государств. Прежде чем оказаться в тесной городской среде с ее уникальным набором протоколов и опасностей, ранние шумеры жили рассеянными деревенскими общинами. Они столкнулись с природой на более базовом и непосредственном уровне. Поэтому неудивительно, что их богословие и религиозные практики приобрели натуралистический характер. Самый ранний шумерский пантеон включал богов солнца, луны, неба и земли, а также ряд хтонических божеств, связанных с растениями и змеями (Виггерманн, стр. 1867). Божествам не хватало антропоморфных черт, и они не вписывались в четкую иерархию власти.

Однако как только шумеры развили культуру, сосредоточенную вокруг города-государства, характер их религии изменился. Доисторические боги приобрели человеческие характеристики, в том числе гендерные и умилостивительные эпитеты. Выжившими доисторическими богами были:

Уту, бог солнца, Нанна, богиня луны, Ан, бог неба, Инанна, богиня неба, Энки, бог земли, Энлиль, бог эфира, Нинхурсаг, владычица холмов, Ниназу, владыка исцеления, Нингишзида, владыка Истинного Древа,

(Взято из Wiggermann, стр. 1867).

К концу третьего тысячелетия многие из этих божеств были приравнены к своим семитским аналогам. Таким образом, Уту соответствовал Шамашу, Нанна — Сину, а Энки — Эа.

Наиболее важной чертой шумерской религии того времени было то, как она развивалась вместе с зарождающейся политической структурой города-государства. В период Урук каждый город был сосредоточен вокруг большого храма, посвященного его богу-покровителю или богине. Храм доминировал в общественной жизни, поскольку требовал большой бюрократии для надзора за ежедневными ритуалами, а также большого количества земли для частых жертвоприношений. В нем была специальная комната, отведенная для резиденции бога, а также жилые помещения для храмового персонала. Со временем он приобрел атрибуты, связанные с королевским дворцом, такие как специальные помещения для супруги и семьи бога, а также двор для приветствия и очищения посетителей (Виггерманн, стр. 1861). Городской храм действительно был «домом» бога-покровителя, поскольку в нем обычно была специальная комната со статуей, которая представляла бога на земле. Служители храма клали еду или дары перед статуей как в качестве дани, так и в качестве пищи для бога. Иногда элита могла помещать свои статуи в личные покои бога вместе с едой и питьем, как более прямое средство мольбы. (Виггерманн, стр. 1863).

Действительно, в ранних шумерских городах-государствах было трудно отличить светскую власть от религиозной, поскольку храм выполнял как религиозные, так и гражданские функции. Бог-покровитель города был символически «женат» на выбранном городом лидере EN, который изначально выполнял как гражданские, так и религиозные функции в качестве главы государства и главного храма города. В начале каждой весны правитель города церемониально преподносил «первые плоды» урожая богу-покровителю в знак своего хорошего управления, в обмен на что бог обещал процветание в следующем году. Кроме того, бога обычно сопровождали божественные «министры», которые служили заступниками перед обычными людьми, так же как у человеческих правителей были свои политические подчиненные. Просители бога часто обращались со своими молитвами к этим служителям, а не непосредственно к богу.

Региональные культы

Хотя во всех шумерских городах-государствах были местные божества, существовали также региональные культы или особые центры, значение которых распространялось на окружающие города. Наиболее заметным таким центром был Ниппур, город, возведенный в большое религиозное значение северным царем Энмебарагеси в середине третьего тысячелетия. Чтобы объединить свое царство и укрепить свою власть, Энмебарагези превратил храм Энлиля в национальный культ и сделал Энлиля своим божеством-покровителем (Виггерманн, стр. 1869).). Впоследствии Энлиль стал богом, назначившим правителей Среднего Вавилона на их должности (фон Зоден, стр. 64).

Другой пример регионального культа исходит от Мардука в Вавилоне. До возвышения Хаммурапи Мардук играл второстепенную роль в пантеоне южной Месопотамии. Однако по мере того, как политическое значение Вавилонии росло, Мардук вышел на передний план, и его новый статус был закреплен в истории сочинением Энума Элиш , вавилонский эпос о сотворении мира, в котором прослеживается восхождение Мардука до главы богов и его завоевание древних хтонических божеств.

Религия среди людей

Хотя наиболее заметным аспектом месопотамской религии был храмовый культ, религия также проникала в более частные аспекты жизни общества.

Жители Месопотамии сохраняли прочные семейные связи даже после смерти. Они считали, что дух умершего члена семьи поддерживает связь с живым миром и нуждается в поддержке своей семьи в загробной жизни. Таким образом, подобно тому, как люди периодически приносили подношения местным богам в знак уважения и умилостивления, они также совершали подношения своим усопшим предкам, которых часто хоронили под домом. Начиная с периода Ура III, некоторые представители элиты устраивали «семейные часовни» в специальном крыле дома, посвященном поклонению предкам (Кроуфорд, стр. 121). Сложность этих часовен варьировалась от простого захоронения инструментов или посуды до включения «кормовой трубки» с поверхности вниз в склеп, чтобы облегчить регулярное кормление умерших.

При этом жители Месопотамии считали, что если семейных духов не хоронить, кормить и не почитать должным образом, они могут преследовать семью и причинять ей зло. Это объясняет заботу жителей Месопотамии о надлежащем погребении умерших, а также их веру в то, что личные несчастья часто происходят из-за отсутствия умилостивления определенного семейного духа или бога.

Гадание и предзнаменования

Если бы можно было сказать, что жители Месопотамии разработали естественную науку, это была бы наука о предсказаниях. Месопотамцы понимали гадание как эмпирическую, рациональную попытку соотнести предопределенные Богом причины с земными следствиями. Редко оно носило мистический или шаманский характер. Жители Месопотамии составили обширные каталоги, в которых записаны необычные явления и значительные последствия, которые, по их мнению, они вызвали. Они сформулировали эти наблюдения в виде предсказаний, наиболее распространенной формой было: «Если X имеет место, то произойдет Y». Например, в одном тексте говорится: «Если у человека покрасневшее лицо и его правый , он будет съеден собаками далеко от своего дома» (CT 28, pl. 28 Apud Bottero pg. 127).

В этих гадательных текстах есть два примечательных качества. Во-первых, это кажущаяся причудливость или нелогичность многих предсказаний. Часто предсказание основывалось на наблюдении за двумя реальными последовательными событиями, причинно-следственная связь которых не нуждалась в дальнейшем эмпирическом подтверждении, кроме того факта, что оба события были необычными. Иногда за предсказаниями действительно скрывалась линия рассуждений, которая с тех пор стала для нас неясной. Возьмем, к примеру, следующее предзнаменование, основанное на печени животного: «Если на правой стороне печени есть два пальцевидных выроста, то это предзнаменование периода Анархии». Жан Боттеро считает, что это предзнаменование относится к концу аккадского периода и относится к династической борьбе, которая произошла около 219 г.5 г. до н.э. «Два пальцевидных выроста» на печени намекают на соперничество между претендентами на трон. (Боттеро, стр. 132)

Другим, более замечательным фактом месопотамского гадания является его абсолютная всесторонность. Одним из самых известных артефактов из Мари является глиняная модель овечьей печени, полностью исписанная клинописью, указывающая, как интерпретировать бесчисленные особенности органа. (См. ниже)

мариливер.jpg

Иногда месопотамцы даже рассматривали события, которые могли произойти только в воображении. Например, в одном гадательном тексте упоминаются предзнаменования, касающиеся количества желчных пузырей, прикрепленных к печени животного. Текст начинается с двух желчных пузырей, но затем переходит к рассмотрению трех, четырех и вплоть до семи желчных пузырей у животного (Боттеро, стр. 134). В другом тексте говорится о количестве детей, которых женщина рожает за один раз, начиная с близнецов и заканчивая неуплетами (Боттеро, стр. 135). Несомненно, жители Месопотамии никогда не видели животных с семью желчными пузырями или неуплетами, но это не значит, что они считали это невозможным. В отличие от современной науки, месопотамское гадание не было ориентировано на концепцию непреложных законов природы. Вместо этого он занимался предзнаменованиями или необычными отклонениями от обычного порядка вещей. Предзнаменования были знаками богов более значительных явлений, и, поскольку боги были хозяевами мира, они, безусловно, могли произвести любой знак, мыслимый человеком.

Другие обряды и церемонии

Замена

Месопотамцы верили, что в некоторых случаях можно перенести зло или божественный гнев с одного субъекта на другого. Особенно это касалось проклятий или болезней. В различных текстах упоминаются ритуалы, в которых человек мог перенести свою болезнь на глиняную фигурку или живое животное. Обычно заместитель должен был находиться в непосредственной близости от страдающего человека или быть символически наделенным его личностью, чтобы работать.

Самый необычный и увлекательный пример замещения — концепция «замещающего короля». Эта идея, по-видимому, была наиболее распространена в неоассирийский период, хотя ее следы появляются и раньше. Иногда случались катастрофические предзнаменования, такие как солнечное затмение, которые предсказывали несчастье для главы государства. Чтобы предотвратить причинение вреда королю, королевские прорицатели выбирали из народа относительно неважного человека и временно устанавливали его правителем. Хотя эта установка была полностью фиктивной, поскольку заместитель не имел полномочий, ему были предоставлены все средства, чтобы выглядеть так. Он восседал на королевском троне, носил его одежду и регалии, и ему даже дали женщину в качестве его королевы (Боттеро, стр. 150). Настоящий король отступит в безопасное место. По истечении установленного времени (Боттеро предлагает около 100 дней, стр. 148) король возвращался, а заместитель вместе со своей временной женой убивался.

Городской парад богов

Во многих городах статуи главных богов раз в год выносились на улицу для всеобщего обозрения. Подобно тому, как король совершал обходы в своих владениях, городских богов несли на носилках на праздничном шествии по улицам. Самый известный парад произошел на новогоднем фестивале в Вавилоне. Там статую Мардука перенесли из его великого храма в особый дом за городскими стенами, в то время как люди читали Эпос о сотворении мира в его честь. Иногда боги могли даже странствовать между городами, как в случае с Набу из Борсиппы, чья статуя ежегодно совершала походы в Вавилон, чтобы «навестить» своего отца Мардука (фон Соден, стр. 19).1).

Источники
  • Кроуфорд, Х. 1991. Шумер и шумеры. Издательство Кембриджского университета.

  • Боттеро, Дж. 1992. Месопотамия: письмо, рассуждения и боги. Трс. З. Бахрани и М. Ван де Мироп. Издательство Чикагского университета.

  • фон Зоден, В. 1994. Древний Восток: Введение в изучение Древнего Ближнего Востока. тр. Д Шлей. Издательство Уильяма Б. Эрдманса.

  • Wiggermann, FAM 1995. Богословие, священники и поклонение в Древней Месопотамии. В JM Sasson et al, eds., Цивилизации Древнего Ближнего Востока , vol. 3, стр. 1857-1870.

  • Гладигов, Б. 2000. Предложение и комплекс культур. В Б. Яновский и М. Велкер, ред., Opfer: Theologische und kulturelle Kontexte , стр. 86-107.

Вавилонская религия | Религия Вики

Плодородный полумесяц
серия мифов
Месопотамия
Левантийский миф
Арабский миф
Езидская религия
Месопотамская мифология
Темы

Боги

  • Анунна и 7 предопределяющих судьбу
  • Энки и Мес
  • Тиамат и Таблетки судьбы
  • Мардук и фантастика

Герои

  • Утнапиштим и всемирный потоп
  • Таммуз и Иштар
  • Гильгамеш и Кедровый лес
  • Энкиду , человек-зверь

Монстры

  • Зу , крылатый лев
  • Qingu , кровь человечества
  • Асаг , чума и война
  • Намтар , смертельная болезнь

Связанные

  • Месопотамская религия
  • Шумерская религия
  • Вавилонская религия
  • Плодородный полумесяц

Вавилонская религия — это религиозная практика вавилонян, начиная с древневавилонского периода среднего бронзового века до возникновения неоассирийской империи в раннем железном веке. .

Кратковременное возрождение вавилонской религиозной традиции (в отличие от близкородственной ассирийской) произошло при нововавилонской династии 7-6 веков.

Содержание

  • 1 Мифология и космология
  • 2 религиозных праздника
  • 3 Важность идолов
  • 4 Влияние на авраамические религии
  • 5 Каталожные номера
  • 6 См. также

Мифология и космология

Основная статья: Месопотамская мифология

Дополнительная информация: Энума Элиш

Вавилонская мифология представляет собой набор историй, описывающих деятельность вавилонских божеств, героев и мифологических существ. Эти истории служили многим социальным, политическим, церемониальным целям и иногда пытались объяснить природные явления. Вавилонская мифология и религия были в значительной степени сосредоточены вокруг цивилизации.

На вавилонскую мифологию сильно повлияли шумерские аналоги, и она была написана на глиняных табличках с клинописью, заимствованной из шумерской клинописи. Мифы обычно писались либо на шумерском, либо на аккадском языке. Некоторые вавилонские тексты были даже переводами на аккадский с шумерского языка более ранних текстов, хотя имена некоторых божеств в вавилонских текстах были изменены.

Многие вавилонские божества, мифы и религиозные писания уникальны для этой культуры; например, уникальное вавилонское божество Мардук заменило Энлиля в качестве главы мифологического пантеона. Enûma Eliš , мифический эпос о сотворении мира был оригинальным вавилонским произведением.

Рельефное изображение, часть вавилонских ворот Иштар.

Религиозные праздники

Дополнительная информация: Акиту

Фрагменты таблички нововавилонского периода описывают серию праздничных дней, посвященных празднованию Нового года. Фестиваль начался в первый день первого вавилонского месяца Нисанну, что примерно соответствует апрелю/маю по григорианскому календарю. Этот фестиваль праздновал воссоздание Земли, опираясь на историю сотворения, основанную на Мардуке, описанную в Энума Элиш. [1]

Значение идолов

В вавилонской религии ритуальный уход и поклонение статуям божеств считались священными; боги пребывали одновременно в своих статуях в храмах и в природных силах, которые они воплощали. Сложная церемония омовения ртов статуй появилась где-то в древневавилонский период.

Разграбление или уничтожение идолов считалось лишением божественного покровительства; в нововавилонский период халдейский царевич Мардук-апла-иддина II бежал в южные болота Месопотамии со статуями вавилонских богов, чтобы спасти их от армий Сеннахирима из Ассирии. [2]

Влияние на авраамические религии

Многие истории Танаха, [3] , как полагают, были основаны на легендарном мифологическом прошлом Ближнего Востока, находились под его влиянием или вдохновлялись им.

Ссылки

  1. ↑ Макинтош, Джейн Р. «Древняя Месопотамия: новые перспективы». ABC-CLIO, Inc: Санта-Барбера, Калифорния, 2005. с. 221
  2. ↑ Макинтош, Джейн Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *