Манихейство это в философии: Манихейство. Сущность и особенности вероучения

Манихейство. Сущность и особенности вероучения

 

   

Все статьи сайта → Философия Манихейство

Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких гностицизму, необходимо указать на манихейство. Его основоположник перс Мани (216—276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.

Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы». В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства.

В манихействе же материя, которая тоже отождествлялась с тьмой, выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет. Два эти начала ­- божественное и дьявольское ­находятся в постоянной и непримиримой борьбе между собой.

Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире. Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла, прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.

Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III—IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла, в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).

В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа

и считал его, поскольку он был якобы исторической личностью, лжеучителем. Подлинным же утешителем (параклетом), посланником царства света он рассматривал только себя.

Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.

Использованная литература:

1. Соколов В. В.  Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.

Читайте также:
1. Александрийская школа. Филон Александрийский и его философия
2. Гностицизм как наиболее влиятельная разновидность религиозно-философской мысли
3. Философия неоплатонизма

4. Философия Августина Аврелия
5. Средневековая философия. Общая характеристика

Сохранить

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

     

МАНИХЕЙСТВО • Большая российская энциклопедия

МАНИХЕ́ЙСТВО, дуа­ли­сти­че­ское ре­лиг. уче­ние, со­че­тав­шее эле­мен­ты хри­сти­ан­ст­ва, зо­роа­ст­риз­ма, буд­диз­ма и не­ко­то­рых др. ве­ро­ва­ний; по ма­ни­хей­ским ис­точ­ни­кам, оно пред­став­ля­ет со­бой вос­ста­нов­ле­ние пер­во­на­чаль­ной ис­тин­ной ре­ли­гии. На­зва­ние – по име­ни ос­но­ва­те­ля Ма­ни. М. воз­ник­ло в сер. 3 в. в Юж. Ме­со­по­та­мии, в 4–7 вв. рас­про­стра­ни­лось от Зап. Сре­ди­зем­но­мо­рья до Ки­тая. В 8–9 вв. яв­ля­лось офиц. ре­ли­ги­ей Уй­гур­ско­го ка­га­на­та. На За­па­де про­суще­ст­во­ва­ло до 6–7 вв., в Сев. Аф­ри­ке – до 8 в., в Ки­тае пред­по­ло­жи­тель­но до 14 в.

Ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции о М. вклю­ча­ют соб­ст­вен­но ма­ни­хей­ские па­мят­ни­ки, све­де­ния хри­сти­ан­ских и му­сульм. ав­то­ров, а так­же дан­ные рас­ко­пок. По пре­да­нию, Ма­ни из­ло­жил своё уче­ние в 7 ка­но­нич. кни­гах на ара­мей­ском яз., от ко­то­рых дош­ли лишь от­рыв­ки и ци­та­ты: «Жи­вое Еван­ге­лие» (ве­ро­ят­но, из­ло­же­ние кос­мо­го­нии и не­ко­то­рые био­гра­фич. све­де­ния), «Со­кро­ви­ще (Со­кро­вищ­ни­ца) жиз­ни» (ве­ро­ят­но, уче­ние о воз­не­се­нии свет­ло­го на­ча­ла из ма­те­рии и че­ло­ве­че­ских душ), «Праг­ма­тия» (воз­мож­но, тол­ко­ва­ние осн. док­три­ны), «Кни­га тайн (та­инств)» (прит­чи и тол­ко­ва­ния разл. по­ло­же­ний док­три­ны), «Кни­га ги­ган­тов» (пе­ре­ра­бот­ка на ос­но­ве эпи­зо­да из Быт. 6:2–4 ле­ген­ды о пад­ших ан­ге­лах и ги­ган­тах из 1-й Кни­ги Ено­ха), «По­сла­ния» (сб. пи­сем Ма­ни к уче­ни­кам), «Псал­мы» (2 псал­ма или 2 цик­ла псал­мов). Кро­ме это­го, Ма­ни при­пи­сы­ва­ют­ся со­чи­не­ния: «Ша­пу­ра­кан» (крат­кое из­ло­же­ние уче­ния, на­пи­сан­ное на сред­не­пер­сид­ском яз. для перс. ца­ря Ша­пу­ра I), «Об­раз» (на­ри­со­ван­ные кар­ти­ны, ил­лю­ст­ра­ции к уче­нию), «Мо­лит­вы» (в ча­ст­но­сти, об­щие еже­днев­ные мо­лит­вы, об­ра­щён­ные к Солн­цу и Лу­не) и др., от ко­то­рых так­же дош­ли лишь от­рыв­ки. Фраг­мен­ты пе­ре­во­дов со­чи­не­ний Ма­ни и его уче­ни­ков, его жиз­не­опи­са­ния, а так­же книг по ис­то­рии М., ком­пен­диу­мы ма­ни­хей­ско­го уче­ния, мо­лит­вы, гим­ны, псал­мы, прит­чи, ли­тур­гич. тек­сты на сред­не­пер­сид­ском, пар­фян­ском, со­гдий­ском, др.-тюрк., уй­гур­ском и кит. язы­ках бы­ли най­де­ны в нач. 20 в. в Центр. Азии (Тур­фан, Сев. Ки­тай). Не­сколь­ко позд­нее в Егип­те бы­ла об­на­ру­же­на ма­ни­хей­ская лит-ра на суб­ах­мим­ском (ли­ко­поль­ском) диа­лек­те копт­ско­го яз., пе­ре­ве­дён­ная с гре­че­ско­го и, воз­мож­но, с ара­мей­ско­го яз. (т. н. б-ка из Ме­ди­нет-Ма­ди; ве­ро­ят­но, не позд­нее кон. 4 в.). В Егип­те бы­ли най­де­ны так­же жиз­не­опи­са­ние Ма­ни на греч. яз., пред­по­ло­жи­тель­но пе­ре­ве­дён­ное с ара­мей­ско­го (т. н. Кёльн­ский ко­декс; 5–6 вв.), фраг­мен­ты ма­ни­хей­ских книг, псал­мов, лич­ная пе­ре­пис­ка, хо­зяй­ст­вен­ные до­ку­мен­ты ма­ни­хей­ской об­щи­ны на копт­ском, греч. и сир. язы­ках, си­рий­ско-копт­ский глос­са­рий (все не позд­нее кон. 4 в.). Из­вест­на так­же лат. ру­ко­пись (5–6 вв.) фраг­мен­тов ма­нихей­ских книг, най­ден­ная в Те­бес­се (Вост. Ал­жир).

В ос­но­ве М., ско­рее все­го, ле­жа­ла не­кая гно­сти­че­ская раз­но­вид­ность ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва (см. Гно­сти­цизм), эле­мен­ты ко­то­рой бы­ли ото­жде­ст­в­ле­ны со схо­жи­ми по­ло­же­ния­ми зо­роа­ст­риз­ма. За­мет­ное влия­ние на М. ока­за­ли буд­дизм (уче­ние о пе­ре­се­ле­нии душ и др.), эле­мен­ты вуль­га­ри­зи­ро­ван­ной ан­тич­ной фи­ло­со­фии и разл. мис­ти­че­ских ре­лиг. те­че­ний.

Со­глас­но М., в ми­ре из­веч­но су­ще­ст­ву­ют 2 са­мо­стоя­тель­ных на­ча­ла: свет­лое (доб­рое) и тём­ное (злое). Тём­ное на­ча­ло в ли­це 5 тём­ных сти­хий по­шло вой­ной на свет­лое на­ча­ло и за­хва­ти­ло часть его. В кос­мич. бит­ве свет­лых бо­жеств с тём­ны­ми де­мо­на­ми тём­ные сти­хии сме­ша­лись со свет­лы­ми. По­слан­ные вер­хов­ным свет­лым бо­гом («От­цом ве­ли­чия») бо­же­ст­ва: Дух жи­вой, Ве­ли­кий дух – Мать и Тре­тий по­сла­нец – со­тво­ри­ли из это­го сме­ше­ния и при­ве­ли в дви­же­ние ма­те­ри­аль­ный мир (из 5 яру­сов, от ви­ди­мых гла­зом не­бес до зем­ли, или пре­ис­под­ней) как ме­ха­низм раз­де­ле­ния свет­ло­го и тём­но­го на­чал. Де­мо­ны тьмы соз­да­ли Ада­ма и Еву и вло­жи­ли свет в их ду­шу, что­бы удер­жать у се­бя свет­лое на­ча­ло, но бо­же­ст­во, на­зы­вае­мое Ии­сус-Сия­ние, да­ло лю­дям выс­шее зна­ние и ука­за­ло путь к спа­се­нию. Тём­ное на­ча­ло бо­рет­ся за ду­шу че­ло­ве­ка, стре­мясь за­дер­жать её. На зем­лю пе­рио­ди­че­ски по­сы­ла­ет­ся ве­ро­учи­тель («апо­стол») и с по­мо­щью сво­его не­бес­но­го хра­ни­те­ля ос­но­вы­ва­ет ис­тин­ную ре­ли­гию. По­сле смер­ти «апо­сто­ла» его цер­ковь по­сте­пен­но при­хо­дит в упа­док. Та­ким об­ра­зом про­изош­ли все ре­ли­гии, су­ще­ст­во­вав­шие до М. Спи­сок «апо­сто­лов» за­вер­ша­ет Ма­ни.

Со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям при­вер­жен­цев М., по­сле смер­ти ду­ша ли­бо воз­но­сит­ся в цар­ст­во све­та че­рез Солн­це и Лу­ну (у пра­вед­ни­ков), ли­бо воз­ро­ж­да­ет­ся в че­ло­ве­че­ском те­ле или др. ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те, ли­бо идёт в ге­ен­ну (у за­ко­ре­не­лых греш­ни­ков). Ко­гда свет­лое и тём­ное на­ча­ла окон­ча­тель­но раз­де­лятся, ма­те­ри­аль­ный мир сго­рит, а ду­ши греш­ни­ков ос­та­нут­ся с тём­ным на­чалом.

В М. су­ще­ст­во­ва­ли 2 раз­ря­да ве­рую­щих: «из­бран­ни­ки» и «слу­ша­те­ли» – ря­до­вые ве­рую­щие. Эти­ка М. за­клю­ча­лась, пре­ж­де все­го, в не­при­чи­не­нии зла свет­ло­му на­ча­лу, за­клю­чён­но­му в жи­вой при­ро­де. «Из­бран­ни­ки» слу­жи­ли ору­ди­ем очи­ще­ния свет­ло­го на­ча­ла: оно ос­во­бо­ж­да­лось из съе­ден­ной ими пи­щи и из­но­шен­ной оде­ж­ды. «Из­бран­ни­кам» за­пре­ща­лись упот­реб­ле­ние жи­вот­ной пи­щи и ви­на, по­ло­вые сно­ше­ния, убий­ст­во жи­вых су­ществ (в т. ч. сбор и при­го­тов­ле­ние в пи­щу рас­те­ний). За­пре­ты для «слу­ша­те­лей» ог­ра­ни­чи­ва­лись ве­ге­та­ри­ан­ст­вом и не­про­ли­ти­ем кро­ви. Гл. обя­зан­но­стью «слу­ша­те­лей» бы­ла за­бо­та об удов­ле­тво­ре­нии ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей «из­бран­ни­ков». В обя­зан­но­сти всех ве­рую­щих вхо­ди­ли так­же ре­гу­ляр­ное чте­ние мо­литв, со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний с пе­ни­ем псал­мов, со­блю­де­ние по­стов. Ма­ни­хей­ская ие­рар­хия вклю­ча­ла сле­дую­щие сту­пе­ни: гла­ва церк­ви, или «апо­стол», учи­тель (гла­ва круп­но­го объ­е­ди­не­ния об­щин), епи­скоп (гла­ва об­щин стра­ны или об­лас­ти), пре­сви­тер (гла­ва ме­ст­ной об­щи­ны), «до­мо­пра­ви­тель» (гла­ва объ­е­ди­не­ния «из­бран­ни­ков»). Упо­ми­на­ют­ся так­же про­по­вед­ни­ки, диа­ко­ны и пис­цы. Из празд­ни­ков из­вес­тен ве­сен­ний празд­ник Бе­мы (греч. – воз­вы­ше­ние, ал­тарь) – воз­мож­но, ма­ни­хей­ский ана­лог Пас­хи.

По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, М. ока­за­ло влия­ние на хри­сти­ан­ские дуа­ли­стические ере­си (уче­ние пав­ли­ки­ан, бо­гомиль­ст­во и др.), не­ко­то­рые на­прав­ле­ния в ис­ла­ме и буд­диз­ме, ре­ли­гию ези­дов.

Александр Ликопольский и его «Против манихеев» — Роджер Пирс

Перечитывая «Кабинет византийских редкостей» Энтони Калделлиса , я наткнулся на следующую запись (стр. 129):

Около 300 г. н.э. некий Александр Ликопольский написал трактат Против манихеев , который начинается с ясного описания трансформации христианской мысли в его время.

«Философия христиан довольно проста. Он в основном касается этического учения и дает только намеки, когда дело доходит до более эзотерических вопросов о природе Бога… Его заповеди довольно грубы, но они помогают простым людям улучшить свою жизнь.

Однако более поздние поколения разделили эту философию, участвуя в спорных спорах, для которых действительно не может быть решения, и люди также были вовлечены в капризные ссоры. Поскольку каждый из этих учителей стремится произвести впечатление на других новизной своего учения, они превратили эту некогда простую философию в невыразимую кашу».

Неизвестно, был ли Александр сам язычником или христианином.

Это, по-моему, действительно довольно интересно! Это, конечно, звучит как язычество, а не христианство.

Я никогда не слышал об Александре Ликопольском, поэтому мне пришлось суетиться в поисках информации о его книге.

Название произведения в рукописи Ἀλεξάνδρου Λυκοπολίτου, ἐπιστρέψαντος ἐξ ἐθνῶν, πρός τάςδς Μανιό. Неправильное понимание этого названия первым редактором, Комбефисом, привело более ранних ученых к предположению, что это была работа новообращенного язычника.0003 г.

до манихейства г., который затем стал епископом Ликополя. Его следует понимать как «Александр Ликопольский, обращенный из язычников, против учения манихеев».

Но в тексте нет ничего, что указывало бы на христианского писателя. Скорее это работа языческого философа-платоника, ответившего на проникновение манихеев в его собственные лекции, которые начали похищать его учеников. Их зовут Папос и Фома, и оба они появляются в манихейской литературе Египта.

Открытие физических книг в Мединет-Маду и Келлисе ясно показывает, что манихейство было очень успешным в Египте, как и гностицизм. Это быстро стало незаконным, потому что Мани считался персом, а значит, угрозой государственной безопасности.

Александр говорит о христианстве, потому что считает манихейство христианской ересью. В этом он прав. На самом деле мне сказали, что в Кельнском кодексе Мани прямо указано, что Мани получил образование в среде эльчесаитов. [1]

Стандартное издание текста: A. Brinkmann, Alexander Lycopolitanus: Contra Manichaei Opiniones Disputatio , BG Teubner (1895), онлайн на Archive.org. Отсюда я узнаю, что древнейшая рукопись находится во Флоренции, Mediceo-Laurentianus plutei IX codex 23, IX-X века, в которой текст появляется между Дидимом Слепым, Contra Manichaeos , и фрагментом Мефодия. Это не похоже на онлайн. Остальные ms просто производны от него:

  • Ottobonianus gr. 194, бумага, 15-16 вв.
  • Vindobonensis theol. гр. 52 (или, возможно, 193), бумага, 16 в.
  • Барберини III 81, бумага, «16-17 вв.»

и ряд копий 17 века. Текст как бы не имеет заключения, поэтому я подозреваю, что он не дошел до нас в законченном виде.

Впервые он был отредактирован Франциском Комбефисом в Bibliothecae graecorum patrum auctarii nobissimi , часть 2, Париж, 1672 г., с латинским переводом. Перепечатка этого Галландом в 1768 году была переиздана Минье в Patrologia Graeca 18, col. 411, 1857 г. Издание Бринкмана начинается так:

Поскольку работа была напечатана среди отцов, обычно предполагалось, что она принадлежит Александру, епископу Ликопольскому, хотя никаких доказательств этого не поступало. По той же причине он был переведен в 19 веке и появляется в Ante-Nicene Fathers , в действительно жалком английском переводе из издания Галланда в 1869 году неким Джеймсом Б. Х. Хокинсом, викарием Ильминстера. Это можно прочитать здесь, если постараться. В качестве образца вот начало главы 1:

Философия христиан называется простой. Но он уделяет очень большое внимание формированию нравов, загадочно вкрадывая слова более достоверной истины о Боге; принцип которого, поскольку речь идет о какой-либо серьезной серьезной цели в этих вопросах, все получат, когда они примут действующую причину, очень благородную и очень древнюю, как источник всех вещей, которые существуют. Для христиан, оставляющих ученикам этики, дела более утомительные и трудные, как, например, что такое добродетель, нравственная и интеллектуальная; и тем, кто тратит свое время на построение гипотез о нравственности, страстях и привязанностях, не выделяя ни одного элемента, посредством которого достигается каждая добродетель, и нагромождая, так сказать, наугад менее изощренные предписания, — простые люди Услышав их, как мы узнаем из опыта, они делают большие успехи в скромности, и в их манерах запечатлевается характер благочестия, оживляя нравственный настрой, формирующийся из таких обычаев, и постепенно приводя их к желанию того, что есть.

благородно и хорошо.

Но так как это разделено на множество вопросов числом последующих, то возникает много, как и у тех, кто посвящен диалектике, одни искуснее других и, так сказать, более проницательны в обращении с красивые и тонкие вопросы; так что теперь они выступают как родители и создатели сект и ересей. И из-за них формирование нравов затруднено и затемнено; ибо те, кто желает стать главами сект, не достигают определенной правдивости рассуждений, а простой народ в большей степени возбуждается к раздорам и раздорам. И поскольку нет ни правила, ни закона, с помощью которых можно было бы получить решение спорных вопросов, но, как и в других вопросах, это честолюбивое соперничество выходит из-под контроля, нет ничего, чему бы оно не причиняло ущерба и вреда. .

Фу! Вроде бы на английском, но ни одна мысль не доносится до ума.

К счастью, существует более современный перевод, P.W. ван дер Хорст и Дж. Мансфельд, Александрийский платоник против дуализма: трактат Александра Ликопольского «Критика доктрин Манихея» , Лейден, 1974.

Философия христиан — простая философия. Он посвящен главным образом этическим наставлениям, но в том, что касается относительно точных утверждений христиан о Боге, остается двусмысленным. Усилия в этом направлении сводятся к предположению, что производящая причина есть самая почетная, самая важная и причина всех существ, идея, против которой, по справедливости, никто не станет возражать. В этике они также избегают более сложных проблем, таких как этика и интеллектуальная добродетель, а также всего предмета склонностей и привязанностей. Поэтому они занимаются только этическими увещеваниями, не устанавливая принципов, по которым следует приобретать каждую отдельную добродетель, а без разбора нагромождая предписания довольно тяжеловесного характера. Простые люди прислушиваются к этим наставлениям и, как вы можете видеть своими глазами, делают большие успехи в добродетели, и печать благочестия запечатлевается в их характерах, стимулируя нравственный настрой, который вырастает из такого рода привычки, и ведет их постепенно. к желанию добра.

С тех пор как эта простая философия была расколота на многочисленные фракции ее позднейшими приверженцами, число вопросов, так же как и в софистике, увеличилось, в результате чего некоторые из этих людей стали еще более искусными и, так сказать, более склонными к созданию вопросы, чем другие. Действительно, некоторые из них со временем стали лидерами сект. Следовательно, этическое обучение пришло в упадок и потускнело, так как никто из тех, кто хотел быть главами сект, не мог достичь теоретической точности, и так как простой народ стал более склонен к внутренней борьбе. Ибо не было ни нормы, ни законов, на основании которых можно было бы решать вопросы.

Что хоть что-то значит.

Есть комментарий Андре Вилли, Александра де Ликополиса, Contre la доктрина де Мани, Париж: Cerf 1985. Этого я не видел.

Существует также полезная статья Йоханнеса ван Оорта о текущем состоянии исследований. [2]   Более ранний черновик доступен в Academia здесь.

Непонятная и интересная работа.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  1. [1] Это из Питера В. ван дер Хорста, «Александр Ликопольский о христианстве», в: Polyhistor: Исследования по истории и историографии древней философии. Подарено Яапу Мансфельду на его шестидесятилетие , 1996, стр. 314, со ссылкой «S. Лье, Манихейство в Поздней Римской империи 1-85». Существует предварительный просмотр книг ван Хорста в Google, который раздражающе делает страницы видимыми в случайном порядке. Я обнаружил, что пролистывание невидимых страниц вниз к видимой странице, а затем обратное пролистывание иногда снова делает верхние страницы видимыми! Ссылка здесь.↩
  2. [2] Дж. Ван Оорт, «Философ-платоник Александр Ликопольский о манихействе», Journal of Early Christian History 2 (2012), p.86-94.↩

Manichaeism1 3


 

Манихейство

Манихейство было дуалистической системой мышления, имевшей в то время значительное число последователей. Оно восходит к учению персидского философа Мани. Манихейство было формой гностицизма в том смысле, что оно предполагало существование двух миров, воюющих друг с другом: мира света, любви, разума и духа; и мир тьмы, зла, ненависти и плоти. Для Августина это дуалистическое искажение христианства давало подходящий ответ на проблему зла, которого он не мог видеть в христианстве. Эти два мира постоянно находились в конфликте, и Августин осознавал этот конфликт в себе самом. В то время как манихейство признавало, что некоторые люди, Совершенные, могут преодолеть конфликт и посвятить себя более высоким вещам жизни; для большинства верующих (Слушателей) это была бы непрерывная борьба. Хотя его возражение против христианского богословия, несомненно, было глубоким, Августина можно было бы обвинить в определенной степени интеллектуального снобизма на этом этапе его жизни. Его отталкивала недостаточная изощренность, которую он находил в своем христианском катехизическом содержании и в библейских писаниях, которые он находил риторически разочаровывающими. Эта грубость резко контрастировала с высшим планом просвещения, обещанным манихейским учением, просвещение, которое Августин находил чрезвычайно привлекательным.

После завершения учебы в Карфагене Августин вернулся в Фагаст, чтобы преподавать риторику и манихейство, даже обратив в христианство своего покровителя Румын. Знание о его причастности заставило его мать на некоторое время выгнать его из дома. В это время в Тагасте Августин столкнулся с реальностью смерти. Он оказался у постели умирающего друга. Священник, который также был там, начал крестить умирающего молодого человека (к большому пренебрежению Августина), и он чудесным образом выздоровел. Хотя и Августин, и его друг ранее относились к этому скептически, вновь обретенное благочестие друга после его выздоровления повлияло на Августина, и он был еще больше потрясен, когда друг умер две недели спустя. Событие (рассказанное в Признания, IV. iv), положило начало изменению взглядов и взглядов Августина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *