Манихейство. Сущность и особенности вероучения
Все статьи сайта → Философия → Манихейство
Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких гностицизму, необходимо указать на манихейство. Его основоположник перс Мани (216—276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.
Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы». В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства.
Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире. Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла, прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.
Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III—IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла, в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа
Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.
Использованная литература:
1. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.
Читайте также:
1. Александрийская школа. Филон Александрийский и его философия
2. Гностицизм как наиболее влиятельная разновидность религиозно-философской мысли
3. Философия неоплатонизма
4. Философия Августина Аврелия
5. Средневековая философия. Общая характеристика
Сохранить
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:
МАНИХЕЙСТВО • Большая российская энциклопедия
МАНИХЕ́ЙСТВО, дуалистическое религ. учение, сочетавшее элементы христианства, зороастризма, буддизма и некоторых др. верований; по манихейским источникам, оно представляет собой восстановление первоначальной истинной религии. Название – по имени основателя Мани. М. возникло в сер. 3 в. в Юж. Месопотамии, в 4–7 вв. распространилось от Зап. Средиземноморья до Китая. В 8–9 вв. являлось офиц. религией Уйгурского каганата. На Западе просуществовало до 6–7 вв., в Сев. Африке – до 8 в., в Китае предположительно до 14 в.
Источники информации о М. включают собственно манихейские памятники, сведения христианских и мусульм. авторов, а также данные раскопок. По преданию, Мани изложил своё учение в 7 канонич. книгах на арамейском яз., от которых дошли лишь отрывки и цитаты: «Живое Евангелие» (вероятно, изложение космогонии и некоторые биографич. сведения), «Сокровище (Сокровищница) жизни» (вероятно, учение о вознесении светлого начала из материи и человеческих душ), «Прагматия» (возможно, толкование осн. доктрины), «Книга тайн (таинств)» (притчи и толкования разл. положений доктрины), «Книга гигантов» (переработка на основе эпизода из Быт. 6:2–4 легенды о падших ангелах и гигантах из 1-й Книги Еноха), «Послания» (сб. писем Мани к ученикам), «Псалмы» (2 псалма или 2 цикла псалмов). Кроме этого, Мани приписываются сочинения: «Шапуракан» (краткое изложение учения, написанное на среднеперсидском яз. для перс. царя Шапура I), «Образ» (нарисованные картины, иллюстрации к учению), «Молитвы» (в частности, общие ежедневные молитвы, обращённые к Солнцу и Луне) и др., от которых также дошли лишь отрывки. Фрагменты переводов сочинений Мани и его учеников, его жизнеописания, а также книг по истории М., компендиумы манихейского учения, молитвы, гимны, псалмы, притчи, литургич. тексты на среднеперсидском, парфянском, согдийском, др.-тюрк., уйгурском и кит. языках были найдены в нач. 20 в. в Центр. Азии (Турфан, Сев. Китай). Несколько позднее в Египте была обнаружена манихейская лит-ра на субахмимском (ликопольском) диалекте коптского яз., переведённая с греческого и, возможно, с арамейского яз. (т. н. б-ка из Мединет-Мади; вероятно, не позднее кон. 4 в.). В Египте были найдены также жизнеописание Мани на греч. яз., предположительно переведённое с арамейского (т. н. Кёльнский кодекс; 5–6 вв.), фрагменты манихейских книг, псалмов, личная переписка, хозяйственные документы манихейской общины на коптском, греч. и сир. языках, сирийско-коптский глоссарий (все не позднее кон. 4 в.). Известна также лат. рукопись (5–6 вв.) фрагментов манихейских книг, найденная в Тебессе (Вост. Алжир).
В основе М., скорее всего, лежала некая гностическая разновидность раннего христианства (см. Гностицизм), элементы которой были отождествлены со схожими положениями зороастризма. Заметное влияние на М. оказали буддизм (учение о переселении душ и др.), элементы вульгаризированной античной философии и разл. мистических религ. течений.
Согласно М., в мире извечно существуют 2 самостоятельных начала: светлое (доброе) и тёмное (злое). Тёмное начало в лице 5 тёмных стихий пошло войной на светлое начало и захватило часть его. В космич. битве светлых божеств с тёмными демонами тёмные стихии смешались со светлыми. Посланные верховным светлым богом («Отцом величия») божества: Дух живой, Великий дух – Мать и Третий посланец – сотворили из этого смешения и привели в движение материальный мир (из 5 ярусов, от видимых глазом небес до земли, или преисподней) как механизм разделения светлого и тёмного начал. Демоны тьмы создали Адама и Еву и вложили свет в их душу, чтобы удержать у себя светлое начало, но божество, называемое Иисус-Сияние, дало людям высшее знание и указало путь к спасению. Тёмное начало борется за душу человека, стремясь задержать её. На землю периодически посылается вероучитель («апостол») и с помощью своего небесного хранителя основывает истинную религию. После смерти «апостола» его церковь постепенно приходит в упадок. Таким образом произошли все религии, существовавшие до М. Список «апостолов» завершает Мани.
Согласно верованиям приверженцев М., после смерти душа либо возносится в царство света через Солнце и Луну (у праведников), либо возрождается в человеческом теле или др. материальном объекте, либо идёт в геенну (у закоренелых грешников). Когда светлое и тёмное начала окончательно разделятся, материальный мир сгорит, а души грешников останутся с тёмным началом.
В М. существовали 2 разряда верующих: «избранники» и «слушатели» – рядовые верующие. Этика М. заключалась, прежде всего, в непричинении зла светлому началу, заключённому в живой природе. «Избранники» служили орудием очищения светлого начала: оно освобождалось из съеденной ими пищи и изношенной одежды. «Избранникам» запрещались употребление животной пищи и вина, половые сношения, убийство живых существ (в т. ч. сбор и приготовление в пищу растений). Запреты для «слушателей» ограничивались вегетарианством и непролитием крови. Гл. обязанностью «слушателей» была забота об удовлетворении материальных потребностей «избранников». В обязанности всех верующих входили также регулярное чтение молитв, совершение богослужений с пением псалмов, соблюдение постов. Манихейская иерархия включала следующие ступени: глава церкви, или «апостол», учитель (глава крупного объединения общин), епископ (глава общин страны или области), пресвитер (глава местной общины), «домоправитель» (глава объединения «избранников»). Упоминаются также проповедники, диаконы и писцы. Из праздников известен весенний праздник Бемы (греч. – возвышение, алтарь) – возможно, манихейский аналог Пасхи.
По мнению ряда исследователей, М. оказало влияние на христианские дуалистические ереси (учение павликиан, богомильство и др.), некоторые направления в исламе и буддизме, религию езидов.
Александр Ликопольский и его «Против манихеев» — Роджер Пирс
Перечитывая «Кабинет византийских редкостей» Энтони Калделлиса , я наткнулся на следующую запись (стр. 129):
Около 300 г. н.э. некий Александр Ликопольский написал трактат Против манихеев , который начинается с ясного описания трансформации христианской мысли в его время.
«Философия христиан довольно проста. Он в основном касается этического учения и дает только намеки, когда дело доходит до более эзотерических вопросов о природе Бога… Его заповеди довольно грубы, но они помогают простым людям улучшить свою жизнь.
Однако более поздние поколения разделили эту философию, участвуя в спорных спорах, для которых действительно не может быть решения, и люди также были вовлечены в капризные ссоры. Поскольку каждый из этих учителей стремится произвести впечатление на других новизной своего учения, они превратили эту некогда простую философию в невыразимую кашу». Неизвестно, был ли Александр сам язычником или христианином.
Это, по-моему, действительно довольно интересно! Это, конечно, звучит как язычество, а не христианство.
Я никогда не слышал об Александре Ликопольском, поэтому мне пришлось суетиться в поисках информации о его книге.
Название произведения в рукописи Ἀλεξάνδρου Λυκοπολίτου, ἐπιστρέψαντος ἐξ ἐθνῶν, πρός τάςδς Μανιό. Неправильное понимание этого названия первым редактором, Комбефисом, привело более ранних ученых к предположению, что это была работа новообращенного язычника.0003 г.
до манихейства г., который затем стал епископом Ликополя. Его следует понимать как «Александр Ликопольский, обращенный из язычников, против учения манихеев».Но в тексте нет ничего, что указывало бы на христианского писателя. Скорее это работа языческого философа-платоника, ответившего на проникновение манихеев в его собственные лекции, которые начали похищать его учеников. Их зовут Папос и Фома, и оба они появляются в манихейской литературе Египта.
Открытие физических книг в Мединет-Маду и Келлисе ясно показывает, что манихейство было очень успешным в Египте, как и гностицизм. Это быстро стало незаконным, потому что Мани считался персом, а значит, угрозой государственной безопасности.
Стандартное издание текста: A. Brinkmann, Alexander Lycopolitanus: Contra Manichaei Opiniones Disputatio , BG Teubner (1895), онлайн на Archive.org. Отсюда я узнаю, что древнейшая рукопись находится во Флоренции, Mediceo-Laurentianus plutei IX codex 23, IX-X века, в которой текст появляется между Дидимом Слепым, Contra Manichaeos , и фрагментом Мефодия. Это не похоже на онлайн. Остальные ms просто производны от него:
- Ottobonianus gr. 194, бумага, 15-16 вв.
- Vindobonensis theol. гр. 52 (или, возможно, 193), бумага, 16 в.
- Барберини III 81, бумага, «16-17 вв.»
и ряд копий 17 века. Текст как бы не имеет заключения, поэтому я подозреваю, что он не дошел до нас в законченном виде.
Впервые он был отредактирован Франциском Комбефисом в Bibliothecae graecorum patrum auctarii nobissimi , часть 2, Париж, 1672 г., с латинским переводом. Перепечатка этого Галландом в 1768 году была переиздана Минье в Patrologia Graeca 18, col. 411, 1857 г. Издание Бринкмана начинается так:
Поскольку работа была напечатана среди отцов, обычно предполагалось, что она принадлежит Александру, епископу Ликопольскому, хотя никаких доказательств этого не поступало. По той же причине он был переведен в 19 веке и появляется в Ante-Nicene Fathers , в действительно жалком английском переводе из издания Галланда в 1869 году неким Джеймсом Б. Х. Хокинсом, викарием Ильминстера. Это можно прочитать здесь, если постараться. В качестве образца вот начало главы 1:
Философия христиан называется простой. Но он уделяет очень большое внимание формированию нравов, загадочно вкрадывая слова более достоверной истины о Боге; принцип которого, поскольку речь идет о какой-либо серьезной серьезной цели в этих вопросах, все получат, когда они примут действующую причину, очень благородную и очень древнюю, как источник всех вещей, которые существуют. Для христиан, оставляющих ученикам этики, дела более утомительные и трудные, как, например, что такое добродетель, нравственная и интеллектуальная; и тем, кто тратит свое время на построение гипотез о нравственности, страстях и привязанностях, не выделяя ни одного элемента, посредством которого достигается каждая добродетель, и нагромождая, так сказать, наугад менее изощренные предписания, — простые люди Услышав их, как мы узнаем из опыта, они делают большие успехи в скромности, и в их манерах запечатлевается характер благочестия, оживляя нравственный настрой, формирующийся из таких обычаев, и постепенно приводя их к желанию того, что есть.
благородно и хорошо.Но так как это разделено на множество вопросов числом последующих, то возникает много, как и у тех, кто посвящен диалектике, одни искуснее других и, так сказать, более проницательны в обращении с красивые и тонкие вопросы; так что теперь они выступают как родители и создатели сект и ересей. И из-за них формирование нравов затруднено и затемнено; ибо те, кто желает стать главами сект, не достигают определенной правдивости рассуждений, а простой народ в большей степени возбуждается к раздорам и раздорам. И поскольку нет ни правила, ни закона, с помощью которых можно было бы получить решение спорных вопросов, но, как и в других вопросах, это честолюбивое соперничество выходит из-под контроля, нет ничего, чему бы оно не причиняло ущерба и вреда. .
Фу! Вроде бы на английском, но ни одна мысль не доносится до ума.
К счастью, существует более современный перевод, P.W. ван дер Хорст и Дж. Мансфельд, Александрийский платоник против дуализма: трактат Александра Ликопольского «Критика доктрин Манихея» , Лейден, 1974.
Философия христиан — простая философия. Он посвящен главным образом этическим наставлениям, но в том, что касается относительно точных утверждений христиан о Боге, остается двусмысленным. Усилия в этом направлении сводятся к предположению, что производящая причина есть самая почетная, самая важная и причина всех существ, идея, против которой, по справедливости, никто не станет возражать. В этике они также избегают более сложных проблем, таких как этика и интеллектуальная добродетель, а также всего предмета склонностей и привязанностей. Поэтому они занимаются только этическими увещеваниями, не устанавливая принципов, по которым следует приобретать каждую отдельную добродетель, а без разбора нагромождая предписания довольно тяжеловесного характера. Простые люди прислушиваются к этим наставлениям и, как вы можете видеть своими глазами, делают большие успехи в добродетели, и печать благочестия запечатлевается в их характерах, стимулируя нравственный настрой, который вырастает из такого рода привычки, и ведет их постепенно. к желанию добра.
С тех пор как эта простая философия была расколота на многочисленные фракции ее позднейшими приверженцами, число вопросов, так же как и в софистике, увеличилось, в результате чего некоторые из этих людей стали еще более искусными и, так сказать, более склонными к созданию вопросы, чем другие. Действительно, некоторые из них со временем стали лидерами сект. Следовательно, этическое обучение пришло в упадок и потускнело, так как никто из тех, кто хотел быть главами сект, не мог достичь теоретической точности, и так как простой народ стал более склонен к внутренней борьбе. Ибо не было ни нормы, ни законов, на основании которых можно было бы решать вопросы.
Что хоть что-то значит.
Есть комментарий Андре Вилли, Александра де Ликополиса, Contre la доктрина де Мани, Париж: Cerf 1985. Этого я не видел.
Существует также полезная статья Йоханнеса ван Оорта о текущем состоянии исследований. [2] Более ранний черновик доступен в Academia здесь.
Непонятная и интересная работа.
Нравится:
Нравится Загрузка…
- [1] Это из Питера В. ван дер Хорста, «Александр Ликопольский о христианстве», в: Polyhistor: Исследования по истории и историографии древней философии. Подарено Яапу Мансфельду на его шестидесятилетие , 1996, стр. 314, со ссылкой «S. Лье, Манихейство в Поздней Римской империи 1-85». Существует предварительный просмотр книг ван Хорста в Google, который раздражающе делает страницы видимыми в случайном порядке. Я обнаружил, что пролистывание невидимых страниц вниз к видимой странице, а затем обратное пролистывание иногда снова делает верхние страницы видимыми! Ссылка здесь.↩
- [2] Дж. Ван Оорт, «Философ-платоник Александр Ликопольский о манихействе», Journal of Early Christian History 2 (2012), p.86-94.↩
Манихейство Манихейство было дуалистической системой мышления, имевшей в то время значительное число последователей. Оно восходит к учению персидского философа Мани. Манихейство было формой гностицизма в том смысле, что оно предполагало существование двух миров, воюющих друг с другом: мира света, любви, разума и духа; и мир тьмы, зла, ненависти и плоти. Для Августина это дуалистическое искажение христианства давало подходящий ответ на проблему зла, которого он не мог видеть в христианстве. Эти два мира постоянно находились в конфликте, и Августин осознавал этот конфликт в себе самом. В то время как манихейство признавало, что некоторые люди, Совершенные, могут преодолеть конфликт и посвятить себя более высоким вещам жизни; для большинства верующих (Слушателей) это была бы непрерывная борьба. Хотя его возражение против христианского богословия, несомненно, было глубоким, Августина можно было бы обвинить в определенной степени интеллектуального снобизма на этом этапе его жизни. Его отталкивала недостаточная изощренность, которую он находил в своем христианском катехизическом содержании и в библейских писаниях, которые он находил риторически разочаровывающими. Эта грубость резко контрастировала с высшим планом просвещения, обещанным манихейским учением, просвещение, которое Августин находил чрезвычайно привлекательным. После завершения учебы в Карфагене Августин вернулся в Фагаст, чтобы преподавать риторику и манихейство, даже обратив в христианство своего покровителя Румын. Знание о его причастности заставило его мать на некоторое время выгнать его из дома. В это время в Тагасте Августин столкнулся с реальностью смерти. Он оказался у постели умирающего друга. Священник, который также был там, начал крестить умирающего молодого человека (к большому пренебрежению Августина), и он чудесным образом выздоровел. Хотя и Августин, и его друг ранее относились к этому скептически, вновь обретенное благочестие друга после его выздоровления повлияло на Августина, и он был еще больше потрясен, когда друг умер две недели спустя. Событие (рассказанное в Признания, IV. iv), положило начало изменению взглядов и взглядов Августина. |