причины принятия и масштабы распространения религии
Иудаизм в Хазарии: причины принятия и масштабы распространения религии
Проблема распространения иудаизма в Хазарском каганате является одной из самых сложных и дискуссионных в хазароведении.
Проблема распространения иудаизма в Хазарском каганате является одной из самых сложных и дискуссионных в хазароведении. За последние три столетия на эту тему в научной литературе было выдвинуто немало различных предположений и высказано огромное число весьма смелых догадок вплоть до ничем не подкрепленных соображений. Высказывалась даже точка зрения о том, что обращение верхушки правящей элиты Хазарии к иудейской религии представляет собой благочестивый вымысел некоторых иудейских религиозных писателей средневековья в полемике против ислама и христианства.
Действительность, однако, не подтверждает подобные гиперкритические представления. Данные письменных источников – арабо-персидских (материалы Анонимной Записки в трудах ибн Русте и Гардизи, классической школы арабской географии, ибн Фадлана
Одно из наиболее распространенных объяснений того, почему правящая элита Хазарии избрала себе религию народа, не имеющего своего государства и неполноправного в странах ислама и христианского мира, связывает это событие с активностью еврейских купцов, заинтересованных в развитии посреднической торговли между Ближним Востоком, Европой и Средиземноморьем. Действительно, как известно из «Книги путей и государств» ибн Хордадбеха, торговые маршруты иудеев ал-раззанийа, действительно, проходили через территорию хазарского государства, затрагивая его столицу – Итиль и некоторые другие важные политические и экономические центры. Однако, дело было не только в общности экономических интересов, но и в мотивации политической элиты Каганата.
Для государств евразийских кочевников весьма характерным было предпочтение невоинственных и безгосударсвенных религий. Так, манихейство получило распространение в Уйгурском каганате, а несторианское христианство и буддизм – в Монголии. Выбор конфессии, лишенной военной или финансовой поддержки извне, был более безопасен для правителей кочевого государства, так как гарантировал их от идеологического подчинения со стороны оседлых соседей. Принятие правящей элитой Хазарии иудаизма – религии, обладающей писанием достоверным с точки зрения христиан и мусульман, – относится к числу явлений того же порядка. Оно подчеркивало независимость Каганата от духовных притязаний Багдада и Константинополя и его вхождение семью мировых цивилизаций.
Объем наших знаний о масштабах распространения иудаизма в Хазарии также не велик. Прямые свидетельства арабских источников – в первую очередь данные ал-
Из письменных источников известно о существовании на Боспоре иудейского населения в хазарский период. В начале IX в. византийский хронист Феофан упоминает о расселении евреев в окрестностях Фанагории. Также с центром боспорских владений Хазарии – Таматархой
О том, что представляли собой верования и ритуальные практики хазарских иудеев также известно сравнительно немного. Письмо Иосифа – единственный источник сведений по этому вопросу – свидетельствует о том, что его автор был неплохо знаком с оригинальным текстом еврейской Библии. Кроме нее в качестве священных книг он называет также Мишну и Талмуд. Следовательно, иудаизм в каганате был раббанитским, а не караимским.
В источниках мало информации о том, как происходила адаптация иудаизма к первоначальным древнетюркским культурным традициям хазарской знати. Судя по всему, неофиты лучше всего усваивали, элементы еврейской традиции, соотносимые с практикой кочевой жизни.
Например, из письма Иосифа известно об имитации древнеизраильского переносного храма-шатра (Скинии) первым хазарским царем-иудеем – Буланом. Подобная практика устройства христианских церквей или мусульманских мечетей в юртах широко засвидетельствован в евразийских кочевых обществах средневековья. Наше представление о материальных следах проникновения иудаизма в среду хазарского кочевого населения также пока еще весьма ограничено. Пока достоверно известен только один (конец VIII в.) салтовский бытовой предмет с изображением сильно напоминающем менорý.Судьбу еврейских общин на территории Хазарии после падения Каганата можно представить себе лишь в самых общих чертах. Правящая элита государства вынуждена была перейти в ислам в обмен на военную помощь Хорезма против русов и гузов. В дальнейшем она полностью растворилась в средневековом мусульманском населении Поволжья. Что же касается собственно евреев Хазарии, то они, скорее всего, растворились в составе общин, живших в северном Причерноморье и Киевской Руси.
Источники и литература
- al-Maçoudi. Les Prairies d’Or. ed. de Meynard C.B., de Courteille. T. 2. Paris, 1863. P. 8–9
- Dunlop D.M. The History of the Jewish Khazars. P. 89 – 170
- Golden P. Khazaria and Judaism // AEMAE 1983 Vol. 3. P. 127 – 156
- Pritsak O. The Khazar Kingdom Conversion to Judaism // Harvard Ukrainian Studies. 1972. Vol. 2. P. 263 – 281.
- Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-ое. СПб., 2002. С. 272 – 294
- Вихнович В.Л. Евреи страны Кедар: (К вопросу о славяноязычных евреях Восточной Европы в домонгольский период) Кунсткамера: Этнографические тетради , 1996. Вып. 10. С. 196-208
- Голден П.Б. Хазарский иудаизм в свете письменных источников // История еврейского народа в России. Т. 1. М.; Иерусалим, 2010. С. 125 – 150
- Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. М., 2009. С. 30 – 32
- Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. С. 145 – 167
- Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христиананина? М., 2003. С. 303 – 304
- Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932; Круглый стол: Хазары – дискуссионные вопросы // Научные труды по иудаике. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 2. М., 2011. С. 9 – 94
- Петрухин В.Я., Флеров В.С. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. Т. 1. М.; Иерусалим, 2010. С. 151 – 163
- Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. C. 185 – 205
Волжская Атлантида.
Хазары воевали с Византией и арабами. Как столица великого государства утонула в русской степи?: История: Моя страна: Lenta.ruВ начале сентября российские археологи нашли руины города, который может быть легендарной столицей Хазарского каганата — великого государства, успешно воевавшего с Византией и сдерживавшего натиск Арабского халифата. О каганате известно очень мало — летописей хазары не вели, а само существование их столицы где-то на просторах современной России долго считалось мифом. Но теперь все может измениться. Кем были хазары, как они повлияли на мировую историю и как их погубил климат, а главный хазарский город буквально утонул посреди русской степи, — «Лента.ру» спросила у руководителя экспедиции археологов, старшего научного сотрудника Астраханского музея-заповедника Дамира Соловьева.
Кем были хазары?
Соловьев: Это конгломерат народов — булгар, венгров и еще ряда племен, которые объединились в каганат. Он занимал большую территорию от Днепра, регионы Донецка, территории Кавказа, Крыма, Белгорода, Воронежа, верховий Волги.
Дамир Соловьев
Что касается перевода слова «хазары» — это вопрос сложный, как и происхождение самих хазар. В разных источниках они фигурировали по-разному, точного ответа нет.
По характеру государство было одним из выдающихся, сопоставимым с Византией и Арабским халифатом. Причем Хазарский каганат умудрялся еще с ними воевать — это было очень серьезное государственное образование.
Большая заслуга Хазарского каганата в том, что он в течение 150 лет давал отпор Арабскому халифату, сдерживал продвижение джихада и распространение ислама на европейской и евразийской территориях. Все это время шли арабо-хазарские войны, в конце которых каганат потерпел поражение и был вынужден принять ислам. Но, судя по всему, это был такой временный политический ход, потому что в дальнейшем в каганате фигурирует политическая верхушка из иудеев — это написано в источниках, но археологическим путем никаких следов иудаизма в каганате не выявлено.
Что насчет взаимоотношений с Русью?
Вспомним поход Святослава на каганат 965 года — Русь стояла в зависимости от каганата, платила ей дань. Но Святослав в каком-то смысле «добивает» каганат, государство приходит в упадок, и историки связывают его окончательную гибель с походом Святослава.
На самом деле к упадку привели более сложные процессы — там шли гражданские войны, но самым главным фактором, на мой взгляд, является климатическая ситуация. 950 год — время, когда наступил так называемый климатический оптимум, время викингов. В этот период из-за климата менялись значительные территории, и образ жизни также начал изменяться.
В части, например, волжского варианта, где мы выявили предполагаемую столицу, ситуация немного другая — где-то в конце VIII века под натиском Арабского халифата хазарский каганат вынужден перенести свою столицу с Кавказа, где-то из района Дербента, в другое место.
Дань славян хазарам
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Выбрали они для этого одну из самых труднодоступных территорий — это узкая волжская дельта, в центре которой расположили город. Огромное количество болот и камышовых крепей создают такой заслон, что попасть на эту территорию можно по одному водному пути — так называемой реке Итиль. Там отстраивается столица этого каганата, метрополия. Согласно источникам различных авторов, город имеет ряд названий — это и Семендер, и Хазаран, и Хорошин, и в конечном итоге один из источников называет город Итиль. Несмотря на то что город большой, богатый и существовал приличное время, а к тому же описан в источниках, археологическим путем он до определенного времени не обнаруживался.
[Ученый и писатель] Лев Гумилев в конце 50-х годов начинает свои поиски города Итиль в волжской дельте. Они продолжаются пять лет, но не достигают результата. Однако Гумилев находит там ряд хазарских погребений, обнаруживает несколько донных отложений — дельта постоянно затапливается из-за динамики Каспия.
По результатам он пишет книгу «Открытие Хазарии», в которой оставляет небольшую подсказку — что в районе села Семибугры и в районе села Бараний Бугор обнаружил керамику хазарского времени. Для нас это стало некоторой зацепкой, мы стали работать в этом направлении, проверили окрестности указанных населенных пунктов и обнаружили огромное количество фрагментов керамики хазарского времени, культурные слои, в том числе уничтоженные морскими затоплениями, что подтвердило предположения Гумилева.
И Гумилев делает вывод, что Хазарский каганат в этой части утонул. Называется это хазарской Атлантидой или степными Нидерландами
И теперь мы имеем крупный археологический комплекс в дельте Волги, который в этом году дополнили территориями. Он располагается на двух сторонах реки Балта, с одной стороны — поселение Семибугры, вторая часть — на территории современного поселка Бараний бугор. Эти две части в будущем можно будет рассматривать как отдельные комплексы. Там представлены практически одинаковые материалы хазарского времени, поэтому мы будем вводить в научный оборот понятие Семибугринский археологический комплекс, который подразумевает под собой эти памятники.
Лев Гумилев на раскопках
Фото: предоставлено Астраханским отделением РГО
Площадь каждого объекта около полутора квадратных километров. Со стороны Семибугров мы провели работы, сейчас изучаем могильник, вокруг располагается поселение. Там в огромном количестве представлена керамика, шлаки керамического производства, монеты конца VIII века, еще в этом году нашли хазарский перстень. В части Бараньего бугра только начали работы, обнаружили насыщенные крупные слои, которые можно сравнить с городскими.
Мы попали на жилую постройку того времени, обнаружили большое количество материала: перстни, фрагменты кирпича с остатками известкового раствора, а это уже византийская технология. Хазары сами не строили такое, приглашали для этого византийцев. Еще обнаружили керамическую черепицу, огромное количество амфор — это дает нам связь с Черноморьем, откуда амфоры и происходят.
Находки яркие, представительные — судя по всему, мы имеем дело с крупной агломерацией. За всю историю поисков, подобных материалов, представленных так ярко и на таких территориях, не обнаруживалось
По письменным источникам мы знаем, что город в дельте Волги был только один, но мы пока не готовы утверждать, что нашли Итиль.
Поставит ли это точку в вопросе об их образе жизни? Потому что на эту тему ведутся дискуссии — были они кочевниками или оседлыми.
Дискуссии ведутся, но есть очень важная теория, главная. Дело в том, что культура Хазарского каганата — салтово-маяцкая, а это оседлая культура. Тот памятник, с которым мы имеем дело, указывает на крупное оседлое поселение. И мы ставим точку в том, как выглядела культура Хазарского каганата, потому что до этого салтово-маяцких материалов на Волге не обнаруживалось и предполагалось, что вид был другой, культура другая была, а то, что мы сейчас обнаружили — одно из важнейших достижений последних трех лет. Помимо всего прочего, мы обнаружили волжский вариант Хазарского каганата, а Итиль — всего лишь одна из его составляющих частей. Выделение волжского варианта куда более значительно.
Почему вокруг хазар так много мифов, дискуссий, белых пятен?
Вообще, в науке всегда много дискуссий, особенно в археологии. У нас нет письменных подсказок — только интерпретация материальной культуры, разный материал на разных территориях.
В отношении Хазарского каганата дискуссии порождал один момент: дело в том, что все, что исследовалось — это периферия государств, приграничные территории, где есть культурные влияния, в то время как метрополия каганата находилась в нижней Волге, и вот как раз сейчас мы имеем дело именно с центральной частью.
Какой веры на самом деле придерживались хазары? Вы уже упомянули иудаизм, но об этом спорят.
Согласно источникам, у них было огромное количество вероисповеданий: ислам, христианство, язычество, иудаизм. Все уживались едино и мирно. Причем в Итиле, согласно источникам, для каждого народа был свой судья, судивший по законам веры этого народа. Подобное всегда было в крупных государствах средневековья, например, у Орды.
Конечно, поголовно они иудеями не были — скорее всего, большинство было мусульмане, так как ислам очень динамично распространялся как новая религия. Иудаизм там присутствовал, но его исповедовала правящая верхушка, которая захватила власть к концу гибели каганата. Царь Иосиф (считается последним или предпоследним правителем Хазарского каганата — прим.«Ленты.ру»), например, который оставил еврейско-хазарскую переписку, упоминал, что происходит из рода Ашина от Авраама, — вполне себе представитель иудаизма.
Почему не сложилось единой веры? Из-за обширной территории?
Да, потому что в каганат входили разные народы. Аланы, которые жили на Кавказе, имели языческое вероисповедание, булгары на горностепном пространстве на Средней Волге быстро исламизировались, хотя были язычниками. Те, кто жил ближе к административным центрам, быстро приобретали авраамические религии, а те, кто жил в сельской местности, сохраняли поклонение языческим богам.
Существовал такой интересный момент — испытание вер. Согласно источникам, каган Булан (его имя переводится как олень) собрал представителей разных религий — христианина, мусульманина и иудея, — чтобы сделать в кагане единую веру. И он задал вопрос мусульманину: «Твоя религия более древняя, чем иудаизм?» «Нет, — говорит, — иудаизм более древняя». То же самое у христианина спросил — он то же самое ответил. Ну и он якобы сказал: «Значит, иудаизм более правильная религия, мы принимаем ее».
Источники составлены арабскими географами, они переписывались. Мы, археологи, которые работаем с этими памятниками, решили работать по археологии, а не по источникам — это более продуктивно. Если брать ту же переписку царя Иосифа и Хасдая ибн Шафрута (советник Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III — прим. «Ленты.ру»), там все путано написано, много ученых сломало об это зубы, в том числе и Гумилев.
У них не было никакой летописи, только арабские историки, оставившие свои книги, писали о каганате, и есть какие-то армянские источники. Одно из крупнейших государств средневековья предано забвению.
Как же так вышло?
Ну у нас летописи тоже позже появились — это раннее средневековье. Но возможно, они даже и не собирались создавать летописи, для того времени это нормально. А может, существует библиотека царя Иосифа, погребенная под землей, хотя это сомнительно.
Они вообще рунами писали — их письменность до сих пор не разгадана. Мы в этом году нашли фрагмент керамики, горшок с рунической надписью, и шутили, что на нем может быть написано «сахар». Просто непонятно — руны могут обозначать как буквы, так и слова, целые понятия. Поэтому пока не будет найдено ключа, как например Розеттский камень в Египте с надписями на нескольких языках, письменность хазар не будет разгадана.
Есть ли упоминания в древнерусских источниках?
В Древнерусских не очень много — есть в «Повести временных лет», но там очень поверхностное описание. Я больше интересовался арабскими источниками — упоминаний хазар там полно, но очень часто они дублируются, потому что один географ сначала описывает работу предыдущего, а потом дополняет его.
Русские летописи упоминают посланников хазарских иудеев, предлагавших князю Владимиру принять их веру незадолго до крещения Руси. Как вы думаете, могло так быть на самом деле? Или же это выдумка?
Я думаю, что это миф — князь Владимир начал править позже, чем каганат погиб.
Кстати, почему Хазарский каганат в конце концов погиб:
Глядя на слои затопления, мы пришли к выводу, что их территории, нивы и поля, где они вели оседлый образ жизни, начали подтапливаться. Пошли неурожайные годы, и начался распад государства
И если какие-то воины Святослава оказались в Итиле, они имели дело с полностью разрушенным городом, который погиб из-за климатического фактора. А Святослав, судя по всему, не дошел до Итиля — когда город брали, он был на Балканах.
Представляете, как глупо: крупнейшее государство оказывается подвержено нападению гопников в касках, которые на лодках приплыли. Учитывая, что попасть туда по суше они не могли. По воде — да, но их там 50 человек было. Это нереально.
Фото: предоставлено Астраханским отделением РГО
Вы сказали про экономику. Как она была устроена?
Судя по источникам, Итиль был большим портом, через него проходил Волжский торговый путь на выходе в Каспий. Там торговцы платили дань как гарант безопасности прохода по пути. По нему везли товары из Европы, Византии, Средней Азии, Южного Прикаспия. Экономика строилась на этом. Источники описывают еще статью дохода от производства и продажи рыбьего клея, он тогда единственный существовал, добывался из плавательных пузырей осетровых рыб, с его помощью делали луки. Описывают продажу соли. Наверняка керамикой торговали, шли в продажу шелка и пушнина.
А как было устроено общество?
Правящую верхушку составляли каган и бек. Каган (или царь) был сакральным существом — божий помазанник, а бек выполнял функцию административного управления. Существовала гвардия, ну и все — дальше было классовое расслоение, как по Марксу.
О законах что-то известно?
Точно — нет, но известно, что они были очень суровые — и покойничков могли положить закладных под сваи дома. Был рабовладельческий строй, торговля людьми, в том числе и русскими, потому что они тоже любили поторговать рабами. Рабовладельческий рынок был частью экономики, скорее всего. Но мы можем это только предположить.
Потомки хазар на Земле остались?
К ним себя причисляют караимы. С ними связан интересный момент — они проживают в Крыму и якобы являются потомками хазар. Вопрос об отчленении их от евреев стоял потому, что евреи поддавались гонениям. Был такой известный аферист XVIII века Авраам Фиркович, он задался целью доказать, что караимы — это не евреи, а потомки хазар. И там доходило до того, что он перебивал даты рождения на плитках на королевском кладбище, чтобы причислить людей к хазарскому времени.
А на Кавказе?
Скорее всего, это современные осетины, потомки алан, которые в свою очередь являлись потомками сарматов, а Алания как раз входила в хазарский каганат. И сейчас они проживают в Северной Осетии. Очень интересный народ, у них даже была фаза этнической консервации — они говорят на скифском наречии.
Какое влияние хазары оказали на мировую историю?
Конечно, это тот щит, который они собой представили в борьбе с Арабским халифатом. Ислам распространялся при помощи миссионеров, рассказов и военным путем. В тот период пророк Мухаммед умирает и оставляет Коран, пошло быстрое распространение религии, и хазары стали живым щитом, оградили европейскую часть от исламских проповедников. Это не значит, что ислам плохая религия, просто наш мир сейчас выглядел бы иначе.
Хазары ⋆ Medieval Reporter
Хазары были частью большого тюркского мира. Они создали обширную торговую сеть в русской степи. Таким образом, Хазария стала одной из ведущих средневековых торговых империй. Соседние христианская и мусульманская империи пытались использовать хазар как удобное буферное государство. Но ими было нелегко манипулировать: они не принимали ни одну из религий.
Гордая и независимая Хазария твердо стояла на степях. Такое отношение поощряло нападения других (полу)кочевых народов. После столетий процветания ревнивые соседи в конце концов захватили хазарское государство.
Доступно глубокое погружение!
Это краткое введение из нашего Средневекового путеводителя. Погрузитесь глубже в тему, прочитав наши статьи об этом.
Upgrade My Knowledge
Хазары были родственниками гуннов?
Примерно в начале средневековья в Великой Евразийской степи господствовало большое тюркское государство. Им правил каган , тюркский титул императорского ранга. Вот почему это царство было известно как Гёктюркский каганат или просто Первая Тюркская империя. В 7 веке н.э. Китайская империя Тан усилила давление на восточный фланг каганата. Вынужденные направлять военные ресурсы таким образом, гектюрки больше не могли удерживать западную часть своей империи.
Карта Гёктюркского каганата. Китайские императоры при любой возможности угрожали восточной части этой конфедерации. [карта Турка Битига]Там, в русских и украинских степях, булгары и хазары (вновь) возникли из пепла Гёктюркского каганата. Сначала казалось, что булгары одерживают верх. Но со временем давление хазар стерло Булгарское государство. К концу VII века в этом районе сформировалась грозная хазарская империя. Их репутация быстро росла: вскоре персидские цари сочли Хазарию равной по силе имперскому Китаю и Византийской империи.
Из-за своих тюркских корней хазары могли быть отдаленно связаны с гуннами. Но Гуннская империя почти исчезла к тому времени, когда Хазария вышла из Гёктюркского каганата. Так что гунны и хазары занимали разные периоды времени. Однако их империи в чем-то похожи друг на друга. Поскольку у них было так много других народов, этносов и культур, империи гуннов и хазар были терпимыми многоэтническими государствами.
Особое решение Хазария приняла в отношении религии.
[ HD версия ] — Карта Хазарского каганата или Хазарии примерно с 650 по 850 год нашей эры.Хазары были евреями?
Византийцы часто привлекали хазар в качестве союзников против мусульманского Ближнего Востока. Свежая, рьяная и расширяющаяся религия — ислам — основала в регионе новую империю, названную Халифатом. Сотрудничество между Византией и Хазарией сыграло важную роль в предотвращении этой внешнеполитической угрозы. Хазарские нашествия через Кавказ многократно усилили византийские экспедиции через Анатолию и Месопотамию. Со временем постоянные успехи ислама привели к углублению этого партнерства.
Мусульмане заменили старого персидского врага на хазарском юге, но оказались такой угрозой, что византийцы и хазары объединились еще теснее. [карта пользователя Wikimedia Briangotts]В 732 году был заключен формальный союз, когда византийский наследный принц женился на дочери хазарского кагана. Их сын в конце концов взошел на престол в Константинополе как Лев «Хазар». Однако совместные военные действия против мусульман поставили хазар в двойное положение. В своей борьбе против ислама Хазария все теснее связывала себя с чрезвычайно христианской Византийской империей. В результате поколения византийцев вынудили своих союзников-хазар обратиться в христианство и, таким образом, получить прямой вассальный статус.
Но Хазарское государство состояло из приверженцев нескольких религий и еще более разрозненных кланов. Его руководство не хотело официально становиться на сторону христиан. Вместо того, чтобы выбрать «меньшее зло» между Иисусом и Мухаммедом, хазары с гордостью выбрали третью альтернативу и обратились в политически «нейтральный» иудаизм. Обращение началось на самом высоком уровне, о чем свидетельствует официальная переписка между хазарским каганом и еврейским государственным чиновником халифата в Кордове.
Однако степень, в которой вся Хазария на самом деле стала еврейской, была неясна, так как вскоре после этого каганат рухнул.
Хазарская «монета Моисея», найденная в Шотландии. Вероятно, вдохновленная мусульманским учением («Мухаммад — посланник Бога»), эта надпись гласит: «Моисей — посланник Бога», что означает обращение Хазарии в иудаизм. [фото пользователя Wikimedia W.carter]— реклама —
[adblockingdetector id=»62668ea692318″]
– продолжение статьи ниже –
Кто победил хазар?
Артефакты из этого района подтверждают идею о том, что хазары выставили тяжеловооруженных конных
лучников, одинаково способных как беспокоить своих врагов, так и сокрушить их в рукопашной. То, чего не хватало хазарам в осадной технике, могли предоставить их союзники-христиане. Византийские требушеты помогали в осадах ряда крепостей на Кавказе, контролируемых мусульманами. Однако в IX веке в регион вошел новый влиятельный игрок, поскольку все большее число викингов приплыло по русским рекам.
Поначалу византийско-хазарский союз был рад перенаправить этих жадных до грабежа норманнов к богатствам халифата — в обмен на часть добычи, разумеется. Но к концу века варяги вырвали Киев и его окрестности из-под контроля хазар и основали там Русское государство. Императоры в Константинополе теперь обдумывали идею настроить русов против хазар. При византийском финансировании русы усилили свои атаки на Хазарский каганат. В течение 960-х годов Великому князю Киевскому удалось сломить имперскую власть Хазарии.
Определенные хазарские осколки, вероятно, какое-то время задержались в этом районе. Но многие хазары, вероятно, присоединились к ханствам-преемникам. Степная политика все-таки гибкая. Например, одно диссидентское хазарское племя присоединилось к мадьярам во время их миграции на запад, в сторону Европы. Но великая еврейская степная империя прекратила свое существование примерно в 1000 году нашей эры.
1015 год н.э.: Хазарский каганат больше не существует, и власть захватили ханства-преемники, в основном печенеги. Синие области были осколками государств (вероятно), которыми в то время все еще правили хазары. [карта пользователя Wikimedia Briangotts]Рекомендуем прочитать
Раскрытие информации: мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить вам эксклюзивные средневековые отчеты и руководства. Чтобы сделать Средневековье доступным для всех, мы хотим, чтобы эта информация оставалась БЕСПЛАТНОЙ. Поэтому некоторые из приведенных ниже ссылок являются партнерскими ссылками, а это означает, что без каких-либо дополнительных затрат для вас мы получим небольшую компенсацию, если вы перейдете по ссылке.
- К.А. Брук — «Евреи Хазарии» [2009, Rowman & Littlefield Publishers]
- П.Б. Золотой е.а. – «Мир хазар. Новые перспективы» [2007, BRILL]
- А. Кестлер – «Тринадцатое племя: Казарская империя и ее наследие» [1978, Популярная библиотека]
Ищете больше?
Получите краткое введение в другую цивилизацию из нашего средневекового путеводителя.
Возьми меня туда
Степи, кочевники и современная геополитика
Осваивать евразийские земли всегда было непросто. Хазары, малоизвестный народ степей, принявший иудаизм много веков назад, представляют собой исключительный пример того, как география, экономика и религия могут использоваться для продвижения геополитических интересов.
Хэлфорд Маккиндер, отец геополитики, изложивший концепцию хартленда, охватывающего центральную и северную Евразию, утверждал, что Россия была первой державой, которой удалось использовать силу географии и экономики в северной Евразии. Хазары, малоизвестный народ, существовавший задолго до современного Российского государства, могут не согласиться.
Хазары были соседями двух мировых держав: Византии и Исламского халифата. Во времена единой и относительно сильной исламской империи (VII—X вв.), господствовавшей на огромной территории от Испании до Средней Азии, хазары — кочевой народ из евразийских степей на Северном Кавказе и территории к северу от Каспийское море, создали большое, сильное государство.
Сообщения исламских историков и географов, а также археологические данные свидетельствуют о том, что наряду с кочевничеством среди хазар было широко распространено земледелие, и они умели производить товары.
Эти детали позволяют предположить довольно неприметный народ наравне с другими кочевым народами прошлого.
Однако более пристальный взгляд на хазар (язык и этническое происхождение которых остаются неясными) позволяет предположить, что они были гораздо более интересны как геополитические акторы. Их понимание географического пространства и их способность использовать мощь своих земель позволили им оставаться актуальными на протяжении веков.
Кроме того, их религиозная политика (они выбрали иудаизм в качестве государственной религии) была примечательной, так как они жили в непосредственной близости от исламского мира, который снисходительно относился к другим религиям.
Фрагмент, сцена битвы, лист из «Зафарнама» (Книги побед) Шараф ад-Дина Али Язди, 1485–1486 гг. / МУЗЕЙ ИСКУССТВА МЕТРОПОЛИТАННо начнем с их географических знаний и их стремления использовать географию для продвижения государственных интересов. Хазары построили свое государство на пересечении двух стратегически важных торговых путей. Один пролегал от Балтийского моря в северной Евразии до Кавказа, Каспийского моря и Ближнего Востока; другой пролегал от Средней Азии (Хорезм) до современной Украины и территорий западной России.
Таким образом, хазары оказались в главном перевалочном пункте. Торговцы, как мусульмане, так и евреи, с Ближнего Востока, Средней Азии и земель, которые сейчас принадлежат России и Украине, посещали Хазарию и ее столицу Итиль на реке Волге.
Поразительно, насколько хорошо хазары понимали и использовали географию для достижения своих экономических и политических целей. Им удалось взять под контроль крупные реки области: Волгу, Дон, а также различные устья, идущие к ним. Они строили крепости и собирали налоги на основных входах и выходах рек. Более того, хазары контактировали с Балтийским морем и даже с восточной и западной Европой. Географ IX века Ибн-Хордадбех записал, что еврейские торговцы из Андалусии (Испания) посещали хазарские земли. Торговля была настолько активной, что миллионы монет были найдены в землях к северу от Черного и Каспийского морей.
Геополитическое мышление хазар также проявлялось в их стремлении контролировать стратегические перевалы и такие города, как Дарубанд, между Кавказскими горами и Каспийским морем, в точке, где проход сужается всего до трех километров.
Эти стратегические действия хазар привели их к столкновению с Исламской империей, которая также стремилась контролировать ключевые переправы, дороги и трансконтинентальные торговые пути.
На западе, вокруг Черного моря, хазары столкнулись с византийцами, которые также стремились контролировать торговлю и стратегические крепости вокруг моря. Однако, поскольку мусульмане в значительной степени одержали победу над византийцами, последние решили вступить в союз с хазарами, исходя из логики, что византийско-хазарский союз был бы слишком большим для мусульман со стратегической точки зрения.
Исламская империя, вероятно, согласилась с этой оценкой, что, вероятно, объясняет, почему она установила внезапный мир с хазарами в 750 году, когда к власти пришли Аббасиды и перенесли столицу империи из Дамаска в Багдад.
Таким образом, византийцы и мусульмане сошлись в битве за стратегический союз с хазарами. Обе стороны использовали экономические и религиозные инструменты в своих попытках повлиять на хазар.
Примечательно, что хазары отреагировали на двойное ухаживание христианской и исламской империй, приняв стратегическое решение не принимать ни одну из их религий, а вместо этого обратиться в иудаизм. Это решение предполагает, что стратегическое мышление хазар простиралось далеко за пределы географии и торговли.
Мусульманские путешественники в Хазарию, а также мусульманские историки и географы отмечали продуманность такого выбора государственной религии. Иудейское государство было очень терпимо к иностранцам, а также к местным и мировым религиям. Судебная система хазар состояла из иудейских, мусульманских, христианских и языческих «судей», которые рассматривали дела, касающиеся серьезных разногласий.